Научная статья на тему 'Психологические факторы субъективного благополучия личности'

Психологические факторы субъективного благополучия личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
822
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SUBJECTIVE WELL-BEING OF A PERSONALITY / LIFE-SENSE ORIENTATIONS / PERSONALITY-REGULATORY PROPERTIES / GOAL-SETTING / REFLECTION / CREATIVITY / СУБЪЕКТВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИИ / ЛИЧНОСТНО-РЕГУЛЯТОРНВЕ СВОЙСТВА / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвинова Н.Ю.

В статье рассматриваются психологические факторы содействия субъективному благополучию личности в условиях профессии на примере деятельности сотрудников регистратуры медицинских учреждений. По результатам исследования, к ним представляется возможным отнести: смысложизненные ориентации, личностно-регуляторные свойства. Наиболее эффективными и соответственно субъективно благополучными в профессиональной деятельности оказались испытуемые, для, которых характерны оптимальные комбинации смысложизненных ориентаций и личностно регуляторных свойств. В частности, это были комбинации высоких уровней выраженности позитивного отношения к себе (ЛК-Я), другим (ЛК-Ж), жизнедеятельности (Процесс) в целом, с одной стороны и программирования и планирования с другой. Зоной ближайшего развития таких сотрудников является раскрытие рефлексивно креативного ресурса личности. Результаты корреляционного исследования указали на наличие достоверных взаимосвязей между смысложизненными ориентациями, личностно регуляторными свойствами и критериями эффективности профессиональной деятельности сотрудников регистратуры медицинских учреждений, что и подтверждает отимальность комбинаций смысложизненных ориентаций и личностно регуляторных свойств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF SUBJECTIVE PERSONAL WELFARE

The article discusses the psychological factors promoting the subjective well-being of the individual in the conditions of the profession on the example of the activities of the staff of the registry of medical institutions. According to the results of the study, it is possible to attribute to them: life meaningful orientations, personality regulatory properties. The most effective and, accordingly, subjectively prosperous in their professional activities were the subjects for whom the optimal combinations of life-sense orientations and personality-regulating properties are characteristic. In particular, these were combinations of high levels of expression of a positive attitude towards oneself, to others, to life activity in general, on the one hand, and programming and planning, on the other. The zone of proximal development of such employees may be the disclosure of the reflexive creative resource of the individual. The results of the study indicated the presence of reliable correlation interrelations between the meaningful life orientations, the personality regulatory properties and the criteria for the effectiveness of the professional activity of the staff of the registry of medical institutions.

Текст научной работы на тему «Психологические факторы субъективного благополучия личности»

3. Cvyk V.A. Professionalizm (Social'no-fitosofskijanaliz). Dissertaciya ... doktora filosofskih nauk. Moskva, 2004. Available at: http://www.dslib.net/soc-filosofia/professionalizm.html

4. Okashin R. Google, Apple i IBM bol'she ne trebuyut vysshego obrazovaniya pri ustrojstve na rabotu. Available at: https://hightech.plus/2018/08/27/google-apple-i-ibm-bolshe-ne-trebuyut-visshego-obrazovaniya-pri-ustroistve-na-rabotu

5. Superjob reshil otkazat'sya ot grafy "obrazovanie" prirazmeschenii vakansij. Available at: https://tass.ru/obschestvo/6024581

6. Kurolenko E.M. Nekotorye aspekty gumanisticheskogo podhoda v vysshem obrazovanii. Vestnik TGPU. 2010; 12. https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-gumanisticheskogo-podhoda-v-vysshem-obrazovanii

7. Najmanova T.P. Vyssheeobrazovaniekaksocial'nayacennost'vtransformiruyuschemsya obschestve: upravlencheskijaspekt. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Novosibirsk, 2003. Available at: Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/vysshee-obrazovanie-kak-sotsialnaya-tsennost-v-transformiruyushchemsya-obshchestve-upravlenc

8. Levickaya L.V., Emel'yanovich A.A., Koval' S.V. Innovacionnye processy v vysshem obrazovanii v ramkah paradigmy novogo 'ekonomicheskogo uklada. Zhurnal«Kant». 2018; 4 (29): 310 - 315.

