Научная статья на тему 'УЧЕБНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ'

УЧЕБНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВИРОВАННОСТЬ / СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL INQUIRING ACTIVITY / EDUCATIONAL COGNITIVE COMPETENCE / EDUCATIONAL INQUIRY / INDEPENDENT BEHAVIOR / EDUCATIONAL COGNITIVE ACTIVITY / MOTIVATION / CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелехина Екатерина Сергеевна

Данная статья посвящена организации учебной исследовательской деятельности как средству формирования учебно-познавательной компетентности школьников. Дается определение таким понятиям, как «учебная исследовательская деятельность» и «учебное исследование», описываются учебно-познавательная компетентность, а также особенности планирования и оценивания результатов проведенного учебного исследования не только учителем, но и самими учениками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелехина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL INQUIRING ACTIVITY AS A MEANS OF FORMATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE

This article is devoted to the organization of educational inquiring activity as a means of formation of educational and cognitive competence of students. The article defines such concepts as “educational inquiring activity” and “educational inquiry”, it describes educational and cognitive competence, as well as features of planning and evaluating the results of the educational inquiry not only by the teacher, but also by the students themselves.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

УЧЕБНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Мелехина Екатерина Сергеевна

аспирантка факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: ekaterina.melekhina@mail.ru

EDUCATIONAL INQUIRING ACTIVITY AS A MEANS OF FORMATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE

Ekaterina Melekhina

Postgraduate Student of the Faculty of Foreign Languages, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: ekaterina.melekhina@mail.ru

Аннотация: данная статья посвящена организации учебной исследовательской деятельности как средству формирования учебно-познавательной компетентности школьников. Дается определение таким понятиям, как «учебная исследовательская деятельность» и «учебное исследование», описываются учебно-познавательная компетентность, а также особенности планирования и оценивания результатов проведенного учебного исследования не только учителем, но и самими учениками.

Ключевые слова: учебная исследовательская деятельность, учебно-познавательная компетентность, учебное исследование, самостоятельность, учебно-познавательная деятельность, мотивированность, сознательность.

Abstract: this article is devoted to the organization of educational inquiring activity as a means of formation of educational and cognitive competence of students. The article defines such concepts as "educational inquiring activity" and "educational inquiry", it describes educational and cognitive competence, as well as features of planning and evaluating the results of the educational inquiry not only by the teacher, but also by the students themselves.

Key words: educational inquiring activity, educational cognitive competence, educational inquiry, independent behavior, educational cognitive activity, motivation, consciousness.

Постановка проблемы. Изменения, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям во многих сферах жизни и в первую очередь в образовании. Целью современного образования является формирование у обучающихся способности и готовности адаптироваться к новым социально-культурным условиям (А.В. Иванов). Самообучение и саморазвитие становятся основными категориями и направлениями учебного процесса. Современный урок, согласно требованиям федерального государственного образовательного

© Мелехина Е.С., 2020

стандарта, необходимо строить в деятельностном режиме, формируя учебно-познавательную и учебно-исследовательскую компетентности школьника, его способности и готовности к самообразованию в течение всей жизни (О.А. Дорожкина, А.А. Красноборова). В педагогической литературе (А.Г. Бермус, Л.Я. Зорина, А.А. Красноборова, А.В. Хуторской, А.В. Миронов) в процессе анализа проблем, связанных с качеством современного образования, актуализируется необходимость перехода от центристской образовательной парадигмы к компетентностной (В.В. Москин, А.А. Петренко).

Учебная исследовательская деятельность является наиболее эффективным видом деятельности обучающихся, осуществляя которую они обучаются самостоятельности в планировании своей деятельности, в поиске и принятии решений в разных жизненных ситуациях и ответственности за них. Учебное исследование является процессом познания, деятельностью, направленной на решение творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным ответом. Его главной целью является развитие полноценно развитой личности, способности к самообучению и раскрытие творческого потенциала. Но в настоящее время, несмотря на наличие большого числа работ, посвященных исследовательской деятельности обучающихся, нет единой методики организации учебной исследовательской деятельности школьников на уроках в основной школе. Этим и обусловлен выбор темы для написания данной статьи.

Изложение основного материала исследования.

Компетентностный подход подразумевает овладение знаниями и умениями в комплексе, по отношению к личной и социальной значимости продуктов деятельности. Для начала разграничим два синонимичных понятия «компетенция» и «компетентность». Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность определяется как уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере; это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере [5].

Учебно-познавательная компетентность - это уровень осуществления учебно-познавательной деятельности, который соответствует существующей в культуре социума системе ценностей, принципов и методов познания [1]. Формирование учебно-познавательной компетентности предполагает обучение планированию, анализу информации (отличать достоверные факты от ложных, выделять наиболее значимые от второстепенных), рефлексии и самооценке. Ученик получает знания непосредственно из реальности (использую различные методы познания), овладевает приемами и способами действия в нестандартных ситуациях [4]. Учебно-познавательная деятельность является самоуправляемой деятельностью обучающихся по решению личностно значимых и социально-актуальных реальных

познавательных проблем, сопровождающейся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации. Компетентностный подход реализуется средствами содержания образования. У ученика формируются и развиваются способность и возможность принимать решения в реальных жизненных ситуациях и обучаться системе активных умственных действий, а именно: школьники получают новую информацию при анализе, сравнении, синтезе и конкретизации доступного фактического материала. Учебная исследовательская деятельность является эффективным средством формирования учебно-познавательной компетентности [6].

