Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЦЕННОСТНАЯ УСТАНОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ СЕРВИС / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Елена Григорьевна

В сложной социальной и экономической ситуации в Российской Федерации, обучающиеся в старших классах, не имеют представление о потребностях рынка труда, ровно также как и о потребностях получения высшего образования. В статье проводится анализ форм и методов профориентации, по результатам которого автор выводит проблематику отсутствия научно-методического обеспечения, оказывающего помощь для подрастающего поколения в самоопределении и развитии своих талантов. Недостаточно комплексный подход к разработке новых методик, а также игнорирование зарубежных, отечественных и инновационных технологий приводит к неосознанному выбору молодежи своего жизненного пути. Особое внимание уделяется приобретаемым популярность дистанционным профессиям через коммуникативную сеть «Интернет», искаженная информация которой, оказывает негативное влияние на правовое сознание подросткового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF STUDENTS' CAREER GUIDANCE AND POSSIBLE WAYS OF SOLVING THEM

In the difficult social and economic situation in the Russian Federation, high school students have no idea about the needs of the labor market, just like the needs of higher education. The article analyzes the forms and methods of career guidance, based on which the author deduces the problem of the lack of scientific and methodological support that helps the younger generation in self-determination and development of their talents. An insufficiently comprehensive approach to the development of new methods, as well as ignoring foreign, domestic and innovative technologies, leads to an unconscious choice of young people in their life path. The choice of a profession is often influenced by the attitudes of parents who have a subjective view of the professional future of their children, which, of course, affects the professional self-determination of young people and the low level of professional orientation of staffing. Particular attention is paid to remote professions gaining popularity through the Internet communication network, the distorted information of which has a negative impact on the legal consciousness of the teenage generation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ»

подсферах применения языка специальности, и обеспечит воспитание конкурентоспособного специалиста инженерного профиля.

Литература:

1. Березова, Н.А. Формирование профессиональной мотивации средствами иностранного языка у студентов учреждений среднего профессионального образования: на примере подготовки специалистов строительного профиля: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Березова Наталья Александровна. - Йошкар-Ола, 2014. - 24 с.

2. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. Заключительный доклад ЮНЕСКО. - Париж, 1998.

3. Евсеева, О.А. Иностранный язык. Радиоэлектронные системы и комплексы / О.А. Евсеева. - ВУНЦ ВВС «ВВА», 2021. - 72 с.

4. Клобукова, Л.П. Обучение языку специальности / Л.П. Клобукова. - М., 1987. - 80 с.

5. Костерина, Э.В. Специфика обучения русскому языку иностранных военнослужащих на основных курсах вуза инженерно-технического профиля / Э.В. Костерина // Вестник МГОУ. - 2016. - № 1. - С. 59-67.

6. Массалова, А.Э. Профессионально-ориентированное обучение русскому языку иностранных военнослужащих инженерного профиля: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Массалова Александра Эдуардовна. - Екатеринбург, 2019. - 23 с.

7. Пугачев, И.А. Интегративная модель профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных бакалавров технического и естественнонаучного профилей: автореферат дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.02 / Пугачев Иван Алексеевич. - Москва, 2016. - 50 с.

8. Путин, В.В. Быть сильными: гарантия национальной безопасности для России / В.В. Путин // Российская газета. -2012. - 20 февраля.

9. Трушина, Е.А. Работа с текстами по специальности на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе / Е.А. Трушина // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 1.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29508 (дата обращения: 24.05.2022).

10. Черкашина, Е.Л. К вопросу о методике обучения русскому языку как иностранному на материале аутентичных текстов / Е.Л. Черкашина // Современное педагогическое образование. - 2020. - №4. - С. 42-47.

