Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ'

ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
262
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВМАТИЗМ / РАБОТА / ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ / УРОК / УЧАЩИЕСЯ / УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Заочинский Михаил Сергеевич

В статье рассмотрены основные причины детского травматизма, указаны благодаря чему они получают травмы, роль учителя на уроках технологии при получении и предотвращении травм учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES OF CHILD INJURIES IN TECHNOLOGY LESSONS

The article discusses the main causes of childhood injuries, indicates why they get injured, the role of a teacher in technology lessons in obtaining and preventing injuries to students.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

Причины детского травматизма на уроках технологии Causes of child injuries in technology lessons

Заочинский Михаил Сергеевич,

студент 2 курса магистратуры САФУ имени Ломоносова РФ, г. Архангельск e-mail: zaochinsky2011 @yandex. ru

Zaochinsky Mikhail Sergeevich,

2nd year graduate student NArFU named after Lomonosov Russia, Arkhangelsk e-mail: zaochinsky2011 @yandex. ru

Аннотация.

В статье рассмотрены основные причины детского травматизма, указаны благодаря чему они получают травмы, роль учителя на уроках технологии при получении и предотвращении травм учащихся.

Annotation.

The article discusses the main causes of childhood injuries, indicates why they get injured, the role of a teacher in technology lessons in obtaining and preventing injuries to students.

Ключевые слова: травматизм, работа, техника безопасности, урок, учащиеся, учитель.

Key words: injuries, work, safety, lesson, students, teacher.

Одной из важных задач школы, которая регламентирована ФГОС является развитие у учащихся на уроках технологии общетрудовых навыков, которые необходимы для осуществления трудовой деятельности, знакомства с рабочими профессиям, который может повлиять на будущий выбор учащихся своей профессии.

Деятельность учащихся на уроках технологии строго регламентируется определенными правилами, инструкция по охране труда и техниками безопасности, выходить за рамки которых чревато себе же. Несмотря на это, уроки технологии отличаются повышенной потенциальной опасностью и всевозможным риском для здоровья и жизни учащихся. На практической части уроки учащиеся нередко получают травмы.

Травма - это повреждение (нарушение) анатомической целостности тканей организма человека либо нарушение их нормальных функций, вызванное внезапным воздействием какого-либо внешнего фактора (среды).

Полученные на уроках технологии травмы, как правило, бывают не опасными для жизни учащихся. Однако они противоречат здоровьесберегающим принципам российского законодательства и могут вывести из строя учащихся на длительный временной промежуток.

В классификации всех детских травм по месту их получения в 2014 году школьный травматизм занимает третью строчку и ему отводится 7%, уступает он лишь бытовому (50,2%) и уличному (32,1%). По статистике, чаще подвержены травмам мальчики - 58% от общего числа школьных травм.

Самые распространенные травмы - поверхностные, то есть ушибы, ожоги и т.д. В 2014 году в медучреждения обратилось почти 1,27 млн детей, на этот вид травм приходится около 40% от всех обращений. Второе место получили открытые раны, травмы кровеносных сосудов - 15,7%, третье место вывихи и растяжения - 14,5%.

Если взять статистику за 2020 календарный год, то результаты будут следующие: 15% всех травм приходится на школу, 60% из которых приходится на перемены, 27% на уроки физкультуры, 12% на уроки технологии и 1% во время других учебных занятий.

Если учитывать половой признак, то мальчики получают травмы в 60% случаях, девочки в 40%. В стенах школы дети чаще всего получают:

- поверхностные травмы (47%);

- растяжение связок и вывихи суставов (19%);

- переломы конечностей (15%);

- открытые раны и порезы (7%);

- другие виды (4%).

Травмы, которые могут получить учащиеся на уроках технологии, можно разделить на следующие виды:

- проколы;

- порезы;

- ушибы;

- ожоги;

- переломы;

- удары электрическим током.

Ниже представлена схема, на которой указаны основные виды травм, которые может получить ребенок на уроках технологии.

