Научная статья на тему 'Взаимосвязь психологической сепарации от родителей и целеполагания студентов из полных семей'

Взаимосвязь психологической сепарации от родителей и целеполагания студентов из полных семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC
1149
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЕПАРАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СЕПАРАЦИЯ / АТТИТЮДНАЯ СЕПАРАЦИЯ / КОНФЛИКТНАЯ СЕПАРАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕПАРАЦИЯ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / ОПЕРАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / ДЕТЕРМИНИРУЮЩАЯ СИСТЕМА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРЯЖЕНИЯ / VALUE-SEMANTIC CHARACTERISTICS OF GOAL-SETTING / GOAL SETTING / FUNCTIONAL SEPARATION / CONFLICT SEPARATION / ATTITIVE SEPARATION / EMOTIONAL SEPARATION / PSYCHOLOGICAL SEPARATION / OPERATIONAL CHARACTERISTICS OF GOAL-SETTING / DETERMINING SYSTEM / PSYCHOLOGICAL STRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвинова Анна Викторовна

Обосновывается актуальность изучения психологической сепарации как детерминанты становления целеполагания в студенческом возрасте. Предметом исследования являются особенности взаимосвязи компонентов психологической сепарации и характеристик целеполагания у юношей и девушек из полных семей. В процессе психологической сепарации возникают напряжения в отношениях с родителями, являющиеся исходными для развертывания целеполагания, определяющего ориентировку юношей и девушек в ситуациях жизнедеятельности. Особое внимание уделяется анализу взаимосвязей эмоциональных, функциональных, аттитюдных и конфликтных компонентов сепарации от отца и матери с целеполаганием у юношей и девушек. Для выявления особенностей компонентов психологической сепарации, ценностно-смысловых (ценности-цели, ценности-средства, смысложизненные ориентации) и операционных (саморегуляция произвольной активности) характеристик целеполагания в исследовании применялся психодиагностический комплекс из четырех методик. Представлены результаты корреляционного и факторного анализа, подтверждающие наличие специфических особенностей и структуры взаимосвязей психологической сепарации от отца и матери с целеполаганием у юношей и девушек. Научная новизна заключается в том, что особенности сепарации от родителей и их связь с целеполаганием, проинтерпретированы с позиций функционального подхода и вносят вклад в понимание становления личности в студенческом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Литвинова Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION BETWEEN PSYCHOLOGICAL SEPARATION FROM PARENTS AND GOAL SETTING OF THE STUDENTS FROM NUCLEAR FAMILIES

This article substantiates the relevance of studying psychological separation as a determinant of the establishment of goal setting at student age. The subject of this research is the peculiarities of correlation between the elements of psychological separation and the goal setting characteristics of youth from nuclear families. The psychological separation induces tension in the relationship with parents, which are fundamental for goal setting development determining the life orientation of youth. Special attention is given to the analysis of interconnection of emotional, functional, attitudinal and conflict components of separation from parents with regards to development of goal setting in children. Psychodiagnostic complex comprised of four methods was applied for identification of peculiarities of the components of psychological separation, value-semantic (values-goals, values-means, life-meaningful orientations) and operational (self-regulation of arbitrary actions) characteristics of goal setting. The article presents the results of correlation and factor analysis proving the existence of specificities and structure of interdependence of goal setting of youth on psychological separation from parents. The scientific novelty consists in the fact that the peculiarities of separation from parents and their correlation with goal setting, as well as their contribution to personal development at student age, are interpreted from the perspective of functional approach.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь психологической сепарации от родителей и целеполагания студентов из полных семей»

Психология и Психотехника

Правильная ссылка на статью:

Литвинова А.В. — Взаимосвязь психологической сепарации от родителей и целеполагания студентов из полных семей // Психология и Психотехника. - 2019. - № 4. DOI: 10.7256/2454-0722.2019.4.31179 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=31179

Взаимосвязь психологической сепарации от родителей и целеполагания студентов из полных семей

Литвинова Анна Викторовна

кандидат психологических наук

доцент, кафедра Научных основ экстремальной психологии, Московский государственный психолого-

педагогический университет

127051, Россия, г. Москва, ул. Сретенка, 29 И [email protected]

Статья из рубрики "Психология развития"

Аннотация.

Обосновывается актуальность изучения психологической сепарации как детерминанты становления целеполагания в студенческом возрасте. Предметом исследования являются особенности взаимосвязи компонентов психологической сепарации и характеристик целеполагания у юношей и девушек из полных семей. В процессе психологической сепарации возникают напряжения в отношениях с родителями, являющиеся исходными для развертывания целеполагания, определяющего ориентировку юношей и девушек в ситуациях жизнедеятельности. Особое внимание уделяется анализу взаимосвязей эмоциональных, функциональных, аттитюдных и конфликтных компонентов сепарации от отца и матери с целеполаганием у юношей и девушек. Для выявления особенностей компонентов психологической сепарации, ценностно-смысловых (ценности-цели, ценности-средства, смысложизненные ориентации) и операционных (саморегуляция произвольной активности) характеристик целеполагания в исследовании применялся психодиагностический комплекс из четырех методик. Представлены результаты корреляционного и факторного анализа, подтверждающие наличие специфических особенностей и структуры взаимосвязей психологической сепарации от отца и матери с целеполаганием у юношей и девушек. Научная новизна заключается в том, что особенности сепарации от родителей и их связь с целеполаганием, проинтерпретированы с позиций функционального подхода и вносят вклад в понимание становления личности в студенческом возрасте.