Педагогика

УДК 37.015.3

адъюнкт Егорова Елена Григорьевна

Академия управления МВД России (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В сложной социальной и экономической ситуации в Российской Федерации, обучающиеся в старших классах, не имеют представление о потребностях рынка труда, ровно также как и о потребностях получения высшего образования. В статье проводится анализ форм и методов профориентации, по результатам которого автор выводит проблематику отсутствия научно-методического обеспечения, оказывающего помощь для подрастающего поколения в самоопределении и развитии своих талантов. Недостаточно комплексный подход к разработке новых методик, а также игнорирование зарубежных, отечественных и инновационных технологий приводит к неосознанному выбору молодежи своего жизненного пути. Особое внимание уделяется приобретаемым популярность дистанционным профессиям через коммуникативную сеть «Интернет», искаженная информация которой, оказывает негативное влияние на правовое сознание подросткового поколения.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, самоопределение, ценностная установка, профессиональное становление, профориентационный сервис, профориентационные мероприятия.

Annotation. In the difficult social and economic situation in the Russian Federation, high school students have no idea about the needs of the labor market, just like the needs of higher education. The article analyzes the forms and methods of career guidance, based on which the author deduces the problem of the lack of scientific and methodological support that helps the younger generation in self-determination and development of their talents. An insufficiently comprehensive approach to the development of new methods, as well as ignoring foreign, domestic and innovative technologies, leads to an unconscious choice of young people in their life path. The choice of a profession is often influenced by the attitudes of parents who have a subjective view of the professional future of their children, which, of course, affects the professional self-determination of young people and the low level of professional orientation of staffing. Particular attention is paid to remote professions gaining popularity through the Internet communication network, the distorted information of which has a negative impact on the legal consciousness of the teenage generation.

Key words: career guidance, self-determination, value setting, professional development, career guidance service, career guidance events.

Введение. В настоящее время одним из наиболее действенных средств самоопределится в профессии в условиях кадровой и экономической ситуации является профессиональная ориентация. Bb^op пpoфессии с каждым годом становится все сложнее, в связи, с чем решение вопросов профориентации молодёжи нуждается в помощи государства.

В современной общеобразовательной школе России накоплен определенный опыт формирования профориентации старшеклассников. Однако с переoценкой нравственных ценностных установок престижность образования подвергнута сомнению, а некоторые профессии напротив утрачивают свою актуальность. Все чаще представлены профессии, которые не требуют средне-профессиональнoго или высшего образования. Сам учащийся не готов к действительно осознанному выбopу своего жизненного пути, а именно выбора направления специальности. Подрастающее поколение не имеет понимания o потребностях рынка труда страны, а также и самого осознания о своих личностных способностях. Указанные факты уже свидетельствуют o6 актуальности данной проблемы, что привoдит к выработке системы мер и алгоритма в оказании помощи молодежи при выборе профессии [2].

Полагаем, весьма вероятно прослеживается некая общность в подходе к рассмотрению вопроса готовности к трудовой деятельности, а именно подчеркивание динамического характера и выделение центрального компонента в процессе формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.

Кучерявенко И.А., ссылаясь на работы Л.И. Божoвич, А.В. Запoрожец, Л.А. Венгер, И. Шванцар, Г. Вицлак, подчеркивает, что проблему готовности принято рассматривать в связи с тремя основными этапами становления,

формирования личности человека: начало обучения в общеобразовательной школе, начало получения профессионального образования (профессинальное самоопределение) и самостоятельная профессиональная деятельность [2].

Проблемы самоопределения молодежи, отмечены в трудах Т.В. Свадьбиной, В.В. Ретивиной, которыми в 2019 году проведено социологическое исследование на предмет определения старшеклассников будущей профессии, по результатам которого 44,1% респондентов не имеют ценностной установки понимания общественной значимости профессионального выбора специальности [9].

Изложение основного материала статьи. Исходя из вышеизложенного мы видим, что для формирования готовности к профессиональной деятельности на этапе начала получения профессионального образования, необходимо комплексное воздействие через различные интерактивные формы обучения с вовлечением в процесс решения практических задач. Так, например, в своем исследовании Р.Р. Туктарова прослеживает связь между уровнем готовности к труду и сформированностью профессиональных интересов [7].

