Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / СПОСОБНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ / SELF-DETERMINATION / PERSONALITY / PROFESSION / ABILITIES / READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заочинский М.С.

Данная тема очень актуальна в наше время. Каждый школьник должен уметь планировать своё дальнейшее будущее, должен уметь думать над тем, кем хочет стать, куда пойти, как продолжить свой путь. Где и как получать образование и это очень насущный вопрос, требуемый немалого внимания. Это нельзя оставить без внимания, необходимо предпринимать меры, действовать и сообщать школьникам о том, как им поступить в дальнейшем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS TO PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

This topic is very relevant in our time. Each student should be able to plan their future, should be able to think about who they want to be, where to go, how to continue their journey. Where and how to get an education and this is a very urgent issue that requires a lot of attention. This cannot be ignored, measures must be taken, actions must be taken and pupils must be informed of what to do in the future.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ»

УДК 37.041

Заочинский М. С. студент

кафедра «Технология и безопасность жизнедеятельности» Северный Арктический федеральный университет научный руководитель: Суриков Ю.Н.

доцент Россия, г. Архангельск

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Аннотация:

Данная тема очень актуальна в наше время. Каждый школьник должен уметь планировать своё дальнейшее будущее, должен уметь думать над тем, кем хочет стать, куда пойти, как продолжить свой путь. Где и как получать образование и это очень насущный вопрос, требуемый немалого внимания. Это нельзя оставить без внимания, необходимо предпринимать меры, действовать и сообщать школьникам о том, как им поступить в дальнейшем.

Ключевые слова: самоопределение, личность, профессия, способности, готовность.

Zaochinsky M.S.

student of the Department " Technology and life safety»

Northern Arctic Federal University Russia, Arkhangelsk Supervisor: Surikov Y.N.

professor

PSYCHOLOGICAL READINESS TO PROFESSIONAL SELF-

DETERMINATION

Annotation:

This topic is very relevant in our time. Each student should be able to plan their future, should be able to think about who they want to be, where to go, how to continue their journey. Where and how to get an education and this is a very urgent issue that requires a lot of attention. This cannot be ignored, measures must be taken, actions must be taken and pupils must be informed of what to do in the future.

Key words: self-determination, personality, profession, abilities, readiness.

Самоопределение личности — процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы[4].

Чаще всего проблема профессионального самоопределения стоит перед школьниками старших классов, которые думают над дальнейшим

поступлением. И это потому, что проблема выбора рода деятельности в будущем у них особенно обострена. Одной из важнейших проблем, по словам А.Е. Голомштока, является проблема воспитания у старшеклассников стремления к активизации процессов по самоопределению[2]. И поэтому необходимой задачей является формирования профессиональной направленности. Ведь выбор рода деятельности показывает, созрел человек социально и нравственно, или нет.

При выборе профессии, школьник чаще всего ориентируется на три ряда факторов. Первый из них - свои взгляды, вкусы, интересы, удовлетворение духовных потребностей, оценка профессии в обществе, то, в чем заключается смысл этой работы. Второй - понимание и осознание своего места в обществе, в мире. Третий - индивидуальные способности, особенности и знания [3].

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на выбор профессии И именно поэтому существует целый ряд исследований в сфере профессионального самоопределения, посвященных причинам выбора профессии. Л.И. Божович говорила о том, что потребность в профессиональном определении у учеников старших классов, занимает центральное место в социальной ситуации развития. Для того, чтобы помогать ребятам определяться с выбором профессии, необходимо проводить в школах беседы, тесты, работу с психологом.

Бывают и случаи раннего самоопределения, если у человека есть выраженные способности. Чаще всего это относится к творческому руслу. Например, Моцарт мог уже с ранних лет выступать и сочинять музыку. У физика Ландау математический дар проявился уже в 4 года, больше всего он любил упражнения с цифрами, а не обычные игрушки. И таких примеров очень и очень много. Ведь интерес, способности и упорство помогало им проходить через неудачи и совершенствоваться.

Но это не значит, что только раннее самоопределение приводит к успехам, существует не меньше примеров позднего самоопределения, сюда относится и Дмитрий Иванович Менделеев, и Вадим Вадимович Усланов.

Можно сделать вывод, что в каком бы возрасте не происходило самоопределение, это длительный процесс. Ведь известны и случаи, когда люди учились на последнем курсе университета, отчислялись и поступали на совершенно другое направление, ставшее для них более интересны[1].

Готовность к самоопределению в психологии рассматривает как психическое состояние. Эта готовность формируется под воздействием внешних и внутренних факторов, осознанности восприятия информации, готовность к действиям.

Принято выделять три типа установки:

- первый из них - смысловой, при котором происходит анализ мотивов деятельности;

- второй - целевой, предполагает устойчивость человека к завершению действий;

- третий - операциональный, куда относится способы осуществления действий.

Психологическая готовность к самоопределению имеет определенную структуру. Она включает в себя следующие компоненты:

- мотивационный;

- познавательный;

- эмоциональный;

- волевой.

Весь процесс выбора человеком профессии вносит определенный вклад в выбор им профессии. И именно поэтому этот процесс и данная проблема интересна для изучения, проведения экспериментов.

Использованные источники:

1. Личностное самоопределение как психическая проблема [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azps.ru/articles/pers/pers12.html. Дата обращения: 13.01.2019;

2. Психология старшеклассника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://childpsy.ru/lib/books/id/8244.php. Дата обращения: 12.01.2019;

3. Психология профессионального самоопределения личности мастерства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/644082/. Дата обращения: 12.01.2019;

4. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.учеб.заведений — М.: Академия, 2000. Дата обращения 12.01.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.