Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КЛИЕНТА К ПРОЦЕССУ СОПРОВОЖДЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕГО СЦЕНАРИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КЛИЕНТА К ПРОЦЕССУ СОПРОВОЖДЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕГО СЦЕНАРИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
150
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъективное благополучие / психологическая готовность / смыслодинамические процессы / личностный смысл / смысловой конструкт / смысловая установка / смысловые диспозиции / мотив и личностная ценность / эмоционально-потребностная сфера / внутриличностный конфликт / детско-родительские отношения / социальная маска / психосоматические истории и сценарии / subjective well-being / psychological readiness / semantic-dynamic processes / personal meaning / semantic construct / semantic attitude / semantic dispositions / motive and personal value / emotionally-needy sphere / personal conflict / child-parental relations / social mask / psychosomatic stories and scenarios

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н.Ю. Литвинова

В статье рассматривается проблема выбора модели психологического сопровождения клиента к субъективному благополучию в зависимости от его психологической готовности к процессу. Рассматривается три возможных варианта в контексте психологической практики анализа смысложизненных ориентаций СЖО, осуществляемой через допущения об уровнях эмоционально-смысловой жизни человека (Д.А. Леонтьев, В.М. Элькин). При условии вербализации клиентом проблемы с акцентом на внутренний локус контроля возможна реализация сценария сравнения эталонных моделей Я-концепции, целеполагания, процесса отношения к жизнедеятельности, процесса принятия ответственности личности за события жизнедеятельности и актуальных моделей клиента. При условии вербализации клиентом проблемы с акцентом на экстрапунятивные, интрапунятивные реакции, психоорганическую речь возможна реализация сценария в соответствии с психологической картиной психосоматической проблемы. При условии вербализации клиентом проблемы с акцентом на экстрапунятивные, интрапунятивные реакции и отсутствия явной психосоматической проблемы возможна реализация сценария, позволяющего осознать психосоматическую цепочку детско-родительские отношениявнутриличностный конфликтсоциальная маска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE CLIENT FOR THE PROCESS OF SUPPORTING SUBJECTIVE WELL-BEING AND ITS SCENARIOS.

The article discusses a problem of choosing a model of psychological support for a client to subjective well-being, depending on his psychological readiness for the process. Three possible options are considered in the context of the psychological practice of analyzing the life-meaning orientations of LSS, carried out through assumptions about the levels of a person’s emotional – meaningful life (D.A. Leontiev, V.M. Elkin). It is possible to implement a scenario for comparing of the reference models of the I-conception, goal-setting, the process of attitude to life, the process of taking responsibility of the individual for life events and the client’s current models. If the client verbalizes the problem with an emphasis on extrapunitive, intrapunitive reactions, psychoorganic speech, it is possible to implement the scenario in accordance with the psychological picture of the psychosomatic problem. There are other conditions to implement a scenario that makes it possible to realize the psychosomatic chain: child-parental relations, within a personal conflict, a social mask.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КЛИЕНТА К ПРОЦЕССУ СОПРОВОЖДЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕГО СЦЕНАРИИ»

ния занятия. В целом стоит отметить, что согласно результатам опросов отношение иностранных студентам к преподавателям положительное (дружелюбное), незначительное количество студентов взаимоотношения с преподавателями оценивают как нейтральные.

Половина приехавших в вуз студентов владеют русским языком, это объясняется тем, что большинство из них иностранные граждане из стран СНГ В то же время доля лиц, у которых возникают трудности при пользовании русским языком, достаточно высока. Треть опрошенных заявили, что владеют русским языком, тем не менее у них возникают языковые проблемы. Такое же количество опрошенных отметили, что ранее государственным языком России не владели, проходили подготовку по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим базу для освоения профессиональных образовательных программ на русском языке.

Значение умения писать, понимать и разговаривать на русском языке для иностранных студентов подчеркивают и другие результаты проведенного опроса. Иностранных студентов в ходе опроса попросили оценить свой уровень владения русским языком. Больше всего иностранных студентов свободно общаются на русском языке, почти столько же респондентов могут читать и писать на русском. Однако часть респондентов оценивают свои знания языка, на котором ведется преподавание в вузе, ниже среднего (знают русский язык недостаточно, возникают значительные сложности в понимании речи лектора).

