Научная статья на тему 'ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В РАМКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В РАМКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
237
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ / ШКОЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голубь Елена Юрьевна, Седымов Александ Викторивич

В статье представлена программа мероприятий, направленная на снижение последствий детского травматизма в образовательном учреждении среди школьников младших классов, а также разработаны инструктивно-методические материалы по организации профилактической работы с младшими школьниками, разработаны практические рекомендации, использование которых, позволит поднять санитарно-просветительскую работу по снижению школьного травматизма на более высокой уровень.The article presents a program of measures aimed at reducing the effects of child injuries in an educational institution among primary school children, as well as developed guidance and methodological materials for the organization of preventive work with primary school children, developed practical recommendations, the use of which will raise the health education work to reduce school injuries to a higher level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В РАМКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО

ТРАВМАТИЗМА СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В РАМКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Голубь Елена Юрьевна,

к.п.н, доцент, «Сибирский государственный университет физической

культуры и спорта» , г.Омск Седымов Александ Викторивич

ст.преподавателъ, «Сибирский государственный университет

физической культуры и спорта» , г.Омск

АННОТАЦИЯ

В статье представлена программа мероприятий, направленная на снижение последствий детского травматизма в образовательном учреждении среди школьников младших классов, а также разработаны инструктивно-методические материалы по организации профилактической работы с младшими школьниками, разработаны практические рекомендации, использование которых, позволит поднять санитарно-просветительскую работу по снижению школьного травматизма на более высокой уровень.

ABSTRACT

The article presents a program of measures aimed at reducing the effects of child injuries in an educational institution among primary school children, as well as developed guidance and methodological materials for the organization of preventive work with primary school children, developed practical recommendations, the use of which will raise the health education work to reduce school injuries to a higher level.

Ключевые слова: детский травматизм, школьный травматизм, профилактическая работа, программа мероприятий, младшие школьники.

Key words: child injuries, school injuries, preventive work, the program of actions, younger school students.

Анализ литературных данных показал, что в имеющихся работах по проблеме детского травматизма, в основном находит отражение дорожно-транспортный травматизм. Безусловно, данному аспекту необходимо уделять особое внимание, но, по мнению ряда исследователей [1, с. 45; 2, с.4] данный вид травм составляет в структуре травматизма всего 3-6%, а самыми распространенными среди детей и взрослых являются бытовые и уличные травмы (50%), школьные травмы занимают в структуре травм от 30% до 36% Актуальность проблемы исследования обостряет тот факт, что высокие

показатели распространенности детского травматизма сопровождаются отсутствием современных подходов к профилактике травм в образовательном учреждении.

В связи с вышеизложенным, проблема исследования определяется необходимостью разрешения противоречия между неуклонным ростом детского травматизма и высокими требованиями, предъявляемыми к безопасности учебно - воспитательного процесса с одной стороны и недостаточным уровнем разработанности и реализации программ мероприятий по предупреждению детского травматизма обучающихся с другой. В соответствии с указанной проблемой и целью выдвигается гипотеза исследования, строящаяся на предположении, что разработанная и апробированная нами программа мероприятий по профилактике школьного травматизма, включающая санитарно-просветительскую работу среди школьников и их родителей позволит выработать навыки безопасного поведения у школьников младших классов и снизить тенденции школьного травматизма в образовательных учреждениях города Омска.

В своем исследовании мы разработали программу по профилактике школьного травматизма для обучающихся младших классов. Создание программы профилактики травматизма и несчастных случаев среди обучающихся направлено на формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время учебной и внеурочной деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.

Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Задачи:

^ воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;

^ формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;

^ разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике травматизма;

Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.

Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм деятельности:

^ инструктирование по технике безопасности обучающихся; ^ организация и проведение классных часов, бесед;

^ проведение обучающих семинаров, организация встреч с работниками ГИБДД;

^ участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий;

^ просмотр видеофильмов по данной тематике;

^ проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях;

^ организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в быту;

^ создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей.

Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм деятельности: инструктирование по технике безопасности обучающихся; инструктирование по охране труда сотрудников; организация и проведение классных часов, бесед; проведение обучающих семинаров, организация встреч с работниками ГИБДД; участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий; проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях; организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в быту; создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей.

Деятельность администрации образовательной организации по созданию безопасных условий должна быть направлена на проведение:

^ ежедневного обхода с проверкой соответствия гигиенических и педагогических условий образовательной организации требованиям безопасности пребывания детей и взрослых;

^ систематических осмотров технического состояния здания с оформлением результатов в форме акта с перечислением выявленных недостатков, указанием сроков их устранения и записью ответственных лиц. Исполнение решений должно находиться под постоянным контролем руководителя образовательной организации.

Таблица 1

Программа мероприятий по предупреждению травматизма школьников младших классов

Наименование мероприятия Характер травмы Причины травматизма Ответственные за проведение мероприятия

Школьный травматизм

Работа, проводимая с учителями (классными руководителями, социальными педагогами), администрации (зам директора по ВР, инженером по ОТ и ТВ)

1. Ознакомление с нормами нормативно-правовых актов, регламентирующих безопасность при проведении школьных мероприятий. Падения. Ушибы различной локализации. Растяжения связок (повреждения связочного аппарата). переломы (нижних и верхних конечностей). Ранения мягких тканей. Потертости мягких тканей. Черепно-мозго-вые травмы. Не достаточный (либо полное отсутствие) контроль за требованиями безопасности, предъявляемыми к переменам, занятиям в зале, на уроках повышенной безопасности. Частичный (не систематический) контроль, либо полное его отсутствие за состоянием мебели, оснащенностью в спортивных залах, классах информатики. Несоблюдение санитарно-гигиенических норм в спортивном зале. Несоблюдение технических норм за состоянием инвентаря. Отсутствие учета (либо не систематический учет) неблагоприятных (метеорологических) условий при организации занятий на открытом воздухе. Отсутствие периодических медицинских осмотров учащихся. Инженер по ТБ и ОТ, зам. директора по ВР

2. Производственное совещание «Требования по организации детей в группах продленного дня» Инженер по ТБ и ОТ, зам. директора по ВР

4. Организация как медицинского, так и педагогического контроля над интенсивностью (качеством) физических нагрузок, требованиям безопасности на уроках с возможной травмо-опасностью. Директор, инженер по ТБ и ОТ, медицинский работник

6. Разработка методических рекомендаций и ознакомление с ними всего персонала ОУ по алгоритму действий при: «Обнаружении взрывного устройства»; ^ «При пожаре»; ^ «При захвате заложников»; ^ «При применении огнестрельного оружия» Инженер по ТБ и ОТ, преподаватель ОБЖ

7. Проведение периодического инструктажа с учителями физической культуры, химии, физики, информатики по безопасной организации занятий и соблюдению всем мер, направленных на предупреждение школьного травматизма. Инженер по ТБ и ОТ

8. Контроль за состоянием спортивного оборудования в спортивных залах, на школьных площадках. Директор, инженер по ТБ и ОТ

Мероприятия, проводимые с обучающимися

10. Классные часы на темы: ^ «Поведение во время школьных обедов»; «Поведение на перемене. Неудачные игры»; «Поведение на экскурсиях». Растяжения связок (повреждения связочного аппарата). переломы (нижних и верхних конечностей). Не соблюдение обучающимися правил безопасного поведения в классах, кабинетах рекреации, спортивных залах, лестничных проемах, столовых, площадок перед школой, мероприятиях. Классные руководители.

11. Организация игр на переменах со школьниками. Классные руководители.

12. Проведение предварительного инструктажа перед началом занятий по физической культуре. Классные руководители.

