Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ГАРМОНИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ВОЕННЫЕ ВУЗЫ / PSYCHOLOGICAL CULTURE / PSYCHOLOGICAL HEALTH / HARMONY / SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / MILITARY UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петровская М.В., Дорохов А.Н., Желтухина А.С., Тимошенко В.В.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска эффективных путей сохранения психологического здоровья специалистов. Авторами выявлена статистическая взаимосвязь между показателями психологического здоровья и гармоничностью психологической культуры, что позволяет рассматривать ее в качестве педагогического условия развития профессионально-личностных ресурсов. Психологическая культура представлена как интегративное образование личности профессионала, объединяющее психолого-акмеологическое содержание и аспекты смысложизненной и профессиональной направленности, личностно-профессиональных качеств и отношений, обеспечивающих творческую актуализацию, продуктивность деятельности, удовлетворённость трудом и взаимодействием. Реализация предложенных рекомендаций позволит обеспечить коррекцию личностных установок на здоровый образ жизни, оптимизировать психологический статус, снизить неблагоприятное влияние стресогенных факторов, актуализировать стремления к самореализации. Статья предназначена для специалистов в сфере психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, преподавателей и научных сотрудников военных вузов, курсантов, слушателей и адъюнктов, интересующихся проблемами личностного роста, сохранения и укрепления психологического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петровская М.В., Дорохов А.Н., Желтухина А.С., Тимошенко В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CULTURE AS A PEDAGOGICAL CONDITION FOR MAINTAINING THE PSYCHOLOGICAL HEALTH OF SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY UNIVERSITIES

The relevance of the article is caused due to the need to find constructive ways to preserve the psychological health of specialists. The authors identified a statistical relationship between indicators of psychological health and the harmony of psychological culture, which makes it possible to consider it as a pedagogical condition for the development of professional and personal resources. Psychological culture is presented as an integrative trait of the personality of a professional, combining the psychological and acmeological content as well as aspects of the meaning of life and professional orientation, personal and professional qualities and relationships that provide creative self-realization, productiveness of activity, satisfaction with work and interactions. The implementation of the proposed recommendations will ensure the correction of personal attitude towards a healthy lifestyle, optimize the psychological status, reduce the adverse effect of stress factors, and actualize the desire for self-realization. The article is intended for specialists in the field of psychological and pedagogical support of the educational process, teachers and researchers of military universities, cadets, students and adjuncts interested in the problems of personal growth, preservation and strengthening of psychological health.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

УДК 371.1.07

Психологическая культура как педагогическое условие сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса военных вузов

Psychological culture as a pedagogical condition for maintaining the psychological health of subjects of the educational process of military universities

Петровская М.В., Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», mariana_g@mail.ru Дорохов А.Н., Воронежский государственный педагогический университет, dor-an@mail.ru Желтухина А.С., Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», anastasya0109@mail.ru

Тимошенко В.В., Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», vvt.vrn@mail.ru

Petrovskaya M., MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh), mariana_g@mail. ru

Dorokhov A., Voronezh State Pedagogical University, dor-an@mail.ru

Zheltukhina A., MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh), anastasya0109@mail.ru

Timoshenko V., MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh), vvt.vrn@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2020.34.49.013

Ключевые слова: психологическая культура, психологическое здоровье, гармоничность, субъекты образовательного процесса, военные вузы.

Keywords: psychological culture, psychological health, harmony, subjects of the educational process, military universities.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска эффективных путей сохранения психологического здоровья специалистов. Авторами выявлена статистическая взаимосвязь между показателями психологического здоровья и гармоничностью психологической культуры, что позволяет рассматривать ее в качестве педагогического условия развития профессионально-личностных ресурсов. Психологическая культура представлена как интегративное образование личности профессионала, объединяющее психолого-акмеологическое содержание и аспекты смысложизненной и профессиональной направленности, личностно-профессиональных качеств и отношений, обеспечивающих творческую актуализацию, продуктивность деятельности, удовлетворённость трудом и взаимодействием. Реализация предложенных рекомендаций позволит обеспечить коррекцию личностных установок на здоровый образ жизни, оптимизировать психологический статус, снизить неблагоприятное влияние стресогенных факторов, актуализировать стремления к самореализации. Статья предназначена для специалистов в сфере психолого -педагогического сопровождения образовательного процесса, преподавателей и научных сотрудников военных вузов, курсантов, слушателей и адъюнктов, интересующихся проблемами личностного роста, сохранения и укрепления психологического здоровья.