9. Rabazanov S.I. Formirovanie gumanisticheskih cennostej u studentov v usloviyah reformirovaniya sistemy vysshego obrazovaniya v Rossii. Pedagogicheskie nauki. 2017; 58-6. Available at: https://novainfo.ru/article/10965

Статья поступила в редакцию 31.01.19

УДК 316.47

Litvinova N.Yu, k. PS.n, associate Professor of Vladimir state University. A.G. and N.G. Stoletovs, Vladimir, E-mail: Litvinovanu77@mail.ru

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF SUBJECTIVE PERSONAL WELFARE. The article discusses the psychological factors promoting the subjective well-being of the individual in the conditions of the profession on the example of the activities of the staff of the registry of medical institutions. According to the results of the study, it is possible to attribute to them: life meaningful orientations, personality - regulatory properties. The most effective and, accordingly, subjectively prosperous in their professional activities were the subjects for whom the optimal combinations of life-sense orientations and personality-regulating properties are characteristic. In particular, these were combinations of high levels of expression of a positive attitude towards oneself, to others, to life activity in general, on the one hand, and programming and planning, on the other. The zone of proximal development of such employees may be the disclosure of the reflexive - creative resource of the individual. The results of the study indicated the presence of reliable correlation interrelations between the meaningful life orientations, the personality - regulatory properties and the criteria for the effectiveness of the professional activity of the staff of the registry of medical institutions.

Key words: subjective well-being of a personality, life-sense orientations, personality-regulatory properties, goal-setting, reflection, creativity.

Н.Ю. Литвинова, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир,

E-mail: Litvinovanu77@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматриваются психологические факторы содействия субъективному благополучию личности в условиях профессии на примере деятельности сотрудников регистратуры медицинских учреждений. По результатам исследования, к ним представляется возможным отнести: смысложизненные ориентации, личностно-регуляторные свойства. Наиболее эффективными и соответственно субъективно благополучными в профессиональной деятельности оказались испытуемые, для, которых характерны оптимальные комбинации смысложизненных ориентаций и личностно - регуляторных свойств. В частности, это были комбинации высоких уровней выраженности позитивного отношения к себе (ЛК-Я), другим (ЛК-Ж), жизнедеятельности (Процесс) в целом, с одной стороны и программирования и планирования с другой. Зоной ближайшего развития таких сотрудников является раскрытие рефлексивно - креативного ресурса личности. Результаты корреляционного исследования указали на наличие достоверных взаимосвязей между смысложизненными ориентациями, личностно - регуляторными свойствами и критериями эффективности профессиональной деятельности сотрудников регистратуры медицинских учреждений, что и подтверждает отимальность комбинаций смысложизненных ориентаций и личностно - регуляторных свойств личности.

Ключевые слова: субъектвное благополучие личности, смысложизненные ориентациии, личностно-регуляторнве свойства, целеполагание, рефлексия, креативность.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска психологами эффективных практик содействия субъективному благополучию личности.

Целью исследования было выявление психологических факторов содействия субъективному благополучию личности на примере анализа эффективности профессиональной деятельности сотрудников регистратуры медицинских учреждений.

Эмпирическую базу исследования составили сотрудники регистратуры медицинских учреждений г Владимира: № 1, № 1а, № 2, № 5. Всего п = 60 (женщины), возраст от 21 до 71 года, средний возраст 50 лет. Образование: среднее 26%, среднее специальное (не медицинское) 51%, незаконченное высшее 3%, высшее 17%. Стаж работы на должности регистратора от 2 мес. до 8 лет, общий стаж трудовой деятельности от 6 месяцев до 32 лет.

Мы предположили, что психологическими факторами содействия субъективному благополучию личности являются смысложизненные ориентации, которые в свою очередь активизируют оптимальные уровни выраженности лич-ностно-регуляторных особенностей, обеспечивающих допустимые психоэмоциональные затраты, эффективность в профессиональной деятельности, удовлетворенность жизнедеятельностью (субъективное благополучие личности).

Удовлетворенность личности жизнедеятельностью, её эмоциональная компетентность и комфорт понимаются во взаимосвязи с основными категориями теории поиска смысла: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения [1].

Иначе говоря, это взаимосвязь с ценностно-смысловыми характеристиками личности, такими как духовность; осознание/осмысление целей, выборов, решений; ответственность; позитивные отношения в жизнедеятельности; удовлетворенность процессом жизнедеятельности, прожитой частью жизни, уверенность в собственных силах; степень самореализации в деятельности, указывающая на степень экстериоризации её задатков и способностей на основе характера (принятие/непринятие экзистенциального смысла бытия) [1].

