Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъективное благополучие / смыслодинамические процессы / личностные смыслы / установки / конструкты / диспозиции / ценности / мотивы / смыслопроизводство / смыслоосознание / смыслостроительство / базовые смыслы / subjective well-being / sense-dynamic processes / personal meanings / attitudes / constructs / dispositions / values / motives / sense-making / sense-awareness / sense-building / basic meanings

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н.Ю. Литвинова

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты сопровождения субъективного благополучия личности, в частности через осознание смыслов и значений эмоционально-смыслового «фундамента» субъективного неблагополучия: анализ, моделирование предметных связей со значимыми внешними объектами. Эмпирические данные указывают на различие в практике психологического сопровождения субъективного благополучия и его теоретической модели. Теоретическая модель предполагает работу на трех уровнях: целеполагание (понять природу собственных смыслов), рефлексия относительно собственной жизнедеятельности, перестройка отношений с миром. Анализ эмпирических данных позволил выделить интересный факт: манифестируемый уровень субъективного благополучия испытуемых не всегда подтверждается реально благополучной картиной личности и готовностью к позитивным изменениям. Несмотря на определенные несовпадения и противоречия теоретического и практического рассмотрения проблемы оптимизации субъективного благополучия, представляется возможным выделить неоспоримые объединяющие их целевые аспекты: необходимость осознания процесса собственного смыслостроительства и «личностной подготовки» человека к этому процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF LIFE SATISFACTION AND SUBJECTIVE WELL-BEING

The article examines the theoretical and practical aspects of supporting the subjective well-being of the individual, in particular through the awareness of the senses and meanings of the emotional-semantic “foundation” of subjective trouble: analysis, modeling of subject connections with significant external objects. Empirical evidence points to a difference in the practice of psychological support for subjective well-being and its theoretical model. The theoretical model assumes work at three levels: goal-setting (to understand the nature of one’s own meanings), reflection on one’s own life activity, and restructuring of relations with the world. An analysis of empirical data makes it possible to highlight an interesting fact: the manifested level of subjective well-being of the subjects is not always confirmed by a real happy personality picture and readiness for positive changes. Despite certain discrepancies and contradictions between the theoretical and practical consideration of the problem of optimizing subjective well-being, it seems possible to single out the indisputable target aspects that unite them: the need to understand the process of one’s own sense-building and “personal preparation” of a person for this process.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

которая компенсируется эмоциональной нестабильностью, импульсивностью со страхом потери контроля, низкой фрустрационной толерантностью и высокой потребностью во внешнем позитивном подкреплении. Вследствие этого наступает неосознанность внутреннего состояния, что приводит к диффузному чувству внутренней угрозы, полностью овладевающей клиентом.

По факту создания клиентом сказочной истории с опорой на вышеуказанные четыре эмоционально-смысловые уровня психолог становится «зеркалом»,

Библиографический список

отражающим его истину в понимании горя, счастья, обиды, справедливости и т.п. Следуя психологическим закономерностям проявления метафоры, клиент распознает себя в созданной им сказочной истории и постепенно осознает взаимосвязи между собственными установками, способами мышления и травмирующими событиями (уровень смыслоосознания). Психологу остается следовать за решением клиента: двигаться к уровню смыслостроительства или остановиться «здесь и теперь».

1. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва: Смысл, 2003.

2. Элькин В.М. Методика цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства. Методическое руководство. Санкт-Петербург: ООО «ИМАТОН», 2016.

3. Орехова О.А. Методика «Домики», диагностика дифференциаций эмоциональной сферы ребенка. Методическое руководство. Санкт-Петербург: ООО «ИМАТОН», 2007.

4. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Москва: Эксмо, 2009.

5. Курпатов А.В. Психосоматика. Москва: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007.

6. Литвинова Н.Ю. Психологические ресурсы совладающего поведения в жизнедеятельности человека. Владимир: ВлГУ, 2015.

7. Ушакова Т. Метафорические карты «Роботы». Москва: Генезис, 2019.

8. Смысложизненные ориентации личности при тенденции нарушений функционирования сердечно-сосудистой системы как предмет психологического сопровождения. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5: 272 - 274.

9. Иновационная психотерапия. Под редакцией Д. Джоунса. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

References

1. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla. Moskva: Smysl, 2003.

2. 'El'kin V.M. Metodika cvetodiagnostiki ipsihoterapiiproizvedeniyamiiskusstva. Metodicheskoe rukovodstvo. Sankt-Peterburg: OOO «IMATON», 2016.

