Научная статья на тему 'Предикторы эмоционального неблагополучия студентов в ситуации сепарации от родителей'

Предикторы эмоционального неблагополучия студентов в ситуации сепарации от родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
546
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ЭМОЦИЯ / ПРЕДИКТОР / СИТУАЦИЯ СЕПАРАЦИИ / PARENT-CHILD RELATIONSHIP / PSYCHOLOGICAL STATE / AN EMOTION / A PREDICTOR / SEPARATION SITUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Потапова Юлия Викторовна, Маленова Арина Юрьевна

Приводится анализ диспозиционных предикторов эмоционального состояния студентов в ситуации сепарации от родителей. Предикторами улучшения эмоционального состояния в ситуации сепарации являются самоуважение, спонтанность, гибкость, а также большинство видов психологической сепарации, кроме эмоциональной сепарации от матери и функциональной сепарации от отца. Негативно влияют такие черты личности, как принятие агрессии и высокие представления о природе человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Потапова Юлия Викторовна, Маленова Арина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Predictors of emotional distress of students in the situation of separation from parents

The article provides the analysis of emotional state’s dispositional predictors by students in a situation of separation from parents. Self-esteem, spontaneity, flexibility and most types of psychological separation, except of emotional separation from a mother and functional separation from a father have a positive influence to emotional state, adoption of the aggression and the high representation of human nature have negative influence for it.

Текст научной работы на тему «Предикторы эмоционального неблагополучия студентов в ситуации сепарации от родителей»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 1. С. 13-19.

УДК 159.942+159.922.8+316.61 DOI 10.25513/2410-6364.2018.1.13-19

Ю. В. Потапова А. Ю. Маленова

ПРЕДИКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ СЕПАРАЦИИ ОТ РОДИТЕЛЕЙ

Приводится анализ диспозиционных предикторов эмоционального состояния студентов в ситуации сепарации от родителей. Предикторами улучшения эмоционального состояния в ситуации сепарации являются самоуважение, спонтанность, гибкость, а также большинство видов психологической сепарации, кроме эмоциональной сепарации от матери и функциональной сепарации от отца. Негативно влияют такие черты личности, как принятие агрессии и высокие представления о природе человека.

Ключевые слова: детско-родительские отношения; психологическое состояние; эмоция; предиктор; ситуация сепарации.

Yu. V. Potapova A. Yu. Malenova

PREDICTORS OF EMOTIONAL DISTRESS OF STUDENTS IN THE SITUATION

OF SEPARATION FROM PARENTS

The article provides the analysis of emotional state's dispositional predictors by students in a situation of separation from parents. Self-esteem, spontaneity, flexibility and most types of psychological separation, except of emotional separation from a mother and functional separation from a father have a positive influence to emotional state, adoption of the aggression and the high representation of human nature have negative influence for it.

Keywords: parent-child relationship; psychological state; an emotion; a predictor; separation situation.

Жизнь человека складывается из взаимосвязанных друг с другом моментов, переживание событий и ситуаций формирует его опыт и определяет особенности взаимодействия со средой, оценку окружающих явлений. Можно предположить, что дискретным компонентом человеческой жизни является ситуация - психологическое явление, в котором сознание индивида, активно взаимодействуя с конкретными событиями, объективно наблюдаемыми в действительности, формирует внутреннюю их репрезентацию, и на ее основе строит свое поведение определенным образом, чтобы адаптироваться к требованиям среды и отвечать собственным представлениям о корректном и адекватном поведении в тех или иных условиях [1].

© Потапова Ю. В., Маленова А. Ю., 2018

Особый интерес вызывает изучение ситуаций, связанных с затруднениями в прохождении того или иного жизненного этапа. Они имеют разное обозначение: «трудная жизненная ситуация» (Л.И. Анцыферова), «кризисная ситуация» (К. Муздыбаев), «стрессоген-ная ситуация» (Т. А. Немчин, А. А. Бодалев), «критическая ситуация» (Ф. Е. Василюк) [2]. Подобные ситуации предполагают столкновение человека с трудно разрешаемым противоречием, требуют напряжения адаптационных ресурсов, но порой способствуют усилению жизнестойкости, повышению ответственности и улучшению общей адаптации [3]. Психологическое значение критической ситуации - получение подкрепляемой переживаниями по поводу действительно значимых аспектов реальности «задачи на смысл»,

осознание необходимости поиска нового способа объяснения привычных явлений, формирование новых источников смысла [4].

