Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / психологическая готовность к обучению / психологическая структура / continuing education / psychological readiness to learn / psychological structure

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И О. Багамаева

Статья посвящена рассмотрению проблемы психологической готовности педагога к развитию в условиях непрерывного профессионального образования как одного из значимых условий успешности педагогической деятельности. На основе результатов экспериментальных исследований обоснована актуальность и значимость поиска путей и условий формирования у педагогов психологической готовности к обучению в условиях непрерывного профессионального образования. В статье делается вывод о том, что данные, полученные в результате экспериментальных исследований психологической подготовки учителей с различным педагогическим опытом, показывают, что необходимо оказывать психологическую поддержку учителям в процессе обучения для повышения их эффективности. Учителя, которые адаптируются к периоду профессиональной деятельности, и учителя с более чем 20-летним стажем работы особенно нуждаются в психологической поддержке в период обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И О. Багамаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS OF TEACHERS TO STUDY IN CONDITIONS OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

The article considers a problem of psychological readiness of a teacher for development in conditions of continuous professional education as one of the significant conditions for the success of pedagogical activity. Based on the results of experimental studies, the relevance and significance of the search for ways and conditions for the formation of teachers’ psychological readiness for learning in conditions of continuous professional education is substantiated. The article concludes that the data obtained as a result of experimental studies of psychological training of teachers with different pedagogical experience show that it is necessary to provide psychological support to teachers in the learning process to increase their effectiveness. Teachers who are adapting to the period of professional activity, and teachers with more than 20 years of work experience, especially need psychological support during the training period.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

3. Для определения собственной идентичности педагога на основе определения уровня этнокультурных и поликультурных компетенций (слабый, средний, сильный) нами предложены апробированные при проведении констатирующего эксперимента тесты, анкеты (модифицированные и авторские).

3. Внедрены различные авторские методики и технологии, способствующие формированию этнокультурной и поликультурной компетенции будущих учителей. Соответственно, изданы монография и учебно-методическое пособие с включениями технологий этнокультурного и поликультурного аспекта профессиональной подготовки [1; 2].

Учитель, который не может идентифицировать себя как гражданин данного государства, не всегда способен адекватно оценивать место гражданских и патриотических ценностей учащихся в русле общегосударственных задач. На стартовой позиции подготовка педагога к воспитательной работе в конкретной этнической среде позволит последовательно осуществлять целенаправленное, специально организованное формирование профессиональных этнокультурных и поликультурных компетенций учителя в формировании гражданственности учащихся.

По ходу исследования нами проводилась также коррекционная работа, например:

Библиографический список

1. В разрабатываемой концепции гражданского воспитания мы учли затруднения основной массы педагогов в толковании терминов, характеризующих гражданскую идентичность - требуется словарь.

2. В составляемых программах для повышения квалификации педагогов на курсах повышения, а также в методических центрах учебных заведений не уделяется особого внимания изучению общегосударственных документов по развитию гражданственности молодежи с учетом особенностей этноса - требуется перечень таких документов.

3. Следует анализировать внутренние факторы образовательного учреждения, влияющие на формирование гражданской идентичности педагога (образовательной среды и психолого-педагогических условий) для того, чтобы определить педагогические и психологические условия поддержки гражданского самосовершенствования педагогов.

4. В профессиональных учебных заведениях требуемые компетенции в области патриотического воспитания формируются в обобщенном виде (элементарный уровень), а у работающего учителя - в соответствии с требованиями образовательной среды (функциональный уровень). Надо предложить ком-петентностную модель гражданственной позиции педагога, на которую следует ориентироваться.

1. Ахмедова М.Г. Аксиология личностно ориентированного воспитания в вузе: монография. Ростов-на-Дону, 2008.

2. Ахмедова М.Г. Основы воспитательной работы учителя: учебно-методическое пособие. Махачкала, 2013.

3. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление общечеловеческих ценностей. Развитие личности. 2003; № 3: 235-243.

5. Об образовании в РФ. Федеральный закон. Москва: Проспект, 2013.

