Научная статья на тему 'Готовность учителей математики к самодиагностике профессиональных умений в условиях введения профстандарта "педагог"'

Готовность учителей математики к самодиагностике профессиональных умений в условиях введения профстандарта "педагог" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / САМОДИАГНОСТИКА / САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL STANDARD / TEACHER / PROFESSIONAL COMPETENCE / SELF-DIAGNOSIS / SELF-DEVELOPMENT OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайкина Виктория Николаевна

Статья посвящена особенностям оценки профессиональных компетенций педагогических работников при организации непрерывного профессионального развития в условиях введения профессионального стандарта «Педагог». Даётся краткая характеристика методов: метода экспертных оценок, анализа продуктов деятельности учителя, тестирования и самодиагностики, часто применяемых в повседневной практике. Рассматриваются результаты экспериментального исследования готовности учителей математики к самодиагностике профессиональных умений. Обосновывается необходимость введения в содержание курсов повышения квалификации материалов тренингов по развитию регулятивных умений педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шайкина Виктория Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness Of Teachers Of Mathematics To Self-Diagnosis Of Professional Skills In The Conditions Of Introduction Of The Professional Standard "Teacher"

The article is devoted to the peculiarities of assessing the professional competencies of teachers in the organization of continuous professional development in the conditions of introduction of the professional standard «Teacher». A brief description of the methods is given: the method of expert assessments, analysis of the products of the teacher's activity, testing and self-diagnosis, often used in everyday practice. The results of experimental research of readiness of teachers of mathematics to self-diagnosis of professional skills are considered. The necessity of introduction of training materials on the development of regulatory skills of teachers into the content of advanced training courses is substantiated.

Текст научной работы на тему «Готовность учителей математики к самодиагностике профессиональных умений в условиях введения профстандарта "педагог"»

УДК 371

\

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К САМОДИАГНОСТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФСТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»

Шайкина Виктория Николаевна,

старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ГБУДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинск, e-mail: sh-vn@yandex.ru

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ОСОБЕННОСТЯМ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ». ДАЁТСЯ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ: МЕТОДА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК, АНАЛИЗА ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, ТЕСТИРОВАНИЯ И САМОДИАГНОСТИКИ, ЧАСТО ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКЕ. РАССМАТРИВАЮТСЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К САМОДИАГНОСТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ. ОБОСНОВЫВАЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕДЕНИЯ В СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ТРЕНИНГОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ.

• профессиональный стандарт • педагог • профессиональные компетентности • самодиагностика • саморазвитие педагога

В последние годы в образовании произошли существенные изменения в подходах к организации учебного процесса, что привело к уточнению профессиональных требований к учителю. Сегодня для реализации ФГОС ОО педагог должен быть всесторонне развитым человеком, который сможет найти взаимопонимание с детьми, сумеет донести учебную информацию до каждого школьника и сформирует устойчивый интерес к своему предмету, — эти требования уточнены в профессиональном стандарте «Педагог».

В федеральном проекте «Учитель будущего» отмечается, что «внедрение моделей единых оценочных требований и стандартов для оценки профессиональных компетенций работников <...> образования позволит сформировать единый стандарт обязательных компетенций для работников сферы. После внедрения стандарта будет проведён ассесмент кадрового потенциала., по результатам которого. бу-

дет принят комплекс мер по повышению качества подготовки и повышения квалификации работников системы образования» [2, с. 8-9].

«Профессиональный стандарт педагога — это не высочайшие указания, поступившие извне, а требования самого профессионального сообщества, которые оно предъявляет профессионалам, входящим в его состав. В его основе понимание того, что за последние годы вся система педагогической работы претерпевает серьёзные изменения. Что, в свою очередь, ставит перед учителем задачу овладения новыми профессиональными компетенциями, такими как: работа в информационных средах, работа в условиях реализации модели инклюзивного и т.п.» [1, с. 35-36]. Учитель должен постоянно повышать уровень своего мастерства и, прежде всего, перейти от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование на протяжении всей жизни».

