Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА'

ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
243
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЧЕРЧЕНИЕ / ЭСТЕТИКА / МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Авезов Шерали Наимович, Жумаев Корёгди Жураевич, Азимова Мухайё Баротовна, Ишанкулов Шерали Шарипович

В данной статье изложены изучение и преподавание произведений искусства - одна из главных задач науки изобразительного искусства. Потому что так же, как литература учит понимать литературно-художественные произведения, так и изобразительное искусство учит школьника видеть художественное произведение и понимать его, анализировать. «Описание и анализ произведений искусства» - одна из специальных искусствоведческих дисциплин на художественных факультетах в системе университетского образования, в академиях художеств, институтах искусств, введенная в учебные планы по специальностям «Искусствоведение», «Изобразительное искусство и черчение», «Эстетика», «Музееведение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Авезов Шерали Наимович, Жумаев Корёгди Жураевич, Азимова Мухайё Баротовна, Ишанкулов Шерали Шарипович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING WORKS OF ART

This article describes the study and teaching of works of art - one of the main tasks of the science of fine arts. Because just as literature teaches us to understand literary and artistic works, so visual art teaches a student to see a work of art and to understand it, to analyze it. "Description and analysis of works of art" is one of the special art history disciplines at the art faculties in the university education system, in the academies of arts, art institutes, introduced into the curricula for the specialties "Art History", "Fine Art and Drawing", "Aesthetics", "Museum Studies".

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА»

STUDYING WORKS OF ART Avezov Sh.N.1, Zhumaev K.Zh.2, Azimova Ы.В.3, Ishankulov Sh.Sh.4 (Republic of Uzbekistan) Email: Avezov458@scientifictext.ru

'Avezov Sherali Naimovich — PhD Student;

2Zhumaev Koryogdi Zhuraevich — Docent;

3Azimova Mukhayyo Barotovna — Senior Lecturer;

4Ishankulov Sherali Sharipovich — Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY,

BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article describes the study and teaching of works of art — one of the main tasks of the science of fine arts. Because just as literature teaches us to understand literary and artistic works, so visual art teaches a student to see a work of art and to understand it, to analyze it. "Description and analysis of works of art" is one of the special art history disciplines at the art faculties in the university education system, in the academies of arts, art institutes, introduced into the curricula for the specialties "Art History", "Fine Art and Drawing", "Aesthetics", "Museum Studies". Keywords: educational process, art history, fine art and drawing, aesthetics, museum studies.

ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА Авезов Ш.Н.1, Жумаев К.Ж.2, Азимова М.Б.3, Ишанкулов Ш.Ш.4 (Республика Узбекистан)

'Авезов Шерали Наимович — базовый докторант;

2Жумаев Корёгди Жураевич — доцент;

3Азимова Мухайё Баротовна — старший преподаватель;

4Ишанкулов Шерали Шарипович — преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье изложены изучение и преподавание произведений искусства - одна из главных задач науки изобразительного искусства. Потому что так же, как литература учит понимать литературно-художественные произведения, так и изобразительное искусство учит школьника видеть художественное произведение и понимать его, анализировать. «Описание и анализ произведений искусства» — одна из специальных искусствоведческих дисциплин на художественных факультетах в системе университетского образования, в академиях художеств, институтах искусств, введенная в учебные планы по специальностям «Искусствоведение», «Изобразительное искусство и черчение», «Эстетика», «Музееведение».

Ключевые слова: учебный процесс, искусствоведение, изобразительное искусство и черчение, эстетика, музееведение.

УДК 398

Основанием для научно-педагогического исследования являются разработка и внедрение в учебный процесс профессионально-художественного факультета авторского спецкурса «Описание и анализ произведения искусства» для бакалавров образования в области изобразительного искусства.