Одной из возможной и эффективной интерактивной формой обучения могут являться профориентационные занятия с целью активизации осознания своих сильных сторон (способностей), осознания интересов и потребности в профессиональном самоопределении, а также построения стратегии освоения профессиональной деятельности.

Фундаментальные исследования проблемы профориентации были проведены психологами и педагогами -В.Е. Гавриловым, Е.А. Климовым, И.М. Кондаковым, И.В. Кузнецовым, Н.С. Пряжниковым, А.Д. Сазоновым, Е.С. Романовой и другими. Авторы выдвинули общие положения о единстве рассмотрения «профессионального и жизненного, самоопределения». Основной акцент делается на процессе мотивации профессионального выбора, связанного с пересечением жизненных ценностей, интересов личности, а также жизненных стратегий [1].

H.С. Пряжников делает акцент на активизирующих методиках, то есть это методики, которые направлены на осознание своих жизненных ценностей и интересов, повышение заинтересованности профессионального выбора, на получение первоначальных знаний о профессиях, а также направлены на обучение школьников самостоятельно решать свои проблемы [4].

Таким образом, под профессиональной ориентацией понимается система мер содействия человеку (учащемуся) в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости и эффективного трудоустройства в соответствии с его потребностями и возможностями, а также социально-экономической и демографической ситуацией в стране [2]. Профессиональное самоопределение следует рассматривать не только как единичный акт выбора профессии, а как процесс развития личности, как внутреннюю активность человека в выборе стратегии движения к профессии и в формировании индивидуального плана профессионального самоопределения, а в дальнейшем - в достижении успеха в выбранной профессиональной деятельности [1].

Рассмотрим очные формы и методы профориентации, с определением целевой направленности в профориентационном формате.

I. Профориентационные тренинги - направлены на повышение психологической готовности и социальной компетентности, а также профессиональному личностному самоопределению старшеклассников. Системный анализ профориентационных тренингов позволяет использовать индивидуальный и групповой методы работы. При проведении индивидуального тренинга, подросток сможет спроектировать форму образа будущей профессии, на основе своей пирамиды потребностей, и рассказать о ее преимуществах и недостатках. К групповым методам работы относится разделение на группы, после чего обучающиеся совместно выполняют упражнения практической направленности, участвуют в беседах, просматривают видеоролики, что позволяет выделить категории профессий по их оплате и престижности.

2. Профессиональные пробы - профессиональная проверка, позволяющая смоделировать конкретный элемент профессиональной деятельности, а также применить старшекласснику свои личностные особенности в реальных условиях жизни. Указанный способ позволяет старшекласснику получить базовые сведения о деятельности различных специалистов, провести самоанализ своих интересов, способностей и ценностных установок, что позволяет успешно реализовать себя в будущей профессии. Кроме этого профессиональные пробы позволяют решить проблему привлечения обучающихся к освоению рабочих профессий, что, создает условия для урегулирования дисбаланса между спросом современного рынка труда и предложением рынка образовательных услуг.

3. Просветительская работа - в пределах данного способа в образовательное учреждение приглашается гость, который рассказывает о профессии, однако данный способ не предоставляет возможность обучающимся увидеть и попробовать работу с практической точки зрения, а также сформировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы, мотивы выбора профессии

4. Профориентационные лагеря - лагеря, которые помогают определиться в профессиональном выборе, с помощью тренингов, мастер-классов, стартапов, игр, работы с проектами, которые в совокупности позволяют погрузиться обучающимся в различные научные области и сферы профессиональной деятельности. Данный метод, по нашему мнению, является наиболее действенным, в виду того, что старшекласснику в первую очередь уделяется психологическая поддержка в адаптации и раскрытии своего потенциала [1].

Среди прочего, к недостаткам профориентационных лагерей необходимо отнести их географическое расположение, а также и вовсе отсутствие таких лагерей, например в таких областях как Волгоградская, Амурская, Ивановская области, в связи, с чем отсутствует возможность попасть в них всем желающим. Также лагеря имеют ограничения по возрасту.

