Научная статья на тему 'Методические основы профилактики школьного травматизма'

Методические основы профилактики школьного травматизма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1478
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВМАТИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ / INJURIES / PREVENTION / EDUCATIONAL INSTITUTION / EFFECTIVE METHODS / ACCIDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Король В.В., Пашкова В.А., Копылов С.А.

Травматизм является серьёзной проблемой современного общества. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности как, личного самосохранения здоровья, во всех ее значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей. Безопасность трудовых и учебных процессов в образовательных учреждениях остаётся одной из актуальных проблем. Случаи травматизма можно избежать путём принятия мер профилактики или борьбы с ним. Причины травматизма многогранны и носят взаимосвязанный характер, что требует широкомасштабных стратегических решений. Установлено, что целесообразная регулярная профилактика травматизма с применением различных методов, способствует снижению травматизма у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS FOR THE PREVENTION OF SCHOOL INJURIES

Injuries are a serious problem in modern society. The humanistic nature of this problem is expressed in the education of a responsible attitude to their own safe life as a personal self-preservation of health, in all its meanings, and respect for the health of others. Safety of labor and educational processes in educational institutions remains one of the urgent problems. Injuries can be avoided through prevention or control measures. The causes of injuries are multifaceted and interrelated, requiring large-scale strategic decisions. It is established that the appropriate regular prevention of injuries with the use of various methods, helps to reduce injuries in schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Методические основы профилактики школьного травматизма»

УДК 373.5:614.8-053.5 КОРОЛЬ В.В.

кандидат биологических наук, доцент, кафедра «Безопасности жизнедеятельности в техносфере и защиты человека в чрезвычайных ситуациях», Орловский государственный университет имени И.С Тургенева E-mail: vvking@ya.ru ПАШКОВА В. А.

кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Безопасности жизнедеятельности в техносфере и защиты человека в чрезвычайных ситуациях», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: ogu-fk@yandex.ru КОПЫЛОВ С. А.

кандидат технических наук, доцент, кафедра «Безопасности жизнедеятельности в техносфере и защиты человека в чрезвычайных ситуациях», Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: sa.kopulov@mail.ru

UDC 373.5:614.8-053.5 KOROL V.V.

Candidate of biological Sciences, associate Professor, Department of "life Safety in the technosphere and human protection in emergency situations", Orel State University

E-mail: vvking@ya.ru PASHKOVA V.A.

Candidate of biological Sciences, associate Professor, Department of "life Safety in the technosphere and human protection in emergency situations", Orel State University

E-mail: ogu-fk@yandex.ru KOPYLOV S.A.

Candidate of technical Sciences, associate Professor, Department of "safety of the life-seeker-news in the technosphere and human protection in emergency situations",

Orel State University E-mail: sa.kopulov@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА METHODOLOGICAL BASIS FOR THE PREVENTION OF SCHOOL INJURIES

Травматизм является серьёзной проблемой современного общества. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности как, личного самосохранения здоровья, во всех ее значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей. Безопасность трудовых и учебных процессов в образовательных учреждениях остаётся одной из актуальных проблем. Случаи травматизма можно избежать путём принятия мер профилактики или борьбы с ним. Причины травматизма многогранны и носят взаимосвязанный характер, что требует широкомасштабных стратегических решений. Установлено, что целесообразная регулярная профилактика травматизма с применением различных методов, способствует снижению травматизма у школьников.

Ключевые слова: травматизм, профилактика, образовательное учреждение, эффективные методы, несчастные случаи.

Injuries are a serious problem in modern society. The humanistic nature of this problem is expressed in the education of a responsible attitude to their own safe life as a personal self-preservation of health, in all its meanings, and respect for the health of others. Safety of labor and educational processes in educational institutions remains one of the urgent problems. Injuries can be avoided through prevention or control measures. The causes of injuries are multifaceted and interrelated, requiring large-scale strategic decisions. It is established that the appropriate regular prevention of injuries with the use of various methods, helps to reduce injuries in schoolchildren.

Keywords: injuries, prevention, educational institution, effective methods, accidents.

Обратим внимание на одну известную, но острую и актуальную во все времена, проблему, не редко недооценённую - школьный травматизм. Прослеживается тенденция, что в тех образовательных заведениях, в которых серьёзно и профессионально относятся к данной проблеме, своевременно организовывают профилактику, количество опасных инцидентов значительно уменьшается [2, 8].

Воспитание и формирование ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности заключается в повышении уровня гигиенической и общей культуры, что и выражается как в личном самосохранении

здоровья во всех его ипостасях, так и бережном отношении к состоянию здоровья других людей. Это и определяет гуманистический характер данной проблемы [3].

Для качественного, оптимального предупреждения несчастных случаев и травм среди детей необходимо подходить комплексно, то есть создать систему профилактических мероприятий, учитывая и возрастные особенности, и среду обитания - социум [3].

