Литература:
1. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № З-ФЗ (ред. От 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, №7, ст. 900.
2. Федеральный закон от 30.11.2011 г. №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. -2011. - №49 (ч.1). - Ст. 7020.
3. Витольник Г.А. Воспитание профессиональной чести курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России: монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. - 129 с.
4. Витольник Г.А., Душкин А.С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учебное пособие - СПб: Изд-во СПбУ МВД России,2014. - 126 с.
5. Гейжан Н.Ф, Витольник Г.А, Душкин А.С. Педагогика: учебное наглядное пособие. - СПб: Изд-во СПБ ун-та МВД России, 2014. - 68 с.
6. Дутов Ю.И. Формирование правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец 2006 г.
7. Педагогика: учебник / под общ. ред. Кочина А.А. - СПб: СПб ун-та МВД России, 2014. - 292 с.
8. Олейников В.С., Душкин А.С., Трипутин С.Н. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: теория и практика: монография. - СПб.: Изд-во СПб университета МВД России, 2016. - 156 с.
9. Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. доктора педагогических наук, доктора юридических наук, профессора В.Я. Кикотя. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 216 с.
10. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т.З. - М., 1957. - 247 с.
Педагогика
УДК 378.02
кандидат филологических наук, доцент Волынкина Светлана Вадимовна
Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск)
ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Аннотация. В статье уточняется сущность понятия «мультимедиа», рассматриваются возможности мультимедийных образовательных технологий, выделяются положительные и отрицательные аспекты их применения с позиций обучающего и обучаемого. Главным образом статья посвящена изучению использования инструментов мультимедиа в конкретной предметной области - в обучении студентов высшей школы русскому языку. В практической части исследования представлен личный лингводидактический опыт применения мультимедиа-технологий на занятиях по русскому языку и культуре речи.
Ключевые слова: обучение, мультимедийные технологии, интерактивные технологии, лингводидактика, русский язык.
Annotation. The article specifies the essence of the notion "multimedia" and considers various possibilities of multimedia technologies in the education setting, looking at positive and negative aspects of their application from both the position of the teacher and that of the learner. The article is mostly dedicated to mastering multimedia tools in a specific subject area-teaching the Russian language to students of a higher education institution. The practical findings of the study comprise first-hand experience of teaching language through multimedia technologies in the lessons of Russian and culture of speech.
Keywords: teaching, multimedia technologies, interactive technologies, language education, Russian language.
Введение. Появление новых технологий в современном обществе способствовало стремительному развитию всех областей человеческой жизнедеятельности. Значительной модернизации, в частности, подверглась система высшего образования. Современные компьютеры позволяют на новом уровне проводить информационное обеспечение образовательного процесса - использовать цветную графику, флеш-анимацию, презентации и видеолекции нового поколения, компьютерное тестирование для контроля качества обучения, кейс-технологии. Особенностью перечисленных средств обучения является их интерактивность -возможность корректировать процесс обучения, получать дополнительную информацию, выбирать режим работы и т.д. Интерактивное обучение предполагает активный способ реализации познавательной деятельности, при котором учащийся является главным участником процесса обучения. Кроме того, современное техническое обеспечение позволяет одновременное использование нескольких информационных средств: звука, видео, графики, текста и пр. Комбинированное представление информации в разных формах получило название мультимедиа-технологий.
Исследователь П.Е. Гаранина обращает внимание на то, что мультимедиа-технологии способствуют более эффективной мотивации учащихся к процессу обучения [2]. Поскольку учащиеся сегодня имеют опыт взаимодействия с техническими средствами обработки, передачи, хранения и представления информации в повседневной жизни, интересуются их использованием в качестве средства для проведения досуга, представляется необходимым максимально эффективно использовать данный интерес в образовательной деятельности - как способ привлечения внимания к предмету, как средство мотивации обучающегося.
Правильной организацией учебного процесса на современном этапе развития общества может быть признана только такая система обучения, которая учитывает особенности мышления современной молодёжи: высокую скорость и поверхностный характер восприятия образов; интерес к нетекстовой информации в виде визуальных символов; способность мгновенно обрабатывать мощные потоки информации; эмоциональное, ассоциативное мышление; отсутствие критического осмысления полученной информации. В совокупности названные процессы именуются «клиповым мышлением» [19].