Для оказания адресной помощи учителю необходимо уточнить его профессиональные дефициты и затруднения, проанализировать уровень сформированности компетенций, выделенных в профессиональном стандарте «Педагог». В данном профессиональном стандарте содержится подробный перечень необходимых знаний, навыков и умений современного учителя и рассматривается деятельность педагога в трёх направлениях: обучение, воспитание и развитие. «Профессиональные стандарты являются одним из необходимых инструментов повышения профессионализма педагогов, управления качеством образования и оптимальным средством обеспечения его непрерывности» [3, с. 196]. Педагогическое сообщество рассматривает стандарт как объективный измеритель квалификации педагога, как инструмент реализации стратегии образования, повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Чаще всего для определения степени соответствия педагога требованиям стандарта используют методы экспертных оценок, анализ продуктов деятельности учителя, тестирование и самодиагностику.

Тестирование может быть использовано прежде всего при определении уровня знаний, выделенных требованиями стандарта. В форме тестирования можно определить, знает ли педагог:

• «преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его историю и место в мировой культуре и науке»;

• «основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, со-циализаци личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики» и т.п.

Существенно затруднено оценивание умений педагога, уровень сформированности которых невозможно определить в форме теста. Например, В.Б. Высоцкий отмечает, что «по некоторым позициям нет общепринятых понятий, в том числе по категории «соблюдение правовых, нравственных

и этических норм, требований профессиональной этики». Нет единого научного мнения ни по вопросу их определения, ни классификации. Необходимо некое конвенциональное решение о применении того или иного содержания данной позиции для целей стандарта» [4, с. 83].

Анализ продуктов деятельности педагога (рабочей программы дисциплины, технологической карты урока, спецификации оценочного материала и т.п.) позволяет оценить умение педагога по некоторым позициям, например:

• «разработка... программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы»;

• «планирование и проведение учебных занятий»;

• «объективная оценка знаний учащихся на основе тестирования . в соответствии с реальными учебными возможностями детей»;

• «проектирование. воспитательных программ».

Однако анализ продуктов деятельности невозможно использовать для оценки таких умений педагога как умение «сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач».

Экспертное оценивание проводится как внешними, как и внутренними аудиторами (коллегами, администрацией) и позволяет объективно оценивать педагога в том случае, когда сложно выделить результаты деятельности. Применить этот метод можно для объективной оценки, например, умения педагога «владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребёнку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья» или «общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их».

Но внешние методы оценки достаточно затратные с позиции ресурсов, и при выборе содержания курсов повышения квалификации администрация всё чаще опирается на результаты самодиагностики профессиональных дефицитов педагога.

Пошипи тодш, ппоеиты

Самодиагностика — «процедура изучения личностью самой себя с использованием специальных методик. Этими методиками могут быть — тестирование, плановое самонаблюдение, рефлексия, сбор мнений и отзывов и т.д. .Самодиагностика есть составная часть самопознания, она даёт информацию для развития самосознания» [5]. Умение проводить самодиагностирование — это умение в процессе педагогической деятельности занимать позицию наблюдателя, осознавать и оценивать себя и иных участников мак-ропедагогического процесса, на основе имеющихся данных творчески корректировать проделанную работу и моделировать предстоящую деятельность.

Приведём фрагмент диагностической карты учителя для проведения самодиагностики (табл. 1).

Выявление профессиональных дефицитов педагогов на основе самодиагностики существенно сокращает время проведения исследования, экономит другие ресурсы образовательной организации, но возникает вопрос об объективности данного метода, а также возможности развития рефлексивных умений педагогов.

