GENERAL LAWS OF COMPOSITION IN TREE CARVING Avliyakulov MM.1, Sobirov T.R.2, Badiev MM.3, Azimov S.S.4 (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
'Avliyakulov Muzaffar Mukhammedovich — Senior Lecturer; 2Sobirov Tolib Ruzievich — Professor;
3Badiev Makhmud Marufovich — Docent; 4Azimov Sanjar Samadovich — Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in this article, we are talking about the elements of the ornament used in wood carving. The general rules for the use of various elements of natural ornaments in the composition of compositions and in the creation of various objects of art are described. Carving compositions by the nature of the elements used can be divided into three groups: ornamental, plot and plot-ornamental. The article will be useful for students and students of higher educational institutions in the field of applied and folk art who want to study the rules, methods and techniques of creating ornamental compositions. Keywords: ornament, boxwood, birch, linden, rhythm, ornamental, plot.
ОБЩИЕ ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ В РЕЗЬБЕ ПО ДЕРЕВУ Авлиякулов М.М.1, Собиров Т.Р.2, Бадиев М.М.3, Азимов С.С.4 (Республика Узбекистан)
'АвлиякуловМузаффар Мухаммедович — старший преподаватель;
2Собиров Толиб Рузиевич — профессор;
3Бадиев Махмуд Маруфович — доцент;
4Азимов Санжар Самадович — преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье идёт речь об элементах орнамента, используемых в резьбе по дереву. Описаны общие правила использования различных элементов природных орнаментов при составлении композиций и при создании различных предметов искусства. Резьбовые композиции по характеру использованных элементов можно разделить на три группы: орнаментальные, сюжетные и сюжетно-орнаментальные. Статья будет полезна студентам и слушателям высших учебных заведений по направлению прикладного и народного искусства, желающим изучать правила, методики и технику создания орнаментных композиций. Ключевые слова: орнамент, самшит, берёза, липа, ритмик, орнаментальные, сюжет.
УДК 398
Для резчика по дереву композиция решается в основном рисунком и пространственным размещением объемов. Но и цвет не может не приниматься во внимание. Соприкосновение с ним начинается хотя бы при выборе материала для темы. Например, скульптура женской модели, особенно работа с маской, требует мелкотекстурной монотонной древесины, лучше светлых тонов, таких, как самшит, берёза, липа, груша. Особенно ответственная задача возникает тогда, когда мастер прибегает к искусственному изменению цвета древесины отдельных частей композиции.
Также и задачи композиции рисунка в плоскорельефной резьбе, а иногда в барельефной и горельефной перекликаются с теми же правилами, которые были изложены для фронтальной композиции. Редко какая работа по дереву, даже объемная, обходится без использования орнамента, правил ритма, симметрии. Здесь мы остановимся лишь на отдельных уточнениях изложенных положений, применимых для резьбы по дереву. Резьбовые композиции по характеру использованных элементов можно разделить на три группы: орнаментальные, сюжетные и сюжетно-орнаментальные. Орнаментальные композиции могут решаться во фризовом исполнении по типу описанных ленточных орнаментов, а также в виде изолированных украшений: розеток, обрамлений, накладных рамочек. Последние подразделяются на композиции раскрытые, развивающиеся от центра, и закрытые, имеющие всегда четкий внешний линейный контур.
European science № 2 (58) ■ 32
Выполняя орнаментальную композицию, резчик должен опасаться выйти за границу меры. Ему необходимо помнить, что покрыть орнаментом поверхность не всегда значит сделать ее красивой, художественно выразительной. В общей композиции поделки, орнамент наносится на ту поверхность, которую нужно выделить или с помощью которой надо отделить, подчеркнуть другую поверхность. И здесь должны учитываться равновесие и пропорции создаваемых этим орнаментом контрастных расчлененных полей, их согласованность и связь с главным композиционным центром. Иначе говоря, орнаментируемая площадь и ее расположение - это локальное и общее композиционное решение, хотя и не однозначное, но продуманное, сведенное к гармонии.