Ключевые слова: психологическая сепарация, эмоциональная сепарация, аттитюдная сепарация, конфликтная сепарация, функциональная сепарация, целеполагание, ценностно-смысловые характеристики целеполагания, операционные характеристики целеполагания, детерминирующая система, психологические напряжения

DOI:

10.7256/2454-0722.2019.4.31179

Дата направления в редакцию:

04-11-2019

Дата рецензирования:

01-11-2019

Дата публикации:

05-11-2019

Введение

Происходящие изменения в различных сферах современной жизни повышают интерес исследователей к теоретическому и прикладному изучению психологической сепарации от родителей, во многом определяющей духовное, социальное и личностное благополучие подрастающего поколения. В широком смысле под психологической сепарацией от родителей понимают процесс дифференциации, разъединения с ними. Психологическая сепарация как интрапсихический процесс направлена на раскрытие возможности полноценного психического функционирования независимо от близких людей. В более узком смысле психологическая сепарация от родителей является сложным, нелинейным процессом перестройки детско-родительских отношений, изменяющих функционирование всей семейной системы [1;2].

Психологическая сепарация от родителей, как отделение значимого другого происходит на эмоциональном, функциональном, аттитюдном и конфликтологическом уровнях ^^ Исследование психологической сепарации основано на структурной модели Дж. Хоффмана, включающей четыре компонента сепарации: конфликтный, эмоциональный,

аттитюдный и функциональный Конфликтная независимость понимается как свобода от чрезмерных чувств вины, тревоги, недоверия, ответственности, заторможенности, негодования и гнева по отношению к родителям. Эмоциональная независимость рассматривается как уменьшение зависимости от родительского одобрения или неодобрения. Аттитюдная независимость раскрывает способность молодых людей оценивать окружающий мир своими собственными категориями, а, не родительскими, вырабатывать собственные суждения, решения, позицию, основанную на собственном опыте. Функциональная самостоятельность предполагает возможность жить отдельно от родительской семьи, финансовую независимость личности, умение своими силами обеспечивать себя, а со временем и свою семью [1,2].

Переход к взрослости связан с переживанием не только «кризиса юности» (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский, В. К. Шабельников и др.), но и нормативного семейного кризиса, определяемого как «отрыв от родительских корней» (А. Варга, К. Поливанова, В. Сатир, Л. Шнейдер, Дж. Хоффман, С. Копке, М. Эллисон и др.). Поэтому условием психологической сепарации от родителей является не только переструктурирование взаимоотношений с родителями, но и готовность родителей к взрослению детей и их психологическому отделению. Завершение психологической сепарации от родителей соотносится со становлением в юношеском возрасте зрелости, ответственности, выходом в самостоятельную жизнь. Критерием завершения процесса психологической сепарации от родителей в юношеском возрасте является достижение

молодыми людьми эмоциональной автономии [3-5], надежной привязанности как к матери, так и к отцу, но при этом дистанцирование от родителей, обособление как

потребность в личном пространстве самостоятельность, высокий уровень автономии,

самооценки, волевой саморегуляции

В нашем исследовании основополагающими для изучения особенностей взаимосвязи психологической сепарации от родителей и целеполагания студентов из полных семей являются теоретические положения П.Я. Гальперина об ориентировочной деятельности субъекта, выступающей ориентирующим компонентом его практической деятельности и принципы системности, функциональной организации и субъектности, обоснованные в функциональном подходе В.К. Шабельникова (9, с. 121-166). В логике данного подхода семья рассматривается как детерминирующая система формирования личности. Во взаимодействиях между члена семьи возникают психологические напряжения,

стремление к снятию которых является механизмом развития личности [9,10]. Напряжения в отношениях с родителями возникающие в процессе психологической сепарации, являются исходными и для развертывания ориентировки и определения юношами и девушками своего жизненного пути, места во взрослом мире и постановки ими жизненных целей. В современной ситуации происходит разрушение традиционной семьи, появляются разные типы семьи (неполные, приемные, проблемные, неблагополучные и др.), в которых складываются разные условия для развития личности, влияния психологической сепарации на осознание юношами и девушками своих потенциальных возможностей в организации своей жизнедеятельности. В данном исследовании нас интересует как развертывается целеполагание юношей и девушек из полных семей в процессе психологической сепарации от отца и матери.