В условиях активной информатизации социального пространства на высоком уровне остается проблема влияния сети «Интернет» и социальных сетей на формирование ценностных установок старшеклассников при выборе профессии. Молодежь, просматривая различные видеохолстинги, читая отзывы, комментируя их на различных сайтах социальных сетей, тем самым живя повседневной виртуальной жизнью, отказываются строить образ желаемого будущего профессиональной деятельности, а напротив выбирают сферу так называемого «блогерства». Так, например, в 2021 году организован проект «ТопБлогер», часть платформы «Россия - страна возможностей», по результатам которого о профессии инфлюэнсера мечтают школьники от 14 до 18 лет - 31%, молодые люди от 18 до 30 лет - 45% [10]. Указанная статистика позволяет сделать вывод об отсутствии сформированного профессионального самоопределения личности у старшеклассников.

Особую роль при выборе профессии у старшеклассников часто воздействуют установки родителей, которые имеют субъективный взгляд на профессиональное будущее своих детей, что, безусловно, влияет на профессиональное самоопределение молодежи и низкому уровню профессиональной направленности кадрового обеспечения.

Опираясь на вышеуказанные методики, можно сделать вывод, что в основном они делают акцент на выявление интересов и склонностей у старшеклассника. В связи с вышесказанным можно выявить проблему - отсутствие простого и понятного алгоритма для подростка с целью получения достоверной и актуальной информации о желаемой профессии. К одной из основных задач профориентационной работы также относится формирование правового сознания молодежи.

Решением данной проблемы может служить производственная практика в рамках высшего учебного заведения, однако и у нее есть ряд недостатков. Во-первых, производственную практику нельзя пройти в любой удобный момент по желанию подростка, так-как на нее отведены заключительные курсы среднего или высшего образовательного учреждения. Во-вторых, студент может иметь желание получить информацию о профессии вне своего направления обучения [3].

Особую роль в профориентационной работе внесла web-разработка Мичуринского Центра развития современных компетенций, который позволил любому обучающемуся получить актуальные и достоверные сведения о профессии с помощью специализированного онлайн-сервиса.

Стоит также отметить, что профориентационная деятельность активно осуществляется также в государственных органах, а именно в деятельности образовательных организации МВД России (И.С. Скляренко) [5].

Главной целью профориентационной работы в образовательной организации системы МВД России является не только раскрытие сущности профессии сотрудника органов внутренних дел, требований к его моральным, психологическим и деловым качествам, а и формирование правового сознания у подрастающего поколения. В частности, профессиональная ориентация в данной области направлена на формирование у молодежи сознательного выбора профессии сотрудника органов внутренних дел, и на оказание им помощи в выборе конкретной специальности (следователя, оперуполномоченного, эксперта и т. д.) с учетом всех требований будущей специализации.

Профессиональная ориентация осуществляется представителями образовательных организаций системы МВД: руководителями, сотрудниками кадрового подразделения, преподавателями кафедр, представителями ветеранской организации.

Основными задачами профессиональной ориентации ведомственных образовательных организаций являются:

- раскрытие общественного смысла и специфики службы сотрудников органов внутренних дел, формирование на этой основе желания посвятить свою жизнь защите общечеловеческих ценностей;

- оказание помощи юношам и девушкам, решившим поступать в образовательные организации системы МВД России, в выборе специальности с учетом призвания и способностей, особенностей службы в органах внутренних дел;

- разъяснение требований к профессионально важным качествам, психологическим данным, физической подготовленности и общеобразовательной подготовке кандидатов в образовательные организации высшего образования;

- ознакомление молодежи с содержанием и условиями профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, предоставляемыми льготами, а также ограничениями, связанными со службой в органах внутренних дел, требованиями к индивидуально-психологическим качествам сотрудников органов внутренних дел;

- разъяснение молодежи правил приема и порядка обучения курсантов, особенностей внутреннего распорядка образовательной организации, ожидаемых трудностей, проблем адаптационного характера;

- всестороннее изучение кандидатов на учебу, организация помощи по подготовке к поступлению в образовательную организацию МВД России (институт, университет, академию);

- оказание практической помощи общеобразовательным организациям, суворовским военным училищам системы МВД России в работе по подбору достойных кандидатов.

