Научная статья на тему 'РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ'

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1333
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ФОРМИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ / УЧИТЕЛЬ-КОНСУЛЬТАНТ / LIFELONG LEARNING / INDIVIDUAL APPROACH / SELF-ORGANIZATION / INTERACTION OF TEACHERS AND STUDENTS / FEEDBACK / FORMATIVE ASSESSMENT / PLANNING OF THE EDUCATIONAL PROCESS / FORMATION OF NECESSARY COMPETENCES / RESEARCH SKILLS / TEACHER-CONSULTANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелехина Екатерина Сергеевна, Логинова Татьяна Германовна

В современном информационном обществе приобретаемые научные знания меняются очень быстро, это приводит к необходимости изменения современной системы обучения. Предпосылкой данной статьи послужили работы Д.И. Фильдштейна об изменении форм взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения в связи с переходом к информационному обществу. Авторами представлены обучение в сотрудничестве и эвристическое обучение как формы организации учебной исследовательской деятельности, которые являются новыми формами творческого взаимодействия участников образовательного процесса. Для этого учитель должен не только обладать хорошей предметной эрудицией, но и уметь передавать свой опыт и знания, быть способным вести исследовательский поиск и уметь мотивировать работу учеников. Продуктивный диалог и обратная связь касательно понимания или непонимания того, что ученик делает, рассматриваются авторами как ключевой аспект стимулирования взаимодействия ученика и учителя. Качественная обратная связь о «проблемных» аспектах исследования даёт учителю полезную информацию, которая может помочь при дальнейшем планировании, а также обеспечивает взаимопонимание всех участников образовательного процесса.В статье описаны три основных принципа, которые нужно учитывать при организации учебной исследовательской деятельности. Здесь важно соблюдать баланс между учётом индивидуальных потребностей обучающихся, правильным (грамотным) планированием исследования и стремлением к познанию. В статье также представлены основные аспекты и обучения и воспитании при совместной работе учителя со школьниками, которые помогают направлять их исследовательскую деятельность и систематически анализировать их работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелехина Екатерина Сергеевна, Логинова Татьяна Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER ROLE IN THE ORGANIZATIONOF INQUIRING ACTIVITIES AT THE LESSONS

In modern information society, acquired scientific knowledge changes very quickly. This leads to the need to change the modern system of education. The premise of this article was the work of D.I. Fieldstein on changing the forms of interaction between a teacher and a student in the process of training in connection with the transition to the information society. The authors present training in cooperation and inquiry-based learning as forms of organization of educational inquiring activity when new forms of creative interaction of participants of educational process appear. For this, the teacher must not only have good subject erudition, but also be able to transfer own experience and knowledge, be able to conduct inquiring search and be able to motivate the work of pupils. Productive dialogue and feedback regarding understanding or misunderstanding of what a student does is seen as a key aspect of stimulating a student-teacher interaction by the authors. Qualitative feedback on "problematic" aspects of the study gives the teacher useful information that can help in further planning, as well as ensures mutual understanding of all participants of the educational process.The article describes three basic principles that should be taken into account when organizing educational inquiring activity. It is very important to strike a balance between taking into account the individual needs of students, proper (competent) planning of inquiry and the desire for knowledge. The article also presents the main aspects of teaching and education when a teacher works together with schoolchildren helping to guide their inquiring activity and analyzing their work systematically.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/71PDMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Мелехина Е.С., Логинова Т.Г. Роль учителя при организации исследовательской деятельности на уроках // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/71PDMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Melekhina E.S., Loginova T.G. (2020). Teacher role in the organization of inquiring activities at the lessons. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/71PDMN220.pdf (in Russian)

УДК 372.881.1 ГРНТИ 14.25.07

Мелехина Екатерина Сергеевна

МАОУ «СОШ № 7 с углублённым изучением английского языка» г. Перми, Пермь, Россия

Учитель английского языка

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Пермь, Россия

Аспирантка факультета «Иностранных языков» E-mail: ekaterina.melekhina@mail.ru

Логинова Татьяна Германовна

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Пермь, Россия

Декан факультета «Иностранных языков» Кандидат филологических наук Доцент кафедры «Английского языка, филологии и перевода»

