Научная статья на тему 'ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА В НАРОДНОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ БУХАРЫ'

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА В НАРОДНОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ БУХАРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
288
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
ОРНАМЕНТ / СИМВОЛИКА / ТРАДИЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА / КОМПОЗИЦИЯ / ХАНДАСИЙ / ГИРИХ / ИСЛИМИЙ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдуллаев Сухроб Сайфуллаевич, Бакаев Шодижон Шокирович, Остонова Гулшод Раззоковна, Шарипов Шахриёр Шухратович

Традиционное декоративно-прикладное искусство Бухарского региона, композиция, орнаментика и цвето-тоновый строй и стиль имеют многовековые художественные традиции, свои характерные особенности, только ему присущий выразительный художественный язык. Данная статья посвящена орнаментальной символике традиционных видов орнаментального искусства Бухары ХIV-ХIХ веков в общем контексте художественных ремёсел. Символику знаков в орнаментальном искусстве необходимо рассматривать с точки зрения графической, композиционной и смысловой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Абдуллаев Сухроб Сайфуллаевич, Бакаев Шодижон Шокирович, Остонова Гулшод Раззоковна, Шарипов Шахриёр Шухратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORNAMENTAL SYMBOLISM IN FOLK ARTS AND CRAFTS OF BUKHARA

The traditional decorative and applied art of the Bukhara region, composition, ornamentation and color-tone system and style have centuries-old artistic traditions, their own characteristic features, only expressive artistic language inherent in it. This article is devoted to the ornamental symbolism of traditional types of ornamental art in Bukhara of the 14th-19th centuries in the general context of artistic crafts. The symbolism of signs in ornamental art must be considered not only from the point of view of graphic, compositional and semantic.

Текст научной работы на тему «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА В НАРОДНОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ БУХАРЫ»

ART

ORNAMENTAL SYMBOLISM IN FOLK ARTS AND CRAFTS

OF BUKHARA

Abdullaev S.S.1, Bakaev Sh.Sh.2, Ostonova G.R.3, Sharipov Sh.Sh.4 (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]

'Abdullaev Sukhrob Sayfullaevich — Docent;

2Bakaev Shodijon Shokirovich — Senior Lecturer;

3Ostonova Gulshod Razzokovna — Lecturer;

4Sharipov Shakhriyor Shukhratovich — Student, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY,

BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the traditional decorative and applied art of the Bukhara region, composition, ornamentation and color-tone system and style have centuries-old artistic traditions, their own characteristic features, only expressive artistic language inherent in it. This article is devoted to the ornamental symbolism of traditional types of ornamental art in Bukhara of the '4th-'9th centuries in the general context of artistic crafts. The symbolism of signs in ornamental art must be considered not only from the point of view of graphic, compositional and semantic.

Keywords: ornament, symbolism, traditions, artistic crafts, composition, khandasiy, girih, islimiy, continuity.

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА В НАРОДНОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ БУХАРЫ Абдуллаев С.С.1, Бакаев Ш.Ш.2, Остонова Г.Р.3, Шарипов Ш.Ш.4 (Республика Узбекистан)

'Абдуллаев Сухроб Сайфуллаевич — доцент;

2Бакаев Шодижон Шокирович - старший преподаватель;

3Остонова Гулшод Раззоковна — преподаватель;

4Шарипов Шахриёр Шухратович — студент, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: традиционное декоративно-прикладное искусство Бухарского региона, композиция, орнаментика и цвето-тоновый строй и стиль имеют многовековые художественные традиции, свои характерные особенности, только ему присущий выразительный художественный язык. Данная статья посвящена орнаментальной символике традиционных видов орнаментального искусства Бухары XIV-XIX веков в общем контексте художественных ремёсел. Символику знаков в орнаментальном искусстве необходимо рассматривать с точки зрения графической, композиционной и смысловой. Ключевые слова: орнамент, символика, традиции, художественные ремесла, композиция, хандасий, гирих, ислимий, преемственность.

УДК 398

Традиционное декоративн -прикладное искусство Бухарского региона, композиция, орнаментика и цвето-тоновый строй и стиль имеют многовековые художественные традиции, свои характерные особенности, только ему присущий выразительный художественный язык.