Под исследовательской деятельностью можно понимать специально организованную, познавательную творческую деятельность обучающихся, соответствующую научному исследованию по своей структуре, характерными чертами которой являются целенаправленность, активность, предметность, мотивированность и сознательность [2]. В рамках реализации учебной исследовательской деятельности обучающие проводят учебное исследование -специально организованный процесс изучения какой-то темы с целью решения разных индивидуальных задач, который осуществляется в соответствии с основными этапами научного исследования: постановка проблемы, изучение теории, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Над учебным исследованием можно работать индивидуально или в малых группах; такая работа учит самостоятельности (в поиске и обработке информации) и предполагает высокую степень коммуникации: для выражения школьниками своего собственного мнения; при активном включении в реальную деятельность; при запоминании различных фактов, событий и явлений; при создании условий для свободного обмена идеями и выражения чувств и эмоций, при этом происходит еще и осмысление воспринимаемой информации; а также стимулируется развитие творческого мышления. В результате осуществления учебного исследования формируются познавательные мотивы и исследовательские умения.

При осуществлении учебной исследовательской деятельности меняется способ мышления школьников, они учатся грамотно задавать вопросы, которые «направляют» и помогают спланировать их деятельность для достижения своей цели. В основе традиционной системы обучения лежит предметное содержание (что учить?) и формирование определенных умений и навыков (как действовать?), при этом обучающиеся механически запоминают сообщенную учителем информацию, не понимая ее практической значимости (зачем мне это нужно?). Обучение в современной школе необходимо планировать с опорой на внутренние личностные мотивы школьников: 1) нужно показать важность и возможность применения учебного материала и способа действия в реальных ситуациях («для чего мне это знать?»); 2) нужно определить эффективные способы действия для достижения цели («как мне следует действовать?»); 3) средством и результатом обучения будут полученные знания [2].

Учебная исследовательская деятельность - это совместная работа учителя и ученика, которая должна осуществляться на постоянной основе. Хорошо продуманное учебное исследование обеспечивает баланс между получением прочных знаний и глубоким пониманием по конкретной теме и возможностью формирования определенных личных качеств и учебно-познавательной компетентности.

Первый шаг при планировании занятия (курса) - определение цели и задач обучения, что именно смогут изучить, сделать и понять школьники в результате проведения учебного исследования. Эти цели определяются учителем в соответствии с рабочей программой и тематическим планированием. После этого определяются способы организации учебной исследовательской деятельности, которые помогут достигнуть поставленной образовательной цели и будут доступными для обучающихся. Несмотря на то, что учитель определяет область (тему) исследования и намечает план работы, ученики ставят свою цель и определяют задачи учебного исследования, формулируют проблему, определяют подходящие методы исследования и обработки информации, а также готовятся к презентации результатов своего исследования.

Совместное планирование является важным аспектом учебной исследовательской деятельности. Формулирование темы и проблемы учебного исследования, определение направлений учебного исследования (постановка цели и задач) и выбор методов в команде помогает более точно определить глубину учебного исследования [7].

С самого начала процесс планирования предполагает создание комфортного и увлекательного образовательного пространства, способствующего созданию благоприятных условий для учебного исследования, желания идти на риск и обучаться. Важно грамотно выбрать материал не только для увлечения школьников на начальном этапе, но и на протяжении проведения всего учебного исследования. Грамотно спланированное образовательное пространство создает благоприятные условия для проведения учебного исследования, но лишь опираясь на природную любознательность обучающихся, можно сделать процесс обучения увлекательным. Учитель ставит своей целью поддерживать вовлеченность «юных исследователей» в деятельность, где они применяют свои знания и умения. Его роль - слушать, наблюдать, записывать. На начальном этапе задается тон всего учебного исследования, поэтому так важно наблюдать за деятельностью и взаимодействием школьников. Учитель в это время как исследователь внимательно наблюдает за их работой и помогает принимать решения относительно дальнейшего планирования, которое будет способствовать достижению поставленных цели и задач, направленных на решение определенной проблемы.

Учитель-исследователь анализирует работу учеников через призму поставленных цели и задач учебного исследования, в этом ему помогают следующие вопросы: 1. Что хотят знать и какие предположения высказывают

ученики? 2. Каким образом они планируют свое учебное исследование? 3. Как могу я (учитель) поддерживать их заинтересованность в проведении учебного исследования? Анализ результатов наблюдения учебной исследовательской деятельности с различных сторон является хорошей основой для адаптации учебного исследования и планирования новых, более сложных.

