Научная статья на тему 'Смысложизненные ориентации личности при тенденциях нарушений функционирования сердечно-сосудистой системы как предмет психологического сопровождения'

Смысложизненные ориентации личности при тенденциях нарушений функционирования сердечно-сосудистой системы как предмет психологического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
222
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
артериальная гипертензия / ишемическая болезнь сердца / психологические факторы риска / смысложизненные ориентации / Я-концепция / целеполагание / процесс / событийность / рефлексия. / arterial hypertension / coronary heart disease / psychological risk factors / lifelong orientations / self-concept / goal-setting / process / event / reflection.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н. Ю. Литвинова

В статье рассматриваются проблемы способа мышления и построения отношений в жизни человека, способствующие эссенциальной артериальной гипертонии (ЭГ); ишемической болезни сердца (ИБС). Психологические факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ): эмоциональные дисгармонии, биологическая готовность в сочетании со слабым психологическим ресурсом, злоупотребление вредными привычками. Возможности рефлексии смысложизненных ориентаций (Я-концепция, цели, процесса, событийности, результата жизнедеятельности) и условно-рефлекторной терапии в сочетании с ЭГ И ИБС. Практическая работа основывается на понимании процесса становления клиента тем человеком, которым он является в настоящий момент. Рассматривается необходимость обращения к первичным переживаниям, создающим паттерны/установки, защитные стратегии, которые личность развивала, чтобы адаптироваться и сохранять психологический комфорт, который по факту спровоцировал возникновение проблемы здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Н. Ю. Литвинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLICATED PERSONALITY ORIENTATIONS IN TRENDS OF DISORDERS OF FUNCTIONING OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT

The article discusses the problems of the way of thinking and building relationships in human life, contributing to essential arterial hypertension (EG); coronary heart disease (CHD). Psychological risk factors for cardiovascular diseases (CVD): emotional disharmonies, biological readiness in combination with a weak psychological resource, abuse of bad habits. The work reveals opportunities for the reflection of life-meaning orientations (the concept of self, goal, process, event, life result) and conditioned reflex therapy in conjunction with EG and IHD. Practical work is based on an understanding of the process of becoming a client by the person who he is at the moment. The necessity of referring to primary experiences creating patterns / attitudes, protective strategies that a person developed in order to adapt and maintain psychological comfort, which in fact provoked a health problem, is considered.

Текст научной работы на тему «Смысложизненные ориентации личности при тенденциях нарушений функционирования сердечно-сосудистой системы как предмет психологического сопровождения»

УДК 316.47

Litvinova N.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G.Stoletovs (Vladimir, Russia),

E-mail: Ln7766@mail.ru

COMPLICATED PERSONALITY ORIENTATIONS IN TRENDS OF DISORDERS OF FUNCTIONING OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT.The article discusses the problems of the way of thinking and building relationships in human life, contributing to essential arterial hypertension (EG); coronary heart disease (CHD). Psychological risk factors for cardiovascular diseases (CVD): emotional disharmonies, biological readiness in combination with a weak psychological resource, abuse of bad habits. The work reveals opportunities for the reflection of life-meaning orientations (the concept of self, goal, process, event, life result) and conditioned reflex therapy in conjunction with EG and IHD. Practical work is based on an understanding of the process of becoming a client by the person who he is at the moment. The necessity of referring to primary experiences creating patterns / attitudes, protective strategies that a person developed in order to adapt and maintain psychological comfort, which in fact provoked a health problem, is considered.

Key words: arterial hypertension; coronary heart disease, psychological risk factors, lifelong orientations, self-concept, goal-setting, process, event, reflection.

Н.Ю. Литвинова, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир,

E-mail: Ln7766@mail.ru

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ТЕНДЕНЦИЯХ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

В статье рассматриваются проблемы способа мышления и построения отношений в жизни человека, способствующие эссенциальной артериальной гипертонии (ЭГ); ишемической болезни сердца (ИБС). Психологические факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ): эмоциональные дисгармонии, биологическая готовность в сочетании со слабым психологическим ресурсом, злоупотребление вредными привычками. Возможности рефлексии смысложизненных ориентаций (Я-концепция, цели, процесса, событийности, результата жизнедеятельности) и условно-рефлекторной терапии в сочетании с ЭГ И ИБС. Практическая работа основывается на понимании процесса становления клиента тем человеком, которым он является в настоящий момент. Рассматривается необходимость обращения к первичным переживаниям, создающим паттерны/установки, защитные стратегии, которые личность развивала, чтобы адаптироваться и сохранять психологический комфорт, который по факту спровоцировал возникновение проблемы здоровья.