Ситуация сепарации может считаться критической, ведь в ней человек сталкивается с необходимостью переосмысливать прежние отношения, деятельно искать решения. Согласно идеям Т. Л. Крюковой, М. В. Сапоров-ской, ситуацию сепарации можно отнести к нормативным семейным стрессам, основанным на межпоколенных взаимодействиях, в которых решается вопрос о распределении ролей, перестройке отношений детей и родителей [5].

Сепарация достаточно давно исследуется западными учеными, и одной из актуальных тем является изучение ее влияния на адаптацию к среде колледжа. Выявлено, что наличие выраженной автономии от родителей в совокупности с надежной привязанностью, сформированной в их отношениях, благотворно влияет на адаптацию к обучению у юношей и девушек [6; 7]. Наше исследование также построено на том, чтобы изучить реакции студентов, стремящихся обучаться в другом городе, на отделение от родителей. Это необходимо сделать, поскольку полностью экстраполировать результаты зарубежных исследований на российскую выборку не представляется возможным, а получение точной картины переживаний молодых людей становится реальной практической задачей. Понимание причин негативных эмоций и особенностей их проявления у молодых людей с разными личностными свойствами может сделать более корректным оказание психотерапевтической помощи, разработку мероприятий по облегчению адаптации к обучению, а также психологического сопровождения личности в период студенчества.

Важным фактором в исследовании ситуации является изучение субъективных оценок, которые выстраивает человек [1]. Взаимодействие ситуации (события) с внутренней ее оценкой и осмыслением изменяет психические процессы человека. Объективизируется это явление в виде образа какого-либо психического состояния [8]. Поэтому важным является исследование состояний студентов, которые могут непосредственно наблюдаться ими в форме каких-либо эмоций по отношению к ситуации. Эмоция является одновременно достаточно простым, но эффективным способом выразить отношение индивида

к ситуации или событию, а поскольку она проявляется спонтанно, то отражает более глубоко значение того или иного явления в жизни человека.

Объект исследования - ситуация сепарации от родителей в юношеском возрасте, предмет - эмоциональный компонент ситуации сепарации. Целью работы является изучение диспозиционных предикторов негативных эмоций студентов в ситуации сепарации от родительской семьи.

Задачи работы заключались в том, чтобы исследовать эмоциональные состояния студентов, отделившихся от родительской семьи для поступления в вуз, и определить диспо-зиционные предикторы их эмоционального неблагополучия в этот период. Особое внимание в работе уделено негативным эмоциям, поскольку они свидетельствуют о фрустрации значимой потребности и стимулируют человека искать пути совладания и активно подходить к анализу происходящего, поиску путей устранения напряжения, рожденного негативным состоянием.

На основе анализа теоретического материала и предварительных исследований нами были выделены потенциальные диспозици-онные предикторы:

- индивидуальные (личностные качества, характеризующие уровень самоактуализации человека - самоуважение, принятие агрессии и т. д. [9]);

- семейно-средовые (виды психологической сепарации ребенка от матери и отца, выделенные Дж. Хоффманом: конфликтологическая - отсутствие незавершенных противоречий, аттитюдная - независимость в суждениях о значимых сторонах реальности, функциональная - автономия в принятии важных решений, выполнении конкретных действий по обеспечению себя в бытовом и материальном плане, эмоциональная - отсутствие зависимости от родительского одобрения [10]).