14. Отработка приемов безопасного поведения при «Обнаружении взрывного устройства»; ^ «При пожаре»; ^ «При захвате заложников»; «При применении огнестрельного оружия» Классные руководители

Мероп )пятия, проводимые с родителями

Проведение родительских собраний на темы: «Несоблюдение техники безопасности вашими детьми»; «Дисциплина на уроках физической культуры»; «Дисциплина при выездных экскурсиях» Потертости мягких тканей. Черепно-мозго-вые травмы. Недостаточный контроль со стороны родителей (законных представителей) за соблюдением правил безопасного поведения в классах, кабинетах рекреации, спортивных залах, лестничных проемах, столовых, площадок перед школой. Классные руководители

Дорожно-транспортный травматизм

Работа, проводимая с учителями

1. Производственное совещание «Статистический анализ дорожно-транспортного травматизма среди детей младшего школьного возраста» с приглашением инспектора ДПС Ответственный за профилактику в школе детского ДТТ, либо при отсутствии этой должности - зам. директора по ВР

2. Ознакомление с нормами Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил организованной перевозки детей (группы) автобусами» от 17.12.2013 №1177 Ушибы, переломы (нижних и верхних конечностей). Травмы черепа. Нарушение правил дорожного движения, езда на велосипедах, скутерах Ответственный за воспитательную работу

4. Методические рекомендации по оформлению информационных стендов, в фойе, в коридорах по ПДД Инженер по ОТ и ТБ

5. Плановый инструктаж по организации выезд-ных мероприятий (экскурсий, соревнований) подготовка и раздача памяток. Инженер по ОТ и ТБ

6. Обновление журналов инструктажей по охране жизни и здоровья обучающихся Инженер по ОТ и ТБ, классные руководители

7. Проведение обучающих семинаров с классными руководителями о методах формах внеклассной работы по профилактике ДТТ с примерным перечнем тем Ответственный за профилактику в школе детского ДТТ, зам. директора по ВР

Мероприятия, проводимые с обучающимися

6. Разработка маршрутного листа безопасного проезда или прохода до школы Падения. Ранения мягких тканей. Ушибы, переломы (нижних и верхних конечностей). Нарушение правил дорожного движения, езда на велосипедах, скутерах Классные руководители, законные представители

7. Участи детей 1-4 классов в соревнованиях «Безопасное колесо» Департамент образования, инспектора ДПС, зам. директора по ВР, классные руководители

8. Участие в конкурсе рисунков среди младших школьников «Безопасная улица» Зам. директора по ВР, классные руководители

9. Встречи с инспектором ДПС Зам. директора по ВР, классные руководители

10. Инструктаж в рамках акции «Внимание каникулы!» на тему «Ты и дорога» Классные руководители

11. Викторина по «Правилам дорожного движения» Ответственный за профилактику в школе детского ДТТ.

12. Отработка практических навыков безопасного перехода проезжей части Классные руководители

Мероприятия, проводимые с родителями

13. Родительское собрание на тему «Родители! Вы пример своему ребенку» Потертости мягких тканей. Ушибы, переломы (нижних и верхних конечностей). Нарушение правил дорожного движения, езда на велосипедах, скутерах Классные руководители, законные представители

14. Встреча родителей с сотрудником ДПС Классные руководители

Планировать работу следует отдельно для учащихся младших, средних и старших классов. Вопросы по профилактике травматизма должны найти отражение в планах воспитательной работы учителей и классных руководителей. Учителям физкультуры необходимо включать элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал.

При осуществлении профилактической работы по снижению травматизма у детей младшего школьного возраста необходимо соблюдать следующие принципы:

^ объективно оценивать уровень работы по профилактике травматизма, особенно в момент планирования мероприятий;

^ выделять цели и задачи на определённый период профилактической работы, соотнося их с возрастными особенностями детей;

^ четко представлять результаты работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

^ подбирать оптимальные пути, средства и методы, планируемый результат.

Ожидаемый результат реализации программы. Реализация программы мероприятий позволит повысить безопасность образовательного учреждения, сохранить жизнь и здоровье всех участников образовательного процесса, обеспечит организацию и осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда.

Список литературы

1.Немсадзе В.П. О методических основах профилактики детского травматизма / В.П. Немсадзе // Школа здоровья. - 1997, № 2. - С.45-49

2. Спиридонов А. В. Медико-социальная профилактика детского травматизма в крупном городе с учетом типа семьи: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. - Казань, 2007. - 245с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.