Научная статья на тему 'Детский дорожно-транспортный травматизм в Республике Беларусь: оценка рисков'

Детский дорожно-транспортный травматизм в Республике Беларусь: оценка рисков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
401
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ / ДТП / РИСКИ / ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА / CHILD INJURIES / ROAD TRAFFIC ACCIDENTS / RISK / ACCIDENTS PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белецкий Александр Валентинович, Ломать Леонид Николаевич, Мухля Александр Мустафьевич, Ралько Е. А.

Цель работы изучить риски дорожно-транспортного травматизма у детей и разработать мероприятия по их минимизации. Изучены данные о дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей в Беларуси за 10 лет. Проанализированы риски в зависимости от вида дороги и типа населенного пункта. Изучено влияние сезонных и временных факторов на уровень и тяжесть ДТП. Факторами риска также являются игра на проезжей части, отсутствие наблюдения за детьми, водители, не достигшие 18 лет. Частота и тяжесть травм зависит от состояния дороги и погодных условий, времени года и суток, скорости автомобиля, употребления алкоголя. Установлено, что мальчики в 1,5 раза чаще, чем девочки, становятся жертвами ДТП. Разработан межведомственный план мероприятий по профилактике детского травматизма, к его реализации привлечены министерства здравоохранения, образования, внутренних дел, транспорта и коммуникаций, средства массовой информации и местные органы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белецкий Александр Валентинович, Ломать Леонид Николаевич, Мухля Александр Мустафьевич, Ралько Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILD ROAD TRAFFIC INJURIES IN THE REPUBLIC OF BELARUS: RISK ASSESSMENT

The aim of this work is to study childhood road traffic injuries (CRTI) and work out measures to minimize these ones. CRTI statistics has been analysed for the last ten years in Belarus. Risks were examined depending on a road type and the kind of a human settlement. An influence of seasonal and temporary factors on CRTI level and accident severity rate was determined. The risk factors included: carriageway playing, keeping no eyes on children, under-aged drivers. The accident frequency and the severity rate depended on a vehicle speed, the state of a road and weather conditions, a season, a time of day, an alcohol intake. It has been found boys were in CRTI one and half as more often as girls. An interagency plan of measures concerning accidents prevention was devised ministries of health, education, internal affairs, transport and communications, mass media and local authority were drawn to realize this one.

Текст научной работы на тему «Детский дорожно-транспортный травматизм в Республике Беларусь: оценка рисков»

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

Белецкий А.В., Ломать Л.Н., Мухля А.М., Ралько Е.А.

ДЕТСКИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОЦЕНКА РИСКОВ

Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии, г. Минск, Республика Беларусь

Beletski A.V., Lomat' L.N., Mukhlia A.M., Ral'ko E.A.

CHILD ROAD TRAFFIC INJURIES IN THE REPUBLIC OF BELARUS: RISK ASSESSMENT

State Institution «Republican Scientific and Practical Centre for Traumatology and Orthopedics», Minsk, Republic of Belarus

Резюме

Цель работы - изучить риски дорожно-транспортного травматизма у детей и разработать мероприятия по их минимизации.

Изучены данные о дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей в Беларуси за 10 лет. Проанализированы риски в зависимости от вида дороги и типа населенного пункта. Изучено влияние сезонных и временных факторов на уровень и тяжесть ДТП. Факторами риска также являются игра на проезжей части, отсутствие наблюдения за детьми, водители, не достигшие 18 лет. Частота и тяжесть травм зависит от состояния дороги и погодных условий, времени года и суток, скорости автомобиля, употребления алкоголя. Установлено, что мальчики в 1,5 раза чаще, чем девочки, становятся жертвами ДТП.

Разработан межведомственный план мероприятий по профилактике детского травматизма, к его реализации привлечены министерства здравоохранения, образования, внутренних дел, транспорта и коммуникаций, средства массовой информации и местные органы.