6. Фромм Э., Зиглер Д. Гуманистическая теория: позитивная свобода. Теории личности. Санкт-Петербург, 2004. References

1. Ahmedova M.G. Aksiologiya lichnostno orientirovannogo vospitaniya v vuze: monografiya. Rostov-na-Donu, 2008.

2. Ahmedova M.G. Osnovy vospitatel'nojraboty uchitelya: uchebno-metodicheskoe posobie. Mahachkala, 2013.

3. Grushevickaya T.G. Osnovy mezhkul'turnojkommunikacii: uchebnik dlya vuzov. Moskva: YuNITI-DANA, 2002.

4. Volkov G.N. 'Etnopedagogicheskoe osmyslenie obschechelovecheskih cennostej. Razvitie lichnosti. 2003; № 3: 235-243.

5. Ob obrazovanii v Rf. Federal'nyj zakon. Moskva: Prospekt, 2013.

6. Fromm 'E., Zigler D. Gumanisticheskaya teoriya: pozitivnaya svoboda. Teoriilichnosti. Sankt-Peterburg, 2004.

Статья поступила в редакцию 15.11.22

УДК 37.013.78

Bagamayeva I.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: indira76c@mail.ru

PSYCHOLOGICAL READINESS OF TEACHERS TO STUDY IN CONDITIONS OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION. The article considers a problem of psychological readiness of a teacher for development in conditions of continuous professional education as one of the significant conditions for the success of pedagogical activity. Based on the results of experimental studies, the relevance and significance of the search for ways and conditions for the formation of teachers' psychological readiness for learning in conditions of continuous professional education is substantiated. The article concludes that the data obtained as a result of experimental studies of psychological training of teachers with different pedagogical experience show that it is necessary to provide psychological support to teachers in the learning process to increase their effectiveness. Teachers who are adapting to the period of professional activity, and teachers with more than 20 years of work experience, especially need psychological support during the training period.

Key words: continuing education, psychological readiness to learn, psychological structure.

И.О. Багамаееа, канд. пед. наук, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: indira76c@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена рассмотрению проблемы психологической готовности педагога к развитию в условиях непрерывного профессионального образования как одного из значимых условий успешности педагогической деятельности. На основе результатов экспериментальных исследований обоснована актуальность и значимость поиска путей и условий формирования у педагогов психологической готовности к обучению в условиях непрерывного профессионального образования. В статье делается вывод о том, что данные, полученные в результате экспериментальных исследований психологической подготовки учителей с различным педагогическим опытом, показывают, что необходимо оказывать психологическую поддержку учителям в процессе обучения для повышения их эффективности. Учителя, которые адаптируются к периоду профессиональной деятельности, и учителя с более чем 20-летним стажем работы особенно нуждаются в психологической поддержке в период обучения.

Ключевые слова: непрерывное образование, психологическая готовность к обучению, психологическая структура.

Актуальность статьи обоснована возрастающей сложностью преподавательской деятельности, что является результатом новых социальных и политических требований и вызовов, а также роста социальной ответственности учителей. Существует много причин необходимости внедрения в педагогическую деятельность общеобразовательных организаций инноваций, включая гуманизацию образования, изменение методов планирования образовательного процесса, которые связаны с введением ФГОС общего образования, обновление содержания ФГОС начальных школ и базовых стандартов общего образования, для повыше-

ния конкурентоспособности образовательных организаций, улучшения качества образования в целом и инклюзивного в частности. Поэтому планка требований к квалификации учителей становится все выше и выше. Учитывая изменения в системе общего образования, вопрос повышения квалификации постоянно актуализируется [1-7].

Цель статьи - провести анализ основных методов и технологий формирования профессиональной и психологической готовности педагогов в современной образовательной системе.

Задачи статьи: определить сущность непрерывного образования, обозначить его роль в практике развития личности; охарактеризовать основные методы диагностики компетентной преподавательской деятельности; рассмотреть основные показатели психологической готовности преподавателя к профессиональной деятельности в системе непрерывного образования.

Методы исследования в данной статье включают в себя теоретический анализ методической, педагогической и научной литературы по предмету исследования в образовательных учреждениях; диагностические методики (анкетирование, интервьюирование); организация исследования преподавательских позиций в системе непрерывного образования.

Научная новизна статьи обоснована тем, что формирование системы непрерывного образования благотворно влияет на достижение качественного образования, что, в свою очередь, требует подготовки профессионалов в данной сфере.