Человек по природе своей является ответственным перед самим собой за реализацию в собственной жизнедеятельности своей уникальности и неповторимости, что и является ответственностью за выбор цели (экзистенциальной) жизнедеятельности. Способы раскрытия уникальности и неповторимости личности (как способы достижения цели жизнедеятельности) открываются человеку ежедневно через текущие ситуативные задачи. За человеком остается право выбора: двигаться навстречу достижению цели или прочь от неё. Степень реализации в собственной жизнедеятельности своей уникальности и неповторимости в момент здесь и теперь маркирует удовлетворенность личности жизнедеятельностью [1].

Результатом осознания/осмысления выборов, смысложизненных ори-ентаций личности и его проекция на обновленные способы взаимодействия в жизнедеятельности, является эмоциональная компетентность. Развивается она в результате разрешения внутриличностных конфликтов на основе коррекции закрепленных в онтогенезе негативных эмоциональных реакций (застенчивости, депрессии, агрессивности) и сопутствующих им состояний, препятствующих самореализации личности. Эмоциональная компетентность проявляет себя не за счет подавления негативных эмоций, а за счет преобразования их энергии в личностно - регуляторные свойства и их направления в русло целенаправленного поведения [1; 2].

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, «...личность - это постольку личность, поскольку она как субъект способна выработать способ связи своих потребностей и способностей на основе характера и, более того, поскольку она может удовлетворить собственные потребности своими силами в соответствии со своим характером» [3; 4; 5].

По мнению современных исследователей, переживание удовлетворенности жизнедеятельностью, эмоционального комфорта выступает индикатором степени удовлетворения значимых для личности потребностей, соответствия жизненного пути личности значимым для нее ценностям, убеждениям. Исследователи отмечают такие признаки эмоционального комфорта в жизнедеятель-

ности, как интерес к окружающему миру, способность к установлению близких контактов с окружающими, направленность на общественно полезное дело, духовность, гармоничность [2; 6; 7].

Частным аспектом удовлетворенности жизнедеятельностью выступает удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Каждая деятельность характеризуется критериями эффективности, предъявляемыми объективными обстоятельствами/условиями и субъективными факторами. Результаты деятельности, в которую включена личность так или иначе находятся в определенной степени соответствия/несоответствия с критериями её эффективности.

На основе анализа научно-методической литературы по теме исследования, общения с руководителями медицинских учреждений были установлены субъективные и объективные критерии эффективности профессиональной деятельности регистраторов медицинских учреждений. Отметим, что большинство авторов [8; 9], рассматривающих проблему эффективности профессиональной деятельности считают возможным совмещение объективных и субъективных критериев при оценке эффективности профессиональной деятельности. Среди объективных критериев В.П. Зинченко, А.К. Маркова, В.А. Толочек чаще упоминают качество, надежность, производительность.

По результатам наблюдений, анализа продуктов деятельности медицинских регистраторов (психологический анализ общения регистраторов и пациентов) были отмечены критерии качества, надежности и производительности: коммуникабельность, саморегуляция, эмоциональная лабильность, мотивация, креативность, дисциплинированность, ответственность.

В качестве субъективных, исследователи выделяют удовлетворенность субъекта деятельности, физическую и психическую затратность деятельности, оценку мнения профессионального сообщества, администрации, потребителей труда.

В нашем исследовании к субъективным критериям были отнесены удовлетворенность субъекта деятельности, физическая, психоэмоциональная затратность, а также свойства личности, обеспечивающие достижение социально значимых результатов профессиональной деятельности (личностно-регуляторные).

Свойства личности (личностно-регуляторные), обеспечивающие достижение социально значимых и личностно - значимых результатов в каком либо виде деятельности, а в нашем исследовании профессиональной деятельности, связаны с кругом феноменов, относимых к понятию индивидуального стиля [10; 11].

До сих пор нет единства взглядов исследователей на то, какие проявления индивидуальности человека правомерно называть стилевыми. В зарубежной психологии делается акцент на личностные детерминанты, и стиль описывается через личностные диспозиции в их связи с особенностями поведения, реагирования, протекания познавательных процессов. В отечественной психологии стиль чаще описывают через устойчивые индивидуальные особенности выполнения деятельности, детерминированные свойствами индивидуальности самых различных уровней и спецификой деятельности, в которой стиль формируется.

Такое понимание индивидуального стиля восходит к работам В.М. Теплова, а разработка понятий индивидуального стиля деятельности в первую очередь связана с именами Е.А. Климова и В.С. Мерлина.

