Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ, В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ, В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / проектирование / ценности / миссия и цели ФГОС / компетенции учителя / project / design / values / mission and goals of the Federal state educational system / teacher competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Дмитрий Андреевич

В статье представлена последовательность мыслительных шагов учителя (что должен понимать, какие вопросы себе задавать), задача которого организовать занятия, содержащие проектную деятельность учащихся в контексте ФГОС. Предлагаемая автором разработка опирается на современный подход к обучению, согласно которому активная самостоятельная позиция обучающегося предполагает конструирование им собственных знаний. Включение школьников в реальное создание проектов позволяет создать условия для активного освоения ими новых знаний, формирования навыков, необходимых для жизни в современном обществе. В режиме проектирования классно-урочная форма занятий перестает быть ведущей, а учитель становится организатором самостоятельной работы учащихся. С чего начинать? Какие вопросы должен задать себе учитель, собираясь организовать урок в проектной форме в контексте реализации ФГОС? В разрезе современных тенденций развития школьного образования в мире, а также миссии и целей ФГОС, учитель, в соответствии с разработанной автором моделью, определяет основные результаты обучения, критерии и способы их оценивания, производит рефлексию собственных установок и ценностей, профессиональных умений, анализирует существующую ситуацию в организации учебного процесса, а затем проектирует виды учебной деятельности школьников и способы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL VALUES OF EDUCATION IN THE PROCESS OF FORMING STUDENTS’ VALUE SELF-DETERMINATION

The article presents a sequence of mental steps of a teacher (what should he understand, what questions should he ask himself), whose task is to organize classes containing students ‘ project activities in the context of the Federal state educational standard. The development proposed by the author is based on a modern approach to learning, according to which the active independent position of the student involves the construction of their own knowledge. The inclusion of students in the actual creation of projects allows them to create conditions for the active development of new knowledge, the formation of skills necessary for life in modern society. In the design mode, the class-time form of classes ceases to be the leading one, and the teacher becomes the organizer of independent work of students. Where to start? What questions should a teacher ask themselves when planning to organize a lesson in project form in the context of implementing the Federal state educational standard? In the light of modern trends of development of school education in the world, as well as the mission and goals of the GEF the teacher, according to the developed model defined the essential learning outcomes, criteria and methods of their evaluation, produces the reflection of his own attitudes and values, professional skills, analyzes the existing situation in the educational process, and then designs the learning activities of students and ways to implement them.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ, В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ, В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Иванов Дмитрий Андреевич

Кандидат психологических наук, доцент, Московский инновационный университет (г. Москва) e-mail: divanov52@mail.ru

10.24411/2072-5833-2020-10028

Аннотация:

В статье представлена последовательность мыслительных шагов учителя (что должен понимать, какие вопросы себе задавать), задача которого организовать занятия, содержащие проектную деятельность учащихся в контексте ФГОС. Предлагаемая автором разработка опирается на современный подход к обучению, согласно которому активная самостоятельная позиция обучающегося предполагает конструирование им собственных знаний. Включение школьников в реальное создание проектов позволяет создать условия для активного освоения ими новых знаний, формирования навыков, необходимых для жизни в современном обществе.

В режиме проектирования классно-урочная форма занятий перестает быть ведущей, а учитель становится организатором самостоятельной работы учащихся. С чего начинать? Какие вопросы должен задать себе учитель, собираясь организовать урок в проектной форме в контексте реализации ФГОС?

В разрезе современных тенденций развития школьного образования в мире, а также миссии и целей ФГОС, учитель, в соответствии с разработанной автором моделью, определяет основные результаты обучения, критерии и способы их оценивания, производит рефлексию собственных установок и ценностей, профессиональных умений, анализирует существующую ситуацию в организации учебного процесса, а затем проектирует виды учебной деятельности школьников и способы их реализации.

Ключевые слова: проект, проектирование, ценности, миссия и цели ФГОС, компетенции учителя.