Теоретическая значимость обосновывается освещением проблем и путей решения формирования психологической готовности педагогов к преподавательской деятельности.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее выводы несут рекомендательный характер и могут быть применены в общеобразовательных учреждениях по формированию функциональной грамотности учащихся.

Основной концепцией образования в нашей стране является концепция непрерывного образования. Непрерывное профессиональное образование - это постоянное обучение, которое требуется для того, чтобы оставаться сертифицированным в качестве профессионала в определенных областях. Цель, стоящая за требованием этой подготовки, состоит в том, чтобы заставить профессионалов продолжать обновлять свои знания соответствующей информацией. В процессе непрерывного образования, которое понимается как процесс обучения на протяжении всей жизни, взрослые также включаются в процесс обучения и выступают в качестве учащихся. Проблема заключается в их готовности учиться. Но вопрос образования взрослых изучен недостаточно. Объяснением этому служат следующие факты.

Учителя повышают свой профессиональный уровень естественным образом в течение своей карьеры. Однако обучение только на собственном опыте в конечном счете ограничит развитие. Непрерывное профессиональное развитие позволит им стать лучшими учителями, какими они могут быть, и поможет их ученикам достигать лучших результатов в обучении:

- это гарантирует, что учителя идут в ногу с современными стандартами и другими людьми, работающими в сфере образования;

- позволяет поддерживать их знания и навыки в активном состоянии, чтобы они могли проводить высококачественное обучение и положительно влиять на результаты учащихся;

- гарантирует, что они станут более эффективными на рабочем месте. Это помогает им продвигаться по карьерной лестнице и занимать новые должности, где они могут руководить, управлять, оказывать влияние, тренировать и наставлять других;

- открывает им новые возможности, новые знания и новые навыки;

- повышает уверенность в себе, других людях и профессии в целом.

В процессе профессионального саморазвития учителя особая роль заключается в том, что он разрабатывает новые, продвинутые методы работы с каждым учеником в каждом классе, а также проводит двусторонний курс, который позволяет учащимся направлять учителя в рамках темы, через его понимание изучаемых вопросов, чтобы учитель мог точно понять, как учится сам ребенок, что помогает мышлению и развитию учащегося.

Школы, которым удается успешно предоставлять своим учителям эффективные возможности карьерного роста, не только помогают им стать лучшими учителями, какими они могут быть, и повысить качество преподавания, но в конечном итоге улучшают успехи учеников в учебе и, следовательно, их шансы на многообещающий карьерный рост.

Согласно исследованию, проведенному NFER и Фондом развития учителей в 2020 году, автономия учителей и их предполагаемое влияние на постановку целей профессионального развития являются областью, наиболее связанной с более высокой удовлетворенностью работой и большим намерением остаться в преподавательской деятельности. У каждого учителя разный уровень опыта, разные приоритеты, на которых они хотят сосредоточиться, и разные способы, которыми им нравится учиться. Нельзя предполагать, что один стиль профессионального обучения подойдет всем.

Основные составляющие готовности преподавателя: умение применять полученные знания, глубокое знание предмета, психологический аспект.

Рассматривая необходимость фундаментальных исследований зрелости (adulthood), Б.П Ананьев обратил внимание на важнейший период развития личности [2]. Именно он и его ученики начали детально изучать динамику психофизиологических и психологических характеристик человека в жизни. На сегодняшний день развитие личности во взрослом возрасте по-прежнему остается одним из самых малоизученных и сложных вопросов в психологии. Но, как отмечает Л.И. Анцыферова, в науке прослеживается тенденция к переносу центра исследований с раннего онтогенеза на период взрослости [3].

В контексте образования взрослых активно развивается наука акмеология, которая рассматривает вопросы совершенствования личности как предмет твор-

ческой, образовательной, познавательной, профессиональной и управленческой деятельности, уделяя особое внимание жизненному и карьерному пути человека, возрасту его развития, причинам, механизмам, общим закономерностям творческого роста и личностным особенности профессионального становления.

Вопрос о мероприятиях по психологической подготовке особенно важен, поскольку он является показателем и условием высокого уровня профессионального и личностного развития.