Ключевые слова: артериальная гипертензия; ишемическая болезнь сердца, психологические факторы риска, смысложизненные ориентации, Я-концепция, целеполагание, процесс, событийность, рефлексия.

Владимирский регион включился в процесс выполнения майского Указа Президента Российской Федерации Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Национальные проекты нацелены на обеспечение гражданам максимальной заботы государства.

В частности, в структуру национального проекта «Здравоохранение» входит такое направление работы, как борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ). Интерес психологов в этой связи к исследованиям проблемы способа мышления и построения отношений в жизни человека, способствующих серьезному кардиологическому недугу, вполне обоснован. Кардиологи выделяют три основных фактора риска, характеризующие смысложизненые ориентации и способствующие таким заболеваниям сердца, как эссенциальная артериальная гипертония; ишемическая болезнь сердца (ИБС); нарушения сердечного ритма; сердечный невроз страха (Burns, Katkin, 1993; Burnsetal, 1993; Cohenetal, 1994; Contrada, 1994; Dembroski, MacDougall, 1983; Milleretal, 1996) [1], [2].

Первый фактор риска - эмоциональные переживания, они являются «питательной почвой» печальных лидеров кардиологических заболеваний современности: артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца (ИБС). Эмоциональные переживания оказывают прямое влияние на коронарное кровообращение, опасность их влияния заключается в том, что человек не сразу осознает проблемы здоровья, списывая появляющуюся болезненную симптоматику на различные формы временных недомоганий. Так постепенно формируется биологическая готовность организма к артериальной гипертензии, которая манифестирует себя в морфологических допустимых отклонениях (деформации сосудов как результате механического напряжения, повышении уровней холестерина и сахара в крови) [1], [3].

Медицинские работники, ориентированные на гуманистическую детерминацию личности, утверждают, что биологическая готовность к заболеванию не является окончательным вердиктом, так как существенным противодействием ему (вердикту) выступает психологический склад (ресурс) личности (позитивное мышление, эмоциональная компетентность, социально ориентированные мотивы, ценности). В случае дефицита психологического ресурса биологическая готовность к заболеванию закрепляется и переходит в статус заболевания [3]. Таким образом, срабатывает второй фактор риска психосоматического влияния, результатом которого становится, в частности, диагноз - артериальная гипертония. При наличии фактов нарушений здорового образа жизни (курение, алкогольная зависимость, повышение пищевой потребности, ожирение) кардиологическая проблема отягощается (третий фактор). Таким образом, мы имеем дело с тремя психологическими факторами риска ССЗ: эмоциональные дисгармонии, биологическая готовность в сочетании со слабым психологическим ресурсом, нарушение здорового образа жизни.

В психологическом сопровождении пациентов могут использоваться методы терапии, позволяющие проработать проблему клиента с позиции комбинаций

различных репрезентативных систем и теорий личности (психоанализа, бихевиоризма, гуманизма) [1].

Мы предлагаем акцентировать внимание психологов при сопровождении клиентов и пациентов на специфике способа мышления, создавшего внутрилич-ностные конфликты: отказ от своих потребностей в пользу других (гипертензия), желание получить от них одобрение; достижение социального успеха любой ценой (ИБС). И первые, и вторые типы личности пациентов характеризуются дефицитом позитивного самовосприятия, самоощущения и, как следствие, неосознанностью отсутствия собственных границ (потребностей, мотивов, уровня притязаний, способностей, индивидуальности, способов самовыражения и т.п.) [1 - 3].

В этой связи психотерапевтическая цель логично связывается с направлениями работы условно-рефлекторной психотерапии, в ходе осуществляется обучение пациентов эмоциональной компетентности: преобразованию потенциала негативных психоэмоциональных состояний в личностно регуляторные свойства личности. Это становится возможным через обретение навыков и умений внешнего регулирования эмоциональных состояний, особенно связанных с областями межличностного взаимодействия, осознанного субъективного восприятия эмоций и их внешнего, мимического и пантомимического выражения, использования местоимения «я» при высказывании своих желаний, принятия ответственности за способности к социальной дискриминации, приобретения гибкости в понимании контекста действия, торможения страха через разрушение стереотипа избегания опасной ситуации.

