Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ БАТИКА'

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ БАТИКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
844
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
БАТИК / РЕЗЕРВ / НАБОЙКА / ВЫБОЙКА / НАБИВКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жумаев Корёгди Жураевич, Ибатова Нигора Истамовна, Авезов Шерали Наимович, Ишанкулов Шерали Шарипович

В данной статье изложены основы - искусство ручной росписи тканей. В настоящее время, как и во времена процветания Индонезии, батик не теряет своей актуальности. Батик широко применяется при дизайне интерьеров. С помощью батика можно расставить акценты в нужных местах, придать эксклюзивность различным деталям интерьера: шторам, ширмам, абажурам, пуфикам, подушкам, проще сказать - создать настроение всей комнаты. А интересные приемы и особенности техники батика позволяют добиться необычных результатов. Художественная роспись по ткани вносит душевность, легкость, уют, изящность, чувственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Жумаев Корёгди Жураевич, Ибатова Нигора Истамовна, Авезов Шерали Наимович, Ишанкулов Шерали Шарипович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY AND DEVELOPMENT OF BATIK

This article describes the basics-the art of hand-painted fabrics. At present, as in the times of prosperity of Indonesia, batik does not lose its relevance. Batik is widely used in interior design. With the help of batik, you can place accents in the right places, give exclusivity to various interior details: curtains, screens, lampshades, ottomans, pillows, or simply put - create the mood of the entire room. And interesting techniques and features of the batik technique allow you to achieve unusual results. Artistic painting on the fabric brings warmth, lightness, comfort, elegance, sensuality.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ БАТИКА»

28. Avliyakulova N.M., Jumayev J.Q. The role of islam in folk decorative art of Bukhara // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). C. 347-350.

29. Mamurova F.I., Sobirova Sh.U. Shadow formation in perspective // International Engineering Journal for Research & Development. 5:4 (2020). C. 5.

30. Avliyakulov M.M. Bukhara wood carving // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). C. 343-346.

HISTORY AND DEVELOPMENT OF BATIK Zhumaev K.Zh.\ Ibatova N.I.2, Avezov Sh.N.3, Ishankulov Sh.Sh.4 (Republic of Uzbekistan) Email: Zhumaev458@scientifictext.ru

'Zhumaev Koryogdi Zhuraevich — Docent;

2Ibatova Nigora Istamovna — Lecturer; 3Avezov Sherali Naimovich — PhD Student; 4Ishankulov Sherali Sharipovich — Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article describes the basics-the art of hand-painted fabrics. At present, as in the times of prosperity of Indonesia, batik does not lose its relevance. Batik is widely used in interior design. With the help of batik, you can place accents in the right places, give exclusivity to various interior details: curtains, screens, lampshades, ottomans, pillows, or simply put - create the mood of the entire room. And interesting techniques and features of the batik technique allow you to achieve unusual results. Artistic painting on the fabric brings warmth, lightness, comfort, elegance, sensuality. Keywords: batik, reserve, stuffing, knockout, stuffing.

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ БАТИКА Жумаев К.Ж.1, Ибатова Н.И.2, Авезов Ш.Н.3, Ишанкулов Ш.Ш.4 (Республика Узбекистан)

'Жумаев Корёгди Жураевич — доцент; 2Ибатова Нигора Истамовна — преподаватель; Авезов Шерали Наимович — базовый докторант; 4Ишанкулов Шерали Шарипович — преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье изложены основы - искусство ручной росписи тканей. В настоящее время, как и во времена процветания Индонезии, батик не теряет своей актуальности. Батик широко применяется при дизайне интерьеров. С помощью батика можно расставить акценты в нужных местах, придать эксклюзивность различным деталям интерьера: шторам, ширмам, абажурам, пуфикам, подушкам, проще сказать - создать настроение всей комнаты. А интересные приемы и особенности техники батика позволяют добиться необычных результатов. Художественная роспись по ткани вносит душевность, легкость, уют, изящность, чувственность. Ключевые слова: батик, резерв, набойка, выбойка, набивка.

УДК 398

Создание художественного произведения - сложный творческий процесс в народно-прикладном искусстве. Художник использует различные средства этого искусства, чтобы воплотить в жизнь свою фантазию, творческую ответственность. В основе этого творческого процесса лежит поиск композиционной гармонии, ритма рисунка, цвета и материала. Композиция декоративного текстильного произведения - ритмическое, упорядоченное распределение плоскостей изделия и то, что все орнаментальные (орнаментальные), изобразительные элементы выполнены единым художественным, техническим способом и являются целостностью общей художественно-декоративной идеи. Вообще говоря, материал-это внутренняя гармония художественных средств, идейно-образная сущность.

