Научная статья на тему 'НАТЮРМОРТ - ЖАНР СРЕДИ ДРУГИХ ЖАНРОВ'

НАТЮРМОРТ - ЖАНР СРЕДИ ДРУГИХ ЖАНРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
487
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
НАТЮРМОРТ / ПОЛОТНО / ПЕЙЗАЖ / ТРАПЕЗЫ / КЕРАМИКА / СКУЛЬПТУРА / КОМПОНОВКА / АСПЕКТ / КОНТРАСТНО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ибатова Нигора Истамовна, Авезов Шерали Наимович, Жумаев Корёгди Жураевич, Ишанкулов Шерали Шарипович

В данной статье речь идет о натюрморте, как об одном из жанров изобразительного искусства и о том, что мир натюрморта, является миром искусственной реальности. Так же в статье описывается то, что часто в натюрморте представляются произведения прикладных искусств, таких как художественное стекло, керамика, скульптура малых форм, гравюры, живопись, иными словами, искусство в искусстве, и всё живое превращается для натюрморта в продукт потребления. Предметы для натюрморта определенным образом размещены, разложены, расставлены, развешаны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STILL LIFE - A GENRE AMONG OTHER GENRES

The present article deals with still life as one of the genres of the fine art and that the world of still life is the world of artificial reality. This article also broadly describes the fact that often in still life works of applied arts are presented, such as the art glass, ceramics, small sculptures, engravings, painting, in other words, art in art and all living things turns into the consumer product for the still life. Objects for the still life are placed in the certain way, laid out, placed, hung.

Текст научной работы на тему «НАТЮРМОРТ - ЖАНР СРЕДИ ДРУГИХ ЖАНРОВ»

34. Шамсиев Ш.И., Солиев А.А. Основы хорового пения на уроках музыки // Проблемы науки. 60:1 (2021), С. 55-57.

35. Норова Ш.У., Хазратова К.Н. Роль образования в подготовке квалифицированных специалистов // Academy. 65:2 (2021). С. 65-68.

STILL LIFE - A GENRE AMONG OTHER GENRES Ibatova N.I.1, Avezov Sh.N.2, Zhumaev K.Zh.3, Ishankulov Sh.Sh.4 (Republic of Uzbekistan) Email: Ibatova458@scientifictext.ru

'Ibatova Nigora Ismatovna — Teacher; 2Avezov Sherali Naimovich — PhD Student; 3Zhumaev Koryogdi Zhuraevich — Docent; 4Ishankulov Sherali Sharipovich — Teacher, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the present article deals with still life as one of the genres of the fine art and that the world of still life is the world of artificial reality. This article also broadly describes the fact that often in still life works of applied arts are presented, such as the art glass, ceramics, small sculptures, engravings, painting, in other words, art in art and all living things turns into the consumer product for the still life. Objects for the still life are placed in the certain way, laid out, placed, hung. Keywords: still life, canvas, landscape, meals, ceramics, sculpture, layout, aspect, contrast.

НАТЮРМОРТ - ЖАНР СРЕДИ ДРУГИХ ЖАНРОВ Ибатова Н.И.1, Авезов Ш.Н.2, Жумаев К.Ж.3, Ишанкулов Ш.Ш.4 (Республика Узбекистан)

'Ибатова Нигора Истамовна - преподаватель;

2Авезов Шерали Наимович — базовый докторант;

3Жумаев Корёгди Жураевич — доцент;

4Ишанкулов Шерали Шарипович — преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье речь идет о натюрморте, как об одном из жанров изобразительного искусства и о том, что мир натюрморта, является миром искусственной реальности. Так же в статье описывается то, что часто в натюрморте представляются произведения прикладных искусств, таких как художественное стекло, керамика, скульптура малых форм, гравюры, живопись, иными словами, искусство в искусстве, и всё живое превращается для натюрморта в продукт потребления. Предметы для натюрморта определенным образом размещены, разложены, расставлены, развешаны.

Ключевые слова: натюрморт, полотно, пейзаж, трапезы, керамика, скульптура, компоновка, аспект, контрастно.