Abstract. The relevance of the article is caused due to the need to find constructive ways to preserve the psychological health of specialists. The authors identified a statistical relationship between indicators ofpsychological health and the harmony of psychological culture, which makes it possible to consider it as a pedagogical condition for

the development ofprofessional and personal resources. Psychological culture is presented as an integrative trait of the personality of a professional, combining the psychological and acmeological content as well as aspects of the meaning of life and professional orientation, personal and professional qualities and relationships that provide creative self-realization, productiveness of activity, satisfaction with work and interactions. The implementation of the proposed recommendations will ensure the correction of personal attitude towards a healthy lifestyle, optimize the psychological status, reduce the adverse effect of stress factors, and actualize the desire for self-realization. The article is intended for specialists in the field ofpsychological and pedagogical support of the educational process, teachers and researchers of military universities, cadets, students and adjuncts interested in the problems of personal growth, preservation and strengthening of psychological health.

Введение. Динамика современной политической, экономической и социокультурной жизни, рост панических и депрессивных настроений на фоне пандемии, безусловно, предъявляет все более высокие требования к личностным ресурсам специалистов, в том числе к их психическому и психологическому здоровью. Организация образовательного процесса военных вузов, «зажатая» рамками нормативно-правовых актов, требованиями службы защиты государственной тайны, специфичностью учебных занятий, в том числе с техникой и вооружением на сегодняшний день не может быть реализована в дистанционном формате. В этой связи приходится констатировать, что постоянный «живой» контакт субъектов образовательного процесса военных вузов, и без того сопровождающийся стрессогенной нагрузкой, на фоне вышеназванных факторов, оказывает ярко выраженное амбивалентное влияние на их психологическое здоровье: с одной стороны наблюдается позитивная динамика со стороны коммуникативной сферы, обеспечивающей межличностное и межгрупповое взаимодействие, с другой - отмечается снижение показателей эмоциональной сферы, происходит переоценка жизненных и профессиональных ценностей, снижается устойчивость к воздействию аддиктивных факторов. Различного рода психологические проблемы в условиях пандемии и связанных с ней жесткими мерами, как отметил глава Всемирной организации здравоохранения Тедрос Аданом Гебрейесус, могут возникать у людей, которые никогда до этого не испытывали проблем с психическим и психологическим здоровьем [10].

Специалисты на основании многочисленных исследований утверждают, что важным условием сохранения психологического здоровья человека является его психологическая культура как системная личностная характеристика [1-7; 11; 12 и др.]. Однако, следует отметить, что данные работы по большей степени носят теоретический характер, недостаточно обоснованный эмпирически.

В настоящем исследовании психологическая культура рассматривается нами как «интегративное образование личности, объединяющее психолого-акмеологическое содержание и аспекты смысложизненной и профессиональной направленности, личностно-профессиональных качеств и отношений, обеспечивающих творческую актуализацию, продуктивность деятельности, удовлетворённость трудом и взаимодействием» [8;9].

Методология исследования. Теоретико-методологическую основу настоящего исследования составили: концептуальные положения системного, субъектно-личностного, деятельностного, акмеологического подходов; психолого-педагогические концепции,

раскрывающие различные аспекты проявления психологической культуры личности; исследования, отражающие особенности психологического здоровья субъектов образовательного процесса в организациях различного типа; андрагогические принципы построения траектории профессионального и личностного развития.