SPIRITUAL VALUES OF EDUCATION IN THE PROCESS OF FORMING STUDENTS' VALUE SELF-DETERMINATION

Ivanov Dmitriy Andreevich

PhD in psychology, associate Professor of the Department of management and Humanities, Moscow innovation University (Moscow)? e-mail: divanov52@mail.ru

10.24411/2072-5833-2020-10028

Annotation:

The article presents a sequence of mental steps of a teacher (what should he understand, what questions should he ask himself), whose task is to organize classes containing students ' project activities in the context of the Federal state educational standard. The development proposed by the author is based on a modern approach to learning, according to which the active independent position of the student involves the construction of their own knowledge. The inclusion of students in the actual creation of projects allows them to create conditions for the active development of new knowledge, the formation of skills necessary for life in modern society.

In the design mode, the class-time form of classes ceases to be the leading one, and the teacher becomes the organizer of independent work of students. Where to start? What questions should a teacher ask themselves when planning to organize a lesson in project form in the context of implementing the Federal state educational standard?

In the light of modern trends of development of school education in the world, as well as the mission and goals of the GEF the teacher, according to the developed model defined the essential learning outcomes, criteria and methods of their evaluation, produces the reflection of his own attitudes and values, professional skills, analyzes the existing situation in the educational process, and then designs the learning activities of students and ways to implement them.

Key words: project, design, values, mission and goals of the Federal state educational system, teacher competencies.

ВВЕДЕНИЕ Процесс обучения в соответствии с идеями современной педагогической теории предполагает активное вовлечение учащихся в конструирование своих знаний, поэтому может рассматриваться как динамичный процесс формирования учащимся собственного мировоззрения на основе имеющихся источников познания, а не просто поглощение информации и фактов, иногда даже не связанных между собой. В этом случае учащийся стремится к пониманию явлений и процессов во взаимосвязи; усваивает понятия на базе своего опыта во взаимодействии с реальными социальными и природными феноменами.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. Характерной чертой современного подхода к обучению является гибкость и адаптивность образовательной системы, центральным звеном которой является учащийся. Представители этого подхода Рокман, Рейгелут, Коллинз и др. убеждены, что в условиях технологически развитого информационного общества активная самостоятельная работа учащихся все больше будет приобретать приоритет в учебном процессе [2].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В данной статье проектирование современного урока производится на основе обзора литературы, посвященной данной проблематике и предполагает использование принципа системности и общенаучных методов анализа и синтеза

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. С чего начинать? Какие вопросы должен задать себе учитель, собираясь организовать урок в соответствии с основными тенденциями развития систем образования, например, в проектной форме в контексте реализации ФГОС?

- Каков для меня смысл содержания таких понятий как «Проект и проектирование»? Это особый тип мышления?

- Каковы основной замысел, миссия и цели ФГОС? Считать ли ФГОС, современным трендом развития российского образования?

- Организация проектной работы школьников - может ли быть основным способом реализации целей ФГОС?

- Какова методология проектного мышления?

- Был ли у меня опыт создания каких-то проектов или участия в проектной работе?

- В чем для меня основной смысл, ценность организации проектной работы учащихся?

- Чему учащиеся смогут научиться, осуществляя проектную работу? Мои

цели?

- Почему то, чему учащиеся смогут научиться, может быть важным для их жизни и деятельности в обществе?

- Как организовать их проектную работу? Какие есть способы?

- Какова моя позиция, когда я организую проектную работу?

- Каковы основные препятствия для организации проектной работы школьников в условиях предметно ориентированного урока?

Проект (лат. projectus - брошенный вперед) - предварительный текст

документа для создания какого-либо сооружения, изделия, организации. Замысел, план, прообраз какого-либо объекта.

Проект - проектирование, это вопросы, заданные самому себе (!).

2. Проектное мышление может быть представлено как последовательность «мыслительных действий»:

1) Краткое обоснование идеи.

2) Цели, сформулированные в виде конкретных результатов.

3) Постановка задач - промежуточных результатов для достижения цели.

4) Формирование команды исполнителей проекта.

5) Анализ существующей ситуации для определения проблем и рисков.

6) Анализ предполагаемых негативных последствий реализации проекта.

7) Определение действий для достижения целей.