Это в целом основные виды прикладного искусства - художественная обработка тканей, дерева, ганча, металла и др., в том числе и средневековой живописи - миниатюры. Используемые орнаменты, особенно «ислими» - (узоры растительно-цветочного происхождения) несут в себе художественные образы окружающей действительности -природу с её богатейшей фауной и флорой, животный мир и естественно, поэтические образы людей. Через стилизацию, орнаментальную символику передаётся живой, одухотворённый мир. В орнаментах и узорах, выработанных на протяжении тысячелетий заключена целая

философия миропонимания, философия познания, философия эпох и религии, понимание человеком гармонии в природе и искусстве.

Орнаментальная символика, как уже было отмечено выше, нашла своё отражение в композициях орнаментального искусства и средневековой миниатюрной живописи. Причудливый строй «хандасий - геометрических символов и конфигураций круга, треугольника, квадрата, креста и элементов фигур: полукруга, луча, прямой, угла, зигзага, спирали и др. отображает материальный мир». Обратная перспектива в восточной миниатюре, используемая в изображении архитектурных зданий и сооружений, передачи динамики и экспрессии групп людей тесно связана с ритмикой, особенно с ритмом «байтов» и «газелей». Ритм в мусульманском искусстве имеет глубокий философский смысл, ритмика явлений и событий природы находит своё отражение в ритмах линий, пятен, штриха и цвета.

Символику знаков в орнаментальном искусстве необходимо рассматривать не только с точки зрения графической, композиционной и смысловой. Её отражение в орнаментальном искусстве необходимо рассматривать прежде всего в контексте религии, философии искусства и культуры конкретных исторических периодов в том числе и метафизического контекста.

И с этой точки зрения анализ орнаментальной (знаковой) символики и орнаментального искусства в народном творчестве представляется важным. Бухара - многие века была средоточием культуры и искусства мусульманского Среднего Востока, на его искусстве лежит отпечаток культур народов Бухарского региона.

Гирих составляет основу архитектурного декора как культовых, так и общественных, жилых сооружений Бухары. Их эволюция с IX века прослеживается на примере архитектурного «гириха» всемирно известного памятника - гробницы основателя государства Саманидов Исмаила Самани. Декор стен, как внешних, так и интерьерных, выложенных из жжённого пиленого кирпича - это истинная орнаментальная гармония геометрического орнамента, средоточии символики геометрических фигур и солярных знаков.

Именно во второй половине XIX века были заложены глубоко нравственные устои и правила народной эстетики сознания, орнаментальное искусство Бухары приобрело завершённые формы, которые обеспечили мировую славу Бухарского орнамента и нашло своё отражение в архитектурных шедеврах - Кошмедресе, медресе Улугбека, Абдулазизхона, Чор - Бакр и др. Гирех вкупе с «ислими» составил композиционную основу народного декоративно-прикладного искусства Бухары - чеканки по меди, резьбы по ганчу и дереву, художественной вышивки, керамики и др. Солярные знаки - солнце, луна, крест и др., являются неотъемлемой частью «сюзане», традиционных бухарских ковров и паласов, золотошвейных изделий - халатов, покрывал и т.п.

К настоящему времени орнаментальная система художественного ремесла Бухары XIV - XIX веков, в её исторической динамике, её орнаментальный строй в контексте его локальных особенностей, орнаментики изделий является актуальной малоизученной темой. В орнаментальном репертуаре художественного текстиля Бухары (ковроделие, вышивка, золотое шитьё), обработки металлов, в том числе и ювелирное дело, выявление особенностей орнаментики изделий, торевтики традиционной керамики Бухарского региона представляют собой достаточно большое поле для исследования. Обращение искусствоведческой науки к истокам народного творчества, исследование процесса творческого осмысления традиций, проблема всестороннего, специального изучения истории развития художественного ремесла Бухары XIX - XX веков приобретает сегодня исключительно важное теоретическое и методологическое значение [1-30]. Бухарская школа, с её пышным, растительно - цветочным орнаментом, классическими формами, богатейшей цветовой гаммой, занимает свое достойное место в ряду художественных ремесел региона.