Современными исследователями целеполагание рассматривается как мотивационная

основа профессиональной стратегии студентов фактор развития субъективности

студентов 1А21, изучаются основы эффективного целеполагания ИЗ!, целевая структура

личности Ц^, влияние на целеполагание согласования/рассогласования образов

родителей 1АШ, семейного окружения -И^, удовлетворенности психологической

безопасности образовательной среды -С16!, уровня саморегуляции типа субъектной

регуляции ПШ, удовлетворенности жизнью -Ц^. Нас интересуют значимые особенности и структура взаимосвязи психологической сепарации от родителей и целеполагания юношей и девушек из полных семей. Целеполагание изучается нами в единстве ценностно-смысловой (ценности-цели, ценности-средства, смысложизненные ориентации) и операционной (система саморегуляции произвольной активности) с оста в ля ющих.

Предмет исследования - особенности взаимосвязи психологической сепарации и целеполагания у юношей и девушек из полных семей. Цель проведенного исследования состоит в выявлении особенностей и структуры взаимосвязи психологической сепарации (конфликтная, эмоциональная, функциональная, аттитюдная) от родителей и характеристик целеполагания (ценностно-смысловые и операционные) у юношей и девушек из полных семей.

Программа эмпирического исследования

В исследовании принимали участие 65 студентов из полных семей, из них 23 юноши (средний возраст 18,8 лет) и 42 девушки (средний возрасте 18,9 лет). Для изучения психологической сепарации (конфликтная, эмоциональная, функциональная, аттитюдная)

использовался опросник Psychological Separation Inventory (PSI) (J. Hoffman, 1984),

адаптация В. П. Дзукаевой, Т. Ю., Садовниковой-20!. Для выявления ценностно-смысловых характеристик целеполагания (ценности-цели, ценности-средства) применялась методика «Ценностные ориентации» (ЦО) М. Рокича, тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева (цели жизни (целепостановка), процесс жизни (смысл, интерес, мотивация, творчество), результативность жизни (целеосуществление), локус контроля - Я (активность), локус контроля жизни

(ответственность)) I21!. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой применялся для выявления операционных характеристик целеполагания (регуляторные процессы и регуляторно-личностные качества). Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью критерия корреляции Спирмена и факторного анализа (метод выделения факторов: метод главных компонент, метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера).

Результаты и их обсуждение

Средние значения психологической сепарации и характеристик целеполагания у юношей и девушек представлены в таблице 1. Показателям по методикам присвоены ранги в соответствии с убыванием среднего значения (психологическая сепарация (опросникPSI), смысложизненные ориентации (методика СЖО), регуляторные процессы и регуляторно-личностные качества (опросник «Стиль саморегуляции поведения»)) и возрастанием среднего значения (ценности-цели и ценности-средства (методика «Ценностные ориентации»), наглядно раскрывающие их приоритетность у юношей и девушек.

Таблица 1. Описательная статистика по методикам у юношей и девушек

Юноши Девушки

ранг Среднее значение ранг Среднее значение

психологическая сепарация (опросникPSI)

отец сепарация функциональная 1 3,56 оте ц с е па ра ция функциональная 1 3,50

мать сепарация конфликтная 2 3,53 оте ц с е па ра ция конфликтная 2 3,36

о те ц с е па ра ция конфликтная 3 3,47 оте ц с е па ра ция эмоциональная 3 3,23

ма ть с е па ра ция функциональная 4 3,45 ма ть с е па ра ция функциональная 4 3,09

о те ц с е па ра ция эмоциональная 5 3,45 ма ть с е па ра ция конфликтная 5 3,08

ма ть с е па ра ция эмоциональная 6 3,44 ма ть с е па ра ция аттитюдная 6 3,03

ма ть с е па ра ция аттитюдная 7 3,36 оте ц с е па ра ция аттитюдная 7 2,95

о те ц с е па ра ция аттитюдная 8 3,13 ма ть с е па ра ция эмоциональная 8 2,85

ценности-цели (методика «Ценностные ориентации»)

наличие хороших друзей 1 6,28 любовь 1 4,94

продуктивная жизнь 2 6 78 счастливая семейная 2 5 66

жизнь

развитие 3 6,78 здоровье 3 6,06

любовь 4 7,67 наличие хороших друзей 4 7,03

активная деятельная жизнь 5 7,67 развитие 5 7,49

здоровье 6 7,83 свобода 6 7,54

счастливая семейная жизнь 7 7,94 уверенность в себе 7 8,40

свобода 8 8,61 жизненная мудрость 8 9,14

познание 9 8,78 познание 9 9,26

интересная работа 10 8,94 интересная работа 10 9,97

жизненная мудрость 11 9,61 продуктивная жизнь 11 10,06

уверенность в себе 12 9,72 активная деятельная жизнь 12 10,29

ма те риа льно обеспеченная жизнь 13 10,39 творчество 13 10,86

творчество 14 11,67 счастье других 14 11,03

счастье других 15 11,72 ма те риа льно обеспеченная жизнь 15 11,26

развлечения 16 12,33 развлечения 16 11,86

общественное признание 17 13,28 красота природы и ис кус с тв а 17 13,14

красота природы и ис кус с тв а 18 13,89 общественное признание 18 14,09

ценности-средства (методика «Ценностные ориентации»)