E-mail: tatyana.loginova@pspu.ru

Роль учителя при организации исследовательской деятельности на уроках

Аннотация. В современном информационном обществе приобретаемые научные знания меняются очень быстро, это приводит к необходимости изменения современной системы обучения. Предпосылкой данной статьи послужили работы Д.И. Фильдштейна об изменении форм взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения в связи с переходом к информационному обществу. Авторами представлены обучение в сотрудничестве и эвристическое обучение как формы организации учебной исследовательской деятельности, которые являются новыми формами творческого взаимодействия участников образовательного процесса. Для этого учитель должен не только обладать хорошей предметной эрудицией, но и уметь передавать свой опыт и знания, быть способным вести исследовательский поиск и уметь мотивировать работу учеников. Продуктивный диалог и обратная связь касательно понимания или непонимания того, что ученик делает, рассматриваются авторами как ключевой аспект стимулирования взаимодействия ученика и учителя. Качественная обратная связь о «проблемных» аспектах исследования даёт учителю полезную информацию, которая может помочь при дальнейшем планировании, а также обеспечивает взаимопонимание всех участников образовательного процесса.

В статье описаны три основных принципа, которые нужно учитывать при организации учебной исследовательской деятельности. Здесь важно соблюдать баланс между учётом индивидуальных потребностей обучающихся, правильным (грамотным) планированием исследования и стремлением к познанию. В статье также представлены основные аспекты и

https:// mir-nauki. com

обучения и воспитании при совместной работе учителя со школьниками, которые помогают направлять их исследовательскую деятельность и систематически анализировать их работу.

Ключевые слова: обучение в течение жизни; индивидуальный подход; самоорганизация; взаимодействие учителя и ученика; обратная связь; формирующее оценивание; планирование учебного процесса; формирование необходимых компетенций; исследовательские навыки; учитель-консультант

В традиционной классно-урочной системе учитель является источником готовых знаний для учеников, но современные стандарты образования предписывают учителю организовывать процесс обучения таким образом, чтобы ученики могли самостоятельно добывать знания и относиться к информации критически. Соответственно, учителя часто сталкиваются с проблемой как внедрить новые виды деятельности в учебный процесс, сделать их частью школьной программы, а не единичными формами деятельности обучающихся на уроке. Одним из возможных вариантов решения может быть опора на природную (естественную) любознательность учеников, учитывая умения и навыки, которые являются необходимыми для решения определённых задач и позволят им обучаться в течение всей жизни (lifelong learning) [1; 2], а именно, организация исследовательской деятельности на уроках.

Одним из наиболее важных вопросов для учителя является возможность организации процесса обучения таким образом, чтобы научить обучающихся проводить исследование в рамках урока, уметь подбирать необходимое количество полезной информации в исследуемой предметной области, осуществлять оценивание своей деятельности и качественно готовиться к выступлению о результатах проведённого исследования. Исходя из выше сказанного, целью исследования является описание деятельности современного учителя при обучении и организации учебного исследования.

Под учебным исследованием понимается деятельность обучаемых, при которой они решают различные задачи в соответствии с основными этапами научного исследования, и предполагает, что школьники лучше развивают исследовательские навыки, такие как самоорганизация, саморегуляция и самоопределение [3-5]. Эффективное учебное исследование развивает не только исследовательские навыки, но и навыки обучения в сотрудничестве, общения, мышления (критического и проблемного мышления). Учитель должен обеспечить необходимые условия для развития умений исследовательской деятельности: целенаправленность и систематичность, творческая среда, психологический комфорт, мотивированность, личность педагога и учёт возрастных особенностей. Ключевым моментом здесь является тщательное планирование учебного исследования. Необходимо обучать правильно задавать (формулировать) научные вопросы, составлять план исследования, давать приоритет доказательствам, формулировать умозаключения (объяснение) и связывать их с научным знанием [6].