Обозрение миниатюры с близкого расстояния требует особенной, геометрически четкой линии контура и орнамента резьбы. Умелые сочетания на малой площади различных видов резьбы, их контраст с гладкой полированной поверхностью, приемы ритма геометрических элементов резьбы и ритмики мягких контуров создают впечатление богато декорированного изделия. Кроме применения указанных выше принципов композиции для построения резного ансамбля так же тщательно и с использованием всех правил композиции решается каждый его узел, все составляющие части. Более отчетливо, чем в станковой живописи, здесь наблюдаются элементы повтора, ритмики, соразмерности и пропорций. Кроме подчеркнутой стилизации формы, где две переплетающиеся половинки гривы в виде бороды смотрятся как ноги с когтистыми лапами, в поделке мы прослеживаем четко выраженную ритмику контуров и линий в нижней части маски: наклонная винтообразная линия, идущая по верхнему контуру нижней лапы, повторяется на очерке второй ноги, затем - прядь бороды, идущая к середине кольца, и снова с угасанием появляется эта линия в прядях гривы на голове. Аналогичные четко выраженную ритмику контуров и линий в нижней части маски: наклонная винтообразная линия, идущая по верхнему контуру нижней лапы, повторяется на очерке второй ноги, затем -прядь бороды, идущая к середине кольца, и снова с угасанием появляется эта линия в прядях гривы на голове. Аналогичные четко выраженную ритмику контуров и линий в нижней части маски: наклонная винтообразная линия, идущая по верхнему контуру нижней лапы, повторяется на очерке второй ноги, затем - прядь бороды, идущая к середине кольца, и снова с угасанием появляется эта линия в прядях гривы на голове.
Форма, размеры и сочетания ягод в виноградной кисти также берутся в продуманной композиции. С таких позиций, в частности, решался вопрос композиции рамы из лимонного дерева, где отдельными ритмическими звеньями являются: грозди, четыре листа винограда на осях эллипса, подчеркивающие ее общую симметрию и орнаментальность, чередующиеся одинаковые элементы витого обода и листьев. В свою очередь, витой обод выполнен в строгой геометрической форме с винтовыми витками из лозы, также геометризированы и огибающие его листья. С другой стороны, вольная трактовка остальных листьев винограда, форма кистей и нарочитый отход от строгой симметрии их расположения по полю рамы снимают сухость контуров и линий геометрии, дают большую пластичность. На этом примере, как и на некоторых других, мы видим, что основная задача композиции с объемными массами заключается в поиске зрительного равновесия не только за счет элементов со строгой симметрией, но и в правильном размещении этих объемов, с увязкой их относительно композиционного центра. В заключение рассмотрим на конкретном примере, как может сложиться для резчика поиск композиционного решения при изготовлении какого-либо изделия. Предположим, что требуется сконструировать форму ручки для вазы. Получилось интересно, но неудовлетворительно: налицо «архитектурные излишества», чрезмерное украшательство, страдает равновесие. Это вносит поэтичность, способствует художественной выразительности поделки. Такой поиск может быть продолжен и приводит иногда к интересному, самому неожиданному решению, далекому от начальных вариантов. Нам хотелось на этом примере не столько определить путь поиска (он может быть и иным, присущим индивидуальности мастера), сколько показать необходимость его, а также необходимость выверять найденные решения с помощью канонов, которые выработаны в искусстве [1-30].
Список литературы / References
1. Маматов Д.К. Роль Компьютерной графики в развитии космического воображения студентов // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 37-40.
2. Шомуродов О.Н., Авезов Ш.Н. Компьютерные технологии обучения // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 47-50.
3. Ядгаров Н.Д. Моделирование трехмерных геометрических фигур при помощи пакета 3DS MAX // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 93-97.