самоконтроль 1 7,28 жизнерадостность 1 7,03

образованность 2 7,39 воспитанность 2 7,17

воспитанность 3 7,39 честность 3 7,31

чуткость 4 7,50 ответственность 4 7,43

ответственность 5 7,56 самоконтроль 5 8,29

твердая воля 6 7,78 образованность 6 8,43

честность 7 8,67 твердая воля 7 8,91

жизнерадостность 8 9,11 широта взглядов 8 9,00

смелость 9 9,33 аккуратность 9 9,26

терпимость 10 9,61 смелость 10 9,37

широта взглядов 11 9,89 чуткость 11 9,46

исполнительность 12 9,94 терпимость 12 9,57

эффективность 13 10,17 независимость 13 9,71

рационализм 14 10,67 исполнительность 14 10,00

высокие запросы 15 10,89 рационализм 15 11,20

независимость 16 11,33 эффективность 16 11,37

аккуратность 17 11,83 высокие запросы 17 12,91

непримиримость 18 13,67 непримиримость 18 15,20

смысложизненные ориентации (методика СЖО)

Общий показатель ОЖ 1 109,67 Общий показатель ОЖ 1 105,26

Цели 2 26,11 Процесс 2 25,58

Промесс 3 24 67 Мепи 3 23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

локус контроля - жизнь 4 23,33 локус контроля - жизнь 4 22,16

Результат 5 22,11 Результат 5 19,32

локус контроля - Я 6 15,67 локус контроля - Я 6 15,42

регуляторные процессы и регуляторно-личностные качества (опросник «Стиль саморегуляции поведения»)

общий уровень ср 1 25,94 общий уровень ср 1 27,97

гибкость ср 2 5,83 оценивание результатов 2 6,09

самостоятельность ср 3 5,22 гибкость ср 3 5,38

оценивание результатов 4 4,67 программирование 4 5,29

программирование 5 4,61 самостоятельность ср 5 5,24

моделирование 6 4,56 планирование 6 5,00

планирование 7 4,50 моделирование 7 4,68

Проанализируем значимые взаимосвязи конфликтной сепарации и характеристик целеполагания у юношей и девушек (табл. 2). У юношей выявлены положительные взаимосвязи конфликтной сепарации от матери и ценности-средства общения «чуткость», результативности жизни, раскрывающей их удовлетворенность целеосуществлением и самореализацией. Конфликтная сепарация от матери снижает важность для юношей ценности-средства самоутверждения «образованность».

У юношей отсутствуют взаимосвязи конфликтной сепарации от отца и характеристик целеполагания. Возможно у юношей сложились доверительные отношения, свободные от переживания ими чувств вины, тревоги, недоверия по отношению к отцу.

Таблица 2. Корреляции по Спирмену между конфликтной сепарацией от родителей и характеристиками целеполагания у юношей и девушек

Юноши Девушки

конфликтная сепарация от матери

ценности-средства (ЦО) ценности-цели (ЦО)

образованность -,603** любовь -,417**

чуткость ,514* ценности-средства (ЦО)

смысложизненные ориентации (СЖО) воспитанность - 402**

результативность жизни (целеосуществление) ,451* высокие запросы ,356*

чуткость -,354*

регуляторные шкалы (ССПМ)

гибкость ,405**

конфликтная сепарация от отца

ценности-цели (ЦО)

свобода ,320*

ценности-средства (ЦО)

чуткость -,492**

Примечание. * корреляция значима на уровне р<0,05; ** корреляция значима на уровне <0,01.

У девушек выявлены отрицательные взаимосвязи конфликтной сепарации от матери и ценности-цели личной жизни «любовь», ценностей-средств общения «воспитанность» и «чуткость». Раскрыты положительные взаимосвязи с ценностью-средством самоутверждения «высокие запросы» и регуляторно-личностным свойством «гибкость». Именно конфликтная сепарация от матери позволяет девушкам при возникновении

рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно перестраивать планы и программы их достижения.

Конфликтная сепарация от отца положительно взаимосвязана с ценностью-целью самореализации «свобода» и отрицательно - с ценностью-средством общения «чуткость». Конфликтная сепарация от отца позволяет девушкам приобрести независимость в суждениях и поступках, но снижает значимость проявления чуткости и заботы.

Рассмотрим значимые взаимосвязи эмоциональной сепарации и характеристик целеполагания у юношей и девушек (табл. 3). Положительные взаимосвязи эмоциональной сепарации от матери выявлены у юношей с ценностью-целью «творчество» и локус контроля жизни. Отрицательные взаимосвязи эмоциональной сепарации от матери выявлены у юношей с ценностью-целью «счастье других» и ценностью-средством «непримиримость».