3. Orehova O.A. Metodika «Domiki», diagnostika differenciacij 'emocional'noj sfery rebenka. Metodicheskoe rukovodstvo. Sankt-Peterburg: OOO «IMATON», 2007.

4. Malkina-Pyh I.G. Psihosomatika. Moskva: 'Eksmo, 2009.

5. Kurpatov A.V. Psihosomatika. Moskva: ZAO «OLMA Media Grupp», 2007.

6. Litvinova N.Yu. Psihologicheskie resursy sovladayuschego povedeniya v zhiznedeyatel'nosti cheloveka. Vladimir: VIGU, 2015.

7. Ushakova T. Metaforicheskie karty «Roboty». Moskva: Genezis, 2019.

8. Smyslozhiznennye orientacii lichnosti pri tendencii narushenij funkcionirovaniya serdechno-sosudistoj sistemy kak predmet psihologicheskogo soprovozhdeniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5: 272 - 274.

9. Inovacionnaya psihoterapiya. Pod redakciej D. Dzhounsa. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

Статья поступила в редакцию 29.11.20

УДК 316.47

Litvinova N.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia),

E-mail: Ln7766@mail.ru

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF LIFE SATISFACTION AND SUBJECTIVE WELL-BEING. The article examines the theoretical and practical aspects of supporting the subjective well-being of the individual, in particular through the awareness of the senses and meanings of the emotional-semantic "foundation" of subjective trouble: analysis, modeling of subject connections with significant external objects. Empirical evidence points to a difference in the practice of psychological support for subjective well-being and its theoretical model. The theoretical model assumes work at three levels: goal-setting (to understand the nature of one's own meanings), reflection on one's own life activity, and restructuring of relations with the world. An analysis of empirical data makes it possible to highlight an interesting fact: the manifested level of subjective well-being of the subjects is not always confirmed by a real happy personality picture and readiness for positive changes. Despite certain discrepancies and contradictions between the theoretical and practical consideration of the problem of optimizing subjective well-being, it seems possible to single out the indisputable target aspects that unite them: the need to understand the process of one's own sense-building and "personal preparation" of a person for this process.

Key words: subjective well-being, sense-dynamic processes, personal meanings, attitudes, constructs, dispositions, values, motives, sense-making, sense-awareness, sense-building, basic meanings.

Н.Ю. Литвинова, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир,

E-mail: Ln7766@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты сопровождения субъективного благополучия личности, в частности через осознание смыслов и значений эмоционально-смыслового «фундамента» субъективного неблагополучия: анализ, моделирование предметных связей со значимыми внешними объектами. Эмпирические данные указывают на различие в практике психологического сопровождения субъективного благополучия и его теоретической модели. Теоретическая модель предполагает работу на трех уровнях: целеполагание (понять природу собственных смыслов), рефлексия относительно собственной жизнедеятельности, перестройка отношений с миром. Анализ эмпирических данных позволил выделить интересный факт: манифестируемый уровень субъективного благополучия испытуемых не всегда подтверждается реально благополучной картиной личности и готовностью к позитивным изменениям. Несмотря на определенные несовпадения и противоречия теоретического и практического рассмотрения проблемы оптимизации субъективного благополучия, представляется возможным выделить неоспоримые объединяющие их целевые аспекты: необходимость осознания процесса собственного смыслостроительства и «личностной подготовки» человека к этому процессу.

Ключевые слова: субъективное благополучие, смыслодинамические процессы, личностные смыслы, установки, конструкты, диспозиции, ценности, мотивы, смыслопроизводство, смыслоосознание, смыслостроительство, базовые смыслы.

Удовлетворенность жизнедеятельностью и субъективное благополучие личности - две взаимосвязанные проблемы. При определении первого понятия мы неизбежно обращаемся ко второму и наоборот.

Определения этих феноменов апеллируют к личностным свойствам и особенностям: самооценка, социальная самореализация, самоактуализация, качество функционирования психических процессов и степень их адекватного

совпадения с объективной реальностью, осознанность системы потребностей личности и смысложизненных ориентаций.

Актуальные уровни выраженности указанных психологических характеристик выступают критериями удовлетворенности жизнедеятельностью и субъективного благополучия личности, являются производными от содержания эмоционально-потребностной, смысловой сфер личности, проявляются в смыс-

ложизненных ориентациях (СЖО). Смысложизненные ориентации, в свою очередь, определяют способы построения модели жизнедеятельности, субьективно воспринимаемой как благополучная или неблагополучная.