Для изучения данных свойств применялись методы тестирования и анкетирования. Методический инструментарий включал са-моактуализационный тест (САТ) Э. Шостро-ма в адаптации Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовской [9], опросник «Psychological Separation Inventory» (PSI) Дж. Хоффмана в адаптации Т. Ю. Садовниковой, В. П. Дзу-каевой [11]. В состав авторской анкеты включались состояния, которые студенты упоминали в предварительных исследованиях эмо-

ционального отношения к ситуации сепарации (радость, страх, тревога, злоба, одиночество, раздражение, печаль, тоска). Однако помимо собственно упоминания эмоционального состояния испытуемым в настоящем исследовании предлагалось также оценить его уровень выраженности в ситуации сепарации от родителей по шкале от 0 до 10. Методы математической статистики - первичные описательные статистики, регрессионный анализ. Выборка составила 306 человек (русские студенты 18-25 лет из полных семей). Ситуация сепарации для них происходила по причине

поступления в вуз, находящийся в другом городе.

Перейдем к обсуждению результатов. Чаще опрошенные студенты сообщали о негативных эмоциях в ситуации сепарации от родителей: депрессивных и тревожных, однако положительные эмоции (радостные) как следствие отделения от родительской семьи также были ими указаны. Следует отметить, что эмоции агрессивного типа были исключены из дальнейшего анализа по причине их низкой выраженности (см. рис.).

Рис. Уровень выраженности эмоциональных состояний студентов в ситуации сепарации от родителей (ср. значения, баллы)

Перейдем к анализу диспозиционных предикторов эмоционального состояния юношей и девушек в ситуации сепарации от родителей. Если судить по коэффициенту множественной корреляции, диспозиционные предикторы оказывают наибольшее влияние на депрессивные эмоции (к примеру, одиночество и тоску). Наименьшее влияние данного вида предикторов отмечается в области

положительных эмоций (радости), соответственно, было принято решение исключить их из дальнейшего анализа. В целом диспози-ционные предикторы определяют в среднем около 50 % дисперсии зависимых переменных, следовательно, их влияние достаточно сильно, но не исключает воздействия также ситуационных и социокультурных факторов (см. таблицу).

Таблица

Результаты регрессионного анализа эмоциональных состояний студентов в ситуации сепарации от родителей

Эмоции и чувства в ситуации сепарации R R-квадрат F Уровень значимости

Радость 0,321 0,103 3,383 0,041

Страх 0,744 0,554 8,227 0,000

Тревога 0,643 0,414 4,681 0,000

Одиночество 0,797 0,635 8,880 0,000

Печаль 0,771 0,595 5,424 0,000

Тоска 0,792 0,627 6,863 0,000

Примечание: в таблице представлены количественные параметры, характеризующие влияние совокупности диспозиционных предикторов (личностных качеств и психологической сепарации) на различные эмоциональные состояния.

Исходя из возможностей регрессионного анализа, были составлены уравнения регрессии для каждого вида негативных эмоций, в которые были включены личностные особенности студентов, измеренные с помощью самоактуализационного теста Э. Шострома, и показатели уровня психологической сепарации от матери и отца (результаты опросника «Psychological Separation Inventory» (PSI) Дж. Хоффмана):

1. Страх = 10,94 + ЭС(мать) * 1,598 -АС(мать) * 1,199 - Спонтанность * 0,785 -- Самоуважение * 0,518 + Принятие агрессии * 0,67.

Примечание: далее типы психологической сепарации от матери и отца будут обозначаться следующим образом: ЭС (мать / отец) - эмоциональная сепарация от соответствующего родителя; АС (мать / отец) - аттитюдная сепарация; ФС (мать / отец) -функциональная сепарация; КС (мать / отец) -конфликтологическая сепарация.

Таким образом, страх студентов усиливается при высокой эмоциональной сепарации от матери и низкой аттитюдной. Это значит, что молодой человек, имеющий возможность свободно формировать точку зрения относительно значимых сторон реальности, но при этом способный получить от матери одобрение и эмоциональную поддержку, меньше опасается разлучения с родителями.