С целью изучения уровня объективности самооценивания педагогов в рамках курсов повышения квалификации проводилось в два этапа исследование компетенций

Таблица 1

Фрагмент диагностической карты для проведения самодиагностики профессиональных дефицитов педагогов

№ Общепедагогическая функция. Обучение Самооценка педагога (умение развито в достаточной степени — 1; умение развито в недостаточной степени или не сформировано — 0)

1 Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

2 Объективно оценивать знания учащихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

3 Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

4 Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех учащихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: учащихся, проявивших выдающиеся способности; учащихся, для которых русский язык не является родным; учащихся с ограниченными возможностями здоровья

5 Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

6 Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учётом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона

Таблица 2

Сопоставление результатов самодиагностики и тестирования педагогов образовательных организаций

№ Профессиональные дефициты слушателей курсов повышения квалификации, выявленные в ходе анкетирования по направлениям: «Общепедагогическая функция. Обучение», «Воспитательная деятельность», «Развивающая деятельность» Слушатели, выделившие проблему, % Слушатели, для которых проблема была выявлена в ходе тестирования и педагогического наблюдения, %

1 Необходимое умение организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учётом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона 20% 18%

2 Необходимое умение использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех учащихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: учащихся, проявивших выдающиеся способности; учащихся, для которых русский язык не является родным; учащихся с ограниченными возможностями здоровья 20% 34%

3 Необходимое умение владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. 16% 18%

4 Необходимое умение решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе новые, которые возникают в ходе работы с учащимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады). Подготовка к государственной итоговой аттестации и всероссийским проверочным работам 8% 19%

5 Необходимые знания основ законодательства о правах ребёнка, законов в сфере образования и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 8% 17%

6 Необходимое умение владеть ИКТ-компетентностями 4% 27%

учителей математики. На первом этапе через анкетирование педагогов выявлялись их профессиональные дефициты, затем при помощи тестирования и педагогического наблюдения определялся реальный уровень развития профессиональных компетенций. Результаты исследования по позициям, имеющим расхождения, приведены в табл. 2.

Коэффициент корреляции между результатами самодиагностики и тестирования (педагогического наблюдения) по вопросам, представленным в табл. 2, составил 0,22, что говорит о низкой степени связи между данными. Можно отметить, что большинс-

тво педагогов поставили по представленным позициям оценку, которая не соответствует реальному положению, и причина данной ситуации не только в неразвитости регулятивных умений педагогов, но и в попытке не афишировать наличие проблем в профессиональной сфере, с одной стороны, и заниженной самооценке педагогов, с другой стороны.

Например, часть слушателей отмечала, что они затрудняются в формировании мотивации к изучению математики, к организации проектной и исследовательской деятельности школьников на уроке, однако во время практических занятий демонстрировали

Ноши тодш, ппоеиты

достаточный уровень педагогического мастерства по данному вопросу. Таким образом, можно отметить, что некоторые педагоги предъявляют завышенные требования к себе.

С другой стороны, практически все педагоги считают, что умеют решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, знают методику обучения математике, но некоторые учителя при решении даже простейших заданий делают ошибки. Чаще всего встречаются ошибки вычислительного характера, в формулах, при ответах на вопросы по методике обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья, при оценке детских работ.

Наибольшее расхождение результатов самодиагностики и тестирования педагогов образовательных организаций наблюдается по позиции «владение ИКТ-компетент-ностями». Большинство слушателей отмечают у себя высокий уровень владения общепользовательской ИКТ-компетентнос-тью (и даже общепедагогической), но испытывают серьёзные затруднения в области предметно-педагогической, что приводит к неоднозначной оценке по данному показателю.

Из проведённого исследования можно сделать вывод, что самодиагностика профессиональных компетентностей может быть использована для формирования индивидуальных программ профессионального саморазвития учителя и плана повышения его квалификации, но выделенные на основе самооценки педагогические дефициты следует обязательно уточнять при помощи иных диагностических методов.

Для повышения профессиональной компетентности педагогических работников по осуществлению профессиональной деятельности может быть использована следующая модель методического сопровождения учителей, состоящая из двух этапов.

1-й этап. Самодиагностика профессиональных затруднений. Для построения карты профессиональных затруднений при выполнении трудовых действий следует провести самодиагностику с учётом специфики предметной области педагогов. Анкетирование

педагогов можно провести с использованием ресурса Google Forms, который позволяет графически представить результаты тестирования и увидеть индивидуальные результаты. Руководителям методических объединений образовательных организаций должна быть предоставлена техническая возможность анализировать общий результат опроса по образовательной организации.

