Работа над ошибками подразумевает анализ нежелательных (трудных) ситуаций, взаимосвязи осознанности/неосознанности установок и внешних происходящих событий.
Результатом выступают труднообратимые последствия - «надлом жизненной линии», синдром крушения, которые проявляются в вынужденных ограничениях социальной активности (по причине утраты здоровья) и сожалениях о нереализованных планах. Неполноценная когнитивная переработка тяжелых жизненных событий маскируется стереотипом поведения гиперактивного агрессора, чередующимся с депрессивными состояниями. В итоге гиперактивность и враждебность личности обращаются против ее здоровья.
Библиографический список
Работа над ошибками заключается в анализе и переосмыслении установок: кто много работает, считается здоровым; отрицание своих конфликтов.
Таким образом, мы рассмотрели специфику мышления пациента (клиента) с диагнозом (тенденцией) гипертензии, ишемической болезни, которые разрушают межличностные отношения и здоровье человека.
В заключение отметим, что благодаря осознанию смысложизненных ориен-таций, установок, работе над ошибками в способах мышления и принятии решений, возможно устранение односторонней направленности личности и инициация качественно новых ориентиров в жизни, могущих содействовать сохранению и улучшению здоровья.
1. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Москва: Эксмо, 2009.
2. Курпатов А.В. Психосоматика. Москва: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007.
3. Литвинова Н.Ю. Психологические ресурсы совпадающего поведения в жизнедеятельности человека. Владимир: ВлГУ, 2015.
4. Франкл В. Психотерапия на практике. Санкт-Петербург: Речь, 2001.
5. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва: Смысл, 2003.
6. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в различные периоды жизни. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011.
7. Иновационная психотерапия. Под редакцией Д. Джоунса. Санкт-Петербург: Питер, 2001.
8. Тест СЖО Леонтьева Д.А. Available at: https://go.mail.ru/search
9. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. Москва: Мысль, 1991.
References
1. Malkina-Pyh I.G. Psihosomatika. Moskva: 'Eksmo, 2009.
2. Kurpatov A.V. Psihosomatika. Moskva: ZAO «OLMA Media Grupp», 2007.
3. Litvinova N.Yu. Psihologicheskie resursy sovladayuschego povedeniya v zhiznedeyatel'nosti cheloveka. Vladimir: VIGU, 2015.
4. Frankl V. Psihoterapiya na praktike. Sankt-Peterburg: Rech', 2001.
5. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla. Moskva: Smysl, 2003.
6. Kryukova T.L. Psihologiya sovladayuschego povedeniya v razlichnye periody zhizni. Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2011.
7. Inovacionnaya psihoterapiya. Pod redakciej D. Dzhounsa. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.
8. Test SZhO Leont'eva D.A. Available at: https://go.mail.ru/search
9. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiizhizni. Moskva: Mysl', 1991.
Статья поступила в редакцию 12.10.19
УДК 316.47
Litvinova N.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G.Stoletovs (Vladimir, Russia),
E-mail: Ln7766@mail.ru
TO THE PROBLEM OF STUDYING SUBJECTIVE WELL-BEING IN MARRIAGE RELATIONS. The article considers a problem of reflection of creativity of a subjectively prosperous family. Spousal well-being is understood as the maximum coincidence of the opinions of the spouses on life issues (self-reliance and self-acceptance; goals, distribution of roles and responsibilities; causality of events and the effectiveness of the functioning of the family system) and ensuring, on this basis, the functionality of the family system. The problem is considered as a kind of difficult / significant situation in human life, in conjunction with the reflection of the goals of creating a family system, as well as creative resources that can optimize its vitality. It is suggested that the practice of reflection on the meaning of life orientations in the psychotherapeutic process be conducted for spouses experiencing complex emotional relationships for various reasons. The effect is achieved through semantic regulation of life (regulation of actions based on awareness of needs, abilities, characteristics of temperament, character).