Тенденции в современной системе образования, наметившиеся в последнее десятилетие, требуют формулирования принципов инновационного непрерывного педагогического образования. К ним относятся следующие: раз-номаршрутность; мобильность программ; многоуровневость обучения; сетевое взаимодействие.

Одним из наиболее важных в этой группе является принцип многоуровневого обучения, который подразумевает разнообразие форм, этапов и сроков повышения квалификации.

Мобильность программ - это принцип, направленный на обеспечение возможности смены вида профессиональной деятельности путем переподготовки, если возникнет такая необходимость. Разнообразие, в свою очередь, обеспечивает вариативность в разработке программ повышения квалификации с учетом предпочтений, опыта и других характеристик преподавателя, а принцип сетевого взаимодействия во время обучения предполагает возможность привлечения дидактических инструментов, размещенных в профессиональных сетях. Учет этих принципов, по нашему мнению, обеспечит актуальность, своевременность, разнообразие и востребованность применяемых форм подготовки специалистов.

Мотивацией для непрерывного профессионального роста учителей является внедрение инноваций в образовательную практику и необходимые условия для общей модернизации всей образовательной системы. По утверждению многих ученых, область мотивации для правильного развития учителей является основой успешной и эффективной профессиональной деятельности, включая личные потребности, установки и направления [1-4].

Изард К.Е. подчеркивает, что эмоции, формирующие основную систему мотивации человека, являются организационными факторами поведения человека, его личностного развития и взаимоотношений с миром [5]. П. Такер и Д. Стронг, рассматривая условия эффективности учителя, отдельно обращают особое внимание на развитие его мотивации [6].

Исследование мотивации учителей к непрерывному профессиональному развитию обусловлено необходимостью разрешения противоречия между инициативами образовательной политики и мотивацией учителей к непрерывному профессиональному самосовершенствованию. Учителям в школах с низкими результатами часто приходится выбирать и внедрять различные методы и приемы для решения проблем преподавания и воспитания учащихся из-за различных ситуаций, таких как учащиеся в сложных социальных условиях, трудные условия жизни, учащиеся с ограниченными возможностями, не являющиеся носителями русского языка и т. д.

Методологической основой исследования является концепция формирования и оценки компонентов деятельности - эмоционально-психологического, регулятивного, социального, аналитического, творческого и самосовершенствующегося (автор - О.В. Темняткина), определяемых на основе теории национальной деятельности [7-10] (табл. 1).

Таблица 1

Критерии сформированности компонентов деятельности

Типы ведущей деятельности Компоненты деятельности Критерии сформированности

Предметно-манипуля-тивная деятельность Регулятивный организационная культура

Непосредственно-эмоциональное общение Эмоционально-психологический эмоционально-психологическая культура

Игровая деятельность Социальный коммуникативная культура

Творческая деятельность подростка (по И.С. Гессену) Творческий творческая культура

Учебная деятельность Аналитический аналитическая культура

Профессиональная деятельность Самосовершенствование культура самосовершенствования

В исследовании приняли участие 663 педагога, в т. ч. 616 женщин (93,1%) и 46 мужчин (6,9%). Анализ позиций преподавательского состава и сотрудников, которые приняли участие в исследовании, подтвердил ожидания: большую часть участников исследования составили учителя-предметники, на втором месте -учителя начальных классов, на третьем - заместители руководителей групп. Среди преподавательского состава, принявшего участие в исследовании, очень мало экспертов в других категориях: учителей-организаторов, социальных педагогов, учителей-психологов, экспертов на других должностях. На основе индекса мотивации были получены следующие ответы (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов педагогов по показателям

Причины Никогда Часто Всегда Иногда

Я с нетерпением жду любой возможности принять участие в курсах повышения квалификации 40 212 101 309

Я испытываю положительные эмоции от совершенствования своих профессиональных способностей 7 309 203 144

После прохождения курса повышения квалификации для меня важно получать стимулирующую часть заработной платы 232 125 109 197

С трудом выделяю время на повышение квалификации, так как пропадают уроки 101 188 64 310

Совершенствование моих профессиональных способностей поможет мне подняться на следующий уровень по карьерной лестнице 253 102 59 249