Структурную организацию смысловой сферы личности предложил Д.А. Леонтьев. В частности, ученый исследовал влияние личностных смыслов на трансформацию психического образа - его временных, пространственных и причинно-следственных отношений [1]. Он полагал, что отражение жизненного смысла («местоположение личности») в его личностном воплощении может меняться (в том числе произвольно) в процессе деятельности, следовательно, может меняться уровень выраженности благополучия. «Местоположение личности» на смысловом континууме жизнедеятельности в момент «здесь и теперь» представляет собой конкретную модель жизнедеятельности (благополучную или неблагополучную).

Основываясь на логическом анализе, Д.А. Леонтьев называет шесть видов смысловых структур (СЖО): личностный смысл, смысловой конструкт, смысловую установку, смысловую диспозицию, мотив и личностную ценность. При всём различии характера и функциональных проявлений вышеназванных структур они теснейшим образом связаны между собой «содержанием» знаний о базовых смыслах (счастье/горе; справедливость/обида; управление агрессией, эмоционально-когнитивное познание мира и развитие коммуникативной компетентности). Знания о базовых смыслах пронизаны мотивацией генотипа, исходящей от эмоционально-потребностной сферы и определяющей выбор личностно значимого внешнего объекта (объектов), а также сценария взаимодействия с ним (ними) [2].

Примерами лично значимого внешнего объекта (объектов), а также сценария взаимодействия с ним (ними) выступают предпочитаемые индивидом виды, сферы, частные объекты, предметы, отношения и стратегии взаимодействия с ними, встречающиеся в жизнедеятельности конкретного индивида. Таким образом, сознание, знания, смыслы конкретного человека оказываются ограниченными обусловленной зависимостью от значимого внешнего объекта (объектов) в самом начале социализации.

Далее в процессе социализации содержание смысловой сферы расширяется и наполняется проекциями эмоционально-потребностной сферы (производные от знаний - смыслов о базовых категориях), направленными на конкретные ситуации, развёртывающиеся в жизнедеятельности.

Последние (проекции) являются сутью содержания мотивов, ценностей и, как следствие, инструментом понимания, интерпретации воспринимаемой информации, реализации намерений, действий, поступков, отношений, состояний, переживаний. Таким образом формируется модель жизнедеятельности, характеризующаяся индивидуально неповторимым пониманием счастья, горя, справедливости и т.д. и определяющая тот или иной уровень выраженности субъективного благополучия [2].

Очевидно, что феномен относительного субъективного благополучия личности имеет отношение к знанию/осознанию собственных смыслов и значений, запускаемых доминантами эмоционально-потребностной сферы и реализующихся в конкретных ситуациях жизнедеятельности.

Движение в сторону улучшения субъективного благополучия личности возможно через объективацию/осознание смыслов и значений, как эмоционально-смыслового «фундамента» субъективного неблагополучия: анализ, моделирование предметных связей со значимыми внешними объектами. Совершенно очевидно, что число этих связей принципиально бесконечно; поэтому не существует неограниченной, исчерпывающей осознанности. Ни одно переживание не выступает вне всяких связей и ни одно не выступает в сознании сразу во всех своих предметных связях, в отношении ко всем сторонам бытия, с которыми оно объективно связано. Неосознанное переходит в осознанное, когда осознан объект, на который оно направляется. Осознание неблагополучия происходит, таким образом, опосредованно через связь с его предметом. Неосознание (или неадекватное осознание) конкретного факта неблагополучия обусловлено обычно тем, что его осознанию противодействуют динамические тенденции, силы, исходящие из того, что оказывается значимым для индивида. Заключенные в переживаниях тенденции, зависящие от того, что оказывается значимым для личности, контролируют в той или иной мере избирательный процесс их осознания. Таким образом, сознание включается и выключается в зависимости от отношений - между задачами и способами их осуществления, которые складываются в самом процессе деятельности. Ступени в развитии сознания/осознания означают изменения внутренней природы действия или актов поведения, а изменение внутренней природы есть вместе с тем и изменение психологических закономерностей их внешнего объективного протекания. Поэтому структура сознания/осознания собственных смыслов принципиально может быть определена по внешнему, объективному протеканию действия и способствовать улучшению субъективного благополучия [3; 4; 5].

На практике реализация вышеизложенных теоретических идей предполагает три этапа работы со смыслодинамическими процессами: анализ смыслопро-изводства, смыслоосознание, смыслостроительство.

