Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОДРОСТКА, СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА'

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОДРОСТКА, СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИК / РАЗВИТИЕ / ВОЗРАСТ / ОБУЧЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ / EDUCATION / SCHOOLBOY / DEVELOPMENT / AGE / TRAINING / FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заочинский М.С.

Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC TRAINING OF THE YOUNGER SCHOOL STUDENT, TEENAGER, SENIOR STUDENT

Communication between parents and the child plays an important role in education. Many experts say that this is the most important and effective way to influence the behavior and character in childhood, which in the future will play a great role in the formation of personality and Outlook on life of children.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОДРОСТКА, СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА»

УДК 37.04-053

Заочинский М. С. студент

кафедра «Технология и безопасность жизнедеятельности» Северный Арктический федеральный университет научный руководитель: Чернова Н.В.

доцент Россия, г. Архангельск

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОДРОСТКА, СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация:

Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.

Ключевые слова: воспитание, школьник, развитие, возраст, обучение, особенности.

Zaochinsky M.S.

student of the Department " Technology and life safety»

Northern Arctic Federal University Russia, Arkhangelsk Supervisor: Chernova N.B.

professor

SPECIFIC TRAINING OF THE YOUNGER SCHOOL STUDENT, TEENAGER, SENIOR STUDENT

Annotation:

Communication between parents and the child plays an important role in education. Many experts say that this is the most important and effective way to influence the behavior and character in childhood, which in the future will play a great role in the formation ofpersonality and Outlook on life of children.

Key words: education, schoolboy, development, age, training, features

Воспитание — сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьи, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений[6].

Воспитание является основополагающим для любого человека. Во время продолжения всей жизни, мы узнаём что-то новое, воспитываем и себя, и других. Процесс воспитания проходит не только с друзьями, в семье, но также и в школе. Воспитание детей разного возраста имеет разные

особенности и тонкости, меняющиеся во время всего обучения[2]. Ориентированность воспитания зависит от самих детей, от их возраста, уровня развития и их способностей. Выделяется три периода обучения детей школьного обучения, младшая школа, от 6 до 10 лет, средний или подростковый возраст от 10 до 14 - 15 лет, старшая школа от 16 до 18 лет. Проблема воспитания школьников разного возраста актуальна.

После того, как дети закончат детский сад, они переходят в школу. И именно этот период является очень важным для ребенка, ведь меняется его социальное положение в коллективе. Ребенок в этот период меняется и биологически, рост замедляется, а вес увеличивается, сила мышц возрастает, укрепляется нервная система. В этот период процесс возбуждения преобладает над торможением, именно поэтому младшие школьники очень активные.

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста:

- увеличение самостоятельности у ребенка, что ему позволяет чувствовать новую социальную роль; ребенок остро нуждается в поддержке как родителей, так и преподавателей, говорить с ним, как со взрослым человеком, прислушиваться к его мнению;

- воспитание с направленностью на разностороннее развитие, именно в это время происходит формирование к разным видам деятельности, поэтому воспитание должно быть не только на углубление знаний по одному предмету, а на разные направления; чаще всего в этом возрасте родители отдают детей в разные спортивные секции, чтобы они попробовали себя в разных направлениях спорта;

- максимальная поддержка детей к знаниям с помощью поощрения и оценок, злоупотребление к наказаниям приводит к утрате интереса к обучению;

- социум, а именно друзья и одноклассники, оказывает все большее влияние на воспитание школьника, чем семья; в этот период жизни у ребенка формируются понятия о дружбе[3].

Итак, в воспитании детей младшего школьного возраста, выделяются следующие особенности: максимальная поддержка детей к знаниям, увеличение самостоятельности, влияние социума, разностороннее воспитание.

Подростковый возраст считается одним из самых сложных, ведь он является переходным возрастом. У детей происходит переплетение черт детства и юности, этим можно объяснить сложность поведения. Физическое развитие у подростков принято характеризовать большей интенсивностью и интенсивностью.

Специфика воспитания школьников подросткового возраста:

- возрастание интереса к познавательной деятельности, к учебе; важным является тот факт, что этот интерес сам по себе не возникнет, тут необходима поддержка со стороны учителей; ребенку нужны аргументы в спорах или разногласиях, которые он вполне сможет понять, однако из - за

особенностей мышления для этого возраста, ему захочется проверить достоверность слов;

- особенности нравственного воспитания, подростки более охотно соблюдают правила поведения, которые более понятно осознаются и совпадают с их собственными нормами;

- отличительное творческое мышление, этот возраст является особенно благоприятным для развития творческого мышления, и чтобы помочь детям с этим развитиям, им нужно ставить проблемные задачи, выделять главное, находить отличительное черты;

- сохранение авторитета среди учеников, этого возможно достичь при помощи установления дружеских и доверительных отношений; подводить детей к мысли, а не говорить ее прямо[5].

