Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
491
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ХУДОЖНИК / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибадуллаева Шахноза Илхамовна, Остонова Гулшод Раззоковна, Ишанкулов Шерали Шарипович

В данной статье говорится о психологической характеристике художественных способностей у учащихся художественных школ, лицеев и вузов. Кроме этого говорится о творческом воображении, мышлении и зрительной памяти. Продуктивная работа творческого воображения, мышления и зрительной памяти имеет первостепенное значение на всех этапах создания художественного произведения. Сказанное относится и к развитому эмоциональному отношению художника к изображаемому, к волевому настрою в процессе творческой работы. Это определяет ведущий характер данных свойств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибадуллаева Шахноза Илхамовна, Остонова Гулшод Раззоковна, Ишанкулов Шерали Шарипович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTIC OF ARTISTIC ABILITIES

This article talks about the psychological characteristics of artistic abilities in students of art schools, lyceums and universities. In addition, it talks about creative imagination, thinking and visual memory. Productive work of creative imagination, thinking and visual memory is of paramount importance at all stages of the creation of a work of art. The foregoing also applies to the artist's developed emotional attitude to the depicted, to the willful attitude in the process of creative work. This determines the leading nature of these properties.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTIC OF ARTISTIC ABILITIES Ibadullaeva Sh.I.1, Ostonova G.R.2, Ishankulov Sh.Sh.3 (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]

'Ibadullaeva Shakhnoza Ilhamovna — Lecturer; 2Ostonova Gulshod Razzokovna — Lecturer; 3Ishankulov Sherali Sharipovich — Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article talks about the psychological characteristics of artistic abilities in students of art schools, lyceums and universities. In addition, it talks about creative imagination, thinking and visual memory. Productive work of creative imagination, thinking and visual memory is of paramount importance at all stages of the creation of a work of art. The foregoing also applies to the artist's developed emotional attitude to the depicted, to the willful attitude in the process of creative work. This determines the leading nature of these properties. Keywords: fine arts, artistic thinking, psychological state, artist, psychology.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ Ибадуллаева Ш.И.1, Остонова Г.Р.2, Ишанкулов Ш.Ш.3 (Республика Узбекистан)

'Ибадуллаева Шахноза Илхамовна — преподаватель;

2Остонова Гулшод Раззоковна — преподаватель;

3Ишанкулов Шерали Шарипович — преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье говорится о психологической характеристике художественных способностей у учащихся художественных школ, лицеев и вузов. Кроме этого говорится о творческом воображении, мышлении и зрительной памяти. Продуктивная работа творческого воображения, мышления и зрительной памяти имеет первостепенное значение на всех этапах создания художественного произведения. Сказанное относится и к развитому эмоциональному отношению художника к изображаемому, к волевому настрою в процессе творческой работы. Это определяет ведущий характер данных свойств.

Ключевые слова: изобразительное искусство, художественное мышление, психологическое состояние, художник, психология.

УДК 398

Успешная изобразительная деятельность требует развитых художественных способностей. Разумеется, природными задатками, на основе которых развивается художественные способности, обладают не только профессионалы - художники и учащиеся художественных школ, училищ и вузов. Встречается много людей, обладающих тонкими задатками, но которые по различным причинам (условия жизни, отсутствия упорства и т.п.) не стали профессиональными художниками.

К ведущим свойствам художественных способностей относятся:

A) свойства художественного творческого воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции;

Б) свойства зрительной памяти, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающие успешной трансформации их в художественный образ;

B) эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению;

Г) волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.

European science № 2 (58) ■ 74

Названные свойства наиболее успешно развиваются при совершенстве зрительного анализатора, обеспечивающего в процессе художественной деятельности восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, направленности линий, пространственных отношений предметов, светотеневых отношений, ритма, цвета, гармоничности тона и цвета, перспективных сокращений объёмных предметов, движения. К вспомогательным свойствам художественных способностей обычно относят:

А) свойства зрительного анализатора отражать («чувствовать») фактуру поверхности воспринимаемых предметов - мягкость, твердость, бархатистость и т.д.;

Б) сенсомоторные качества, особенно связанные с действиями руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приёмов в рисунке, живописи.

Продуктивная работа творческого воображения, мышления и зрительной памяти имеет первостепенное значение на всех этапах создания художественного произведения. Сказанное относится и к развитому эмоциональному отношению художника к изображаемому, к волевому настрою в процессе творческой работы. Это определяет ведущий характер данных свойств. Подчеркивая исключительно важную роль одних свойств способностей или отмечая необходимость других, следует помнить, что все они тесно связаны между собой и лишь их гармоничное сочетание определяет высокий уровень развития художественных способностей. Развития художественных способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков. Отсутствие необходимых знаний, умений и навыков является непреодолимым барьером в развитии способностей. Обучение и воспитание, таким образом, служат решающим фактором в формировании способностей. Неумение преподавателей отличать способности учащегося от имеющихся у него знаний, навыков и умений отрицательно сказывается на развитии учащегося [1-30].

Он отмечал, что эта скромная способность к труду составляет базу всякого гения. Сказанное Репиным можно полностью отнести к самому художнику. Обладая исключительными способностями, великий живописец всю свою жизнь упорно, постоянно трудился. У Репина настолько была выработана привычка трудиться, что где бы он ни находился, он всегда делал наброски, маленькие этюды акварелью, маслом. Огромная работоспособность большинства известных художников подтверждается их многочисленными произведениями. Например, И.Н. Крамской написал до 3000 одних только портретов, не считая картин и всего остального; И.К. Айвазовский написал больше 500 картин, а Верещагин еще больше. Анализируя способности к изобразительной деятельности, необходимо рассмотреть вопрос о том, что такое склонности, и в каких отношениях находятся склонности и изобразительные способности у человека, и прежде всего у ребенка.