По мере разработки данной проблематики понятие стиля саморегуляции было предложено О.А. Конопкиным и его сотрудниками для изучения индивидуальных особенностей регуляторных процессов, устойчиво проявляющихся в разнообразных видах и формах деятельности личности.

К индивидуально-типическим или стилевым особенностям саморегуляции вслед за В.И. Моросановой [8] мы относим, во-первых, индивидуальные особенности основных регуляторных процессов, а именно планирование (выдвижение целей), моделирование условий, программирование действий, оценивание и коррекцию результатов; во-вторых, стилевые особенности, которые характеризуют функционирование целостной системы всех звеньев саморегулирования, являются одновременно субъектно-личностными свойствами (например, самостоятельность, надежность, гибкость).

Физическая и психоэмоциональная затратность проявляется в феномене психологического выгорания, что является феноменом, противоположным по своему содержанию психологической устойчивости или равновесию [12].

Проблема исследования состоит в том, что субъективное благополучие личности обусловлено коэффициентом усилий, направленных на раскрытие собственной уникальности и неповторимости в жизнедеятельности; уровнем выраженности позитивных смысложизненных ориентаций, которые инициируют удовлетворенность личности жизнедеятельностьюкак в целом, так и её частными аспектами. Если существует удовлетворенность жизнедеятельностью, то в равной степени существуют эмоциональная компетентность и комфорт личности. Результаты деятельности в таком контексте имеют тенденцию к соответствию критериям её эффективности благодаря оптимальным комбинациям и уровням выраженности позитивных смысложизненных ориентаций и личностно - регуля-торных свойств личности.

Методы исследования: наблюдение, беседа, метод теста (опросник смысложизненных ориентаций Д.Н. Леонтьева, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, диагностика уровня эмоционального выгорания Н.Е. Водопьяновой), методы математической статистики (описательная статистика, корреляционный анализ).

Результаты исследования:

Интересным является, факт того, что на фоне общей картины средней выраженности смысложизненных ориентаций и личностно - регуляторных свойств, субъективно благополучными оказались те испытуемые, которые характеризовались хорошими результатами по шкалам ЛК-Я, ЛК-Ж, Процесс т. е. позитивным отношением к себе, другим и к жизни как к творческому процессу.

Средний уровень выраженности общей удовлетворенностью жизнью ниже средней статистической нормы (п=60, 107 ± 17) (опросник «Смысложизненные ориентации»).

По эмпирическим площадкам результаты распределились следующим образом: база № 1 - 69%, «№ 1а» - 54%, база № 2 - 65%, база № 5 - 65%).

Личностно-регуляторные свойства испытуемых сформированы на среднем уровне выраженности: «Планирование» 6,7 ± 2,2; «Моделирование» 6,0 ± 1,6; «Программирование» 6,2 ± 1,2; «Оценивание результатов» 6,0±1,0; «Гибкость» 5,4 ± 0,9; «Самостоятельность» 4,1 ± 1.

Очевиден факт дефицита осознанности собственной деятельности и самоанализа личности испытуемого в контексте этой деятельности. Речь идет об анализе потребностей, восприятия, мышления, действий, коррекции поступков в деятельности испытуемых (факторы: «Моделирование», «Гибкость», «Самостоятельность».

При исследовании эмоционального выгорания выявлены очень высокий и высокий уровни выраженности по факторам «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация» на всех площадках эмпирического исследования (в клинике № 1 только высокий).

Более субъективно благополучными в ситуации профессиональной деятельности оказались испытуемые эмпирических площадок № 1, 5 Они характеризуются широким спектром позитивных смысложизненных ориентаций, инициирующих адаптивные «сокомбнации» и уровни выраженности личност-но-регуляторных свойств. Зоной ближайшего развития испытуемых является развитие рефлексивно - креативного ресурса личности, способствующего расширению сценариев восприятия, мышления, поведения и экономии психоэмоциональных ресурсов.

На базах № 1, 5 индивидуально-стилевые особенности первого порядка (моделирование, программирование, оценка результатов), обеспечивающие регуляцию профессиональной специфической деятельности, сформированы на среднем уровне.

На базах № 1, 5 отмечаются пики показателей «Планирование» и «Программирование» по отношению к показателям «Моделирование» и «Оценка результатов деятельности».