Самоуважение и спонтанность снижают чувство страха, а принятие агрессии, напротив, стимулирует его. Вероятно, это происходит из-за того, что данные качества определенным образом воздействуют на коммуникативную сферу. Уверенный в себе, знающий цену своим достоинствам и вместе с тем легкий в общении человек, не проявляющий чрезмерной агрессии в адрес окружающих, располагает к себе скорее, что способствует установлению отношений с новым окружением и повышению уровня эмоционального благополучия в студенческом возрасте.

2. Тревога = -25,16 + ЭС(мать) * 1,842 -- ФС(мать) * 1,814 - АС(отец) * 1,718 + + ФС(отец).

Как и в случае со страхом, тревога студентов усиливается при высокой эмоциональной независимости от матери. Вероятно, это связано с тем, что молодые люди, чрезмерно отстранившиеся от матери, в незнакомой ситуации чувствуют себя менее уверенно, не имея при этом возможности обратиться

к ней за эмоциональной поддержкой, в полной мере используя данный социально-психологический ресурс. В то время, как ат-титюдная сепарация от отца снижает тревогу. Как и в предыдущем случае, независимость учащихся в суждениях благотворно влияет на адаптацию к ситуации сепарации от родительской семьи.

В области функциональной сепарации от родителей разного пола ситуация выглядит неоднозначно: поведенческая независимость от матери приводит к понижению тревоги, от отца - напротив, к повышению. Возможно, это связано с вопросами организации быта. Мать и отец в этом смысле могут помочь разными способами: «женские обязанности» (приготовление пищи, уборка, мытье посуды) следует освоить самому студенту, поскольку они актуализируются ежедневно и являются достаточно мелкими, чтобы обращаться с ними за помощью к родителю. «Мужские» обязанности - это скорее крупные проекты, вроде ремонта, обустройства жилья, возникающие редко, и потому допускающие возможность обращения молодого человека за помощью.

Таким образом, студенты, научившиеся вести хозяйство самостоятельно (высокая ФС от матери), но знающие, что к ним на помощь в случае крупной поломки, больших денежных затрат придет отец (низкая ФС от отца), чувствуют себя более уверенно, реже тревожатся.

3. Одиночество = -21,36 - АС(мать) *

* 1,02 + ФС(отец) * 0,914 - Спонтанность *

* 0,675 - Самоуважение * 0,486 + Представление о природе человека * 0,582 + + Принятие агрессии * 0,579 - Познавательные потребности * 0,402.

Функциональная сепарация от отца усиливает чувство одиночества (вероятно, из-за переживаний, что в крупных вопросах может никто не прийти на помощь), а аттитюдная сепарация от матери его снижает. Спонтанность, самоуважение способствуют ослаблению чувства одиночества, укрепляя веру в свои силы при преодолении трудных ситуаций и приводя к успеху в отношениях с окружающими. Принятие агрессии, напротив, усиливает одиночество, возможно, из-за того, что человек, обладающий этим в высокой степени развитым качеством, является чрезмерно прямолинейным, разрушая тем самым установленные новые связи с другими

людьми. Однако и чрезмерное доверие другим людям, выраженное в завышенных представлениях о природе человека, не способствует устранению чувства одиночества, на этапе адаптации провоцируя молодого человека излишне сильно раскрываться перед незнакомцами. Поэтому в коммуникации, особенно на этапе приспособления к самостоятельности, важно удерживать определенный баланс. Молодые люди, интуитивно пришедшие к нему, реже страдают от эмоционального неблагополучия в ситуации сепарации от родителей.

Выраженные познавательные потребности снижают чувство одиночества, вероятно, потому что учебно-познавательная деятельность, которая является ведущей в студенчестве, увлекает молодого человека и не позволяет ему чрезмерно погружаться в свои негативные переживания.

4. Печаль = -11,473 + ЭС(мать) * 2,276 + + ФС(отец) * 1,288 - АС(мать) * 1,059 -

- ФС(мать) * 2,627 - ЦО * 0,495 - гибкость *

* 0,415-сензитивность к себе * 0,742 - спонтанность * 1,409 + принятие агрессии *

* 0,357 - контактность * 0,348 - познавательные потребности * 0,496.