2-й этап. Преодоление выявленных затруднений педагоги видят через повышение квалификации по вопросам, требующим развития профессиональных компетенций, разработку индивидуальных программ развития профессиональных и педагогических компетенций, в том числе информационно-коммуникационных, выделяя наставничество и самообразование. Проведение в конце учебного года самооценки с использованием разработанного инструментария позволит внести коррективы в план методической работы на следующий учебный год.

«Система сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов с участием администрации школы ... включает диагностику соответствия профессиональных компетентностей педагогических работников требованиям ФГОС общего образования, Профессионального стандарта педагога, образовательного проекта «ТЕМП»; определение образовательного запроса, потребностей и затруднений педагогических работников, составление персонифицированных программ на основе диагностических данных, разработку дорожной карты реализации системных мероприятий в рамках модели, реализацию дорожной карты» [6, с. 9]. Руководители учебно-методических объединений совместно с руководством образовательной организации уточняют карту профессиональных затруднений на основе анализа педагогической деятельности учителей и проектируют план методического сопровождения педагогов, который может включать семинары, тематические педсоветы, мастер-классы, тематические стажировки и т.п.

Качество первого этапа в значительной степени зависит от уровня развития рефлексивных умений учителей. В связи с этим в курсе повышения квалификации учителей математики рассматриваются

проблемы самодиагностики учителя, вопросы самообразования и саморазвития. Саморазвитие учителя — непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного и профессионального совершенствования, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творческих воспринятых внешних факторов и направленный на повышение уровня профессионализма педагога, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний. «Сегодня, когда вводятся новые профессиональные стандарты, новые процедуры аттестации педагогических работников, усиливаются требования к педагогам в части необходимости их непрерывного профессионального роста, помощь и поддержка требуется и учителям, которые имеют значительный стаж работы» [7, с. 9].

Для успешной реализации принципа «обучение в течение всей жизни» педагогу необходимо общение с коллегами-предметниками, что позволяет ему выровнять уровень самооценки до адекватной, сформировать необходимые компетентности, выработать алгоритм развития умения. Важнейшую роль в организации тесного общения учителей играет педагогическое сетевое сообщество, обеспечивающее поддержку непрерывного саморазвития учителя.

Результат включения в тематику курсов вопросов развития регулятивных умений у учителей проявляется: в высоком уровне мотивации преобразования профессиональной педагогической деятельности; развития умения «устанавливать эффективное педагогическое взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса, создавать среду для раскрытия потенциала каждого школьника» [8, с. 201]; в развитии способности осваивать новые педагогические технологии, обновлять формы и методы педагогической деятельности; умении извлекать новые педагогические знания из исследования собственной профессионально-педагогической деятельности и перестраивать её на основе освоения новой учебной и научной информации; решении профессиональных педагогических задач не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации. □

Литература

1. Ямбург Е.Ш. Внедрение профессионального стандарта педагога: необходимость второго шага // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т. 21. № 2. — C. 35-43. URL: 10.17759/ pse.2016210205

2. Паспорт федерального проекта «Учитель будущего» / Национальные проекты РФ. Исполнение майского указа // Стратегия РФ. — URL: https://new.avo. ru/documents/33446/1306658/%D0%A3% D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0 %BB%D 1 %8C+%D0%B1 %D 1 %83%D0% B4%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%B3 %D0%BE.pdf/19fa3c31-eb98-87ad-089d-de00fc799f6d — дата обращения 29.11.2019

3. Хафизова Н.Ю. Самостоятельная работа слушателей как средство повышения профессионализма в процессе курсовой подготовки // Сборник материалов XX Международной научно-практической конференции аспирантов и молодых исследователей «Молодой исследователь: вызовы, поиски и перспективы развития российского образования», 2017. — С. 195-199.

4. Проблемы диагностики личностных качеств и профессиональных компетенций педагога, определяемых профессиональным стандартом педагога / Высоцкий В.Б. // Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: Сборник материалов V Всероссийской интернет-конференции с международным участием (20-22 декабря 2016 г.). В 2-х ч. — М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. — Ч. 1. — 288 с.