Заметим, что среди трудностей, с которыми сталкиваются в процессе обучения иностранные студенты, чаще всего называют языковые. Треть опрошенных иностранных студентов назвали владение языком как основную проблему при обучении в России. При этом опрошенные не смогли точно указать, в каких областях испытывают наибольшие языковые трудности, так как эта проблема носит комплексный характер: обучающиеся указали, что они появляются в ра-

Библиографический список

боте с литературой (основной, дополнительной), нормативно-правовыми актами, в восприятии лекционного материала на слух, формулировке ответов на вопросы; часть студентов отметили, что у них возникают иные языковые трудности.

На наш взгляд, для улучшения уровня владения русским языком иностранных студентов необходимо увеличение времени для преподавания русского языка, расширение объема изучения лексики по отдельным отраслям права. Прежде всего, безусловно, речь идет о группе риска среди иностранных студентов, которые плохо владеют русским языком.

В первую очередь российские вузы привлекают русскоязычных студентов из стран СНГ Это выпускники русскоязычного сектора, а также те, для кого русский является одним из языков общения. Именно на работу с этими категориями абитуриентов рассчитаны существующие организационно-педагогические условия, используемые российскими вузами. В то же время в связи с сокращением русскоязычного населения в данных государствах необходимо принятие мер по созданию таких организационно-педагогических условий, которые обеспечивали бы более высокий уровень формирования правовой грамотности у обучающихся, имеющих слабую подготовку по русскому языку. Процесс обучения иностранных студентов в вузах Российской Федерации требует внедрения инновационных технологий, направленных на повышение эффективности подготовки; при формировании учебного плана подготовки иностранных студентов следует максимально учитывать особенности их стран и уровень владения русским языком, привлекать к участию в разработке учебно-методических материалов международных специалистов в соответствующих предметных областях. С учетом уровня владения иностранными студентами русским языком предусмотреть вузами в необходимых случаях увеличение количества часов, отводимых для преподавания русского языка как иностранного.

1. Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации: статистический сборник. Москва: Центр социологических исследований, 2019; Выпуск 16. Available at: https://sociocenter.info/ru/docs/stat-compilations/education-of-foreign-citizens/education-of-foreign-citizens-16-2019.pdf

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3, СПС КонсультантПлюс. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/

3. Тетерятников Н.Ю. Подготовка иностранных специалистов в системе МВД России. Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики. Красноярск, 2019: 171 - 174.

4. Медведев И.А., Пунтус С.А. Подготовка иностранных специалистов в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков: опыт образовательных организаций ФСКН России в свете перспектив международного сотрудничества. Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. Красноярск, 2014; № 2 (15): 118 - 126.

5. Пунтус С.А. Подготовка иностранных специалистов образовательными организациями ФСКН России. Государство и гражданское общество как элементы механизма противодействия наркоагрессии в России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию со дня органов наркоконтроля. Уфа, 2013; Часть II: 112 - 116.

References

1. Obuchenie inostrannyh grazhdan v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii: statisticheskij sbornik. Moskva: Centr sociologi-cheskih issledovanij, 2019; Vypusk 16. Available at: https://sociocenter.info/ru/docs/stat-compilations/education-of-foreign-citizens/education-of-foreign-citizens-16-2019.pdf

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ, SPS Konsul'tantPlyus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

3. Teteryatnikov N.Yu. Podgotovka inostrannyh specialistov v sisteme MVD Rossii. Aktual'nye problemy bor'by s prestupnost'yu: voprosy teorii i praktiki. Krasnoyarsk, 2019: 171 - 174.

4. Medvedev I.A., Puntus S.A. Podgotovka inostrannyh specialistov v oblasti bor'by s nezakonnym oborotom narkotikov: opyt obrazovatel'nyh organizacij FSKN Rossii v svete perspektiv mezhdunarodnogo sotrudnichestva. Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta FSKN Rossii. Krasnoyarsk, 2014; № 2 (15): 118 - 126.

5. Puntus S.A. Podgotovka inostrannyh specialistov obrazovatel'nymi organizaciyami FSKN Rossii. Gosudarstvo i grazhdanskoe obschestvo kak 'elementy mehanizma protivodejstviya narkoagressii v Rossii: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 10-letiyu so dnya organov narkokontrolya. Ufa, 2013; Chast' II: 112 - 116.

