Научная статья на тему 'Психолого-акмеологический подход в изучении и разрешении конфликтов'

Психолого-акмеологический подход в изучении и разрешении конфликтов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
392
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зазыкин Владимир Георгиевич

В статье представлено содержание психолого-акмеологического подхода в исследовании конфликтов, разрешении и управлении ими. По мнению автора, психологические исследования конфликтов обладают большей объяснительной значимостью — именно психологическое знание позволяет лучше понять конфликтующие стороны, истинные, а не декларируемые, причины конфликтов, особенности конфликтного поведения, отношений и деятельности, а это позволяет на психологической основе разрабатывать эффективные методы управления и разрешения конфликтами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ACMEOLOGICAL APPROACH IN STUDYING AND THE RESOLUTION OF CONFLICTS

In clause submits the maintenance psychological acmeological approach in research of conflicts, the sanction and management by them. In opinion of the author, psychological researches of conflicts possess the greater explanatory importance — the psychological knowledge allows to understand better the conflicting parties, true, instead of declared, the reasons of conflicts, features of disputed behaviour, attitudes and activity, and it allows to develop on a psychological basis effective methods of management and the sanction conflicts.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологический подход в изучении и разрешении конфликтов»

- разработка квалификационных требований, учебных планов и программ с учетом перспектив развития образования;

- совершенствование научно-методического сопровождения подготовки военных преподавателей, их профессионального роста;

- расширение спектра научных специальностей по проблемам военной педагогики и акмеологии, военной психологии и истории;

- более широкое привлечение в диссертационные советы военных вузов ведущих представителей отечественной науки;

- более тесное взаимодействие военных ученых и ученых РАО, АПСН, других общественных академий по вопросам издания совместных монографий, учебников, учебных пособий, предназначенных для подготовки и переподготовки специалистов с высшим образованием.

Оптимизация управления военными вузами:

- разработка теоретико-методологических основ управления военными вузами, оптимизации их состава и совершенствования организационно-штатной структуры. Военная акмеология уверенно смотрит в будущее. Свои главные надежды мы связываем, прежде всего, с подготовкой высококвалифицированных офицерских кадров XXI века, способных обеспечить надежную обороноспособность России. Концептуальны в этом смысле слова президента Эйзенхауэра, прозвучавшие в обращении в обращении к американскому народу в связи с запуском первого спутника Земли: «Наши школы... важнее наших радиолокационных станций обнаружения, школы таят в себе большую силу, чем энергия атома».

© Михайловский В. Г., 2004

В. Г. Зазыкин

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ И РАЗРЕШЕНИИ

КОНФЛИКТОВ

оследние годы, по свидетельству многих специалистов в области исследования конфликтов, характеризуются значительным возрастанием числа различных конфликтов практически во всех сферах жизнедеятельности человека (А.Я. Анцупов, Е.М. Емельянов, А.К. Зайцев, А.Н. Сухов, А.И. Шипилов и др.). Это привело к интенсификации исследований конфликтов, осуществляемых в разных науках, укреплению позиций обобщающих междисциплинарных исследований, проводимых в проблемном поле, связанном с конфликтами, поиску новых методов эффективного разрешения конфликтов или управления ими. О внимании отечественной науки к проблемам конфликта свидетельствует количество публикаций, а так же докторских и кандидатских диссертаций, защищенных за последние пятьдесят лет — их более шестисот [1], хотя некоторые идеологизированные науки не так давно констатировали, что в условиях социалистического общества в принципе нет места социальным или иным конфликтам. Диссертационные исследования по проблемам конфликта проводились и проводятся в психологии, философии, социологии, искусствоведении, политологии, истории, педагогике, правоведении, физико-математическими науками, в медицине, военной науке, социобиологии, экономике, географии [1]1. Соответственно, общее количество крупных публикаций по проблемам конфликта превысило пять сотен.