В воспитании школьников подросткового возраста можно выделить следующие особенности:

- возрастание интереса к познавательной деятельности;

- особенности нравственного воспитания;

- отличительное творческое мышление;

- сохранение авторитета среди учащихся.

Ученики старшего школьного возраста характеризуются физической и психической зрелостью. Но и в воспитании детей этого возраста есть свои трудности. Происходит формирование физической силы, координации, развитие нервной системы.

Специфика воспитания детей старшего школьного возраста:

- доверие со стороны учеников, в этот период снова возрастает роль учителя, происходит формирование мировоззрения, становление гражданской позиции; учитель сможет закрепить у учеников нравственные принципы только тогда, когда дети будут ему верить и доверять;

- формирование морального поведения, этот период является периодом самоопределения, осмысления будущего, закрепления нравственных принципов, что происходит быстрыми темпами, ребята стараются показывать свою индивидуальность;

- помощь в формировании положительного отношения к труду; как бы ученик не интересовался целью труда, без трудовых навыков, он не сможет достигнуть желаемых результатов; это является важной частью жизни школьников, ведь обучение в школе заканчивается и ученику нужно будет определяться с дальнейшим поступлением[1].

В воспитании старшеклассников выделяют следующие особенности воспитании: доверие со стороны учеников, формирование морального поведения, помощь в формировании положительного отношения к труду.

Процесс воспитания школьника любого возраста должен происходить с ориентацией на особенности и уровень развития. Каждый этап является отличительным и профессия педагога отличается тем, что он может наблюдать формирование и развитие детей разных возрастов. Учителя наблюдают особенности детей, их характер и поведение. Каждый этап

формирования школьника является отличительным, к каждому из них нужно находить индивидуальный подход.

Использованные источники:

1. Особенности развития и воспитания старших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/harlamov/harlamov32.html. Дата обращения 13.01.2019;

2. Психология обучения и воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hi-edu.ru/e-books/xbook658/01/part-013.htm. Дата обращения 13.01.2019;

3. Особенности воспитания детей младшей школы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/harlamov/harlamov32.html. Дата обращения 13.01.2019;

4. Особенности воспитания детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.teachguide.ru/teach-22.html. Дата обращения 13.01.2019;

5. Особенности развития и воспитания средних школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/harlamov/harlamov31.html. Дата обращения 13.01.2019.

6. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.учеб.заведений — М.: Академия, 2000. Дата обращения 12.01.2019.

УДК 37.04-053

Заочинский М.С. студент

кафедра «Технология и безопасность жизнедеятельности» Северный Арктический федеральный университет научный руководитель: Чернова Н.В.

доцент Россия, г. Архангельск

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОДРОСТКА, СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация:

Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.

Ключевые слова: воспитание, школьник, развитие, возраст, обучение, особенности.

Zaochinsky M.S.

student of the Department " Technology and life safety»

Northern Arctic Federal University Russia, Arkhangelsk Supervisor: Chernova N.B.

professor

SPECIFIC TRAINING OF THE YOUNGER SCHOOL STUDENT, TEENAGER, SENIOR STUDENT

Annotation:

Communication between parents and the child plays an important role in education. Many experts say that this is the most important and effective way to influence the behavior and character in childhood, which in the future will play a great role in the formation ofpersonality and Outlook on life of children.

Key words: education, schoolboy, development, age, training, features

Воспитание — сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьи, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений[6].

Воспитание является основополагающим для любого человека. Во время продолжения всей жизни, мы узнаём что-то новое, воспитываем и себя, и других. Процесс воспитания проходит не только с друзьями, в семье, но также и в школе. Воспитание детей разного возраста имеет разные

особенности и тонкости, меняющиеся во время всего обучения[2]. Ориентированность воспитания зависит от самих детей, от их возраста, уровня развития и их способностей. Выделяется три периода обучения детей школьного обучения, младшая школа, от 6 до 10 лет, средний или подростковый возраст от 10 до 14 - 15 лет, старшая школа от 16 до 18 лет. Проблема воспитания школьников разного возраста актуальна.

После того, как дети закончат детский сад, они переходят в школу. И именно этот период является очень важным для ребенка, ведь меняется его социальное положение в коллективе. Ребенок в этот период меняется и биологически, рост замедляется, а вес увеличивается, сила мышц возрастает, укрепляется нервная система. В этот период процесс возбуждения преобладает над торможением, именно поэтому младшие школьники очень активные.

