позитивной воспитательной среды, основанной на взаимопонимании, взаимоуважении, сотрудничестве, умении находить компромиссы.
Учебно-служебная деятельность каждого курсанта протекает в весьма специфичных условиях, которые создаются в образовательных организациях МВД. Формирование личностных и профессионально-важных качеств проходит под влиянием среды учебного взвода, факультета, вуза. Эффективность формирования и воспитания профессиональных качеств полицейского зависит от организации учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с различными категориями воспитателей и кураторов, отношений и социально-психологического климата коллектива, взаимодействий с товарищами по учёбе и службе. При воздействии на курсанта комплекса указанных факторов происходит изменение мировоззрения, убеждений, ценностей сотрудника ОВД, курсант начинает приобретать определённые установки и направленность, начинает активно участвовать во всех видах деятельности, происходит овладение определённой системы само регуляции своего поведения, т.е. можно сказать, что мировоззрение курсант формирует самостоятельно с помощью воспитательной и учебно-служебной среды. Система мировоззренческого воспитания курсантов включает в себя воспитание в ходе учебного процесса, служебной и внеслужебной деятельности, осуществляется с помощью разных форм и методов. В целом, как показывает практика, приоритетные направления формирования служебного мировоззрения курсантов ведомственных вузов МВД России способствуют становлению и развитию личности будущих сотрудников правоохранительных органов, их духовного мира.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в содержательном плане профессиональное мировоззрение сотрудника полиции, которое должно быть сформировано у курсантов за период обучения в образовательной организации МВД России; а именно — это целостное духовное образование в совокупности основных аспектов (элементов): политического, правового, экономического, нравственного и других, основанных на научных мировоззренческих знаниях, идеалах, принципах, ценностных ориентациях, определяющих место сотрудника ОВД в обществе, его отношение к этому обществу и к самому себе. Мировоззрение должно адекватно отражать реальность современного этапа развития общества и выражать его практическую направленность на решение служебно-боевых и оперативно-служебных задач, стоящих перед полицейским.
Литература:
1. Витольник Г.А. Воспитание профессиональной чести курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России: монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. - 129 с.
2. Витольник Г.А., Душкин А.С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учебное пособие - СПб: Изд-во СПбУ МВД России, 2014. - 126 с.
3. Гейжан Н.Ф, Витольник Г.А, Душкин А.С. Педагогика: учебное наглядное пособие. - СПб: Изд-во СПБ ун-та МВД России, 2014. - 68 с.
4. Грачев В.Д. Стиль мышления и формальная логика // Философия права. 2008.
5. Дутов Ю.И. Формирование правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец 2006 г.
6. Педагогика: учебник / под общ. ред. Кочина А.А. - СПб: СПб ун-та МВД России, 2014. - 292 с.
7. Олейников В.С., Душкин А.С., Трипутин С.Н. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: теория и практика: монография. - СПб.: Изд-во СПб у-та МВД России, 2016. - 156 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ГОТОВНОСТИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена изучению проблем профессиональной подготовки педагогов в условиях становления информационного общества. В статье актуализируется потребность формирования готовности будущих педагогов к применению мультимедийных технологий обучения в рамках их профессиональной подготовки в высшей школе. Данный процесс требует создания ряда педагогических условий, определение и анализ которых составило цель данной статьи.
Ключевые слова: технология, мультимедийные технологии, мультимедиа, средства мультимедиа, готовность педагогов к применению мультимедийных технологий, профессиональная подготовка будущих педагогов, педагогические условие, информационно-образовательная среда, информационное общество, информационная компетентность.
Annotation. The article is devoted to the study of the problems of professional training of teachers in the conditions of formation of the information society. The article actualizes the need to form the readiness of future teachers to the use of multimedia learning technologies in the framework of their professional training in higher education. This process requires the creation of a number of pedagogical conditions, the definition and analysis of which was the purpose of this article.
Keywords: technology, multimedia technologies, multimedia, multimedia means, readiness of teachers to use multimedia technologies, professional training of future teachers, pedagogical conditions, information and educational environment, information society, information competence.
Введение. В современных условиях отмечается тенденция к развитию мультимедийных технологий, которые применяются в различных отраслях, в том числе и в системе образования. Это актуализирует
потребность целенаправленной подготовки будущих специалистов к безопасному и умелому их использованию.