Эмоциональной сепарации от отца положительно взаимосвязана с ценностью-целью самореализации «свобода» и с устойчивыми субъективными критериями оценки результатов своих действий и поведения. Стремление к независимости от эмоциональной поддержки родителей позволяет юношам более свободно реализовывать себя в творчестве, принимать ответственность за свои решения в различных жизненных ситуациях и адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Таблица 3. Корреляции по Спирмену между эмоциональной сепарацией от родителей и характеристиками целеполагания у юношей и девушек

Юноши

эмоциональная сепарация от матери

ценности-цели (ЦО) ценности-цели (ЦО)

счастье других -,570* счастливая семейная жизнь

творчество ,688** ценности-средства (ЦО)

ценности-средства (ЦО) ответственность

непримиримость -,524* смысложизненные ориентации (СЖО)

смысложизненные ориентации (СЖО) результативность жизни (целеосущес

локус контроля - жизнь (ответственность) ,440* регуляторные шкалы (ССПМ)

программирование

общий уровень

эмоциональная сепарация от отца

ценности-цели (ЦО) ценности-цели (ЦО)

свобода ,610** здоровье

регуляторные шкалы (ССПМ) ценности-средства (ЦО)

оценивание результатов ,501* образованность

Примечание. * корреляция значима на уровне р<0,05; ** корреляция значима на уровне <0,01.

У девушек эмоциональная сепарация от матери положительно взаимосвязана ценностью-средством «ответственность» и результативностью жизни. Эмоциональная сепарация девушек от матери отрицательно взаимосвязана ценностью-целью «счастливая семейная жизнь», программированием и уровнем сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности в жизненных ситуациях. Обретение девушками эмоциональной независимости от матери ведет к снижению значимости ценности-цели «счастливая семейная жизнь», импульсивным действиям, получению результатов

неадекватных целям деятельности. При этом они руководствуются чувством долга и удовлетворены целеосуществлением личных планов.

Эмоциональная сепарация девушек от отца определяет их направленность на реализацию ценности-цели личной жизни «здоровье», с ценности-средства самоутверждения «образованность».

Далее проанализируем значимые взаимосвязи аттитюдной сепарации и характеристик целеполагания у юношей и девушек (табл. 4). У юношей выявлены положительные взаимосвязи аттитюдной сепарации от матери с ценностями-средствами самоутверждения «высокие запросы» и «эффективность»; положительные взаимосвязи аттитюдной сепарации юношей от отца - с ценностью-средством самоутверждения «эффективность» и программированием. Аттитюдная сепарация от отца отрицательно связана с ценностью-целью самореализации «продуктивная жизнь», раскрывает неумение юношей мобилизовать свои внутренние ресурсы для выполнения важной деятельности.

Положительные взаимосвязи аттитюдной средствами самоутверждения позволяют программы своих действий, гибко изменять несформированность собственных позиций и использовать свои возможности.

сепарации от родителей с ценностями-юношам самостоятельно разрабатывать их в новых жизненных обстоятельствах, но суждений не позволяет им в полной мере

Таблица 4. Корреляции по Спирмену между аттитюдной сепарацией от родителей и характеристиками целеполагания у юношей и девушек

Юноши Девушки

аттитюдная сепарация от матери

ценности-средства (Ц О) ценности-средства (ЦО)

высокие запросы ,567* твердая воля ,316*

эффективность ,516* смысложизненные ориентации (СЖО)

результативность жизни (целеосуществление) ,449*

регуляторные шкалы (ССПМ)

оценивание результатов -,410**

общий уровень -459**

аттитюдная сепарация от отца

ценности-цели (ЦО) ценности-цели (ЦО)

продуктивная жизнь -,438* продуктивная жизнь ,342*

ценности-средства (ЦО) любовь ,319*

эффективность ,613** ценности-средства (ЦО)

регуляторные шкалы (ССПМ) терпимость -,335*

программирование ,552* смысложизненные ориентации (СЖО)

результативность жизни (целеосуществление) ,440*

Примечание. * корреляция значима на уровне р<0,05; ** корреляция значима на уровне <0,01.

Положительные взаимосвязи аттитюдной сепарации девушек от матери наблюдаются с ценностью-средством самоутверждения «твердая воля» и результативностью жизни. Аттитюдная сепарация от матери отрицательно связана с оцениванием результатов и уровнем сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности в жизненных ситуациях.

