DIDACTICAL PRINCIPLES OF LEARNING FINE ARTS IN SECONDARY
EDUCATIONAL SCHOOLS Ostonova G.R.1, Ibadullaeva Sh.I.2, Musinova A.S.3, Avliyakulova N.M.4 (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
'Ostonova GulshodRazzokovna — Assistant; 2Ibadullaeva Shakhnoza Ilkhamovna — Assistant;
3Musinova Aziza Sodikovna — Assistant; 4Avliyakulova Nafisa Muzaffarovna—Assistant, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article presents the foundations of important didactic principles related to teaching methods. The principle of consciousness and activity is the principle of presence and strength in a quality image. It takes into account the principle of the construction and independence of the fine arts with the expressiveness and initiative of teachers, pedagogical guidance, the principle of education are taken into account. The article also discusses important didactic principles and fundamentals of the visual arts related to the principles of teaching, artistic expression and perception, the principle of teaching arts education and teaching methodology. Keywords: principle, activity, visual arts, education, method.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ Остонова Г.Р.1, Ибадуллаева Ш.И.2, Мусинова А.С.3, Авлиякулова Н.М.4
(Республика Узбекистан)
'Остонова Гулшод Раззоковна — ассистент; 2Ибадуллаева Шахноза Илхамовна — ассистент; 3Мусинова Азиза Содиковна — ассистент; 4Авлиякулова Нафиса Музаффаровна — ассистент, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье представлены основы важных дидактических принципов, связанных с методами обучения. Принцип сознательности и активности - это принципы наличия и прочности в качественного образа. Учитывается принцип построения и самостоятельности изобразительного искусства с выразительностью и инициативой педагогов, педагогическим руководством, принцип воспитания. В статье также обсуждаются важные дидактические принципы и основы изобразительного искусства, связанные с принципами обучения, художественного выражения и восприятия, принципом преподавания художественного образования и методикой преподавания.
Ключевые слова: принцип, активность, изобразительного искусства, воспитания, метод.
УДК 398
Изобразительное искусство — это мир прекрасного! Как же научиться его понимать? Для этого необходимо освоить язык изобразительного искусства, разобраться в его видах и жанрах. Во-первых, и та и другая сферы являются мощными способами гармонизации мира. Искусство играет огромную роль в развитии личности, поскольку его произведения существенно воздействуют на нравственный мир, образ жизни, поведение человека.
Обладающий художественным восприятием человек, воспринимает окружающий его мир во всем многообразии слагающих его проявлений, целостно и точно, устанавливает основные сущностные взаимосвязи, лежащие в основе требующих разрешения проблем.
Не случайно усилия исследователей художественного творчества и восприятия произведений искусства, сосредоточены на проблеме развития художественного восприятия. Особую актуальность развитие творческих качеств познавательных процессов приобретает у учащихся среднего школьного возраста. Это связано с тем, что у детей, в переходный период подросткового возраста, в связи с общей перестройкой изобразительной деятельности, за счет
изменения целевой установки и отношения к своему творчеству в области изобразительного искусства, на качественно новом уровне закладываются начала эстетического освоения окружающей среды, познания мира, восприятия искусства. От того, как осуществится этот переход, во многом зависит характер всей последующей деятельности человека в сфере изобразительного искусства. Именно в это время определяются дальнейшие способности человека к общению со сложным и богатым миром образного, много контекстного языка изобразительного искусства.
Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству. Принципы научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству. Принципы активности и сознательности в обучении изобразительному искусству. Принципы доступности и прочности в обучении изобразительному искусству. Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.
Методика - совокупность приемов обучения и воспитания. Приемы обучения-моменты, из которых складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения объединенных общим направлением складывается система обучения. Правильно организованное, методически грамотное использование дидактических принципов и методов обучения на уроках изобразительного искусства способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса: повышает активность, заинтересованность, развитие любви к изобразительному искусству, развивает восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь, и др. Формирует умения применять знания на практике.
Важные дидактические принципы в связи с методикой преподавания основ изобразительного искусства в школе:
1-принцип научности: связь науки и учебного предмета;
2-принцип наглядности: подкреплено зрительным восприятием;
3 -принцип сознательности и активности учащихся;
4-принцип связи теории с практикой;
5-принцип прочности усвоения знаний;
6-принцип систематичности и последовательности;
7-принцип воспитательного обучения.
Формирует личность, воспитывает интеллект познавательные способности с учетом интересов обучаемых. Принцип системы и последовати обучения: непрерывность и связь нового материала с пройденным, расширение и углубление знаний. Новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое уточняет его и дополняет, требует строго правила не переходить к новому учебному материалу пока не усвоен и не закреплен предыдущий.