Важной частью работы в формировании конкурентных моделей поведения является рефлексия исходного способа мышления, создавшего актуальную неудовлетворенность в жизнедеятельности, в частности, ситуацию «встречи с диагнозом» [3 - 6].

В этой связи необходима рефлексия паттернов/установок, защитных стратегий, которые личность развивала, чтобы адаптироваться и сохранять психологический комфорт. Практическая работа основывается на осознании клиентом процесса становления его тем человеком, которым он является в настоящий момент. Личность клиента рассматривается как субъект непрерывного процесса «становления в жизнедеятельности», который активно осуществляется в течение всей жизни. Осознанность сама по себе важна в психотерапевтическом процессе, т.к. эффект наступает по причине «открытия» клиентом для себя самого предшествующих выборов и принятия ответственности за них [7].

Исходя из того, что актуальное состояние здоровья - это проекция установок личности (неосознанного содержания психической реальности) на уровне психосоматики и соматопсихики (проявляются в осознании/неосознанности самоценности/самоотрицания, и любая форма игнорирования этих предпосылок является ресурсом формирования проблем здоровья), психотерапевтический процесс включает в себя рефлексию - кластеры убеждений (теоретическая идея теста-опросника Смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева) [8].

Кластеры убеждений: ЛК-Я (Я-концепция), цель жизнедеятельности, процесс жизнедеятельности, ЛК-Ж (типичная/повторяющаяся событийность в жизнедеятельности), результат жизнедеятельности на конкретном ее этапе. Каждый кластер описывается с точки зрения идеального содержания убеждения (способствующего социально-психологической адаптации личности), содержания по факту (в соответствии с диагнозом), рекомендуемой работой над ошибками, способствующей трансформации способа восприятия, мышления, действия. Цель психотерапевтического процесса - соотнести фактическое индивидуальное содержание установок, убеждений и идеальное. Далее максимально сделать их конгруэнтными.

Процесс рефлексии смысложизненных ориентаций личности при наличии диагноза эссенциальной гипертензии (или тенденции).

ЛК-Я (Я-концепция). В идеале психологически здоровая личность ведет здоровый образ жизни, имеет рациональные и позитивные установки (относительно себя, других, жизнедеятельности в целом), правильно расставляет приоритеты, формирует смыслы и цели жизнедеятельности, достигает удовлетворительного результата на ее этапах.

По факту представления о себе пациента-гипертоника сдвигаются в сторону непозитивных установок: страха, недоверия, ориентации на борьбу, конкуренцию, сопротивление, напряжение («я должен быть готов ко всему», «я принимаю вызов трудностей», «никто меня не удержит, я готов на все»). Психоорганическая речь пациента изобилует детерминантами «я», указывающими на «слепые пятна» в восприятии и мышлении: долженствование, все, никто. В установке как готовности к действию («Я должен») игнорируются ответы на простые конкретные вопросы: Кому я должен? «За что?» «Почему?» и т.п. [1].

Подобные установки опосредованы крайними степенями обобщенности и универсальности, что способствует «загону» личности в смысловые ловушки, т.е. в неосознанность собственных действий, поступков и непонимание причин последствий. Во внешнем плане поведения («глазами других») для таких пациентов характерны следующие черты: трудолюбие, предсказуемость, аккуратность, добросовестность, эмпатия, уступчивость, ответственность, «хроническая» готовность помочь, стеснительность. Во внутреннем плане поведения пациент переживает хронически подавляемую агрессивность, т.к. не получает извне ожидаемого позитивного подкрепления. Вербализация и отреагирование истинных внутренних состояний и переживаний проявляются редко (Ваеге^, 1959, 1933; Ваег 1983).Таким образом, способ мышления многих гипертоников характеризуется защитными паттернами от собственных агрессивных интенций (Cottingtonetal, 1986; Diamond, 1982).

В работе над ошибками предлагаются простые вопросы, ответы на которые помогут вербализовать/отреагировать агрессивность, пробудить стремление к соперничеству. Отсутствующие вербализации/отреагирования тормозят принятие себя как ценности, осознание собственных границ, проявление позитивного отношения к себе, другим, действительности в целом, т.е. возможность стать благополучным, в том числе и в сфере здоровья.