Основное внимание следует уделять развитию учебно-познавательной компетентности каждого школьника в динамике. Обучающиеся используют разные формы рефлексии своей деятельности (индивидуальные, групповые), которые позволяют оценить полученную во время учебного исследования информацию и дают обратную связь: насколько достоверна данная информация и правдивы выводы, правильно ли была спланирована их деятельность, насколько точно юные исследователи понимают данную тему. Обучающиеся должны рассматривать учебное исследование как деятельность, которую они осуществляют сами, а не учебный процесс, организованный для них учителем. Способ мышления и интересы детей постоянно меняются и развивают, и при организации учебной исследовательской деятельности мышление и увлечения учеников должны выходить на первый план.

Как же понять, что ученики узнали во время проведения учебного исследования (содержательная рефлексия и рефлексия деятельности)? На уроке ученики обмениваются результатами своих исследований, обсуждают их, задают друг другу вопросы как «эксперты». Выступление с докладом по результатам проведенного учебного исследования в качестве «эксперта» мотивирует обучающихся, а возможность обсудить все работы и получить обратную связь помогает повысить самооценку «юных исследователей». Представление результатов учебного исследования может проходить в разной форме: доклада, круглого стола, «интервью» с экспертом и т.д. Важным аспектом является демонстрация возможности применения полученных знаний в реальных жизненных ситуациях. Оценить уровень сформированности учебно-познавательной компетентности можно с помощью:

- оценивания продукта, созданного учениками во время проведения учебного исследования (демонстрация полученных знаний, анализ умений, навыков и способностей);

- оценивания деятельности обучающихся (насколько качественно, эффективно, полно и результативно проведено учебное исследование);

- самооценивания и взаимооценивания обучающихся (субъективный анализ своей деятельности) [3].

При этом можно использовать количественные, рейтинговые, качественные или уровневые методы.

Важной составляющей организации учебной исследовательской деятельности является анализ проведенного учебного исследования самим учителем, поскольку это позволяет оценить не только работу обучающихся, но и работу учителя при подготовке и обучению учебной исследовательской деятельности. Для этого учитель отвечает на следующие вопросы:

1. Достаточно ли широка тема учебного исследования, чтобы проводить его в рамках нескольких учебных предметов?

2. Соответствуют ли тема, цель и задачи учебного исследования интересам и увлечениям учеников?

3. Создаются ли достаточно возможностей для развития умения формулировать проблему и искать способы ее решения, а также развития творческого и критического мышления?

4. Способствует ли учебная исследовательская деятельность развитию навыков совместного обучения и формированию учебно-познавательной компетентности?

5. Все ли ученики одинаково активно вовлечены в учебную исследовательскую деятельность?

6. Были ли созданы оптимальные условия для глубокого концептуального понимания темы учебного использования?

7. Соответствовало ли учебное исследование ожиданиям обучающихся: их интересам, предпочтениям, имеющимся знаниям и опыту?

Таким образом, в роли исследователя выступают не только ученики, но и учитель: каждый ставить свою цель и определяет задачи, планирует и осуществляет исследование, анализирует полученные данные и переосмысливает свою деятельность на основе рефлексии.

Выводы. Современные тенденции в развитии процесса обучения влияют на отношения между учениками и учителем, появляются разные подходы к обучению, ориентированные на ученика. Компетентностный подход при обучении через учебную исследовательскую деятельность предполагает значимость осваиваемых компетенций в социальной и личностной сфере обучающихся, что является актуальным в условиях информационного и коммуникационного общества.

Таким образом, организация учебной исследовательской деятельности помогает школьникам «научиться учиться» не только в школе, но и в течение всей жизни. Знания, умения и навыки в традиционном понимании становятся средством обучения и являются основой для формирования творческих и активных личностей, готовых к принятию решений в разных жизненных ситуациях и умеющих анализировать свою деятельность. Следовательно, учебная исследовательская деятельность является средством формирования учебно-познавательной компетентности, что предполагает: 1) знание и владение методами учебно-познавательной деятельности для эффективного обучения; 2) умение формулировать проблему и самостоятельно находить решение в разных нестандартных не только учебно-познавательных, но и реальных жизненных ситуациях; 3) желание и стремление учиться, познавать мир вокруг себя и проявление широких познавательных интересов в различных учебных предметах.

Список литературы

1. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность

старшеклассников: состав и структура // Наука и школа. - 2007. - № 1. -С. 36-38.

2. Мелехина Е.С. Учебная исследовательская деятельность школьников // Сб. ст. и тез. XII Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. - 2018. - Т. 3. - С. 33-37.

3. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. - 2017. - № 12. - С. 85-91.

4. Хуторской А.В. Педагогические основания диагностики и оценки компетентностных результатов обучения // Известия ВГПУ. - 2013. -№ 5. - С. 7-15.

5. Хуторской А.В. Технология конструирования компетентностного обучения [Электронный ресурс] // Вестник Ин-та образования человека. -2011. - № 2. - URL: http://eidos-institute.ru/journal/2011/211. - В надзаг: Институт образования человека, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru

6. Bezukladnikov K.E., Melekhina E.S. Educational inquiring activity as means of formation of educational and informative competence of younger teenage age at the lessons of English // Language and Culture. - 2018. - P. 74-82.

7. Murdoch K. The Power of Inquiry. - Melbourne, Australia, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.