Мне нужна личная методическая поддержка 88 119 33 423

Администрация школы поощряет учителей повышать свою квалификацию с помощью различных льгот 203 126 66 268

Мне нравится знакомиться с опытом работы моих коллег 4 236 342 81

Мне нравится учиться - 287 226 148

Я думаю, что обучение в группе педагогов более эффективно, чем другие формы 11 310 183 159

Я публикую свои методические материалы 213 78 18 354

Мне нравится продолжать осваивать новые методы преподавания - 308 206 146

Я использую ресурсы курсов повышения квалификации, профессионального общения с коллегами и различных встреч для подготовки докладов 93 163 56 351

Я очень рад участвовать в проекте 29 200 90 344

Я считаю, что мои старые заметки можно использовать для выполнения новых учебных задач 67 185 90 350

Если возможно, я буду усердно работать, чтобы принять участие в курсах повышения квалификации 12 286 136 229

Я применяю знания и навыки, полученные на курсе повышения квалификации, на практике 369 211 80

Я оказываю методическую помощь своим коллегам 16 258 89 300

По итогам анализа были выявлены положительные тенденции:

- большая часть учителей от повышения своей профессиональной компетентности испытывают положительные эмоции;

- внешние мотивы (продвижение по службе, стимулирующая часть заработной платы учителя, поощрение администрации) не являются ведущими;

Библиографический список

- учителя предпочитают коллективные формы обучения;

- подавляющее большинство преподавателей применяют знания и навыки, полученные на курсах повышения квалификации;

- все учителя любят учиться, постоянно осваивают новые технологии.

Тревожные показатели были выявлены в мотивации учителей:

- 7 учителей никогда не испытывали положительных эмоций от повышения своих профессиональных способностей, 4 - не любят знакомиться с опытом работы коллег, 12 - никогда не стремились принимать участие в курсах повышения квалификации, а 29 - не хотят принимать участие в проектной деятельности. Поэтому у 1-3% учителей наблюдаются признаки выгорания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 65% учителей иногда нуждаются в индивидуальной поддержке, а 33 человека нуждаются в ней постоянно;

- половина опрошенных учителей лишь изредка участвуют в проектной деятельности, а 29 человек никогда в ней не участвовали;

- лишь небольшое число учителей публикуют свои учебные материалы на регулярной основе, треть учителей никогда этого не делали.

Таблица 3

Анализ структуры мотивации педагогов

Вид мотивации Критерий проявления № вопроса Сумма баллов % достижения

Преподаватели повышают свою 1.

Внешняя квалификацию под влиянием внешних факторов 2. 2122 10,7%

3.

Эмоциональ-но-психологи- Учителя получают удовлетво- 4.

рение от профессионального 5. 3518 17,7%

ческая развития 6.

Учителю нравится научная ра- 7.

Аналитическая бота и методы 8. 2809 14,2%

9.

Учителей привлекает коллек- 10.

Социальная тивное профессиональное раз- 11. 4136 20,9%

витие 12.

Самосовершенствование Учителю нравится совершен- 13.

ствовать свою деятельность 14. 3743 18,9%

15.

Учителям нравятся проектные 16.

Творческая мероприятия и мероприятия по обновлению 17. 3480 17,6%

18.

ИТОГО: 19 808 100%

Таким образом, можно сказать, что гуманитарная составляющая профессиональной деятельности школьных учителей, проводящих исследования, более развита, что является благоприятной основой для создания чуткой среды, которая будет привлекать к жизни учащихся с трудной судьбой, учащихся с ограниченными возможностями и лиц, не являющихся носителями русского языка [5]. Данные, полученные в результате экспериментальных исследований психологической подготовки учителей с различным педагогическим опытом, показывают, что необходимо оказывать психологическую поддержку учителям в процессе обучения для повышения их эффективности. Учителя, которые адаптируются к периоду профессиональной деятельности, и учителя с более чем 20-летним стажем работы особенно нуждаются в психологической поддержке в период обучения.

1. Гладкова Ю.А., Соломенникова О.А. Непрерывное профессиональное развитие и самообразование современного педагога. Педагогическое образование и наука. 2018; № 3.

2. Кирилова С.А. Психологическая готовность как основа профессиональной компетентности педагога. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2017; № 57-12: 138-144.