Статья поступила в редакцию 30.11.20

УДК 316.47

Litvinova N.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia),

E-mail: Ln7766@mail.ru

PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE CLIENT FOR THE PROCESS OF SUPPORTING SUBJECTIVE WELL-BEING AND ITS SCENARIOS. The article discusses a problem of choosing a model of psychological support for a client to subjective well-being, depending on his psychological readiness for the process. Three possible options are considered in the context of the psychological practice of analyzing the life-meaning orientations of LSS, carried out through assumptions about the levels of a person's emotional - meaningful life (D.A. Leontiev, V. M. Elkin). It is possible to implement a scenario for comparing of the reference models of the I-conception, goal-setting, the process of attitude to life, the process of taking responsibility of the individual for life events and the client's current models. If the client verbalizes the problem with an emphasis on extrapunitive, intrapunitive reactions, psychoorganic speech, it is possible to implement the scenario in accordance with the psychological picture of the psychosomatic problem. There are other conditions to implement a scenario that makes it possible to realize the psychosomatic chain: child-parental relations, within a personal conflict, a social mask.

Key words: subjective well-being, psychological readiness, semantic-dynamic processes, personal meaning, semantic construct, semantic attitude, semantic dispositions, motive and personal value, emotionally-needy sphere, personal conflict, child-parental relations, social mask, psychosomatic stories and scenarios.

Н.Ю. Литвинова, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир,

E-mail: Ln7766@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КЛИЕНТА К ПРОЦЕССУ СОПРОВОЖДЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕГО СЦЕНАРИИ

В статье рассматривается проблема выбора модели психологического сопровождения клиента к субъективному благополучию в зависимости от его психологической готовности к процессу. Рассматривается три возможных варианта в контексте психологической практики анализа смысложизненных ори-ентаций СЖО, осуществляемой через допущения об уровнях эмоционально-смысловой жизни человека (Д.А. Леонтьев, В.М. Элькин). При условии вербализации клиентом проблемы с акцентом на внутренний локус контроля возможна реализация сценария сравнения эталонных моделей Я-концепции, целеполагания, процесса отношения к жизнедеятельности, процесса принятия ответственности личности за события жизнедеятельности и актуальных моделей клиента. При условии вербализации клиентом проблемы с акцентом на экстрапунятивные, интрапунятивные реакции, психоорганическую речь возможна реализация сценария в соответствии с психологической картиной психосоматической проблемы. При условии вербализации клиентом проблемы с акцентом на экстрапунятивные, интрапунятивные реакции и отсутствия явной психосоматической проблемы возможна реализация сценария, позволяющего осознать психосоматическую цепочку детско-родительские отношения - внутриличностный конфликт - социальная маска.

Ключевые слова: субъективное благополучие, психологическая готовность, смыслодинамические процессы, личностный смысл, смысловой конструкт, смысловая установка, смысловые диспозиции, мотив и личностная ценность, эмоционально-потребностная сфера, внутриличностный конфликт, детско-родительские отношения, социальная маска, психосоматические истории и сценарии.

Проблема психологического сопровождения субъективного благополучия восходит к трудам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе, Б.Ф. Ломова и некоторых представителей гуманистической психологии. Д.А. Леонтьев объединяет эти идеи и рассуждает о влиянии личностных смыслов на трансформацию психического образа - его временных, пространственных и причинно-следственных отношений [1].

Вслед за Д.А. Леонтьевым мы предлагаем практику моделирования субъективного благополучия (СБ) личности, могущую быть реализованной по сценариям в зависимости от психологической готовности клиента к этому процессу.

В практике психологического сопровождения психологическая готовность клиента к моделированию субъективного благополучия может быть идентифицирована в зависимости от способа вербализации переживаемой проблемы: с акцентом на внутренний или внешний локус контроля.

Акцент на внутреннем локусе контроля позволяет личности передвигаться поступательно по трем смыслодинамическим процессам или уровням эмоционально-смысловой жизни человека. Последние включают смысловые структуры, которые наполнены эмоционально-смысловым личностным пониманием базовых практических категорий, проецирующихся на предпочитаемые стратегии поведения (личностный смысл, смысловой конструкт, смысловая установка, смысловые диспозиции, мотив и личностная ценность/ горе, счастье, обида, справедливость, стагнация, развитие, покой, агрессия) [1; 2; 3].