5. Национальная педагогическая энциклопедия / Педагогика НЭС [Электронный ресурс]. — URL: https://didacts.ru/termin/ samodiagnostika.html

6. Диверсификация институциональной методической службы как основа формирования и развития профессиональной компетентности педагогов по повышению качества образования: сборник материалов стажировки / Е.Г. Ко-ликова, Т.В. Уткина, И.Б. Быкова, Т.П. Честнокова. — Челябинск: ЧИП-ПКРО, 2017. — 60 с.

7. Кеспиков В.Н. Непрерывное профессиональное развитие педагогических

Пошипи тодсли, ппосити

работников в контексте особенностей 5. введения Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования // Научное обеспечение системы повышения ква- 6. лификации. — 2018. — № 4 (37). — С. 5-15.

8. Ильясов Д.Ф., Уткина Т.В., Севрюко-ва А.А., Пяткова О.Б. Готовность педагогов общеобразовательных организаций к осуществлению тьюторского сопровождения обучающихся // Современные наукоёмкие технологии. — 2018. — 7. № 12-1. — С. 199-203.

Literatura

1. Yamburg E.Sh. Vnedrenie professional'-nogo standarta pedagoga: neobhodimost' vtorogo shaga // Psihologicheskaya nau-

ka i obrazovanie. — 2016. — T. 21. 8. № 2. — C. 35-43. URL: 10.17759/pse. 2016210205

2. Pasport federal'nogo proekta «Uchitel' bu-dushchego» / Nacional'nye proekty RF. Ispolnenie majskogo ukaza //Strategiya RF. — URL: https://new.avo.ru/documents /33446/1306658/%D0%A3%D1%87%D0 %B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8 C+%D0%B1 %D1 %83%D0%B4%D 1 %83 %D 1 %89%D0%B5%D0%B3%D0%BE. pdf/1 9fa3c31-eb98-87ad-089dde00-fc799f6d - data obrashcheniya 29.11.2019

3. Hafizova N.Yu. Samostoyatel'naya rabota slushatelej kak sredstvo povysheniya pro-fessionalizma v processe kursovoj podgo-tovki // Sbornik materialov XX Mezhduna-rodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii aspirantov i molodyh issledovatelej «Molo-doj issledovatel': vyzovy, poiski i perspekti-vy razvitiya rossijskogo obrazovaniya», 2017. — S. 195-199.

4. Problemy diagnostiki lichnostnyh kachestv i professional'nyh kompetencij pedagoga, opredelyaemyh professional'nym standar-tom pedagoga / Vysockij V.B. // Povyshe-nie kvalifikacii pedagogicheskih kadrov v izmenyayushchemsya obrazovanii: Sbornik materialov V Vserossijskoj internet-konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (20-22 dekabrya 2016 g.). V 2-h ch. — M.: FGAOU DPO APK i PPRO, 2017. — Ch. 1. — 288 s.

Nacional'naya pedagogicheskaya enciklo-pediya / Pedagogika NES [Elektronnyj resurs]. — URL: https://didacts.ru/termin/sa-modiagnostika.html

Diversifikaciya institucional'noj metodi-cheskoj sluzhby kak osnova formirovaniya i razvitiya professional'noj kompetentnosti pedagogov po povysheniyu kachestva ob-razovaniya: sbornik materialov stazhirovki / E.G. Kolikova, T.V. Utkina, I.B. Bykova, T.P. Chestnokova. — CHelyabinsk: CHIPP-KRO, 2017. — 60 s.

Kespikov V.N. Nepreryvnoe professional'-noe razvitie pedagogicheskih rabotnikov v kontekste osobennostej vvedeniya Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'-nogo standarta srednego obshchego obra-zovaniya // Nauchnoe obespechenie siste-my povysheniya kvalifikacii. — 2018. — № 4 (37). — S. 5-15. Il'yasovD.F., Utkina T.V., Sevryukova A.A., Pyatkova O.B. Gotovnost' pedagogov ob-shcheobrazovatel'nyh organizacij k osus-hchestvleniyu t'yutorskogo soprovozhde-niya obuchayushchihsya // Sovremennye nauko yomkie tekhnologii. — 2018. — № 12-1. — S. 199-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.