Аттитюдная сепарация девушек от отца положительно связана с ценностью-целью самореализации «продуктивная жизнь», ценностью-целью личной жизни «любовь» и результативностью жизни. Отрицательная взаимосвязь выявлена с ценностью-средством общения «терпимость». С одной стороны, формирующиеся у девушек в процессе аттитюдной сепарации собственные суждения, ведут к самореализации и самоутверждению, раскрытию своих возможностей, удовлетворенности целеосуществлением и осмысленностью жизни. С другой стороны, недостаточное развитие общего уровня саморегуляции, внутренних критериев оценки результатов приводит к возникновению высокой тревожности, низкой эффективности в преодолении трудных жизненных ситуаций.

Обратимся к значимым взаимосвязям функциональной сепарации и характеристик целеполагания у юношей и девушек (табл. 5). Функциональная сепарация юношей от матери положительно взаимосвязана с ценностью-целью личной жизни «развлечения», приятным времяпрепровождением, отсутствием обязанностей и ценностью-средством «рационализм», умением логично мыслить, отрицательно - с осознанным планированием своей деятельности.

Функциональная сепарация от отца положительно взаимосвязана с процессом жизни. Отрицательная взаимосвязь выявлена с ценностью-целью личной жизни «любовь», ценностью-средством общения «жизнерадостность». Несмотря на то, что планирование у юношей мало реалистично и поставленные цели редко достигаются, они стремятся обрести смысл, интерес к жизни, обдуманно принимать решения.

Таблица 5. Корреляции по Спирмену функциональной сепарации и характеристик целеполагания у юношей и девушек

Юноши Девушки

функциональная сепарация от матери

ценности-цели (ЦО)

развлечения ,640**

ценности-средства (ЦО)

рационализм ,492*

регуляторные шкалы (ССПМ)

планирование -,454*

функциональная сепарация от отца

ценности-цели (ЦО) ценности-средства (ЦО)

любовь -,479* твердая воля ,544*

ценности-средства (ЦО)

жизнерадостность -,483*

смысложизненные ориентации (СЖО)

процесс жизни (смысл, мотивация, творчество) ,460*

Примечание. * корреляция значима на уровне р<0,05; ** корреляция значима на уровне <0,01.

У девушек не обнаружены значимые взаимосвязи характеристик целеполагания с функциональной сепарацией от матери. Возможно девушки в данной выборке функционально менее зависимы от матери. Обретение девушками функциональной независимости от отца определяет важность для них ценности-средства «твердая воля».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее был проведен факторный анализ, который позволил выявить структуру

совместного проявления компонентов психологической сепарации и характеристик целеполагания у юношей и девушек.

В результате факторного анализа у юношей были выявлены 7 факторов, среди которых основную нагрузку несут первые три фактора (табл. 6).

Таблица 6. Результаты факторного анализа* в группе юношей

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

22,86 % 19,58% 16,35%

наличие хороших друзей ,952 честность -,937 жизнерадостность -,947

чуткость -,942 ма ть с е па ра ция функциональная ,921 образованность -,945

твердая воля ,863 ма ть с е па ра ция аттитюдная ,892 гибкость ,847

локус контроля -жизнь ,834 ма ть с е па ра ция эмоциональная ,870 в ос пита нно с ть ,843

счастливая семейная жизнь -,807 развлечения ,838 творчество ,824

любовь -,770 аккуратность -,824 уверенность в себе ,641

моделирование -,754 о те ц с е па ра ция эмоциональная -,735 оценивание ре з ул ьта то в ,638

терпимость -,720 о те ц с е па ра ция конфликтная ,645

свобода ,705 познание ,636

смелость ,698

ма ть с е па ра ция конфликтная -,555

Примечание. *В таблице представлены результаты, полученные с применением метода выделения факторов: метод главных компонент и метода вращения: варимакс с нормализацией Кайзера

Фактор 1 - «Самоутверждение среди друзей» несет наибольшую дисперсионную нагрузку и является полярным. С одной стороны, принятие ценностей-целей личной жизни «наличие хороших друзей» и самореализации - «свобода», ценностей-средств самоутверждения - «твердая воля», «смелость в отстаивании своего мнения», убеждение в том, что жизнь вносит свои коррективы в происходящие события. С другой стороны, отрицание ценностей-целей личной жизни «счастливая семейная жизнь» и «любовь», ценностей-средств принятия других людей «чуткость» и «терпимость», необходимости выделять значимые условия достижения поставленных целей, важности конфликтной сепарации от матери.

Фактор 2 - «Сепарация от родителей» включает с одной стороны, приоритетную функциональную, аттитюдную и эмоциональную сепарацию от матери, конфликтную сепарацию от отца, реализацию ценности-цели «развлечения» и ценности-цели самореализации «познание», с другой - отрицание важности для них ценностей-средств «честность» и «аккуратность», эмоциональной сепарации от отца.

Фактор 3 - «Регуляция произвольной активности» образован регуляторно-личностным свойством - гибкость, демонстрирующим способность юношей адекватно реагировать на

изменения ситуации, достигать поставленной цели, а так же адекватной самооценкой и оценкой результатов свое деятельности и поведения. С одной стороны это ведет к снижению значимости ценностей-средств «жизнерадостность» и «образованность», с другой стороны, позволяет реализовывать ценность-средство «воспитанность», ценности-цели самореализации «творчество» и личной жизни «уверенность в себе».