Формулировка цели статьи. В связи с вышесказанным считаем необходимым рассмотрение особенностей применения мультимедиа инструментов в образовательном процессе в целом и при изучении
конкретной учебной дисциплины. Таким образом, уточняя границы данного исследования, определим цель настоящей работы как изучение возможностей мультимедиа в обучении русскому языку и культуре речи.
Названная цель предопределила решение следующих задач:
1) охарактеризовать достоинства и недостатки мультимедиа-технологий в образовательном процессе;
2) выявить и описать возможности мультимедийных средств в изучении русского языка и культуры речи.
Изложение основного материала статьи. Анализ литературы по данному вопросу показал, что исследование мультимедиа в образовании - одна из наиболее популярных тем в кругу интересов современных педагогических исследований. Наиболее широко представлена группа работ по изучению понятия «мультимедиа», выявлению классифицирующих признаков (что считать средствами мультимедиа-технологий, а что нет), прочерчиванию границ между такими близкими, соседствующими и сопровождающими друг друга в образовательном процессе, понятиями, как: «мультимедиа-технологии», «гипермедиа-технологии», «телекоммуникационные технологии» и под. [2, 6, 8, 9, 11].
В работах этой группы, кроме обозначения важности применения мультимедиа в той или иной научной области, часто даются дифференцирующие характеристики средств мультимедиа, противопоставляются плюсы и минусы использования новых технологий.
Так, среди положительных сторон использования мультимедиа-ресурсов с позиции педагога -преподавателя курса - отмечается следующее: 1) возможность значительно упрощать подготовку лекционного материала; 2) возможность знакомить учащихся с видеоматериалами, аудиозаписями, репродукциями фотографий и плакатов, графиками и таблицами, фрагментами обучающих фильмов; 3) возможность структурировать содержательную часть учебного материала; 4) новые возможности для общения и передачи информации; 5) неограниченные возможности индивидуализации и дифференциации открытого и дистанционного обучения.
С другой стороны, современный студент благодаря применению средств мультимедиа может: 1) повысить уровень самостоятельности за счет предоставленного ему выбора различных вариантов обучения; 2) развить такие личностные качества, как: обучаемость, креативность, умение применять полученные знания на практике; 3) развить коммуникативные и социальные способности; 4) получить навыки работы с современными технологиями.
Среди серьёзных недостатков мультимедиа в образовательном процессе отмечаются следующие: 1) трудности при работе с большими объёмами информации при плохих линиях связи; 2) проблема мультимедиа подготовки / переподготовки преподавателей; 3) проблема достоверности, научно-образовательной ценности найденной в сети информации; 4) возможность заимствования и компиляции информационных ресурсов из виртуального пространства при выполнении домашних, самостоятельных и контрольных работ, сопряженная с неумением и нежеланием критично осуществлять отбор информации и самостоятельно выстраивать учебный процесс.
Не менее обширную группу исследований представляют работы учёных, направленные на более конкретизированный объект изучения [1, 5, 7, 12]. Так, в качестве объекта исследования авторами рассматриваются возможности мультимедиа в гуманитарных науках, в технических областях знания, в исследованиях, посвященных организации дистанционного обучения и на этапе довузовской подготовки.
В работах подобного типа использование качественных мультимедийных средств рассматривается как способ сделать процесс открытого обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между студентами, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.
Интерактивность мультимедийных технологий делает их полезными для студентов с особыми академическими потребностями. В частности, у людей, страдающих дефектами слуха, при использовании мультимедиа в обучении улучшаются фонологические навыки чтения, а визуальное представление информации значительно повышает академическую мотивацию. Люди с нарушениями речи и ограниченными физическими возможностями выигрывают от применения мультимедиа в учебном процессе, поскольку соответствующие средства обладают возможностью настройки под индивидуальные потребности студентов.
Наконец, третью группу исследований по теме «Мультимедиа в образовании» составили работы, предметом изучения в которых стало применение мультимедийных технологий в обучении конкретному языку - иностранному, русскому или русскому как иностранному [3, 4, 10, 19].