Такая комбинация индивидуально-стилевых особенностей первого порядка сочетается (по результатам исследования) со смысложизненными ориентациям (69%) наполнения жизнедеятельности духовностью, позитивным восприятием (наличие осмысленности, направленности, временной перспективы), ответственностью за происходящие события в жизнедеятельности (осознанность своей жизни, принимаемых решений и воплощений их в реальность), за качество исполняемой деятельности, по причине осмысленности выбора возможности профессиональной самореализации в настоящий момент (восприятие себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о её смысле).

Комбинация доминирующих показателей «Планирование», «Программирование» и вышеописанных смысложизненных ориентаций обеспечивает избегание возможных ошибок (конфликтов с пациентами, непонимания, неудовлетворенности обслуживанием на уровне регистратуры) в профессиональной деятельности через посредство рефлексии значимых условий. Эффект в деятельности обеспечивается за счет «слитности» четкого осмысления профессиональных целей деятельности и проекции этого понимания на уровень действий.

Иными словами, испытуемые эмпирических площадок № 1, 5 чётко, практически строго следуют предписаниям правил внутреннего распорядка во взаимодействиях с пациентами (искренне следуя при этом принципам гуманности и человеколюбия). Однако следует отметить, что присутствует определенный дефицит креативных стратегий поведения во взаимодействиях с пациентами (переживание внутренней эмоциональной напряженности, склонность к выгоранию). На что указывает отставание показателей «Моделирование» и «Оценка результатов деятельности». Особенно на базе № 5 отмечено очевидное «отставание» уровня выраженности показателя «Моделирование». Эти факты указывает на присутствие стереотипности восприятия и мышления, скудности спектра в сценариях поведения. Вышеуказанные смысложизненные ориентации испытуемых (духовность, позитивность, осмысленность, ответственность, направленность) нуждаются в дополнении креативностью. Под креативностью здесь понимается раскрытие потенциала понимания и принятия истины другого человека и как следствие расширение возможностей восприятия, мышления, спектра в сценариях поведения (стилевые индивидуальные особенности второго прядка (гибкость, самостоятельность), сформированы на среднем уровне).

Испытуемые эмпирических площадок 1, 5 эффективны в профессиональной деятельности благодаря высокой выраженности позитивных гуманистических смысложизненных ориентаций: в большинстве ситуаций вежливы, толерантны в общении с пациентами, исполнительны, дисциплинированы, ответственны. Од-

нако по причине дефицита креативных стратегий поведения во взаимодействиях с пациентами они эмоционально выгорают через достаточно определенный временной интервал и нуждаются в восстановлении психологических ресурсов (выявлен высокий уровень выраженности по факторам «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация»).

Испытуемым эмпирических площадок филиал № 1, № 2 целесообразно работать, прежде всего, в направлении развития эмоциональной компетентности.

На базе № 1а индивидуально-стилевые особенности первого порядка, обеспечивающие регуляцию профессиональной специфической деятельности (планирование, моделирование, программирование, оценка результатов), сформированы на среднем уровне. Доминирует позиция «пика» показателя «Моделирование» по отношению к показателям планирования, моделирования и оценки результатов деятельности.

Такая комбинация индивидуально-стилевых особенностей сочетается с убеждениями в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в реальность при отсутствии осознанной ответственности.

При такой комбинации индивидуально-стилевых особенностей и смысло-жизненных ориентаций возможны ошибки в профессиональной деятельности на уровне рефлексии требований к регистратору медицинского учреждения, значимых условий, дефицита креативных стратегий поведения во взаимодействиях с пациентами. Условный компенсирующий эффект обеспечивается за счет «свернутой» рефлексии приспособительных поведенческих стратегий во взаимодействиях с пациентами (метод проб и ошибок).

Иными словами, испытуемые базы № 1а ориентируются при работе с пациентами на одобрительные реакции непосредственных руководителей. Следует отметить, что испытуемые не понимают требований, предъявляемых к ним, действуют в трудных ситуациях взаимодействия с пациентами интуитивно, не осознают и не исправляют ошибок в профессиональной деятельности. Стилевые индивидуальные особенности второго порядка (гибкость, самостоятельность), обеспечивающие качественное улучшение эффективности деятельности, сформированы на низком уровне.

Обращает внимание факт высоких показателей эмоционального истощения и в 100% случаев деперсонализации в профессиональной деятельности испытуемых этой эмпирической площадки.

