4. Шкрабак Р.В., Сердитое В.А., Шкрабак B.C. Профилактика травматизма и профессиональных заболеваний в АПК за счёт организационно-инженерно-технических мероприятий и кадрового обеспечения / Под. ред. B.C. Шкрабака. - СПб., 2013. - 283 с.
5. Шкрабак B.C., Лапин П.А., Гальянов И.В. Проблемы снижения травматизма и улучшения охраны труда в животноводстве. - Орел: ВНИИОТ, 2002. - 420 с.
6. Шкрабак Р.В., Брагинец Ю.Н. Теоретические положения профилактики травматизма в животноводстве // Известия Самарской ГСХА. - 2014. - №3. - С. 92-99.
УДК 625:614.86 Канд. техн. наук М.С. ОВЧАРЕНКО
(СПбГАУ, ovcharenko_ms(a!mail.rii) Канд. техн. наук A.A. ОВЧАРЕНКО (СПбГАУ, ovcharenko 1980®)rambler.ru Соискатель A.C. КОЛЬЦОВ (СПбГАУ, sanek55.07iS>mail.ra)
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ В РФ
Дорожно-транспортное происшествие, дети, транспортное средство, безопасность, травматизм
Любое автотранспортное средство (АТС) - это объект повышенной опасности. Ежегодно, по статистике, в дорожно-транспортных происшествиях Российской Федерации (ДТП РФ) погибает около 30 тыс. человек [1].
По примерным подсчетам - на основании статистических данных, фиксирующих странами-членами ВОЗ, в ДТП ежегодно гибнет почти 1,2 млн. человек, а получают телесные повреждения (ранения) около 50 млн., что равно численности населения нескольких крупных мегаполисов или даже небольших стран [2]. Проблема дорожно-транспортного травматизма в России стоит особенно остро. В структуре смертности от внешних причин в РФ на долю ДТП приходится примерно 13%. И несмотря на то, что в РФ число автомобилей на 100 тыс. населения в 2-4 раза ниже, чем в развитых странах, смертность от ДТП почти в 8 раз выше, при этом в каждом десятом случае ДТП его участником является ребенок [2].
Одним из приоритетных направлений государственной демографической политики России является создание условий для сокращения масштабов детского, подросткового травматизма и смертности в ДТП, реализации прав детей на безопасность во всех областях их жизни.
Детский дорожно-транспортный травматизм (ДТТ) на сегодняшний день является одной из важных проблем мирового сообщества.
В результате дорожных аварий в России ежегодно погибает более тысячи детей, порядка 25 тыс. юных россиян получают травмы и увечья на дорогах.
Так, за период в 2008 по 2014 гг. (данные за 6 мес. по каждому году) в РФ произошло 64751 ДТП с участием детей, при этом погибли 2498 детей и получили травмы различной степени тяжести 62032 ребенка. Динамики количества ДТП с участием детей, погибших детей и числа раненых в них детей за 2008 - 2014 гг., представлены на рис. 1, 2 [3].
Из рис. 1, 2 видно, что ситуация с детским ДТТ в стране остается тревожной. Ребенок -участник каждого десятого ДТП [2, 4].
Аналиируемые годы
I ДТП • • Ранено в ДТП
Рис. 1. Динамика количества ДТП с участием детей и числа раненых в них детей за 6 мес. 2008-2014 гг. в РФ [3]
430 -4Ю -390 -З1 370 -| 350 -Т ззо -1 зю -
290 -270 -250 -
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Анализируемые годы
—Ф—Погибшие в ДТП дети
Рис. 2. Динамика количества погибших детей в ДТП за 6 мес.
2008-2014 гг. в РФ [3]
Уровень смертельного травматизма среди детей и подростков, несмотря на незначительное снижение (на 20%), остается достаточно высоким.