Смыслопроизводство - отделение смыслов от главного стержня эмоцио-нально-потребностной сферы (Д.А. Леонтьев). Для реализации этого этапа необходимо поставить цель: получить знания (осознание) о процессе распространения смыслов от стержня (корня) эмоционально-потребностной сферы (ведущего

смысла) к мотивам, ценностям, действиям. А именно: осознать элементы когнитивного компонента смысложизненных ориентаций: осмысленность собственной природы; глубинных смыслов собственного бытия; целей жизни; уроков, вынесенных из детско-родительских отношений; логики происходящих событий; вариантов развития событий; ресурсов улучшения качества жизни, как собственного источника креативности. Эти знания являются важным фактором самосовершенствования личности, её нравственно-эстетического и рационального развития: счастье/горе; справедливость/обида; управление агрессией, эмоционально-когнитивное познание мира и развитие коммуникативной компетентности.

Смыслоосознание - рефлексия значимых личностных смыслов, проявляющихся в жизнедеятельности. На этом этапе важна рефлексия собственной жизни (иерархии «больших» и «малых» смыслов, подлинных причин противоречий, а не уход от них путем жизненных перемен), соединения своих индивидуальных особенностей, своих статусных, возрастных возможностей, собственных притязаний с требованиями общества, окружающих, построения позитивно совладающей жизненной стратегии.

Смыслостроительство - этап реконструкции личностных смыслов на пове-денческо-креативном уровне.

Поведенческо-креативный уровень (С.Л. Рубинштейн) связан с переоценкой ценностей и является закономерным результатом самой диалектики жизни человека, перестройки его взаимоотношений с миром и другими людьми [3; 4]. На этом уровне проявляет себя ответственность за степень соответствия (следования) выбранному смыслу жизни в соответствии с предпочитаемой жизненной стратегией (К.А Абульханова-Славская). Речь идет о степени ответственности за проявление активности, автономности, типа личностно значимой жизненной позиции и стратегии, на основе которых выстраиваются жизненные цели и слайд идеального образа будущей жизни человека.

Ответственность и осмысленность жизни могут быть разного уровня и оказывать влияние на удовлетворенность жизнью, указывать, насколько эффективно будет протекать реализация жизненных целей человека.

Ресурсами поведенческо-креативного уровня являются: креативность (гибкость в поведении, спонтанность, сохранение своей индивидуальности), самоуважение, самопринятие, социальные контакты, компетентность во времени [6].

Однако реальная практика психологического сопровождения субъективного благополучия имеет не такую прямолинейную траекторию развития как ее теоретическая модель: целеполагание (понять природу собственных смыслов), рефлексия относительно собственной жизнедеятельности, перестройка отношений с миром.

В частности, анализ эмпирических данных позволил выделить интересный факт: манифестируемый уровень субъективного благополучия испытуемых не всегда подтверждается реальной благополучной картиной личности и готовностью что-либо менять в сторону улучшения.

Мы провели исследование женщин зрелого возраста от 50 до 60 лет, оказавшихся на соответствующем этапе жизнедеятельности в разных социально-психологических семейных статусах: замужем и разведены (п = 50).

В целях психологической диагностики были использованы личностные опросники.

Личностный опросник смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, Личностный опросник самоактуализации личности (САМОАЛ) А. Калиной, Личностный опросник субъективного благополучия (СБ) Н.П. Фетискина.

Целью исследования было выявить взаимосвязь качественного содержания смысложизненных ориентаций (СЖО) женщин и выраженности их субъективного благополучия (СБ), а также удовлетворенности жизнедеятельностью (САМОАЛ).

При исследовании уровня выраженности субъективного благополучия женщин зрелого возраста, состоящих в браке, установлено, что все они оценивали себя как благополучных. В ходе исследования обнаружены статистически значимые корреляционные взаимосвязи (между показателями личностных опросников СЖО и СБ), подтверждающие мнение испытуемых. Однако вместе с этим выявлены факты, явно противоречащие заявленной (демонстрируемой) природе субъективного благополучия испытуемых.