Таким образом, личность с психологической готовностью, акцентированной преимущественно на внутреннем локусе контроля, на уровне смыслообразова-ния, осознает личностный смысл базовых практических категорий (в силу сложившихся внутренних и внешних содействующих условий). Как следствие, наступает осознание взаимосвязи личностного понимания горя, обид, справедливости и реально существующих проблем в жизнедеятельности - уровень смыслоосоз-нания. Далее следует решение лица о переформировании отношений с собой и объективной реальностью в целом (уровень смыслостроительства), что и является поступательным движением к субъективному благополучию [1].

Акцент на внешнем локусе контроля способствует «застреванию» субъекта на уровне смыслообразования в силу мотивационной блокировки реальных потребностей и установок. Самооценка, целеполагание, эмоционально-смысловое проживание событий жизнедеятельности и уровень выраженности ответственности за них соответствуют сценарию, производному от травмирующего «выученного урока» детско-родительских отношений, закрепившегося в психическом пространстве в форме специфического внутриличностного конфликта и компенсируемого во взрослой жизни адаптивной «маской социального поведения» [4; 5; 6].

Психологическая готовность личности к процессу моделирования субъективного благополучия с преимущественным акцентом на внешнем локусе контроля указывает на то, что смысловые структуры вышеобозначенных смысло-динамических уровней (личностный смысл, смысловой конструкт, смысловая установка, смысловые диспозиции, мотив и личностная ценность) теснейшим образом связаны между собой генотипически обусловленным вектором, исходящим из эмоционально-потребностной сферы, а именно эмоционально-смысловым личностным пониманием горя, счастья, обиды, справедливости, развития, покоя, агрессии [3].

На определенном этапе проживания такого жизненного опыта весьма вероятна инициация сценария психосоматической истории, линию развития которой спрогнозировать абсолютно точно не представляется возможным.

Вариативность комбинаций психосоматических историй характеризуется многогранностью личностных событий в жизнедеятельности людей [4; 5; 6]. В структуре психологической картины таковых психоаналитики обязательно отмечают внутриличностный конфликт неудовлетворенных личностных потребностей (в основных видах жизнедеятельности) как пусковой механизм дисфункции здоровья. А именно: всегда существует жизненная ситуация, предшествующая инициации психосоматической истории. Сценарий ее развития представляет

собой следующую закономерную цепочку событий, окрашенных эмоционально-смысловыми переживаниями: детско-родительские отношения, внутрилич-ностный конфликт (результат «выученного урока» взаимодействия с внешней действительностью в детско-родительских отношениях), его кодирование «социализированной маской поведения» (результат социальной адаптации более или менее благополучной). Это триединство как закономерность просматривается в семейных (близких) отношениях, состоянии здоровья, профессиональной и учебно-профессиональной деятельности.

Формируемая психосоматическая история встраивается в контекст проживания жизнедеятельности и определяет сценарий событийности личности в ней. В логике такого рассуждения психосоматическая тенденция гипертензии проявляется в переживании неоправданных ожиданий поддержки, благодарности за личностный вклад в чужие интересы; тенденция булимии индивида демонстрирует неумение различать любовь в отношениях и признание успехов; психосоматическая тенденция ишемической направленности формирует неумение человека формировать близкие отношения и компенсировать их профессиональными притязаниями и т.п. Таким образом, человек проживает жизнь в контексте повторяющихся травмирующих событийных сценариев [4; 5].

Возвращаясь к вопросу выбора модели сопровождения клиента к субъективному благополучию в зависимости от его психологической готовности к процессу, уточняем три возможных варианта в контексте психологической практики анализа смысложизненных ориентаций (СЖО), осуществляемой через допущения об уровнях эмоционально-смысловой жизни человека [1; 2].

Следуя за идеями Д.А. Леонтьева, мы предлагаем в психотерапевтическом процессе использовать содержание уровней эмоционально-смысловой жизни человека (смысложизненных процессов): смысложизненных ориентаций, личностных смыслов событий жизнедеятельности на следующих уровнях Я-концепции, целеполагания, проживания процесса, событий, осознания результата этапа жизнедеятельности с использованием анализа психологических закономерностей, связанных с выбором метафор, цвета, проявления телесности и психосоматических сценариев [7].

Уровни эмоционально-смысловой жизни человека и смысложизненные ориентации (СЖО) рассматриваются как кластеры самооценки, целеполагания, процесса проживания опыта, формирования событийности, результативности этапа жизнедеятельности.

