Научная статья на тему 'ИКУССТВО ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ ГОРОДА БУХАРЫ'

ИКУССТВО ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ ГОРОДА БУХАРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ГУЛДУЗИ / ДЖОМА / ОБА / ТАРХКАШ / ЧАЛВОР / ПАЛТУ / МУЗА / КУЛОХ / САЛАИ / АРАКЧИН / КАЛЕБАТУН / ДАУРИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тухсанова Вилоят Ражабовна, Бакаев Шодижон Шокирович

В данной статье говорится об истории золотошвейного искусства Бухары (ХIX - XX века), так же перечисляются и описываются изделия, вышитые золотошвейным способом. Оно стало искусством «золотых рук» Максумы Ахмедовой, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, её ученицы, ставшей не менее известной мастерицей, народной художницы Узбекистана Муяссар Темировой, орденоносцев Р. Кулдашевой, Ф. Аббасовой, С. Ядгаровой и многих других. Они создают превосходные художественные изделия, побывавшие на многочисленных союзных и зарубежных выставках, ярмарках, смотрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИКУССТВО ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ ГОРОДА БУХАРЫ»

27. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal. 2019, pp. 118-122.

28. Rajabov A. The development of music and instrumental performance in Central Asia // International Journal of Applied Research. 6 (5), 2020. Pp. 95-97.

ИКУССТВО ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ ГОРОДА БУХАРЫ Тухсанова В.Р.1, Бакаев Ш.Ш.2

1Тухсанова Вилоят Ражабовна - старший преподаватель;

2Бакаев Шодижон Шокирович - старший преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье говорится об истории золотошвейного искусства Бухары (XIX - XX века), так же перечисляются и описываются изделия, вышитые золотошвейным способом. Оно стало искусством «золотых рук» Максумы Ахмедовой, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, её ученицы, ставшей не менее известной мастерицей, народной художницы Узбекистана Муяссар Темировой, орденоносцев Р. Кулдашевой, Ф. Аббасовой, С. Ядгаровой и многих других. Они создают превосходные художественные изделия, побывавшие на многочисленных союзных и зарубежных выставках, ярмарках, смотрах. Ключевые слова: гулдузи, джома, оба, тархкаш, чалвор, палту, муза, кулох, салаи, аракчин, калебатун, даури.

УДК 398

Золотое шитье украшало главным образом пышные одежды эмира и придворной знати, отдельные принадлежности туалета и некоторые бытовые предметы состоятельных слоев населения. В Бухаре Х1Х-начала XX веков в мужском костюме золотым шитьём украшали разные предметы:

• джома (мардона) - мужской верхний халат.

Такие халаты носил эмир и лица, принадлежавшие к семье эмира, придворные и те, кому жаловали при даровании чина; количество золотого шитья и расположение орнамента соответствовало положению насившего халат, начиная от халата с неширокой золотой оторочкой по бортам и кончая сплошь зашитым золотым шитьём;

• чалвор - длинные и широкие внизу штаны, носившиеся навыпуск;

• палту - одежда, вроде сюртука; носил только эмир;

• ключи - мундир высших военных чинов. Круги, украшающие мундир, служили знаками отличия - «нишон»

• муза - бархатные сапоги, носившиеся эмиром и придворными чинами;

• пайтобаи зардузи - шитые золотой портянки;

• кулох - островерхая тюбетейка, которая надевалась поверх легонькой матерчатой тюбетейки - аракчин («собиратель пота»); на верхнюю тюбетейку наматывалась чалма (в домашней обстановке верхняя тюбетейка снималась вместе с чалмой);

• салаи зардузи - шитая золотом чалма для эмира и высокопоставленных лиц.

• Чалма делалась из тонкой кисеи - «дока», на которой шился золотом лишь бордюр, но наматывалась она так искусно, что на голове производила впечатление сплошного золотого убора.

• Длина чалмы колебалась в пределах 16 - 20 м;

• камарбанд - пояс.

Предметы женской одежды, вышитые золотом:

62

• калтача - распашной халат с широким рукавом и сборками подмышками, носившийся поверх рубашки;

• куртаи зардузи - рубашка (верхняя);

• зех и курта - обшивка для ворота женской рубахи (пешкушо) с разрезом на груди;

• пойча зардузи - панталоны; они обычно расшивались золотом или шелком от щиколотки до колен с расчетом на то, что при короткой рубашке (по моде конца XIX

- начала XX вв.) они были видны из-под рубашки;

• махси - бархатные или суконные сапожки с мягкой подошвой;

• кауш - галоши с низким задником, надеваемые поверх махси;

• попуш - туфли с загнутыми или кончающимися тонкими, узкими носками, надеваемые на босую ногу;

• пешонабанд - налобная повязка;

• румол - сарандоз - головные платки;

• паранджа - накидка на голову с сеткой для закрывания лица (чачван), которая также украшалась бархатной полосой с золотой вышивкой по краю.

Мужскую одежду, шитую золотом, за исключением тюбетеек, для частных заказчиков не изготавливали, все эти вещи шили только для эмирского двора. Женскую одежду расшивали золотом для всех, кто имел деньги. Кроме одежды, золотым шитьем украшали и предметы домашнего обихода:

• лула - болиш - продолговатая с собранными углами подушка;

• такяча - подушка прямоугольной формы;

• джойпуш - покрывало на свадебную постель;

• тахмонпуш - покрывало, которым закрывали постельные принадлежности, укладываемые на день в особую нишу, называемую тахмон;

• джойнамоз - молитвенный коврик;

• чимиллик - занавеска, обычно служащая для отделения части жилового помещения.

