Научная статья на тему 'Современные подходы в преподавании предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе'

Современные подходы в преподавании предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2110
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьный предмет «Изобразительное искусство» / учащиеся / нетрадиционные приёмы и техники рисования / информационные технологии. / school subject Fine Art / students / non-traditional techniques and techniques of drawing / information technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. Р. Алиева

В статье рассмотрена специфика преподавания школьного предмета «Изобразительное исскусство». Прежде всего, показано, что данный предмет претерпел существенные изменения по сравнению с советским периодом. Изменилось содержание преподавания, предполагающее не только обучение рисованию, что уходит на второй план, а также знакомство с основами живописи, скульптуры, графики, с различными видами дизайна, архитектуры, народных и профессиональных декоративно-прикладных искусств. В статье показаны нетрадиционные приёмы рисования, которые помогут сформировать у учащихся положительную мотивацию к предмету. Также рассмотрены возможности информационных технологий в процессе преподавания данного предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. Р. Алиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES IN TEACHING FINE ARTS IN SECONDARY SCHOOL

The article deals with the specifics of teaching the school subject Fine Art. First of all, it is shown that this subject has undergone significant changes compared to the Soviet period. The contents of training has changed and now it involves not only learning to draw, which goes by the wayside, but, above all, learnng the basics of painting, sculpture, graphics, as well as with various types of design, architecture, folk and professional arts and crafts. In the process of studyis the subject also provides the initial mastery of computer graphics, artphotography. The article shows the unconventional methods of drawing, which can form a positive motivation for students to the subject. The possibilities of information technologies in the process of teaching this subject are also considered.

Текст научной работы на тему «Современные подходы в преподавании предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе»

ресурсом гармонизации жизненного цикла семьи. Суть намерения: радоваться, любить, благодарить жизнь и создавать благополучие в ней.

ЛК-Ж (мотивы, действия, результаты). Внутренние состояния супругов проецируют содержание событий во внешний мир. Внутренний комфорт и ощущение состояния счастья оптимизирует отношение к событиям. Неудовлетворенность, приходящая извне, является актуальной задачей личностного роста здесь и теперь для каждого из супругов. Решение заключается в том, чтобы супруги взяли ответственность за события собственной жизни на себя. В отражаемом содержании внешней реальности проявляется актуальный способ восприятия, мышления и действия, который при факте переживания неудовлетворенности следует переформировать (работа над ошибками в восприятии и мышлении).

Результативность (мотивы, действия, результаты) подразумевает оценку пройденного отрезка жизни, анализ того, насколько продуктивна и осмыслена прожитая часть жизни (конкретные ситуации и события жизнедеятельности).

Мы имеем некоторые результаты эмпирического подтверждения эффективности обсуждаемой психотерапевтической технологии. В одном из наших исследований принимали участие 18 супружеских пар, находящихся в сложных

Библиографический список

эмоциональных отношениях (в возрасте от 18 до 32 лет). В психодиагностических целях в исследовании был использован опросник удовлетворенности браком (Столин В.В., Бутенко Г.П., Романова Т.Л.).

По результатам первичной психодиагностики средний групповой результат удовлетворенности браком у супружеских пар (п = 36) составил 31,5 ± 4,5 (29 - 32 баллов - категория, скорее, благополучных), т.е. в группе испытуемых преобладали категории, скорее, благополучных семей (60%) и 40% переходных и неблагополучных семей.

После проведения практики рефлексии смысложизненных ориентаций с супружескими парами средний групповой результат удовлетворенности браком составил 37,3 ± 2,8 (33 - 38 баллов - категория благополучные), что указало на преобладание в группе испытуемых категории благополучных семей (100%) ^эмп. = 3,72 > 1кр. = 2,7; р < 0,01; п = 18).

Выражаем надежду на то, что внедрение в практику рефлексии смысложиз-ненных ориентаций и ее эмпирическое исследование перспективны и полезны для обеспечения совладающего процесса, достижения субъективного благополучия в различных практических сферах жизнедеятельности человека.

1. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. Москва, 1996.

2. Франкл В. Психотерапия на практике. Санкт-Петербург: Речь, 2001.

3. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. Санкт-Петербур: Алетейя, 2001.