Если клиент вербализует проблему, используя реакции, направленные на поиск ответов внутри собственного Я, то возможна реализация сценария сравнения эталонных моделей Я-концепции, целеполагания, процесса отношения к жизнедеятельности, процесса принятия ответственности личности за события жизнедеятельности и актуальных моделей клиента. Различия между первыми и вторыми являются источниками для построения гипотез о формировании субъективного благополучия клиента на четырех вышеобозначенных уровнях.

Если клиент вербализует проблему, используя экстрапунятивные, интра-пунятивные реакции, психоорганическую речь, имеет официальные диагнозы, то возможна реализация сценария в соответствии с психологической картиной психосоматической проблемы. Четыре вышеобозначенных уровня в этом случае характеризуются конкретными потребностями, установками, конструктами, диспозиями, ценностями, мотивами. Формирование субъективного благополучия клиента зависит от его включенности в «работу над ошибками мышления» [8].

Если клиент вербализует проблему, используя экстрапунятивные, интрапунятивные реакции, но при этом не переживает явной психосоматической проблемы (присутствуют тенденции), то реализуется третий сценарий формирования субъективного благополучия клиента. Речь идет о психологической практике, позволяющей осознать психосоматическую цепочку: детско-родительские отношения - внутриличностный конфликт - социальная маска.

Для выявления психологических особенностей тенденций психосоматической истории лица работа над уровнями сопровождается выбором образов человека, животных, природы, афоризмов. Перед ним ставится задача при подборе

образов (на основе общеизвестных сказочных мотивов: «Золушка», «Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Малифезента», «Белоснежка и семь гномов», «Красавица и чудовище») соотносить их с содержательной конвой детско-родительских отношений в соответствии с ассоциациями здесь и теперь [2]. Клиент сочиняет свою версию сказочной истории: описывает внешность, черты характера, психологические особенности, мечты, стремления, надежды, отношения, переживания.

Психологический ресурс метафоры сказки через механизм отождествления клиента с предпочитаемыми героями позволяет приоткрыть его истину в понимании горя и счастья; обиды и справедливости; принятия и агрессии; покоя и разочарования.

Содержательный, композиционный, ассоциативный, цветовой анализ образов (подлежит подробному конспектированию и позволит составить представление о психосоматическом сценарии клиента: самооценке, жизненных целях, процессе проживания опыта, формировании событий и возможно некоторых закономерностях, ведущих к результатам этапа жизнедеятельности клиента). Следует отметить, что аналитическая работа разбивается на четыре этапа: 4 (7, 8 образы) пара (паттерны детско-родительских отношений; 1 (1, 2 образы) пара (символ переноса родительских паттернов во взрослую жизнь); 2 (3, 4 образы) пара (конструкты); 3 (5, 6 образы) пара (диспозиции).

Таким образом, работает метафора предпочитаемого образа и дает психологу возможность интервенции на неосознанные уровни жизненного опыта клиента. На этом пути психолог и клиент проходят три этапа: диссоциированный (клиент, как он думает, выполняет задания отвлеченного типа, не имеющие отношения к проблеме); метафорический (постепенно клиент соотносит созданные им образы с собственной реальностью: ассоциирование с глубинной структурой значения): реальный (клиент узнает себя в созданной им истории: осознание глубинной структуры значения) [7].

При этом обеспечивается психологическая безопасность клиента в силу диссоциации, производной от ресурса метафоры: это состояние, при котором человек ощущает себя находящимся вне события, воспринимает его со стороны как зритель и слушатель. Рассказывая о выбранных образах людей, животных, пейзажей, развивая сюжет, клиент сохраняет ощущение нереальности происходящего, и это придает ему уверенности в безопасности, стимулирует к самораскрытию и самопознанию.

Также важен выбор цветовой гаммы: все предметы неосознанно в соответствии с механизмом ассоциаций отождествляются индивидом с цветами; каждый цвет связан с определенным кругом ассоциаций образов, создающих программу поведения; выбор цвета индивидом указывает на принятие психологической программы цвета и предпочтение соответствующей программы поведения.

ЛК-Я (концепция Я)

Контрольный эталон

В идеале психологически здоровая личность выбирает, прежде всего, собственную самоценность и интересы.

