Научная статья на тему 'Особенности психологической сепарации от матери и от отца как фактор экзистенциальной исполненности студентов'

Особенности психологической сепарации от матери и от отца как фактор экзистенциальной исполненности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1690
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕПАРАЦИЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ / УСПЕШНЫЙ ТИП СЕПАРАЦИИ / КОНФЛИКТНЫЙ ТИП СЕПАРАЦИИ / ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ТИП СЕПАРАЦИИ / КРИЗИСНЫЙ ТИП СЕПАРАЦИИ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИСПОЛНЕННОСТЬ / СВОБОДА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / САМОДИСТАНЦИРОВАНИЕ / SEPARATION FROM PARENTS / SUCCESSFUL TYPE OF SEPARATION / INCONSISTENT TYPE OF SEPARATION / CRISIS TYPE OF SEPARATION / CONFLICT TYPE OF SEPARATION / EXISTENTIAL EXECUTION / FREEDOM / RESPONSIBILITY / SELF-TRANSCENDENCE / SELF-DISTANCING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петренко Татьяна Васильевна, Сысоева Лидия Владимировна

Статья посвящена изучению влияния ведущего типа сепарации от родителей на особенности экзистенциальной исполненности студентов. Представлен краткий теоретический анализ проблемы сепарации от родителей в аспекте решения важных задач развития в студенческом возрасте, связанных с формированием жизненных планов, экзистенциальным поиском своего жизненного, профессионального пути. По результатам исследования выявлено, успешный тип сепарации как от матери, так и от отца связан с оптимальным уровнем экзистенциальной исполненности, что в целом может определять эффективное решение важных возрастных задач экзистенционального самоопределения, самоосуществления. Конфликтный и противоречивый тип сепарации в большей степени определяют низкие показатели по всем шкалам экзистенциальной исполненности, а значит, личность может испытывать значительные трудности в определении, реализации собственного выбора, в принятии ответственности, в понимании самого себя, своих потребностей, может испытывать смятение, неуверенность в экзистенциальном поиске. Увеличение конфликтности в отношениях с обоими родителями ведет к снижению показателей по многим шкалам экзистенциальной исполненности. При кризисном типе сепарации показатели по некоторым шкалам экзистенциальной исполненности увеличиваются на фоне низких значений других шкал, что может указывать на компенсаторную поддерживающую функцию сверхблизких отношений с родителями, доминирование механизмов идентичности с родительской семьей. Результаты исследования указывают на актуальность, необходимость своевременного завершения сепарационных процессов в студенческом возрасте, что в свою очередь будет способствовать осмысленному осознанному решению задач самоопределения через экзистенциальный поиск, экзистенциальную исполненность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петренко Татьяна Васильевна, Сысоева Лидия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL SEPARATION FROM MOTHER AND FATHER AS A FACTOR OF EXISTENTIAL PERFORMANCE OF STUDENTS

The article is devoted to the study of the leading type of separation from parents influence on the features of students’ existential performance. A brief theoretical analysis of the separation from parents problem is presented in the aspect of solving important developmental problems in the student age related to life planning, existential search for their own life career path. The findings of the study revealed that a successful type of separation from both mother and father is associated with the optimal level of existential fulfillment, which in general can contribute to the effective solution of important age-related tasks of existential self-determination, self-realization. Conflict and controversial separation types are largely determined by low levels on all existential fulfillment indexes, therefore a person may experience considerable difficulties in determining his choice, accepting responsibility, understanding himself and his needs, may experience confusion in existential search. Increased conflict in relations with both parents results in decreased performance on many scales of existential execution. The increase in conflict in relations with both parents leads to a decrease in performance on many scales of existential execution. In case of crisis separation type, indicators for some scales of existential execution increase against the low rates of other scales, which may indicate a compensatory supporting function of super-close relationships with parents, dominance of identity with the parent family mechanisms. The findings of the study indicate the relevance, the need for the timely completion of separation processes in the student age, which in turn will promote a meaningful conscious decision on the way of self-determination through existential search, existential execution.

Текст научной работы на тему «Особенности психологической сепарации от матери и от отца как фактор экзистенциальной исполненности студентов»

психологические науки

Петренко Татьяна Васильевна, Сысоева Лидия Владимировна ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЕПАРАЦИИ ...

