Научная статья на тему 'Особенности развития учебно-познавательной компетентности в младшем школьном возрасте'

Особенности развития учебно-познавательной компетентности в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE OF PUPILS OF PRIMARY SCHOOL AGE / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / COGNITIVE UNIVERSAL ACTIONS YOUNGER STUDENTS / COGNITIVE UNIVERSAL ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимасова Д. П.

В данной статье рассматриваются особенности развития учебно-познавательной компетентности учащихся младшего школьного возраста. Под обозначенной компетентностью понимают «компетентность в области самостоятельной познавательной деятельности, базирующейся на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации». В рамках статьи установлено, что уровень ее сформированности зависит от характера учебно-познавательных универсальных учебных действий учащихся, в том числе и младших школьников, т. е. развитие рассматриваемой компетентности обеспечивает формирование познавательных универсальных учебных действий. Формирование познавательных универсальных действий у младших школьников является одной из приоритетных целей образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF LEARNING COGNITIVE COMPETENCE IN PRIMARY SCHOOL AGE

This article discusses the features of the development of educational and informative competence of pupils of primary school age. Under the designated competent to understand 'competence in the field of independent cognitive activity, based on the assimilation of ways of acquiring knowledge from a variety of sources of information. As part of the article revealed that its level of formation depends on the nature of teaching and cognitive universal educational activities of students, including elementary school students, in the development of competencies under consideration ensures the formation of cognitive universal educational actions. Formation of universal cognitive activities in primary school children is one of the priority goals of education. Formation of educational-cognitive competence in the early school age is based on arbitrary memory, which also becomes a feature. The leading role of the designated process in learning activities results in the student's primary school to realize the need to develop their own memory, while mastering the ability to consciously regulate and control it. As a result, there has been a strengthening of the role and specific weight of the verbal, logical, and semantic memory. The process of formation of educational-cognitive competence is impossible without the development of thinking, which in the junior school age is becoming more flexible and complex. Other features of thinking inherent in young students include: the ability to make logical conclusions and inferences, reversibility, multidimensional, going beyond the "here and now", the search of causal relationships. However, it is worth emphasizing that the main tumor of the reporting period is the formation of visual-figurative thinking, giving the student of primary school age the opportunity to solve problems in result of internal actions with images. The development of memory, attention, thinking, imagination, and the formation of educational-cognitive competence in primary school age occur within educational activities that are at this stage of development of the child leading the activity. Thanks to the educational activities it is possible to find answers to such important problems related to the development of students in the junior school age as: the formation of motives for learning, the development of stable cognitive interests and needs, the development of productive techniques and skills of educational work, "the ability to learn".

Текст научной работы на тему «Особенности развития учебно-познавательной компетентности в младшем школьном возрасте»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА » ♦

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 2. С. 97-102

УДК 37.015:159.952.13-057.874

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Алимасова Д. П.

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г Ялте, Ялта, Республика Крым

E-mail: kmndo@mail.ru

В данной статье рассматриваются особенности развития учебно-познавательной компетентности учащихся младшего школьного возраста. Под обозначенной компетентностью понимают «компетентность в области самостоятельной познавательной деятельности, базирующейся на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации». В рамках статьи установлено, что уровень ее сформированности зависит от характера учебно-познавательных универсальных учебных действий учащихся, в том числе и младших школьников, т. е. развитие рассматриваемой компетентности обеспечивает формирование познавательных универсальных учебных действий. Формирование познавательных универсальных действий у младших школьников является одной из приоритетных целей образования.

Ключевые слова учебно-познавательная компетентность, познавательные универсальные действия, учебно-познавательная компетентность учащихся младшего школьного возраста, познавательные универсальные действия младших школьников.

ВВЕДЕНИЕ.

Современная система образования в России претерпевает принципиальное обновление его содержания, которое имеет целью получение кардинально нового образовательного результата. Сегодня привычные «знания, умения и навыки» как основные итоги образования заменяются приобретением учащимися компетенций, которые направлены на подготовку обучающихся к реальной жизни и обучению их умению самостоятельно решать жизненные задачи. Обозначенная переориентация находит свое отображение в Федеральном государственном образовательном стандарте, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Данный

97

подход направлен на получение обучаемыми ориентиров на достижение поставленной цели образовательного процесса и его основного результата -«формирование готовности к непрерывному образованию и саморазвитию обучаемого, его познания и освоения мира личности и активной учебно-познавательной деятельности на основе усвоения универсальных учебных действий» [5, с. 8].

Несмотря на высокую степень разработанности рассматриваемой проблемы, учителя начальной школы испытывают трудности при переходе к ориентации на новые цели начального образования, что проявляется в их нежелании переходить к методам, приемам и формам обучения учащихся к формированию компетентностей, в результате чего педагоги начального образовательного звена основной упор процесса обучения младших школьников по-прежнему делают на овладение ими знаниями, умениями и навыками. Таким образом, становится злободневным вопрос относительно неспособности обучаемых использовать арсенал необходимых учебных средств как в ситуациях близких к реальным, так и в новых, нестандартных учебно-практических ситуациях в полном объеме, что неоднократно подтверждалось в рамках педагогической практики и при мониторингах в сфере образования различного уровня.