Принципы обучения являются необходимым инструментом в преподавательской деятельности. Благодаря этим принципам, происходит процесс соединения теоретических представлений с педагогической практикой. Принципы обучения в педагогике носят, прежде всего, рекомендательный характер, а не обязательный. Это происходит потому, что деятельность педагога во время процесса обучения может преломляться через различные формы и приемы. Принципы обучения - руководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации. Принципы - основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы - это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей. «У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении» - писал Коменский.
Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы: сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой [1-30].
Список литературы / References
1. Маматов Д.К. Роль компьютерной графики в развитии космического воображения
студентов // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 37-40.
2. Шомуродов О.Н., Авезов Ш.Н. Компьютерные технологии обучения // Вестник науки и
образования. 99:21-2 (2020). С. 47-50.
105 ■ European science № 2 (58)
3. Ядгаров Н.Д. Моделирование трехмерных геометрических фигур при помощи пакета 3DS MAX // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 93-97.
4. Абдуллаев С.С., Рафиева Н.А. Искусства древней Руси и средней Азии в духовном диалоге (исторический экскурс) // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 97-100.
5. Азимов С.С. Психологические аспекты формирования профессионального мастерства будущих учителей изобразительного искусства // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 101-104.
6. Ишанкулов Ш.Ш. Определение параметров стандартной изометрии при помощи способа прямоугольного вспомогательного проецирования // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 104-108.
7. Аzmov S.S. Methodics of using programmed means of education for the formation of professional skills of future teachers of fine art // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 8:2 (2020). С. 94-98.
8. Омонов К.К., Маматов Д.К. Создание трехмерной многогранной сети по вершинам САПР AutoCAD // Молодой учёный. № 11 (2014). С. 93-95.
9. Mamatov D.K. Projects of making clay and plastic toys in pre-school education // Theoretical & Applied Science. 9 (2019). С. 281-285.
10. Мусинова А., Маматов Д. Самостоятельная работа студентов и её значение в формировании специалиста // Вестник интегративной психологии. 16:16 (2018). С. 169-172.
11. Маматов Д.К. Национальная программа по подготовке кадров гарантия развития образовательной системы // Психология XXI столетия. 16 (2018). С. 239-243.
12. Ostonova G.R. Secondary schools' didactic principles of teaching fine art // Academicia. 10:7 (2020). С. 554-560.
13. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука. 48:14-1 (2018). С. 31-33.
14. Авлякулова Ш.Б., Остонова Г.Р. Бухарский Тадж-Махал (чар-минар) // Молодой учёный. 116:12 (2016). С. 956-959.
15. Остонова Г.Р. Изобразительное искусство Узбекистана - древний метод Абру-Бахор // Евразийский научный журнал, 2016. С. 468-473.
16. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука: электрон. научн. журн., 2018. № 14-1 (48). С. 31-33.
17. Ibadullaeva Sh.I. Pavel Benkov's legacy at the Bukhara museum of fine arts // International Multidisciplinary journal. 5:7 (2020). С. 3.
18. Kadirova N.A., Ibadullaeva Sh.I. Characteristics of Uzbek embroidery // European journal of research and reflection in educational sciences. 7:12 (2020). С. 591-594.
19. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана // Молодой учёный. № 15 (201), 2018. С. 272-275.
20. Yadgarov N.Dj. Bukhara - open - air museum // "Oriented Art and Culture" scientific methodical journal, no. 1, 2019. С. 8-13.
21. Мусинова А. С. Орнамент - один из древних видов искусства // Молодой учёный. № 4 (2017). С. 654-656.
22. Мусинова А.С. Возрождение бухарской чеканки по меди // М1жнародный науковий журнал 1нтернаука. 2 (1), 2017. С. 37-39.
23. АзимоваМ.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 959-961.
24. Odilova M.O. et al. Improving the pedagogical potential of biology teachers using computer programs // International Engineering Journal for Research & Development. 5:9 (2020). С. 4-4.
25. Тухсанова В.Р., Бакаев Ш.Ш. Искусство золотого шитья города Бухары // Academy. 62:11 (2020). С. 62-65.
26. Yadgarov N.J. Methods using the 3ds max package in teaching projection drawing in school // Euro-Asia Conferences, 1:1 (2021). С. 124-127.
27. Aminov A.Sh., Xodjaeva N.Sh. Development of design skills of high school students // International Engineering Journal for Research & Development. 5:7 (2020). С. 5.
28. Avliyakulova N.M., Jumayev J.Q. The role of islam in folk decorative art of Bukhara // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 347-350.
29. Mamurova F.I., Sobirova Sh.U. Shadow formation in perspective // International Engineering Journal for Research & Development. 5:4 (2020). С. 5.
30. Avliyakulov M.M. Bukhara wood carving // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 343-346.