Принципы и подходы организации учебной исследовательской деятельности на уроках

В современном обществе обучающиеся должны уметь действовать самостоятельно и быть уверенными, что смогут спланировать и осуществить любую деятельность (выполнить учебную задачу, исследование или найти выход из реальной жизненной ситуации). Для этого в процессе обучения у школьников развивают необходимые для этого умения и качества, а именно критическое и творческое мышление, настойчивость, независимость и уверенность в своих силах [2]. Школьная среда предлагает ученикам разные возможности для осознания

Введение

важности личного выбора, что также способствует их более глубокому пониманию самих себя. В свою очередь, более уверенные в себе школьники могут проявлять больше свободы в процессе обучения [7-12]. Учителя, которые способствуют развитию свободы воли:

• обращают внимание на имеющиеся у учеников способности, нужды и интересы, чтобы сделать процесс обучения более личностно-ориентированным;

• внимательно выслушивают мнения учеников, их дополнительные вопросы, учитывают стремления и желания для стимулирования их мыслительной и физической активности;

• способствуют развитию навыка определения подлинности и актуальности информации для учеников с помощью заданий, не имеющих одного конкретного решения (правильного ответа);

• дают ученикам возможность проявить творческие способности и умение брать на себя риск;

• умеют определять, когда обучающимся нужна помощь, а когда нет;

• слушают и реагируют на любую деятельность обучающихся, способствующей развитию мышления [13].

В этом случае школа принимает во внимание, как ребёнок обучается, его потенциальные возможности и ценность детства в целом. Когда учитель проявляет уважение к индивидуальным способностям и правам обучающихся, он пересматривает свои личные убеждения, культурное образование и ценности. Например, убеждения и ценности учителя будут влиять на распределение времени, организацию образовательного пространства, выбор и использование учебных материалов, и установление доброжелательных отношений на занятиях [3]. Взаимодействие с учениками способствует:

• созданию определённых условий для взаимодействия и культуре уважения и доверия, где каждый ученик чувствует себя желанным, важным и ощущает эмоциональную безопасность [2];

• разработке общих методов (принципов);

• созданию образовательного пространства. Учитель может попросить обучающихся помочь организовать такое образовательное пространство, где они будут чувствовать себя спокойно и безопасно, где у них будет доступ ко всем необходимым материалам, и где они смогут сами принимать решения и брать на себя риски;

• принятию решения относительно процесса обучения. Учитель вовлекает учеников в процесс планирования для определения что, как и почему они хотят изучать, и старается учитывать их пожелания;

• обсуждению ожиданий: проговаривание, какие знания обучающиеся хотят получить и получают, какие умения и навыки они при этом развивают, и для чего им это нужно, где они это могут применить.

Для учителя важно правильно подбирать задания, способствующие эффективному обучению, которые должны быть понятны и интересны. Организация учебного исследования на уроках может способствовать повышению мотивации. Учебное исследование можно осуществлять в рамках эвристического обучения (inquiry-based learning) - обучения, ставящего целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение позволяет

вовлекать школьников в активную деятельность, для создания образовательного продукта (продукты деятельности ученика, например, рисунок, текст, модель; изменения личностных качеств) в рамках изучаемого предмета и выстроить индивидуальную образовательную траекторию, способствуя эффективному взаимодействию учителя с обучающимися [14]. Учителя акцентируют внимание на проведении учебного исследования школьниками, самостоятельном поиске информации и планировании, а также на более глубоком понимании исследуемой темы (процесса, предмета, явления). Такое обучение может быть самоуправляемым (самостоятельным), поскольку в идеале этот процесс регулируется решениями, принимаемыми учениками самостоятельно (при поддержке/руководстве учителя), и является личностно-ориентированным [15; 16].

Такое обучение требует изменения стиля обучения: от учителя, который привык давать ученикам готовые ответы, к учителю, чья роль заключается в умении правильно задавать вопросы, стимулируя интерес и любознательность учеников. Для этого следует учитывать два основных принципа:

1. обучение следует организовывать таким образом, чтобы это процесс шёл от реальных жизненных примеров (явлений, событий, проблем) к концептам, идеям, теориям и фактам;

2. обучающиеся должны самостоятельно находить нужную информацию, уметь грамотно планировать свою деятельность и делать правильные (объективные) выводы, опираясь на полученные данные.

На практике для успешной организации учебной деятельности на уроках учитель должен:

• задавать вопросы, наметить проблемы, помогать ставить задачи, которые помогут достичь конкретную и измеримую цель (результат);

• помочь ученикам грамотно использовать предметные ресурсы;

• фокусировать внимание обучающихся как на поиске ответа на поставленный вопрос, так и на формировании необходимых компетенций для осуществления исследования;

• выполнять роль куратора (учителя-помощника), направляющего учеников, а не учителя, который даёт готовые ответы на все вопросы.