Золотом расшивали и мелкие изделия, вроде мешочков для денег, чая, печатей, ножниц, ножа и прочие. В богатом конском уборе золотым шитьем украшали чепраки

- зинпуш, попоны - даури, и небольших размеров покрышки на седло - йолпуш.

Им стал народ, получивший свободу и благосостояние. Вместо пышных придворных одежд и нарядов для узкого круга вельмож и богатеев, мастера золотошвеи стали украшать золотым шитьем детали общераспространенного женского нарядного костюма и традиционные предметы, входящие в приданое невесты.

Широкое распростронение общеевропейского мужского костюма совершенно исключило применение для него золотого шитья. Оно применяется только для отделки подарочных халатов, поясов и тюбетеек. В женской одежде золотым шитьём украшают платья, жилеты, пешонабанды, платки, тюбетейки, пояса, туфли, сумочки. Широко распространено изготовление сувенирных и подарочных мелких изделий: тюбетейки, футляры для очков, игольницы и т.д.

Среди изделий «малых форм» наибольшую популярность, особенно в послевоенный период, получили бухарские золотошвейные тюбетейки. Известно, что носить тюбетейки шитые золотом, начали во второй половине XIX века, а в женский наряд они вошли сравнительно недавно, в 30-х годах нашего столетия.

Естественно, что коренные социально-экономические изменения, определяющие сегодняшний день социалистической Бухары, нашли конкретное отражение в употреблении золотого шитья. Принципиально изменился облик современной одежды, только музейными экспонатами стали весьма распространенные прежде придворные одежды и предметы конской упряжи [1-24]. Бухарские мастера шили различными по способу изготовления (волоченными и прядеными) золотыми и

серебряными нитями, известными в Бухаре под названием «калебатун». В XIX веке золотые и серебряные фабричные нити привозили из России.

Список литературы

1. Маматов Д.К. Роль компьютерной графики в развитии космического воображения студентов // Вестник науки и образования. № 21 (99), часть 2, 2020. С. 37-40.

2. Шомуродов О.Н., Авезов Ш.Н. Компьютерные технологии обучения // Вестник науки и образования. № 21 (99), часть 2, 2020. С. 47-50.

3. Ядгаров Н.Д. Моделирование трехмерных геометрических фигур при помощи пакета 3DS MAX // Вестник науки и образования. № 21 (99), часть 2, 2020. С. 93.

4. Абдуллаев С.С., Рафиева Н.А. Искусства Древней Руси и Средней Азии в духовном диалоге (исторический экскурс) // Вестник науки и образования. № 21 (99), часть 2, 2020. С. 97-100.

5. Азимов С.С. Психологические аспекты формирования профессионального мастерства будущих учителей изобразительного искусства // Вестник науки и образования. № 21 (99), часть 2, 2020. С. 101-104.

6. Ишанкулов Ш.Ш. Определение параметров стандартной изометрии пр помощи способа прямоугольного вспомогательного проецирования // Вестник науки и образования. № 21 (99), часть 2, 2020. С. 104-108.

7. Аzmov S.S. Methodics of using programmed means of education for the formation of professional skills of future teachers of fine art // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Vol. 8 No. 2, 2020. Part II .

8. Омонов К.К., Маматов Д.К. Создание трехмерной многогранной сети по вершинам САПР AutoCAD // Молодой учёный. № 11 (2014), С. 93-95.

9. Mamatov D.K. Projects of making clay and plastic toys in pre-school education // Theoretical & Applied Science. 9 (2019). Pp. 281-285.

10. Мусинова А., Маматов Д. Самостоятельная работа студентов и её значение в формировании специалиста // Вестник интегративной психологии. Т. 16. № 16, 2018. С. 169-172.

11. Маматов Д.К. Национальная программа по подготовке кадров гарантия развития образовательной системы // Психология XXI столетия. 16 (2018), С. 239-243.

12. Ostonova G.R. Secondary schools' didactic principles of teaching fine art // Academicia. Vol.10, no. 7, 2020, pp. 554-560.

13. Остонова Г.Р. Психолого-педагогические теоретические основы восприятия и воображения изобразительных искусств учениками // European research: innovation in science, education and technology, 2019. С. 30-31.

14.Авлякулова Ш.Б., Остонова Г.Р. Бухарский тадж-махал (чар-минар) // Молодой учёный. № 12 (116), 2016. С. 956-959.

15. Остонова Г.Р. Изобразительное искусство Узбекистана - древний метод Абру-Бахор // Евразийский научный журнал, 2016. С. 468-473.

16. Остонова Г.Р. Новый метод техники Абру-Бахор в искусстве книжной иллюстрации // Молодой учёный. № 11 (115), 2016, С. 1619-1623.

17. Ibadullaeva Sh.I. Pavel Benkov's legacy at the Bukhara museum of fine arts // International Multidisciplinary journal. Vol. 5. № 7. Р. 3, 2020.

18. Kadirova N.A., Ibadullaeva Sh.I. Characteristics of Uzbek embroidery // European journal of research and reflection in educational sciences. Vol. 7. № 12, 2020. Pp. 591.

19. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистан // Молодой учёный. № 15 (201), 2018, С. 272-275.

20. Yadgarov N.Dj. Bukhara - open - air museum // "Oriented Art and Culture" scientific methodical journal, no. 1, 2019. Pp. 8-13.

21. Мусинова А.С. Орнамент - один из древних видов искусства // Молодой учёный. № 4, 2017. С. 654-656.

22. МусиноваА.С. Возрождение бухарской чеканки по меди // Мiжнародный науковий журнал 1нтернаука. 2 (1), 2017, С. 37-39.

23. Азимова М.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. № 12, 2016. С. 959-961.

24.Азимова М.Б. Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творчества учеников // Молодой учёный. № 12 (2016), С. 813-814.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.