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста:

- увеличение самостоятельности у ребенка, что ему позволяет чувствовать новую социальную роль; ребенок остро нуждается в поддержке как родителей, так и преподавателей, говорить с ним, как со взрослым человеком, прислушиваться к его мнению;

- воспитание с направленностью на разностороннее развитие, именно в это время происходит формирование к разным видам деятельности, поэтому воспитание должно быть не только на углубление знаний по одному предмету, а на разные направления; чаще всего в этом возрасте родители отдают детей в разные спортивные секции, чтобы они попробовали себя в разных направлениях спорта;

- максимальная поддержка детей к знаниям с помощью поощрения и оценок, злоупотребление к наказаниям приводит к утрате интереса к обучению;

- социум, а именно друзья и одноклассники, оказывает все большее влияние на воспитание школьника, чем семья; в этот период жизни у ребенка формируются понятия о дружбе[3].

Итак, в воспитании детей младшего школьного возраста, выделяются следующие особенности: максимальная поддержка детей к знаниям, увеличение самостоятельности, влияние социума, разностороннее воспитание.

Подростковый возраст считается одним из самых сложных, ведь он является переходным возрастом. У детей происходит переплетение черт детства и юности, этим можно объяснить сложность поведения. Физическое развитие у подростков принято характеризовать большей интенсивностью и интенсивностью.

Специфика воспитания школьников подросткового возраста:

- возрастание интереса к познавательной деятельности, к учебе; важным является тот факт, что этот интерес сам по себе не возникнет, тут необходима поддержка со стороны учителей; ребенку нужны аргументы в спорах или разногласиях, которые он вполне сможет понять, однако из - за

особенностей мышления для этого возраста, ему захочется проверить достоверность слов;

- особенности нравственного воспитания, подростки более охотно соблюдают правила поведения, которые более понятно осознаются и совпадают с их собственными нормами;

- отличительное творческое мышление, этот возраст является особенно благоприятным для развития творческого мышления, и чтобы помочь детям с этим развитиям, им нужно ставить проблемные задачи, выделять главное, находить отличительное черты;

- сохранение авторитета среди учеников, этого возможно достичь при помощи установления дружеских и доверительных отношений; подводить детей к мысли, а не говорить ее прямо[5].

В воспитании школьников подросткового возраста можно выделить следующие особенности:

- возрастание интереса к познавательной деятельности;

- особенности нравственного воспитания;

- отличительное творческое мышление;

- сохранение авторитета среди учащихся.

Ученики старшего школьного возраста характеризуются физической и психической зрелостью. Но и в воспитании детей этого возраста есть свои трудности. Происходит формирование физической силы, координации, развитие нервной системы.

Специфика воспитания детей старшего школьного возраста:

- доверие со стороны учеников, в этот период снова возрастает роль учителя, происходит формирование мировоззрения, становление гражданской позиции; учитель сможет закрепить у учеников нравственные принципы только тогда, когда дети будут ему верить и доверять;

- формирование морального поведения, этот период является периодом самоопределения, осмысления будущего, закрепления нравственных принципов, что происходит быстрыми темпами, ребята стараются показывать свою индивидуальность;

- помощь в формировании положительного отношения к труду; как бы ученик не интересовался целью труда, без трудовых навыков, он не сможет достигнуть желаемых результатов; это является важной частью жизни школьников, ведь обучение в школе заканчивается и ученику нужно будет определяться с дальнейшим поступлением[1].

В воспитании старшеклассников выделяют следующие особенности воспитании: доверие со стороны учеников, формирование морального поведения, помощь в формировании положительного отношения к труду.

Процесс воспитания школьника любого возраста должен происходить с ориентацией на особенности и уровень развития. Каждый этап является отличительным и профессия педагога отличается тем, что он может наблюдать формирование и развитие детей разных возрастов. Учителя наблюдают особенности детей, их характер и поведение. Каждый этап

формирования школьника является отличительным, к каждому из них нужно находить индивидуальный подход.

Использованные источники:

1. Особенности развития и воспитания старших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/harlamov/harlamov32.html. Дата обращения 13.01.2019;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Психология обучения и воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hi-edu.ru/e-books/xbook658/01/part-013.htm. Дата обращения 13.01.2019;

3. Особенности воспитания детей младшей школы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/harlamov/harlamov32.html. Дата обращения 13.01.2019;

4. Особенности воспитания детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.teachguide.ru/teach-22.html. Дата обращения 13.01.2019;

5. Особенности развития и воспитания средних школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/harlamov/harlamov31.html. Дата обращения 13.01.2019.

6. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.учеб.заведений — М.: Академия, 2000. Дата обращения 12.01.2019.

УДК 37.041

Заочинский М.С. студент

кафедра «Технология и безопасность жизнедеятельности» Северный Арктический федеральный университет научный руководитель: Суриков Ю.Н.