С этой целью разработана авторская программа, учебно-методический комплекс, создано учебное пособие и электронный учебник. Несмотря на то, что существует достаточное количество изданий по изучению «языка», морфологии искусства, толкованию произведений искусства, назрела настоятельная необходимость в новом осмыслении вопросов, касающихся анализа произведения искусства как художественного текста. Этим обусловливается современность и эстетико-педагогическая целесообразность настоящего спецкурса, в котором разъясняются морфологический, семантический и герменевтический подходы к изучению произведения искусства. И в том, и в другом есть тема, сюжет, идея, художественный стиль, образы, персонажи, в которых находит свое выражение период, событие события в произведении. Все учебные предметы в школе используют произведения изобразительного искусства. Впервые попытки создать теорию искусства предпринимались ещё в античную эпоху, например, Платоном и Аристотелем. Среди трудов античных учёных встречаются практические руководства по искусству (Витрувий), и описания

European science № 2 (58) ■ 20

художественных памятников (Павсаний, Филострат). Обширный трактат по античному искусству написал Плиний Старший. Ряд трудов в этом направлении появился в эпоху Возрождения.

Виды искусства составляют систему, которая исторически подвижна. Важно выявить особенности каждого из видов искусств и проследить их меняющиеся взаимодействия. При этом необходимо учесть следующие факторы: историческая тенденция и характер расхождения видов искусств; время возникновения каждого вида искусства; историческая тенденция взаимодействия и синтеза искусств; влияние литературы как вербальной основы художественной культуры на другие искусства; выдвижение в каждую эпоху актуального (наиболее соответствующего социально-художественным потребностям данной эпохи, наиболее массового, популярного) и репрезентативного (наиболее полно представляющего художественную культуру эпохи последующим эпохам) видов искусства, их историческая динамика; развитие техники, информационных систем и перспективы взаимодействия искусств. Главная веха — «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари. В искусствознании проявляется ярко выраженный интерес к отдельным элементам художественной формы: композиции, конструкции, пространству, плоскости, поверхности объему, цвету.

Но ни один учитель-предметник не может дать никакой информации о создании художественного произведения, о предмете, сюжете, идее, художественности в нем. Поэтому независимо от того, на каком уроке будет проходить эта картина, эти работы будут проанализированы самим учителем изобразительного искусства. В период анализа художественных жанров на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах учитель акцентирует внимание на идее произведения, художественном стиле художника. Но при анализе художественных произведений должна быть определенная система и порядок [1-30]. Соответственно, при анализе произведений искусства:

1. Приводятся сведения об авторе произведения;

2. Беседа на тему произведения, может ли произведение отвечать теме, ее сюжету и идее.

3. Идея, произведения-какой вопрос, проблему поднял художник в произведении на основе описываемого им сюжета;

4. В произведении дается правдивая, научная информация об изображаемом объекте, событии, предметах на нем, пейзаже, о людях и животном и т.д;

5. Дается понимание художественности в создании произведения, художественного стиля, знания и таланта Творца в искусстве, его квалификации;

6. Исследовательская работа художника по созданию произведения, материал дается информация о набросках, обобщениях, черновиках, этюдах, эскизах;

7. Речь идет о судьбе произведения, то есть о состоянии произведения на сегодняшний день, о месте его хранения, о том, на каких выставках оно представлено.

Для такого анализа художественного произведения школьному учителю необходимо знать рисунок, хорошо разбираться в произведении и уметь объяснять его окружающим. Таким образом, авторский спецкурс «Описание и анализ произведения искусства» является плодотворным эстетико-искусствоведческим и педагогическим инструментарием в подготовке специалиста - человека творчества. Завершается изучение спецкурса написанием реферата, искусствоведческим анализом произведений искусства (архитектуры, скульптуры, графики, живописи), рецензированием художественной выставки, доступным научным исследованием в области искусствоведения, коллоквиумом и итоговым экзаменом.

Таким образом, авторский спецкурс «Описание и анализ произведения искусства» является плодотворным эстетико-искусствоведческим и педагогическим инструментарием в подготовке специалиста - человека творчества.

Список литературы / References

1. Маматов Д.К. Роль Компьютерной графики в развитии космического воображения студентов // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 37-40.

2. Шомуродов О.Н., Авезов Ш.Н. Компьютерные технологии обучения // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 47-50.

