Научная статья на тему 'Сравнительный анализ особенностей социально-психологической компетентности младших школьников при задержанном и нормативном развитии'

Сравнительный анализ особенностей социально-психологической компетентности младших школьников при задержанном и нормативном развитии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
483
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / CHILDREN WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT / FEATURES OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / PERCEPTION OF THE SOCIAL SITUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королева Юлия Александровна

В статье рассмотрено такое понятие, как «социально-психологическая компетентность». На примере младших школьников с нормальным и задержанным развитием показаны особенности ее формирования в условиях нормального онтогенеза и дизонтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Королева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative analysis of characteristics of social-psychological competence of junior schoolchildren with delayed and normal development

The article is dedicated to the consideration of such a notion as «social-psychological competence». By the example of junior schoolchildren with the normal development and those with the delayed development the peculiarities of its formation under conditions of normal ontogenesis and dysontogenesis are shown.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ особенностей социально-психологической компетентности младших школьников при задержанном и нормативном развитии»

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

УДК 373.301.25 ББК 74.202.4

Ю. А. Королева Сравнительный анализ особенностей социально-психологической компетентности младших школьников при задержанном и нормативном развитии

В статье рассмотрено такое понятие, как «социально-психологическая компетентность». На примере младших школьников с нормальным и задержанным развитием показаны особенности ее формирования в условиях нормального онтогенеза и дизонтогенеза.

The article is dedicated to the consideration of such a notion as «social-psychological competence». By the example of junior schoolchildren with the normal development and those with the delayed development the peculiarities of its formation under conditions of normal ontogenesis and dysontogenesis are shown.

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, дети с задержкой психического развития, характеристики социально-психологической компетентности, восприятие социальной ситуации.

Key words: social-psychological competence, children with delay of mental development, features of social-psychological competence, perception of the social situation.

Активное развитие информационного пространства, преобразования в социокультурной среде, усложнение жизнедеятельности общества, нестабильность практически во всех сферах жизни в России и многих других странах мирового сообщества требуют особой подготовки молодого поколения.

Подготовленный к жизни в обществе современный человек должен обладать не только «образовательной компетенцией», понимаемой как совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности [3], но и особой компетентностью в сфере взаимодействия согласно современным условиям жизни, требованиям общества. Такая компетентность определяется нами как социально-психологическая.

Социально-психологическая компетентность являлась объектом исследования разных авторов (А.А. Деркач, В.Н. Куницына, Л.А. Петровская, А.Н. Сухов и др.), которые рассматривали развитие этой компетентности в профессиональной деятельности. Вместе с тем в научно-исследовательской литературе не существует общепринятого понятия «социально-психологическая компетентность». Продолжают оставаться неразрешенными проблемы, связанные с определением структуры социально-психологической компетентности, поиском механизмов и средств ее развития, определением ее

содержания на разных возрастных этапах. Отсутствуют работы, рассматривающие социально-психологическую компетентность как характеристику развивающейся личности младшего школьника с задержкой психического развития.

Выбор контингента испытуемых связан с тем, что, во-первых, младший школьный возраст является сензитивным для формирования навыков взаимодействия. Именно в этот период жизни у ребенка развивается способность оценивать окружающих и себя, формируется волевая сфера, происходит активное освоение поведенческих стереотипов. Во-вторых, школьники с задержкой психического развития имеют более низкие возможности соответствовать требованиям современного общества по сравнению с возможностями нормально развивающихся сверстников, а это обусловливает необходимость не только в изучении, но и в разработке психолого-педагогической помощи этим детям, поиска специальных условий для их максимального личностного развития и развития способности взаимодействовать.

В социально-педагогическом словаре социально-психологическая компетентность определяется как информированность и способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений [2]. В.Н. Куницына включает в социальнопсихологическую компетентность представления о разнообразии социальных ролей и способах взаимодействия, умение решать межличностные проблемы [1]. Нам близко мнение этого автора, так как акцент ставится на качествах, обеспечивающих успешность межличностного взаимодействия.

Рассматривая социальную компетентность, авторы по-разному подходят к анализу ее структуры, выделяя такие компоненты, как когнитивноориентированный, поведенчески-ориентированный, личностно-ориентированный (Н.В. Калинина), профессионализация, социальная адаптация и личностное самоопределение (Н.А. Рототаева), движущие силы, знания и личностная активность (А.Н. Новиков). Однако мы использовали традиционный подход к определению структуры многих психологических феноменов, выделяя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты во взаимосвязи. Это позволило нам сформулировать следующее определение социальнопсихологической компетентности: это система когнитивных, эмоциональных и поведенческих характеристик развивающейся личности, которые необходимы для успешного осуществления взаимодействия в межличностной сфере.