Процесс формирования готовности будущих педагогов к применению современных мультимедийных технологий обучения в образовательном процессе требует разработки соответствующей методики реализации профессиональной подготовки студентов, ее содержания, средств и методов реализации. Актуальность подготовки студентов к использованию всего спектра мультимедийных технологий в образовании требует также обеспечение ряда педагогических условий в рамках реализации образовательного процесса в высшей школе.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является определение и анализ педагогических условий, создание и обеспечения которых в образовательной системе вуза позволит оптимизировать и повысить эффективность процесса подготовки будущих педагогов к использованию мультимедийных технологий обучения.
Изложение основного материала статьи. Говоря о сущности формирования готовности будущих педагогов к использованию мультимедийных технологий, следует подчеркнуть, что данный процесс предполагает создание в образовательной системе вуза определенных педагогических условий. В данном контексте целесообразно обратиться к обоснованию сущности понятия «педагогические условия». Данное понятие является предметом большого количества научных исследований на современном этапе развития педагогической науки. В рамках данных исследований рассматриваются различные аспекты этого понятия, на основе чего можем сделать вывод о том, что в современной науке нет единого подхода к толкованию понятия «педагогические условия».
На основе анализа теоретической литературы целесообразно рассмотреть подходы ученых к определению сущности понятия «педагогические условия».
В широком значении отечественными учеными анализируемое понятие определяется как система определенных форм, методов, материальных условий, реальных ситуаций, объективно сложившихся или субъективно созданных для достижения конкретной педагогической цели.
В большинстве исследований педагогические условия определяются в значении формы педагогической деятельности, целью которой является подготовка специалистов. Ряд исследователей под педагогическими условиями понимает совокупность объективных возможностей, форм, методов или педагогических приемов. Другие же научные подходы определяют педагогические условия в значении синтеза организационных форм, материальных возможностей, способствующих решению поставленных задач. Ряд исследователей определяет педагогические условия в значении факторов или обстоятельств, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы [2].
В рамках данного исследования на основе приведенных научных подходов и с учетом цели статьи под педагогическими условиями будем понимать совокупность обстоятельств, средств и мер, способствующих эффективности подготовки будущих учителей к применению мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Рассмотрев подходы ученых к обоснованию сущности педагогических условий, обратимся к изучению анализируемых в данном исследовании технологий.
Под мультимедийными технологиями понимают порядок разработки, функционирования и применения средств информации различных модальностей. Мультимедийные средства дифференцируются на:
- аппаратные (компьютер с процессором, мультимедиа-монитором со встроенными стерео-динамиками, TV-тюнеры, звуковые платы);
- программные (программы и проблемно ориентированные языки программирования, учитывающие особенности мультимедиа) [4].
Средства мультимедийных технологий в образовательном процессе могут быть представлены в электронных учебниках, электронных презентациях, созданных с помощью программы PowerPoint, видеометоде, электронной почте, ролевой игре, электронной интерактивной доске и др. [1].
По мнению Г.В. Князевой, «обеспечивая богатство содержания и формы, сочетание различных видов текстовой, графической, речевой, музыкальной, видео-, фото- информации и разнообразие способов их извлечения, эти технологии формируют мультимедийное восприятие мира. Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также развитии творческих способностей обучающихся» [5, с. 77].
Использование мультимедийных технологий в процессе обучения позволяет более широко и полноценно раскрыть творческий потенциал каждого обучающегося. Мультимедиа является исключительно полезной и эффективной образовательной технологией, благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также в связи с возможностью учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствовать повышению их мотивации к познавательной деятельности.
К преимуществам применения мультимедийных технологий в системе образования относят:
- развитие внутреннего опыта субъектов образовательного процесса в опоре на присущие им модальности;
- формирование умений и навыков информационного и коммуникативного взаимодействия;
- оптимальное использование учебного времени педагогом;
- возможность изобретения оригинальных методов преподавания;
- увеличение объема учебного материала для творческого усвоения и использования его обучающимися;
- формирование исследовательских, поисковых умений;
- подготовка личности «информационного общества» [6].
Указанная эффективность и перспективность мультимедийных технологий обучения актуализирует формирование готовности к их применению в образовании у будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе.
На основе теоретического анализа сущности мультимедийных технологий и значения их практического применения в образовательном процессе обратимся к определению педагогических условий, способствующих эффективному построению процесса подготовки будущих учителей к их использованию в конкретной практической педагогической деятельности. К данным условиям отнесем следующие:
- обеспечение положительной мотивации студентов к применению мультимедийных технологий;
- направленность на образование и самообразование в течение жизни;
- творческое приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности с применением мультимедийных технологий;
- создание информационно-образовательной среды подготовки будущих учителей к применению мультимедийных технологий;
- ориентация на межпредметные связи;
- обеспечение высокого уровня информационной компетентности будущих учителей.