4. Аргайл М. Психология счастья. Москва: Наука, 1990.

5. Литвинова Н.Ю. Психологические ресурсы совладающего поведения в жизнедеятельности человека. Владимир: ВлГУ, 2015.

6. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Санкт-Петербург: Речь, 2005.

7. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Москва: Независимая фирма «Класс», 1999.

8. Виттакер К. За пределами психики. Москва: Независимая фирма «Класс», 1999.

9. Польстер П. Обитаемый человек. Москва: Независимая фирма «Класс», 1999.

10. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. Санкт-Петербург: Речь, 2005.

11. Обозов H.H., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений. Психологический журнал. 2008; № 2: 147 - 151.

12. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

13. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва: Смысл, 2003.

14. Кутсар Д. Оценка и самооценка: Сравнительный анализ вступающих в брак, разводящихся и супружеских пар. Исследования по качеству брака: Проблемы семьи, V. Тарту, 1996.

References

1. Vitek K. Problemy supruzheskogo blagopoluchiya. Moskva, 1996.

2. Frankl V. Psihoterapiya na praktike. Sankt-Peterburg: Rech', 2001.

3. Abul'hanova-Slavskaya K.A., Berezina T.N. Vremya lichnosti i vremya zhizni. Sankt-Peterbur: Aletejya, 2001.

4. Argajl M. Psihologiya schast'ya. Moskva: Nauka, 1990.

5. Litvinova N.Yu. Psihologicheskie resursy sovladayuschego povedeniya v zhiznedeyatel'nosti cheloveka. Vladimir: VIGU, 2015.

6. Andreeva T.V. Psihologiya sovremennoj sem'i. Sankt-Peterburg: Rech', 2005.

7. Aleshina Yu.E. Individual'noe i semejnoe psihologicheskoe konsul'tirovanie. Moskva: Nezavisimaya firma «Klass», 1999.

8. Vittaker K. Za predelamipsihiki. Moskva: Nezavisimaya firma «Klass», 1999.

9. Pol'ster P. Obitaemyj chelovek. Moskva: Nezavisimaya firma «Klass», 1999.

10. Kryukova T.L., Saporovskaya M.V., Kuftyak E.V. Psihologiya sem'i: zhiznennye trudnostii sovladanie s nimi. Sankt-Peterburg: Rech', 2005.

11. Obozov H.H., Obozova A.N. Diagnostika supruzheskih zatrudnenij. Psihologicheskijzhurnal. 2008; № 2: 147 - 151.

12. Gulina M. Terapevticheskaya ikonsul'tativnaya psihologiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

13. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla. Moskva: Smysl, 2003.

14. Kutsar D. Ocenka i samoocenka: Sravnitel'nyj analiz vstupayuschih v brak, razvodyaschihsya i supruzheskih par. Issledovaniya po kachestvu braka: Problemy sem'i, V. Tartu, 1996.

Статья поступила в редакцию 12.10.19

УДК 371

Aliyeva A.R., senior lecturer, Department of Methods of Teaching Art and Graphic Disciplines, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: laliealina@mail.ru

MODERN APPROACHES IN TEACHING FINE ARTS IN SECONDARY SCHOOL. The article deals with the specifics of teaching the school subject Fine Art. First of all, it is shown that this subject has undergone significant changes compared to the Soviet period. The contents of training has changed and now it involves not only learning to draw, which goes by the wayside, but, above all, learnng the basics of painting, sculpture, graphics, as well as with various types of design, architecture, folk and professional arts and crafts. In the process of studyis the subject also provides the initial mastery of computer graphics, artphotography. The article shows the unconventional methods of drawing, which can form a positive motivation for students to the subject. The possibilities of information technologies in the process of teaching this subject are also considered.

Key words: school subject Fine Art, students, non-traditional techniques and techniques of drawing, information technology.

А.Р. Алиева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. ДПИ и дизайна, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mai: aliealina@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассмотрена специфика преподавания школьного предмета «Изобразительное исскусство». Прежде всего, показано, что данный предмет претерпел существенные изменения по сравнению с советским периодом. Изменилось содержание преподавания, предполагающее не только обучение рисованию, что уходит на второй план, а также знакомство с основами живописи, скульптуры, графики, с различными видами дизайна, архитектуры, народных и профессиональных декоративно-прикладных искусств. В статье показаны нетрадиционные приёмы рисования, которые помогут сформировать у учащихся положительную мотивацию к предмету. Также рассмотрены возможности информационных технологий в процессе преподавания данного предмета.