Организация учебного исследования на уроке предполагает индивидуальный подход к каждому ученику, определение наиболее эффективных стратегий для достижения поставленной цели с учётом способностей, знаний и опыта каждого ученика, что делает возможным следовать и достигнуть личной цели обучения. У. Пауэлл и О. Кусума-Пауэлл предполагают, что для эффективного осуществления индивидуального (дифференцированного) подхода в обучении, учителю необходимо учитывать пять важных профессиональных аспектов:

1. знать своих учеников (интересоваться имеющимся культурным и лингвистическим «багажом», семейными обстоятельствами, способами познания, интеллектуальными предпочтениями, уровнями готовности, интересами и другими индивидуальными чертами обучения, и затем использовать эту информацию, чтобы предусматривать конкретные потребности в обучении, обеспечивая значимую и сложную работу);

2. знать себя как учителя (развивать профессиональное самопознание, включающее понимание культурных предпочтений и предпочтений в обучении, которые

можно использовать при формировании индивидуального стиля обучения, понимать ожидания от результатов учеников);

3. знать своё расписание (различать содержание и передаваемую концепцию, определять важные основные идеи и осознавать, что существует множество возможных способов понимания на понятийном уровне);

4. формирующее оценивание (выбор средств, соответствующих конкретным потребностям в обучении, давать ученикам возможность выбора в рамках формирующего оценивания для дальнейшего мотивирования);

5. отношения с коллегами (для успешного осуществления индивидуального подхода в обучении следует учитывать опыт, знания других учителей, а также пользоваться их поддержкой при планировании курса. Учитель - это сложная профессия, и обучение не будет эффективным у тех, кто «идёт один») [17].

Можно проследить тесную связь между индивидуальным подходом и продуманным и адаптивным планированием. Индивидуальный (дифференцированный) подход в обучении - это форма организации учебной деятельности для различных групп обучающихся с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, может включать использование работы в сотрудничестве, различные учебные практики, творческие подходы в преподавании и обучении, разные форматы и модели исследования и представления знаний, доступных обучающимся. Ученики получают равные возможности обучения в том случае, когда им предлагаются разнообразные способы репрезентации, действий и интерпретации. Обучение в сотрудничестве было описано в работах Л.С. Выготского и Ж. Пиаже, которые видели обучение как социальный феномен. В данном случае мы говорим не столько о сотрудничестве учеников, сколько о сотрудничестве учителя и ученика. Для организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроках в рамках учебной исследовательской деятельности учитель:

1. определяет сферу интересов учеников;

2. определяет научное поле деятельности, в котором можно определить тематику исследовательских работ;

3. знакомит обучающихся с методами научного познания и исследования;

4. помогает сформулировать проблему, определить цель и задачи, объект и предмет исследования;

5. направляет и мотивирует обучающихся на проведение своего учебного исследования;

6. помогает при планировании, определении сроков и выборе технических средств;

7. учит работать с разными источниками информации, анализировать и выбирать проверенные факты;

8. учит правильно оформлять исследовательскую работу и грамотно готовить защиту [18].

Ключевым аспектом стимулирования взаимодействия ученика и учителя является продуктивный диалог и обратная связь касательно понимания или непонимания того, что ученик делает. Качественная обратная связь о «проблемных» аспектах исследования даёт учителю полезную информацию, которая может помочь при дальнейшем планировании, а также обеспечивает взаимопонимание всех участников образовательного процесса. Учителя ищут способы мотивации своих учеников, внимательно прислушиваются к их нуждам

https:// mir-nauki. com

(запросам) и создают увлекательные перспективы для проведения исследования. Здесь важно соблюдать баланс между учётом индивидуальных потребностей обучающихся, правильным (грамотным) планированием исследования и стремлением к познанию. Благодаря использованию широкого набор стратегий, приёмов и средств обучения и воспитания, учителя совместно работают со школьниками, направляя их исследовательскую деятельность и систематически анализировать их работу. Кроме этого, учителя поддерживают социально-эмоциональное развитие детей, потому что это связано с эмоциональным благосостоянием обучающихся, их способностью адаптироваться к новым условиям окружающей их действительности и успешному налаживанию взаимоотношений в течение всей жизни [19].