УДК 159.923.2

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЕПАРАЦИИ ОТ МАТЕРИ И ОТ ОТЦА КАК ФАКТОР ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

© 2018

Петренко Татьяна Васильевна, кандидат психологических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии Сысоева Лидия Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (350044, Россия, Краснодар, ул. Калинина 13, e-mail: l.sysoeva.5@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния ведущего типа сепарации от родителей на особенности экзистенциальной исполненности студентов. Представлен краткий теоретический анализ проблемы сепарации от родителей в аспекте решения важных задач развития в студенческом возрасте, связанных с формированием жизненных планов, экзистенциальным поиском своего жизненного, профессионального пути. По результатам исследования выявлено, успешный тип сепарации как от матери, так и от отца связан с оптимальным уровнем экзистенциальной исполненности, что в целом может определять эффективное решение важных возрастных задач экзистенциональ-ного самоопределения, самоосуществления. Конфликтный и противоречивый тип сепарации в большей степени определяют низкие показатели по всем шкалам экзистенциальной исполненности, а значит, личность может испытывать значительные трудности в определении, реализации собственного выбора, в принятии ответственности, в понимании самого себя, своих потребностей, может испытывать смятение, неуверенность в экзистенциальном поиске. Увеличение конфликтности в отношениях с обоими родителями ведет к снижению показателей по многим шкалам экзистенциальной исполненности. При кризисном типе сепарации показатели по некоторым шкалам экзистенциальной исполненности увеличиваются на фоне низких значений других шкал, что может указывать на компенсаторную поддерживающую функцию сверхблизких отношений с родителями, доминирование механизмов идентичности с родительской семьей. Результаты исследования указывают на актуальность, необходимость своевременного завершения сепарационных процессов в студенческом возрасте, что в свою очередь будет способствовать осмысленному осознанному решению задач самоопределения через экзистенциальный поиск, экзистенциальную исполненность.

Ключевые слова: сепарация от родителей, успешный тип сепарации, конфликтный тип сепарации, противоречивый тип сепарации, кризисный тип сепарации, экзистенциальная исполненность, свобода, ответственность, самотрансценденция, самодистанцирование.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL SEPARATION FROM MOTHER AND FATHER AS A FACTOR OF EXISTENTIAL PERFORMANCE OF STUDENTS

© 2018

Petrenko Tatyana Vasilyevna, Candidate of Psychology, associate professor, Department of Pedagogy and Psychology Sysoyeva Lidia Vladimirovna, Senior Lecturer of the Department of Pedagogics and Psychology Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin (350044, Russia, Krasnodar, Kalinina 13 Str, e-mail: l.sysoeva.5@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the study of the leading type of separation from parents influence on the features of students' existential performance. A brief theoretical analysis of the separation from parents problem is presented in the aspect of solving important developmental problems in the student age related to life planning, existential search for their own life career path. The findings of the study revealed that a successful type of separation from both mother and father is associated with the optimal level of existential fulfillment, which in general can contribute to the effective solution of important age-related tasks of existential self-determination, self-realization. Conflict and controversial separation types are largely determined by low levels on all existential fulfillment indexes, therefore a person may experience considerable difficulties in determining his choice, accepting responsibility, understanding himself and his needs, may experience confusion in existential search. Increased conflict in relations with both parents results in decreased performance on many scales of existential execution. The increase in conflict in relations with both parents leads to a decrease in performance on many scales of existential execution. In case of crisis separation type, indicators for some scales of existential execution increase against the low rates of other scales, which may indicate a compensatory supporting function of super-close relationships with parents, dominance of identity with the parent family mechanisms. The findings of the study indicate the relevance, the need for the timely completion of separation processes in the student age, which in turn will promote a meaningful conscious decision on the way of self-determination through existential search, existential execution.

Keywords: separation from parents, successful type of separation, inconsistent type of separation, crisis type of separation, conflict type of separation, existential execution, freedom, responsibility, self-transcendence, self-distancing.