Такое пристальное внимание к конфликтом привело к формированию комплексной дисциплины — конфликтологии, претендующей на статус самостоятельной науки. В разработке проблем конфликтов конфликтология дает весьма важные результаты на уровне обобщающего знания — это разработка понятийного аппарата, анализ сущностных харак-

теристик конфликтов, их классификации, структура, функции, генезис, динамика, модели, теоретические подходы методологические основания изучения конфликтов, общие рекомендации по их предупреждению и разрешению и пр. В то же время, это знание является избыточно обобщающим, от него очень трудно перейти на уровни особенного и единичного, что обусловлено практикой, которая настоятельно требует разработки относительно простых надежных конструктивных методов предупреждения и разрешения конфликтов или управления ими. В связи с этим уже в период становления конфликтологии возникла тенденция к ее дифференциации — оформились и активно развиваются такие направления, или дисциплины, как социология конфликтов, психология конфликтов, а так же организационная, юридическая, педагогическая, политическая конфликтология и др. Однако, что характерно, во многих из отмеченных направлений подчеркивается приоритетная роль объективных условий и факторов, которые в рамках парадигм наук, формирующих данные направления, определяют причины возникновения конфликтов, особенности их протекания и разрешения. Это отразилось и на подходах и методах изучения конфликтов, среди которых доминируют системные: системно-функциональный, системно-генетический, системно-информационный, системно-ситуационный, системно-содержательный — и междисциплинарные подходы (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов и др.). Отдавая должное роли данных подходов и значимости полученных с их помощью научно-практических результатов в исследованиях конфликтов, все же отметим, как нами подчеркивалось, их избыточную обобщенность, а следовательно, недостаточную конструктивность и эффективность. Они по сути дела называют пути решения задач, а не способы и методы. Выходом из создавшегося положения является пересмотр исследовательских позиций в отношении сущностных характеристик конфликта и его изучения. И здесь можно с уверенностью констатировать, что многие сущностные характеристики любого конфликта являются в большинстве случаев субъективными, то есть психологическими, личностными. Поэтому психологические исследования конфликтов обладают большей объяснительной значимостью — именно психологическое знание позволяет лучше понять конфликтующие стороны, истинные, а не декларируемые, причины конфликтов, особенности конфликтного поведения, отношений и деятельности, переживания конфликтов, а это позволяет на психологической основе разрабатывать методы управления и разрешения конфликтами. Обоснуем данное утверждение.

В первую очередь хотелось бы подчеркнуть, что конфликты как таковые просто не существуют, конфликты — всегда между кем-то. Причем, независимо от видов конфликтов, это конфликты межличностные или межгрупповые, направляемые отдельными личностями. Исключение составляют внутриличностные конфликты. Даже многие социальные или политические конфликты, если разобраться глубже, всегда связаны с межличностными конфликтами лидеров или их определенными личностными особенностями. Примеров история предоставляет очень много. Большие социальные группы по сути дела конфликтуют по их воле, умело направляемые (усиливаемые или ослабляемые) ими в зависимости от их интересов и опять же — личностных особенностей. Дополнительной иллюстрацией такому утверждению может служить и классическая структура конфликта, согласно которой он состоит из оппонентов, объекта и предмета конфликта и инцидента. Если из нее вывести хотя бы одного из оппонентов или исключить предмет конфликта, который во многих случаях связан с их несложившимися отношениями, психологической несовместимостью, соперничеством и пр., конфликта просто не будет.

Далее, известно, что конфликты возникают вследствие действия различных противоречий. Однако, известно, что реагирование на данные противоречия во многом определяется не столько их силой и содержанием, сколько их субъективным восприятием, а данное восприятие в свою очередь определяется, в соответствии с принципом психологического детерминизма, внутренними условиями личности, которые индивидуальны и весьма специфичны. Отсюда, кто-то возникающие противоречия воспринимает их как явную угрозу для себя, а это необходимое и достаточное условие запуска конфликтов, кто-то ищет пути

АКМЕОЛОГИЯ, № 3, 2004

и способы конструктивного разрешения, а кто-то вообще считает их несущественными. Среди этих внутренних условий, обусловливающих реагирование на противоречия исключительно как угрожающие, можно назвать: холерический темперамент с высоким уровнем нейротизма; наличие некоторых сильных и слабо контролируемых акцентуаций (например, паранойяльности, маниакальности, педантичности и пр.); сформированных негативных психологических установок; особые состояния сознания (в частности, повышенной внушаемости); профессиональная деформация и многое другое. Именно они, а не что другое, часто являются главными психологическими причинами развертывания конфликтов.