Как показывают статистические данные, травматизм распределяется крайне неравномерно среди детей разных возрастов и в большей мере ему подвержены дети младше-

© Король В.В., Пашкова В. А., Копылов С.А. © Korol V.V., Pashkova V.A., Kopylov S.A.

го школьного возраста [4].

Базовые знания о самосохранении должны быть заложены образовательными учреждениями, при этом необходимо сочетать создание среды, безопасной для детей, в которой налажен строгий контроль со стороны взрослых и в тоже время, формировать самостоятельность, ответственность у подрастающего поколения за сохранение собственной жизни и окружающей среды. Без такого подхода, безусловно, невозможно воспитать личность с высоким уровнем культуры безопасности, умеющую ориентироваться в мире и сохраняющую определённый уровень собственных взглядов [8].

Практически всегда причина совершения опасных поступков у школьников кроется в заниженном мнении о подлинном уровне допустимого риска в самых разноплановых жизненных ситуациях, поэтому переориентация личностных качеств крайне необходима и довольно легко осуществима в начальных классах.

Следует отметить, что используемые позиции в организации профилактики школьного травматизма представляют собой, как правило, довольно абстрактное явление, базирующееся на достаточно обтекаемых рекомендациях и утверждениях, что приводит к достаточно низкому уровню собственно первичной профилактики - что наглядно подтверждается высокой вероятностью получения травм у детей.

Уровень детской смертности, связанной с травмами, в России достаточно высокий, по сравнению с показателями в Европе. Отмечается, что в 2017 году, в целом картина лучше, чем в предыдущем году (на 5% ниже), однако всё равно речь идёт о сотнях погибших и тысячах несчастных случаев с тяжёлыми последствиями [14].

Однако Всемирная организация здравоохранения считает, что 5 из 6 несчастных случаев с летальным исходом было бы возможно избежать [9].

Школьные, бытовые и уличные происшествия, занимающие в структуре травм от 80% до 86%, числятся самыми распространёнными среди детей [13].

Доля детского населения среди пострадавших превышает 40% в крупных городах, что приводит к возникновению наиболее трагичной ситуации с травматизмом. Тяжесть травм среди городского детского населения также неуклонно растёт [1].

Является заблуждением и тот факт, что лечение повреждений у детей завершается благополучно: последствия ряда травм (повреждения глаз, рваные раны, широкий спектр отравлений и т. д.) почти в четверти случаев приводят к продолжительному нарушению качества жизни школьников и даже их инвалидности. [4,10].

Актуальность данной темы исследования - необходимость признания факта: отсутствия действенных подходов к профилактике травм несмотря на сохранение показателей распространённости детского травматизма в зоне неприемлемого риска.

Деятельность образовательного учреждения обязана сочетать в себе результативные инновационные подходы профилактики происшествий, связанных с травмоопасны-миситуациями обучающихся с непрерывным повышением общей культуры безопасности молодёжи. При этом по своему замыслу вся организация данного сложного процесса по характеру, целевому назначению и функционированию

должна быть эффективной, то есть приводить к значимым результатам [7].

Цель данной работы - исследование форм и методов профилактики детского травматизма в образовательном учреждении с целью разработки основных подходов к созданию программ по профилактике травматизма в общеобразовательных школах г. Орла.

Практическая значимость работы заключается в том, что сформированные на основе исходных данных работы и выводов дают возможность обосновать значимость организации службы охраны труда в образовательном учреждении как базового метода обеспечения безопасности учебного процесса и предупреждения детского травматизма в школе.

Исследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №50 г. Орла.

В данной работе была выдвинута гипотеза с предположением, что снизить тенденцию школьного травматизма возможно, развивая систему контроля травматизма в образовательных учреждениях, разрабатывая методы предупреждения травматизма, качественно организуя санитарно-просветительскую работу среди школьников и их родителей, тем самым вырабатывая навыки безопасности у школьников.

Главнейшая задача данной структуры - минимизирование несчастных случаев. Известно, что в школе, в силу особенностей интеллектуального, психологического, культурного воспитания детей, нередко имеют место травмы. Чаще всего это происходит во время перемен, на лестничных клетках, в столовой, в компьютерных классах, спортивных залах, а также в специализированных кабинетах.

Безусловно, в этом может помочь чётко выстроенная вертикаль всей школьной организации по сохранению жизни и здоровья детей, то есть строжайшее распределение обязанностей между администрацией и педагогическим коллективом, службой охраны и попечительским советом [1, 8].

Взаимоотношения школы, родителей и ребёнка - одна из самых традиционных общественно-культурных проблем [13].