УДК 398

Натюрморт как самостоятельный жанр окончательно определяется на рубеже XVI и XVII веков. XVII век в Европе — это век расцвета натюрморта. Тогда были созданы все основные разновидности его и фактически исчерпаны все тематические и иконографические варианты. Небывалое развитие натюрморта в западноевропейской живописи XVII века в значительной мере может быть объяснено особенностями общекультурной и мировоззренческой ситуации.

Впервые годы XX века происходит не только размывание границ вещей внутри натюрморта, но ив значительной мере размывание границ самого жанра. В распахнутых полотнах Матисса, составляющие натюрморт предметы, пронизанные органическими ритмами природы, сливаются с пейзажем, или сами превращаются в пейзаж, преодолевая преграду между миром живого и неживого.

В аллегорической картине Джованни Беллини, которую условно называют "Озерная мадонна", в самом центре композиции, на мраморном полу террасы лежит апельсин. Что это,

натюрморт? Нет. Но почему такие же апельсины, лежащие на мраморной столешнице или на каменной кухонной полке в полотнах мастеров XVII века, становятся натюрмортом? И почему цветы, растущие в саду или в поле, даже тогда, когда они изображены крупно на переднем плане, все же расцениваются как пейзаж, но те же цветы, растущие не в саду, а в цветочном горшке на подоконнике, это, уже натюрморт? И почему нельзя назвать натюрмортом изображение накрытого для трапезы стола, если за этим столом сидят люди, и тот же накрытый стол становится натюрмортом, если в картине людей нет? Границы натюрморта определить не всегда просто; и не всегда однозначным бывает ответ, когда речь идет о том или ином конкретном произведении. Подобный подход к проблеме показывает относительность всех жанровых и стилевых разграничений. И все же натюрморт как некоторое художественное целое существует, и определение основных признаков, позволяющих выявить его внутреннее единство, задача не менее важная и, несомненно, более трудная.

Мир натюрморта — это мир искусственной реальности, в той или иной мере преображенной человеком. Все живое в натюрморте становится мертвым - и тем самым приравнивается к вещам. Чтобы попасть в натюрморт, цветы должны быть срезаны; плоды и фрукты - сорваны; звери и птицы - убиты; рыбы, морские животные - выловлены. Натюрморт -это изображение вещей, созданных руками человека, или продуктов живой деятельности.

Мир натюрморта - мир неподвижного или ставшего неподвижным. Если в композицию включается изображение живого, способного к движению: мухи, ползающей по фруктам, бабочки, порхающей над цветами, или, наконец, человека, предлагающего ее зрителям, то все это живое в натюрморте, служит лишь целью выявления специфики мертвой природы. В этом своем качестве натюрморт противостоит пейзажу, также изображающему внешний мир, но мир живой природы, естественной реальности. В отличие от натюрморта, пейзаж изображает мир подвижного, находящегося в движении или способного двигаться, изменяться.

Натюрморт - это мир малых величин, композиционно укрупненных; изображение вещей, увиденных вблизи, рассмотренных в деталях. В этом своем качестве натюрморт противоположен такому живописному жанру, как интерьер, также изображающему искусственно созданный мир, но мир больших величин.

Останавливая на вещах пристальное внимание, натюрморт возвращает им первичный, существенный смысл. Вынесенная в натюрморт вещь переносится в иное измерение, повышается в композиционном и, соответственно, смысловом ранге. Напротив, интерьер, включенный в натюрморт, редуцируется до степени небольшой детали, получающей второстепенное, поясняющее значение: это только край стола, или часть стены, или окно; это не изображение, но лишь обозначение места, нечто не столько явленное, сколько подразумеваемое.

На уровне самих объектов изображения, которые, еще не став сюжетом для художника, уже являются продуктами творчества, или, во всяком случае, преобразующей человеческой деятельности. Часто в натюрморте представлены произведения прикладных искусств: художественное стекло, керамика, скульптура малых форм, гравюры, живопись, иными словами, искусство в искусстве. Все живое превращено для натюрморта в продукт потребления. Цветы, составлены в букет и сплетены в гирлянды, фрукты и овощи, рыбы, животные, все отобрано, приготовлено, все прошло первичную обработку, первоначальную ступень эстетического претворения.