Организация профессиональной ориентации всегда носит плановый, систематический и целеустремленный характер и находится под постоянным контролем со стороны руководителей образовательных организаций системы МВД России и сотрудников кадрового подразделения.

Выводы. Таким образом, в сфере профессиональной ориентации молодежи существует множество особенностей и методик работы, которые в основном помогают выявить интересы и склонности, без углубления в суть профессии. Есть комплексные методы, но они доступны не каждому, а в сети интернета существует риск получения недостоверной информации. Практический опыт позволил нам предложить проект по созданию профориентационного онлайн-сервиса, представляющего из себя комплекс услуг, которые помогут ознакомиться с профессиями, пообщаться с их представителями, договориться об очной встрече и прохождении стажировки с возможным последующим трудоустройством.

Литература:

1. Бендюков, М. Азбука профориентации / М. Бендюков, И. Соломин, М. Ткачев. - М.: Литера Плюс, 2018. - 336 с.

2. Кучерявенко, И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности / И.А. Кучерявенко // Молодой ученый. - 2011. - № 12 (35). - Т. 2. - С. 60-62.

3. Никульшин, В.Я. Педагогические классы как перспективная форма профориентационной работы с обучающимися / В.Я. Никульшин, Ю.А. Федулова, Н.В. Кузнецова // Наука и Образование. - 2018. - № 3-4. - С. 10.

4. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников. - М.: «Академия», 2007. - 498 с.

5. Скляренко, И.С. Профессиональная подготовка в образовательных организациях МВД России на основе современных педагогических подходов / И.С. Скляренко // Прикладная психология и педагогика. - 2020. - Т. 5. - № 1. -С. 36-46.

6. Степанов, В.Г. Профориентация / В.Г. Степанов. - М.: Академический проект, 2019. - 448 с.

7. Туктарова, Р.Р. Профориентационные занятия как фактор повышения психологической готовности к самоопределению старших школьников / Р.Р. Туктарова // Молодой ученый. - 2017. - № 2. - С. 706-710

8. Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация молодежи / А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньшиков. - М.: Высшая школа, 2009. - С. 272.

9. Свадьбина, Т.В. Профессиональный выбор школьников (по материалам социологического исследования) / Т.В. Свадьбина, В.В. Ретивина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 2 (27). -С. 215-217.

10. Вести образования URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/3/12/analitycs/16656_o_kariere_blogera_mechtaet_31_shkolnikov_ot_14_do_18_let (дата обращения: 04.04.2022.).

Педагогика

УДК 378.145

доктор педагогических наук, профессор Егорова Юлия Николаевна

Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург); студент Черемисина Валерия Олеговна