Работа клиента - выбрать восемь образов человека, соотносимых с предпочитаемым сказочным героем. Локус внимания психолога сосредоточен на отождествлении клиента с выбранными образами человека.

Психотерапевтическая мишень (отслеживание в рассказе клиента следующих Я-тенденций и высказываний).

Психосоматические тенденции взаимосвязаны с прижизненно приобретенной (в том числе по причине потери значимого объекта: отделение от родителей, разрыв с близким человеком, утрата родственников) неоптимальной лабильной самооценкой, генерирующей паттерны отношений, запрещающие вербальные отреагирования и осмысление фрустрирующих ситуаций. С одной стороны, клиенты стремятся произвести впечатление векторных личностей, самодостаточных, эмоционально устойчивых; с другой стороны, они склонны к депрессии, педантичны и застревают в поисках решения проблемы; имеет место неудовлетворенность собственным телом, чувство неполноценности, ощущение неблагополучия.

Возможны проявления психофизиологической компенсации: тенденции к повышению внутреннего давления; нарушения пищевого поведения как следствие завышения значимости переживаемых событий.

Цель(Идеал)

Контрольный эталон

Наличие в жизни целей формирует осмысленность, направленность и временную перспективу жизни. Важно, чтобы содержание цели отражало наполненность (цельность) личности интересами и мотивами, направленными на общественно полезную деятельность и самореализацию.

Работа клиента - выбрать восемь образов животных, соотносимых с предпочитаемыми сказочными героями. Локус внимания психолога сосредоточен на отождествлении клиента с врожденными программами поведения выбранных образов животных.

Психотерапевтическая мишень

Отслеживание факта отсутствия целей или их искажения.

Первая стратегия искажения целеполагания проявляется в стремлении найти внешнюю опору, могущую стать неисчерпаемым источником безусловной любви и заботы. А именно: присутствует переживание необходимости сохранения покровительственных отношений со стороны референтных лиц. Для этого

клиент проявляет жертвенность собственными потребностями, интересами, игнорирует свои физические и психические ресурсы; переживает неполноценность, ущербность собственного «Я» (ранимость, чувство вины, стыда, зависимость от мнения других, ощущение внутренней пустоты, потерянности, внутренней задерганности, апатически-мрачного настроения и признаки бегства в одиночество) [9].

Вторая стратегия искажения целеполагания проявляется в стремлении добиться социально высокого успеха в профессиональной деятельности (нереалистичные социальные цели), невзирая на свои реальные физические и психические ресурсы. Отмечается проявление гиперответственности, неумения сотрудничать с другими, страх близких межличностных отношений, наличие комфорта в сфере профессиональных, деловых отношений.

Процесс

Контрольный эталон

Процесс жизни интересный, креативный, насыщенный позитивными переживаниями и смыслом созидания.

Работа клиента - выбрать образы природы, соотносимые с предпочитаемыми сказочными героями. Локус внимания психолога сосредоточен на отождествлении клиента с временами года, сюжетом природы.

Психотерапевтическая мишень

При наличии психосоматических тенденций информация, относящаяся к этому кластеру, воспроизводит эмоционально-смысловые паттерны детско-роди-тельских отношений.

В этом смысле клиентом могут упоминаться следующие факты: директивный стиль, импульсивность в коммуникациях, отсутствие общих интересов, взаимной поддержки, эмпатии, насилие, конфликтность, негативные ассоциации переживаний отвращения, вины, стыда и т.п. Может особо отмечаться в дет-ско-родительских отношениях высокий уровень ожиданий социального успеха в семье при отсутствии проблемно-решающего взаимодействия между ее членами (отсутствие сотрудничества) и, как следствие, переживание ребенком преждевременного неудачного опыта самостоятельности [4; 5; 9].

В частном случае экстрапунятивного эмоционально-смыслового проживания жизненного опыта клиент выражает уверенность в том, что жизнь навязывает ему роль «ломовой лошади» в ситуациях, где чрезмерно помогает и близким людям, и коллегам, даже если его об этом не просят. Если ему приходится выполнять важные поручения, он не может совладать с излишним чувством ответственности, в результате проявляет по отношению к другим враждебность, агрессивность, беспомощность перед необходимостью организовать трудовой процесс.