В ситуации регрессии молодежной среды с ее искажением ценностно-смысловых ориентиров, низким уровнем культуры, нравственности, потери духовных экзистенциальных составляющих жизни подрастающему поколению достаточно сложно определить направление развития, осуществить осмысленный выбор профессионального пути [1]. В то же время, юношество является самым важным этапом для формирования жизненных планов, экзистенциального осмысления собственной жизненной перспективы (Л. С. Выготский, К. Левин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. Маслоу). Юноша/ девушка решает вопросы самоопределения через поиск личностных смыслов и ценностей, без чего невозможно выбирать истинные цели, строить собственные перспективы. Однако, сам экзистенциальный поиск становится

возможным только благодаря своевременной успешной сепарации от родителей. И если возникают трудности сепарации, то вопросы экзистенциального характера остаются не решенными, так как молодой человек находится в ситуации либо некритического принятия родительских ценностей, либо поиска ценностей, смыслов, противоположных родительским. В любом случае, личность уже не свободна в собственном выборе и опирается не на собственные ценности и смыслы в определении жизненного, профессионального пути. Сепарация от значимых близких людей дает возможность выработать собственное понимание жизненной перспективы, ориентируясь на свои нормы и правила, представления, ценности.

В случае симбиотических отношений, как отмечает А. Лэнгле [2], можно потерять автономию, что представ-

Petrenko Tatyana Vasilyevna, Sysoyeva Lidia Vladimirovna FEATURES OF PSYCHOLOGICAL SEPARATION ...

psychological science

ляет собой «смертельную опасность для человека». Но экзистенциальный парадокс автономии заключается в том, что личность, не смотря на то, что должна «отграничиваться от внешнего мира», но при этом всегда «очень тесно связана с ним». Необходимость равновесия этих процессов, что и является итогом успешной сепарации, определяет «персонально проживаемую экзистенцию». П. Тиллих, М. Бахтин также определяют диалогичность подлинности жизни как способность быть в собственной жизни и в событии с другими [3, 4].

Многие ученые рассматривают экзистенциальную направленность личности как стремление к самоакута-лизации, что позволяет жить в «бытийном» модусе [5] (А. Маслоу), достижение аутентичности (К. Роджерс), «экзистенциального образа жизни»[6], экзистенциальный поиск личности как субъекта бытия [7], творца и автора собственной жизни (В. В. Знаков, З. И. Рябикина). В. Франкл рассматривает экзистенциальное осмысление личности через ценности: ценности переживания (чувствование мира как прекрасного), ценности творчества как созидательная и осмысленная включенность в мир, ценности отношения к объективным факторам, ограничивающим нашу жизнь или ценности личных жизненных установок, что действительно помогает человеку пережить утрату, боль, отчаяние[8].

Особым понятием свободного полноценного аутентичного бытия является экзистенциальная исполнен-ность (А. Лэнгле). Данный термин определяет качество жизни человека с точки зрения личностных смыслов, определяя меру удовлетворенности жизнью, чувство полноты жизни (С. В. Кривцова).

Экзистенциальная исполенность требует особых качеств личности, таких как рефлексия, ответственность, креативность. Это умение чувствовать, понимать себя, жить в гармонии с внутренней природой, своими потребностями, ценностями, быть открытым для созидательной энергии, жить с полной самоотдачей, быть увлеченным чем-то ценным в собственном понимании этой ценности [9]. А. Лэнгле отмечает, что мы в состоянии постичь экзистенциальный смысл только тогда, когда совершаем поворот на 180 градусов в отношении к собственной жизни: не «жизнь должна удовлетворять мои запросы», а «я сам должен соответствовать ее запросам». Этот поворот помогает нам увидеть собственную Person в ее целостности и открыть доступ к аутентичности. По сути это определяет и взросление личности. Как отмечает М. К. Мамардмашвили, главная проблема личности - вырасти, и эта проблема сводится к тому, каким мы видим мир вокруг. Обижаемся мы на мир или не обижаемся, считаем, что мир «центрирован» на нас и создан лишь для того, чтобы обижать или «гладить по головке». Взрослея, мы понимаем, что мир не имеет по отношению к нам никаких намерений [10].