В качестве основного к организации исследования социальнопсихологической компетентности использовался сравнительный подход, в основе которого лежат идеи Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер об общих и специфических закономерностях психического развития детей с отклонениями и нормально развивающихся.

Исследование выполнено на базе общеобразовательных учреждений г. Оренбурга: школы-интерната № 4, средних общеобразовательных школ № 57, 67, 71.

В исследовании приняли участие 96 учащихся 1-4 классов. Возраст от 8 до 10 лет. Экспериментальная группа представлена 46 младшими школьниками с задержкой психического развития, обучающихся в школе-интернате. Все дети данной группы из семей с низким социальным уровнем, из неполных и (или) асоциальных семей. Контрольная группа - 50 нормально развивающихся младших школьников.

Анализ психологических характеристик социально-психологической

компетентности младших школьников с задержанным и нормальным развитием позволяет увидеть, что взаимодействие младших школьников этих двух групп имеет как общие, так и специфические особенности.

Исследование характеристик социально-психологической компетентности детей с ЗПР и нормативным развитием позволило выделить характерные для них возрастные особенности:

• преобладающая внешняя агрессивная направленность поведения, обусловленная определенной конфликтностью этого возраста, импульсивностью, повышенной эмоциональностью. Данные характеристики возраста рассмотрены в работах Я.Л. Коломинского, А.В. Петровского и др.;

• невысокая способность конструктивно решать конфликтные ситуации;

• трудности в дифференциации проблемных ситуаций взаимодействия;

• наиболее проблемными ситуациями взаимодействия являются

взаимоотношения между сверстниками, а затем уже с учителем и родителями.

Как показывают результаты, между младшими школьниками экспериментальной группы и нормально развивающимися детьми имеет место высокий уровень статистически значимых отклонений по следующим показателям: «социальная адаптация к окружению», «внешненаправленное поведение», «агрессия, направленная на себя, чувство вины», «фиксация на самозащите».

Низкий уровень социальной адаптации детей с ЗПР, выявившийся в процессе исследовательской работы, подтверждает мнение исследователей о том, что способности к адаптации у воспитанников школы-интерната, имеющих ЗПР, снижены по сравнению с нормально развивающимися детьми. Ярко выраженное агрессивное поведение в процессе общения с окружающими, слабо развитая способность к принятию ответственности за свои поступки и фиксированность на самозащите - это те характеристики, которые отличают эмоционально-поведенческий компонент социально-психологической компетентности детей экспериментальной группы от нормально развивающихся школьников.

С достоверностью различий была подтверждена и разница в таких показателях, как «восприятие ситуации как незначительной или неизбежной» (Р<0,01) и «фиксация на удовлетворении потребности» (Р<0,05). Невозможность младших школьников воспринимать фрустрирующую ситуацию как что-то незначительное доказывает мысль о низком пороге фрустрационной толерантности, характерном для детей с ЗПР при неблагополучных условиях воспитания.

Анализ реакций младших школьников с ЗПР позволяет выделить следующие особенности социально-психологической компетентности (экспериментальная группа):

0 ярко выраженное агрессивное поведение в процессе общения с окружающими;

0 слабо развитая способность к принятию ответственности за свои поступки и фиксированность на самозащите;

0 низкий порог фрустрационной толерантности;

0 недостаточное владение навыками конструктивного поведения, что проявляется в агрессивных тенденциях, пренебрежении или незнании нравственных норм;

0 преимущественная стратегия взаимодействия - соперничество;

0 низкий уровень самостоятельности в ситуациях взаимодействия, снижение способности к гибкому, адаптивному поведению.

Таким образом, младшие школьники с задержанным развитием в большей мере, чем нормативно развивающиеся сверстники, в сложных ситуациях взаимодействия имеют такие реакции, как агрессия, конфликтность, эмоциональная несдержанность. Специфические особенности социальнопсихологической компетентности детей младшего школьного возраста при задержанном развитии обусловлены как особенностями дизонтогенеза (замедление темпов овладения ведущим видом деятельности, задержка в формировании системы социальных отношений, представлений и знаний о них, недоразвитие эмоциональной сферы в целом и, в частности, недостаточность развития саморегуляции и самоконтроля), так и группой внешних факторов (преимущественно неблагополучный опыт семейных отношений, условия социальной депривации), что, в свою очередь, опосредует снижение возможности владения основами социально-психологической компетентности младшими школьниками с задержкой психического развития на уровне нормально развивающихся сверстников.

Список литературы

1. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. - 1995. - № 2. - Вып. 1. - Ч. 1. - С. 48-61.

2. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - С. 125.

3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Докл. 4-й Всерос. дистанц. авг. пед. конф. "Обновление российской школы" (26 авг. - 10 сент. 2002 г.).

http: // www.eidos.ru/conf/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.