Создание нового произведения начинается с выбора темы, соответствующей задаче, назначению предмета. На этом этапе не только определенная информация в изображаемых элементах, но и декоративная фигура, настроение чувства должны быть показаны различными художественными средствами. Используя различные художественно-технологические приемы, средствами узорчатых и цветовых пропорций можно показать ощущение: весенняя широта, интенсивное движение, уравновешенная тишина и т.д. Прекрасно продуманная композиционная схема становится основой для создания хорошего художественного произведения. Работу начинают с прорисовки композиционной схемы в масштабе или на чертеже в масштабе аиик. Композиционную схему нежелательно рисовать четвертями или половинками. Потому что в процессе работы могут быть несовместимые цепи. По характеру построения схемы, шаблонному решению композиция бывает двух видов: статической (в движении) и динамической (в движении, вибрации). Статические композиционные схемы часто симметричны и требуют строгости в орнаментальном решении.

Узбекское декоративное искусство издревле высоко ценилось, и ему придавалось значение в исторических условиях, в которых развивалась узбекская культура.

На протяжении многих веков узбекский народ создавал богатые и разнообразные прикладные художественные традиции этого искусства. Прикладное искусство-это искусство жизни народа. Важнейший его признак заключается в тесной связи художественного творчества и материальной потребности; неразрывная связь искусства и практической необходимости порождает единство их идейно-художественной и социально-практической сущности. Целесообразность формы в произведениях прикладного искусства выделяется единство формы и воздействия [1-30].

Социальная сущность декоративного искусства заключается в его коллективном мастерстве, которое передавалось из поколения в поколение и воплощало в себе ряд пластов, древние образцы которых глубоко отражают признаки исторически сложившейся культуры узбекского народа.

Основу традиционных принципов узбекского прикладного искусства составляют орнаментациям, плоскостность, условность изображения, тяготеющие к определенным стилям, и несравненная цветовая пропорциональность. При этом всегда используются светлые контрастные цвета.

Художественные традиции народа невероятно разнообразны: вместе с условиями жизни народа он учится, обогащается, но сохраняет свою национальную основу. Развитие прикладного искусства в соответствии с новыми задачами и требованиями является основным фактором, обеспечивающим его развитие. В наше время наиболее древние художественные традиции и методы современного искусства переплетаются.

Возрастающий интерес к декоративно - прикладному искусству народа определяется его исторической, культурной ролью, проявлением в нем глубочайших черт характера народа, его эстетических взглядов, вкусов, мировоззрения и мастерства, как в эпосе и музыке, поэзии и живописи.

Художественные традиции народа невероятно разнообразны: вместе с условиями жизни народа он учится, обогащается, но сохраняет свою национальную основу.

Развитие прикладного искусства в соответствии с новыми задачами и требованиями является основным фактором, обеспечивающим его развитие. В наше время наиболее древние художественные традиции и методы современного искусства переплетаются.

Возрастающий интерес к декоративно - прикладному искусству народа определяется его исторической, культурной ролью, проявлением в нем глубочайших черт характера народа, его эстетических взглядов, вкусов, мировоззрения и мастерства, как в эпосе и музыке, поэзии и живописи.

Яркие и причудливые принты на ткани сейчас вновь популярны, более того, модные тенденции все чаще благоволят расписанным тканям. А если рисунок на этих тканях выполнен самостоятельно, то это не только реализация творческих способностей, но и эксклюзивная вещь!

Техника ручной росписи по ткани - батик - получила активное развитие в Индонезии, на острове Ява. Слово «batik» переводится с индонезийского языка как «капля воска». Специфика такой росписи заключается в том, что на ткань - используется хлопок, шелк, синтетика или шерсть - наносится красящее вещество с использованием воска или бензина, чтобы предотвратить ее растекание и обозначить границы рисунка. Различают разнообразные способы выполнения росписи техникой батик.

Список литературы / References

1. Маматов Д.К. Роль компьютерной графики в развитии космического воображения студентов // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 37-40.

2. Шомуродов О.Н., Авезов Ш.Н. Компьютерные технологии обучения // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 47-50.

3. Ядгаров Н.Д. Моделирование трехмерных геометрических фигур при помощи пакета 3DS MAX // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 93-97.

4. Абдуллаев С.С., Рафиева Н.А. Искусства древней Руси и средней Азии в духовном диалоге (исторический экскурс) // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 97-100.

5. Азимов С.С. Психологические аспекты формирования профессионального мастерства будущих учителей изобразительного искусства // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 101-104.

6. Ишанкулов Ш.Ш. Определение параметров стандартной изометрии при помощи способа прямоугольного вспомогательного проецирования // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 104-108.

7. Аzmov S.S. Methodics of using programmed means of education for the formation of professional skills of future teachers of fine art // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 8:2 (2020). С. 94-98.

8. Омонов К.К., Маматов Д.К. Создание трехмерной многогранной сети по вершинам САПР AutoCAD // Молодой учёный. № 11 (2014). С. 93-95.

9. Mamatov D.K. Projects of making clay and plastic toys in pre-school education // Theoretical & Applied Science. 9 (2019). С. 281-285.

10. Мусинова А., Маматов Д. Самостоятельная работа студентов и её значение в формировании специалиста // Вестник интегративной психологии. 16:16 (2018). С. 169-172.

11. Маматов Д.К. Национальная программа по подготовке кадров гарантия развития образовательной системы // Психология XXI столетия. 16 (2018). С. 239-243.