Обратимся к более подробному рассмотрению указанных условий.
Итак, ведущим условием формирования готовности будущих учителей к применению мультимедийных технологий обучений является обеспечение их положительной мотивации к указанной методической проблеме. Основным источником мотивации будущих педагогов к применению мультимедийных технологий является интерес самих студентов. Так, реализуется переход от внешней мотивации (оценки) к внутренней (потребность в знаниях). На обеспечение положительной мотивации к применению будущими педагогами мультимедийных технологий в учебный процесс влияют следующие факторы:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности;
- коллективные формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности преподавателя.
Следующим условием является направленность студентов на образование и самообразование в течение жизни. Это условие обосновывается, прежде всего, требованием к высокой профессиональной компетентности педагога, которой невозможности достигнуть, если не ставить перед собой задачу непрерывного самосовершенствования, саморазвития, самовоспитания, самообразования. Некомпетентный в области мультимедийных технологий педагог не сможет завоевать уважение обучающихся, удерживать их познавательный интерес на должном уровне.
Одним из педагогических условий формирования готовности будущих педагогов к применению мультимедийных технологий обучения является творческое приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности с применением мультимедийных технологий. Мультимедийные технологии предусматривают получение новой информации, новых знаний; именно поэтому их использование в научно-исследовательской деятельности является необходимым. Реализация данного условия позволит повысить уровень знаний и практических навыков студента в использовании мультимедийных средств, а также повысить общий уровень эрудированности и компетентности будущего специалиста.
Важным условием формирования готовности будущего педагога к использованию средств мультимедиа в образовании является создание информационно-образовательной среды учебного учреждения как системы, в которой на информационном уровне задействованы и связаны между собой все участники образовательного процесса. В такой среде сегодня решаются проблемы содержания образования, соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых мультимедийных технологий, новых взаимоотношений студента, преподавателя и образовательной среды.
Одним из педагогических условий реализации рассматриваемой нами задачи является ориентация на межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе вуза. Соблюдение этого условия способствует формированию у студентов конкретных знаний, раскрытию гносеологических проблем, без которых невозможно системное усвоение основ наук, развитие умений оперирования познавательными методами абстрагирования, моделирования, обобщения, аналогии, необходимыми для освоения и использования мультимедийных технологий.
Важным педагогическим условием формирования готовности будущих педагогов к применению мультимедийных технологий в процессе реализации их подготовки в высшей школе является обеспечение высокого уровня информационной компетентности студентов. Под данным понятием, вслед за Т.С. Виноградовой, будем понимать «сочетание познавательных и технических навыков, необходимых для удовлетворения информационных запросов в процессе образования, на рабочем месте или в обществе» [3, с. 92]. Формирование информационной компетентности у будущих учителей будет способствовать развитию их умений:
- учиться;
- находить информацию и критически ее оценивать;
- творчески использовать информацию;
- осознавать последствия воздействия на человека средств информации;
- владеть способами общения на основе применения мультимедийных технологий.
Выводы. На современном этапе развития информационного общества во все сферы жизнедеятельности человека уверенно входят мультимедийные технологии. Не составляет исключения и система образования. Сегодня сложно представить подготовку к занятиям, поиск информации, ее хранение, систематизацию и передачу, осуществление дистанционного общения без средств мультимедийных технологий. В этой связи обязательным компонентом профессиональной подготовки будущих учителей в высшей школе является формирование готовности их к применению мультимедийных технологий обучения. Эффективность данного процесса зависит от создания соответствующих педагогических условий, основные из которых определены и охарактеризованы в данном исследовании.
Литература:
1. Андресен Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. курс: [пер. с англ] / Бент. Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. - 2 - е изд.; испр. и доп. - М.: Дрофа, 2007. - 221 с.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / [сост. М.Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г.Н. Филонов, Г.А. Победоносцев, А.М. Моисеев; авт. коммент. А.М. Моисеев]; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
3. Виноградова Т.С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации // Человек и образование. - 2012. - № 2. - С. 92-98.
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2003. - 188 с.
5. Князева Г.В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2010. - № 16. - С. 77-85.
6. Смолянинова О. Мультимедиа для ученика и учителя // Информатика и образование. - 2002. - № 2. - С. 48-54.