Ключевые слова: детский травматизм, ДТП, риски, профилактика травматизма

Abstract

The aim of this work is to study childhood road traffic injuries (CRTI) and work out measures to minimize these ones.

CRTI statistics has been analysed for the last ten years in Belarus. Risks were examined depending on a road type and the kind of a human settlement. An influence of seasonal and temporary factors on CRTI level and accident severity rate was determined. The risk factors included: carriageway playing, keeping no eyes on children, under-aged drivers. The accident frequency and the severity rate depended on a vehicle speed, the state of a road and weather conditions, a season, a time of day, an alcohol intake. It has been found boys were in CRTI one and half as more often as girls. An interagency plan of measures concerning accidents prevention was devised ministries of health, education, internal affairs, transport and communications, mass media and local authority were drawn to realize this one.

Key words: child injuries, road traffic accidents, risk, accidents prevention

Дорожно-транспортный травматизм (ДТТ) - одна из ведущих причин смерти. Ежегодно в мире на дорогах гибнет около 1,2 млн человек, от 20 до 50 млн получают травмы или становятся инвалидами. Более половины погибших - это люди в возрасте 15-44 лет. Среди детей 5-14 лет и молодежи 15-29 лет ДТТ -вторая по значимости причина смерти во всем мире [1]. В европейском регионе ДТТ уносит жизни более 16 тысяч детей и молодых людей (от 0 до 20 лет),

что составляет около 38% смертности от непреднамеренных травм в этом возрасте [2].

Соотношение между случаями смерти от ДТТ, требующими госпитализации и легкими травмами выглядит как 1/15/70. При ДТТ особенно высок процент множественных и сочетанных повреждений - до 10 % и более.

По данным ВОЗ, к 2030 г. ДТТ возрастет и займет пятое место в списке основных причин смер-

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

ти [3], а по уровню глобального бремени болезней может стать третьим ведущим компонентом, уступая лишь ИБС и депрессивным состояниям. Экономические издержки, обусловленные дорожными происшествиями и травматизмом, оцениваются в 1 % ВВП в странах с низким доходом, в 1,5 % в странах со средним доходом и в 2% в странах с высоким доходом.

Цель работы - изучить риски ДТТ у детей и подростков и разработать мероприятия по их минимизации.

Материал и методы исследования

Изучены данные о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с участием детей и подростков в Республике Беларусь за 10 лет (20012010 гг.), приведены предварительные данные за 2011 г. Использованы данные Национального комитета по статистике и Управления государственной автоинспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь [4]. Рассчитаны показатели рисков: общего травматизма (количество погибших и раненых детей на 100 ДТП с участием детей), смертельного (число погибших детей на 100 ДТП с участием детей) и несмертельного травматизма (число раненых детей на 100 ДТП с участием детей), коэффициент тяжести последствий (число погибших на 100 пострадавших в ДТП).

Изучено влияние сезонных и временных факторов на уровень и тяжесть ДТТ. Проанализированы риски в зависимости от вида дороги и типа населенного пункта, а также таких, как игра на проезжей части, отсутствие наблюдения за детьми (безнадзорность), дети-водители (не достигшие 18 лет). Показано, что частота и тяжесть травм зависят от скорости автомобиля, состояния дороги и погодных условий, времени года и суток, употребления алкоголя.

С целью анализа динамики показателей по уравнению линейной регрессии были рассчитаны среднегодовые темпы прироста (СрТ). Для сравнения региональных показателей использованы суммарные показатели за определенный период.

Результаты исследования

Ежегодно в Республике Беларусь получают травмы более 750 тыс. жителей, из них около 150 тыс., или 20 %, - это дети в возрасте до 18 лет [5].

В течение последнего десятилетия произошло изменение структуры травматизма по видам и причинам вследствие роста числа ДТТ и кататравм. Ежегодно на дорогах погибает 60-70 детей в возрасте до 18 лет (2011 г. - 65) [6].