12. Ostonova G.R. Secondary schools' didactic principles of teaching fine art // Academicia. 10:7 (2020). С. 554-560.

13. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука. 48:14-1 (2018). С. 31-33.

14. Авлякулова Ш.Б., Остонова Г.Р. Бухарский Тадж-Махал (чар-минар) // Молодой учёный. 116:12 (2016). С. 956-959.

15. Остонова Г.Р. Изобразительное искусство Узбекистана - древний метод Абру-Бахор // Евразийский научный журнал, 2016. С. 468-473.

16. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука: электрон. научн. журн., 2018. № 14-1 (48). С. 31-33.

17. Ibadullaeva Sh.I. Pavel Benkov's legacy at the Bukhara museum of fine arts // International Multidisciplinary journal. 5:7 (2020). С. 3.

18. Kadirova N.A., Ibadullaeva Sh.I. Characteristics of Uzbek embroidery // European journal of research and reflection in educational sciences. 7:12 (2020). С. 591-594.

19. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана // Молодой учёный. № 15 (201), 2018. С. 272-275.

20. Yadgarov N.Dj. Bukhara - open - air museum // "Oriented Art and Culture" scientific methodical journal, no. 1, 2019. С. 8-13.

21. Мусинова А. С. Орнамент - один из древних видов искусства // Молодой учёный. № 4 (2017). С. 654-656.

22. Мусинова А.С. Возрождение бухарской чеканки по меди // Мiжнародный науковий журнал 1нтернаука. 2 (1), 2017. С. 37-39.

23. АзимоваМ.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 959-961.

24. Odilova M.O. et al. Improving the pedagogical potential of biology teachers using computer programs // International Engineering Journal for Research & Development. 5:9 (2020). С. 4-4.

25. Тухсанова В.Р., Бакаев Ш.Ш. Искусство золотого шитья города Бухары // Academy. 62:11 (2020). С. 62-65.

26. Yadgarov N.J. Methods using the 3ds max package in teaching projection drawing in school // Euro-Asia Conferences, 1:1 (2021). С. 124-127.

27. Aminov A.Sh., Xodjaeva N.Sh. Development of design skills of high school students // International Engineering Journal for Research & Development. 5:7 (2020). С. 5.

28. Avliyakulova N.M., Jumayev J.Q. The role of islam in folk decorative art of Bukhara // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). C. 347-350.

29. Mamurova F.I., Sobirova Sh.U. Shadow formation in perspective // International Engineering Journal for Research & Development. 5:4 (2020). C. 5.

30. Avliyakulov M.M. Bukhara wood carving // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). C. 343-346.

ON THE SOCIAL SITUATION OF ARCHITECTS AND ARCHITECTS OF THE MIDDLE AND MIDDLE EAST

IN THE IX-XV CENTURIES Sobirov T.R.1, Badiev MM.2, Avliyakulov MM.3, Azimov S.S.4 (Republic of Uzbekistan) Email: Sobirov458@scientifictext.ru

'Sobirov Tolib Ruzievich — Professor; 2Badiev Makhmud Marufovich — Docent; 3Avliyakulov Muzaffar Mukhammedovich — Senior Lecturer; 4Azimov Sanjar Samadovich — Senior Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: it is known that architectural monuments and structures built in different parts of the world, including Central Asia, are famous for their all-encompassing perfection. The present article examines the role of architects who took part in the construction of architectural monuments of the Near and Middle East, as well as their cognitive potential. Examples from scientific and historical sources about the status of architects and artisans in society are given. These sources and the above facts confirm that they had a fairly high status in the society in which they lived. Keywords: аrchitect, craft, drawing, mathematical sciences.

ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ ЗОДЧИХ И АРХИТЕКТОРОВ СРЕДНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В IX-XV ВЕКАХ Собиров Т.Р.1, Бадиев М.М.2, Авлиякулов М.М.3, Азимов С.С.4 (Республика Узбекистан)

'Собиров Толиб Рузиевич — профессор; 2Бадиев Махмуд Маруфович — доцент; 3Авлиякулов Музаффар Мухаммедович старший преподаватель; 4Азимов Санжар Самадович — старший преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: известно, что архитектурные памятники и сооружения, построенные в разных частях мира, в том числе и в Центральной Азии, славятся своим всеобъемлющим совершенством. В настоящей статье рассматривается общественная роль архитекторов и зодчих, принимавших участие в строительстве архитектурных памятников Ближнего и Среднего Востока, а также их познавательный потенциал. Приведены примеры из научных и исторических источников о статусе архитекторов и ремесленников в обществе. Эти источники и приведенные выше факты подтверждают, что они имели достаточно высокий статус в обществе, в котором жили.

Ключевые слова: архитектор, зодчий, ремесло, рисовать, математические науки.

УДК 398

Архитектурные памятники и сооружения, построенные в разных частях мира, в том числе и в Центральной Азии, славятся своим всеобъемлющим совершенством. Каждый человек, который знакомится с этими чудесными сооружениями, задается вопросом - кем были архитекторы и ремесленники, строившие здания, какими знаниями они владели и каков был

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.