Мастера золотошвейного искусства Бухары ХХ века
Преподаватель кафедры изобразительного искусства
и инженерной графики БухГУ В.Р.Тухсанова Член Академии художеств
Бухара, овеянная легендами, - чрезвычайно популярный город, посещаемый местными и иностранными туристами. Надолго запоминаются многочисленные памятники старины - свидетели богатой самобытной культуры древнего города, чарующее прозрачное голубое восточное небо и прекрасная панорама современной Бухары. Интересны музеи, экспозиции которых рассказывают о природе края и его богатой событиями истории. Бережно хранятся в них и золотошвейные экспонаты нетленная память о замечательных зардузах, создателях прекрасных произведений древнего искусства.
Вся жизнь и творческая деятельность мастеров - золотошвеев тесно связана с историей Бухары. Большинство из них - потомственные зардузы, у которых, отцы, деды и прадеды -золотошвеи.
Бухарские мастера, как и все бухарцы - народ поэтичный. Они любят свою Бухару, свое искусство и судя по их неторопливым рассказам, в Бухаре самое высокое и самое синее небо, самое яркое солнце, самая светлая луна, искусство - самое красивое, и все самое, самое...
Многих мастеров и их творчество народ хорошо знал, а также гордился их трудолюбивостью.
Мы решили коротко рассказать вам о мастерах-золотошвеях, внесших свой вклад в бухарское золотошвейное искусство. Несомненно, что все мастера интересны, оригинальны, и в этом смысле, о каждом можно написать книгу. У каждого своя жизнь, творческие достижения и поиски, у каждого свои неповторимые произведения. Не упомянуть хотя бы коротко о немногих из них невозможно. К сожалению, многие события творческой жизни мастеров история не сохранила.
Трудно, почти невозможно установить и авторство сохранившихся произведений золотого шитья мастеров старшего поколения.
Прошли года, десятилетия. Не осталось мастеров старой бухарской школы XIX века. Но их талант нашел продолжение в новом поколении золотошвеев, воспитанном и обученном в ХХ веке, и продолжающем по сей день прекрасные традиции золотошвейного искусства.
Рахмат Мирзаев являеся старейшим потомственным мастером бухарской золотошвейной школы (1878-1963). Обучался он у отца и мастеров XIX века. Смолоду работал в мастерской Кори Хасана. Усердно обучал, передавая свой опыт молодому поколению золотошвеев.
При самом активном участии Рахмата Мирзаева были созданы многие уникальные панно: панно-занавес для сцены Государственного академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои (по эскизу академика Щусева), панно «40 лет Октября» и «Союз нерушимый» (по эскизу народного художника Узбекистана В.П.Столярова), панно «Хлопок» (по эскизу М. Прутской). В 1946 году он самостоятельно выполнил Герб СССР и Герб Узбекистана, в котором превосходно применил тончайшую разработку традиционными золотыми художественными швами. Его работа свидетельствовала о глубоком знании наследия бухарской школы. В искусстве «малых форм» он создал серию тюбетеек с традиционными узорами: «дархам», «хуршед», «заминдузи», «тодж», «куббадузи» и др. К приезду в Ташкент в 1956 году Джавахарлала Неру и Индиры Ганди в дар уважаемым гостям он выполнил золотошвейный мужской халат и женский камзол.
В 1957 году, одним из первых среди бухарских золотошвеев, он получил звание народного
художника Узбекистана.
Рахмат Мирзаев отличался незаурядным талантом, скромностью, творческой плодотворностью и был очень уважаемым в коллективе. Все его называли «омакшо» - омак - дядя, кшо- буквально-принц, король, почетный человек.
Последнее творение старого мастера, уникальное орнаментальное панно по эскизу ташкентского художника В.Н.Кедрина. На нем был изображен бухарский архитектурный памятник X века Исмаила Самани. Великолепна декоративная четкость золотого шитья,
В 1961 году на тематическом смотре народного искусства в Москве Рахмат Мирзаев был отмечен Большой золотой медалью за пешонабанд «Голубь мира» и ряд тюбетеек.
Пулат Хакимова - самобытная, талантливая бухарская мастерица. Всю свою жизнь она посвятила любимому делу. Родилась в последний год XIX века, в Бухаре. С 12 лет начала обучаться золотому шитью у своей тети. Сначала Пулат осваивала швы, затем узоры, а в 15 лет уже выполняла композиции. Вышивала женские камзолы, налобные украшения, женские шаровары под платье, вышитое до колен, обшивку для ворота платья и жилеты. Девочка украшала своим искусством одежду, аксессуары, ее единственной и постоянной учительницей, а также компаньонкой была ее тетя.
Пулат Хакимова в 1928 году одной из первых пришла в артель. Восстанавливала традиционные золотошвейные узоры для жилетов, тюбетеек, поясов, сумочек. Передала и привила вкус к золотошвейному искусству своей дочери Саломат Ядгаровой, а та обучила свою дочь, внучку Пулат Хакимовой - Мохиру Джураеву. Саломат Ядгарова участвовала в создании многих современных произведений золотого шитья, а ее дочка Мохира еще долгие года продолжила ремесло матери, успешно проработав в золотошвейной фабрике.