Усиливают переживания, связанные с печалью, эмоциональная сепарация от матери и функциональная от отца, а аттитюдная и функциональная сепарация от матери снижают уровень выраженности этой эмоции. Принятие агрессии способствует усилению печали, а остальные свойства (гибкость, сензитив-ность к себе, спонтанность, контактность, познавательные потребности) - ослаблению. Перечень данных качеств приводит к идее о том, что в ситуации устройства самостоятельной жизни за пределами родительской семьи, меньше депрессивных эмоций будет испытывать человек, хорошо понимающий свои переживания (сензитивность), но не концентрирующий свое внимание исключительно на внутреннем мире и направляющий активность на внешние аспекты: адаптацию, коммуникацию, познавательную деятельность.

5. Тоска = 9,742 +КС(мать) * 1,223 -

- АС(мать) * 0,981 - ФС(мать) * 1,181 -КС(отец) * 1,823 + ФС(отец) * 1,583 - гибкость * 0,524 - спонтанность * 0,783.

Тоска также снижается с помощью гибкости и спонтанности, функциональной и ат-титюдной сепарации от матери, и усиливается

высокой функциональной сепарацией от отца. Противоположным образом действует высокая конфликтологическая сепарация от родителей разного пола: сепарация от матери усиливает тоску, от отца - снижает. Таким образом, если конфликты с матерью разрешены и не беспокоят студента, он тоскует по дому сильнее, а если улажены все конфликты с отцом - тоска снижается. Вероятно, завершение основных противоречий с отцом ставит некоторую промежуточную точку в отношениях с ним: отец отпускает ребенка, и последний не беспокоится от обид, невысказанных претензий и т. д. При завершении конфликтных взаимодействий с матерью, как с наиболее близким в эмоциональном плане родителем, все равно сохраняется сильная связь, мирные отношения показывают студенту - он в любой момент может вернуться в комфортные условия. Это и усиливает депрессивные переживания. Если же конфликт с матерью еще актуален, отношения носят крайне напряженный характер, сепарация воспринимается как своеобразное бегство от этой проблемы, и тоска при этом может снижаться, хотя вряд ли такой исход можно называть положительным.

Таким образом, в нашем исследовании получены результаты, свидетельствующие о достаточной эмоциональной насыщенности ситуации сепарации, провоцировании ею депрессивных эмоциональных состояний в студенческом возрасте.

Резюмируя сказанное выше, можно отметить, что негативнее эмоции нивелируются в случае, когда человек обладает высокоразвитыми качествами, характеризующими личностную зрелость. Среди них благотворным влиянием на ряд депрессивных и тревожных состояний отличились самоуважение, спонтанность и гибкость (измеряемые самоактуа-лизационным тестом). Потенциально, развитие этих качеств у молодых людей будет способствовать лучшей адаптации к ситуации. Принятие агрессии и представления о природе человека, находящиеся на высоком уровне развития, напротив, ухудшают эмоциональное состояние человека в ситуации сепарации. Вероятно, происходит это, потому что студентам, находящимся в условиях адаптации к новому окружению, необходима определенная степень закрытости от окружающих, постепенное раскрытие своих истинных мыслей и отношения к ним. Человек, который слишком часто и открыто проявляет агрессию

к окружающим или, напротив, верит в их исключительную доброту, и доверяет каждому встречному, рискует натолкнуться на непонимание и враждебность, потерять изначальный позитивный настрой или показаться слишком конфликтным. Несмотря на различие в содержании, оба эти качества как бы преждевременны в условиях адаптации в новом коллективе, и они могут препятствовать установлению гармоничных отношений с людьми.

Следует отметить, что не всякий тип психологической сепарации является однозначно благотворным для эмоционального состояния студентов. Негативное влияние на целый ряд состояний эмоциональной сепарации от матери и функциональной от отца, приводит к выводу о том, что лучше в эмоциональном плане себя чувствуют те юноши и девушки, кто получает поддержку и одобрение от матери и имеет с ней крепкую связь, а также может в любой момент обратиться за помощью к отцу и получить ее в каких-либо реальных действиях или принятии сложных решений.