Еще один важный аргумент — ни один подход, кроме личностного (психологического), не может глубоко объяснить феномен так называемых конфликтных личностей. Конфликтной называется личность, часто организующая конфликты, имеющие деструктивное содержание, или постоянно вовлекающаяся в них [7]. Таких личностей не так много — около 3 %, но их разрушительные возможности огромны. Конфликт для них — главная форма личностной самореализации и самоутверждения, а не способ разрешения проблем и противоречий, поэтому взаимодействие с ними очень сложное. Проблема состоит еще и в том, что они в разнообразных конфликтах они маскируются, выбирая социально одобряемые роли, например, «поборников справедливости», «новаторов» и пр. Конфликтные личности ищут профессиональную среду, отличающуюся повышенной конфликтогенностью, поэтому их много в политике, журналистике, системе образования, театральном искусстве и др. Конструктивное разрешение конфликтов с их участием практически невозможно, потому что на самом деле они в этом не заинтересованы. Единственное, что может помочь — это психологическое воздействие на них, которое должно привести к смене их отношений. В психологии разработаны системные описания конфликтных личностей, обоснованы конкретные методы их психологической диагностики [2, 5].

Следует подчеркнуть, что многие формы конфликтности связаны с действием бессознательных механизмов регуляции поведения и отношений. Они могут проявляться в различных видах сильного и неосознаваемого внутриличностного конфликта, например, вызванного сильными психическими травмами в раннем детстве, который для субъекта индивидуально практически неразрешим. Все применяемые способы индивидуального стихийного разрешения внутриличностного конфликта (симуляция страданий, номадизм, переадресовка энергии и пр.) могут дать лишь временные результаты. Важно отметить, что именно эти бессознательные причины или механизмы часто являются главными в общей конфликтной направленности личности и ее поведении и деятельности. Такие люди не в состоянии действовать в конфликте рационально, они не воспринимают предлагаемые варианты разрешения конфликта, даже в случае своей победы, чувствуют себя ущемленными, потому что истинная причина такого поведения осталась с ними. Выходом из создавшейся ситуации может стать психотерапевтическая коррекция их личности.

Одной из важнейших особенностей конфликта является то, что он осуществляется в виде конфликтного противоборства, а это не что иное, как специфический вид деятельности. Было показано, что оно удовлетворяет всем характерным требованиям статуса деятельности: имеет цель, направляется мотивами, содержит антиципацию, внутренне планирование, принятие решений, контроль и пр. Но эта конфликтная деятельность очень своеобразна. Ее своеобразие заключается в том, что она не является нормативно заданной, алгоритмизированной — многое в ней зависит от конфликтной ситуации и особенно - субъекта конфликта. В ней участник конфликта проявляет себя именно как субъект, осуществляя самостоятельное целеполагание, выбирая средства деятельности, принимая решения, неся ответственность за ее результаты и пр. И если любая предметная деятельность отличается так называемым «личностным профилем» — все структурные элементы деятельности зависят от психологических особенностей субъекта, то в конфликтной деятельности этот личностный профиль проявляется наиболее рельефно. Наиболее наглядно это видно при сборе и анализе информации (личностно-ситуативная селективность), принятии решений

1 Науки представлены в порядке убывания количества диссертаций.

(решительности-нерешительности, степени тривиальности и пр.), прогнозировании их последствий, реализации и пр. Здесь весьма велика роль характерных для субъекта эмоциональных реакций, особенностей переживания негативных эмоциональных состояний, мысленного моделирования. Личностные особенности обязательно проявляются и в выборе ролевого поведения в конфликте: кто-то выбирает роль «борца», кто-то — «невинной жертвы». Личностный фактор наглядно виден и в разработке внутренних сценариев развертывания конфликта, оценке личности оппонента, его ресурсов [6].