На рис. 3-5 представлены динамики осредненных значений статистических показателей, описанных выше, а также их прогнозные значения на ближайшие 5 лет (2015 - 2019 гг.). На основании прогноза описанных выше статистических показателей возможна разработка оперативных профилактических мероприятий, а также более интенсивное снижение травматизма в результате ДТП с участием детей при помощи разработанных и эффективных инженерно-технических и организационных мероприятий.
Прогнозирование описанных показателей на краткосрочный период проводилось, согласно известных методик [5].
На рис. 3 представлены ожидаемые показатели числа погибших детей в результате ДТП на 2015 -2019 гг.
Годы с 2008 2019
Рис. 3. Динамика фактическая, осредненная числа погибших детей в результате ДТП, подчиняющаяся кубическому закону регрессии при коэффициенте детерминации Д2 0,807:
1 - кубическая регрессия; 2 - фактические данные за известный период;
3 - прогнозируемые показатели погибших детей в результате ДТП
Анализируя рис. 3, видно, что количество погибших детей в результате ДТП стабильно увеличивается из года в год. Причинами увеличения числа погибших детей в ДТП на ближайшую перспективу могут послужить различные факторы: ежегодное увеличение количества машин на дороге; эксплуатация технически неисправных транспортных средств; неудовлетворительное состояние проезжих улиц и дорог; нарушение ПДД пешеходами и водителями; возможная потеря бдительности водителей из-за засыпания за рулем и другие.
В результате дальнейших исследований проведен прогноз показателей числа ДТП с участием детей на 2015 - 2019 гг. (рис. 4).
9400.00"
¡5 9200.00" о'
® 9000.00-
о
ш
5 6800.00-
О
8600.008400.00-
0 2 4 6 8 10 12
Годы с 2008-2019
База прогноза Прогноз
Рис. 4. Динамика фактическая, осредненная числа происходящих ДТП, подчиняющаяся обратному закону регрессии при коэффициенте детерминации Д2 0,398:
1- обратная регрессия; 2 - фактические данные за известный период; 3 - прогнозируемые показатели ДТП
Из рис. 4 видно, что по количеству ожидаемых ДТП на прогнозный период намечено их незначительное снижение. Однако результаты данного прогноза крайне опасны в случае снижения внимания вопросу по обеспечению безопасности детей на дорогах нашей страны. Каждое
происходящее ДТП является потенциальным источником смертельного травматизма среди детей, каждый раз калеча и унося жизни подростков дошкольного и школьного возраста.
На рис. 5 представлен прогноз показателей числа раненых и пострадавших детей в результате ДТП на 2015-2019 гг.
Полученные данные на рис. 5 также свидетельствуют о незначительном снижении уровня раненых в результате ДТП детей на краткосрочный период, что также является крайне опасным прогнозом. Дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой тяжестью по сравнению с другими травмами: смертность при нем выше в 12 раз, инвалидность - в 6 раз, а потребность в госпитализации - в 7 раз [1]. Из числа пострадавших в ДТП около 70% нуждаются в стационарном лечении, а летальность составляет 15-20%, причем в 50-55% случаев смерть наступает на месте происшествия, в 2,5% случаев - в процессе транспортировки, в 6% случаев - в приемных отделениях и в 30-40% случаев - в других отделениях стационаров.
Госпитальная летальность пострадавших в ДТП пациентов в 4,5 раза выше, чем при других заболеваниях [6].
База поогноза Прогноз
Годы с 2008 - 2019
Рис. 5. Динамика фактическая осредненная числа раненых детей в ДТП, подчиняющаяся обратному закону регрессии при коэффициенте детерминации R20,368:
1- обратная регрессия; 2 - фактические данные за известный период;
3 - прогнозируемое количество раненых детей в ДТП
Это объясняется тем, что основными повреждениями являются переломы костей (30%), множественные и сочетанные повреждения (30%), травмы головного мозга (25%). Следует особо отметить высокую частоту травм головы, которые отмечены более чем у 50% пострадавших в ДТП
[7].