В этом глубинный смысл и сложность сепарации детей от родителей - стать самостоятельным, автономным, независимым, сохранив при этом эмоциональную связь и теплые отношения с родителями. В целом, данный результат является закономерным и подтверждает идеи многих западных авторов, изучавших адаптацию юношей к условиям учебного заведения.

В заключении следует отметить, что по итогам проведенной работы можно составить личностный профиль, способствующий максимально успешной адаптации к ситуации сепарации. Полученные данные могут использоваться в консультативной работе со студентами и лечь в основу программ по обеспечению психотерапевтической помощи молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гришина Н. В. Ситуационный подход и его эмпирические приложения // Психологиче-

ские исследования. - 2012. - Т. 5. № 24. -URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 04.03.2016).

2. Копинг-поведение: социально-психологическое исследование. / Л. И. Дементий и др. -Омск : Изд-во Омского университета, 2015. - 236 с.

3. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. - М. : Издательство института психологии РАН, 2004.

4. Василюк Ф. Е. Типы духовного совладания // Консультативная психология и психотерапия. - 2014. - № 5. - С. 139-152.

5. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В. Стрессы семейных отношений: тенденции и эффекты совладания // Социальная и экономическая психология. - 2016. - № 1. - С. 174-195.

6. Barrera A. M., Blumer M. L. C. Revisiting Adolescent Separation-Individuation in the Contexts of Enmeshment and Allocentrism // The New School Psychology Bulletin. - 2011. -Vol. 8. - № 2. - P. 70-82.

7. Mattanah J. F., Hancock G. R., Brand B. L. Parental Attachment, Separation-Individua-tion, and College Student. Adjustment: A Structural Equation Analysis of Mediational Effects // Journal of Counseling Psychology. -2004. - Vol. 51. - №. 2. - P. 213-225.

8. Прохоров А. О. Образ психического состояния: феноменологические особенности и личностные корреляты [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2011. № 3(17). - URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.01.2017).

9. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубов-ская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спецпрактикум по социальной психологии. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. -С. 91-114.

10. Hoffman J. A. Psychological separation of late adolescents from the parents // Journal of Counseling Psychology. - 1984. - № 31. -P. 170-178.

11. Дзукаева В. П., Садовникова Т. Ю. Опыт использования русскоязычной версии опросника PSI (Psychological Separation Inventory) в изучении сепарации взрослых детей с родителями // Психологическая диагностика: научно-методический и практический журнал. - 2014. - № 3. - С. 3-20.

Информация о статье Article info

Дата поступления Received

10 ноября 2017 November 10, 2017

Дата принятия в печать Accepted

1 февраля 2018 February 1, 2018

Сведения об автора

Потапова Юлия Викторовна - канд. пси-хол. наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук Омского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации (Омск, Россия). E-mail: kardova.jv@gmail.com.

Маленова Арина Юрьевна - канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: malyonova@mail.ru.

Для цитирования

Потапова Ю. В., Маленова А. Ю. Предикторы эмоционального неблагополучия студентов в ситуации сепарации от родителей // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 1. С. 13-19. DOI 10.25513/ 2410-6364.2018.1.13-19.

About authors

Potapova Yulia Viktorovna - Candidate of Psychological sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and Social and Humanitarian Sciences, Omsk State Medical University (Omsk, Russia). E-mail: kardo-va.jv@gmail.com.

Malenova Arina Yurievna - Candidate of Psychological sciences, Associate Professor, Department of Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: malyonova@mail.ru.

For citations

Potapova Yu. V., Malenova A. Yu. Predictors of Emotional Distress of Students in the Situation of Separation From Parents. Herald of Omsk University. Series «Psychology», 2018, no. 1, pp. 13-19. DOI 10.25513/2410-6364.2018.1.1319. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.