Key words: satisfaction with family relationships, successful marital relations, meaning, goal-setting, reflection, creativity, family system, life-meaning orientations, I-concept of spouses, beliefs, process, events, result.
Н.Ю. Литвинова, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир,
E-mail: Ln7766@mail.ru
К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
В статье рассматривается проблема рефлексии творчества субъективно благополучной семьи. Супружеское благополучие понимается как максимальное совпадение мнений супругов по смысложизненным вопросам (самоотношения и самовоприятия; целевых установок; распределения ролей и ответственности; причинности событий и результативности функционирования семейной системы) и обеспечение на этой основе функциональности семейной системы. Проблема рассматривается как разновидность трудной/значимой ситуации в жизнедеятельности человека, во взаимосвязи с рефлексией целей создания семейной системы, а также креативных ресурсов, могущих оптимизировать ее жизнеспособность. Предлагается прохождение практики рефлексии смысложизненных ориентаций в психотерапевтическом процессе супругам, переживающим сложные эмоциональные отношения по разным причинам. Эффект достигается посредством смысловой регуляции жизнедеятельности (регуляции действий на основе осознания потребностей, способностей, особенностей темперамента, характера).
Ключевые слова: удовлетворенность семейными отношениями, благополучные супружеские отношения, смысл, целеполагание, рефлексия, креативность, семейная система, смысложизненные ориентации, Я-концепция супругов, убеждения, процесс, события, результат.
Семья является микромоделью общества и отражает все проблемные сферы государственного механизма. В этом смысле обсуждение проблемы семейного счастья приобретает особый социальный смысл. С точки зрения социальной политики государства благополучной является семья, которая эффективно выполняет функции воспроизведения населения и воспитания.
С точки зрения психологии благополучной является семья, которая эффективно выполняет столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой и повторяющейся форме в ней существуют и возникают [1].
Таким образом, достижение благополучия в семейных отношениях и прежде всего в супружеских - проблема, требующая психологического сопровожде-
ния. На сегодняшний день существует значительное количество отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме удовлетворенности супругов семейными отношениями и супружеского благополучия, которые являются сторонами единого феномена в системе семьи.
В практике психотерапии удовлетворенность личности жизнедеятельностью понимается во взаимосвязи с основными категориями теории поиска смысла: ценностями творчества, ценностями переживания, ценностями отношения [2].
В этой связи удовлетворенность семейными отношениями характеризуется уровнем выраженности осознанности смысла в этой сфере жизнедеятельности
и, по нашему мнению, проявляется в возможности биопсихосоциальной самореализации личности каждого из супругов. Иначе говоря, человек, будучи частью семейной системы (благодаря ее «смысловому фундаменту»), имеет возможность (ресурс) сохранять и поддерживать здоровье на оптимальном уровне, быть самореализованным в личностном и социальном планах.
Относительно субъективного благополучия личности существует точка зрения о том, что психологическими факторами содействия субъективному благополучию личности являются ценностно-смысловые, смысложизненные ориентации, которые в свою очередь активизируют оптимальные уровни выраженности личностно-регуляторных особенностей, обеспечивающих удовлетворенность жизнедеятельностью [2 - 5].
Супружеское благополучие мы понимаем как максимальное совпадение мнений супругов по смысложизненным вопросам (самоотношения и самовопри-ятия; целевых установок; распределения ролей и ответственности; причинности событий и результативности функционирования семейной системы) и обеспечение на этой основе функциональности семейной системы.
Среди исследований по обсуждаемой теме следует отметить работы Сы-сенко В.А., Ковалева В.А., Алешиной Ю.Е., Андреевой Т.В., Гришиной Н.В., Сто-лина В.В., Егидеса А., Сатир В., Эллиса А., Боуэна М., ЭйдемиллераЭ.Г, Юстиц-киса В. и др.