На базе № 2 индивидуально-стилевые особенности первого порядка, обеспечивающие регуляцию профессиональной специфической деятельности (планирование, моделирование, программирование, оценка результатов), сформированы на среднем уровне. Доминирует позиция «пика» показателя «Планирование» по отношению к показателям моделирования, программирования и оценки результатов деятельности в сочетании с доминированием убеждений испытуемых о значимости целей в будущем, которые придадут жизни осмысленность, направленность и временную перспективу (отсутствие эффекта присутствия здесь и теперь).

Испытуемые базы № 2 ориентируются при работе с пациентами на исходные, обозначенные руководством задачи. Следует отметить, что испытуемые не понимают, с помощью каких психологических средств могут быть реализованы поставленные задачи, что значит эффективное поведение при взаимодействии с пациентами, а что значит неправильное, некорректное поведение. Стилевые индивидуальные особенности второго порядка (гибкость, самостоятельность), могущие обеспечить качественное улучшение эффективности деятельности, сформированы на среднем уровне.

Библиографический список

Деперсонализация в профессиональной деятельности имеет высокий уровень выраженности в 100% случаев.

Результаты корреляционного анализа подтверждают качественный анализ благополучной/неблагополучной деятельности испытуемых.

Выявлены статистически значимые корреляционные взаимосвязи между показателями «Смысложизненных ориентаций» (опросник СЖО Д.Н. Леонтьева) и личностно-регуляторных свойств личности (опросник ССПМ В.И. Моросано-вой).

В статистически значимой взаимосвязи находятся: смысложизненные ориентации («Цель»: r = +0,4, n = 60, p < 0,001; «Процесс»: r = +0,2, n = 60, p < 0,1; «Результат»: r = +0,3, n = 60, p < 0,01; «ЛК-Я»: r = +0,4, n = 60, p < 0,01; «ОЖ»: r = +0,4, n = 60, p < 0,001; личностно-регуляторные свойства личности («Моделирование»: r = +0,3, n = 60, p < 0,01);показатель эффективности деятельности «Коммуникабельность».

В статистически значимой взаимосвязи находятся: смысложизненные ориентации («ЛК-Я»:г= +0,2», n = 60, p < 0,1); личностно-регуляторные свойства личности («Программирование»: r = +0,4, n = 60, p < 0,001; «Оценка результатов деятельности»: r = +0,4, n = 60, p < 0,001; «Самостоятельность»: r = -0,3, n = 60, p < 0,01);показатель эффективности деятельности «Креативность».

Показатель «Рефлексия» находится в статистически значимой взаимосвязи со смысложизненными ориентациями («Цель»: r = +0,2, n = 60, p < 0,1; «ЛК-Я»: r= +0,3, n = 60, p < 0,01; «ЛК-Ж»: r = +0,4, n = 60, p < 0,001; «ОЖ»: r = +0,3, n = 60, p < 0,01); «Эмоциональное истощение»: r = -0,2, n = 60, p < 0,1; «Оценка результатов деятельности»: r = +0,3, n = 60, p < 0,01.

Показатель «Ответственность» находится в статистически значимой взаимосвязи со смысложизненными ориентациями («Цель»: r = +0,2, n = 60, p < 0,1; «ЛК-Я»: r = +0,3, n = 60, p < 0,01; «ОЖ»: r = +0,2, n = 60, p < 0,1 )

Эти факты подтверждают, что позитивные смысложизненные ориентации необходимо обогащать развитием рефлексивно - креативного ресурса личности, способствующего расширению сценариев восприятия, мышления, поведения и экономии психоэмоциональных ресурсов.

Относительно показателей эмоционального выгорания (опросник Н.Е. Водопьяновой) выявлены следующие статистически значимые факты: показатель «Эмоциональное истощение» взаимосвязан с показателем «Цель» (СЖО): r = -0,25, n = 60, p < 0,05; «Редукция личностных достижений» взаимосвязан с показателями смысложизненных ориентаций («ЛК-жизнь» r = +0,4, n = 60, p < 0,001; «ЛК-Я»: r = +0,3, n = 60, p < 0,01; «Результат»: r = +0,4, n = 60, p < 0,001;<Юбщий уровень удовлетворенности жизнью»: r = +0,5, n = 60, p < 0,001). Показатель «Деперсонализация» взаимосвязан на уровне статистической значимости с показателем «Эмоциональное истощение»: r = +0,3, n = 60, p < 0,01.