В другом частном экстрапунятивном варианте эмоционально-смыслового проживания жизненного опыта часто проявляются переживания стрессов отвержения, которые становятся хроническими поводами к импульсивной еде (перееданиям). В результате наступают общая подавленность, гневливость, страхи перед одиночеством и чувство пустоты. Переедание временно переключает негативные эмоции в направление, свободное от депрессивных переживаний.

Частных экстапунятивных вариантов психосоматических способов проживания жизнедеятельности множество, как и самих психосоматических историй.

ЛК-Ж (События)

Контрольный эталон

Уровень выраженности ответственности личности за события жизнедеятельности указывает на степень осознанности/неосознанности установок как средств контроля и управления жизнью через принимаемые решения и воплощение их в жизнь.

Работа клиента - выбрать восемь устоявшихся выражений, пословиц, цитат, афоризмов и т.п., соотносимых с предпочитаемыми сказочными героями. Локус внимания психолога сосредоточен на вербализованных предпочтениях клиента как способах интерпретации текущих событий жизнедеятельности.

Психотерапевтическая мишень

Несколько разными путями развиваются психосоматические истории и тенденции к ним, но представляется возможным выделить некоторые типы специфического способа мышления, проявляющегося в оценивании себя в событийном ряде жизнедеятельности.

1 тип. Специфический способ мышления проявляется и вербализуется в Я-концепции неполноценности, слабости, недостойности, но при этом отмечается возможность успеха при условии счастливого возникновения тотальных благополучных отношений с референтными лицами (неосознанная потребность в других как потенциальных донорах поддержки, заботы и любви). Доминируют следующие модели поведения: жертвенно-угождающее (гипертоническая) либо пассивно-рецептивная (при ожирении). Пылкое увлечение - резкий разрыв (потеря интереса и мотивации).

2 тип. Специфический способ мышления проявляется в самоприказах к перфекционизации. В результате наступает перенапряжение в профессии, причиной которого является недостаточная для выполняемой деятельности квалификация и компетентность. Не заставляют себя ждать трудно обратимые последствия - «надлом жизненной линии», синдром крушения, которые проявляются в вынужденных ограничениях социальной активности (по причине утраты здоровья) и сожалениях о нереализованных планах.

3 тип. Специфический способ мышления проявляется в несформированно-сти операции дифференциации и дискриминации воспринимаемой информации,

которая компенсируется эмоциональной нестабильностью, импульсивностью со страхом потери контроля, низкой фрустрационной толерантностью и высокой потребностью во внешнем позитивном подкреплении. Вследствие этого наступает неосознанность внутреннего состояния, что приводит к диффузному чувству внутренней угрозы, полностью овладевающей клиентом.

По факту создания клиентом сказочной истории с опорой на вышеуказанные четыре эмоционально-смысловые уровня психолог становится «зеркалом»,

Библиографический список

отражающим его истину в понимании горя, счастья, обиды, справедливости и т.п. Следуя психологическим закономерностям проявления метафоры, клиент распознает себя в созданной им сказочной истории и постепенно осознает взаимосвязи между собственными установками, способами мышления и травмирующими событиями (уровень смыслоосознания). Психологу остается следовать за решением клиента: двигаться к уровню смыслостроительства или остановиться «здесь и теперь».

1. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва: Смысл, 2003.

2. Элькин В.М. Методика цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства. Методическое руководство. Санкт-Петербург: ООО «ИМАТОН», 2016.

3. Орехова О.А. Методика «Домики», диагностика дифференциаций эмоциональной сферы ребенка. Методическое руководство. Санкт-Петербург: ООО «ИМАТОН», 2007.

4. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Москва: Эксмо, 2009.

5. Курпатов А.В. Психосоматика. Москва: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007.

6. Литвинова Н.Ю. Психологические ресурсы совладающего поведения в жизнедеятельности человека. Владимир: ВлГУ, 2015.

7. Ушакова Т. Метафорические карты «Роботы». Москва: Генезис, 2019.

8. Смысложизненные ориентации личности при тенденции нарушений функционирования сердечно-сосудистой системы как предмет психологического сопровождения. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5: 272 - 274.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Иновационная психотерапия. Под редакцией Д. Джоунса. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

References

1. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla. Moskva: Smysl, 2003.

2. 'El'kin V.M. Metodika cvetodiagnostikiipsihoterapiiproizvedeniyamiiskusstva. Metodicheskoe rukovodstvo. Sankt-Peterburg: OOO «IMATON», 2016.