Анализ исследований и публикаций. Проблемой формирования и развития компетентности, а также внедрения компетентностного подхода в сферу образования занимались такие ученые, как Вербицкий А. А., Зимняя И. А., Краевский В. В., Сериков В. В., Хуторской А. В..

Цель данной статьи заключается в рассмотрении феномена «учебно-познавательная компетентность младшего школьника», которая выступает результатом формирования его познавательных универсальных учебных действий, что является одной из приоритетных целей современного образования

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА.

Такие исследователи, как Вербицкий А. А., Зимняя И. А., Краевский В. В., Сериков В. В., Хуторской А. В. в рамках новой парадигмы образования в понятиях компетентностей рассматривают новое качество образования, в котором одной из ключевых компетентностей, обеспечивающих жизнедеятельность личности в системе общественных отношений, является «компетентность в области самостоятельной познавательной деятельности, базирующаяся на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации» [7]. Обозначенная компетентность рассматривается учеными как учебно-познавательная. Уровень сформированное™ этой компетентности зависит от характера учебно-познавательных универсальных учебных действий учащихся, в том числе и младших школьников.

Таким образом, в рамках статьи под учебно-познавательной компетентностью младших школьников будем понимать новое качество образования, обеспечивающее жизнедеятельность личности в системе общественных отношений, компетентность в области самостоятельной познавательной деятельности, базирующейся на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

98

Регламентируя учебно-познавательную деятельность младших школьников, психологи и педагоги долгое время недооценивали их познавательные возможности [2, с. 426]. Однако позже было выявлено, что младший школьный возраст как раз и является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, поскольку именно в этом возрасте наблюдается положительная динамика в развитии самых важных познавательных процессов ребенка. Также стоит заметить, что формирование познавательных универсальных учебных действий требует от учащегося младшей школы развития таких высших психических функций, как произвольность памяти, внимания и воображения. Отметим, что в этом возрасте обозначенные познавательные процессы становятся самостоятельными [4, с. 340], поскольку на данном этапе обучаемые овладевают некоторым перечнем действий, дающих возможность запоминать увиденное или услышанное, представлять что-либо, выходящее за рамки воспринятого раньше. Таким образом, внимание учащегося младшего школьного возраста является более устойчивым и произвольным сравнительно с дошкольным периодом. Более того, младший школьник уже может самостоятельно спланировать собственную деятельность, что, безусловно, организует его внимание [4, с. 341].

Формирование учебно-познавательной компетентности в младшем школьном возрасте опирается на произвольную память, которая также становится функцией. Ведущая роль обозначенного процесса в учебной деятельности приводит учащегося начальной школы к осознанию необходимости развивать собственную память, овладевая при этом возможностью ее регулировать и сознательно управлять ею. Как результат, наблюдается усиление роли и удельного веса словесного, логического и смыслового запоминания.

На рассматриваемом этапе развития учащихся младшего школьного возраста также продолжается развитие воображения. Так, ребенок способен создать разные ситуации, что дает возможность переходить из воображения в другие виды деятельности, поскольку воображение для него является способом выйти за пределы личного практического опыта, что также позволяет развивать креативность и творческие способности.

Процесс формирования учебно-познавательной компетентности невозможен без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным. К другим особенностям мышления, присущим младшему школьнику, относятся: способность делать логические выводы и умозаключения, обратимость, многомерность, выход за пределы «здесь и сейчас», поиск причинно-следственных связей [2, с. 423]. Однако стоит подчеркнуть, что главным новообразованием рассматриваемого периода является формирование наглядно-образного мышления, дающего учащемуся младшего школьного возраста возможность решать задачи в «результате внутренних действий с образами» [4, с. 337].

К вышесказанному можно добавить, что в младшем школьном возрасте учащиеся развивают также метакогнитивную способность. Данная способность отвечает за планирование собственных действий, принятие решений при выборе эффективных стратегий памяти [2, с. 428].

99

Процессы развития памяти, внимания, мышления, воображения, а также формирование учебно-познавательной компетентности в младшем школьном возрасте происходят в рамках учебной деятельности, являющейся на этом этапе развития ребенка ведущим видом деятельности. Благодаря учебной деятельности возможно найти ответы на решение таких важных проблем, связанных с развитием учащихся в младшем школьном возрасте, как: формирование мотивов обучения, развитие устойчивых познавательных интересов и потребностей, развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» [1, с. 80].

Под влиянием образовательного процесса совершается постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков. Такой процесс дает возможность учащемуся сделать первые выводы о чем-либо, первые обобщения, провести первые аналогии, построить элементарные умозаключения. На этой базе у младшего школьника начинают формироваться первые научные понятия, в отличие от житейских понятий, складывающихся у него на основании своего собственного опыта вне целенаправленного обучения [3, с. 100]. Несмотря на то, что в рассматриваемом возрастном периоде ребенка изменяется ведущий вид его деятельности, игра продолжает занимать особенное место в его деятельности, а также оказывает положительное влияние на формирование и развитие креативности и учебно -познавательной компетентности в целом.