3. Мелетичев В.В. Мотивация в профессиональной деятельности педагога. Мотивация. Путь к будущему: материалы Международного научно-практического конгресса педагогов, психологов и медиков. Женева: Европейская ассоциация педагогов и психологов «Science», 2016: 43-47.

4. Мелетичев В.В. Мотивационное обеспечение профессионального развития педагога. Проблемы современного педагогического образования. 2018; Выпуск 59, Ч. IV: 74-78.

5. Профессиональная педагогика: учебное пособие для вузов: в 2 ч. Москва: Юрайт, 2017; Ч. 1.

6. Темняткина О.В. Исследование мотивационной готовности педагогов к непрерывному профессиональному развитию. Мир науки. Педагогика и психология. 2021; № 1.

7. Хасанова И.И., Котова С.С. Психологическая готовность педагогов СПО к освоению новых видов деятельности в условиях профессиональной реориентации. Образование и наука. 2018; № 20 (7): 147-167.

References

1. Gladkova Yu.A., Solomennikova O.A. Nepreryvnoe professional'noe razvitie i samoobrazovanie sovremennogo pedagoga. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2018; № 3.

2. Kirilova S.A. Psihologicheskaya gotovnost' kak osnova professional'noj kompetentnosti pedagoga. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya. Yalta: RIO GPA, 2017; № 57-12: 138-144.

3. Meletichev V.V. Motivaciya v professional'noj deyatel'nosti pedagoga. Motivaciya. Put' k buduschemu: materialy Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo kongressa pedagogov, psihologov i medikov. Zheneva: Evropejskaya associaciya pedagogov i psihologov «Science», 2016: 43-47.

4. Meletichev V.V. Motivacionnoe obespechenie professional'nogo razvitiya pedagoga. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; Vypusk 59, Ch. IV: 74-78.

5. Professional'naya pedagogika: uchebnoe posobie dlya vuzov: v 2 ch. Moskva: Yurajt, 2017; Ch. 1.

6. Temnyatkina O.V. Issledovanie motivacionnoj gotovnosti pedagogov k nepreryvnomu professional'nomu razvitiyu. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2021; № 1.

7. Hasanova I.I., Kotova S.S. Psihologicheskaya gotovnost' pedagogov SPO k osvoeniyu novyh vidov deyatel'nosti v usloviyah professional'noj reorientacii. Obrazovanie i nauka. 2018; № 20 (7): 147-167.

Статья поступила в редакцию 15.11.22

УДК 37.013.78

Bedrin V.S., Cand. of Sciences (Law), Senior Lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Volgograd, Russia),

E-mail: bedrinvs@rambler.ru

ON THE QUESTION OF FEATURES OF MULTIMEDIA ACCOMPANIMENT OF A UNIVERSITY LECTURE. Against the background of modernization of all areas of human activity, the education system is also undergoing changes, including in Russian universities. In this regard, a particularly developing direction is the implementation of educational programs with the widespread use of innovative information technologies using computer technology. In this article, multimedia accompaniment of the lecture is considered as a technology that provides favorable conditions for improving the quality of education at the university. The article analyzes the categories of "innovative educational technologies", "multimedia technologies". Some points of view about the concept of "multimedia" are considered. As well as examples of popular interactive software that supports multimedia technology. The blocks of the process of multimedia accompaniment of a university lecture are presented: reproductive and productive.

Key words: education system, innovative educational technologies, multimedia, multimedia support lectures, multimedia resources, presentation.

В.С. Бедрин, канд. юрид. наук, доц., Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград, E-mail: bedrinvs@rambler.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ

На фоне модернизации всех областей человеческой деятельности претерпевает изменения и система образования, в том числе и в вузах России. В этой связи особо развивающимся направлением выступает реализация образовательных программ с широким применением инновационных информационных технологий с использованием компьютерной техники. В данной статье мультимедийное сопровождение лекции рассматривается как технология, обеспечивающая благоприятные условия для повышения качества образования в вузе. В статье анализируются категории «инновационные образовательные технологии», «мультимедиатехнологии». Рассмотрены некоторые точки зрения о понятии «мультимедиа». А также примеры популярного интерактивного программного обеспечения, поддерживающего технологию «мультимедиа». Представлены блоки процесса мультимедийного сопровождения вузовской лекции: репродуктивный и продуктивный.