Модель субъективного благополучие женщин, состоящих в браке, основана на ценностях самореализации как элемента семейной системы, инспирированного ее интересами и ценностями. Действительно, для человека очень важно проживать событийность совместной жизнедеятельности (семейных отношений), т.к. это бесценный опыт проживания своего отражения в другом (ресурс для самопознания, самопонимания, самосовершенствования и поддержки) и полноты жизни. Такой ценностный фундамент обеспечивает женщинам отсутствие признаков психоэмоциональной симптоматики, изменений настроения: «психоэмоциональная симптоматика» (СБ) г = -0,77, «изменения настроения» г = -0,76 (СБ) и «целеполагание», «процесс» проживания событий и отношений, ЛК-Я (самооценка) СЖО, п = 25, р < 0,05. С другой стороны, эмоциональную стабильность женщин следует оценить как относительную («искусственно созданную»), т.к. она компенсируется дефицитом осознания собственных потребностей, самоценности и следовательно ограничением личностной и социальной самореализации в браке: «Удовлетворенность повседневной деятельностью» (СБ) и «Цели», «Процесс», ЛК-Ж (СЖО) г = -0,93, п = 25, р < 0,05. Статистически значимые корелля-ционные взаимосвязи показателей опросника СЖО Д.А. Леонтьева и показателя

«Потребность» в познании» (САМОАЛ) г = +0,81, п = 25, р < 0,05 указывает на факт поиска ресурсов для достижения удовлетворенности повседневной деятельностью.

Таким образом, мы констатируем факт существования модели благополучия, при которой удовлетворенность повседневной жизнью достигается за счет минимизации рефлексии собственных целей и индивидуальных особенностей проживания процесса семейной истории. Факт наличия положительной статистически значимой высокой корреляции между целевыми аспектами, процессуальными, самооценочными и потребностью в познании указывает на наличие сильного компенсационного ресурса (поиск собственных личностных возможностей восприятия, понимания, взаимодействия сбытийности и событийности ради блага семейной системы) для нивелирования дефицита удовлетворенности повседневной жизнью.

Модель субъективного благополучия разведенных женщин (также позиционирующих себя как субъективно благополучных) базируется на потребности поиска гармоничной модели потенциальных отношений. У разведенных женщин актуализируется потребность и ценность в осмыслении природы человека, активизируются ресурсы креативности и спонтанности: «цели в жизни», СЖО и «взгляд на природу человека» г = + 0,92; «креативность» г = +0,92, «спонтанность» г = + 0,93 (САМОАЛ), п = 25, р < 0,05. Вместе с этим усиливаются свойства личности: напряженность, чувствительность, ипохондричность, снижающие уровень удовлетворенности повседневной деятельностью (на это указывают следующие статистически значимые корреляционные взаимосвязи: «цели в жизни» (СЖО) и «напряженность и чувствительность» г = -0,9, «самооценка здоровья» г = -0,9, «степень удовлетворенности повседневной деятельностью» г = -0,9 (СБ), п =25 , р < 0,05).

На уровне реальных действий и событий усвоение пользы от опыта проживания жизнедеятельности снижается по причине дефицита автономости (уверенности, осознания способностей, ресурсов) и нарастающей эмоциональной симптоматики, но при тенденции аутосимпатии («Процесс жизни» (СЖО) и «эмоциональная симптоматика» г = -0,9 СБ); «автономность» г = -0,96, «аутосимпа-тия» г = +0,9 (САМОАЛ), п = 25, р < 0,05).

Женщины вдохновляются ресурсом позитивного самовосприятия, которым они, к сожалению, не всегда могут воспользоваться. Причины напряженности и чувствительности на уровне самооценки, осознания самоценности имеют положительную динамику проявления, но ряд ситуаций в повседневной практике воспринимаются как несущие угрозу, как следствие, наступает дестабилизация адаптивных возможностей. Еще в большей степени ситуация осложняется, если какие-либо проблемы со здоровьем манифестируются в жизнедеятельности.

Статистически значимые отрицательные корреляции целевых, процессуальных показателей и негативных психо-эмоциональными состояний подтверждают этот факт: «локус контроля - я», СЖО и «напряженность, чувствительность» г = -0,97, «самооценка здоровья» г = -0,9, «степень удовлетворенности повседневной деятельностью» г = -0,98 (СБ), «спонтанность» г = +0,9,» самопо-

Библиографический список

нимание» г = +0,99, «взгляд на природу человека» г = +0,92 (САМОАЛ), п = 25 , р < 0,05.

Также это может свидетельствовать о наличии внутриличностного конфликта и острой потребности в информации, обеспечивающей выход из него: стремление улучшить качество жизни при дефиците осознания способа для реализации этой потребности.