При рассмотрении особенностей в развитии креативного мышления учащихся младшего школьного возраста такие психологи, как Рождественская Н. В. и Толшин А. В. подчеркивают, что в процессе игровой деятельности и детского творчества развиваются: соподчиненные мотивы, целенаправленные действия, соподчиненные цели, связь между отдаленными и близкими целями [6, с. 44]. Таким образом, в процессе игровой деятельности закладываются основы учебно-познавательной компетентности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что младший школьный возраст - довольно благоприятный для формирования компетентности в сфере учебно-познавательных универсальных учебных действий. В этом возрасте развитию познавательной сферы способствуют все виды деятельности, в том числе и учебная. В свою очередь, внимание, воображение, память и восприятие приобретают характер большей произвольности, и учащийся способен осваивать разные методы самостоятельного управления ими. Более того, стоит отметить, что в рамках когнитивной деятельности младшие школьники овладевают навыками: классификации, сравнения, аналитико-синтетического типа деятельности, моделирования, превращающегося в предпосылку формирования универсальных учебно-познавательных действий в будущем.

100

Список литературы.

1. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / О. В. Кузьменкова, М. М. Елфимова, М. Н. Олекс и др.; под ред. О. В. Кузьменковой. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. -288 с.

2. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.

3. Крутецкий, В. А. Психологические особенности младшего школьника / Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред.О. В. Кузьменковой. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - 240 с.

4. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.

6. Рождественская, Н. В., Толшин, А. В. Креативность: пути развития и тренинги. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

7. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

8. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

УДК 37.015:159.952.13-057.874

FEATURES OF DEVELOPMENT OF LEARNING COGNITIVE COMPETENCE

IN PRIMARY SCHOOL AGE

Alimasova D. P.

Humanities and Education Science Academy (branch), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta, Republic of Crimea

E-mail: kmndo@mail.ru

This article discusses the features of the development of educational and informative competence of pupils of primary school age. Under the designated competent to understand 'competence in the field of independent cognitive activity, based on the assimilation of ways of acquiring knowledge from a variety of sources of information. As part of the article revealed that its level of formation depends on the nature of teaching and cognitive universal educational activities of students, including elementary school students, in the development of competencies under consideration ensures the formation of cognitive universal educational actions. Formation of universal cognitive activities in primary school children is one of the priority goals of education.

Formation of educational-cognitive competence in the early school age is based on arbitrary memory, which also becomes a feature. The leading role of the designated process in learning activities results in the student's primary school to realize the need to

101

AnuMacoea fl. n.

develop their own memory, while mastering the ability to consciously regulate and control it. As a result, there has been a strengthening of the role and specific weight of the verbal, logical, and semantic memory.

The process of formation of educational-cognitive competence is impossible without the development of thinking, which in the junior school age is becoming more flexible and complex. Other features of thinking inherent in young students include: the ability to make logical conclusions and inferences, reversibility, multidimensional, going beyond the "here and now", the search of causal relationships. However, it is worth emphasizing that the main tumor of the reporting period is the formation of visual-figurative thinking, giving the student of primary school age the opportunity to solve problems in result of internal actions with images.

The development of memory, attention, thinking, imagination, and the formation of educational-cognitive competence in primary school age occur within educational activities that are at this stage of development of the child leading the activity. Thanks to the educational activities it is possible to find answers to such important problems related to the development of students in the junior school age as: the formation of motives for learning, the development of stable cognitive interests and needs, the development of productive techniques and skills of educational work, "the ability to learn".

Keywords: educational and cognitive competence, cognitive universal action, educational and cognitive competence of pupils of primary school age, cognitive universal actions younger students.

References

1. Age and Pedagogical Psychology: Training Complex in 2 Parts. Part 1: Tutorial on Developmental and Educational Psychology / O.V. Kuzmenkova, M.M. Elfimova, M.N. Olex, etc .; ed. Kuzmenkova O.V. - Orenburg: Publishing House of the OGPU, 2005. - 288 p.

2. Craig, G., Bocoum, D. Developmental Psychology. - SPb .: Peter, 2005. - 940 p.

3. Krutetskiy, V.A. Psychological Features of Junior Student and Pedagogical Psychology: Training Complex in 2 parts. Part 2: Readings on the Age and Educational Psychology / under ed.O. B. Kuzmenkova. - Orenburg: Publishing House of the OGPU, 2005. - 240 p.

4. Mukhin V.S. Psychology and Phenomenology of the Development. - M.: Publishing Center "Academy", 2006. - 608 p.

5. Exemplary Basic Educational Program of an Educational Institution. Primary School / [ed. E.S. Savinov]. - M .: Education, 2011. - 342 p.

6. Rojdestvenskaja N.V., Tolshin A.V. Creativity: the Development and Training. - SPb .: Rech, 2006. -320 p.

7. Strategy of General Education Modernization. Materials for the Development of Documents on the Renewal of General Education. - M., 2001.

8. Hutorskiy A.V.Pedagogical Innovations: for Students. Executive. Proc. Institutions / A.V. Hutorskiy. -M .: Publishing Center "Academy", 2008. - 256 p.

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.