Результаты исследований указывают на возможные направления работы психолога и пути построения гипотез в процессе психологического сопровождения проблемы супружеского благополучия: мотивы вступления в брак; личностные черты и сходство ценностей у супругов; удовлетворенность работой; социальный интеллект; стаж совместной жизни; родительский стиль воспитания; выраженность уровня взаимопонимания по смысложизненным вопросам и эмоциональной поддержки; проявление супругами не только любви, но и уважения друг к другу; постоянные позитивные взаимодействия. Важной характеристикой благополучной семьи является тенденция к сотрудничеству супругов по вопросам принятия решений и оказания взаимной поддержки [6 - 10].
Интересно, что анализ научных исследований позволяет сделать вывод о том, что существует связь между супружеским благополучием и отношением родителей к ребенку. Установлено, что благополучные супруги выбирают конструктивный стиль отношения к ребенку, который характеризуется паттернами самостоятельности, ответственности, умеренной тревожности; последовательности в требованиях, предъявляемых ребенку; широты интеллектуальных и эстетических интересов, гибкости, веры в себя и своего ребенка [10].
Для менее субъективно благополучных супругов (родителей) характерен деструктивный стиль отношения к ребенку и такие особенности взаимодействий, как зависимость от внешнего мнения, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, повышенная тревожность, повышенная практичность, ригидность, пессимистичность, уклонение от ответственности [10].
Исследования, направленные на уточнение и конкретизацию реальных условий и факторов, определяющих удовлетворенность и благополучие семей-но-брачных отношений, продолжаются по настоящее время. Подобные исследования весьма затруднены, так как это область сугубо личной и интимной жизни человека.
Однако следует отметить, что по результатам исследований «намечается контур» многоаспектной модели благополучных семейных отношений: супружеских, детско-родительских. Очевидно, что способ мышления супругов является ключом к благополучным отношениям. Способ мышления супругов изначально не является реальностью в семейных отношениях. Супругам необходимо создать его в постоянном процессе совместной деятельности: через познание друг друга, создание общих целей и ресурсов для их достижения [11].
В связи с этим интерес вызывает проблема рефлексии творчества субъективно благополучной семьи (на любом этапе ее жизненного цикла), в том числе личностных свойств, характеристик, особенностей каждого из супругов как ее созидателей.
Обозначенную проблему мы рассматриваем как разновидность трудной/ значимой ситуации в жизнедеятельности человека, при решении которой он осознанно использует множество альтернатив. Мы разделяем точку зрения о том, что супружеское благополучие связано, прежде всего, с рефлексией целей создания (или функционирования существующей) семейной системы, а также креативными ресурсами, могущими оптимизировать ее жизнеспособность [2 - 12].
Психологическая структура совместной деятельности супругов, как и любая другая, характеризуется целями, мотивами, действиями и результатами. Отметим, что благополучие зависит не только от наличия ясных целей у супругов для реализации семейных планов, но и ресурсов для достижения целей (Я-концеп-ция каждого из супругов).
Исходя из такого понимания проблемы, мы предлагаем прохождение практики рефлексии смысложизненных ориентаций супругам (как творцам семейной системы), переживающим сложные эмоциональные отношения по разным причинам, в психотерапевтическом процессе. Эта практика позволяет супругам осознать актуальное содержание Я-концепции каждого из супругов, цели супружеских отношений, мотивы, действия и результаты.
Идея содержания практики заимствована из теории теста-опросника Смыс-ложизненных ориентаций (СЖО, Леонтьев Д.А.), являющегося адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Крамбо Дж. и Махолика Л.), разработанного на
основе теории стремления к смыслу и логотерапии Франкла В. и преследовавшего цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории. Практика также отправляется от идей отечественной теории деятельности о личности как субьекте деятельности, характеризующимся ресурсом активности, креативности для осуществления смысловой регуляции жизнедеятельности (Леонтьев А.Н., Абульханова-Славская К.А., Леонтьев Д.А.).