В структуре детской смертности травмы занимают ведущее место и составляют около 30% от всех случаев смерти в возрасте до 18 лет, а в возрасте 15-17 лет - до 78 %, причем 76 % составляют случаи гибели юношей. Анализ внешних причин смерти у детей в республике показал, что на ДТТ приходится более 20 %.

По данным Европейского регионального бюро ВОЗ [7], Беларусь находится на 9-м месте (из 47 стран) по уровню смертности детей и лиц молодого возраста (до 20 лет) в результате ДТТ -5,24 на 100 тыс. (стандартизованный показатель). В 27 странах показатель меньше 4,0, из них в 15 странах - ниже 2,0 на 100 тыс. (рис. 1).

Риски дорожно-транспортного травматизма. По данным МВД Республики Беларусь, с 2001 по 2010 г. число ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет снизилось 753 до 534 (2011 г. - 580). Число пострадавших детей снизилось с 783 до 568, из них раненых - с 717 до 533, а погибших - с 66 до 32 (2011 г. -соответственно 628, 592 и 36). Коэффициент тяжести последствий (число погибших на 100 пострадавших в ДТП) снизился с 8,4 до 6,2 (2011 г. - 5,7). Несмотря на снижение числа ДТП и пострадавших, риск общего травматизма (количество всех пострадавших на 100 ДТП) имеет тенденцию роста (СрТ - 0,35%), а риск несмертельного травматизма вырос с 95,2 до 98,2 на 100 ДТП (СрТ - 0,43%), 2011 г. - 108,3. До 2009 г. отмечался также рост риска смертельного травматизма (с 8,8 до 10,2 на 100 ДТП; СрТ - 2,23%), и только в течение последних 2-х лет он снизился до 6,4 (2011 г. - 6,2). При анализе рисков ДТТ выявлены их региональные различия, для их сравнения были использованы суммарные показатели за 5 лет - с 2006 по 2010 г. (табл. 1).

Самый высокий риск смертельного ДТТ был в Минской области (13,2 на 100 ДТП с участием детей), а самый низкий - в г. Минске (1,4). Такая разница обусловлена различиями в соблюдении правил дорожного движения, своевременностью и качеством оказания экстренной специализированной помощи.

Большой интерес в плане предупреждения травмагенных ситуаций и снижения их послед-

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

8

5,24

6

4 -

2

2 . <и ^ .

■о со

со <и го -:= о ч= « Ф я

сл с

Е § Е .<=

^ 'га .я 2

.ЗВ ЁЗ

с о -

§ -5 га

.2 & Л

Я ГО

Е •

го со его с т: >

"> "со "с

^ го СЛ

<

ГО СО ^ ^ со

СЛ ^ ф

О 3 &

га я ю с то (и

< Щ и- Я °

сс

>

СС "О с о

Е

< ® ¿5 О —

Рис. 1. Стандартизованные показатели смертности детей и лиц молодого возраста (0-19 лет) от дорожно-транспортных травм в европейском регионе, 2008-2010 гг. (на 100 тыс. населения)

Примечание: источник - Европейская база детализированных данных о смертности (ОШВ). - Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2012 (данные по 47 странам).

о

ствий представляет статистика ДТП в зависимости от типов населенных пунктов, конкретных магистралей и отдельных участков дорог.

По типу населенных пунктов больше всего ДТП с участием детей (за 2001-2010 гг. - 5241) было зарегистрировано в городах областного подчинения (43,8 %), затем в г. Минске (22,8 %) и сельских населенных пунктах (21,3 %). Такая же закономерность была отмечена и в отношении количества пострадавших в ДТП детей. При этом из числа погибших детей (314) значительно больше было зарегистрировано в сельских населенных пунктах (45,9%), затем в городах областного подчинения (32,8 %) и значительно меньше в других городах и поселках. Распределение коэффициентов тяжести ДТТ было следующим: сельские населенные пункты - 12,2 %, поселки городско-

го типа - 8,7 %, города районного подчинения -5,6 %, города областного подчинения - 4,3 % и г. Минск - 1,9%.