Ключевые слова: школьный предмет «Изобразительное искусство», учащиеся, нетрадиционные приёмы и техники рисования, информационные технологии.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» [1] возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию различных предметов в общеобразовательной школе, в том числе предмета «Изобразительное искусство». Задача современной школы - формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому стоит задуматься, как сделать этот процесс обучения более результативным. За последнее время, начиная с конца 90-х годов XX века, в процессе преподавания школьного предмета «Изобразительное искусство» многое изменилось. Прежде всего, хотелось бы отметить, что данный предмет в соответствии с ФГОС стал базовым для начальной и основной школы. При этом существенно изменилось его содержание по сравнению с советским периодом преподавания. Наиболее ярко инновационное содержание проявилось в разработке и внедрении для всех классов общеобразовательной школы учебников по предмету «Изобразительное искусство». В советское время преподавания данного предмета учебники не были предусмотрены.

С учётом того, что учебники интересующему нас предмету ранее не разрабатывались, соответственно, не с чем было сравнивать и не на что опираться, то с самого начала они были разработаны по всем современным правилам, на основе инновационных технологий.

Так, каждый учебник снабжён рабочими тетрадями и учебными пособиями, которые разработаны отдельно для учащихся и отдельно для учителей. Созданные учебники, пройдя первую апробацию, в ходе которой выявились их недостатки, в настоящий момент постоянно совершенствуются и перерабатываются. Современные учебники сопровождаются электронными версиями, специально созданными приложениями.

Ведущим принципом создателей учебников по предмету «Изобразительное искусство» является системность и последовательность изложения материала. Темы не повторяются, но могут существенно углубляться там, где это необходимо и соответствует интересам учащихся каждого конкретного класса. Также важный принцип содержания предмета «Изобразительное искусство» - опора на личный опыт учащихся, опережающее соответствие их естественным жизненным интересам: от жизни - через искусство - к жизни [2].

Крайне значимым и в какой-то степени революционным по сравнению с советским периодом преподавания изобразительного искусства было включение в содержание предмета всех видов визуально-пространственных искусств. Помимо собственно рисования, обучение по предмету «Изобразительное искусство» включает в себя знакомство с основами живописи, скульптуры, графики, а также знакомство с разными видами дизайна, архитектуры, народных и профессиональных декоративно-прикладных искусств. В процессе изучения предмета также предусмотрено первичное освоение компьютерной графики, художественной фотографии и др.

Согласно ФГОС ОО [3], изобразительное искусство имеет следующие образовательные результаты (табл. 1):

Таблица 1

Образовательные результаты по предметной области «Изобразительное искусство» ФГОС ОО (2012 г)

№ Образовательные результаты

1. формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения

2. развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира,

3. развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения

4. развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры

5. освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности)

6. воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека

7. приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне

8. приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино)

9. приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация)

10. развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства

11. формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Однако в настоящий момент в проекте нового Стандарта основного общего образования (5 - 9 классы) (2018 года) [4] образовательные результаты по предметной области «Изобразительное искусство» разработаны для отдельных модулей, из которых будет состоять предмет Приведём названия этих модулей (табл. 2).

Таблица 2

Образовательные модули предмета «Изобразительное искусство» (Проект нового ФГОС ООО, 2018 г)

№ Название модулей

1. Модуль «Символика крестьянского дома и народного праздника»

2. Модуль «Народные художественные промыслы России»

3. Модуль «Виды и жанры изобразительного искусства»

4. Модуль «Художественный образ и художественно-выразительные средства»

5. Модуль «Вечные темы и великие исторические события в искусстве»

6. Модуль «Конструктивное искусство: архитектура и дизайн»

7. Модуль «Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография»

Как отмечают современные педагоги-исследователи [5 - 7], занятия по предмету «Изобразительное искусство» важны для введения учащегося в отечественную художественную культуру, понимания ценности многообразия культур мира.