Ключевые слова: система образования, инновационные образовательные технологии, мультимедиа, мультимедийная поддержка лекции, мультимедиаресурсы, презентация.

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что на фоне модернизации всех областей человеческой деятельности претерпевает изменения и система образования, в том числе и в вузах России. В этой связи особо развивающимся направлением выступает реализация образовательных программ с широким применением различных современных информационных технологий с использованием компьютерной техники [1-5].

Цель данной статьи заключается в исследовании преимуществ инновационных образовательных технологий, в том числе мультимедийных, применяемых в высших учебных заведениях при разработке и чтении лекций.

Основные задачи статьи: рассмотреть содержание понятия «мультимедиа», описать основные особенности мультимедийного сопровождения вузовской лекции.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя следующие аспекты: теоретические (анализ научной, педагогической, методической литературы и нормативно-правовой базы по проблеме исследования, синтез и обобщение полученных результатов) и практические (беседы с представителями профессорско-преподавательского состава высших образовательных организаций, анкетирование обучающихся).

Научная новизна статьи состоит в том, что обозначены особенности подготовки и чтения лекции с мультимедийной поддержкой в учебном процессе высших образовательных организаций.

Теоретическая значимость статьи выражается в углублении знаний о категории «мультимедиатехнологии» с точки зрения подготовки и чтения лекций по профессиональным дисциплинам в соответствии с реализуемыми программами высших образовательных организаций.

Практическая значимость свидетельствует о перспективности использования в учебном процессе педагогическими работниками высших учебных заведений рассмотренной в статье инновационной образовательной технологии.

В современной ситуации, сложившейся в России, высшее образование испытывает на себе влияние целого ряда внешних факторов, среди которых можно назвать:

- непрерывно меняющееся российское законодательство;

- нестабильность политических процессов;

- неурегулированность правовых механизмов рыночной экономики и перепроизводство специалистов;

- высокая конкуренция между специалистами на рынке труда.

В этих условиях традиционная организация образовательного процесса в вузах, готовящих специалистов различного профиля, не удовлетворяет ни ра-

ботодателей, ни самих работников, так как выпускники по окончании обучения не получают опыта быстрой адаптации и свободной предметной ориентировки в постоянно обновляющейся профессиональной среде, аргументации и отстаивания своей точки зрения в дискуссии с коллегами, выработки инициативных предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы и их практической реализации.

Речь сегодня идет не о заранее определенном объеме знаний или опыте хорошо известной деятельности, которые необходимо передать будущему специалисту в процессе его обучения в вузе, а о воссоздании в образовательном процессе максимально приближенных к реальности условий профессиональной среды и формировании опыта эффективного и творческого взаимодействия с этой средой.

Одним из вариантов такого учебного воссоздания (имитации) информационно-профессиональной среды является экранная компьютерная среда или «мультимедиа» (multimedia), содержащая богатую палитру соответствующих возможностей и средств [1].

Существуют различные точки зрения о понятии «мультимедиа». По определению Данильчук Е.В., «мультимедиа» - это комплекс аппаратных средств, позволяющих компьютеру работать не только с текстовой, но и с графической, звуковой и видеоинформацией. Причем мультимедийным считается только такой компьютер, который может работать не с одним из этих видов (например, со звуком), а со всеми сразу [2].

Афанасьева О.В. и Пищелко А.В. трактуют «мультимедиа» как информационную технологию, позволяющую объединить информацию разных типов (текст, звук, графическое изображение и анимацию (мультипликацию), видеоизображение). В результате обеспечивается такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно в сочетании с использованием больших объемов информации, быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с нею [3].

Иными словами, технология «мультимедиа» способна поддерживать словесное обучение с использованием статических и динамических изображений в форме технологии визуализации для лучшего выражения и понимания демонстрируемого материала.

Кроме того, она обеспечивает переход от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к «мягкому» тексту на экране монитора. Мгновенная готовность мультимедиатекста к трансформации буквально подталкивает воспринимающего его человека к диалогу с ним. Использование мультимедиа создает принципиально новые возможности в совер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.