Такое взросление, внутренний поиск ценностей, смыслов, стремление к саморазвитию, самоактуализации возможен только благодаря своевременному психологическому отделению от родителей, в то же время этот внутренний поиск является катализатором сепарационной активности. Конечно, в процессе сепарации возможны экзистенциальные переживания, так как возникает рассогласование с привычным образом жизни и с самим собой, что в итоге помогает обрести автономию, и, как утверждают экзистенциалисты, полноту жизни. Можно предположить, такое стремление к экзистенциальной исполненности будет присутствовать при успешном типе сепарации, в спокойном диалогичном партнерском взаимодействии с родителями, когда сепарационные задачи конструктивно решаются. При проблемных типах сепарации внимание юноши/девушки будет направлено на внутренние переживания, зону конфликта, в тоже время незрелость, детская позиция в отношениях с родителями могут способствовать возникновению чувства вины, обиды, во многом сдерживая личностный потенциал, блокируя личностный рост

и развитие. В то же время, специалисты отмечают, сепарация от матери и от отца носит различный характер (Т. И. Сытько, В. П. Дзукаева, С. В. Несына), что также может существенно затруднять или поддерживать экзистенциальный поиск. Согласно результатам исследований (С. В. Несына, Л. В. Сысоева), студенты отмечают следующие различия в материнском и отцовском отношении: материнское является поддерживающим, понимающим, непоследовательным, отцовское определяется больше как отстраненное, сдержанное [11, 12]. Однако, у юношей/девушек наблюдается ярко выраженная проблема сепарации-индивидуации в отношениях именно с матерью и вместе с доверительностью отношений возникают противоречивые переживания, связанные с высокой тревожностью из-за вмешательства матери в жизнь взрослеющего ребенка и страхом эмоционального отвержения с ее стороны [13]. Роль отца в процессе сепарации-индивидуации является значительной, так как именно он может поддержать самостоятельность ребенка, а при необходимости оказать разумную помощь.

С целью изучения ведущего типа сепарации от матери, от отца и уровня экзистенциальной исполненности у студентов мы провели исследование, в котором приняли участие 143 респондента (67 юношей, 76 девушек), студенты бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина

Для определения ведущего типа сепарации от родителей (успешного, противоречивого, конфликтного, кризисного) использовалась авторская методика. Для изучения степени выраженности экзистенциальной исполнен-ности студентов мы использовали опросник «Шкала экзистенции» (С. В. Кривцова, А. Ленгле, К. Орглер) [14].

По результатам исследования (таблица 1), у 29% студентов определен успешный тип сепарации, что предполагает развитие автономной личностной позиции, формирование партнерских отношений с родителями. Такая взрослость юноши/девушки не противоречит теплым, доверительным, уважительным отношениям с родителями, но в решении различных жизненных вопросов личность опирается на собственную точку зрения, осуществляет свой выбор. Важно отметить, у студентов с успешным типом сепарации, как правило, определяется единый стиль сепарации по отношению к обоим родителям, что может предполагать восприятие родителей как супружеской пары, не включенность в диадические отношения с кем-то из них.

Таблица 1 - Распределение студентов с различными типами сепарации

\ Тип

сепарации >5 !S >£ =5 ^ >5 >5

i

\ R о S 3 g | о"

Распределение X « >» О Si О £ s

студентов

Кол-во чел. 14 25 22 42 16 24

% 10% 17% 16% 29% 11% 17%

Существенные сепарационные трудности (кризисный тип сепарации) наблюдаются у 17% студентов, что проявляется в сохраняющейся и доминирующей потребности в родительской любви, одобрении, а так же преобладании детских ожиданий, созависимых установок в отношениях с родителями. В итоге, молодому человеку трудно дифференцировать свои чувства, переживания, состояния, цели, ценности от родительских[15]. На формирование зависимой позиции влияет характер детско-родительских отношений, в которых доминирует гиперопека как сочетание позитивной направленности и ди-рективности родительских требований[16]. Кризисный тип чаще всего связан с проблемами сепарации от матери, студенты отмечают высокую степень потребности в ее поддержке [17]. Эти данные согласуются с результатами других исследователей (А. Я. Варга, Т. И. Сытько, В. П. Дзукаева), которые определяют специфику сепарации в России, наличие созависимых отношений именно с матерью. Мать максимально включена в жизнь юно-

психологические науки

Петренко Татьяна Васильевна, Сысоева Лидия Владимировна

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЕПАРАЦИИ ...

ши/девушки, является главным воспитателем и, как правило, продолжает поддерживать самые теплые отношения со взрослым «ребенком», не готова отпускать его в самостоятельную жизнь [17].

