Научная статья на тему 'Межличностное общение как маркер эффективной социализации подростков с задержкой психического развития'

Межличностное общение как маркер эффективной социализации подростков с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1062
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERPERSONAL COMMUNICATION / SOCIALIZATION / ADOLESCENTS / DELAYED MENTAL DEVELOPMENT / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ЗАДЕРЖАННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович, Лялина Ирина Игоревна

Предлагаемое исследование посвящено изучению особенностей межличностного общения подростков с задержкой психического развития (ЗПР). В процессе исследования установлено, что подросткам с ЗПР сложно устанавливать контакт. В ученическом коллективе они занимают низкие статусные позиции «малопопулярные» и «отверженные». Подростки с нормальным психическим развитием не принимают своих сверстников с ЗПР в свой круг общения. Большинство подростков с ЗПР, так же как и подростков с нормальным психическим развитием, имеют нормальный уровень агрессивности. Уровень враждебности у подростков с ЗПР выше по сравнению со сверстниками, имеющими нормальное психическое развитие. У подростков и с нормальным развитием, и с ЗПР имеются проблемы, связанные с отношением к отцу, будущему и нереализованным возможностям. Доля подростков, имеющих указанные проблемы, составляет 5-10 %. Среди подростков с ЗПР данный показатель чуть выше. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что подростки с ЗПР имеют особенности межличностного общения, которые затрудняют их пребывание в ученическом коллективе. Психологам и педагогам необходимо знать специфику межличностного общения подростков с ЗПР для обеспечения максимально комфортной и безопасной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович, Лялина Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPERSONAL COMMUNICATION AS A MARKER OF EFFECTIVE SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION

The present study examines the characteristics of interpersonal communication of adolescents with mental retardation. The study found that it is difficult for adolescents with mental retardation to establish contact. In the pupils’ group they occupy lower status positions “unpopular” and “outcast”. Teens with normal mental development do not accept their peers with mental retardation in their social circle. Most adolescents with mental retardation, as well as young people with normal mental development, have a normal level of aggressiveness. The level of hostility of adolescents with mental retardation is higher compared with their peers who have normal mental development. Adolescents with normal development, and mental retardation, have problems associated with the attitude to their father, the future and unrealized possibilities. The share of adolescents with these problems is 5-10 %. Among adolescents with mental retardation this figure is slightly higher. The results of the study suggest that adolescents with mental retardation have the peculiarities of interpersonal communication, which make their stay in pupils group difficult. Psychologists and teachers need to know the specifics of interpersonal communication of adolescent with mental retardation to provide the most comfortable and safe educational environment.

Текст научной работы на тему «Межличностное общение как маркер эффективной социализации подростков с задержкой психического развития»

УДК 159.9:316.77 + 159.9:316.37 + 159.9:61

Е. В. Гребенникова, И. Л. Шелехов, И. И. Лялина

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК МАРКЕР ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Предлагаемое исследование посвящено изучению особенностей межличностного общения подростков с задержкой психического развития (ЗПР). В процессе исследования установлено, что подросткам с ЗПР сложно устанавливать контакт. В ученическом коллективе они занимают низкие статусные позиции - «малопопулярные» и «отверженные». Подростки с нормальным психическим развитием не принимают своих сверстников с ЗПР в свой круг общения. Большинство подростков с ЗПР, так же как и подростков с нормальным психическим развитием, имеют нормальный уровень агрессивности. Уровень враждебности у подростков с ЗПР выше по сравнению со сверстниками, имеющими нормальное психическое развитие. У подростков и с нормальным развитием, и с ЗПР имеются проблемы, связанные с отношением к отцу, будущему и нереализованным возможностям. Доля подростков, имеющих указанные проблемы, составляет 5-10 %. Среди подростков с ЗПР данный показатель чуть выше.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что подростки с ЗПР имеют особенности межличностного общения, которые затрудняют их пребывание в ученическом коллективе. Психологам и педагогам необходимо знать специфику межличностного общения подростков с ЗПР для обеспечения максимально комфортной и безопасной образовательной среды.

Ключевые слова: межличностное общение, социализация, подростки, задержанное психическое развитие.

Межличностное общение является необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование как отдельных психических процессов, так и личности в целом [1-3].

В качестве основной структурной единицы анализа межличностного общения выступает не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Иначе говоря, каждый из участников общения определенным образом влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, собеседники приспосабливают их к конкретной ситуации общения; содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, реструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.

В рамках межличностного общения принято выделять несколько базовых понятий, которые имеют свое проблемное поле: межличностный контакт, межличностная коммуникация, межличностное взаимодействие, межличностные отношения [4-6].

Понятие «межличностный контакт» становится одним из инструментов исследования проблемы возникновения условий общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом направлены (физически и психологически) друг на друга. Тем самым они не только признают сам факт существования друг друга, но и вступают во взаимодействие, создавая условия для передачи информации по каналам связи.