По значению дорог 54,2 % ДТП произошло на республиканских трассах, на дорогах местного значения - 45,6%. Больше всего погибло детей (всего - 384) также на республиканских трассах -59,9 %, на местных дорогах - 40,1 %. Соответственно и коэффициенты тяжести составили 15,0 и 12,7 %.

В отношении погодных условий были выявлены следующие особенности. Число ДПТ в ясную погоду составило 67,2 %, в пасмурную - 22,2% и значительно меньше в ненастную погоду. Соответственно и число погибших в ясную погоду составило 64,9% и в пасмурную - 22,5 %. При этом коэффициент тяжести последствий был самым высоким

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

Таблица 1. Риски дорожно-транспортного травматизма (суммарные показатели за 2006-2010 гг.)

Регион Риски при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП)

ДТП с участием детей погибло детей ранено детей всего пострадало детей коэффициент тяжести риск смертельного травматизма риск несмертельного травматизма риск общего травматизма

г. Минск 512 7 520 527 1,3 1,4 101,6 102,9

Минская обл. 614 81 585 666 12,2 13,2 95,3 108,5

Брестская обл. 456 40 453 493 8,1 8,8 99,3 108,1

Гродненская обл. 432 39 420 459 8,5 9,0 97,2 106,3

Витебская обл. 394 34 388 422 8,1 8,6 98,5 107,1

Могилевская обл. 455 39 448 487 8,0 8,6 98,5 107,0

Гомельская обл. 395 37 386 423 8,7 9,4 97,7 107,1

Республика Беларусь 3258 277 3200 3477 8,0 8,5 98,2 106,7

в туман (14,3%) и снегопад (12,6 %), реже в дождь (8,3 %), пасмурную (8,0 %) и ясную погоду (7,7 %).

Анализ ДТТ позволил выявить и другие факторы, повышающие его риски. Такими являются сезонные и временные интервалы. Рост числа ДТП с участием детей начинается с мая и достигает максимума в июле-августе. В эти же месяцы зарегистрировано наибольшее число погибших в ДТП детей. С октября по апрель отмечается снижение частоты ДТП. По дням недели ДТП чаще регистрируются с пятницы до понедельника.

В течение суток рост случаев ДТП начинается с 11-12 ч, достигает максимума к 17 до 18 ч и продолжает оставаться на высоком уровне до 22 ч (рис. 2А). По тяжести последствий отмечено, что самые тяжелые (по величине коэффициента тяжести и смертельного риска) травмы регистрируются от 0 до 4 ч ночи, затем в 6 ч утра, несколько ниже подъемы в 9-10, 15 и 21-22 ч.

Рост числа ДТП с участием водителей в нетрезвом состоянии отмечается с 12-13 ч дня и достигает наибольших значений к 19-23 ч, затем снижается, но еще продолжает отмечаться до 3-4 ч ночи (рис. 2Б). По числу погибших рост отмечается в послеобеденное время и продолжает регистрироваться до 23 ч, и только в ночное время начинается снижение (рис. 2В). По кооэффициенту тяжести

последствий наиболее опасны ДТП, происходящие в ночное время (рис. 2Г).

Из других факторов высоко риска ДТТ можно отметить, такие как игра на проезжей части дороги (коэффициент тяжести доходит до 38-50), отсутствие наблюдения за детьми на улице (например, когда ученики младших классов без сопровождения взрослых идут в школу), водители до 18 лет (за 6 лет погибло 132 подростка). Крайнюю озабоченность вызывает тот факт, что в нашей стране встречаются случаи гибели на дороге детей, оставленных без присмотра: только за 6 лет погибло 12 детей в возрасте до 7 лет.