У 10% студентов обнаружена конфликтная сепарация, в таком случае наблюдается особая потребность в отстаивании независимости, личностных границ, что выражается в протестности, негативизме, конфликтности, сопротивлению любому родительскому влиянию, давлению. В отношениях с родителями часто прослеживается отчужденность, дистанцирование [15]. К внешним факторам конфликтной сепарации можно отнести напряженные, конфликтные отношения с родителями (либо с одним из них) [16]. Конфликтный тип сепарации чаще представлен в отношениях с отцом (60% студентов в данной группе).

У 16 % респондентов ведущий тип сепарации -противоречивый. Данный тип сепарации характеризуется возникающими противоречиями между желанием быть в безопасном родительском пространстве, получать родительскую любовь, защиту и потребностью в автономности, самостоятельности. Мешающими факторами на пути к сепарации являются все еще сохраняющееся послушание, страх перед родителями, их идеализация. Однако, это первое, необходимое «пробуждение» личности в желании достичь автономности, самостоятельности и выйти из-под родительской опеки. Противоречивый тип сепарации достаточно часто представлен как в отношениях с отцом, так и в отношениях с матерью.

В данной выборке 17% студентов имеют смешанный тип сепарации (успешный/противоречивый), в большинстве ситуаций респонденты этой группы справляются с решением сепарационных задач, постепенно обретая самостоятельность, автономность. Но также частично сохраняются разнонаправленные потребности в движении «к» и «от» родителя, скрытые ожидания и опасения по отношению к нему. Успешный/конфликтный тип сепарации представлен у 11% студентов. Конфликтность, напряженность в отношениях с родителями снижается, появляются навыки, опыт конструктивного решения се-парационных противоречий.

Получены следующие результаты в изучении уровня экзистенциальной исполненности у респондентов с различными типами сепарации (таблица 2). Мы можем наблюдать высокие, средние значения по всем шкалам экзистенциальной исполненности у студентов с успешным типом сепарации. При других типах сепарации наблюдается снижение показателей, уровень которых ближе к низкому.

Таблица 2 - Средние показатели по шкалам экзи-стенциональной исполненности у студентов с различными типами сепарации

ми, как «Самотрансцендентность» (г = -0,627, р < 0,05), «Свобода» (г = - 0,683, р < 0,01), «Персональность» (г = - 0, 598, р < 0,05).

Таблица 3 - Значимые корреляции ведущих типов сепарации со шкалами экзистенциальной исполненности (на примере отношений с матерью)

Тип сепарации

Шкалы экзистенции Успешны й (N=42) Смешанный успешный'' конфликтны (N=16) Конфликтный тип (N=14) Кризисный тип (N=25)

Сам о дистанцир о вание 0,371** 0,575***

Самотрансценденция 0,443**

Свобода О 537***

Ответственность 0,388** -0,543**

Персональность 0,516***

Экзистенциальность -0,631***

Общий показатель -0,647***

Примечание:4 -коэффициент корреляции значим при р< ОД; ** -коэффициент корреляции значим при р < 0,05; *** - коэффициент корреляции значим при р < 0,01.

Таким образом, увеличение конфликтности в отношениях с отцом будет способствовать снижению способности дифференцировать собственные чувства и чувства других людей, быть доступным, открытым для себя и для мира, реализовывать собственный свободный выбор. Важно отметить, в случае усиления конфликтности наблюдается снижение общего показателя экзистенции (г = -0,674, р < 0,01), как возможности осознанно, в соответствии с собственными ценностями принимать решения, обустраивать свой мир, свою жизнь. Также выявлена обратная корреляционная связь между смешанным (успешный/конфликтный) типом сепарации от матери и следующими субшкалами опросника: ответственность (г = -0,543, р < 0,05), экзистенциальность (г = -0,631, р

< 0,01), экзистенциальная исполненность (г = -0,647, р

< 0,01). Значит, не смотря на частично успешное решение сепарационных задач, возрастающая конфликтность в отношениях с матерью значительно затрудняет экзистенциальную исполненность личности, мешает принятию ответственности и воплощению собственного выбора, решения в жизнь.