Исследователи этой группы отмечают, что традиционное обучение языковым дисциплинам, основывающееся на непосредственном взаимодействии преподавателя и студента и использовании различных «бумажных» носителей информации (учебных пособий, словарей и справочников), существенно пополнилось за счет современных электронных средств: звука, видео, графики, анимации, текста и т.п. Применение мультимедийных средств обучения интенсифицирует коммуникацию между преподавателем и студентом, у которого появляется возможность дистанционно и в краткие сроки получить необходимую ему информацию в случае, если он пропустил учебное занятие (по электронной почте, через функцию обмена сообщениями на сайте учебного заведения или посредством современных коммуникаторов).
В современной системе образования изменились и функции преподавателя русского языка: сегодня это не только организатор обучения, но и координатор, тьютор, консультант. Таким образом, педагогическое общение переходит в диалоговый режим. «Новые возможности в самостоятельной работе учащегося изменяют и привычную систему контроля знаний. Доля навыков самоконтроля со стороны учащегося значительно увеличивается» [13].
В обучении языку технологии мультимедиа дают возможность представить язык и в качестве объекта исследования (теоретический аспект), и в качестве средства коммуникации (практический аспект). Учёными отмечается положительное влияние современных мультимедийных средств и коммуникативных технологий обучения русскому языку на развитие речемыслительных, коммуникативных умений и позитивных личностных качеств обучающихся, ценностных ориентиров гражданина информационного общества.
В лингвистическом образовании выделяется несколько преимуществ использования мультимедиа: 1) формирование у студентов представления о языке как системном, иерархически выстроенном образовании (абстрактные единицы языка в гипертекстовом оформлении мультимедиа конкретизируются, систематизируются и логически выстраиваются в сознании учащегося); 2) развитие навыков овладения языком как инструментом коммуникации (коммуникативный уровень); 3) формирование понимания
континуальности языка - наличия в нём зон смешения подуровней: морфонологических явлений, синтетичности слово- и формообразования в грамматике и пр.; 4) возможность структуризации языкового содержания по степени актуальности и значимости благодаря уровневой организации материала; 5) повышение эффективности обучения за счет разнообразных способов подачи учебной информации.
Несмотря на то, что сегодня частично разработаны методики подготовки преподавателя русского языка к использованию современных мультимедийных средств и информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности, потребность в теоретической и практической разработке проблемы остаётся актуальной. В современных мультимедиа условиях для преподавателей и студентов в аспекте изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» интерес могут представлять такие ресурсы Интернета, как специализированные электронные библиотеки, поисковые системы, программы дистанционного обучения, порталы, позволяющие участвовать в дискуссиях, знакомиться с передовыми педагогическими практиками.
С целью повышения эффективности образовательного процесса на кафедре латинского и иностранных языков Красноярского государственного медицинского университета была создана мультимедиа лаборатория, оснащённая современными техническими средствами коммуникации и обучения. В наличии компьютерный класс с доступом в Интернет, интерактивные доски, проекторы, экраны, видео- и аудиоаппаратура для демонстрации аутентичного языкового материала, видео- и аудиотека, необходимая для подготовки и реализации учебного процесса. В рамках мультимедиа лаборатории проходят учебные тренинги, видеоконференции, создаются и демонстрируются видеолекции, а также презентации для традиционного лекционного курса. Под руководством заведующего мультимедиа лабораторией (введена соответствующая должность) преподавателями кафедры разрабатываются электронные учебно-методические комплексы преподаваемых языковых дисциплин (УМКД), которые выкладываются в открытом доступе на сайте университета для использования студентами и преподавателями. УМКД включают рабочие программы, методические указания для аудиторной и внеаудиторной работы учащихся, методические указания для работы преподавателя и сборники тестовых заданий и ситуационных задач. На базе мультимедиа лаборатории проводятся промежуточные и итоговые тестирования обучающихся в сетевом режиме онлайн, создаются и вводятся в программу обучения дистанционные курсы для абитуриентов и учащихся очно-заочной и заочной форм обучения.