В художественный деятельности очень важно прежде всего замечать, видеть красоту, эстетическое, казалось бы, самых обычных, привычных для всех явлениях и предметах. Чем быстрее художник увидит красивое в действительности, тем быстрее и полнее он передаст её в своих произведениях, тем больше зритель испытает эстетического наслаждения от восприятия этой картины, скульптуры и т.д. Не менее важным показателем способностей к художественному творчеству является большая любовь к изобразительной деятельности, сопровождаемая огромной работоспособностью.

Наличие художественных способностей, в том числе и любви к занятиям изобразительным искусством, способствует проявлению и развитию таких черт личности, как работоспособность и настойчивость. Никакая любовь к искусству без большого, упорного и настойчивого труда не может дать положительного результата в развитии художественных способностей.

Умение образно мыслить, представлять предметы окружающего мира предполагает и другой показатель способностей к изобразительной деятельности - цельность изображения. Как правило, все более или менее выдающиеся произведения живописи, графики, скульптуры отличаются цельностью изображения, подчинения всех частей, деталей главному в композиции. Причем цельность в художественных произведениях распространяется как на графические (рисунок, светотень) элементы, цвет, так и на композиционный строй (отдельные части, участки) произведения, раскрывающие содержание, идею данного произведения.

Список литературы / References

1. Маматов Д.К. Роль компьютерной графики в развитии космического воображения студентов // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 37-40.

2. Шомуродов О.Н., Авезов Ш.Н. Компьютерные технологии обучения // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 47-50.

75 ■ European science № 2 (58)

3. Ядгаров Н.Д. Моделирование трехмерных геометрических фигур при помощи пакета 3DS MAX // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 93-97.

4. Абдуллаев С.С., Рафиева Н.А. Искусства древней Руси и средней Азии в духовном диалоге (исторический экскурс) // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 97-100.

5. Азимов С.С. Психологические аспекты формирования профессионального мастерства будущих учителей изобразительного искусства // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 101-104.

6. Ишанкулов Ш.Ш. Определение параметров стандартной изометрии при помощи способа прямоугольного вспомогательного проецирования // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 104-108.

7. Аzmov S.S. Methodics of using programmed means of education for the formation of professional skills of future teachers of fine art // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 8:2 (2020). С. 94-98.

8. Омонов К.К., Маматов Д.К. Создание трехмерной многогранной сети по вершинам САПР AutoCAD // Молодой учёный. № 11 (2014). С. 93-95.

9. Mamatov D.K. Projects of making clay and plastic toys in pre-school education // Theoretical & Applied Science. 9 (2019). С. 281-285.

10. Мусинова А., Маматов Д. Самостоятельная работа студентов и её значение в формировании специалиста // Вестник интегративной психологии. 16:16 (2018). С. 169-172.

11. Маматов Д.К. Национальная программа по подготовке кадров гарантия развития образовательной системы // Психология XXI столетия. 16 (2018). С. 239-243.

12. Ostonova G.R. Secondary schools' didactic principles of teaching fine art // Academicia. 10:7 (2020). С. 554-560.

13. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука. 48:14-1 (2018). С. 31-33.

14. Авлякулова Ш.Б., Остонова Г.Р. Бухарский Тадж-Махал (чар-минар) // Молодой учёный. 116:12 (2016). С. 956-959.

15. Остонова Г.Р. Изобразительное искусство Узбекистана - древний метод Абру-Бахор // Евразийский научный журнал, 2016. С. 468-473.

16. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука: электрон. научн. журн., 2018. № 14-1 (48). С. 31-33.

17. Ibadullaeva Sh.I. Pavel Benkov's legacy at the Bukhara museum of fine arts // International Multidisciplinary journal. 5:7 (2020). С. 3.

18. Kadirova N.A., Ibadullaeva Sh.I. Characteristics of Uzbek embroidery // European journal of research and reflection in educational sciences. 7:12 (2020). С. 591-594.

19. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана // Молодой учёный. № 15 (201), 2018. С. 272-275.

20. Yadgarov N.Dj. Bukhara - open - air museum // "Oriented Art and Culture" scientific methodical journal, no. 1, 2019. С. 8-13.

21. Мусинова А. С. Орнамент - один из древних видов искусства // Молодой учёный. № 4 (2017). С. 654-656.

22. Мусинова А.С. Возрождение бухарской чеканки по меди // М1жнародный науковий журнал 1нтернаука. 2 (1), 2017. С. 37-39.

23. АзимоваМ.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 959-961.

24. Odilova M.O. et al. Improving the pedagogical potential of biology teachers using computer programs // International Engineering Journal for Research & Development. 5:9 (2020). С. 4-4.

25. Тухсанова В.Р., Бакаев Ш.Ш. Искусство золотого шитья города Бухары // Academy. 62:11 (2020). С. 62-65.

26. Yadgarov N.J. Methods using the 3ds max package in teaching projection drawing in school // Euro-Asia Conferences, 1:1 (2021). С. 124-127.

27. Aminov A.Sh., Xodjaeva N.Sh. Development of design skills of high school students // International Engineering Journal for Research & Development. 5:7 (2020). С. 5.

28. Avliyakulova N.M., Jumayev J.Q. The role of islam in folk decorative art of Bukhara // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 347-350.

29. Mamurova F.I., Sobirova Sh.U. Shadow formation in perspective // International Engineering Journal for Research & Development. 5:4 (2020). С. 5.

30. Avliyakulov M.M. Bukhara wood carving // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 343-346.

European science № 2 (58) ■ 76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.