Результаты исследования. На базе одного из военных вузов Министерства обороны РФ было проведено исследование для выявления связи между отдельными показателями

психологической культуры личности, ее интегральным значением и маркерами психологического здоровья различных категорий постоянного и переменного личного состава. Выборку исследования составили 418 человек. Для диагностики применялись методика О.И. Моткова «Психологическая культура» и методика А.В. Козлова «Индивидуальная модель психологического здоровья». Для статистической обработки данных использовался пакет прикладных программ SPSS Statistics.

Гипотеза исследования предполагала наличие связи между показателями психологической культуры и психологического здоровья, что позволило бы оказывать психолого-педагогическое влияние на уровень психологического здоровья через развитие отдельных компонентов психологической культуры.

На первом этапе эмпирического исследования была проведена оценка психологического здоровья у различных категорий субъектов образовательного процесса в военном вузе.

Анализ результатов диагностики

психологического здоровья позволил выявить идентичность конфигурации моделей его развития у исследуемых категорий респондентов

1

а) переменный состав, курсанты

при различной степени выраженности отдельных ее компонентов, см. рисунок 1.

Наиболее развитыми показателями психологического здоровья являются стратегический и интеллектуальный векторы. При этом максимальные значения зафиксированы у слушателей (9,6±0,7 стена и 9,3±1,1 стена соответственно), а минимальные у курсантов (7,5±2,2 стена и 8,2±1,5 стена соответственно).

1

б) переменный состав, слушатели

в) постоянный состав, преподаватели

г) постоянный состав, научные сотрудники

1 - стратегический вектор, 2 - просоциальный вектор, 3 - Я-вектор, 4 - творческий вектор, 5 - духовный вектор, 6 - интеллектуальный вектор, 7 - семейный вектор, 8 - гуманистический вектор

Рисунок 1. - Показатели психологического здоровья переменного и постоянного состава военных вузов

Стратегический вектор определяет наличие ресурсов и готовности определять профессиональные и личностные цели, пути их достижения, а стремление к интеллектуальному развитию, отраженное в значениях интеллектуального вектора, это обеспечивает. Данная динамика, на наш взгляд, обусловлена особыми требованиями к уровню когнитивного и мотивационного развития военных специалистов как при первоначальном отборе, так и при дальнейшем прохождении службы (учебы, работы). У постоянного состава военного вуза по данным двум маркерам наибольшие значения по стратегическому вектору зафиксированы у преподавателей (9,1±1,2 стена), а по интеллектуальному - у научных сотрудников (8,7±1,4 стена).

Средним уровнем сформированности может быть охарактеризован просоциальный вектор, отражающий коммуникативные потребности, желание реализовывать себя в социуме, быть в нем востребованным. При этом значения по данной шкале у постоянного состава (преподаватели - 7,5±1,9 стена, научные сотрудники - 7,2±1,9 стена) несколько выше, чем у переменного (слушатели - 6,8±1,4 стена, курсанты - 6,6±1,6 стена).

Также средние, не имеющие достоверных различий по группам, показатели зафиксированы по шкале «семейный вектор», что самими респондентами в ходе дополнительных бесед объяснялось «отсутствием времени на семейную жизни из-за службы (учебы, работы)», «мужской ролью главы семейства, предполагающей необсуждаемую точку зрения, свои интересы и свои обязанности» и т.п. Среднее значение по всей выборке составило 6,0±1,9 стена.

По шкале, отражающей стремление быть собой, быть аутентичным («Я-вектор») более высокие значения, хотя также оцениваемые как среднесформированные, диагностированы у постоянного состава (преподаватели - 6,1±1,3 стена, научные сотрудники - 6,0±1,3 стена, в то время как курсанты - 5,6±1,9 стена, слушатели -5,3±1,5 стена), что может быть объяснено организационными, профессиональными,

субординационными рамками, которые характерны для образовательного процесса военного вуза, в котором обучающиеся реализуют предъявляемые им требования к поведению, деятельности и даже мышлению, а профессорско-преподавательский и научный составы имеют некоторую возможность самореализации, демонстрации своей позиции, аргументации точки зрения и др.