На внутриуниверситетском сайте каждый сотрудник и студент имеет личную страницу (личный кабинет), на которой можно представить и соответственно получить полные данные об образовании и профессиональной деятельности сотрудника / учащегося. Студент имеет возможность осуществлять контроль за текущей и итоговой успеваемостью (на личной странице присутствует электронный журнал), что позволяет своевременно реагировать и гармонизировать учебную ситуацию. В течение года преподаватели и студенты на личных страницах сайта заполняют портфолио, в которых указывают учебно-научные достижения и публикации. По окончании семестрового или годового периода данные портфолио анализируются на предмет премирования сотрудника и учащегося. Мониторинг данных портфолио и открытость (доступность) представленной в них информации мотивируют педагогический и студенческий состав к более эффективной реализации личных возможностей.
Интерактивность образовательного процесса проявляется и в наличии внутрикорпоративного обмена сообщениями, также организованного мультимедийными средствами сайта вуза. Взаимодействие через данную систему переписки значительно сокращает решение текущих вопросов как между работниками образовательной организации, так и между преподавателями и студентами. Навигация через систему гиперссылок внутри сайта позволяет студенту получить информацию о предстоящих занятиях и восстановить пропущенные. Также предоставляется возможность пройти пробные тестирования по предметам, задать уточняющие вопросы преподавателю.
Все учебные аудитории университета оснащены проекторами, экранами, ноутбуками или стационарными компьютерами и беспроводным интернетом. В обучении регулярно используются названные технические средства для демонстрации лекционных презентации, показа видеоматериалов, проведения телеконференций, поиска, а также анализа и синтеза информации по изучаемой теме.
В процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» используются как традиционные педагогические методы, так и дискуссионные развивающие технологии. Регулярным элементом занятий по русскому языку является устная речевая практика, реализуемая либо в научных сообщениях (докладах), либо в полемике с приведением системы аргументов в пользу выбранной точки зрения.
Одной из зачётных работ является составление анкеты «Анализ собственных наблюдений по проблемам лингвоэкологии». В начале семестра учащиеся получают план заполнения анкеты, в содержании которой обозначены следующие позиции: 1. Лингвоэкология как направление, изучающее проблематику языковой среды в динамике. 2 Примеры неточного словоупотребления. 3. Примеры нецелесообразного использования иноязычных заимствований. 4. Примеры неудачных номинаций. 5. Примеры использования манипулятивных эвфемизмов. 6. Примеры окказионального образования в современной российской практике. 7. Примеры канцелярита. 8. Примеры языковой агрессии и лингвоцинизмов. 9. Примеры этических ошибок. 10. Анализ «Русского словаря языкового расширения» А.И. Солженицина. Материал для анкеты студенты собирают в течение семестра и готовятся к его демонстрации (защите анкеты). Наряду с собранной текстовой информацией в конце учебного семестра сдаются фото-, видео- и аудиоматериалы, демонстрирующие живую звучащую речь красноярцев.
В дальнейшем собранный материал анализируется и обсуждается на коллоквиумах и круглых столах, посвящённых теме лингвоэкологии. Результат собственной семестровой работы студенты оформляют в виде презентаций с включением фото- и видеоданных. Доклад с презентацией становится стимулом к активной дискуссии внутри студенческой группы. Организованное таким образом занятие по русскому языку и культуре речи не оставляет равнодушным ни одного из участников. В течение четырёх месяцев каждый студент собирал материал, наблюдал за горожанами, анализировал их устную и письменную речь, сомневался и убеждался в правильности собственных наблюдений и выводов, а на заключительном занятии -на защите собственных анкет - у обучающихся появляется возможность выразить собственное мнение относительно результатов работы одногруппников, рассказать интересные, запомнившиеся речевые сюжеты, обсудить трудности, с которыми пришлось столкнуться в процессе сбора и обработки информации. Всё это вызывает живой интерес к проблемам языка, при этом собственно дидактика отходит на второй план: семинар воспринимается как живое общение, интересная дискуссия, а не как академическое занятие,
заявленное в учебном плане. Таким образом, интерактивность, синкретичный характер используемых в обучении материалов, совмещение нескольких педагогических методов, привлечение к образовательному процессу реалий из наблюдаемой жизни города Красноярска делают занятие по русскому языку увлекательным, запоминающимся и способствующим формированию внутренней речевой рефлексии студентов.