Таблица 4 - Значимые корреляции ведущих типов сепарации со шкалами экзистенциальной исполненности (на примере отношений с отцом)

Тип сепарации

Шкалы экзистенции Успешны й (N=42) Смешанный успешный конфликты й (N=16) и (N=14) Кризисны Й ТИП (N=25)

Самодистанцирование 0,396** 0,526***

Самотрансценденция -0,562** -0,627**

Свобода -0,683*** 0,503**

Ответственность 0,402**

Персональность -0,598**

Экзисте нциал ь нос ть

Общий показатель -0,674***

Примечание: * — коэффициент корреляции значим при р < 0,1; ** — коэффициент корреляции значим при р < 0,05; *** - коэффициент корреляции значим при р < 0,01.

Тип сепарации

'5

€ к V

О- 1а | X 55

экзистенции ё 1 3 1 11 Э | |

И м К >> и > § о &

Самодистанцирование (КО) 26 28 28 36 31 29

Самотрансценденция (ЭТ) 61,2 68,8 65,7 72 Д 65.6 64,5

Свобода (Б") 38,2 40,4 43 48,7 43,2 42,5

Ответственность (V) 41,2 54,4 51,7 55.9 39,2 49.9

Персональность (Р) 91,2 97,2 92,7 107 96,4 93,1

Экзистенциальность (Е) 79,8 97,8 94,5 106 82,2 92,4

Общий показатель (О) 171 195 171 209 179 185

В изучении специфики взаимосвязи между ведущим типом сепарации от матери, от отца и уровнем, характеристиками экзистенциальной исполненности юноши/девушки получены следующие результаты (таблица 3,4).

На примере нашей выборки выявлены достоверные положительные корреляционные связи конфликтного типа сепарации в отношениях с отцом и такими шкала-

Результаты, полученные нами в исследовании группы студентов с кризисным типом сепарации, являлись для нас неожиданными. Так, преобладание ярко выраженного зависимого, кризисного компонента сепарации (как с матерью, так и с отцом) определяет статистически значимую высокую связь с субшкалой самодистанцирование (г = 0,525, р < 0,01), в данном случае благодаря близким поддерживающим отношениям появляется способность абстрагироваться от фиксации на внутренних переживаниях, что бы посвятить себя чему-то другому. Но, заметим, что в целом для кризисного типа сепарации среднее значение по шкале «самодистанцирование» ниже нормы, что в большей степени определяет фиксацию личности на своих аффектах, потребностях, проблемах, желаниях.

Выявлена умеренная связь кризисного типа сепарации от отца с субшкалой самотрансценденции (г = 0, 443, р < 0,05). Можно предположить, в силу мощной идентификации с родителем становится возможным осмысленное «чувствование» себя и других. Так же обнаружена

низкие показатели высокие показатели

Petrenko Tatyana Vasilyevna, Sysoyeva Lidia Vladimirovna FEATURES OF PSYCHOLOGICAL SEPARATION ...

psychological science

значимая положительная связь между кризисным типом сепарации (от матери, от отца) и субшкалой «Свобода», высокая идентичность с родителями позволяет молодому человеку принимать родительский выбор без критического осмысления, реализовывать его как свой собственный, что создает иллюзию свободы.

Определена также ярко выраженная значимая связь кризисного типа сепарации с показателем «Персональность» (г = 0,516, р < 0,01), слияние с родителями позволяет быть «доступным» для мира и для себя. Заметим, среднее значение показателя в данной группе студентов является ниже нормы, что может указывать на следующие личностные трудности: закрытость человека, погруженность в себя или личностную незрелость.

Успешный тип сепарации в отношениях как с отцом, так и с матерью имеет прямую корреляционную связь с субшкалой «самодистанцирование» (г = 0,371, р < 0,05). Прямая корреляционная связь прослеживается с субшкалой «ответственность», т.е. успешный тип сепарации способствует росту личной ответственности, осмысленной деятельности, включенности в жизнь, при этом юноша/девушка способен принимать решения по собственному волеизъявлению, так как показатель по субшкале «свобода» достаточно высокий (48,7). Успешный тип сепарации в отношениях с матерью имеет прямую корреляционную связь с субшкалой «персональность» , что способствует росту персональной представленности, открытости в отношении к самому себе и к миру.