Отправными точками практической работы стали идеи об ответственности человека перед самим собой за реализацию в собственной жизнедеятельности своей уникальности и неповторимости, выбор цели и смыслов жизнедеятельности, способов решения текущих ежедневных ситуативных задач [2], [6], [13]. Смысловая регуляция жизнедеятельности (регуляция действий на основе осознания потребностей, способностей, особенностей темперамента, характера, смысла) определяется всем жизненным миром субъекта, является основой специфического для человека способа существования и конституирующей функцией личности [13].
Психотерапевтический процесс включает в себя рефлексию - кластеры убеждений (идеал и факт): ЛК-Я («Я-концепция» каждого из супругов), цель (целевые установки создания семьи). Мотивы, действия и результаты актуальных супружеских отношений раскрываются в рефлексии - кластерах убеждений «Процесс» (предыстория образования семьи и распределения ответственности), «ЛК-Ж» (события жизнедеятельности, способствующие образованию благополучных супружеских отношений), «Результат» (анализ реальных супружеских отношений и функционирования семьи, «работа над ошибками»). Каждый кластер описывается с точки зрения идеального содержания убеждения и представляет собой «материал» для проекции на реальные супружеские отношения с дальнейшей процедурой «работы над ошибками» в способах мышления супругов. Цель процесса: соотнести индивидуальное и идеальное, максимально сделав их конгруэнтными.
Психотерапевтический процесс.
ЛК-Я. Позитивная Я-концепция каждого из супругов является основой формирования гармоничных отношений. Позитивные установки партнеров проявляются в осознании самоценности и во взаимном уважении друг друга. Осознание самоценности проявляется в представлении о себе (и ощущении себя) как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, задачами и представлениями о её смысле. Реализация самоценности, субъективного благополучия начинается с удержания позитивного ощущения и восприятия своего «Я», установления собственных границ и уровня притязаний с проекцией на потенциальные семейные отношения.
Позитивная «Я-концепция» и самоактуализации «Я» каждого из супругов формирует цельность, независимость и умение ценить собственные способности. Важным новообразованием в этом процессе становится умение отличать любовь как жажду быть с кем-то, от любви, которая есть взаимосозидание и взаимообогащение [14].
Любая форма игнорирования предпосылок ЛК-Я является ресурсом проблемных супружеских взаимоотношений в широком спектре вариаций (неоцененное самопожертвование, зависимые отношения, компенсаторные отношения, психосоматические проблемы).
Цель указывает на место и значимость ценности семейных отношений в иерархии целей жизнедеятельности каждого из супругов. Цель жизнедеятельности важно ориентировать на установку самореализации на основе уникальности, индивидуальности, способностей, характера и тогда создание семьи выступает как один из аспектов проживания этого процесса в жизнедеятельности. Важно отношение к роли семьи в жизнедеятельности как к ресурсу самореализации: люди, состоящие в браке, склонны работать над долгосрочными отношениями ради достижения счастья, раскрытия собственных талантов и способностей; поддержка близких служит ресурсом безопасности в сложных жизненных ситуациях.
В этом случае семья создается или отношения корректируются (в зависимости от жизненного цикла семейной системы) партнерами, которые осознают собственную ценность и способность другого человека ее уважать.
Другие варианты установок на создание семьи могут характеризоваться гуманными намерениями, но чаще всего содержат либо подавление значимых потребностей одного из партнеров, либо тенденцию (и установление) к зависимым отношениям. И то, и другое влечет за собой различные дезадаптации в межличностных супружеских отношениях (неоправданные ожидания, взаимные упреки, претензии и т.п.).