Предметы для натюрморта определенным образом размещены, разложены, расставлены, развешаны. Живописец, прежде чем взяться за кисть, конструирует композицию из готовых предметов. В жанре натюрморта момент компоновки на натуре, постановки модели играет, как правило, большую роль, чем в других живописных жанрах.

Самая высшая степень организации материала, это художественное воплощение натюрморта на полотне. Соответственно, натюрморт может быть интерпретирован, по крайней мере, в трех различных аспектах. В аспекте идентификации изображенных предметов, определения степени точности их воспроизведения в картине, это аспект не столько искусства, сколько мастерства. Задачей исследования становится расшифровка воплощенной в натюрморте символика - аллегорической, обрядовой или бытовой ситуаций [1-30]. В этом случае изображение рассматривается не в его отношении к миру реальной действительности, но в его соотношении с миром ритуализованных формул. Наконец, натюрморт, как и любой другой жанр, может рассматриваться на уровне его живописного воплощения. В этом случае он фигурирует как специфическое проявление художественных стилей и национальных школ в их исторической эволюции.

Список литературы / References

1. Маматов Д.К. Роль компьютерной графики в развитии космического воображения студентов // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 37-40.

2. Шомуродов О.Н., Авезов Ш.Н. Компьютерные технологии обучения // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 47-50.

3. Ядгаров Н.Д. Моделирование трехмерных геометрических фигур при помощи пакета 3DS MAX // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 93-97.

4. Абдуллаев С.С., Рафиева Н.А. Искусства древней Руси и средней Азии в духовном диалоге (исторический экскурс) // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 97-100.

5. Азимов С.С. Психологические аспекты формирования профессионального мастерства будущих учителей изобразительного искусства // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 101-104.

6. Ишанкулов Ш.Ш. Определение параметров стандартной изометрии при помощи способа прямоугольного вспомогательного проецирования // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 104-108.

7. Аzmov S.S. Methodics of using programmed means of education for the formation of professional skills of future teachers of fine art // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 8:2 (2020). С. 94-98.

8. Омонов К.К., Маматов Д.К. Создание трехмерной многогранной сети по вершинам САПР AutoCAD // Молодой учёный. № 11 (2014). С. 93-95.

9. Mamatov D.K. Projects of making clay and plastic toys in pre-school education // Theoretical & Applied Science. 9 (2019). С. 281-285.

10. Мусинова А., Маматов Д. Самостоятельная работа студентов и её значение в формировании специалиста // Вестник интегративной психологии. 16:16 (2018). С. 169-172.

11. Маматов Д.К. Национальная программа по подготовке кадров гарантия развития образовательной системы // Психология XXI столетия. 16 (2018). С. 239-243.

12. Ostonova G.R. Secondary schools' didactic principles of teaching fine art // Academicia. 10:7 (2020). С. 554-560.

13. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука. 48:14-1 (2018). С. 31-33.

14. Авлякулова Ш.Б., Остонова Г.Р. Бухарский Тадж-Махал (чар-минар) // Молодой учёный. 116:12 (2016). С. 956-959.

15. Остонова Г.Р. Изобразительное искусство Узбекистана - древний метод Абру-Бахор // Евразийский научный журнал, 2016. С. 468-473.

16. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука: электрон. научн. журн., 2018. № 14-1 (48). С. 31-33.

17. Ibadullaeva Sh.I. Pavel Benkov's legacy at the Bukhara museum of fine arts // International Multidisciplinary journal. 5:7 (2020). С. 3.

18. Kadirova N.A., Ibadullaeva Sh.I. Characteristics of Uzbek embroidery // European journal of research and reflection in educational sciences. 7:12 (2020). С. 591-594.

19. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана // Молодой учёный. № 15 (201), 2018. С. 272-275.

20. Yadgarov N.Dj. Bukhara - open - air museum // "Oriented Art and Culture" scientific methodical journal, no. 1, 2019. С. 8-13.