Относительно невысокие показатели получены по шкалам творческого самовыражения и духовного развития (средние показатели составили по выборке 5,6±1,7 стена и 5,5±1,6 стена соответственно). Статистически достоверных различий между группами не обнаружено. В первом случае причины таких результатов объясняются самими респондентами как отражение дефицита времени и ресурсов, наличием заданных извне фиксированных установок на конкретные способы решения задач, во втором - как профессионально сформированное отношение («для военного главная задача - это вооруженная защита, готовность уничтожить противника, что приоритетнее духовных ценностей и идеалов»).

Самые низкие результаты во всех группах обследуемых обнаружены по показателю «гуманистический вектор», при этом минимальные значения отмечены у постоянного состава (4,5±1,4 стена), что, на наш взгляд, можно объяснить не только специфичностью организации образовательного процесса в военном вузе, но и развившимся эмоциональным выгоранием и другими профессиональными деструкциями, что подтверждается другими нашими ранее проведенными исследованиями [8].

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод о негармоничности модели психологического здоровья субъектов образовательного процесса в военных вузах и недостаточной сформированности ее отдельных компонентов, что дало повод для активизации поиска решения данной проблемы.

На втором этапе эмпирического исследования была проведена диагностика гармоничности психологической культуры, см. рисунок 2.

Как видно на рисунке 2, наблюдается схожая динамика сформированности отдельных показателей психологической культуры и ее интегрального значения у всех категорий респондентов. Наибольшее количество значений расположено в среднем диапазоне, при этом гармоничность силы стремлений среднего уровня чаще диагностировалась у курсантов (80,5%), а гармоничность реализации стремлений и интегральный показатель - у преподавателей (72,7% и 72,7% соответственно).

Максимальное количество значений высокого уровня было получено у научных сотрудников: по показателям гармоничности силы стремлений - 58,3%, гармоничности реализации стремлений -45,8%, интегральному показателю - 45,8%.

Значения низкого уровня не обнаружены ни по одному из показателей психологической

культуры только у профессорско-преподавательского состава. Чаще всего низкие

значения диагностировались у курсантов и слушателей (от 10% до 30%).

Гсс - гармоничность силы стремлений, Грс - гармоничность реализации стремлений, Интегринтегральный показатель гармоничности психологической культуры

Рисунок 2. - Показатели психологической культуры переменного и постоянного состава военных вузов

Таким образом, результаты показали, как и на первом этапе исследования, недостаточную сформированность психологической культуры у всех категорий субъектов образовательного процесса военного вуза.

На третьем этапе был проведен корреляционный анализ взаимосвязей показателей психологического здоровья и психологической культуры, см. таблицу 1).

Таблица 1. - Значимые корреляционные связи показателей психологической культуры и психологического здоровья

Показатели психологической культуры (в числителе -гармоничность силы стремлений, в знаменателе - гармоничность реализации стремлений) Показатели психологического здоровья 1

СТв Пв Яв Тв Дв Ив Св Гв

преподаватели и научные сотрудники (п=202)

Самопонимание, самопознание 0,592 0,448

Конструктивность общения 0,475 1 0,645 0,511 0,793 0,519

Психическая саморегуляция 0,605 0,726

Наличие творчества 0,562 0,667 0,624

Самоорганизованность 0,742 0,523

Саморазвитие 0,561 0,580 0,636 0,517 0,657

курсанты и слушатели (п=216)

Самопонимание, самопознание 0,609 0,657

Конструктивность общения

0,541 0,539

Психическая саморегуляция 0,599 0,513 0,647

Наличие творчества 0,651 0,540 0,565 0,707 0,461

Продолжение таблицы 1

Показатели психологической культуры (в числителе -гармоничность силы стремлений, в знаменателе - гармоничность реализации стремлений) Показатели психологического здоровья 1

СТв Пв Яв Тв Дв Ив Св Гв

Самоорганизованность 0,451

Саморазвитие

0,589 0,555

1 СТв - стратегический вектор, Пв - просоциальный вектор, Яв - Я-вектор, Тв - творческий вектор, Дв -духовный вектор, Ив - интеллектуальный вектор, Св - семейный вектор, Гв - гуманистический вектор

Как видно из таблицы, обнаружены значимые взаимосвязи между отдельными показателями психологической культуры и показателями психологического здоровья обследуемых, различающиеся у постоянного и переменного составов.