Подобные изменения, безусловно, вызвали определённые трудности со стороны учителей, которые не привыкли работать с содержанием предмета подобного рода. В этой связи постоянно разрабатываются курсы повышения квалификации и переподготовки для учителей предмета «Изобразительное искусство».

Тем самым учителя предмета «Изобразительное искусство» получили широкие возможности для раскрытия творческого потенциала учащихся, овладения навыками рисования, дизайна, художественной фотографии и т.д.

Очень интересен опыт некоторых педагогов (И.Н. Бабошкина и др.), которые практикуют так называемое нетрадиционное рисование. Как отмечает И.Н. Бабошкина [5], нетрадиционное рисование может играть крайне важную роль в общем развитии каждого учащегося, при этом существенным образом разнообразить уроки по предмету «Изобразительное искусство». Применение нетрадиционной техники на занятиях по изобразительному искусству дает возможность учащимся возможность для творческого развития на основе создания интересных креативных художественных образов при помощи простых средств и подручных материалов.

Рассмотрим наиболее распространённые методы и приёмы нетрадиционного рисования, которые могу крайне занимательно для учащихся организовать творческий процесс на уроках «Изобразительное искусство».

1. Создание рисунка нетрадиционными материалами, например, любыми сыпучими продуктами: различными семечками, крупой, солью и сахаром, кофе, чаем и т.д. Техника такова: сначала на лист бумаги клеем ПВА наносится рисунок, а затем посыпается сверху сыпучим материалом. Через несколько минут клей засыхает и получается разноцветный рисунок. Поверхность такого рисунка получается текстурной и рельефной, т.к. у каждого подобного материала свой калибр, цвет, форма крупинок. Рисунки дополняются деталями при помощи фломастера или карандаша.

2. Следующая техника - рисование съедобными фруктами и овощами, делая из них штампы. Для этой техники можно использовать различные овощи и фрукты, а также краски. Наиболее яркие картины получаются с акриловыми красками. Акварель для этой техники не подходит, т.к. сильно растекается. Для выполнения рисунка надо сделать срез плода или пучка листьев, окунуть в краску и поставить штамп на бумаге. Главное в данной технике - сделать ровный срез, чтобы рисунок получился равномерным. Чтобы было удобно держать штамп, надо насадить его на шпажку или на вилку. Рисование штампами из овощей и

фруктов — увлекательное и очень полезное занятие, которое развивает фантазию, учит учащихся аккуратности.

3. Рисование на фольге. Данная техника очень отличается от рисования на бумаге:

- краска хорошо скользит по фольге,

- можно проследить, как смешиваются цвета,

- рисовать можно пальцами, ватными палочками, кисточками и т.д.

4. Еще одна интересная нетрадиционная техника рисования для учащихся - использование в процессе создания рисунка шариков. Наиболее удобно техника выполняется следующим образом: в коробку на дно кладётся альбомный лист, далее нужно при помощи кисточки нанести толстым слоем гуашь разных цветов, бросить шарики в коробку и покатать их. Получаются очень яркие работы.

5. Оформление рисунка в технике паспарту - это когда рисунок вставляется в лист с вырезанной какой-либо формой. При данной технике надо вырезать любой шаблон и наложить сверху на рисунок учащегося. В итоге рисунок учащегося, даже самый непрезентабельный, может с шаблоном выглядеть достойно. Тем самым даже учащиеся, которые плохо умеют рисовать, могут получить интересное произведение. Этим можно помочь ребенку поверить в свои творческие способности.

Крайне эффективным средством художественно-творческого развития учащихся на уроках по предмету «Изобразительное искусство» являются информационно-коммуникационные технологии.

Рассмотрим варианты применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе:

1. Урок с мультимедийной поддержкой. В классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации, а ученики - для защиты проектов. В качестве примеров можно привести следующие уроки с мультимедиа: «Жостово», «Искусство Гжели», «Народный праздничный костюм», «Хохлома», «Интерьер крестьянского дома», «Древние образы в народных игрушках», «Жанры изобразительного искусства - портрет, пейзаж, анималистический жанр и др.», «Цвет в произведениях живописи», «Великие портретисты прошлого», «Крупнейшие музеи изобразительного искусства», «Красота движений человека» и др.