Таким образом, предположение, что психологическими факторами содействия субъективному благополучию личности являются смысложизнен-ные ориентации, которые в свою очередь активизируют оптимальные уровни выраженности личностно-регуляторных особенностей, обеспечивающих допустимые психоэмоциональные затраты и как следствие эффективность в профессиональной деятельности, удовлетворенность жизнедеятельностью (субъективное благополучие личности) нашло свое подтверждение. Основываясь на результатах исследования, под субъективным благополучием личности мы понимаем удовлетворенность жизнедеятельностью, профессиональной деятельностью, в частности, соответствие результатов деятельности критериям эффективности, сформированность эмоциональной компетентности и комфорта.

1. Франкл В. Психотерапия на практике. Санкт-Петербург: Речь, 2001.

2. Литвинова Н.Ю. Психология совладающего поведения человека в современном мире. Владимир: ВлГУ, 2015.

3. Aбульханова-Славская КА Психология и сознание личности. Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: избранные психологические труды. Москва. Воронеж: НПО «Модэк», 1999.

4. Aбульханова-Славская КА Рубинштейновская категория субъекта и её различные методологические значения. Проблема субъекта в психологической науке. Ответственный редактор АВ. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. Москва: Aкадемический проект, 2000: 13 - 26.

5. Aбульханова-Славская КА Стратегии жизни. Москва: Мысль, 1991.

6. Aнцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита. Психологический журнал. 1994; Т. 15; № 1: 3 - 18.

7. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в различные периоды жизни: монография. Кострома: Издательство КГУим. НА Некрасова, 2011.

8. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Москва: Aкадемический проект, 2005.

9. Якунина Ю.Е. Субъективные критерии эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек-человек». Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2004.

10. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ)». Москва: Когито-Центр, 2004.

11. Зобков AE., Турчин A.O. Саморегуляция учебной деятельности. Владимир - Иваново, 2013.

12. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. Санкт-Петербург: Питер, 2008.

References

1. Frankl V. Psihoterapiya na praktike. Sankt-Peterburg: Rech', 2001.

2. Litvinova N.Yu. Psihologiya sovladayuschego povedeniya cheloveka v sovremennom mire. Vladimir: VIGU, 2015.

3. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Psihologiya i soznanie lichnosti. Problemy metodologii, teorii i issledovaniya real'noj lichnosti: izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva. Voronezh: NPO «Mod'ek», 1999.

4. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Rubinshtejnovskaya kategoriya sub'ekta i ee razlichnye metodologicheskie znacheniya. Problema sub'ekta vpsihologicheskojnauke. Otvetstvennyj redaktor A.V. Brushlinskij, M.I. Volovikova, V.N. Druzhinin. Moskva: Akademicheskij proekt, 2000: 13 - 26.

5. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiizhizni. Moskva: Mysl', 1991.

6. Ancyferova L.I. Lichnost' v trudnyh zhiznennyh usloviyah: pereosmyslivanie, preobrazovanie zhiznennyh situacij i psihologicheskaya zaschita. Psihologicheskijzhurnal. 1994; T. 15; № 1: 3 - 18.

7. Kryukova T.L. Psihologiya sovladayuschego povedeniya vrazlichnye periody zhizni: monografiya. Kostroma: Izdatel'stvo KGUim. N.A. Nekrasova, 2011.

8. Zeer 'E.F. Psihologiya professij. Moskva: Akademicheskij proekt, 2005.

9. Yakunina Yu.E. Sub'ektivnye kriterii 'effektivnosti professional'noj deyatel'nosti v professiyah tipa «chelovek-chelovek». Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2004.

10. Morosanova V.I. Oprosnik«Stil'samoregulyaciipovedeniya (SSPM)». Moskva: Kogito-Centr, 2004.

11. Zobkov A.V., Turchin A.S. Samoregulyaciya uchebnoj deyatel'nosti. Vladimir - Ivanovo, 2013.

12. Vodop'yanova N., Starchenkova E. Sindrom vygoraniya: diagnostika iprofilaktika. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 25.01.19

УДК 372.881.1

Lysichenkova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Saint-Petersburg Academy of postgraduate pedagogical Education (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: claire_l@mail.ru

USE OF ART-PEDAGOGICAL ACTIVITIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE. The article discusses the use of art-pedagogical activities as one of their means of implementing a communicative-activity approach in foreign language lessons. The purpose of the article is to analyze the possibilities offered by the use of art-pedagogical activities for the development of students' skills in various types of speech activity in a foreign language class. This problem is poorly studied and requires further research. The article reveals the essence of the communicative-activity approach, different interpretations of the concept of art-pedagogy, tasks that allow to solve the use of this pedagogical direction, features of the art-pedagogical approach. The author pays great attention to the using art-pedagogical activities in foreign language lessons, proposes an algorithm for the work of students with art pedagogical activities. In conclusion, the possibilities of art-pedagogical activities for the development of students' ability to communicate in a foreign language are revealed.