Хотелось бы отметить и еще один важный момент: конфликты часто возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности, поэтому эта деятельность оказывает влияние и на саму конфликтную деятельность. Как? Преимущественно направляемая тем, что связано с «профессиональным типом личности», поэтому, к примеру, конфликты в театре отличаются от конфликтов в воинских коллективах. В них по-разному осуществляется общение, формируется общественное мнение, выбираются средства психологического противоборства. И здесь личностные и психологические факторы являются одними из главных.

Наконец, проблема разрешения конфликтов. Разрешение конфликтов всегда должно быть личностно-ориентированным, учитывающим множество психологических факторов. Об этом написано во многих публикациях, правда, в большинстве случаев в виде благих пожеланий. Реализовать их на практике сложно, потому что это требует от субъектов высокого уровня общей психологической компетентности и ее конкретных видов: социально-перцептивной, психолого-педагогической и социально-психологической. Данные виды так же необходимы для применения конкретных методов разрешения конфликтов: «объективизации», «взрыва», «организации сотрудничества» и пр. К тому же практика свидетельствует, что конфликты разрешаются успешно (и окончательно), когда их разрешают сами оппоненты. Но чтобы они так поступали, на них следует оказывать психологическое воздействие (влияние): изменить их установки и отношение к противоречию и оппоненту, направить активность на конструктивное разрешение и пр.

Таким образом, подытоживая сказанное, можно утверждать, что в проблемном поле конфликтов личностный (психологический аспект) является ведущим и именно прежде всего с личностных позиций и следует изучать конфликты и решать связанные с ними практические задачи. В то же время опора на психологические знания позволяет решать преимущественно исследовательские задачи, чтобы объективно воспринимать конфликтные противоречия и оппонентов, эффективно разрешать конфликты, управлять ими, продуктивно действовать в конфликтной ситуации необходимо развивать соответствующие личностные качества и психологические умения, а это уже выход на акмеологический аспект проблемы. Акмеологический аспект проблемы проявляется прежде всего в необходимости развития конфликтологической компетентности. С психолого-акмеологической точки зрения конфликтологическая компетентность рассматривается как когнитивно-регуляторная подсистема профессионализма, связанная с особыми свойствами субъекта и его умениями, проявляющимися в способности эффективно действовать в условиях конфликта, управлять им и разрешать его. Данная компетентность имеет свою структуру, включающую [4]:

- собственно знания о причинах появления конфликта, закономерностях его развития и протекания, поведении, общении и деятельности оппонентов в конфликтном противоборстве, их психических состояниях и пр. Особую группу представляют знания психологических характеристик конфликтной личности. Все это составляет гностический компонент конфликтологической компетентности;

- умение предвосхищать действия оппонентов, их поведение в ходе конфликта, применяемые приемы конфликтного противоборства, развитие конфликта, его последствия для организации и оппонентов. Это является содержанием проектировочного компонента конфликтологической компетентности;

- умение воздействовать на оппонентов, влиять на их отношения, оценки, мотивы и цели конфликтного противоборства; формировать общественное мнение по отношению к участникам конфликта: умение осуществлять профилактику конфликта и разрешать

его на справедливой основе, выступая в качестве «третейского судьи». Данные умения составляют конструктивный компонент конфликтологической компетентности;

- умение осуществлять эффективное общение с участниками конфликта с учетом их личных особенностей и эмоциональных состояний — коммуникативный компонент конфликтологической компетентности.