В целом, полученные результаты исследования подтверждают наше предположение о существовании связи между ведущим типом сепарации от матери, от отца и уровнем экзистенциальной исполненности. Так, успешный тип сепарации как от матери, так и от отца способствует экзистенциальной исполненности личности, что предполагает вполне успешный, продуктивный экзистенциальный выбор жизненного и профессионального пути.

Конфликтный тип сепарации от отца способствует снижению показателей экзистенциальной исполненно-сти по таким шкалам, как самотрансценденция, свобода, персональность, что продуцирует проблему свободы выбора, затрудняет понимание других и себя, снижает «открытость миру», в целом указывает на особую сложность экзистенциального самоопределения. В таком случае, личность с трудом осуществляет осмысленный значимый выбор, из-за конфликтов, переживаний не может выйти за пределы собственного психологического пространства, что снижает уровень экзистенциальной и персональной включенности. Конфликтный тип сепарации от матери предполагает снижение показателей по шкалам ответственность, экзистенциальность и общему показателю экзистенциальной исполненности, а значит, в таком случае юноша/девушка испытывает затруднения в личностно-осмысленном принятии ответственности и реализации собственных экзистенций в жизнь.

Кризисный тип сепарации как от матери, так и от отца «усиливает» способность к самодетерминации, увеличивает ощущение свободы выбора, но все эти показатели на фоне значений ниже средних по данным критериям, могут указывать на компенсаторную поддерживающую функцию родительского отношения, «неуязвимость» через доминирование механизмов идентичности с родительской семьей.

Вышеизложенное дает нам основание сделать вывод об особой значимости своевременной, успешной сепарации от матери и от отца в решении задач экзистенциального самоопределения. Только благодаря развитию автономности, самостоятельности, независимости возможно осуществить субъектный выбор жизненного, профессионального пути, основываясь на собственных смыслах, ценностях, осуществляя экзистенциальный поиск себя и своего места в жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Петренко Т.В. Влияние семьи на инфантилизацию молодежи

/ Т.В. Петренко, Л.В. Сысоева// Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2016. №5. С. 91-95

2. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М. : Генезис, 2008.

3. Тиллих П. Мужество быть. Избранное. М.: Юрист, 1995. С. 7-131.

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

5. Маслоу А Дальнейшие рубежи развития человека [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://anaharsis.eu/holotropna/Maslow,%20 Dalechnite%20graniciq%20rus.pdf

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер, 2003. 608 с.

7. Психология субъекта и психология человеческого бытия: монография / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 371 с.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс

9. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая теория личности: сб. ст.: пер. с нем. / вступ. ст. С. В. Кривцовой. М.: Генезис, 2005. 159 с.

10. МамардашвилиМ. Психологическая топология пути. М. Пруст «в поисках утраченного времени» // журнал «Нева». Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997.

11. Сысоева Л.В. Влияние родителей на процесс сепарации и формирование личностной автономии у юношей/девушек в студенческом возрасте/ Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2018. № 9. С. 119-126.

12. Несына С.В. К вопросу о роли родителей в развитии отношений в юности //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №1. С.229-232

13. Дзукаева В.П. Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек: кросс-культурный аспект/В.П. Дзукаева, Т.Ю. Садовникова//Национальный психологический журнал. 2014. №4 (16). С. 52-63.

14. Кривцова С. В. Шкала экзистенции (Existenzskala) // Экзистенциальный анализ. №1. Бюллетень. М., 2009. С.141 — 170.

15. Петренко Т.В. Изучение личностных особенностей студентов с различными типами сепарации от родителей / Т.В. Петренко, Л.В. Сысоева //Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2017. №3(47). С. 68-74

16. Петренко Т. В. Изучение особенностей отношений с родителями у студентов с различными типами сепарации / Т. В. Петренко, Л. В. Сысоева // Перспективы психологической науки и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции. РГУ им. А. Н. Косыгина, 16 июня 2017 г. / под ред. В. С. Белгородского, О. В. Кащеева, И. В. Антоненко, И. Н. Карицкого. М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2017. С. 622 — 625

17. Петренко Т.В. Психологическая сепарация от родителей в студенческом возрасте: диагностика и коррекция : монография / Т. В. Петренко, Л. В. Сысоева. Краснодар : КубГАУ, 2017.188с.

Статья поступила в редакцию 20.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.