Список литературы / References

1. Маматов Д.К. Роль Компьютерной графики в развитии космического воображения студентов // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 37-40.

2. Шомуродов О.Н., Авезов Ш.Н. Компьютерные технологии обучения // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 47-50.

3. Ядгаров Н.Д. Моделирование трехмерных геометрических фигур при помощи пакета 3DS MAX // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 93-97.

4. Абдуллаев С.С., Рафиева Н.А. Искусства древней Руси и средней Азии в духовном диалоге (исторический экскурс) // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 97-100.

5. Азимов С.С. Психологические аспекты формирования профессионального мастерства будущих учителей изобразительного искусства // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 101-104.

6. Ишанкулов Ш.Ш. Определение параметров стандартной изометрии помощи способа прямоугольного вспомогательного проецирования // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 104-108.

7. Аzmov S.S. Methodics of using programmed means of education for the formation of professional skills of future teachers of fine art // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 8:2 (2020). С. 94-98.

8. Омонов К.К., Маматов Д.К. Создание трехмерной многогранной сети по вершинам САПР AutoCAD // Молодой учёный. № 11 (2014). С. 93-95.

9. Mamatov D.K. Projects of making clay and plastic toys in pre-school education // Theoretical & Applied Science. 9 (2019). С. 281-285.

10. Мусинова А., Маматов Д. Самостоятельная работа студентов и её значение в формировании специалиста // Вестник интегративной психологии. 16:16 (2018). С. 169-172.

11. Маматов Д.К. Национальная программа по подготовке кадров гарантия развития образовательной системы // Психология XXI столетия. 16 (2018). С. 239-243.

12. Ostonova G.R. Secondary schools' didactic principles of teaching fine art // Academicia. 10:7 (2020). С. 554-560.

13. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука. 48:14-1 (2018). С. 31-33.

14. Авлякулова Ш.Б., Остонова Г.Р. Бухарский Тадж-Махал (чар-минар) // Молодой учёный. 116:12 (2016). С. 956-959.

15. Остонова Г.Р. Изобразительное искусство Узбекистана - древний метод Абру-Бахор // Евразийский научный журнал. 2016. С. 468-473.

16. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука: электрон. научн. журн., 2018. № 14-1 (48). С. 31-33.

17. Ibadullaeva Sh.I. Pavel Benkov's legacy at the Bukhara museum of fine arts // International Multidisciplinary journal. 5:7 (2020). С. 3.

18. Kadirova N.A., Ibadullaeva Sh.I. Characteristics of Uzbek embroidery // European journal of research and reflection in educational sciences. 7:12 (2020). С. 591-594.

19. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана // Молодой учёный. № 15 (201), 2018. С. 272-275.

20. Yadgarov N.Dj. Bukhara - open - air museum // "Oriented Art and Culture" scientific methodical journal, no. 1, 2019. С. 8-13.

21. Мусинова А. С. Орнамент - один из древних видов искусства // Молодой учёный. № 4 (2017), С. 654-656.

22. Мусинова А.С. Возрождение бухарской чеканки по меди // М1жнародный науковий журнал Ьтернаука. 2 (1), 2017. С. 37-39.

23. АзимоваМ.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 959-961.

24. Odilova M.O. et al. Improving the pedagogical potential of biology teachers using computer programs // International Engineering Journal for Research & Development. 5:9 (2020). С. 4-4.

25. Тухсанова В.Р., Бакаев Ш.Ш. Икусство золотого шитья города бухары // Academy. 62:11 (2020). С. 62-65.

26. Yadgarov N.J. Methods using the 3ds max package in teaching projection drawing in school // Euro-Asia Conferences, 1:1 (2021). С. 124-127.

27. Aminov A.Sh., Xodjaeva N.Sh. Development of design skills of high school students // International Engineering Journal for Research & Development. 5:7 (2020). С. 5.

28. Avliyakulova N.M., Jumayev J.Q. The role of islam in folk decorative art of Bukhara // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 347-350.

29. Mamurova F.I., Sobirova Sh.U. Shadow formation in perspective // International Engineering Journal For Research & Development. 5:4 (2020). С. 5.

30. Avliyakulov M.M. Bukhara wood carving // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 343-346.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.