Цель (идеал). Наличие в жизни целей, формирует осмысленность, направленность и временную перспективу жизни. Важно, чтобы содержание цели отражало наполненность (цельность) личности интересами и мотивами, направленными на общественно-полезную деятельность.

Опыт психотерапевтической работы с пациентами указывает на то, что цели гипертоника в жизнедеятельности характеризуются дефицитом внутреннего личностного содержания, отражающегося в скудности осознанных потребностях. Дефицит осознанности собственных потребностей компенсируется желанием получить от других поддержку, позитивное эмоциональное подкрепление (при этом избегаются всеми возможными способами реакции агрессии и неприязни в свой адрес). Такая специфичная цель «глазами других» воспринимается как стремление безгранично помогать окружающим, но по факту она активизирует хроническое внутреннее напряжение, связанное с крушением надежд, которые личность возлагает на свое окружение (помощь в самоутверждении, ожидание благосклонности от людей) [1].

Работа над ошибками ориентирует пациента на то, что в содержании цели необходимо выделить границы собственного Я (потребности, мотивы, возможности самореализации) и поставить их на первое место.

Процесс. В идеале здоровая в физическом отношении личность, воспринимает процесс жизни как интересный, креативный, насыщенный позитивными переживаниями и смыслом созидания. В реальности эти процессуальные установки гипертоников весьма ограничены по причине страха потерять расположение окружающих значимых личностей. По факту неосознанные установки страхов гипертоника формируются в детско-родительских отношениях: ребенок научился контролировать свою враждебность и скрывать ее через опыт проживания потерь расположения родных и близких из-за агрессивности. Бывший прежде агрессивным ребенком, взрослый человек становится подчеркнуто уступчивым, чрезмерно напряженным во внутреннем плане, не способен отстоять собственное мнение. Во взрослом возрасте артериальная гипертония часто начинается тогда, когда человек пребывает в ситуации хронического напряженного состояния (Grace, Graham, 1952). Возможность разрядки враждебности и агрессивности не используется в силу несформированности эмоциональной компетентности.

Работа над ошибками начинается с принятия того факта, что в процессе жизнедеятельности важно реализовать собственные потребности и мотивы; для этого необходимо осознание причин негативных психоэмоциональных состояний и раскрытие способностей, потенциала характера [9].

ЛК-Ж. Осознанные/неосознанные установки личности являются средством контроля и управления жизнью через принимаемые решения и воплощение их в жизнь. Неосознанные установки воплощают в жизнь проблемные события (неконтролируемые).

Фактически пациенты с диагнозом гипертензии считают, что жизнь навязывает им роль «ломовой лошади». Они часто оказываются в ситуациях, где чрезмерно помогают коллегам, даже если их об этом не просят. Если им приходится выполнять важные поручения, они не могут совладать с излишним чувством ответственности, в результате проявляют по отношению к другим враждебность, агрессивность, беспомощность перед фактами недисциплинированности. При этом обостренное чувство совестливости провоцирует гнев, требующий маскировки (так формируется хроническое состояние напряжения). Внутриличностный конфликт манифестирует себя в столкновении враждебности и жажды самоутверждения (при невозможности свободного отреагирования эмоций).

Работа над ошибками направлена на анализ взаимосвязи осознанности установок личности и внешних событий.

Результативность жизнедеятельности (оценка пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмыслена прожитая часть жизни) зависит от отношения к себе, другим, жизнедеятельности в целом, что проявляется в осознанности/неосознанности установок. Если результат не устраивает клиента в настоящий момент в определенной сфере жизнедеятельности, то разумно провести рефлексию установок.

Процесс рефлексии целеполагающих и креативных ресурсов смысложизненных ориентаций личности при наличии диагноза ишемическая болезнь сердца (ИБС).

ЛК-Я. В представлениях пациентов ИБС о себе характерно «лабильное самовосприятие», характеризующееся депрессивной окраской, чувством неполноценности, обидчивостью, неуверенностью, ощущением неблагополучия.

Работа над ошибками направлена на принятие собственной ценности, формирование самоуважения и позитивного отношения к собственному Я, другим и тд.

Цель проявляет себя в стремлении к успеху и социальной значимости, интенсивной длительной потребности в успехе (Rosenman, 1964). Специфичность цели состоит в решении задачи достичь значимого социального статуса в выбранной профессии любой ценой, вплоть до психоэмоционального истощения (Dunbar, 1943).