По отношению к транспортному средству при совершении ДТП дети чаще всего были пешеходами (50,7 %) и пассажирами (36,6 %), реже велосипедистами (8,6 %) и водителями (3,7 %), редко иными участниками (возчики и др.). Из числа погибших в ДТП дети чаще были пассажирами (51,4 %), затем пешеходами (34,3 %), велосипедистами (8,6 %) и реже водителями (5,7 %).

Из числа зарегистрированных в течение 10 лет ДТП с участием мальчиков их было в 1,5 раза больше (4436), чем с участием девочек (2873), такое же соотношение было и в отношении погибших детей: мальчиков было 372, а девочек - 241. При этом коэффициенты тяжести были одинаковыми - 8,4.

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

35 30 25 20 15 10 5 0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

500 450 400 350 300 250 200 150 100

п,п,П

30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

В Г

Рис. 2. Риски дорожно-транспортного травматизма с участием детей в зависимости от времени суток (Республика Беларусь): А - распределение числа дорожно-транспортных происшествия с участием детей; Б - распределение числа дорожно-транспортных происшествия с участием водителей в нетрезвом состоянии; В - распределение числа погибших детей; Г - коэффициенты тяжести дорожно-транспортных происшествий с учатием детей

Заключение

Таким образом, частота и риски ДТТ зависят от состояния дороги и погодных условий, времени года и часов суток, вида дороги и типа населенного пункта. Факторами риска также являются игра на проезжей части, отсутствие наблюдения за детьми, подростки-водители (не достигшие 18 лет). На частоту ДТП и тяжесть травм оказывают влияние употребление алкоголя и скорость автомобиля. Безответственность взрослых: употребление алкоголя, несоблюдение правил дорожного движения (особенно скоростного режима), оставленные

без присмотра дети, - часто стоят детям не только здоровья, но и жизни. Установлено, что мальчики и юноши в 1,5 раза чаще девочек становятся жертвами ДТП.

Основной причиной гибели и ранения детей на дорогах является незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их. Около 45 % погибает вследствие наезда на пешехода движущегося транспортного средства, свыше 25% случаев происходит по вине пешеходов, 10-15 % - по вине нетрезвых водителей. В результате ДТП очень часто (20-25 %) имеют место сочетанные травмы скелета

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

с высоким риском смертности. Наибольшая их частота наблюдается на транспортных путях с интенсивным движением.

За последние годы в Республике Беларусь значительно изменилось отношение к проблеме детского травматизма и его профилактике. Сектору здравоохранения в этом новом подходе отводится центральная роль - учет травм и мониторинг травматизма, изучение причин и механизмов повреждений, определение приоритетных направлений и организация специализированной помощи, организационно-методическая, профилактическая и просветительная работа среди населения, привлечение к участию других министерств и ведомств.

Из мероприятий по реализации Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь на 2011-2015 гг. следует отметить следующие:

- обмен оперативной информацией между организациями здравоохранения и дежурными частями ГАИ УВД областей и г. Минска и районными ОВД о ДТП с наличием пострадавших;

- расположение станций (подстанций) скорой медицинской помощи вблизи транспортных магистралей и других объектов повышенного ДТТ с учетом 15-минутного доезда машины скорой медицинской помощи к месту происшествия. В случае невозможности такого расположения поручено обеспечить территориальное дежурство бригад скорой медицинской помощи;

- повышение эффективности предрейсовых медицинских осмотров водителей автомототран-спорта;

- совершенствование системы обучения навыкам оказания первой медицинской помощи различных категорий участников дорожного движения, в первую очередь работников МВД, ГАИ, МЧС;

- разработка и внедрение автоматизированной информационно-аналитической системы «Травма».