Процесс (мотивы, действия, результаты). Предыстория развития благополучных супружеских отношений предполагает встречу женщины и мужчины, у которых совпадают представления об уровне жизненных притязаний в обозреваемой перспективе. В этом смысле психологическая совместимость обнаруживается в паре, где супруг способен соответствовать уровню жизненных притязаний супруги. В этом случае совпадают максимально ценности, интересы, потребности, мотивы, смысложизненные ориентации (встречаются мужчина и женщина, которые вместе ценят жизнь как благо и создают блага для собственной семьи и общества).
Благополучие жизненного цикла семейных отношений зависит от переживаемых психоэмоциональных состояний и психодуховных переживаний партнеров. Намерение творить благополучие личностное и в отношениях выступает
ресурсом гармонизации жизненного цикла семьи. Суть намерения: радоваться, любить, благодарить жизнь и создавать благополучие в ней.
ЛК-Ж (мотивы, действия, результаты). Внутренние состояния супругов проецируют содержание событий во внешний мир. Внутренний комфорт и ощущение состояния счастья оптимизирует отношение к событиям. Неудовлетворенность, приходящая извне, является актуальной задачей личностного роста здесь и теперь для каждого из супругов. Решение заключается в том, чтобы супруги взяли ответственность за события собственной жизни на себя. В отражаемом содержании внешней реальности проявляется актуальный способ восприятия, мышления и действия, который при факте переживания неудовлетворенности следует переформировать (работа над ошибками в восприятии и мышлении).
Результативность (мотивы, действия, результаты) подразумевает оценку пройденного отрезка жизни, анализ того, насколько продуктивна и осмыслена прожитая часть жизни (конкретные ситуации и события жизнедеятельности).
Мы имеем некоторые результаты эмпирического подтверждения эффективности обсуждаемой психотерапевтической технологии. В одном из наших исследований принимали участие 18 супружеских пар, находящихся в сложных
Библиографический список
эмоциональных отношениях (в возрасте от 18 до 32 лет). В психодиагностических целях в исследовании был использован опросник удовлетворенности браком (Столин В.В., Бутенко Г.П., Романова Т.Л.).
По результатам первичной психодиагностики средний групповой результат удовлетворенности браком у супружеских пар (n = 36) составил 31,5 ± 4,5 (29 - 32 баллов - категория, скорее, благополучных), т.е. в группе испытуемых преобладали категории, скорее, благополучных семей (60%) и 40% переходных и неблагополучных семей.
После проведения практики рефлексии смысложизненных ориентаций с супружескими парами средний групповой результат удовлетворенности браком составил 37,3 ± 2,8 (33 - 38 баллов - категория благополучные), что указало на преобладание в группе испытуемых категории благополучных семей (100%) ^эмп. = 3,72 > 1кр. = 2,7; р < 0,01; n = 18).
Выражаем надежду на то, что внедрение в практику рефлексии смысложизненных ориентаций и ее эмпирическое исследование перспективны и полезны для обеспечения совладающего процесса, достижения субъективного благополучия в различных практических сферах жизнедеятельности человека.
1. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. Москва, 1996.
2. Франкл В. Психотерапия на практике. Санкт-Петербург: Речь, 2001.
3. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. Санкт-Петербур: Алетейя, 2001.
4. Аргайл М. Психология счастья. Москва: Наука, 1990.
5. Литвинова Н.Ю. Психологические ресурсы совладающего поведения в жизнедеятельности человека. Владимир: ВлГУ, 2015.
6. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Санкт-Петербург: Речь, 2005.
7. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Москва: Независимая фирма «Класс», 1999.
8. Виттакер К. За пределами психики. Москва: Независимая фирма «Класс», 1999.
9. Польстер П. Обитаемый человек. Москва: Независимая фирма «Класс», 1999.
10. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. Санкт-Петербург: Речь, 2005.
11. Обозов H.H., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений. Психологический журнал. 2008; № 2: 147 - 151.
12. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. Санкт-Петербург: Питер, 2001.
13. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва: Смысл, 2003.