Благодаря доминанте мотива социального успеха человеку удается добиться относительно успешного самовосприятия (Freyberger, 1976). Психосоматические метафоры, подмеченные психоанализом в отношении этих пациентов, подтверждают вышесказанное: «Целенаправленная и усердная личность» (Dunbar, 1943), «Тщеславный чувствительный человек с сильным стремлением к признанию и престижу» (Aresin, I960).

В ходе работы над ошибками следует вербализовать цель следующим образом: самореализация посредством собственной уникальности и индивидуальности на основе задатков, способностей и характера (это и есть успех!) [8].

Процесс (факт). Главную роль в патогенезе сердечно-сосудистых заболеваний играет поведение типа А и подавляемая враждебность (Barefootetal, 1996; Barefootetal, 1994; Benotschetal, 1997; Siegman, Smith, 1994; Siegmanetal, 1992), которые реализуются в сфере межличностных отношений через выбор специфичных потребностей и мотивов (смыложизненных ориентаций).

Для трех подклассов группы А характерным является скрывать страх потерпеть неудачу за фасадом кажущейся компетентности. Такие пациенты не склонны к осознанию конфликтов с последующим их переживанием и соответствующим поведением. Эмоциональная напряженность компенсируется гиперактивностью, при этом им достаточно небольшого внешнего раздражителя, чтобы погрузиться в неравновесное психоэмоциональное состояние. У многих из них отмечаются стремление руководить и доминировать. При этом они не способны сотрудничать с окружающими, стремятся своей активностью доказывать свое превосходство и ценность, рассматривая свое окружение как слабое звено в системе. Трудные ситуации воспринимаются и оцениваются ими как вызов к противостоянию.

Работа над ошибками предполагает рефлексию процесса жизнедеятельности как эмпирического, креативного, нелинейного; исследование собственных способностей и способов их развития; изучение истинных потребностей и мотивов самореализации [8].

ЛК-Ж (факт). Пациенты предпочитают самореализацию в профессии семейным отношениям (не могут переносить межличностную близость) (Rosemann, Friedman, 1959; Dunbar, 1954 и Jenkins, 1972). Часто наступает перенапряжение в профессии, причиной которого является недостаточная для выполняемой деятельности квалификация и компетентность (Jenkins, 1972). Конфликты, связанные с перегрузкой, они пытаются компенсировать самоприказами к пер-фекционизации. Так формируется синдром сверхкомпенсации, проявляющийся в хронической потребности личностного роста, побочным эффектом которого становится реальность психического истощения.

Работа над ошибками подразумевает анализ нежелательных (трудных) ситуаций, взаимосвязи осознанности/неосознанности установок и внешних происходящих событий.

Результатом выступают труднообратимые последствия - «надлом жизненной линии», синдром крушения, которые проявляются в вынужденных ограничениях социальной активности (по причине утраты здоровья) и сожалениях о нереализованных планах. Неполноценная когнитивная переработка тяжелых жизненных событий маскируется стереотипом поведения гиперактивного агрессора, чередующимся с депрессивными состояниями. В итоге гиперактивность и враждебность личности обращаются против ее здоровья.

Библиографический список

Работа над ошибками заключается в анализе и переосмыслении установок: кто много работает, считается здоровым; отрицание своих конфликтов.

Таким образом, мы рассмотрели специфику мышления пациента (клиента) с диагнозом (тенденцией) гипертензии, ишемической болезни, которые разрушают межличностные отношения и здоровье человека.

В заключение отметим, что благодаря осознанию смысложизненных ориентаций, установок, работе над ошибками в способах мышления и принятии решений, возможно устранение односторонней направленности личности и инициация качественно новых ориентиров в жизни, могущих содействовать сохранению и улучшению здоровья.

1. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Москва: Эксмо, 2009.

2. Курпатов А.В. Психосоматика. Москва: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007.

3. Литвинова Н.Ю. Психологические ресурсы совладающего поведения в жизнедеятельности человека. Владимир: ВлГУ, 2015.

4. Франкл В. Психотерапия на практике. Санкт-Петербург: Речь, 2001.

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва: Смысл, 2003.

6. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в различные периоды жизни. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011.

7. Иновационная психотерапия. Под редакцией Д. Джоунса. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

8. Тест СЖО Леонтьева Д.А. Available at: https://go.mail.ru/search

9. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. Москва: Мысль, 1991.