Деятельность учителя при организации учебной исследовательской деятельности

Какую же роль выполняет современный учитель? Он - тьютор (профессиональный наставник), помощник, консультант начинающего исследователя; появляется новая форма творческого взаимодействия участников образовательного процесса. Для этого учитель должен не только обладать хорошей предметной эрудицией, но и уметь передавать свой опыт и знания, быть способным вести исследовательский поиск и уметь мотивировать работу учеников. Для вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность учителям следует учитывать три основных принципа:

1. для эффективного обучения учитель должен принимать во внимание имеющиеся у обучающихся знания и умения. Без опоры на имеющиеся знания и умения ученики могут не присвоить (не усвоить) новую информацию, поскольку она будет для них лишь набором очередных фактов для запоминания, возможно, они выучат эту информацию для успешного написания контрольной работы (эта информация останется только в кратковременной оперативной памяти, а не в долгосрочной). На этом этапе учителю необходимо определить имеющиеся знания, умения и убеждения учеников и понять, как их можно связать с изучаемым материалом. Это поможет в определении стратегии при подготовке занятия: как сделать необходимую для изучения информацию личностно значимой для лучшего понимания и усвоения, научить задавать правильные вопросы для грамотного планирования своей деятельности и показать важность анализа информации, выделяя лишь главную и актуальную;

2. ученики должны научиться использовать знания на практике для того, чтобы понять, как можно применить их в реальных жизненных ситуациях и понять значимость обучения в школе для каждого из них. Для этого обучающиеся должны не просто заучивать (запоминать) определённые факты и информацию, они должны увидеть их в системе, усвоить понятийную структуру и иметь возможность их практического применения в жизни, в разных изменяющихся ситуациях. Чтобы связать эту концептуальную модель с имеющимися у обучающихся знаниями, умениями и опытом, учителям следует обучить учеников задавать «правильные» вопросы, которые позволят осознать цель и важность обучения;

3. ученики обучаются лучше, если они понимают, как проходит процесс обучения и каким образом они сами могут получить необходимые знания, умения и опыт. Опытные учителя понимают, какие именно знания и умения можно получить опытным путём посредством исследовательской деятельности: такой метакогнитивный подход в обучении может помочь школьникам лучше контролировать свой процесс обучения и способствует развитию критического мышления. Обучение школьников самостоятельному обучению предполагает создание (подбор) таких заданий и инструкций, с помощью которых ученики осознают образовательную цель, концентрируются на основной идее и планируют свою деятельность с помощью определенного набора вопросов. Это также подразумевает постоянные образовательные практики, позволяющие анализировать способность

обучающихся аргументировать выбор темы или материала изучения, выделять основную, наиболее значимую информацию, и следить за изменением умственной деятельности при обогащении знаний. Постоянная обратная связь даёт ученикам возможность планировать и принимать решения относительно собственного обучения.

Для учёта перечисленных выше принципов при планировании учебного процесса (занятия) учителя могут задавать себе следующие вопросы: каким образом можем мы составить задания или инструкции мотивации более глубокого предметного содержания у учеников? каким образом мы можем вписать это в существующие временные рамки учебного занятия? Какие формы деятельность подобрать для занятия, чтобы гарантировать понимание предметного содержания? Перед ответом на эти вопросы следует поработать над пятью вопросами, которые лежат в основе качественного педагогического проектирования [20].

Вопрос 1. Чему нужно обучать и почему?

Этот вопрос помогает при отборе необходимого учебного материала, выборе стратегий обучения, методов и приёмов их реализации на занятии. Для выделения основного учебного содержания учителя должны определиться:

• является ли этот материал ключевым при изучении нескольких тем в рамках моего предмета?

• будет ли этот материал полезен для моих учеников в жизни, для их будущей профессии и карьеры?

• будет ли этот материал сложен для изучения без точных формулировок заданий?

Вопрос 2. Какой именно материал будет трудным для изучения?

