24. Odilova M.O. et al. Improving the pedagogical potential of biology teachers using computer programs // International Engineering Journal for Research & Development. 5:9 (2020). С. 4-4.
25. Тухсанова В.Р., Бакаев Ш.Ш. Искусство золотого шитья города Бухары // Academy. 62:11 (2020). С. 62-65.
26. Yadgarov N.J. Methods using the 3ds max package in teaching projection drawing in school // Euro-Asia Conferences, 1:1 (2021). С. 124-127.
27. Aminov A.Sh., Xodjaeva N.Sh. Development of design skills of high school students // International Engineering Journal for Research & Development. 5:7 (2020). С. 5.
28. Avliyakulova N.M., Jumayev J.Q. The role of islam in folk decorative art of Bukhara // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 347-350.
29. Mamurova F.I., Sobirova Sh.U. Shadow formation in perspective // International Engineering Journal for Research & Development. 5:4 (2020). С. 5.
30. Avliyakulov M.M. Bukhara wood carving // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 343-346.
FAMOUS MASTERS OF GOLDEN SEWING UZBEKISTAN Tukhsanova V.R.1, Azimov B^.2, Azimova M^.3 (Republic of Uzbekistan) Em ail: [email protected]
'Tukhsanova Viloyat Rajabovna — Senior Lecturer;
2Azimov Barot Bafayevich — Docent; 3Azimova Mukhayyo Barotovna — Senior Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in this article was written about history of golden sewing art in Central Asia and Bukhara. Gold seamstresses, like representatives of other types of artistic Central Asian crafts, were united into a guild organization. Mainly men were engaged in this art. However, it is known that many craftsmen passed on the art of gold sewing to their wives and daughters. The process of teaching gold sewing was traditional. They took boys into training, mostly relatives, and mostly the children of the masters themselves, rareiy strangers. The published illustrative material is also very small. Keywords: fragment, the arabs, artistic crafts, mouth, caliph, reorganized, gold embroiderers.
ИЗВЕСТНЫЕ МАСТЕРА ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ УЗБЕКИСТАНА Тухсанова В.Р.1, Азимов Б.Б.2, Азимова М.Б.3 (Республика Узбекистан)
'Тухсанова Вилоят Ражабовна — старший преподаватель; 2Азимов Барот Бафаевич — доцент; Азимова Мухайё Баротовна — старший преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается история развития искусства золотого шитья Центральный Азии и Бухары. Золотошвеи, как и представители других видов художественных среднеазиатских ремесел, были объединены в цеховую организацию. Искусством этим занимались в основном мужчины. Однако известно, что многие мастера передавали искусство золотого шитья женам, дочерям. Процесс обучения золотому шитью был традиционным. Брали в обучение мальчиков, преимущественно родственников, и в основном детей самих мастеров, редко чужих. Весьма малочислен и опубликованный иллюстративный материал. Ключевые слова: фрагмент, арабами, художественных ремесел, уста, халифа, реорганизована, золотошвеек.
УДК 398
К I-II векам нашей эры относятся следы золотого шитья на женской одежде, обнаруженные археологической экспедицией М.Э.Воронца на территории Ташкентской области, «У пояса и на груди скелета были найдены рассыпанные нити червонного золота. Среди них встречались фрагменты сохранившегося узора в виде завитков, украшавшего какую - то часть одежды».
Из глубокой древности дошли до нас сведения о золотом шитье. Судья по литературным источникам и музейным коллекциям, золотошвейное искусство было известно в древних государствах Передней Азии (Ассирия, Вавилон, Иран, Китай, Индия, Византия). Позднее оно получило распространение в государствах Западной Европы, Турции, Афганистане. Сегодня золотое шитье применяют для украшения предметов интерьера, помещений и дорогой праздничной женской одежды, как характерный элемент национального, традиционного костюма у многих народов Евразии. В Западной Европе золотошвейные изделия в интерьере помещения и национальная одежда, шитая золотыми нитями, встречаются у немцев, австрийцев, итальянцев, испанцев. Историческая литература у находки археологов свидетельствуют о том, на территории древних земледельческих очагов Средней Азии золотое шитье известно издавна. У старых мастеров живо предание о том, что золотое шитье было известно еще до появления шелка: сначала оно выполнялось на коже, карбасе, шерсти, а уже позже - на шелке и бархате.
Источники, освещающие завоевание Согда арабами, отмечают для этого времени (VIII век) обилие золотого шитья в одеждах военной согдийской знати. В более позднее время (Х-ХУ1 вв.) многочисленные исторические данные (письменные источники и миниатюры) свидетельствуют о высоком развитии художественного ткачества и золотого шитья в Самарканде, Бухаре, Герате. Вот что пишет испанский посол Клавихо, посетивший Самарканд в начале XV века: «Одна и оград состоит из красной ткани, вышитой золотом красивыми уборами и арабесками, а двери и своды были украшены шитьем. Наряд одного из внуков Тимура состоял из тончайшего атласа с шитыми золотом украшениями, похожими на колеса».