Противоречивость компонентов, входящих в приоритетные факторы, может свидетельствовать о наличии у юношей не только внутренних конфликтов, требующих своего разрешения, но и недостатка ресурсов, прежде всего смысловых, позволяющих справиться с ними.

Результаты факторного анализа у девушек демонстрируют наличие 15 факторов, среди которых основную нагрузку так же несут первые три (табл. 7).

Таблица 7. Результаты факторного анализа* в группе девушек

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

13,89% 11,76% 9,28%

общий пока з а те ль О Ж ,953 о те ц с е па ра ция функциональная ,910 аккуратность ,869

процесс ,860 о те ц с е па ра ция эмоциональная ,897 мать с е па ра ция аттитюдная ,574

цели ,715 твердая воля ,588 мать с е па ра ция эмоциональная ,514

локус контроля - жизнь ,702

локус контроля - Я ,606

широта взглядов ,552

результат ,539

Примечание. *В таблице представлены результаты, полученные с применением метода выделения факторов: метод главных компонент и метода вращения: варимакс с нормализацией Кайзера

Фактор 1 - «Смысложизненные ориентации» с наибольшей дисперсионной нагрузкой образован всеми показателями осмысленности жизни и локуса контроля, а так же соответствующей им ценностью-средством «широта взглядов», раскрывающими сформированность у девушек представлений о смысле жизни и уверенности в собственной способности ставить и реализовывать значимые для себя цели.

Фактор 2 - «Сепарация от отца» включает функциональную и эмоциональную независимость от отца и направленность на ценность-средство самоутверждения «твердая воля».

Фактор 3 - «Сепарация от матери» образован аттитюдной и эмоциональной сепарацией и стремлением девушек к реализации ценности-средства самоутверждения «аккуратность».

По результатам факторного анализа у юношей и девушек были выявлены общие компоненты психологической сепарации от родителей - эмоциональная и аттитюдная сепарация от матери и эмоциональная сепарация от отца. Для юношей приоритетна функциональная сепарация от матери и конфликтная сепарация от отца, для девушек -

функциональная сепарация от отца. Структура сепарации от родителей более дифференцирована у девушек.

Выводы

Полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы:

Обретение юношами функциональной независимости от матери и эмоциональной от отца сопровождается повышением значимости реализации целей-ценностей развлечения и свобода соответственно. Стремление юношей к аттитюдной и функциональной независимости от отца приводит к снижению значимости целей-ценностей продуктивная жизнь и любовь. Направленность юношей к эмоциональной независимости от матери снижает значимость достижения ценности- цели счастье других и повышает значимость ценности- цели творчество.

Аттитюдная сепарация от матери и отца, повышает значимость применения юношами ценностей-средств высокие запросы и эффективность, функциональная сепарация от матери - ценность-средство рационализм. Стремление юношей к эмоциональной и функциональной независимости от отца приводит соответственно к снижению значимости целей-средств непримиримость и жизнерадостность. Конфликтная сепарация от матери снижает значимость для юношей важного для студенческого возраста ценности-средства образованность и повышает значимость ценности-средства чуткость.

Обретение юношами конфликтной и эмоциональной независимости от матери, функциональной независимости от отца сопровождается повышением удовлетворенности насыщенностью жизни, результативности целеосуществления и принятием ответственности за свои действия.

Эмоциональная и аттитюдная сепарация от отца позволяет юношам успешно разрабатывать программы реализации поставленных целей, применять собственные критерии оценки достигнутых результатов. Функциональная сепарация от матери сдерживает формирование у юношей стремления к выдвижению и удержанию целей деятельности.

Направленность девушек на конфликтную, эмоциональную и аттитюдную сепарацию от отца повышает значимость достижения ценностей-целей свобода, здоровье, любовь, продуктивная жизнь. Стремление девушек обрести конфликтную и эмоциональную независимость от матери снижает направленность на реализацию ценностей-целей счастливая семейная жизнь и любовь.

Обретение девушками эмоциональной независимости от матери и отца, аттитюдной независимости от матери и функциональной независимости отца определяет их направленность на использование ценностей-средств ответственность и образованность, твердая воля. Конфликтная и аттитюдная сепарация от отца снижает стремление девушек применять ценности-средства чуткость и терпимость. Конфликтная сепарация от матери определяет направленность на реализацию ценности-средства высокие запросы и наоборот, снижает вероятность использования ценностей-средств воспитанность и чуткость.

В процессе эмоциональной сепарации от матери и аттитюдной сепарации от родителей девушки удовлетворены результативностью целеосуществления личных планов.

Обретение девушками конфликтной независимости от матери позволяет им более гибко перестраивать планы и программы своих действий, но страх потери эмоционального

одобрения матери и стремление следовать ее советам, препятствуют самостоятельной разработке планов, определяют их ориентированность на внешние критерии оценки достигнутых результатов.