Понимание возможных трудностей при изучении определённой темы даёт учителю возможность выбрать такую стратегию обучения, которая поможет более глубокому пониманию и долгосрочному усвоению материала. Кроме этого, понимание самого процесса развития и изменения мыслительных процессов обучающихся является важным средством разработки системы заданий и оценочного аппарата [21].

Вопрос 3. Какие учебные материалы помогут оценить глубину понимания и усвоения

темы?

Подбор учебного материала и методов оценивания, которые способствуют применению полученных знаний и умений в новых ситуациях, является основным в процессе обучения. На уроке ученики должны обучаться через деятельность. Они могут работать в группах сменного состава, продумывать аргументацию своего ответа или создавать определённый «продукт». Однако, не все задания, предполагающие самостоятельную деятельность обучающихся, способствуют глубокому пониманию изучаемого материала. Учитель, заинтересованный в эффективном использовании заданий, целью которых является качественное долгосрочное усвоение материала, составит задания таким образом, что ученики не смогут выполнить их успешно, пока не усвоят основные понятия или не отработают необходимые навыки. Оценивание в данном случае должно предполагать демонстрацию понимания изученного материала.

Вопрос 4. Как мы можем оценить прогресс ученика?

Правильно составленные оценочные материалы должны быть связаны с целью обучения (изучения определённой темы); контроль может осуществляться учителем, одноклассниками или самим обучающимся; формально они должны предполагать практическое применение полученных знаний, а неформально - пристальное наблюдение за работой обучающихся. Такие

задания должны быть составлены в соответствии с определёнными критериями, с которыми должны быть ознакомлены и ученики.

Вопрос 5. Чему мы научились?

Последний вопрос для учителя направлен больше на самоанализ. Если учитель заинтересован в саморазвитии и самосовершенствовании, то спросит себя: чему я научился в рамках данной темы, что поможет усовершенствовать процесс обучения в будущем? Этот вопрос можно задавать на разных этапах обучения (в начале, середине и конце изучения темы) для качественного планирования всего процесса обучения.

Для постоянного развития самостоятельности обучающихся необходимо предоставлять им как можно больше возможностей для развития и демонстрации своих знаний и компетенций, например:

• моделировать поведение и использование языка, используя явные и скрытые инструкции для учеников;

• предлагать возможности для самосовершенствования;

• давать своевременные, конкретные и обдуманные комментарии и «обратную связь»;

• создать такое образовательное пространство, где ученики смогут сами ставить цели, планировать деятельность, анализировать успехи и неудачи и корректировать свои действия для получения планируемого результата;

• давать возможность для взаимной рефлексии;

• давать время на рефлексию деятельности для определения вероятности её успешности и способов её усовершенствования в будущем;

• очень внимательно формировать группы или менять их состав (группы по способностям, по разным признакам, по желанию и другие) для развития навыка работать группах разного состава;

• способствовать желанию обучающихся анализировать своё эмоциональное и физическое состояние, чтобы они могли быть более внимательными к одноклассникам.

Оценивание также играет ключевую роль как для поддержки интереса в обучении, так и для оценивания результатов. Оно должно основываться на цели и задачах курса. Формирующее оценивание охватывает все действия учителя и учеников и позволяет использовать полученную информацию как обратную связь для преобразования деятельности всех участников учебного процесса. Формирующее оценивание является средством и процессом, которое учитель может использовать для улучшения обучения учеников: это не оценивание обучения, а оценивание для обучения [2]. Эффективное оценивание как средство обратной связи позволяет учителю оценить сильные и слабые стороны работы учеников, помогая при дальнейшем планировании. Для обучающихся это является способом оценивания прогресса в развитии компетенций, усиления уверенности в себе и мотивации. Оценивание и самооценивание стимулирует развитие обучающихся, их внутреннюю мотивацию, помогает здраво и реалистично оценивать свои результаты, снизить и/или управлять уровнем стресса [22].

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы можем сделать вывод, что современный учитель рассматривается не как источник отобранного, систематизированного и структурированного материала (традиционный подход), а как исследователь, самостоятельно, осознанно и активно осуществляющий познавательную деятельность, и обучающий этому своих учеников. Современный учитель несколько ролей в процессе обучения:

• консультант, координирующий работу на всех этапах учебной исследовательской деятельности и организующий доступ ко всем необходимым ресурсам;

• специалист, обладающий необходимыми знаниями и умениями, и способный повысить мотивацию обучающихся;

• руководитель, помогающий ученикам планировать свою деятельность;

• эксперт, умеющий грамотно организовать рефлексию (обратную связь) и способный дать советы по корректировке и улучшению деятельности учеников.