Институт непрерывного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА КОНСТРУКТИВНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. Развитие единого мирового образовательного пространства, активизация инвестиций в человеческий капитал актуализируют формирование целевых установок в содержании образовательного процесса, выдвигая на первый план формирования опыта конструктивного взаимодействия саморазвивающейся и самоопределяющейся личности. Современные процессы в мире и проблемные зоны, выдвигают на передний план значимость личности, способной вести конструктивный диалог, выстраивать стратегию поведения на основе рациональных способов действий. В настоящее время подрастающее поколение должно уметь осуществлять различные виды взаимодействий, характеризующихся согласованностью целей, соответствием средств, способов и занимаемой контактирующими сторонами позицией. Для успешного освоения социальных ролей современной личности важно уметь осуществлять совместную деятельность на основе созидательного сотрудничества, достижения взаимовыгодных договоренностей. В соответствии с этим, обосновывается необходимость и актуальность разработки и апробации психолого-педагогического сопровождения формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего специалиста. Авторами проведен анализа потенциала ресурсов образовательной организации. Раскрыто содержание смыслового ресурса потенциала образовательной организации при формировании опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера. Охарактеризован интеграционно-деятельностный ресурс, определяющейся образовательными программами высшего образования, требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и различными направлениями деятельности обучающихся. Представлен содержательный аспект научно-исследовательской деятельности обучающихся. Проанализирована многовекторная внеаудиторная деятельность. Актуализировано значение коммуникативно-интерактивного ресурса потенциала образовательной организации для формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера. По мнению авторов, сформированность опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера путей сообщения определяется на основе комплекса критериев: когнитивного, мотивационного, деятельностного. Одним из условий формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера является актуализация содержания подготовки будущих инженеров идеями конвергенции знаний, гармонизации индивидуальной и коллективной ответственности, позитивной коммуникации. Вторым, важным условием формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера является, по мнению авторов, включение обучающихся в реально-виртуальную деятельность с использованием цифровых платформ в онлайн и офлайн режимах. Третьим условием является осуществление педагогической поддержки формирования опыта конструктивного взаимодействия субъектов образовательной деятельности.

Ключевые слова: ресурс образовательной организации, опыт конструктивного взаимодействия, будущий специалист.

Annоtation. The development of a single global educational space, the activation of investments in human capital actualize the formation of targets in the content of the educational process, bringing to the fore the formation of the experience of constructive interaction of a self-developing and self-determining personality. Modern processes in the world and problem areas bring to the fore the importance of a person who is able to conduct a constructive dialogue, build a strategy of behavior based on rational methods of action. Currently, the younger generation should be able to carry out various types of interactions characterized by the consistency of goals, the correspondence of means, methods and the position taken by the contacting parties. To successfully master the social roles of a modern personality, it is important to be able to carry out joint activities on the basis of creative cooperation, achieving mutually beneficial agreements. In accordance with this, the necessity and relevance of the development and testing of psychological and pedagogical support for the formation of the experience of constructive interaction of the future specialist is substantiated. The authors conducted an analysis of the potential resources of an educational organization. The content of the semantic resource of the potential of an educational organization in the formation of the experience of constructive interaction of a future engineer is revealed. The integration and activity resource is characterized, which is determined by the educational programs of higher education, the requirements of Federal State educational standards and various activities of students. The informative aspect of the students' research activity is presented. The multi-vector extracurricular activity is analyzed. The importance of the communicative and interactive resource of the potential of an educational organization for the formation of the experience of constructive interaction of a future engineer is actualized. According to the authors, the formation of the experience of constructive interaction of a future railway engineer is determined on the basis of a set of criteria: cognitive, motivational, activity. One of the conditions for the formation of the experience of constructive interaction of a future engineer is the actualization of the content of training future engineers with ideas of convergence of knowledge, harmonization of individual and collective responsibility, positive communication. The second, important condition for the formation of the experience of constructive interaction of the future engineer is, according to the authors, the inclusion of students in real-virtual activities using digital platforms in online and offline modes. The third condition is the implementation of pedagogical support for the formation of the experience of constructive interaction of subjects of educational activity.

Key words: resource of an educational organization, experience of constructive interaction, future specialist.

Введение. В то время, когда, знания современный человек может получать и дистанционно, при этом теряя эмоциональные и моральные аспекты взаимодействий; особую значимость приобретает наличие опыта конструктивного взаимодействия, определяющего согласование, координацию и трансформацию смысловых позиций участников, повышающего осмысленность жизни, способность к социальной перцепции, интерпретации и символизации, что, несомненно, актуализирует результативную интеграцию личности в постоянно изменяющиеся сферы жизнебытия.

В современной практике высшего образование, в русле взаимодействия его субъектов - преподавателей и студентов согласно результатам анкетирования, наличествует ряд моментов, обнаруживающих проблемные зоны, требующие решения: максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев оценки событий, своего поведения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.