33 ■ European science № 2 (58)
4. Абдуллаев С.С., Рафиева Н.А. Искусства древней Руси и средней Азии в духовном диалоге (исторический экскурс) // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 97-100.
5. Азимов С.С. Психологические аспекты формирования профессионального мастерства будущих учителей изобразительного искусства // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 101-104.
6. Ишанкулов Ш.Ш. Определение параметров стандартной изометрии помощи способа прямоугольного вспомогательного проецирования // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 104-108.
7. Аzmov S.S. Methodics of using programmed means of education for the formation of professional skills of future teachers of fine art // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 8:2 (2020). С. 94-98.
8. Омонов К.К., Маматов Д.К. Создание трехмерной многогранной сети по вершинам САПР AutoCAD // Молодой учёный. № 11 (2014). С. 93-95.
9. Mamatov D.K. Projects of making clay and plastic toys in pre-school education // Theoretical & Applied Science. 9 (2019). С. 281-285.
10. Мусинова А., Маматов Д. Самостоятельная работа студентов и её значение в формировании специалиста // Вестник интегративной психологии. 16:16 (2018). С. 169-172.
11. Маматов Д.К. Национальная программа по подготовке кадров гарантия развития образовательной системы // Психология XXI столетия. 16 (2018). С. 239-243.
12. Ostonova G.R. Secondary schools' didactic principles of teaching fine art // Academicia. 10:7 (2020). С. 554-560.
13. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука. 48:14-1 (2018). С. 31-33.
14. Авлякулова Ш.Б., Остонова Г.Р. Бухарский Тадж-Махал (чар-минар) // Молодой учёный. 116:12 (2016). С. 956-959.
15. Остонова Г.Р. Изобразительное искусство Узбекистана - древний метод Абру-Бахор // Евразийский научный журнал. 2016. С. 468-473.
16. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука: электрон. научн. журн., 2018. № 14-1 (48). С. 31-33.
17. Ibadullaeva Sh.I. Pavel Benkov's legacy at the Bukhara museum of fine arts // International Multidisciplinary journal. 5:7 (2020). С. 3.
18. Kadirova N.A., Ibadullaeva Sh.I. Characteristics of Uzbek embroidery // European journal of research and reflection in educational sciences. 7:12 (2020). С. 591-594.
19. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана // Молодой учёный. № 15 (201), 2018. С. 272-275.
20. Yadgarov N.Dj. Bukhara - open - air museum // "Oriented Art and Culture" scientific methodical journal, no. 1, 2019. С. 8-13.
21. Мусинова А. С. Орнамент - один из древних видов искусства // Молодой учёный. № 4 (2017), С. 654-656.
22. Мусинова А.С. Возрождение бухарской чеканки по меди // М1жнародный науковий журнал 1нтернаука. 2 (1), 2017. С. 37-39.
23. АзимоваМ.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 959-961.
24. Odilova M.O. et al. Improving the pedagogical potential of biology teachers using computer programs // International Engineering Journal for Research & Development. 5:9 (2020). С. 4-4.
25. Тухсанова В.Р., Бакаев Ш.Ш. Икусство золотого шитья города бухары // Academy. 62:11 (2020). С. 62-65.
26. Yadgarov N.J. Methods using the 3ds max package in teaching projection drawing in school // Euro-Asia Conferences, 1:1 (2021). С. 124-127.
27. Aminov A.Sh., Xodjaeva N.Sh. Development of design skills of high school students // International Engineering Journal for Research & Development. 5:7 (2020). С. 5.
28. Avliyakulova N.M., Jumayev J.Q. The role of islam in folk decorative art of Bukhara // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 347-350.
29. Mamurova F.I., Sobirova Sh.U. Shadow formation in perspective // International Engineering Journal For Research & Development. 5:4 (2020). С. 5.
30. Avliyakulov M.M. Bukhara wood carving // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 343-346.
European science № 2 (58) ■ 34