Так, у преподавателей и научных сотрудников положительно влияют на показатели:

- «стратегического вектора» -гармоничность силы стремлений к конструктивному общению;

- «просоциального вектора» -гармоничность реализации стремлений к конструктивному общению, творчеству и саморазвитию;

- «Я-вектора» - гармоничность силы стремлений и гармоничность реализации стремлений к конструктивному общению и психической саморегуляции;

- «творческого вектора» - гармоничность реализации стремлений к творчеству, самоорганизованности, гармоничность силы стремлений и гармоничность реализации стремлений к саморазвитию;

- «духовного вектора» - гармоничность силы стремлений к саморазвитию;

- «интеллектуального вектора» -гармоничность силы стремлений к самоорганизованности и саморазвитию, гармоничность реализации стремлений к творчеству и самопониманию;

- «семейного вектора» - гармоничность стремлений к самопониманию;

- «гуманистического вектора» -гармоничность реализации стремлений к конструктивному общению.

У курсантов и слушателей положительно влияют на показатели:

- «стратегического вектора» -гармоничность реализации силы стремлений к саморазвитию;

- «просоциального вектора» -гармоничность силы стремлений к творчеству;

- «Я-вектора» - гармоничность силы стремлений и гармоничность реализации стремлений к самопониманию и саморегуляции;

- «творческого вектора» - гармоничность реализации стремлений к конструктивному общению, гармоничность силы стремлений и гармоничность реализации стремлений к творчеству;

- «духовного вектора» - гармоничность силы стремлений к творчеству и гармоничность реализации стремлений к саморазвитию и саморегуляции;

- «интеллектуального вектора» -гармоничность силы стремлений к творчеству;

- «семейного вектора» - гармоничность стремлений к самоорганизованности;

- «гуманистического вектора» -гармоничность реализации стремлений к конструктивному общению.

Как мы видим, среди выявленных достоверных взаимосвязей имеются те, которые характерны и для постоянного и для переменного состава военного вуза («Я-вектор» -гармоничность силы стремлений и гармоничность реализации стремлений к саморегуляции; «творческий вектор» -гармоничность реализации стремлений к творчеству; «гуманистический вектор» -гармоничность реализации стремлений к конструктивному общению), и те, которые обусловливают динамику взаимовлияния в отдельных выборочных совокупностях, что позволило скорректировать программы психолого-педагогического сопровождения с учетом полученных результатов.

Наличие выявленных взаимосвязей определило выбор и удельный вес основных направлений, форм, средств и методов развития отдельных компонентов психологической культуры в тренинговых и коррекционных

мероприятиях, проводимых с курсантами, слушателями, преподавателями и научными сотрудниками в рамках педагогического эксперимента. Профессиональное и личностное развитие военных специалистов осуществлялось под влиянием комплекса условий, определяющих:

- на организационном уровне - создание творческой образовательной среды (показатель психологической культуры «наличие творчества»);

- на дидактическом уровне -формирование психологической компетенции (показатели психологической культуры «самопонимание», «саморегуляция», «самоорганизованность »);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- на психологическом уровне -актуализацию ресурсов саморазвития, построение конструктивных субъект-субъектных отношений между субъектами образовательного процесса (показатели психологической культуры «саморазвитие», «конструктивность общения»).