доцент Россия, г. Архангельск

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Аннотация:

Данная тема очень актуальна в наше время. Каждый школьник должен уметь планировать своё дальнейшее будущее, должен уметь думать над тем, кем хочет стать, куда пойти, как продолжить свой путь. Где и как получать образование и это очень насущный вопрос, требуемый немалого внимания. Это нельзя оставить без внимания, необходимо предпринимать меры, действовать и сообщать школьникам о том, как им поступить в дальнейшем.

Ключевые слова: самоопределение, личность, профессия, способности, готовность.

Zaochinsky M.S.

student of the Department " Technology and life safety»

Northern Arctic Federal University Russia, Arkhangelsk Supervisor: Surikov Y.N.

professor

PSYCHOLOGICAL READINESS TO PROFESSIONAL SELF-

DETERMINATION

Annotation:

This topic is very relevant in our time. Each student should be able to plan their future, should be able to think about who they want to be, where to go, how to continue their journey. Where and how to get an education and this is a very urgent issue that requires a lot of attention. This cannot be ignored, measures must be taken, actions must be taken and pupils must be informed of what to do in the future.

Key words: self-determination, personality, profession, abilities, readiness.

Самоопределение личности — процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы[4].

Чаще всего проблема профессионального самоопределения стоит перед школьниками старших классов, которые думают над дальнейшим

поступлением. И это потому, что проблема выбора рода деятельности в будущем у них особенно обострена. Одной из важнейших проблем, по словам А.Е. Голомштока, является проблема воспитания у старшеклассников стремления к активизации процессов по самоопределению[2]. И поэтому необходимой задачей является формирования профессиональной направленности. Ведь выбор рода деятельности показывает, созрел человек социально и нравственно, или нет.

При выборе профессии, школьник чаще всего ориентируется на три ряда факторов. Первый из них - свои взгляды, вкусы, интересы, удовлетворение духовных потребностей, оценка профессии в обществе, то, в чем заключается смысл этой работы. Второй - понимание и осознание своего места в обществе, в мире. Третий - индивидуальные способности, особенности и знания [3].

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на выбор профессии И именно поэтому существует целый ряд исследований в сфере профессионального самоопределения, посвященных причинам выбора профессии. Л.И. Божович говорила о том, что потребность в профессиональном определении у учеников старших классов, занимает центральное место в социальной ситуации развития. Для того, чтобы помогать ребятам определяться с выбором профессии, необходимо проводить в школах беседы, тесты, работу с психологом.

Бывают и случаи раннего самоопределения, если у человека есть выраженные способности. Чаще всего это относится к творческому руслу. Например, Моцарт мог уже с ранних лет выступать и сочинять музыку. У физика Ландау математический дар проявился уже в 4 года, больше всего он любил упражнения с цифрами, а не обычные игрушки. И таких примеров очень и очень много. Ведь интерес, способности и упорство помогало им проходить через неудачи и совершенствоваться.

Но это не значит, что только раннее самоопределение приводит к успехам, существует не меньше примеров позднего самоопределения, сюда относится и Дмитрий Иванович Менделеев, и Вадим Вадимович Усланов.

Можно сделать вывод, что в каком бы возрасте не происходило самоопределение, это длительный процесс. Ведь известны и случаи, когда люди учились на последнем курсе университета, отчислялись и поступали на совершенно другое направление, ставшее для них более интересны[1].

Готовность к самоопределению в психологии рассматривает как психическое состояние. Эта готовность формируется под воздействием внешних и внутренних факторов, осознанности восприятия информации, готовность к действиям.

Принято выделять три типа установки:

- первый из них - смысловой, при котором происходит анализ мотивов деятельности;

- второй - целевой, предполагает устойчивость человека к завершению действий;

- третий - операциональный, куда относится способы осуществления действий.

Психологическая готовность к самоопределению имеет определенную структуру. Она включает в себя следующие компоненты:

- мотивационный;

- познавательный;

- эмоциональный;

- волевой.

Весь процесс выбора человеком профессии вносит определенный вклад в выбор им профессии. И именно поэтому этот процесс и данная проблема интересна для изучения, проведения экспериментов.

Использованные источники:

1. Личностное самоопределение как психическая проблема [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azps.ru/articles/pers/pers12.html. Дата обращения: 13.01.2019;

2. Психология старшеклассника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://childpsy.ru/lib/books/id/8244.php. Дата обращения: 12.01.2019;

3. Психология профессионального самоопределения личности мастерства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p 1 1 %81 «Ж 1 %82,Ж0%В0,Ш 1 %82«Ж 1 %8С0/с^0%В8/644082/. Дата обращения: 12.01.2019;

4. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.учеб.заведений — М.: Академия, 2000. Дата обращения 12.01.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.