References

1. Malkina-Pyh I.G. Psihosomatika. Moskva: 'Eksmo, 2009.

2. Kurpatov A.V. Psihosomatika. Moskva: ZAO «OLMA Media Grupp», 2007.

3. Litvinova N.Yu. Psihologicheskie resursy sovladayuschego povedeniya v zhiznedeyatel'nosti cheloveka. Vladimir: VlGU, 2015.

4. Frankl V. Psihoterapiya na praktike. Sankt-Peterburg: Rech', 2001.

5. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla. Moskva: Smysl, 2003.

6. Kryukova T.L. Psihologiya sovladayuschego povedeniya v razlichnye periody zhizni. Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2011.

7. Inovacionnaya psihoterapiya. Pod redakciej D. Dzhounsa. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

8. Test SZhO Leont'eva D.A. Available at: https://go.mail.ru/search

9. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiizhizni. Moskva: Mysl', 1991.

Статья поступила в редакцию 12.10.19

УДК 316.47

Litvinova N.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G.Stoletovs (Vladimir, Russia),

E-mail: Ln7766@mail.ru

TO THE PROBLEM OF STUDYING SUBJECTIVE WELL-BEING IN MARRIAGE RELATIONS. The article considers a problem of reflection of creativity of a subjectively prosperous family. Spousal well-being is understood as the maximum coincidence of the opinions of the spouses on life issues (self-reliance and self-acceptance; goals, distribution of roles and responsibilities; causality of events and the effectiveness of the functioning of the family system) and ensuring, on this basis, the functionality of the family system. The problem is considered as a kind of difficult / significant situation in human life, in conjunction with the reflection of the goals of creating a family system, as well as creative resources that can optimize its vitality. It is suggested that the practice of reflection on the meaning of life orientations in the psychotherapeutic process be conducted for spouses experiencing complex emotional relationships for various reasons. The effect is achieved through semantic regulation of life (regulation of actions based on awareness of needs, abilities, characteristics of temperament, character).

Key words: satisfaction with family relationships, successful marital relations, meaning, goal-setting, reflection, creativity, family system, life-meaning orientations, I-concept of spouses, beliefs, process, events, result.

Н.Ю. Литвинова, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир,

E-mail: Ln7766@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

В статье рассматривается проблема рефлексии творчества субъективно благополучной семьи. Супружеское благополучие понимается как максимальное совпадение мнений супругов по смысложизненным вопросам (самоотношения и самовоприятия; целевых установок; распределения ролей и ответственности; причинности событий и результативности функционирования семейной системы) и обеспечение на этой основе функциональности семейной системы. Проблема рассматривается как разновидность трудной/значимой ситуации в жизнедеятельности человека, во взаимосвязи с рефлексией целей создания семейной системы, а также креативных ресурсов, могущих оптимизировать ее жизнеспособность. Предлагается прохождение практики рефлексии смысложизненных ориентаций в психотерапевтическом процессе супругам, переживающим сложные эмоциональные отношения по разным причинам. Эффект достигается посредством смысловой регуляции жизнедеятельности (регуляции действий на основе осознания потребностей, способностей, особенностей темперамента, характера).

Ключевые слова: удовлетворенность семейными отношениями, благополучные супружеские отношения, смысл, целеполагание, рефлексия, креативность, семейная система, смысложизненные ориентации, Я-концепция супругов, убеждения, процесс, события, результат.

Семья является микромоделью общества и отражает все проблемные сферы государственного механизма. В этом смысле обсуждение проблемы семейного счастья приобретает особый социальный смысл. С точки зрения социальной политики государства благополучной является семья, которая эффективно выполняет функции воспроизведения населения и воспитания.

С точки зрения психологии благополучной является семья, которая эффективно выполняет столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой и повторяющейся форме в ней существуют и возникают [1].

Таким образом, достижение благополучия в семейных отношениях и прежде всего в супружеских - проблема, требующая психологического сопровожде-

ния. На сегодняшний день существует значительное количество отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме удовлетворенности супругов семейными отношениями и супружеского благополучия, которые являются сторонами единого феномена в системе семьи.

В практике психотерапии удовлетворенность личности жизнедеятельностью понимается во взаимосвязи с основными категориями теории поиска смысла: ценностями творчества, ценностями переживания, ценностями отношения [2].

В этой связи удовлетворенность семейными отношениями характеризуется уровнем выраженности осознанности смысла в этой сфере жизнедеятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.