Выводы. Таким образом, изучение теоретических материалов по заявленной теме и собственный педагогический опыт позволяют утверждать, что использование мультимедийных технологий является важнейшим средством достижения высоких результатов в педагогической деятельности.
При этом необходимо осознавать, что полноценная реализация академического потенциала мультимедийных технологий возможна лишь при поддержке компетентных преподавателей. Кроме прочих обязанностей, преподаватели должны быть способны руководить процессом обучения студента и указывать ему эффективные образовательные стратегии. Применение мультимедийных средств обогащает стратегии преподавания лишь в том случае, когда преподаватель не только поставляет информацию, но также и руководит, поддерживает и помогает студенту в учебном процессе.
Общим недостатком большинства существующих мультимедийных средств обучения остаётся то, что после их разработки продолжаются «исследования» сфер и придумываются всё новые возможности их практического применения. Достаточно редкими являются случаи создания мультимедийных продуктов с заранее определёнными свойствами для реализации определённой методики обучения и решения дидактических задач. При разработке мультимедийных средств обучения, как правило, акцент делается не на обучении, а на технологии программной реализации.
Тем не менее использование мультимедийных средств обучения способствует реализации новых высокоэффективных методов самостоятельного обучения, значимых с точки зрения системы открытого образования, а потому необходимо как эффективное средство организации современного образовательного процесса.
Литература:
1. Абдулаева, Х.С., Везиров, Т.Г. Роль мультимедиа технологий в формировании коммуникативной компетентности будущих бакалавров педагогического образования (профиль «Иностранный язык») / Х.С. Абдулаева, Т.Г. Везиров // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 1 (50). - С. 5-6.
2. Гаранина, П.Е. Мотивационные факторы использования мультимедиа в образовании / П.Е. Гаранина // Электронный научный журнал «Наука и перспективы». - 2015. - № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25423378.html (дата обращения: 03.12.2018).
3. Гостева, Ю.Н. Особенности современного этапа использования мультимедийных средств и информационно-коммуникативных технологий при обучении русскому языку / Ю.Н. Гостева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: Языки и специальность. - Изд-во РУДН. - Москва, 2011. - С. 56-61.
4. Дроздецкая, Г.В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи / Г.В. Дроздецкая // Философия образования. Изд-во «Издательство Сибирского отделения РАН». -Новосибирск, 2011. - С. 307-315.
5. Кащук, С.М. Профессиональная мультимедийная языковая компетенция учителя иностранного языка / С.М. Кащук // Наука и школа. - 2013. - № 6. - С. 22-26.
6. Кузнецов, И.Р. Технологии мультимедиа как инструмент образования / И.Р. Кузнецов // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2014. - № 1-1. С. 286-290.
7. Медведева, Л.Н. Гуманитарная функция мультимедиа в обучении // Вестник Тульского филиала Финуниверситета / Л.Н. Медведева. - Тула, 2014. - С. 351-352.
8. Рудакова, Е.В. Информационные технологии в организации современного высшего образования / Е.В. Рудакова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2014. - № 1 (2). - С. 14-16.
9. Рудакова, Е.В. Мультимедиа технологии в образовании / Е.В. Рудакова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технологического знания. - Курск, 2016. - С. 1-2.
10. Руденко-Моргун, О.И., Аль-Кайси, А.Н. Мультимедиа-урок русского языка как средство интеграции полиэтнического контингента учащихся российских школ на этапе основного среднего образования / О.И. Руденко-Моргун, А.Н. Аль-Кайси // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 2 (32). -Ч. 2. - С. 163-167.
11. Симанович, В.К. Мультимедиа в современном образовании: шаг к повышению качества / В.К. Симанович // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. Межвузовский сборник научных работ. - Екатеринбург, 2016. - С. 96-98.
12. Старченко, Д.В. О некоторых аспектах применения мультимедийных технологий при обучении иностранному языку / Д.В. Старченко // Труды БГТУ. - 2016. - № 5. - С. 207-209.
13. Харитонова, О.В., Баранова, С.Е. Пути оптимизации организации обучения русскому языку иностранных учащихся на довузовском этапе обучения / О.В. Харитонова, С.Е. Баранова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - № 1. - Том 6. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/03pdmn118.html (дата обращения: 01.12.2018).