Key words: art-pedagogy, art-pedagogical activities, communicative-activity approach, types of speech activity.

С.А. Лысиченкова, канд. пед. наук, доц., Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург,

E-mail: claire_l@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматривается использование арт-педагогических практик как одного их средств реализации коммуникативно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка. Целью статьи является анализ возможностей, которые открывает использование арт-педагогических практик для развития умений и навыков учащихся в разных видах речевой деятельности на уроках иностранного языка. Данная проблема мало изучена и требует дальнейшего исследования. Статья раскрывает суть коммуникативно-деятельностного подхода, разные интерпретации понятия арт-педагогики, задачи, которые позволяет решать использование данного педагогического направления, особенности арт-педагогического подхода. Большое внимание автор уделяет особенностям использования арт-педагогических практик на уроках иностранного языка, предлагает алгоритм работы учащихся с арт-педагогическими практиками. В заключении раскрываются возможности арт-педагогических практик для развития способности учащихся к речевому общению на иностранном языке.

Ключевые слова: арт-педагогика, арт-педагогические практики, коммуникативно-деятельностный подход, виды речевой деятельности.

С учётом основных изменений в современном образовательном процессе в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения основной задачей современного образования является развитие личности ребёнка. Один из основных подходов, лежащих в основе организации современного учебного процесса - деятельностный. По А.Н. Леонтьеву, человеческая жизнь - это система, сменяющих друг друга де-ятельностей [1].

А.А. Леонтьев [2] сформулировал основные положения деятельностного подхода:

1. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на иностранном языке), либо умственным действиям. Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути её достижения, помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

2. Деятельностный подход предполагает открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный и так или иначе обоснованный выбор той или иной возможности, иными словами, установки на творчество.

3. Чтобы обеспечить самостоятельную, творческую деятельность каждого ученика, чтобы научить его умственным действиям, надо идти «снаружи», от внешних, практических действий, «внутрь», к действиям внутренним, теоретическим.

В методике преподавания иностранных языков деятельностный подход получил свою интерпретацию в рамках коммуникативно-деятельностного (лич-ностно-деятельностного) подхода, практическая реализация которого получила развитие в рамках коммуникативного и интенсивных методов. Суть такого подхода означает, что обучение языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которой участники общения стремятся решать реальные и воображаемые задачи. Коммуникативно-деятельностный подход означает также, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов. Конечной целью обучения в рамках названного подхода является

формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности учащихся к речевому общению [3].

Реализация коммуникативно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка может успешно осуществляться с помощью методов и технологий арт-педагогики. В публикациях отечественных авторов, ориентирующихся на понятие «арт-педагогика» (В.П Анисимов, О.С. Булатова, М.В. Гузева, М.Л. Князева, Е.А. Медведева, Е.В. Таранова, Н.Ю. Шумакова и др.), сущность артпедагогики, которая в настоящий момент находится в стадии становления, интерпретируется авторами по-разному. В настоящее время в психолого-педагогической теории не сложилось единого мнения о сущности арт-педагогики. Так, авторами первого по данной тематике учебника (Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская) в общем виде она понимается как синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих: разработку теории и практики педагогического коррекционно направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития; формирование основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность [4].

Верховодова Р.А. и Галустов РА. трактуют арт-педагогику как направление в педагогической науке, представляющее собой синтез искусства, труда и психолого-педагогического знания, основанного на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащегося [5]. Арт-педагогику также можно рассматривать как практикоориентированное педагогическое направление, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы использования средств искусства и художественной деятельности для решения таких задач образования, как:

• формирование мотивации к обучению и развитию с учётом индивидуальных особенностей участников образовательного процесса;

• обнаружение ценностно-смыслового аспекта учебного знания и информации и обеспечения его понимания и переживания участниками обучения;

• проектирование и создания ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу, культуру переживаний и ценностные ориентации участников образовательного процесса;

• создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивающей эмоциональное благополучие участников;

• развитие общекультурной, коммуникативной и личностной компетенций участников обучения [6; 7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.