Золотошвеи, как и представители других видов художественных среднеазиатских ремесел, были объединены в цеховую организацию. Искусством этим занимались в основном мужчины. Однако известно, что многие мастера передавали искусство золотого шитья женам, дочерям. Они видимо, в совершенстве владели художественными швами и были способными исполнительницами, помогая мужчинам, выполнят срочные заказы. Из литературных источников со слов мастеров известно, что, когда в мастерских скапливалось много заказов и мастера не справлялись с ними, часть работы рассылали на дом через мастеров их женам и родственницам. Но их имен в мастерских не знали, о них говорили так: жена такого-то, дочь такого-то.
Процесс обучения золотому шитью был традиционным. Брали в обучение мальчиков, преимущественно родственников, и в основном детей самих мастеров, редко чужих. Обучение шло долго, частной годами. Овладев мастерством и получив звание мастер - «уста», ученики становились наемными платными рабочими (халифа). Развиваясь в условиях феодального общества, бухарское золотошвейное искусство приобрело привилегированный характер, но исполнялось оно и «оживало» в руках трудолюбивых народных умельцев, полных творческой фантазии. Почти все, что делали в мастерских, шло на украшение эмира, придворный знати, их жен, и немного изделий вышивалось по частным заказам для зажиточного населения.
Среди частных самой крупной была мастерская усто Кори Хасана, в которой работали опытные мастера (уста Мирза, уста Юсуф, Ходжа Асрор, Очилды, Байджон, Абдусалим, Мирзо Шараф, Мирзо Акрам, Борот). Все они были родственниками. Часто в мастерской Кори Хасана скапливались крупные заказы, и тогда он созывал всех мастеров, работу выполняли вместе, деньги делили по-своему, никакого протеста, жалоб у мастеров не возникало.
Положение изменилось после объединения золотошвеев, как и других ремесленников, в промысловой кооперации. Для них по плану выделяли позолоченную и посеребренную металлическую нить, бархат всех расцветок и другие необходимые материалы. В многопромысловых артелях создавали цехи золотошвеев, в которых поначалу работали мастера-мужчины: Абдурасуль Васиев - племянник талантливого придворного художника золотошвея уста Салим Караул-беги, Амонджон Маджидов - «тархкаш», усто Рахмат Мирзаев, Сайфутдин Садуллаев, Файзулла Гайбуллаев, Умар Хайотов, Гулям Мухамедов и другие. Постепенно в артель стали вступать члены семей работавших мастеров, в том числе и женщины, владевшие золотошвейным искусством: Б.Ахмедова, П.Хакимова, М.Кинджаева, М.Мавлянова, М.Кадырова и другие.
Достаточно выразительно и полно представлено золотое шитье в фондах Бухарского областного краеведческого музея, Музее истории народов Узбекистана в Ташкенте и Музее истории народов Узбекистана в Самарканде.
В фундаментальном труде искусствоведов Г.А.Пугаченковой и Л.И.Ремпеля "История искусств Узбекистана сдревнейших времен до середины XIX века", увидев свет в 1965 году, бухарское золотое шитье получило краткую характеристику и нашло заслуженное место, как и ювелирное дело и украшение книг, в числе высших форм городского художественного ремесла [1-30].
Представляют определенный интерес "Материалы по изучению золотого шитья Бухары",
собранные М. Бакаевой в 1967 году и принадлежащие фондам Института искусствознания
имени Хамзы Хаким-заде Ниязи.
Список литературы / References
1. Маматов Д.К. Роль компьютерной графики в развитии космического воображения студентов // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 37-40.
2. Шомуродов О.Н., Авезов Ш.Н. Компьютерные технологии обучения // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 47-50.
3. Ядгаров Н.Д. Моделирование трехмерных геометрических фигур при помощи пакета 3DS MAX // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 93-97.
4. Абдуллаев С.С., Рафиева Н.А. Искусства древней Руси и средней Азии в духовном диалоге (исторический экскурс) // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 97-100.
5. Азимов С.С. Психологические аспекты формирования профессионального мастерства будущих учителей изобразительного искусства // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 101-104.
6. Ишанкулов Ш.Ш. Определение параметров стандартной изометрии при помощи способа прямоугольного вспомогательного проецирования // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 104-108.
7. Аzmov S.S. Methodics of using programmed means of education for the formation of professional skills of future teachers of fine art // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 8:2 (2020). С. 94-98.
8. Омонов К.К., Маматов Д.К. Создание трехмерной многогранной сети по вершинам САПР AutoCAD // Молодой учёный. № 11 (2014). С. 93-95.
9. Mamatov D.K. Projects of making clay and plastic toys in pre-school education // Theoretical & Applied Science. 9 (2019). С. 281-285.