Эти роли помогают планировать, направлять и корректировать не только деятельность обучающихся, но и свою собственную. Пошаговое обучение, взаимодействие и обратная связь с учениками являются ключевыми аспектами их процесса познания [23].

В современной школе учитель является тьютором, учитывающим интересы и желания своих учеников, способным сделать обыденные и привычные вещи занимательными, научить задавать правильные вопросы. Учителя создают условия для самореализации в классе, вовлекая их в разные виды деятельности. Все это позволяет воспитать личность, способную обучаться в течение всей жизни. Организация учебной исследовательской деятельности учителем, целью которой является воспитание и обучение учеников творческими и самостоятельными личностями, способными планировать свою деятельность, создаёт новую образовательную среду в школе. Вследствие этого формируется новое педагогическое общение - творческое сотрудничество учителей и обучающихся, что отвечает современному социальному запросу общества. Ключевым аспектом грамотного планирования организации учебного исследования является организация образовательного процесса, где ученики становятся активными участниками. Они напрямую изучают основные идеи и понятия, а также имеют возможность применения полученных знаний в разных учебных, но приближенных к реальным, ситуациях, действуя самостоятельно [24]. Оценивание играет важную роль не только для контроля деятельности обучающихся, но и для анализа работы учителя. Результаты оценивания помогают конструировать занятия, на которых школьники самостоятельно планируют и осуществляют свой процесс обучения, поддерживают высокий уровень мотивации и «присваивают» знания на долгосрочный период, так как они являются личностно актуальными для жизни и значимыми для будущей профессии.

Таким образом, в современной школе профессионализм учителя заключается не столько в передаче огромного количества информации обучающимся, сколько обучении различным способам познания мира вокруг себя через активную самостоятельную деятельность [22] (учебную исследовательскую деятельность в частности). Современные педагоги интересуются новыми методиками обучения школьников, открыты для новых идей, форм работы с учениками и коллегами. Именно сейчас, когда общество хочет, чтобы выпускники школ были готовы действовать в разных жизненных ситуациях, сам процесс образования должен измениться. Хорошие учителя не те, кто обладает обширным набором знаний, а те, кто готов самосовершенствоваться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Centre on the Developing Child at Harvard University [Электронный ресурс]: From best practices to breakthrough impacts: A science-based approach to building a more promising future for young children and families. Cambridge, MA, USA. - 2016. Режим доступа: https://developingchild.harvard.edu/resources/from-best-practices-to-breakthrough-impacts/ (дата обращения 28.01.2020).

2. Adrian I., Murphy G. Creating Lifelong Learners. Educating for today and tomorrow -International Baccalaureate Organization. - 2013. - 215 p.

3. Мелехина Е.С. Учебная исследовательская деятельность школьников // Идеи. Поиски. Решения: сб. ст. и тез. XII Междунар. науч.-практич. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов: в 7 т. Минск: БГУ, 2018. Т. 1. С. 33-37.

4. Безукладников К.Э., Царёва М.В. Самостоятельная работа как основа речемыслительной деятельности младших школьников // Вестник ПГГПУ. -2015. - №1. - С. 194-199.

5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей [по проблемам теории и практики исследовательской деятельности учащихся] / А.В. Леонтович. - Москва: [б.и.], 2002. - 110 с.

6. Фильдштейн Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования // Проблемы современного образования. - 2010. - № 6. - С. 10-20.

7. Безукладников К.Э., Крузе Б.А., Мелехина Е.С. Учебное исследование как средство формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся младшего подросткового возраста на уроках английского языка // Язык и культура. - 2019. - № 48. - С. 259-276.

8. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Проектирование лингво-информационных технологий обучения иностранному языку // Начальная школа до и после. - 2013.

- № 6. - С. 62-65.

9. Фильдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и их обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 1 (26).

- С. 45-54.

10. Фильдштейн Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 1 (32). - С. 8-17.

11. Фильдштейн Д.И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества // Образование и наука. - 2013. -№ 9 (108). - С. 3-23.