Педагогика
УДК 378.1
доцент, кандидат педагогических наук Войнова Жанна Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); доцент, кандидат педагогических наук Сергина Елена Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ
Аннотация. В настоящей статье определяется роль педагогической практики студентов в профессиональной подготовке, приводятся результаты готовности бакалавров педагогического образования к профессиональной педагогической деятельности, делаются выводы о необходимости научно-методического сопровождения профессиональной подготовки будущих учителей.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, готовность к профессиональной педагогической деятельности.
Annotation. This article defines the role of teaching practice in teacher training, provides the results of the teacher trainees' (B.Ed.) readiness for teaching career, draws conclusions about the necessity of the teacher training scientific-methodological supervision and support.
Keywords: teachers' lifelong learning, readiness for teaching career.
Введение. Становление готовности к педагогической деятельности рассматривается как цель и результат профессионального обучения бакалавров, как формирование готовности к выполнению профессиональных функций (Г.И. Хозяинов), как овладение компетенциями, позволяющими решать профессиональные задачи (О.В.Акулова, Н.Ф. Ефремова, А.П. Тряпицына и др:), как формирование профессионально-педагогической культуры (Е.В. Бондаревская, В.А. Бордовский, А.А. Реан, В.И. Слободчиков и др.). В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, в образовательном процессе вуза все больше места отводится организации учебной и производственной практики (для будущих педагогов - это практика педагогическая), которая включает учебно-ознакомительную, учебно-исследовательскую, летнюю педагогическую (в детских оздоровительных лагерях) и педагогическую практику в качестве учителя в общеобразовательных организациях. Успех такой практики напрямую зависит в том числе от характера профессионального партнерства вуза и школ.
Изложение основного материала статьи. Данная статья имеет целью раскрыть роль педагогической практики в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования. В задачи исследования входит обобщение опыта организации педагогической практики по различным профилям подготовки бакалавров педагогического образования, изучение уровня готовности бакалавров педагогического образования к профессиональной педагогической деятельности и определение зависимости уровня профессиональной готовности от содержания и способов организации педагогической практики.
Проблема тесного взаимодействия школы и вуза в процессе профессиональной подготовки и развития педагогов не нова. Более четверти века назад, в связи с переходом страны на рыночные отношения и необходимостью обеспечить базы педагогической практики будущих учителей, поиск новых форм совместной работы вуза со школами привел к созданию учебно-научно-педагогического центра, объединившего интересы вуза и общеобразовательных организаций различного статуса. Центр был образован для создания наиболее благоприятных условий формирования и развития личности на всех этапах обучения, подготовки молодежи к профессиональной педагогической деятельности, развития исследований в области педагогики, психологии и частных методик, повышения квалификации учителей, внедрения в учебный процесс на всех уровнях новых технологии обучения [2].
По мысли авторов-создателей учебно-научно-педагогического центра А.Н. Бритвихина, И.Г. Шабаева, целостная система профессиональной подготовки педагога должна охватить целевую направленность, структуру и содержание, методы образования, а также систему отношений преподавателей и студентов, т.е. система педагогического образования должна быть направлена на развитие педагогической культуры в широком смысле [6].
УНПЦ - объединение преподавателей высших и средних педагогических учреждений, работников института повышения квалификации учителей, учителей, студентов и учащихся для практического осуществления идеи единства обучения, развития и воспитания учащихся и научного поиска с целью определения путей достижения оптимального результата образовательного процесса в школе и вузе.
Содержание деятельности УНПЦ было очень разнообразным, достаточно быстро накапливался опыт взаимодействия, что обеспечило необходимость и возможность разработки и реализации в рамках Центра учебных курсов и методических пособий к ним (рисунок 1). Кафедры педагогики и психологии создали методическое пособие «Спутник практиканта» для студентов, проходящих подготовку в УНПЦ, разработали и реализовали курсы «Искусство педагогического общения» и модуль «Мастерство классного руководства» в рамках курса «Методика воспитательной работы». Студентам старших курсов для написания курсовых и дипломных работ предлагался учебный курс «Программа научного исследования и ОЭР».
Работа проводилась в течение нескольких учебных лет, поэтому неудивительно, что студенты, прошедшие такую подготовку, выгодно отличались от тех, кто не имел возможности заниматься в УНПЦ. В качестве основных особенностей студентов-выпускников вуза, не прошедших подготовку в УНПЦ, преподаватели отмечали: