25. Тухсанова В.Р., Бакаев Ш.Ш. Искусство золотого шитья города Бухары // Academy. 62:11 (2020). С. 62-65.
26. Yadgarov N.J. Methods using the 3ds max package in teaching projection drawing in school // Euro-Asia Conferences, 1:1 (2021). С. 124-127.
27. Aminov A.Sh., Xodjaeva N.Sh. Development of design skills of high school students // International Engineering Journal for Research & Development. 5:7 (2020). С. 5.
28. Avliyakulova N.M., Jumayev J.Q. The role of islam in folk decorative art of Bukhara // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 347-350.
29. Mamurova F.I., Sobirova Sh.U. Shadow formation in perspective // International Engineering Journal for Research & Development. 5:4 (2020). С. 5.
30. Avliyakulov M.M. Bukhara wood carving // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 343-346.
FUNDAMENTALS, PURPOSES AND OBJECTIVES OF LEARNING FINE
ARTS
Sobirova Sh.U.1, Yadgarov N.D.2, Mamurova D.I.3, Shukurov A.R.4 (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
'Sobirova Sharofat Umedullaevna — Assistant; 2Yadgarov Nodir Djalolovich — Professor; 3Mamurova Dilfuza Islomovna — Docent; 4Shukurov Avaz Ruziboevich — Assistant, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article deals with the types of training in the visual arts, pedagogical technology, didactic principles and methodological techniques. The author analyzes the factors and identifies the problem points of the main trends in the teaching of fine arts. The methods of this research are the methods of pedagogy "verbal presentation", "visual learning", "practical work" and their necessary techniques. It also shows the teaching of fine arts at school on didactic principles that can create pedagogical conditions for easy, concise, reasonable teaching of the subject. Keywords: pedagogical technology, didactic principles, graphic qualification, fine art, method.
ОСНОВЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ
Собирова Ш.У.1, Ядгаров Н.Д.2, Мамурова Д.И.3, Шукуров А.Р.4 (Республика Узбекистан)
'Собирова Шарофат Умедуллаевна — ассистент; 2Ядгаров Нодир Джалолович — профессор; 3Мамурова Дилфуза Исломовна — доцент; 4Шукуров Аваз Рузибаевич — ассистент, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается виды обучения изобразительному искусству, имеющие педагогическую технологию, дидактические принципы и методические приемы. Проводится анализ факторов и выделение проблемных точек основных тенденций по обучению изобразительному искусству. В качестве методов данного исследования выступают методы педагогики «словесное изложение», «наглядное обучение», «практическая работа» и их необходимые приемы. А также показано обучение по изобразительному искусству в школе на дидактических принципах, которые могут создать педагогические условия для легкого, краткого, обоснованного преподавания предмета.
Ключевые слова: педагогическая технология, дидактические принципы, метод, графическая квалификация, изобразительное искусство.
УДК 398
Как известно, изобразительное искусство, преподаваемое в школе, является учебным предметом по своей цели, задаче, содержанию, сущности:
1. Восприятие бытия (в 1-4 классах);
2. Художественное конструирование-лепка (в 1-4 классах);
3. Описывая вещь по-своему;
4. Композиционная деятельность;
5. Такой урок, как основы искусствоведения (восприятие искусства), функционирует на основе обучения.
Эти виды обучения изобразительному искусству имеют свою педагогическую технологию, дидактические принципы и методические приемы. Кроме того, все эти занятия работают с единой целью. При достижении этой цели используется педагогическая технология, представляющая собой проект педагогического процесса, гарантирующий достижение заранее поставленной цели с использованием всех средств обучения и воспитания на уроке, выполняя задачи каждого из них в отдельности. Наши школы основаны на светском образовании и следуют дидактическим принципам, которые могут создать педагогические условия для легкого, краткого, обоснованного преподавания каждого предмета. Эти принципы: научность, последовательность, воспитанность, систематичность, последовательность, осознанность-активность, наглядность, креативность, сочетаемость теории с практикой и новым учебным материалом будут заключаться во взаимозависимом обучении учебным предметам. Учитель изобразительного искусства школы должен руководствоваться дидактическими принципами. Потому что обучение изобразительному искусству в школе на дидактических принципах повышает эффективность каждого урока, занятия и гарантирует достижение поставленной цели.
Если сделать типологию красок в нашем сознании, мы видим, что они формирует ассоциации чувства холода и тепла, сырого и сухого, близкого и далекого. Например, если в картинах перспектива воздуха имеет бледные тона, то ближняя панорама воздуха имеет густые цвета красок. У некоторых людей влияние красок чувствуется и на процессе слушания звуков и голосов. По наблюдениям Л.А. Шварца, адаптация глаза к зеленой краске повышает уровень слушания, а к красному снижает этот уровень. Краски рождает чувства «легкости» и «тяжести». Иногда применяется термин «крикливый цвет», который обозначает яркость красок.
Предоставление графической квалификации по изобразительному искусству, преподаваемому в школе, является основной целью и задачей учебного предмета и зависит от того, насколько эти знания и навыки будут доведены до сознания учащегося в соответствии с государственными стандартами и учебной программой. Технология и дидактические процессы обучения изобразительному искусству в школе достаточно сложны, что обуславливает многообразие методов обучения на уроке. В обучении изобразительному искусству в школе используются методы педагогики «словесное изложение», «наглядное обучение», «практическая работа» и их необходимые приемы.
Эти методы:
• в методе «устное изложение» - «рассказ», «лекция», «беседа», «вопрос-ответ».
• в методе «наглядное обучение» используются приемы содержания «показать», «показать», «экскурсия» (Путешествие, походы).
• в методике «практические работы» «лабораторные работы», «упражнения по рисованию», «упражнения по скульптуре», «упражнения по конструированию», «анализ художественных произведений» организуются по содержанию.
В целом, для того чтобы преподавание изобразительного искусства в школе и передаваемые знания были на высоком уровне квалификации, учитель, исходя из содержания урока, выбирает наиболее удобный, эффективный способ изложения материала урока, такой как объяснение, обоснование, показ, пересказ. В обучении изобразительному искусству происходят необычайно сложные процессы, в ходе которых учитель использует несколько приемов и приемов, один из таких приемов называется «смешанный метод». На всех уроках изобразительного искусства также используется «смешанный» метод.
Преподавание изобразительного искусства в школе начинается со времен Аристотеля, совершенствуется в Древней Греции в школах Сикиона, Эфеса, Фив. В Средние века в качестве науки начинают формироваться разнообразные технологии, дидактика и методика обучения изобразительному искусству. Но все они продолжают проявляться стихийно. С XVII века с развитием светских школ в Европе стали создаваться методики преподавания многих учебных дисциплин. В XVII—XX веках совершенствуются европейские школы,
начинают развиваться и методы преподавания учебных предметов [1-30]. В частности, стали создаваться методы обучения изобразительному искусству. В преподавании изобразительного искусства в школе и создании его методики принимали участие Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци. Достойный вклад внесли такие педагоги, как Шмит, братья Дюпюи, Ашбе, Чистяков, Карадовский, Дюрер, Сапожников, Кульман, Баумграт, Бакушинский. Методика преподавания изобразительного искусства в Узбекистане начала развиваться в основном с 70-х годов прошлого века.
Список литературы / References
1. Маматов Д.К. Роль компьютерной графики в развитии космического воображения студентов // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 37-40.
2. Шомуродов О.Н., Авезов Ш.Н. Компьютерные технологии обучения // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 47-50.
3. Ядгаров Н.Д. Моделирование трехмерных геометрических фигур при помощи пакета 3DS MAX // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 93-97.
4. Абдуллаев С.С., Рафиева Н.А. Искусства древней Руси и средней Азии в духовном диалоге (исторический экскурс) // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 97-100.
5. Азимов С.С. Психологические аспекты формирования профессионального мастерства будущих учителей изобразительного искусства // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 101-104.
6. Ишанкулов Ш.Ш. Определение параметров стандартной изометрии при помощи способа прямоугольного вспомогательного проецирования // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 104-108.
7. Аzmov S.S. Methodics of using programmed means of education for the formation of professional skills of future teachers of fine art // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 8:2 (2020). С. 94-98.
8. Омонов К.К., Маматов Д.К. Создание трехмерной многогранной сети по вершинам САПР AutoCAD // Молодой учёный. № 11 (2014). С. 93-95.
9. Mamatov D.K. Projects of making clay and plastic toys in pre-school education // Theoretical & Applied Science. 9 (2019). С. 281-285.
10. Мусинова А., Маматов Д. Самостоятельная работа студентов и её значение в формировании специалиста // Вестник интегративной психологии. 16:16 (2018). С. 169-172.
11. Маматов Д.К. Национальная программа по подготовке кадров гарантия развития образовательной системы // Психология XXI столетия. 16 (2018). С. 239-243.
12. Ostonova G.R. Secondary schools' didactic principles of teaching fine art // Academicia. 10:7 (2020). С. 554-560.
13. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука. 48:14-1 (2018). С. 31-33.