В соответствии с действующим законодательством, основной обязанностью образовательных учреждений является сохранение жизни и здоровья детей. К сожалению, в образовательных учреждениях в силу скудного финансирования редко вводится в штатное расписание должность специалиста по охране труда работников, естественно, имеющего хорошие профессиональные навыки по сохранению здоровья и жизни детей [7, 8].

Следует учитывать, что школа и внешкольные мероприятия в силу эмоционально-психологического состояния детей, а также их чрезвычайной активности (подвижности) и недостатка жизненного опыта, всегда являются объективными факторами риска, которые невозможно устранить по объективным причинам, следовательно, сохранение здоровья и жизни детей является значимой проблемой, за которую отвечает весь без исключения педагогический коллектив во главе с директором, и помогает в этом деле попечительский совет, так как родители всегда заинтересованы в благополучии и здоровье своих детей [2,6].

Функции директора школы многогранны: формиро-

вание условий осуществления образовательного процесса в рамках неукоснительного соблюдения действующего законодательства, обеспечение материальной базы, улучшения условий учащихся и педагогического коллектива, контроль за исполнением заместителями директора работы по охране жизни и здоровья школьников, поисксредств финансирования для проведения практических мероприятий, на которых закрепляются теоретические знания по сохранению здоровья и жизни учеников, уведомлениео тяжёлом несчастном случае со смертельным исходом непосредственно вышестоящего руководителя органа управления образованием, родителей пострадавшего, принятие всех возможных мер к устранению причин, вызвавших несчастный случай, и обеспечение необходимых условий для проведения объективного расследования согласно действующим положениям [11,12].

В настоящий момент во многих школах активную позицию в реализации данной проблемы принимает попечительский совет, способный привлечь внебюджетные средства для улучшения материально-технической базы учреждения, что, естественно, будет способствовать решению сохранения здоровья и жизни обучающихся.

Вначале работы по эксперименту проводилось первичное анкетирование как распространённый методический приём по выявлению индивидуальных способностей интереса к проблеме и подготовке к владению навыками к действиям в экстремальной ситуации. По его результатам был зафиксирован недостаточный уровень знаний у подавляющего числа учащихся обоих классов по данной проблеме.

На следующем этапе нами в одном из классов проводилось обучение ребят правилам поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций и подготовка их к контрольному тестированию, а в другом классе занятия по дополнительной программе не проводились.

Данный эксперимент, следовательно, заключался в доказательстве того, что знания и умения ученика, прошедшего дополнительный инструктаж по основам безопасности жизнедеятельности во время учёбы, труда и массовых мероприятий в школе и вне её выше, чем у тех, кто в инструктаже не участвовал и соответствующих знаний, навыков, разумеется, не приобрёл.

Для этого применялись разнообразные методические приёмы.

Большой интерес у учащихся вызывает такой приём как имитация различных проблемных ситуаций и соответствующих рациональных действий и игровое моделирование в рамках складывающихся негативных ситуаций. Именно в ситуации, близкой к реальной, в полной мере раскрываются способности ученика, физическая подготов-

ка, быстрота и правильность его мышления - личностные качества конкретного человека. Эффективность данного метода заключается и в том, что дети, обладая богатым воображением и склонностью по своему возрастному психоэмоциональному уровню развития к неординарным поступкам, нередко ведущим к печальным последствиям, имеют возможность в ролевых играх, имитировать проблемные ситуации, что способствует качественному обучению навыкам безопасного поведения, обеспечению личной и общественной безопасности.

Значимым этапом для проверки прочности знаний по данной проблеме имеет закрепление теоретических знаний на практике по программе «Юный спасатель» в условиях, приближённых к естественным. Данная программа уже более 10 лет успешно реализуется на нашей кафедре. При выявлении уровня знаний по степени культуры безопасности и тактике поведения в непредсказуемых ситуациях, способствующей сохранения полноценной жизни и здоровья обучающихся, использовали различные методы и средства на занятиях в классах, во внеурочное время по программе «Юный спасатель».

По окончании курса обучения и практическом закреплении в рамках программы «Юный спасатель» было подготовлено контрольное тестирование, содержащее разноплановые вопросы, связанные с воздействием на школьников различных негативных факторов среды обитания, а именно: воздействие токсичных веществ, отравление в быту, профилактика травм на переменах, в столовой, спортивных залах, специализированных кабинетах и при общественно полезном труде.

Проанализировав данные анкетирования по двум классам, принимавших участие в исследовании, убедились в том, что группа, в которой проводилась предварительная подготовка по отработке умений и навыков действий в чрезвычайных ситуациях, в итоговом тестировании показала очень высокий результат (98% правильных ответов), в отличие от группы неподготовленных учеников (54% правильных ответов).