8) Определение ресурсов для достижения поставленных целей и задач.

9) Определение системы мониторинга, контроля и экспертизы реализации проекта.

10) Рефлексивный контроль по ходу реализации проекта и итоговая рефлексия по его завершению.

3. Каковы миссия и цели ФГОС?

Миссию ФГОС можно определить как содействие образованию подрастающего поколения, обладающего навыками, необходимыми для жизни в современном обществе: самостоятельность, инициативность, готовность к сотрудничеству, критическое мышление, готовность к осознанному и мотивированному выбору профессии.

Стратегическая цель - развитие личности школьника, овладение им метапредметными образовательными результатами.

Методологической основой является реализация системно-деятельностного подхода, который предполагает организацию самостоятельной работы учащегося, направленной на активное освоение новых знаний.

Научиться чему-либо можно, если делать то, чему хочешь научиться, даже если еще не умеешь это делать, при помощи учителя, наставника. То есть исследовательским умениям можно обучить, если организовать исследовательскую деятельность учащихся, развивать проектное мышление целесообразно в проектной деятельности, чтобы научить умению дискутировать, необходимо как можно часто учащимся участвовать в дискуссии, организуя групповую работу, можно научить умениям работать в группе, пониманию текстов в работе с различными текстами, научить принятию решений можно только в том случае, если предоставлять возможность учащимся самостоятельно принимать решения, и т. п.

4. Педагогическое проектирование - организация проектной работы учащихся - основной способ реализации целей ФГОС.

Создание учителем условий для обучения школьников проектному мышлению, что достигается включением их в проектную работу.

Основной результат обучения - мыслить проектно, осваивая методологию

проектного мышления. Если учитель проектирует занятие в форме естественнонаучного исследования, то основной планируемый результат - освоение школьниками методологии исследовательского мышления.

Основное условие организации проектной работы: включить школьников в реальное создание проектов, предоставляя им возможность самостоятельного выбора тем, соответствующих их интересам, а также выбора тех, с кем они хотели бы создавать проект. Предоставить им возможность самостоятельности!

5. Какие еще результаты могут быть целью учителя, организующего проектную работу (деятельность) школьников?

- научить планированию деятельности;

- научить анализу деятельности в соответствии с поставленными задачами;

- научить поиску способов достижения целей;

- научить пониманию своих возможностей;

- научить способам разрешения конфликтов;

- научить работе с информацией;

- научить умению вести деловую дискуссию;

- научить целеустремленному участию в событиях и влиянию на них [1].

6. Возможные цели учителя, организующего проектную работу.

Проектная работа способствует освоению компетенций, необходимых и в

профессиональной деятельности, и в социальной жизни человека. К их числу относятся:

- умение ставить цели и определять задачи, планировать свои действия;

- умение работать в команде;

- умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии;

- умение поиску, анализу, обобщению информации, критической её оценки;

- умение решать проблемы;

- развитие способности к рефлексии.

Кроме того, могут осваиваться компетенции, связанные с исследованием, пониманием разных текстов, умением учиться, работой с людьми (управленческие компетенции).

7. Следующий шаг проектирования занятия - анализ школьной ситуации, в которой нахожусь я, как учитель, и мои ученики. Суть организации существующего в российских школах учебного процесса можно интерпретировать следующим образом:

- Предметное репродуктивное «обучение», в основе которого лежит идея трансляции и усвоения огромного количества избыточной наукообразной информации.

- Селективная, двухуровневая отметочная система контроля результатов — знает, не знает. Отметка - критерий знания. Деление на «сильных» и «слабых» с ориентацией на «сильных». Отметка — похвала или наказание за ошибки, в ситуации размытых критериев достижения результатов нужных учителю.

- Формализованные тестовые формы промежуточного и итогового оценивания (ОГЭ и ЕГЭ) и контрольные работы в качестве «срезов знаний».

- Авторитарные способы организации учебных занятий.

- Поддержание дисциплины. Школа представляет собой учреждение, в котором учитель выполняет роль начальника, а ребенок - подчиненного.