12. Фильдштейн Д.И. психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития // Проблемы современного образования. - 2010. - № 2. - С. 5-12.

13. Bandura A. Exercise of human agency through collective efficacy // Current directions in psychological science. - 2000. - Т. 9. - №. 3. - Pp. 75-78.

https:// mir-nauki. com

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21.

22.

23.

24.

25.

Хуторской А.В. Эвристическое обучение [Электронный ресурс] // А.В. Хуторской. Персональный сайт - Научная школа. - Режим доступа: http: //khutorskoy.ru/science/concepts/terms/heuri stic_training.htm (дата обращения 18.02.2020).

Kolb D.A. Experiential learning: Experience as the source of learning and development.

- FT press, 2014. - 390 p.

Bezukladnikov K.E., Melekhina E.S. Educational inquiring activity as means of formation of educational and informative competence of younger teenage age at the lessons of English // Language and Culture. 2018. № 12.

Powell W., Kusuma-Powell O. How to teach now: Five keys to personalized learning in the global classroom. - Ascd, 2011. - 178 p.

Леонтович А.В. Учащиеся как исследователи (как эффективно руководить самостоятельной работой школьников?) / Метод. пособие для преподавателей (тренеров) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО. - М., 2007. - 79 с.

Britt C., McLachlan J. Unearthing why: stories of thinking and learning with children.

- Pademelon Press, 2015. - 214 p.

Perkins D. Making learning whole: How seven principles of teaching can transform education. - John Wiley & Sons, 2010. - 272 p.

Barron B., Darling-Hammond L. Teaching for meaningful learning: A review of research on inquiry-based and cooperative learning // Powerful learning: What we know about teaching for understanding. - 2008. - Pp. 11-70.

Black P., Wiliam D. Assessment and classroom learning // Assessment in Education: principles, policy & practice. - 1998. - Т. 5. - №. 1. - Pp. 70-74.

Copple, C and Bredekamp, S. 2009. Developmentally appropriate practice in early childhood programs serving children from birth to age 8. Ntional Association for the Education of Young Children. Washington DC, WA, USA

Bezukladnikov K., Kruze B., Zhigalev B. Training a Pre-service Foreign Language Teacher Within the Linguo-Informational Educational Environment // The International Conference Going Global through Social Sciences and Humanities. - Springer, Cham, 2019. - Pp. 3-14.

DeViney J. et al. Inspiring spaces for young children. - Gryphon House, Inc., 2010. -240 p.

Melekhina Ekaterina Sergeevna

English language international Perm school, Perm, Russia Perm state humanitarian and pedagogical university, Perm, Russia

E-mail: ekaterina.melekhina@mail.ru

Loginova Tatyana Germanovna

Perm state humanitarian and pedagogical university, Perm, Russia

E-mail: tatyana.loginova@pspu.ru

Teacher role in the organization of inquiring activities at the lessons

Abstract. In modern information society, acquired scientific knowledge changes very quickly. This leads to the need to change the modern system of education. The premise of this article was the work of D.I. Fieldstein on changing the forms of interaction between a teacher and a student in the process of training in connection with the transition to the information society. The authors present training in cooperation and inquiry-based learning as forms of organization of educational inquiring activity when new forms of creative interaction of participants of educational process appear. For this, the teacher must not only have good subject erudition, but also be able to transfer own experience and knowledge, be able to conduct inquiring search and be able to motivate the work of pupils. Productive dialogue and feedback regarding understanding or misunderstanding of what a student does is seen as a key aspect of stimulating a student-teacher interaction by the authors. Qualitative feedback on "problematic" aspects of the study gives the teacher useful information that can help in further planning, as well as ensures mutual understanding of all participants of the educational process.

The article describes three basic principles that should be taken into account when organizing educational inquiring activity. It is very important to strike a balance between taking into account the individual needs of students, proper (competent) planning of inquiry and the desire for knowledge. The article also presents the main aspects of teaching and education when a teacher works together with schoolchildren helping to guide their inquiring activity and analyzing their work systematically.

Keywords: lifelong learning; individual approach; self-organization; interaction of teachers and students; feedback; formative assessment; planning of the educational process; formation of necessary competences; research skills; a teacher-consultant

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.