Рисунок 1. Основные виды травм учащихся на уроках технологии

Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности,

включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно - технические, санитарно -гигиенические, лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Соблюдение требований охраны труда, которые закреплены в различных инструктажах, документах, инструкциях позволит повысить безопасность учащихся, сотрудников, студентов в ВУЗах и учеников в школах, а также снизить травматизм, которому подвержены все без исключения.

Травмы на уроках технологии занимают около 7% от количества всех травм, которым подвержены школьники. То есть, почти каждая десятая травма приходится на кабинет технологии, что является довольно -таки частым случаем.

Вопросы детского травматизма и безопасности детей в школе и на уроках технологии, в частности, изучали такие ученые как А.В. Жеребцов, С. В. Белова, В. М. Маслова А.Г. Бердник и многие другие.

Начиная с 5 класса учащихся приучают соблюдать элементарные правила безопасности в столярной мастерской:

1. Приступать к работе можно только после прослушанного инструктажа.

2. Не заходить в мастерскую без разрешения учителя.

3. Соблюдать правила дисциплины на протяжении всего урока.

4. Использовать средства защиты дыхания и другие индивидуальные средства защиты.

5. Выполнять только те виды работы, которая предусмотрена заданием учителя.

6. Не покидать и не менять рабочее место без разрешения учителя.

7. Не отвлекать других учащихся во время урока.

Постоянное повторение данных правил обязательно должно дать результат, и учащиеся будут меньше травмироваться на уроках технологии, ведь в большинстве случаев, все зависит от них.

Кабинет технологии является наиболее опасным среди остальных, ведь там расположено много инструментов, станков и прочего, что создаёт потенциально опасную обстановку в кабинете, там очень много факторов риска и вредных факторов. Неаккуратное обращение со станками или тем же инструментом может моментально привести к различным травмам, например, колотая, резаная, перелом, вывих и т. п.

В наши дни, во время компьютерных технологий, человек все меньше и меньше использует ручной труд, предпочтение отдаётся машинному. Машина, практически, не допускает ошибок, а если и допустит, то можно её починить в случае поломки, а человек в случае сбоя, своей неаккуратности, окружающих факторов может лишиться конечности или даже жизни. Учитывая все вышесказанное, можно утверждать, что тема на данный момент действительно актуальна люди должны уделять этой проблеме больше внимания, так как от их действий в той или иной ситуации, а также концентрации на работе и способности предусмотреть различного рода ошибки зависит риск получение травм, который нужно сводить к минимуму.

Как уже ранее отмечалось - одной из важнейших задач учреждений сферы образования является сохранение жизни и здоровья обучающихся. В связи с этим в законодательстве РФ, а именно, в Ст.217 ТК РФ закреплено, что работодатели обязаны иметь хотя бы одного специалиста, который будет заниматься охраной труда. Это требование распространяется и на учебные заведения. Заведовать охраной труда может как директор учреждения, так и учитель, который прошёл обучение по охране труда и имеет доступ обучать сотрудников и учащихся.

К сожалению, во время урока, никто не застрахован и любой может получить травму, ниже мы выделим основные причины детского травматизма на уроках технологии:

- нарушения организационных требований к проведению урока;

- нарушения при размещении верстаков, инструментов, станков и т.д.;

- проведение занятий при отсутствии в кабинете учителя;

- ошибки в проведении занятие, отсутствие учета эмоционального и психофизиологического состояния учащихся;

- пренебрежительное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих;

- недостаточное материально-техническое оснащение кабинета;

- плохое состояние или отсутствие средств индивидуальной защиты;

- микроклимат повешения (плохая вентиляция, запыленность, несоответствие температурного режима);

- низкий уровень воспитательной работы с нарушителями дисциплины;

- низкая квалификация учителя трудового обучения.

Если сгруппировать данные причины, можно выделить 3 группы причин детского травматизма на уроках технологии:

1 группа: поведение самого ребёнка, получившего травму. В этой группе выделяют следующие подгруппы:

- недостаточное сенсомоторное развитие ребенка;

- отсутствие или недостаточное знание об опасности и возможных последствиях;

- пренебрежение опасностью из-за более сильного мотива

- психофизиологическое состояние.