14. Авлякулова Ш.Б., Остонова Г.Р. Бухарский Тадж-Махал (чар-минар) // Молодой учёный. 116:12 (2016). С. 956-959.
15. Остонова Г.Р. Изобразительное искусство Узбекистана - древний метод Абру-Бахор // Евразийский научный журнал, 2016. С. 468-473.
16. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука: электрон. научн. журн., 2018. № 14-1 (48). С. 31-33.
17. Ibadullaeva Sh.I. Pavel Benkov's legacy at the Bukhara museum of fine arts // International Multidisciplinary journal. 5:7 (2020). С. 3.
18. Kadirova N.A., Ibadullaeva Sh.I. Characteristics of Uzbek embroidery // European journal of research and reflection in educational sciences. 7:12 (2020). С. 591-594.
19. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана // Молодой учёный. № 15 (201), 2018. С. 272-275.
20. Yadgarov N.Dj. Bukhara - open - air museum // "Oriented Art and Culture" scientific methodical journal, no. 1, 2019. С. 8-13.
21. Мусинова А. С. Орнамент - один из древних видов искусства // Молодой учёный. № 4 (2017). С. 654-656.
22. Мусинова А.С. Возрождение бухарской чеканки по меди // М!жнародный науковий журнал 1нтернаука. 2 (1), 2017. С. 37-39.
23. АзимоваМ.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 959-961.
24. Odilova M.O. et al. Improving the pedagogical potential of biology teachers using computer programs // International Engineering Journal for Research & Development. 5:9 (2020). С. 4-4.
25. Тухсанова В.Р., Бакаев Ш.Ш. Искусство золотого шитья города Бухары // Academy. 62:11 (2020). С. 62-65.
26. Yadgarov N.J. Methods using the 3ds max package in teaching projection drawing in school // Euro-Asia Conferences, 1:1 (2021). С. 124-127.
27. Aminov A.Sh., Xodjaeva N.Sh. Development of design skills of high school students // International Engineering Journal for Research & Development. 5:7 (2020). С. 5.
28. Avliyakulova N.M., Jumayev J.Q. The role of islam in folk decorative art of Bukhara // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 347-350.
29. Mamurova F.I., Sobirova Sh.U. Shadow formation in perspective // International Engineering Journal for Research & Development. 5:4 (2020). С. 5.
30. Avliyakulov M.M. Bukhara wood carving // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 343-346.
FAMOUS MASTERS OF GOLDEN SEWING UZBEKISTAN Tukhsanova V.R.1, Azimov B^.2, Azimova M^.3 (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
'Tukhsanova Viloyat Rajabovna — Senior Lecturer;
2Azimov Barot Bafayevich — Docent; 3Azimova Mukhayyo Barotovna — Senior Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in this article was written about history of golden sewing art in Central Asia and Bukhara. Gold seamstresses, like representatives of other types of artistic Central Asian crafts, were united into a guild organization. Mainly men were engaged in this art. However, it is known that many craftsmen passed on the art of gold sewing to their wives and daughters. The process of teaching gold sewing was traditional. They took boys into training, mostly relatives, and mostly the children of the masters themselves, rareiy strangers. The published illustrative material is also very small. Keywords: fragment, the arabs, artistic crafts, mouth, caliph, reorganized, gold embroiderers.
ИЗВЕСТНЫЕ МАСТЕРА ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ УЗБЕКИСТАНА Тухсанова В.Р.1, Азимов Б.Б.2, Азимова М.Б.3 (Республика Узбекистан)
'Тухсанова Вилоят Ражабовна — старший преподаватель; 2Азимов Барот Бафаевич — доцент; Азимова Мухайё Баротовна — старший преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается история развития искусства золотого шитья Центральный Азии и Бухары. Золотошвеи, как и представители других видов художественных среднеазиатских ремесел, бъти объединены в цеховую организацию. Искусством этим занимались в основном мужчины. Однако известно, что многие мастера передавали искусство золотого шитья женам, дочерям. Процесс обучения золотому шитью быт традиционным. Брали в обучение мальчиков, преимущественно родственников, и в основном детей самих мастеров, редко чужих. Весьма малочислен и опубликованный иллюстративный материал. Ключевые слова: фрагмент, арабами, художественных ремесел, уста, халифа, реорганизована, золотошвеек.
УДК 398
К I-II векам нашей эры относятся следы золотого шитья на женской одежде, обнаруженные археологической экспедицией М.Э.Воронца на территории Ташкентской области, «У пояса и на груди скелета были найдены рассыпанные нити червонного золота. Среди них встречались фрагменты сохранившегося узора в виде завитков, украшавшего какую - то часть одежды».