Наши исследования убеждают в том, чтобы привлечь учащихся к данному эксперименту и к дополнительному обучению, необходимо использовать различные инновационные методические приёмы, вызывающие интерес у учащихся: применение компьютерного моделирования, ролевые игры, имитация опасных ситуаций, просмотр проблемных видеороликов с последующим обсуждением, беседы с представителями МЧС, а также закрепление теоретических знаний по программе «Юный спасатель», - всё это позволяет ученикам приобрести прочные звания, что и приводит к высокому уровню подготовки.

Библиографический список

1. Айрапетян A.C. Травматизм у детей школьного возраста в условиях крупногогорода (комплексное социально-гигиеническое исследование) / A.C. Айрапетян: авторф. дис. канд. мед.наук. М., 1991. 24 с.

2. Горлов А.А., ВишневецкаяЕ.К. Система профилактики травм у детей: психологические аспекты // "Педиатрия" 1991. №1. С.69-70.

3. ГрибМ.Н. Актуальность детского травматизма в современных условиях развития страны /М.Н.Гриб, И.А.Камаев// Научный вестник ХМ ГМИ. 2008. №1. 2-С.26-28.

4. КорниловН.В., Грязнухин Э.Г., Осташко В.И., Редько К. Г. Травматология. Краткое руководство для практических врачей. СПБ.: «Гиппократ», 1999г. 240 стр.

5. Конвенция N 155 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (принята в г Женеве 22.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ).

6. Рупленение Ф.В. Детский травматизм в возрастном аспекте, его профилактика и роль общественности в борьбе с ним: Автореф. дис. к. м. н. Рига, 1998. 420 с.

7. Салахов Э.Р. Особенности травматизма и смертности от внешних причин в России /Э.Р.Салахов, Е.П.Какорина//Современные

проблемы развития регионального здравоохранения. Казань. 2003. С.89-90.

8. Спиридонов A.B. Детский травматизм - приоритетная медико-социальная проблема / A.B. Спиридонов // Современные вопросы общественного здоровья и здравоохранения: труды АГМА, Астрахань. 2003. Т.27. С.158-159.

9. Что может быть сделано для предотвращения травм среди детей и лиц старшего возраста? /Сеть фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ Октябрь 2004 r.

10. Шумада И.В., Векслер М.М. Детский травматизм и экспертная оценка объема медицинской помощи // Врачебное дело. 1987. №5. С.123-124.

11. ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" (введён в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст);

12. Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учёта несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

13. https://consult-cct.ru/itogi/9627.html (дата обращения: 05.06.2018)

14. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/working_conditions/ (дата обращения: 20.06.2018)

References

1. HayrapetyanA. C. Injuries in children of school age in the conditions of large-gogoroth (complex socio-hygienic study) / A. C. I. rapatan: Avtoref. dis. kand. honey.sciences'. M., 1991. 24 p.

2. GorlovA. A., VishnevetskayaE. K. prevention of injuries in children: psychological aspects "Pediatrics" 1991. No. 1. P. 69-70.

3. The Fungus M. N. The relevance of child injuries in modern conditions of development of the country /M. N. Mushroom, Kamaev I. A.// Scientific Herald HM HMI-2008.-№1-2-p. 26-28.

4. KornilovN. In. Gryaznukhin E. G., Ostashko V. I., Red'ko K. G. Traumatology.A quick guide for practitioners. SPb.: Hippocrates, 1999. 240 p.

5. Convention No. 155 of the International labour organization" on safety and health at work and working environment " (adopted in Geneva on 22.06.1981 at the 67th session of the ILO General conference).

6. ReplenineF. V. childhood injuries in the age aspect, its prevention and the role of the public in dealing with it: author. dis. PhD Riga, 1998. 420 p.

7. Salakhov E. R. features of injuries and mortality from external causes in Russia /E. R. Salakhov, E. p. Kakorina//Modern problems of development of regional health care. Kazan. 2003. Pp. 89-90.

8. SpiridonovA. B. Children's injuries-a priority medical and social problem / A. B. Spiridonov / / Modern issues of public health and health: the works of AGMA, Astrakhan. 2003. Vol. 27. Pp. 158-159.

9. What can be done to prevent injuries among children and older persons? / Who regional office for Europe's evidence network on health (sfdh) October 2004.

10. SumadaI.V., Wexler, M.M. childhood injuries and expert evaluation of the volume of sediment of medical care // Medical business. 1987. No. 5. Pp. 123-124.

11. GOST 12.0.230-2007. Interstate standard.System of occupational safety standards.Occupational health and safety management systems. General requirements" (put into effect by the order of Rostekhregulirovaniye of 10.07.2007 N 169-St);

12. The resolution of the Ministry of labor of Russia of 24.10.2002 N 73 "about the statement of forms of the documents necessary for investigation and the account of accident cases on production, and regulations on features of investigation of numerous cases on production in separate branches and the organizations".

13. https://consult-cct.ru/itogi/9627.html (date accessed: 05.06.2018)

14. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/working_conditions/ (accessed: 20.06.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.