2. Урок с компьютерной поддержкой. Несколько компьютеров (обычно в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.

Библиографический список

3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой). Большую помощь в поиске необходимой информации учителю оказывает каталог образовательных ресурсов по искусству, размещенный в Интернете. В процессе объяснения нового материала можно использовать видеоэкскурсии, видеофрагменты, отдельные иллюстрации, фотографии, репродукции картин изучаемых художников и др., а также динамические таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. Если кабинет подключен к сети Интернет, можно предложить провести урок в форме виртуальной экскурсии.

Практика показывает, что благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

• обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• позволяет обеспечить и визуальное, и аудиальное восприятие информации;

• изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;

• применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать учащихся [6], [7].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что использование информационных технологий помогает учителю изобразительного искусства повысить мотивацию обучения по данному предмету, а также приводит к ряду положительных тенденций:

- облегчает процесс усвоения материала школьниками;

- обогащает учащихся знаниями в сфере изобразительного искусства;

- возбуждает живой интерес к изобразительному искусству;

- расширяет общий кругозор учащихся в сфере искусства;

- повышает эффективность уроков изобразительного искусства в целом.

Нетрадиционные техники помогают сделать занятие эмоционально богаче,

вызывают огромный интерес у ребят к творчеству, художественной деятельности, а также развивают у обучающихся воображение и фантазию, улучшают мелкую моторику, гибкость рук, развивают нестандартное мышление и творческое воображение.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Неменский Б. Почему предмет «Изобразительное искусство» нужен каждому школьнику. Available at: https://mel.fm/pedagogika/2348179-drawing

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования. Available at: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

4. Проект нового стандарта основного общего образования (5 - 9 классы). Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57359.html/

5. Бабошкина И.Н. Нетрадиционные изобразительные техники на уроках изобразительного искусства. Available at: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D 1%82%D1%8C%D0%B8/675718/

6. Луговская Т. А. Роль ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Общедидактические принципы построения уроков с использованием ИКТ. Available at: https://nsportal. ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/02/09/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-izo-kak-odno-iz

7. Матурина Г.Р Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся. Available at: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/11/13/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-izo

References

1. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 N 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Nemenskij B. Pochemu predmet «Izobrazitel'noe iskusstvo» nuzhen kazhdomu shkol'niku. Available at: https://mel.fm/pedagogika/2348179-drawing

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obrazovaniya. Available at: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

4. Proekt novogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya (5 - 9 klassy). Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57359.html/

5. Baboshkina I.N. Netradicionnye izobrazitel'nye tehnikina urokah izobrazitel'nogo iskusstva. Available at: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D 0%B8/675718/

6. Lugovskaya T.A. Rol' IKT v uchebno-vospitatel'nom processe. Obschedidakticheskie principy postroeniya urokov s ispol'zovaniem IKT. Available at: https://nsportal.ru/shkola/ izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/02/09/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-izo-kak-odno-iz

7. Maturina G.R. Ispol'zovanie informacionno-kommunikativnyh tehnologij na urokah izobrazitel'nogo iskusstva kak sredstvo formirovaniya tvorcheskoj aktivnosti uchaschihsya. Available at: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/11/13/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-izo

Статья поступила в редакцию 12.10.19

УДК 377

Burlyaeva V.A., Doctor of Sciences (Social Studies), Professor, Prorector on educational and scientific work, Nevinnomyssk State Humanitory and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: burlyaeva-va@rambler.ru

Burkina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Deputy Head of the organization of career guidance and competitions; Professor of pedagogy and educational technologies Institute of education and social Sciences, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: irinaburkina@yandex.ru Bulakh K.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Research Unit, Nevinnomyssk State Humanitory and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: kseniyabulah@yandex.ru

Burtseva E.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Educational and Methodical Department, Nevinnomyssk State Humanitory and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: nich@nggti.ru

ISSUES OF PREPARING WORKERS OF THE MULTI-SKILLED UNDER THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF VOCATIONAL EDUCATION AND PRODUCTION. The article provides an analysis of theoretical and practical items of the issues of preparing workers of the multi-skilled under the conditions of integration of vocational education and production. The actualization of this issue is caused by the fact that in present-day production the concept of attitude to the professional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.