Наибольшее количество ДТП происходит с участием детей в возрасте до 7 лет и 10-14 лет, ежегодно увеличивается количество происшествий, где пострадали дети в возрасте с 14 до 16 лет, при этом в происшествиях с детьми до 7 лет отмечается значительный рост [3]. Маленькие граждане погибают по вине взрослых, в первую очередь - родителей. Последние, порой, садятся за руль автомобиля в состоянии опьянения и сажают рядом с собой детей-пассажиров, не принимают мер безопасности при движении во дворах, вблизи образовательных учреждений (где вероятность появления несовершеннолетних крайне велика), не используют при перевозке детские автокресла или удерживающие устройства, покупают детям-подросткам скутеры, мотоциклы и мопеды, заведомо зная, что такие транспортные средства - источник повышенной опасности. Дети же в силу своих возрастных особенностей не всегда способны правильно оценить дорожную ситуацию и распознать опасность, тем более если она исходит от самых близких им людей [4].
Поэтому серьезное отношение к проблеме безопасного движения со стороны взрослых, внимание к детям - это действенные меры по предупреждению ДТП с участием детей.
Своевременное обучение детей ориентироваться в дорожной ситуации, воспитание потребности быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными - основные меры предупреждения детского дорожного транспортного травматизма и смертности.
Анализируя представленную выше статистическую и прогнозную информацию, можно выработать несколько путей снижения числа ДТП:
1. Использование современных интеллектуальных систем, устанавливаемых на АТС, на которые будет передаваться информация о неблагоприятных участках дороги, пешеходных переходах, причинах опасности. Как следствие, водитель АТС будет более внимателен, что, несомненно, положительно скажется на его реакции и снижении вероятности ДТП.
2. Проведение массовых рекламных акций и выставок: создание целенаправленных тематических массовых мероприятий с наглядными демонстрационными стендами и пособиями. Проведение таких мероприятий позволит оказывать влияние на сознание и автолюбителей, и пешеходов, что привлечет больше внимания к проблемам соблюдения ПДД.
3. Установка вдоль автодорог агитационных плакатов и стендов: сотрудниками ГИБДД отмечено, что проезжая место ДТП или прочитав плакат с призывом о соблюдении ПДД, подавляющее число автолюбителей становятся более внимательными и совершают меньше нарушений ПДД [6].
4. Анализ показателей и объективной интерпретации данных. Это поможет выявить наиболее «узкие» места и направить усилия на их устранение, также необходима четкая система расследования конкретных случаев ДТП для определения заинтересованности всех структур не в замалчивании данных или их занижении в узковедомственных интересах, а обеспечивающих налаживание открытого обмена информацией.
5. Научный системный подход к проблемам ДТП, выраженный в усилении межотраслевой и внутриведомственной интеграции и равном внимании ко всем звеньям и компонентам процесса.
Помимо этого ежегодно Госавтоинспекция проводит ряд мероприятий, направленных на профилактику дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, заключающиеся в организации и проведении различных профилактических мероприятий, включая акции, конкурсы, рейды и смотры [3].
Для предотвращения детского травматизма в результате ДТП в дошкольных образовательных учреждениях дети изучают Правила Дорожного Движения по программе «Приключения светофора», в общеобразовательных учреждениях на курсе ОБЖ и классных часах (18-часовая программа «Правила дорожного движения»), в средне-специальных - в ходе четырехчасовой программы обучения участников дорожного движения. Кроме того, во всех общеобразовательных учреждениях организована работа комиссий «За безопасность движения» и оборудованы специальные уголки дорожной безопасности [4].
Вместе с тем, анализируя предпринимаемые государством меры по профилактике ДТП с участием детей, хочется отметить, что в 80% таких происшествий виноваты взрослые. Поэтому, не принижая значимости реализации профилактических мер среди детей и подростков, необходимо, в первую очередь, обратить внимание на меры жесткого воздействия на взрослых участников дорожного движения, особенно, когда ими не соблюдаются ПДД в части правил перевозки детей, превышения скоростного режима и, конечно, пьянства за рулем [7].
Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода при помощи разработки эффективных организационно-технических мероприятий в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение, контроль со стороны государства и разработку технических средств безопасности.
Литература
1. Сорокин Н.Т. Концепция развития автомобильной промышленности России // Автомобильная промышленность. - 2002. - № 7. - С. 1-5.
2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма / Под ред. В.Н. Кирьянова. -М.: Третий Рим, 2008. - 160 с.
3. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения: Госавтоинспекция МВД России. URL: http://www.gibdd.ru/ (дата обращения: 05.03.2015).
4. Добрая дорога детства URL: http://www.dddgazeta.ru/ (дата обращения: 15.02.2014).
5. Шкрабак B.C., Шкрабак В.В., Шкрабак Р.В. и др. Прогнозирование травматизма и путей его профилактики: Уч. пособие. - СПб, 2002.
6. Рыбаков М.Р., Лукьянов М.Н., Надеждин B.C., Гребенкина М.И. Анализ причин и разработка мероприятий по снижению числа ДТП - Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.01.2015).
7. Астахов П. (Уполномоченного при Президенте РФ по правам детей) «За безопасность детей на дорогах»:
Доклад. URL: http://www.rfdeti.ru (дата обращения: 01.03.2014).
УДК 614.88:614.833 Доктор техн. наук B.C. ШКРАБАК
(СПбГАУ, v.shkrabakiSimail.ra) Канд. техн. наук П.И. ГРЕХОВ
(КГСХА, v.shkrabakiSimail.ra)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНВЕРСИОННОЙ ПРОГРАММЫ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
Перепрофилирование, химическое оружие, реакционные массы, социальный и экономический эффект
В отличие от технологий уничтожения химического оружия способы и методы дальнейшей утилизации имеют более широкое разнообразие. Так, в Институте прикладной механики УрО РАН был разработан способ переработки реакционных масс детоксикации люизита с получением наименее токсичного и наиболее термодинамически устойчивого при обычных условиях сульфида мышьяка. Метод выделения сульфида мышьяка из реакционных масс детоксикации люизита обладает высокими технологическими параметрами, процесс идёт с высокими скоростями при обычных условиях.
Из выделенного из реакционных масс сульфида мышьяка могут затем получаться остеклованные блоки, пригодные для длительного хранения. Они являются практически инертными для окружающей среды. Получаемый таким образом сульфид мышьяка может затем перерабатываться в различные виды народно-хозяйственной продукции.
Таблица 1. Некоторые виды продукции на основе соединений мышьяка, которые можно получить при переработке реакционных масс детоксикации люизита
Вещество Применение Возможный способ получения из реакционных масс
As (мет.) При производстве особо чистого мышьяка в электронике; при производстве стекла; для получения металлических сплавов Восстановление Ав283, полученного осаждением из реакционных масс. Электрохимическое восстановление
AS203 Изготовление инсектицидов; при производстве стекла; консервация мехов и кож; при очистке газов в химической технологии; при производстве пиротехники 1. Перекристаллизацией из реакционных масс при рН=3-4 2. Окисление Ав203, полученного осаждением из реакционных масс
AS2S3 В кожевенном производстве; в качестве пигментов для красок Осаждение из реакционных масс. При оплавлении образует нерастворимые блоки, пригодные для длительного хранения
Na2HAs03 Гербицид. В ветеринарии При обработке Ав203 щёлочью
As205 В химической технологии; как гербицид; для антисептической пропитки древесины; для изготовления некоторых красителей Окисление Ав283, Ав203, Ав^, полученных при переработке реакционных масс
Na2HAs04 Инсектицид; для антисептической пропитки древесины При обработке А8205 раствором щёлочи
Ca3(As04)2 Инсектицид При осаждении реакционных масс