14. Кутсар Д. Оценка и самооценка: Сравнительный анализ вступающих в брак, разводящихся и супружеских пар. Исследования по качеству брака: Проблемы семьи, V. Тарту, 1996.
References
1. Vitek K. Problemy supruzheskogo blagopoluchiya. Moskva, 1996.
2. Frankl V. Psihoterapiya na praktike. Sankt-Peterburg: Rech', 2001.
3. Abul'hanova-Slavskaya K.A., Berezina T.N. Vremya lichnosti i vremya zhizni. Sankt-Peterbur: Aletejya, 2001.
4. Argajl M. Psihologiya schast'ya. Moskva: Nauka, 1990.
5. Litvinova N.Yu. Psihologicheskie resursy sovladayuschego povedeniya v zhiznedeyatel'nosti cheloveka. Vladimir: VlGU, 2015.
6. Andreeva T.V. Psihologiya sovremennoj sem'i. Sankt-Peterburg: Rech', 2005.
7. Aleshina Yu.E. Individual'noe i semejnoe psihologicheskoe konsul'tirovanie. Moskva: Nezavisimaya firma «Klass», 1999.
8. Vittaker K. Za predelamipsihiki. Moskva: Nezavisimaya firma «Klass», 1999.
9. Pol'ster P. Obitaemyj chelovek. Moskva: Nezavisimaya firma «Klass», 1999.
10. Kryukova T.L., Saporovskaya M.V., Kuftyak E.V. Psihologiya sem'i: zhiznennye trudnostii sovladanie s nimi. Sankt-Peterburg: Rech', 2005.
11. Obozov H.H., Obozova A.N. Diagnostika supruzheskih zatrudnenij. Psihologicheskijzhurnal. 2008; № 2: 147 - 151.
12. Gulina M. Terapevticheskaya ikonsul'tativnaya psihologiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.
13. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla. Moskva: Smysl, 2003.
14. Kutsar D. Ocenka i samoocenka: Sravnitel'nyj analiz vstupayuschih v brak, razvodyaschihsya i supruzheskih par. Issledovaniya po kachestvu braka: Problemy sem'i, V. Tartu, 1996.
Статья поступила в редакцию 12.10.19
УДК 371
Aliyevа A.R., senior lecturer, Department of Methods of Teaching Art and Graphic Disciplines, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: laliealina@mail.ru
MODERN APPROACHES IN TEACHING FINE ARTS IN SECONDARY SCHOOL. The article deals with the specifics of teaching the school subject Fine Art. First of all, it is shown that this subject has undergone significant changes compared to the Soviet period. The contents of training has changed and now it involves not only learning to draw, which goes by the wayside, but, above all, learnng the basics of painting, sculpture, graphics, as well as with various types of design, architecture, folk and professional arts and crafts. In the process of studyis the subject also provides the initial mastery of computer graphics, artphotography. The article shows the unconventional methods of drawing, which can form a positive motivation for students to the subject. The possibilities of information technologies in the process of teaching this subject are also considered.
Key words: school subject Fine Art, students, non-traditional techniques and techniques of drawing, information technology.
А.Р. Алиева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. ДПИ и дизайна, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mai: aliealina@mail.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассмотрена специфика преподавания школьного предмета «Изобразительное исскусство». Прежде всего, показано, что данный предмет претерпел существенные изменения по сравнению с советским периодом. Изменилось содержание преподавания, предполагающее не только обучение рисованию, что уходит на второй план, а также знакомство с основами живописи, скульптуры, графики, с различными видами дизайна, архитектуры, народных и профессиональных декоративно-прикладных искусств. В статье показаны нетрадиционные приёмы рисования, которые помогут сформировать у учащихся положительную мотивацию к предмету. Также рассмотрены возможности информационных технологий в процессе преподавания данного предмета.
Ключевые слова: школьный предмет «Изобразительное искусство», учащиеся, нетрадиционные приёмы и техники рисования, информационные технологии.