- Личность, индивидуальность учащегося, особенности его индивидуального развития, его интересы и способности не являются ценностью педагогического коллектива, включая администрацию школы. Главное, чтобы его успеваемость и поведение соответствовали программам, инструкциям, стандартам, существующему школьному укладу жизни.

- В учебном процессе отсутствует создание условий для инициации мышления учащихся, организации разных видов самостоятельной деятельности учащихся исследовательской, проектной, способы организации собственной деятельности и деятельности других; отсутствует свободное пространство для выбора, самоопределения, самостоятельного поиска.

8. Еще один шаг в проектировании. Каковы мои ценности и принципы обучения как учителя в контексте реализации ФГОС? Например, такие:

- Нет слабых учащихся! Каждый обладает своим совершенством, способностями! Главное - помочь ему их обнаружить и максимально реализовать.

- Предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).

- Самостоятельная учебная деятельность школьников.

- Осознание учащимся цели свей работы и принятие ответственности за результат.

- Реализация учащимися своих индивидуальных особенностей и интересов.

- Работа в группе.

- Формирование понятий и организация своих действий на их основе.

- Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам.

9. Необходимо также спросить себя, что я, как учитель, понимаю и умею организовывать в контексте проектирования современного урока?

- Понимаю ли я, как организовать реальную деятельность учащихся, основанную на их интересах, способностях, целях, понимании себя, их уверенности и неуверенности в себе?

- Понимаю ли я, из каких мыслительных операций состоит проектное мышление (методология проектного мышления)? Как его можно инициировать в работе с учащимися?

- Понимаю ли я, из каких мыслительных операций состоит естественнонаучное исследование? Как его можно инициировать в работе с учащимися на разном предметном материале?

- Понимаю ли я, в чем основной смысл работы учащихся с разными текстами? Как организовать подобную работу?

- Понимаю ли я, в чем могут состоять образовательные смыслы организации дискуссий и как это можно делать на занятиях?

- Понимаю ли я, что самое главное научить школьников самостоятельно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учиться, задавать вопросы, сомневаться в прописных истинах, критически мыслить, анализировать и делать свои собственные выводы, уметь их аргументированно представить на общее обсуждение и защищать?

- Понимаю ли я, что самое главное - помочь учащимся определиться в своих способностях, чтобы, развивая их, сделать основой своей будущей профессиональной деятельности, социализации в обществе?

10. Позиция учителя в проектной работе учащихся.

В режиме проектирования учитель становится, в первую очередь, организатором проектировочной работы учащихся. Он становится консультантом по проектированию, организатором самостоятельной деятельности учащихся, групповой и индивидуальной, организатором рефлексии и экспертом. Он становится участником проектной работы. Поэтому работа учителя в режиме проектирования не может обойтись использованием одного учебника, но требует обеспечения учащихся Интернетом, большим объемом справочной и прочей литературы, связанной с темами проектов.

Классно-урочная форма занятий перестает быть ведущей и может замещаться консультациями, семинарами, лекциями, конференциями, выездными занятиями, встречей с профессионалами в данной области.

В книге «Проектный метод» Карл Фрей [5] раскрывает данное понятие в качестве пути, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Карл Фрей выделяет и отличительные черты этого метода: участники проекта подхватывают проектную инициативу; договариваются о форме обучения; развивают проект и доводят его до сведения всех участников; осуществляют самоорганизацию для достижения запланированных результатов; информируют друг друга о ходе работы; вступают в дискуссии и т.д.

11. Учитель может определить, что конкретно он должен, по его мнению, делать, чтобы учащиеся осваивали намеченные умения (компетенции). Например, осуществить следующие действия:

- поощрять за самостоятельные действия;

- выражать интерес в успехе;

- побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей;

- побуждать к выражению своей точки зрения;

- побуждать к опробованию разных способов мышления и поведения;

- включать учащихся в разнообразные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей;

- реализовывать разные методы мотивации, поддерживать их активность в процессе деятельности;

- предоставлять возможность строить собственную картину мира на основе своего понимания и культурных образцов;

- предоставлять условия для проявления инициативы на основе собственных представлений;

- учить не бояться высказывать свое понимание проблемы;

- учить задавать вопросы и высказывать предположения;

- учить выслушивать и стараться понять мнение других;

- учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе;

- учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям;

- учить работать в группе;

- предоставлять возможность брать на себя ответственность за конечный результат;

- показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое;

- воздерживаться от роли непререкаемого авторитета;

- поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними;

- отмечать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.