Результаты педагогического эксперимента в течение 6 месяцев показали достоверное изменение показателей гармоничности психологической культуры и ее отдельных проявлений у всех категорий субъектов образовательного процесса. Повторная оценка сформированнности модели психологического здоровья выявила положительную тенденцию

развития его отдельных векторов, за исключением «семейного».

Заключение. Психологическое здоровье как отражение внутреннего благополучия и гармонии актуализирует ценностный потенциал личности, создает условия для эффективной самореализации, определяет векторы профессионального и личностного развития.

Доказано, что психологическая культура может проявляться во всех сферах человеческой жизни и отношений: личной, семейной, служебной, общественной и др. Благодаря развитой психологической культуре человек адаптируется и самоопределяется в социуме, строит конструктивные отношения с окружающим миром, реализует творческие ресурсы, формирует индивидуальную программу самосохранения и саморазвития. Это позволяет рассматривать психологическую культуру личности как один из эффективных способов поддержания и развития психологического здоровья, профилактики профессиональных и личностных деструкций, гармонизации внутреннего мира.

Проведенное исследование в рамках образовательного процесса военного вуза эмпирически подтвердило наличие взаимосвязи между показателями психологической культуры и психологического здоровья и определило психолого-педагогические пути развития военного специалиста как личности профессионала.

1. Абросимов Д.А. Психологическая культура и психологическое здоровье профессионала / Д.А. Абросимов // Материалы региональной научно-практической конференции «Психологическая культура и психологическое здоровье личности в современных социокультурных условиях»; отв. ред.: В.Е. Якунин, Е.А. Денисова, В.В. Пантелеева. -Тольятти: ТГУ, 2015. - С. 228-230.

2. Дементьева Е.В. Психологическая культура преподавателя вуза как условие профилактики профессионально обусловленных деструкций / Е.В. Дементьева // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2016. - № 1. - С. 46-53.

3. Демина Л.Д. Психологическое здоровье и психологическая культура личности в структуре профессиональной подготовки студентов в вузе / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова // Известия Алтайского государственного университета. - 2006. - № 2(40). - С. 101-108.

4. Дерябина В.В. Психологическая культура и психологическое здоровье личности учителя / В.В. Дерябина // Конференциум АСОУ: сборник научных

трудов и материалов научно-практических конференций. - 2016. - № 3. - С. 1665-1672.

5. Коломинский Я.Л. Социальная психология развития личности / Я.Л. Коломинский, С.Н. Жеребцов. - Минск: Выш. шк., 2009. - С.146-177.

6. Коломинский Я.Л. Психологическая культура как фактор психологического здоровья личности / Я.Л. Коломинский // Материалы Международной научно-практической конференции «Социальная защита и здоровье личности в контексте реализации прав человека: наука, образование, практика». - Беларусь, Минск, 26-27 ноября 2015 г. - Минск: БГУ, 2016. - С. 207-211.

7. Леганькова О.В. Взаимосвязь психологического здоровья и психологической культуры педагога в контексте современной социокультурной ситуации / О.В. Леганькова // Материалы I заочной всероссийской научно-практической интернет-конференции «Здоровье педагога: проблемы и пути решения»; отв. ред. Е.С. Асмаковец. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010. - С. 30-37.

8. Петровская М.В. Психологическая культура преподавателя военного вуза как условие

профилактики эмоционального выгорания / М.В. Петровская, Ю.В. Гончаренко // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2. - С. 4528-4532.

9. Петровская М.В. К вопросу о проблеме формирования психологической культуры субъектов образовательного процесса военных вузов / М.В. Петровская, В.В. Тимошенко // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 6. - С. 170-174.

10. Приставка Е. Как пандемия повлияла на психологическое здоровье людей [Электронный ресурс] / Е. Приставка // Хайтек. - 28.08.2020. - Режим доступа: https://yandex.rU/turbo/hightech.fm/s/2020/08/28/ тейа1-Ьга№-со^

1. Abrosimov D.A. Psychological culture and psychological health of a professional / D.A. Abrosimov // Materials of the regional scientific and practical conference «Psychological culture and psychological health of the person in modern socio-cultural conditions»; ot. ed.: V.E. Yakunin, E.A. Denisova, V.V. Panteleeva. - Togliatti: TSU, 2015. - P. 228-230.