10. Мусинова А., Маматов Д. Самостоятельная работа студентов и её значение в формировании специалиста // Вестник интегративной психологии. 16:16 (2018). С. 169-172.
11. Маматов Д.К. Национальная программа по подготовке кадров гарантия развития образовательной системы // Психология XXI столетия. 16 (2018). С. 239-243.
12. Ostonova G.R. Secondary schools' didactic principles of teaching fine art // Academicia. 10:7 (2020). С. 554-560.
13. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука. 48:14-1 (2018). С. 31-33.
14. Авлякулова Ш.Б., Остонова Г.Р. Бухарский Тадж-Махал (чар-минар) // Молодой учёный. 116:12 (2016). С. 956-959.
15. Остонова Г.Р. Изобразительное искусство Узбекистана - древний метод Абру-Бахор // Евразийский научный журнал, 2016. С. 468-473.
16. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука: электрон. научн. журн., 2018. № 14-1 (48). С. 31-33.
17. Ibadullaeva Sh.I. Pavel Benkov's legacy at the Bukhara museum of fine arts // International Multidisciplinary journal. 5:7 (2020). С. 3.
18. Kadirova N.A., Ibadullaeva Sh.I. Characteristics of Uzbek embroidery // European journal of research and reflection in educational sciences. 7:12 (2020). С. 591-594.
19. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана // Молодой учёный. № 15 (201), 2018. С. 272-275.
20. Yadgarov N.Dj. Bukhara - open - air museum // "Oriented Art and Culture" scientific methodical journal, no. 1, 2019. С. 8-13.
21. Мусинова А. С. Орнамент - один из древних видов искусства // Молодой учёный. № 4 (2017). С. 654-656.
22. Мусинова А.С. Возрождение бухарской чеканки по меди // М1жнародный науковий журнал 1нтернаука. 2 (1), 2017. С. 37-39.
23. АзимоваМ.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 959-961.
24. Odilova M.O. et al. Improving the pedagogical potential of biology teachers using computer programs // International Engineering Journal for Research & Development. 5:9 (2020). С. 4-4.
25. Тухсанова В.Р., Бакаев Ш.Ш. Искусство золотого шитья города Бухары // Academy. 62:11 (2020). С. 62-65.
26. Yadgarov N.J. Methods using the 3ds max package in teaching projection drawing in school // Euro-Asia Conferences, 1:1 (2021). C. 124-127.
27. Aminov A.Sh., Xodjaeva N.Sh. Development of design skills of high school students // International Engineering Journal for Research & Development. 5:7 (2020). C. 5.
28. Avliyakulova N.M., Jumayev J.Q. The role of islam in folk decorative art of Bukhara // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). C. 347-350.
29. Mamurova F.I., Sobirova Sh.U. Shadow formation in perspective // International Engineering Journal for Research & Development. 5:4 (2020). C. 5.
30. Avliyakulov M.M. Bukhara wood carving // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). C. 343-346.
THE IMPORTANCE OF SELF-LEARNING Ishankulov Sh.Sh.1, Avezov Sh.N.2, Azimov B^.3, Ibatova N.I.4 (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
'Ishankulov Sherali Sharipovich — Lecturer; 2Avezov Sherali Naimovich — PhD Student; 3Azimov Barot Bafaevich — Docient; 4Ibatova Nigora Istamovna — Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: based on the analysis of scientific and methodological literature, the article actualizes the problem of organizing students 'independent work at the current stage of education development, considers new functions and roles of a higher school teacher, and suggests the main ways to stimulate and support students' independent work in the educational process. Improving the quality of professional training of specialists provides for increasing the share of independent work of students in the educational process.
Keywords: independent work, tutoring, consulting, moderation, training contract.
ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Ишанкулов Ш.Ш.1, Авезов Ш.Н.2, Азимов Б.Б.3, Ибатова Н.И.4 (Республика Узбекистан)
'Ишанкулов Шерали Шарипович — преподаватель; 2Авезов Шерали Наимович — базовый докторант; Азимов Барот Бафаевич — доцент; 4Ибатова Нигора Истамовна — преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: на основании анализа научно-методической литературы, в статье актуализирована проблема организации самостоятельной работы студентов на современном этапе развития образования, рассмотрены новые функции и роли преподавателя высшей школы и предложены основные способы стимулирования и сопровождения самостоятельной работы студентов в образовательном процессе. Повышение качества профессиональной подготовки специалистов предусматривает повышение доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе.
Ключевые слова: самостоятельная работа, тьюторство, консультирование, модерирование, учебный контракт.
УДК 398
Процесс обучения студента художественному творчеству включает в себя не только индивидуальные занятия с учителем-педагогом в аудиториях, но и изучение жизни в процессе обучения, выполнение рисунков и этюдов, поиск эскизов, анализ художественного