Заключение

Психологическая сепарация - сложный длительный процесс переструктурирования отношений с родительской семьей, протекает у юношей и девушек из полных семей по-разному. Отцы более конструктивно поддерживают отделение, как юношей, так и девушек, поощряют достижение ими независимости от родительского одобрения, суждений и позиции. Установлены значимые взаимосвязи компонентов психологической сепарации от родителей с ценностно-смысловыми и операционными характеристиками целеполагания, отличающиеся вариативностью и противоречивостью у юношей и девушек из полных семей. Выявленная специфика психологической сепарации юношей и девушек из полных семей вносит вклад в теоретическое осмысление психологических закономерностей и путей становления личности в студенческом возрасте. Знание особенностей психологической сепарации и ее вклада в становление ценностно-смысловой и операционной сферы целеполагания студентов, позволит разрабатывать научно обоснованные программы дифференцированной психологической помощи в обретении юношами и девушками самостоятельности в постановке и реализации жизненных целей, планов и перспектив, становлении личности как субъекта жизнедеятельности.

Библиография

1. Дзукаева В. П., Садовникова Т. Ю. Адаптация опросника PSI (Psychological Separation Inventory) на российской выборке // Семейная психология и семейная психотерапия. 2014. №1. С. 3-15.

2. Харламенкова Н. Е., Кумыкова Е. В., Рубченко А. К. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. Москва : Институт психологии РАН. 2015. С. 149192.

3. Hoffman J. A. Psychological separation of late adolescents from their parents // Journal of Counseling Psychology. 1984. 31. P. 170-178.

4. Дитюк А. А. Психологическое содержание понятия «сепарация»: история изучения и близкие понятия // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. 2013. № 7. С. 49-59.

5. Маленова А. Ю., Потапова Ю. В. Эмоциональное благополучие студентов и их родителей в ситуации сепарации [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 2. C. 83-96. doi: 10.17759/psyclin.2018070206.

6. Dzukaeva V. Family characteristics of Psychological Separation from parents during late adolescence // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 146 (25). P. 346352.

7. Сысоева Л. В., Луговский В. А. Изучение взаимосвязи ведущего типа сепарации от родителей с типом привязанности к ним в юношеском возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т.23. №3. С.41-45.

8. Петренко Т. В., Сысоева Л. В. Изучение личностных особенностей студентов с различными типами сепарации от родителей // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2017. №3 (47). С. 74-83.

9. Шабельников В. К. Функциональная психология. Москва : Академический проект.

2004. С. 462-510 с.

10. Литвинова А. В. Ценностно-мотивационная сфера целеполагания студентов в зависимости от согласования/рассогласования образов родителей // Психологические проблемы современной семьи / сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции. Под редакцией: Карабановой О. А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягиной Н.Н. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург. 2015. С. 336-346.

11. Лежнева Е. А. Развитие навыков целеполагания в процессе формирования мотивационной основы профессиональной стратегии студентов-педагогов-психологов // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 8-2 (96). С. 86-90.

12. Новикова З. Н. Целеполагание как фактор развития субъективности студента // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 5. С. 476-480.

13. Маркова М. Ю. Осознание и структурирование жизненных целей студентов в процессе тренинга «Основы эффективного целеполагания» // Образование и саморазвитие. 2011. № 3 (25). С. 145-150.

14. Невструева Т. Х., Помченко М. А., Резанова Н. В. Категориальная структура личных стремлений в контексте целевой системы личности (на примере студентов вуза) // Высшее образование сегодня. 2016. № 8. С. 49-54.

15. Литвинова А. В. Взаимосвязь характеристик семейного окружения и целеполагания студентов / Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции под редакцией О. А. Карабановой, Н. Н. Васягиной / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2018. С. 717-721.

16. Литвинова А. В. Зависимость целеполагания и защитно-преодолевающего поведения студентов от удовлетворенности психологической безопасностью образовательной среды // Наука и Мир. Т. 2. №4 (32). С. 84-85.

17. Прима А. К. Особенности представлений о жизненном пути студентов с разным уровнем саморегуляции // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 10 (147). С. 199-204.

18. Харитонова А. С. Специфика целеполагания у студентов с разными типами субъектной регуляции // Казанский педагогический журнал. 2012. № 4 (94). С. 131138.

19. Azizli N., Atkinson B. E., Baughman H. M., Giammarco E. A. Relationships between general self-efficacy, planning for the future, and life satisfaction //Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 82. P. 58-60. doi: 10.1016/j.paid.2015.03.006.

20. Дзукаева В. П., Садовникова Т. Ю. Адаптация опросника PSI (Psychological Separation Inventory) на российской выборке // Семейная психология и семейная психотерапия. 2014. №1. С. 3-15.

21. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). Москва : Смысл, 2000. 18 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.