2. Dementieva E.V. The psychological culture of a university teacher as a condition for the prevention of professionally-determined destruction / E.V. Dementieva // Current problems and prospects for the development of modern psychology. - 2016. -№1. - P. 46-53.

3. Demina L.D. Psychological health and psychological culture of personality in the structure of professional training of students at the university / L.D. Demina, I.A. Ralnikova // Izvestia Altai State University. - 2006. - № 2(40). - P. 101-108.

4. Deryabina V.V. Psychological culture and psychological health of the teacher's personality / V.V. Deryabina // ASOU Conference: a collection of scientific works and materials of scientific and practical conferences. - 2016. - № 3. - P. 16651672.

5. Kolominsky Ya. L. Social psychology of personal development / Ya. L. Kolominsky, S.N. Zherebtsov. - Minsk: Vysh. shk., 2009. - P. 146-177.

6. Kolominsky Ya.L. Psychological culture as a factor in the psychological health of the person / Ya. L. Kolominsky // Materials of the International scientific and practical conference «Social Protection and Personal Health in the Context of the Realization of Human Rights: Science, Education, Practice». -

11. Сапего Е.И. Психологическая культура педагогов в профилактике профессиональной деформации их личности / Е.И. Сапего // Профессиональное образование. - 2016. - № 1. - С. 5156.

12. Чернавский М.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье студента педагогического вуза как проблема безопасности жизнедеятельности / М.А. Чернявский // Специальное образование. - 2013. - № 1. - С. 126-131.

ces:

Belarus, Minsk, November 26-27, 2015. - Minsk: Bstate University, 2016. - P. 207-211.

7. Legankova O.V. The relationship between psychological health and the psychological culture of a teacher in the context of a modern socio-cultural situation / O.V. Legankova // Materials of the I Correspondence All-Russian Scientific and Practical Internet Conference «Teacher's Health: Problems and Solutions»; otv. ed. E.S. Asmakovets. - Omsk: BOWDPO «IROOO», 2010. - P. 3037.

8. Petrovskaya M.V. Psychological culture of a teacher at a military university as a condition for preventing emotional burnout / M.V. Petrovskaya, Yu. V. Goncharenko // Fundemental research. - 2015. - № 2. - P. 4528-4532.

9. Petrovskaya M.V. To the problem of forming the psychological culture of subjects of the educational process of military universities / M.V. Petrovskaya, V.V. Tymoshenko // Kazan Pedagogical Journal. - 2017. - № 6. - P. 170-174.

10. Pristavka E. How the pandemic affected the psychological health of people / E. Pristavka // Haitek. - 28.08.2020. - URL: https://yandex.ru/turbo/ hightech.fm/s/2020/08/28/mental-health-covid

11. Sapego E.I. Teachers' psychological culture in the prevention of professional deformation of their personality / E.I. Sapego // Vocational education. - 2016. - № 1. - P. 51-56.

12. Chernavsky M.A. Safety of the educational environment, psychological culture and mental health of a student of a pedagogical university as a problem of life safety / M.A. Chernyavsky // Special education. - 2013. - № 1. - P. 126-131.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Сведения об авторах:

Петровская Мария Владимировна (г. Воронеж, Россия), кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры Военно-политической работы Военного учебно-научного центра Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».

Дорохов Александр Николаевич (г. Воронеж, Россия), кандидат физико-математических наук, доцент; доцент кафедры Высшей математики Воронежского государственного педагогического университета.

Желтухина Анастасия Сергеевна (г. Воронеж, Россия), преподаватель кафедры Военно-политической работы Военного учебно-научного центра Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».

Тимошенко Владимир Владимирович (г. Воронеж, Россия), начальник лаборатории Военного учебно-научного центра Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.