21. Мусинова А. С. Орнамент - один из древних видов искусства // Молодой учёный. № 4 (2017). С. 654-656.

22. Мусинова А.С. Возрождение бухарской чеканки по меди // М1жнародный науковий журнал 1нтернаука. 2 (1), 2017. С. 37-39.

23. АзимоваМ.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 959-961.

24. Odilova M.O. et al. Improving the pedagogical potential of biology teachers using computer programs // International Engineering Journal for Research & Development. 5:9 (2020). С. 4-4.

25. Тухсанова В.Р., Бакаев Ш.Ш. Искусство золотого шитья города Бухары // Academy. 62:11 (2020). С. 62-65.

26. Yadgarov N.J. Methods using the 3ds max package in teaching projection drawing in school // Euro-Asia Conferences, 1:1 (2021). С. 124-127.

27. Aminov A.Sh., Xodjaeva N.Sh. Development of design skills of high school students // International Engineering Journal for Research & Development. 5:7 (2020). С. 5.

28. Avliyakulova N.M., Jumayev J.Q. The role of islam in folk decorative art of Bukhara // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). C. 347-350.

29. Mamurova F.I., Sobirova Sh.U. Shadow formation in perspective // International Engineering Journal for Research & Development. 5:4 (2020). C. 5.

30. Avliyakulov M.M. Bukhara wood carving // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). C. 343-346.

HISTORY AND DEVELOPMENT OF BATIK Zhumaev K.Zh.1, Ibatova N.I.2, Avezov Sh.N.3, Ishankulov Sh.Sh.4 (Republic of Uzbekistan) Email: Zhumaev458@scientifictext.ru

'Zhumaev Koryogdi Zhuraevich — Docent;

2Ibatova Nigora Istamovna — Lecturer; 3Avezov Sherali Naimovich — PhD Student; 4Ishankulov Sherali Sharipovich — Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article describes the basics-the art of hand-painted fabrics. At present, as in the times of prosperity of Indonesia, batik does not lose its relevance. Batik is widely used in interior design. With the help of batik, you can place accents in the right places, give exclusivity to various interior details: curtains, screens, lampshades, ottomans, pillows, or simply put - create the mood of the entire room. And interesting techniques and features of the batik technique allow you to achieve unusual results. Artistic painting on the fabric brings warmth, lightness, comfort, elegance, sensuality. Keywords: batik, reserve, stuffing, knockout, stuffing.

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ БАТИКА Жумаев К.Ж.1, Ибатова Н.И.2, Авезов Ш.Н.3, Ишанкулов Ш.Ш.4 (Республика Узбекистан)

'Жумаев Корёгди Жураевич — доцент; 2Ибатова Нигора Истамовна — преподаватель; 3Авезов Шерали Наимович — базовый докторант; 4Ишанкулов Шерали Шарипович — преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье изложены основы - искусство ручной росписи тканей. В настоящее время, как и во времена процветания Индонезии, батик не теряет своей актуальности. Батик широко применяется при дизайне интерьеров. С помощью батика можно расставить акценты в нужных местах, придать эксклюзивность различным деталям интерьера: шторам, ширмам, абажурам, пуфикам, подушкам, проще сказать - создать настроение всей комнаты. А интересные приемы и особенности техники батика позволяют добиться необычных результатов. Художественная роспись по ткани вносит душевность, легкость, уют, изящность, чувственность. Ключевые слова: батик, резерв, набойка, выбойка, набивка.

УДК 398

Создание художественного произведения - сложный творческий процесс в народно-прикладном искусстве. Художник использует различные средства этого искусства, чтобы воплотить в жизнь свою фантазию, творческую ответственность. В основе этого творческого процесса лежит поиск композиционной гармонии, ритма рисунка, цвета и материала. Композиция декоративного текстильного произведения - ритмическое, упорядоченное распределение плоскостей изделия и то, что все орнаментальные (орнаментальные), изобразительные элементы выполнены единым художественным, техническим способом и являются целостностью общей художественно-декоративной идеи. Вообще говоря, материал-это внутренняя гармония художественных средств, идейно-образная сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.