В данном варианте структура коммуникативной компетентности включает компоненты (кроме организационного), соответствующие концепции Н.В. Кузьминой о содержании подсистем профессионального мастерства. Было отмечено, что конфликтологическая компетентность формируется в процессе усвоения знаний о сущности конфликтов и конфликтных отношений, с помощью специальных психологических тренингов и практической деятельности, она тесно связана с другими видами профессиональной компетентности, составляющих ядро гностического компонента профессионализма. В прикладных исследованиях данные компоненты были дополнены рефлексивно-статусным и нормативным компонентом [3]. Очевидно, что между всеми отмеченными компонентами существуют функциональные связи. Базисным является гностический компонент. Знания о сущностных характеристиках конфликта являются основой для предвосхищения действий конфликтующих сторон (проектировочный компонент), формирования умений управлять конфликтом (регулятивный), выступать в качестве «третейского судьи», действовать с учетом информативных признаков (рефлексивно-статусный компонент). Конфликтологическая компетентность не сводится только к системе знаний о сущностных характеристиках конфликта, но и предполагает активное воздействие на него, что подчеркивает роль регулятивного и нормативного компонентов. В то же время наличие определенных знаний и умений в области конфликтологии требует развития определенных личностно-профессиональных качеств (в частности, продуктивного уровня рефлексии, стресс-устойчивости и др.), позволяющих применять с требуемой эффективностью данные знания и умения для управления конфликтом. Необходимость развития личностно-профессиональных качеств и умений обусловливается и спецификой применяемых психологических технологий — тренингов, деловых и ролевых игр. Системообразующим фактором такого развития может служить высокий уровень конфликтологической компетентности субъекта, например, руководителя, если речь идет о конфликтах при управлении, уровень, принятый за эталон и тем самым направляющий активность субъекта управления на личностно-профессиональное развитие.

Очевидно, что конфликтологическая компетентность связана с социально-психологической, поскольку большое количество конфликтов возникает в коллективах и группах являются одной из форм взаимодействий. Следовательно, такие факторы как морально-психологический климат, ценностно-ориентационное единство, стиль руководства, групповые нормы поведения, ролевое поведение и общение должны оказывать влияние на характер конфликта, причины его возникновения и динамику. Конфликтологическая компетентность тесно связана с социально-перцептивной, так как субъект конфликтных взаимодействий, особенно влияющий на конфликт и разрешающий его, должен отличаться проницательностью, умением разбираться в людях, истинных мотивах их поведения, возможных стратегиях конфликтного противоборства. Очевидны так же связи с ауто-психологической компетентностью, позволяющей развивать такие качества, как стресс-устойчивость, самоконтроль, саморегуляцию, адекватную самооценку, что необходимо в условиях острых эмоциональных переживаний, сопровождающих многие конфликты. Психолого-педагогическая компетентность несомненно связана с конфликтологической, так как в процессе конфликта необходимо уметь осуществлять различные психологические и педагогические воздействия на оппонентов и коллектив, уметь вести индивидуальную работу с каждым. Наконец, надо отметить связи с административно-правовой компетентностью (иногда ее называют и профессионально-управленческой), проявляющиеся в наличии административных и правовых ограничений в выборе средств воздействия на оппонентов.

Наличие данных системных связей является благоприятным фактором с точки зрения достижения высокого уровня конфликтологической компетентности: развитие каждого из отмеченных видов компетентности приводит к развитию конфликтологической компетентности в целом. Очевидно, данный процесс, хотя имеет позитивный характер, но все же в известной мере косвенный. Чтобы придать данному процессу целенаправленный характер, необходимо иметь модели конфликтологической компетентности и алгоритмы ее продуктивного развития.

Таково в самом общем виде содержание психолого-акмеологического подхода в исследовании конфликтов, разрешении и управлении ими. Акмеологический аспект проблемы является новым не только для конфликтологии, но и психологии конфликтов, поэтому необходимы исследования, чтобы данный подход привел к формированию нового направления конфликтологии.

Литература_

1. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Российская конфликтология. Аналитический обзор 607 диссертаций. ХХ век. - М., 2004.

2. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. — Калуга, 2002.

3. Денисов О.И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя. — М., 2000.

4. Зазыкин В.Г. Конфликтологическая компетентность как фактор профессионализма государственных служащих /Российское государство и государственная служба на современном этапе. — М., 1999.

5. ЗазыкинВ.Г., ЗайцеваЕ.В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве. — М., 1998.

6. Крогиус Н.В. Личность в конфликте. — Саратов, 1976.

7. Прикладная социальная психология /Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. — М.; Воронеж, 1998.

© Зазыкин В. Г., 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.