12. Фиксация противоречий и рисков.

Результат интерпретации идеология ФГОС, а также ценности и цели учителя могут противоречить ценностям, принципам и целям организации учебных ситуаций в школьном образовании. Что делать?

- Двигаться дальше, проясняя для себя, чему в принципе, при самых благоприятных условиях, мои учащиеся с моей помощью смогут научиться, каждый своему и на своем уровне, например, в проектной форме работы.

- Определить, что я должен делать обязательно, чтобы это произошло в максимальной степени?

Однако, все, что для себя наметил учитель, может полностью противоречить формам организации традиционного учебного процесса. Существует два решения.

Первое - отказаться от обучения школьников разным умениям и продолжать преподавать свой предмет. Это, на мой взгляд, лучше, чем создавать фиктивный продукт, выдавая его за организацию проектной работы.

Другое решение - искать единомышленников и любые возможности, делая то, что считаете нужным для себя и учащихся. В существующей системе организации учебного процесса в наших школах придется оценивать риски и для себя, и для учащихся.

ОБСУЖДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Таким образом, проектирование современного урока предполагает:

Во-первых, обращение к образовательному компетентностному стандарту (миссия, цели, методология и т.д.), а также к основным тенденциям развития школьного образования в мире.

Во-вторых, определение основных результатов обучения, а также критериев и способов их оценивания.

В-третьих, рефлексию собственных установок, ценностей, целей, позиций, профессиональных умений, действий и возможностей их реализовать.

В-четвертых, анализ существующей ситуации в организации учебного процесса.

В-пятых, проектирование видов учебной деятельности школьников и способов их реализации (проектной, исследовательской, понимание текстов, работа с числом, дискуссии и т.д.)

Литература:

1. Кайзер Франц-Йозеф. Методика преподавания экономических дисциплин: Основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения, с примерами / Ф.-Й. Кайзер, Х. Камински. [Пер. с нем.] / Ф.-Й. Кайзер, Х. Камински. - СПб.: Мир и семья, 2002. - 214 с.

2. Национальная доктрина образования [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 7.10.2020).

3. Полат Е.С. Основные тенденции развития систем образования в мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/polat_ otrsovm/ (дата обращения: 07.10.2020)

4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М., Когито-Центр, М., «Когито-Центр», 2002. - 396 с.

5. Фрей Карл. Проектный метод / К. Фрей. - Германия: Бельц., 1997. - 349

с.

6. Phillip C. Schlechty. Schools for the 21 st Century. — San Franscisco, 1990.164 p.

7. Ron Miller. What Are Schools For? Holistic Education In American Culture. — Vermont, 1992. — 175 p.

References:

1 1. Kaiser Franz Josef. Methods of teaching economic disciplines: Fundamentals of the concept aimed at activating the learning process, with examples / F.-Y. Kaiser, H. Kaminsky. [TRANS. with him.] / F.-Th. Kaiser, H. Kaminsky. Saint Petersburg: Mir I Semya, 2002, 214 p.

2. national doctrine of education [Electronic resource] / / url: https://rg. ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (date of request: 7.10.2020).

3. Polat E. S. Main trends in the development of education systems in the world [Electronic resource]. - Access mode http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/polat_otrs-ovm/ (accessed: 07.10.2020)

4. Equal To J. Competence in modern society. M., Kogito-Center, M., "Kogi-to-Center", 2002. - 396 p.

5. Frey, Karl. Project method / K. Frey. - Germany: Balti, 1997. - 349 p.

6. Philip K. Lehti. Schools for the 21st century. - San Francisco, 1990. -164 P.

7. Ron Miller. What Are Schools For? Holistic education in American culture. -Vermont, 1992. - 175 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.