3. Orehova O.A. Metodika «Domiki», diagnostika differenciacij 'emocional'noj sfery rebenka. Metodicheskoe rukovodstvo. Sankt-Peterburg: OOO «IMATON», 2007.

4. Malkina-Pyh I.G. Psihosomatika. Moskva: 'Eksmo, 2009.

5. Kurpatov A.V. Psihosomatika. Moskva: ZAO «OLMA Media Grupp», 2007.

6. Litvinova N.Yu. Psihologicheskie resursy sovladayuschego povedeniya v zhiznedeyatel'nosti cheloveka. Vladimir: VlGU, 2015.

7. Ushakova T. Metaforicheskie karty «Roboty». Moskva: Genezis, 2019.

8. Smyslozhiznennye orientacii lichnosti pri tendencii narushenij funkcionirovaniya serdechno-sosudistoj sistemy kak predmet psihologicheskogo soprovozhdeniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5: 272 - 274.

9. Inovacionnaya psihoterapiya. Pod redakciej D. Dzhounsa. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

Статья поступила в редакцию 29.11.20

УДК 316.47

Litvinova N.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia),

E-mail: Ln7766@mail.ru

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF LIFE SATISFACTION AND SUBJECTIVE WELL-BEING. The article examines the theoretical and practical aspects of supporting the subjective well-being of the individual, in particular through the awareness of the senses and meanings of the emotional-semantic "foundation" of subjective trouble: analysis, modeling of subject connections with significant external objects. Empirical evidence points to a difference in the practice of psychological support for subjective well-being and its theoretical model. The theoretical model assumes work at three levels: goal-setting (to understand the nature of one's own meanings), reflection on one's own life activity, and restructuring of relations with the world. An analysis of empirical data makes it possible to highlight an interesting fact: the manifested level of subjective well-being of the subjects is not always confirmed by a real happy personality picture and readiness for positive changes. Despite certain discrepancies and contradictions between the theoretical and practical consideration of the problem of optimizing subjective well-being, it seems possible to single out the indisputable target aspects that unite them: the need to understand the process of one's own sense-building and "personal preparation" of a person for this process.

Key words: subjective well-being, sense-dynamic processes, personal meanings, attitudes, constructs, dispositions, values, motives, sense-making, sense-awareness, sense-building, basic meanings.

Н.Ю. Литвинова, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир,

E-mail: Ln7766@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты сопровождения субъективного благополучия личности, в частности через осознание смыслов и значений эмоционально-смыслового «фундамента» субъективного неблагополучия: анализ, моделирование предметных связей со значимыми внешними объектами. Эмпирические данные указывают на различие в практике психологического сопровождения субъективного благополучия и его теоретической модели. Теоретическая модель предполагает работу на трех уровнях: целеполагание (понять природу собственных смыслов), рефлексия относительно собственной жизнедеятельности, перестройка отношений с миром. Анализ эмпирических данных позволил выделить интересный факт: манифестируемый уровень субъективного благополучия испытуемых не всегда подтверждается реально благополучной картиной личности и готовностью к позитивным изменениям. Несмотря на определенные несовпадения и противоречия теоретического и практического рассмотрения проблемы оптимизации субъективного благополучия, представляется возможным выделить неоспоримые объединяющие их целевые аспекты: необходимость осознания процесса собственного смыслостроительства и «личностной подготовки» человека к этому процессу.

Ключевые слова: субъективное благополучие, смыслодинамические процессы, личностные смыслы, установки, конструкты, диспозиции, ценности, мотивы, смыслопроизводство, смыслоосознание, смыслостроительство, базовые смыслы.

Удовлетворенность жизнедеятельностью и субъективное благополучие личности - две взаимосвязанные проблемы. При определении первого понятия мы неизбежно обращаемся ко второму и наоборот.

Определения этих феноменов апеллируют к личностным свойствам и особенностям: самооценка, социальная самореализация, самоактуализация, качество функционирования психических процессов и степень их адекватного

совпадения с объективной реальностью, осознанность системы потребностей личности и смысложизненных ориентаций.

Актуальные уровни выраженности указанных психологических характеристик выступают критериями удовлетворенности жизнедеятельностью и субъективного благополучия личности, являются производными от содержания эмоционально-потребностной, смысловой сфер личности, проявляются в смыс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.