Понятие «межличностная коммуникация» направлено на анализ способов обмена сообщениями между партнерами, их приема и переработки.

Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.

Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений.

Развитие межличностного общения происходит в течение всей жизни человека. Однако самый важный и сложный этап приходится на подростковый возраст, который занимает промежуточное положение между детством и юностью. Все стороны развития подростка подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Подростковый возраст характеризуется противоречивыми тенденциями социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления: дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается массой положительных факторов - возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям [7, 8].

Подростковый возраст весьма существен для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При этом в формировании личности подростка роль общения с взрослыми и сверстниками неодинакова. Так, если в общении с взрослыми подросток усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действий, то общение с ровесниками является своеобразным испытанием себя в личностной сфере. В общении с взрослыми подросток всегда находится в позиции младшего, а при таких условиях не все морально-этические нормы могут быть им усвоены и апробированы. В отношениях со сверстниками он равноправен, исполняя роли организатора и исполнителя, друга и соперника, друга [9].

Характеризуя подростковый возраст, важно отметить, что это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях, при дизонтогенезе, в частности при ЗПР, возможны более серьезные нарушения, поскольку данное состояние имеет свои особенности [10-12].

У подростков с ЗПР отмечается недостаточная познавательная активность, которая, сочетаясь с быстрой утомляемостью и истощаемостью, может серьезно тормозить их обучение и развитие.

Подростки с ЗПР могут допускать в своем поведении срывы и агрессивные настроения, они обидчивы и вспыльчивы. Для того чтобы вывести их из таких состояний, требуются время, особые методы, большой такт и терпение со стороны педагога и других взрослых, которые окружают подростка с ЗПР. Кроме того, такой категории подростков трудно переключаться с одного вида деятельности на другой.

Особенности межличностного общения подростков с ЗПР, сочетающиеся со сниженной познавательной активностью и спецификой эмоционально-волевой сферы, препятствуют не только их благоприятной социализации, но и становлению личности в целом.

Целью проведенного нами исследования являлось изучение межличностного общения подростков с ЗПР в контексте оценки их социализации. Эмпирическая часть исследования была проведена на базе МАОУ «СОШ № 28» г. Томска с участием обучающихся 7-х классов, которые были разделены на две группы: 1-я группа - подростки с нормальным психическим развитием, 2-я группа - подростки с ЗПР.

Для изучения специфики межличностного общения подростков с ЗПР использовали социометрический метод, опросник Баса-Дарки, тест Сакса-Леви.

С помощью социометрического метода установили, что у подростков с нормой психического развития положительных выборов (Е = 74) больше, чем отрицательных (Е = 28). В то время как у подростков с ЗПР, напротив, преобладали отрицательные выборы (Е = 96), а количество положительных выборов составило 44. При этом большинство подростков с ЗПР в классах занимали позиции малопопулярных и отверженных.

Используя опросник Басса-Дарки, выявили различные тенденции в отношении агрессивности и враждебности. Среди подростков двух групп было выявлено два уровня агрессивности - либо нормальный, либо низкий. Причем для 70-75 % подростков как с нормальным, так и задержанным психическим развитием характерен нормальный уровень агрессивности. В отношении враждебности ситуация иная. Среди подростков с нормальным развитием 38 % подростков демонстрируют высокий уровень враждебности и 62 % - нормальный уровень. В группе подростков с ЗПР 50 % имели высокий уровень враждебности и 50 % - нормальный уровень.

Тест Сакса-Леви позволил выявить осознаваемые и неосознаваемые установки подростков, их отношение к родителям, семье, представителям своего и противоположного пола, вышестоящим по служебному положению и подчиненным, своим страхам и опасениям, чувству вины, прошлому и будущему, жизненным целям.

Тест Сакса-Леви показал, что у подростков и с нормальным развитием, и с ЗПР имеются однотипные проблемы, связанные с отношением к отцу, будущему и нереализованным возможностям. Доля подростков, имеющих указанные проблемы, составляет 5-10 %. Среди подростков с ЗПР данный показатель чуть выше.

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, можно сказать, что межличностное общение подростков с ЗПР имеет свою специфику, которая, безусловно, отражается на эффективности социализации данной группы подростков.

Список литературы

1. Алтунина И. Р., Немов Р. С. Социальная психология: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2011. 426 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник. М.: Аспект Пресс, 2010. 363 с.

3. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения: полный курс. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. 416 с.

4. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2011. 573 с.

5. Куницына В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

6. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология общения: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 317 c.

7. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010. 811 с.

8. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт. - сост. С. А. Коробкина. Волгоград: Учитель, 2014. 237 с.

9. Волков Б. С. Психология подростков. СПб.: Питер, 2010. 240 с.

10. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л. Специальная психология. Введение в специальность: учеб. пос-е. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2015. 264 с.

11. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л. Особенности внимания младших школьников с ОНР IV уровня, обучающихся в условиях общеобразовательной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 76-78.

12. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Интернет-журнал «Науковедение». Т. 7, № 2 (2015). ISSN 2223-5167. URL статьи: http:// naukovedenie.ru/PDF/18PVN215.pdf (доступ свободный).

Гребенникова Е. В., кандидат биологических наук, декан. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: dekanat_fpsor@mail.ru

Шелехов И. Л., кандидат психологических наук, доцент, чл.-корр. Международной академии психологических наук (МАПН.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: brief@sibmail.com

Лялина И. И., магистрант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: dekanat_fpsor@mail.ru

Материал поступил в редакцию 15.09.2015.

E. V. Grebennikova, I. L. Shelekhov, 1.1. Lyalina

INTERPERSONAL COMMUNICATION AS A MARKER OF EFFECTIVE SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS

WITH MENTAL RETARDATION

The present study examines the characteristics of interpersonal communication of adolescents with mental retardation. The study found that it is difficult for adolescents with mental retardation to establish contact. In the pupils' group they occupy lower status positions - "unpopular" and "outcast". Teens with normal mental development do not accept their peers with mental retardation in their social circle. Most adolescents with mental retardation, as well as young people with normal mental development, have a normal level of aggressiveness. The level of hostility of adolescents with mental retardation is higher compared with their peers who have normal mental development. Adolescents with normal development, and mental retardation, have problems associated with the attitude to their father, the future and unrealized possibilities. The share of adolescents with these problems is 5-10 %. Among adolescents with mental retardation this figure is slightly higher.

The results of the study suggest that adolescents with mental retardation have the peculiarities of interpersonal communication, which make their stay in pupils group difficult. Psychologists and teachers need to know the specifics of interpersonal communication of adolescent with mental retardation to provide the most comfortable and safe educational environment.

Key words: interpersonal communication, socialization, adolescents, delayed mental development.

References

1. Altunina I. R., Nemov R. S. Sotsial'naya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov [Social Psychology: a textbook for higher educational institutions]. Moscow, Yurayt Publ., 2011. 426 p. (in Russian).

2. Andreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya: uchebnik [Social psychology: textbook]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2010. 363 p. (in Russian).

3. Verderber R., Verderber K. Psikhologiyaobshcheniya:polnyykurs [Psychology of communication: a full course]. St. Petersburg, Praym- EVROZNAK Publ., 2010. 416 p. (in Russian).

4. Ilyin E. P. Psikhologiya obshcheniya imezhlichnostnykh otnosheniy [Psychology of communication and interpersonal relations]. St. Petersburg, Piter Publ., 2011. 573 p. (in Russian).

5. Kunitsyna V. N. Mezhlichnostnoye obshcheniye: uchebnik dlya vuzov [Interpersonal communication: a textbook for higher educational institutions]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 544 p. (in Russian).

6. Stolyarenko L. D., Samygin S. I. Psikhologiya obshcheniya: uchebnik [Psychology of communication: the textbook]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2013. 317 p. (in Russian).

7. Abramova G. S. Vozrastnaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov [Psychology: a textbook for higher educational institutions]. Moscow, Yurayt Publ., 2010. 811 p. (in Russian).

8. Adaptatsiya uchashchikhsya na slozhnykh vozrastnykh etapakh (1, 5, 10 klassy): sistema raboty s defmi, roditelyami, pedagogami [Adaptation of pupils at the complicated age stages (1, 5, 10 classes): the system of work with children, parents, educators]. Avtor-sostavitel' S. A. Korobkina. Volgograd, Uchitel' Publ., 2014. 237 p. (in Russian).

9. Volkov B. S. Psikhologiya podrostkov [Psychology of adolescents]. St. Petersburg, Piter Publ., 2010. 240 p. (in Russian).

10. Grebennikova E. V., Shelekhov I. L. Spetsial'naya psikhologiya. Vvedeniye v spetsial'nost': uchebnoye posobiye [Special psychology. Introduction to speciality: Textbook]. Tomsk, TGPU Publ., 2015. 264 p. (in Russian).

11. Grebennikova E. V., Shelekhov I. L. Osobennosti vnimaniya mladshikh shkol'nikov s ONR IV urovnya, obuchayushchikhsya v usloviyakh obshcheobrazovatel'noy shkoly [Peculiarities of attention of younger schoolchildren with general speech underdevelopment of IV level enrolled in a comprehensive school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 6 (159), pp. 76-78 (in Russian).

12. Grebennikova E. V., Shelekhov I. L., Berestneva O. G. Psikhologo-pedagogicheskaya kompetentnost' roditeley, vospityvayushchikh detey-invalidov [Psycho-pedagogical competence of parents with disabled children]. Internet-zhurnal "Naukovedeniye" - Internet magazine «Science of science». Vol. 7, № 2 (2015). ISSN 2223-5167. URL for this article: http:// naukovedenie.ru/PDF/18PVN215.pdf (free access) (in Russian).

Grebennikova Е. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: dekanat_fpsor@mail.ru

Shelekhov I. L.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: brief@sibmail.com

Lyalina I. I.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: dekanat_fpsor@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.