Таким образом, психотерапевтической задачей (по факту потенциального запроса) женщин зрелого возраста, состоящих и не состоящих в браке, выступает осознание (осмысление) креативного ресурса самосовершенствования личности, её нравственно-эстетического и рационального развития: осмысленность собственной природы; целей жизни; уроков, вынесенных из детско-родительских отношений; логики происходящих событий; вариантов развития событий; ресурсов улучшения качества жизни.

Специфичность психотерапевтического процесса женщин зрелого возраста, состоящих в браке, обусловлена вектором самосовершенствования в условиях реальных семейных отношений (точка отсчета в системе координат (значимые внешние объекты, не в последнюю очередь - семейные отношения). Женщинам зрелого возраста, не состоящих в браке, в процессе психотерапии, прежде всего, необходимо определиться с системой координат (конкретизация значимых внешних объектов), относительно которой будет выстраиваться истинная модель субъективного благополучия.

Психотерапия смысложизненных ориентаций эффективнее проходит в контексте семейных отношений, так как значимый другой (другие - супруги, дети) выполняет терапевтическую функцию «отражающего зеркала». Иначе говоря, все осознанные и неосознанные потребности клиента отражены в поведении, отношенческих паттернов близких людей («я - глазами другого», «другой как отражение я» в реальности). Материал для психотерапевтического процесса лежит на поверхности и доступен для непосредственной реконструкции. В случае работы с разведенными женщинами процесс психотерапии будет пролангироваться по причине необходимости осознания значимых «отражающих зеркал» - своеобразной точки отсчета психотерапевтического процесса (значимых внешних объектов) [6].

Несмотря на определенные несовпадения и противоречия теоретического и практического рассмотрения проблемы оптимизации субъективного благополучия, представляется возможным выделить неоспоримые, объединяющие их целевые аспекты.

1. Для оптимизации субъективного благополучия необходимо осознать процесс собственного смыслостроительства и внести в него позитивные изменения.

2. Необходима «личностная подготовка» человека к этому процессу.

3. Важно сформировать открытую позицию личности по отношению к процессу работы с собственными смыслами. Перефразируя К. Роджерса, подчеркнем, что закрытость индивида осознанию собственных смыслов разрушает благополучие жизнедеятельности и наоборот - открытость осознанию всех сторон собственного опыта созидают его [7].

1. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва: Смысл, 2003.

2. Орехова О.А. Методика «Домики», диагностика дифференциаций эмоциональной сферы ребенка. Методическое руководство. Санкт-Петербург: ООО «ИМАТОН», 2007.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. Москва: Мысль, 1991.

4. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. Москва: МПСИ, МОДЭК, 1999.

5. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. Москва: Наука, 1980.

6. Литвинова Н.Ю. Психологические ресурсы совладающего поведения в жизнедеятельности человека. Владимир: ВлГУ, 2015.

7. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Москва: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.

References

1. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla. Moskva: Smysl, 2003.

2. Orehova O.A. Metodika «Domiki», diagnostika differenciacij 'emocional'nojsfery rebenka. Metodicheskoe rukovodstvo. Sankt-Peterburg: OOO «IMATON», 2007.

3. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiizhizni. Moskva: Mysl', 1991.

4. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Psihologiya isoznanie lichnosti. Moskva: MPSI, MOD'EK, 1999.

5. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost'ipsihologiya lichnosti. Moskva: Nauka, 1980.

6. Litvinova N.Yu. Psihologicheskie resursy sovladayuschego povedeniya v zhiznedeyatel'nosti cheloveka. Vladimir: VlGU, 2015.

7. Rodzhers K. Konsul'tirovanieipsihoterapiya. Moskva: 'EKSMO-PRESS, 1999.

Статья поступила в редакцию 29.11.20

УДК 37.072

Loginova A.N., Director of Center for Children and Youth Tourism and Excursions of Yaroslavl region, Project Manager, K.D. Ushinsky Gymnasium,

Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia), E-mail: sashaloginova66@mail.ru

PEDAGOGIZATION OF ACTUAL SOCIAL PRACTICES AS A MODERN TOOL OF PRE-PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING. The article reveals the definition and the content of the pedagogization in social practices that have been developed in Russia during last years. The author substantiates the relevance and necessity of using pedagogical tools, the elements of pre-professional pedagogical training in the process of organizing children's leisure and health improvement. The article presents results of a research on parents' requests for the content and the quality of the organization of children's holidays, the authors' own experience in implementing pedagogical tasks in the process of training of school camp leaders. Summing up the results, it can be concluded that the pedagogization of actual

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.