2 группа: действия окружающих сверстников. Травмы при невнимательности детей (отвлекают друг, друга, толкают, пинают, оставляют в проходах кабинета сумки, рюкзаки или ранцы, которые мешают безопасному передвижению в кабинете) Результаты исследования показали, что чаще всего дети травмируют своих сверстников во время игры - 19,7% от числа нанесённых сверстниками травм, поскольку дети могут продолжить свою игру на уроке, которая начиналась на перемене. Непреднамеренно 29,6% вне игры, как правило, не заметив сверстника.

3 группа: связана с действием или бездействием взрослых. Сюда относится недостаточный контроль со стороны взрослых либо демонстрация видов работ собственноручно и с нарушениями правил техники безопасности.

Можно сделать вывод о том, что причины травм и несчастных случаев - это нарушения правил, которые обязательны для соблюдения при проведении уроков технологии.

Необходимо также отметить, что в последние годы сформирована нормативно-правовая база по обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся, но в структуре несчастных случаев никаких изменений не появилось. Они всё те же:

- слабая материальная база;

- неудовлетворительная организация работ;

- нарушение техники безопасности, правил и инструкций по охране труда;

- нарушение производственной и трудовой дисциплины;

- реже низкий профессиональный уровень учителя.

При возникновении несчастного случая все силы учителя должны быть направлены на оказание помощи пострадавшим и обеспечение безопасности других участников трудового процесса, так как, первую очередь, учитель несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время учебного процесса в кабинете технологии.

Риск возникновения травм у детей обусловлен:

- неумением распознать опасность;

- их недисциплинированностью;

- несформированными навыками поведения в определенных ситуациях;

- физической слабостью и психической неустойчивостью;

- определенными возрастными особенностями.

По мнению многих авторов, чьи работы были посвящены причинам детского травматизма в школе и, в частности, на уроках технологии, самая частая причина получения травмы - их недисциплинированность.

Чтобы уменьшить детский травматизм на уроках технологии, необходимо показывать наглядно, как работать с инструментами, доводить до учащихся информацию с техникой безопасности, регулярно наблюдать за ними и корректировать работу, чтобы избежать лишних травм, подсказывать, чтобы технологические процессы были правильными и ни в коем случае не нанесли вред жизни или здоровью учащихся. Личный пример учителя сыграет огромную роль в становлении подростков, они будут наблюдать за работой мастера, а уже потом сами выполнять свои работы, именно поэтому, прежде чем дать задание учащимся, их необходимо проконсультировать, разобрать все типичные ошибки по полочкам и лишний раз повторить технику безопасности.

Список используемой литературы:

1. Обеспечение безопасности при проведении учебных занятий, походов, экскурсий и туристских соревнований учащихся / Сост. А. А. Деминов, О. И. Изотова, М. В. Кацупий, С. Г. Каячкова, А. Я. Митяков, Г. К. Хабло.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2012. — 152 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С. В. Белова. — М.: Высш. шк., 2007. — 448 с. 3 Основы безопаносности: учеб. пособ./ авт.-сост. Т. П. Сальникова. — М.:ТЦ Сфера, 2005. — 128 с

3. Аспедников, М. Г. Травмы и несчастные случаи на уроках технологии / М. Г. Аспедников. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14828/.

4. Заочинский, М.С. Травмирующие факторы и виды травм обучающихся на уроках технологии - М.: Эксмо, 2020. - 38 с.

5. Травма: пункты: Сборник статей / сост. С. Ушакин, Е. Трубина, Москва: Новое литературное обозрение, 2009. Ушакин С. А. «Нам этой болью дышать?» — С. 10.

6. Петров С.В. и др. Охрана труда на производстве и в учебном процессе Издательство: НЦ ЭНАС ,

2006.

7. Тужилкин А.Ю. Особенности формирования учебно-материальной базы по технологии с учётом требований охраны труда и производственной санитарии. Нижний Новгород: НГПУ, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.