3. Ядгаров Н.Д. Моделирование трехмерных геометрических фигур при помощи пакета 3DS MAX // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 93-97.

4. Абдуллаев С.С., Рафиева Н.А. Искусства древней Руси и средней Азии в духовном диалоге (исторический экскурс) // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 97-100.

5. Азимов С.С. Психологические аспекты формирования профессионального мастерства будущих учителей изобразительного искусства // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 101-104.

21 ■ European science № 2 (58)

6. Ишанкулов Ш.Ш. Определение параметров стандартной изометрии помощи способа прямоугольного вспомогательного проецирования // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 104-108.

7. Аzmov S.S. Methodics of using programmed means of education for the formation of professional skills of future teachers of fine art // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 8:2 (2020). С. 94-98.

8. Омонов К.К., Маматов Д.К. Создание трехмерной многогранной сети по вершинам САПР AutoCAD // Молодой учёный. № 11 (2014). С. 93-95.

9. Mamatov D.K. Projects of making clay and plastic toys in pre-school education // Theoretical & Applied Science. 9 (2019). С. 281-285.

10. Мусинова А., Маматов Д. Самостоятельная работа студентов и её значение в формировании специалиста // Вестник интегративной психологии. 16:16 (2018). С. 169-172.

11. Маматов Д.К. Национальная программа по подготовке кадров гарантия развития образовательной системы // Психология XXI столетия. 16 (2018). С. 239-243.

12. Ostonova G.R. Secondary schools' didactic principles of teaching fine art // Academicia. 10:7 (2020). С. 554-560.

13. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука. 48:14-1 (2018). С. 31-33.

14. Авлякулова Ш.Б., Остонова Г.Р. Бухарский Тадж-Махал (чар-минар) // Молодой учёный. 116:12 (2016). С. 956-959.

15. Остонова Г.Р. Изобразительное искусство Узбекистана - древний метод Абру-Бахор // Евразийский научный журнал. 2016. С. 468-473.

16. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука: электрон. научн. журн., 2018. № 14-1 (48). С. 31-33.

17. Ibadullaeva Sh.I. Pavel Benkov's legacy at the Bukhara museum of fine arts // International Multidisciplinary journal. 5:7 (2020). С. 3.

18. Kadirova N.A., Ibadullaeva Sh.I. Characteristics of Uzbek embroidery // European journal of research and reflection in educational sciences. 7:12 (2020). С. 591-594.

19. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана // Молодой учёный. № 15 (201), 2018. С. 272-275.

20. Yadgarov N.Dj. Bukhara - open - air museum // "Oriented Art and Culture" scientific methodical journal, no. 1, 2019. С. 8-13.

21. Мусинова А. С. Орнамент - один из древних видов искусства // Молодой учёный. № 4 (2017), С. 654-656.

22. Мусинова А.С. Возрождение бухарской чеканки по меди // М1жнародный науковий журнал 1нтернаука. 2 (1), 2017. С. 37-39.

23. АзимоваМ.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 959-961.

24. Odilova M.O. et al. Improving the pedagogical potential of biology teachers using computer programs // International Engineering Journal for Research & Development. 5:9 (2020). С. 4-4.

25. Тухсанова В.Р., Бакаев Ш.Ш. Икусство золотого шитья города бухары // Academy. 62:11 (2020). С. 62-65.

26. Yadgarov N.J. Methods using the 3ds max package in teaching projection drawing in school // Euro-Asia Conferences, 1:1 (2021). С. 124-127.

27. Aminov A.Sh., Xodjaeva N.Sh. Development of design skills of high school students // International Engineering Journal for Research & Development. 5:7 (2020). С. 5.

28. Avliyakulova N.M., Jumayev J.Q. The role of islam in folk decorative art of Bukhara // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 347-350.

29. Mamurova F.I., Sobirova Sh.U. Shadow formation in perspective // International Engineering Journal For Research & Development. 5:4 (2020). С. 5.

30. Avliyakulov M.M. Bukhara wood carving // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 343-346.

European science № 2 (58) ■ 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.