По инициативе Минздрава разработан проект Стратегии профилактики детского травматизма в Республике Беларусь и планируется создание межведомственной рабочей группы. Разработан межведомственный план мероприятий [8, 9]. Совместно с представительством ЮНИСЕФ подготовлен проект для получения международной технической

помощи по профилактике детского травматизма в Республике Беларусь на 2012-2015 гг., который включает следующие направления:

- построение комплексной системы мониторинга и оценки результатов по вопросам профилактики детского травматизма, в том числе посредством использования современных информационных и телекоммуникационных технологий, и интеграция соответствующих результатов в государственную систему здравоохранения республики;

- включение результатов исследований в национальные и международные банки данных для создания основы для продолжения исследовательской работы и сотрудничества с учеными и медицинскими работниками других стран;

- повышение уровня знаний о современных методах диагностики и лечения среди медицинских работников, что повысит профессиональную подготовку специалистов и будет способствовать улучшению стандартов и качества медицинского обслуживания;

- разработка и внедрение наиболее перспективных профилактических мероприятий, включая меры первичной, вторичной и третичной профилактики, направленных на предотвращение самого эпизода травмы и его последствий и осложнений (инвалидности и смертности);

- совершенствование межведомственного взаимодействия и привлечение к проблеме профилактики детского средств массовой информации, общественных объединений, неформальных организаций и самых широких слоев населения;

- повышение уровня знаний, информированности и ответственности родителей и самых широких слоев населения по вопросам профилактики детского травматизма.

Реализация конкретных мероприятий проекта позволит снизить уровень травматизма, инвалидности и смертности вследствие травм у детей в Республике Беларусь, будет способствовать расширению партнерских связей и сотрудничества с Европейским союзом и другими международными организациями, налаживанию обмена опытом и информацией между странами в рамках резолюции Европейского регионального комитета «Предупреждение травматизма в европейском регионе».

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

Список литературы

1. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма: резюме. - Женева: ВОЗ, 2004. -258 с.

2. Доклад о профилактике детского травматизма в Европе. - Копенгаген: ВОЗ, 2009. - 98 с.

3. Доклад о безопасности дорожного движения в мире. Время действовать. - Женева: ВОЗ, 2009. - 287 с.

4. Сведения о состоянии дорожно-транспортной аварийности в Республике Беларусь в 2011 г.: Аналитический сб. (статистика, графики, диаграммы). - Минск: МВД УГАИ, 2012. - 89 с.

5. Здравоохранение в Республике Беларусь: Офиц. стат. сборник за 2010 г. - Минск: ГУ РНМБ, 2011. - 308 с.

6. Смертность в Республике Беларусь: Офиц. стат. сборник за 2009-2010 гг. - Минск: ГУ РНМБ, 2011. - 232 с.

7. Европейская база детализированных данных о смертности (DMDB). Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.euro.who.int/ru/what-we-do/data-and-evidence/databases/european-detailed-mortality-database-dmdb2.

8. Белецкий А. В., Ломать Л. Н. Стратегия ВОЗ по профилактике детского травматизма и ее реализация в Республике Беларусь (обзор литературы, документов и материалов ВОЗ) // ARS Medica. 2011. № 17 (53). С. 55-70.

9. ЛоматьЛ.Н., МухляА.М., РалькоЕ.А. Анализ детского и подросткового травматизма и стратегия его профилактики в Республике Беларусь // ARS Medica. 2012. № 4 (59). С. 264

Авторы

Контактное лицо: БЕЛЕЦКИЙ Александр Валентинович Доктор медицинских наук, профессор, директор Республиканского научно-практического центра травматологии и ортопедии. 220024, Республика Беларусь, г Минск, ул. Кижеватова, д. 60, корп. 4. Тел.: (+375) 17-278-67-41; факс: (+375) 17-212-29-15.

ЛОМАТЬ Леонид Николаевич Кандидат медицинских наук, доцент, заместитель директора по организационно-методической работе РНПЦ травматологии и ортопедии. E-mail: [email protected]

МУХЛЯ Александр Мустафьевич Старший научный сотрудник РНПЦ травматологии и ортопедии. E-mail: ortoped@mail. belpak.by.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.