Нурмат Султанов - (1908-2014)потомственный мастер: прадед, дед и отец - Султан Разаков - бухарские золотошвеи. Обучаться этому искусству он начал с девяти лет.
Нурмат Султанов высококвалифицированный вышивальщик и составитель орнамента для тюбетеек, туфелек, поясов, сумочек и различных сувенирных изделий.
В совершенстве владел всеми художественными швами. Он является автором ряда тюбетеек «рано», «гульноз», «гули-бодом», «куш-бодом», многих сувенирных предметов. Принимал участие в изготовлении уникальных панно.
Участник II мировой войны, был тяжело ранен, вернувшись с войны, продолжил трудиться, с увлечением отдаваясь любимому искусству.
Нурмат Султанов в расцвете творческих сил, создавал все новые и новые узоры для золотошвейных изделий.
Максума Ахмедова (1921-1972) - будучи тринадцатилетней девочкой стала обучаться искусству золотого шитья в фабрично-заводском училище, где преподавали крупный мастер -художник - «тархкош» Расул Васиев и опытный мастер Гайбдулла Мухамедов, а когда стала работать, перенимала опыт у Нугмана Аминова и Рахмата Мирзаева.
Способная и трудолюбивая Максума Ахмедова в совершенстве владела всеми техническими и художественными приемами золотошвейного искусства, а потом сама обучала молодых мастериц.
Замечательная мастерица создавала узоры для изделий массового производства, руководила и принимала творческое участие в создании уникальных золотошвейных панно по эскизам народного художника Узбекистана В. П. Столярова - «Гирих», «Анар» («Гранат»).
Особенно ярко и современно отразились золотошвейные традиции в тематическом панно «Байрам» («Праздник»), выполненном по совместному эскизу Ахмедовой и Столярова. Работа получила всеобщее признание, а в 1961 году на тематическом смотре в Москве Максума, как соавтор и
исполнитель, была удостоена Малой золотой медали.
Максума Ахмедова пользовалась в коллективе уважением и авторитетом. Была удивительно гармоничной личностью, как художник и человек, скромной и душевно доброй.
За большой вклад в развитие бухарского золотошвейного искусства ей, одной из первых женщин - золотошвей, было присвоено почетное звание народного художника Узбекистана, она награждена орденом Трудового Красного Знамени и Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Узбекистана.
Муяссар Темирова - принадлежит к младшему поколению бухарских золотошвеев, получившему обучение у современных мастеров. Уже показала себя зрелым мастером, добившись блестящих успехов в золотошвейном искусстве, отмеченных присвоением ей почетного звания народного художника Узбекистана.
Муяссар Темирова родилась в 1941 году. Окончив школу в 1959 году, поступила ученицей на золотошвейную фабрику. Ей очень повезло: ее первой учительницей стала народная художница республики Максума Ахмедова. Способная и трудолюбивая, Муяссар успешно овладела техническими и художественными приемами золотого шитья, а через семь лет сама стала ведущим мастером и наставницей молодежи. Известны и созданные ею узоры для тюбетеек, туфелек, накидок для телевизора. В 1970 году по заказу республиканского Дома моделей для выставки ЭКСПО-70 в Японии создала женский золотошвейный комплект.
Темирова активно участвовала и непосредственно руководила изготовлением уникального панно к 525-летию Алишера Наваи.
Муяссар - одна из ведущих мастериц золотошвейной фабрики Бухары. Художница много работала над созданием новых образцов, изделия в ее исполнении всегда были исключительно декоративны. Молодая художница была приветливой, общительной, душой творческого коллектива.
Муяссар на всю жизнь сохранила благодарность, дружескую привязанность и внимание к семье и детям своей учительницы Максумы Ахмедовой, у которой переняла замечательное искусство.
Обобщая вышесказанное нужно заметить, что творческое переосмысление традиции - это, прежде всего и талант, и поиск, и безупречное мастерство. А для того, чтобы постигать тайны традиционного искусства, сохранять и развивать мастерство, нужно радикально изменить процесс подготовки кадров. Сегодня всех нас не может не тревожить тот факт, что на бухарском золотошвейном ремесле заняты всего-навсего несколько потомственных мастеров, владеющих всеми традиционными приемами.
Новое общество, новый бытовой уклад, новая мода, новые достижения науки и техники и, наконец, новые материалы заставляют по-новому мыслить и творить. Современным бухарским золотошвеям - потомкам виртуозов -зардузов XXI века - предстоит нелегкая, но почетная задача идти дальше славным, ужу современным путем.
Литературы
1. Гончарова П.А.Золотое шитье Бухары, Ташкент,1940-1941.
2. А.И.Сидоренко, Ф.Р.Артиков, Р.Р.Раджабов Золотое шитье Бухары Ташкент-1981.- 112с
3. Н.Садикова - Национальная одежда узбеков (Х!Х-ХХ вв) Т.:«Шарк;», 2003 - 160 стр.
Рюземе
В данной статье говорится о мастерах золотошвейного искусства Бухары XIX - XX вв. Также говорится об истории создания золотошвейных изделий XIX - XX вв. Перечислены и описаны изделия вышитые золотошвейным способом.