Литература
1. Козубенко, В.Г. Безопасное управление поездом: вопросы и ответы: учеб. пособие / В.Г. Козубенко. - М.: Маршрут, 2005. - 320 с.
2. Козубенко, В.Г. Безопасное управление поездом: вопросы и ответы / В.Г. Козубенко. - М.: Транспорт, 1992. - 254 с.
3. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / под ред. Н.М. Амосова. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2004ю. - 590 с.
4. Автоматизированная система управления локомотивным хозяйством. АСУТ / под ред. И.К. Лакина. - М.: ОЦВ, 2002. - 516 с.
5. Зигель, Р. Теплообмен излучением: пер. с анг. / Р. Зигель, Дж. Хауэлл. - М.: Мир, 1975. - 934 с.
6. Контактные устройства резисторов из композиционных материалов: учеб. пособие. Ч. 1 / В.Н. Андреев, М.А Бучельников, П.В. Горелов [и др.]. - Новосибирск, 2003. - 255 с.
----------♦'-------------
УДК 658.382.2:631.372 Р.В. Шкрабак
АНАЛИЗ И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
В статье приводятся результаты анализа травматизма при использовании транспортных агрегатов за 1999-2006 гг. на примере Ленинградской области; дан анализ числу происшествий, травмированных и погибших за эти годы. Детальному рассмотрению подвергнуты данные за 2006 г. Указаны пути обеспечения транспортной безопасности.
Интенсивные процессы восстановления и развития агропромышленного комплекса (АПК) страны неразрывно связаны с комплексом технологических процессов, составной частью которых являются транспортные работы. Объем последних значителен и в среднем в ряде регионов доходит до 60% от общего объема работ. Практически весь объем этих работ выполняется автомобильным и тракторным парком с прицепами или без них, т.е. по существу автотракторными поездами. Транспортные работы в технологических процессах практически ежедневно связаны с выездами на дороги общего назначения не только в поселках и районах, но и на дороги межгородских и межреспубликанских значений. К примеру, в Ленинградской области это дороги города Санкт-Петербурга, направлений Санкт-Петербург - Москва, Санкт-Петербург - Киев, Санкт-Петербург - Мурманск, Санкт-Петербург - Вологда, Санкт-Петербург - Петразоводск, Санкт-Петербург - Таллин, Санкт-Петербург - Выборг - Хельсинки и др. Дороги указанных направлений проходят через населенные пункты или поля тех или иных хозяйственных структур предприятий АПК, либо с ними тесно стыкуются. В итоге транспортные агрегаты и автотракторные поезда предприятий АПК становятся участниками дорожного движения на дорогах общего назначения. К сожалению, транспортные работы на внутрихозяйственных дорогах и на дорогах общего назначения сопровождаются дорожно-транспортными происшествиями (около 50% их приходится на сельскую местность), авариями, травматизмом и гибелью людей.
Общеизвестно, что положение с аварийностью на дорогах страны настолько неблагополучно, с точки зрения безопасности, что вызывает большую тревогу и требует принятия комплекса радикальных мер по сокращению дорожно-транспортных происшествий. В стране только за 9 месяцев 2006 г. произошло 162623 дорожно-транспортных происшествия, что на 1,8% больше, чем за тот же период 2005 года. В этих происшествиях погибли 22522 человека, а 204461 получили ранения (соответственно на 5,9% меньше и на 3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.). В числе этих трагедий есть доля Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где за три квартала 2006 г. произошло 8507 дорожно-транспортных происшествий, в которых получили ранения 10117 человек и погибло 967.
Не радует положение дел с детским дорожно-транспортным травматизмом. За 9 месяцев 2006 г. произошло 805 транспортных происшествий с участием детей. В результате ранения получили 831 человек и 31 ребенок погиб (в возрасте до 16 лет).
На территории Ленинградской области за 10 месяцев 2006 г. имеет место прирост транспортных происшествий (по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.) на 9,3% (произошло 2667 происшествий, т.е. допущен рост на 227 случаев), в которых погибли 581 человек (больше на 26 случаев, или на 4,7%); 3334 человека получили ранения (больше на 238 случаев, или на 7,7%).
Многолетняя сложная ситуация с транспортным травматизмом послужила основанием для принятия правительством страны 20.02.2006г. федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Она направлена на коренное улучшение ситуации с транспортным травматизмом.
Рассматривая проблему более подробно на примере Ленинградской области, отметим, что на ее территории, по статистическим данным, только в 2006 г. произошло 3318 дорожно-транспортных происшествий, что на 10,8% больше, чем в 2005 г. Число погибших при этом достигло 720 человек, что выше прошлогоднего на 5,1%.
В числе погибших в дорожных происшествиях 256 пешеходов, 247 водителей, 201 пассажир и 16 велосипедистов.
Ранено в указанных происшествиях 4137 человек, что превышает данные 2005 г. на 9,2%. Среди раненых 1635 пассажиров автотранспортных средств, 1405 водителей, 967 пешеходов, 127 велосипедистов.
Отмеченный рост дорожно-транспортных происшествий в 2006 г. является типичным для последних 8 лет. Действительно, за период с 1999 по 2006 г. включительно рассматриваемая ситуация складывалась следующим образом. Число дорожно-транспортных происшествий в 1999 г. составило 2520, в 2000 г. - 2508, в 2001 г. - 2500, в 2002 г. - 2750, в 2003 г. - 3000, в 2004 г. - 3000, в 2005 г. - 3000, в 2006 г. - 3318. Число раненых в этих происшествиях соответственно составило 3050, 2730, 2800, 3300, 3500, 3650, 3750 и 4137 человек, а число погибших соответственно 600, 640, 639, 620, 720, 748, 685 и 720 человек.
Анализ показал, что наезды на пешеходов (1147) и столкновения транспортных средств (1091) являются основными видами дорожно-транспортных происшествий на территории Ленинградской области. Для 2006 г. характерны следующие распределения видов дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в области: 34,6% - наезды на пешеходов; 32,9% - столкновения; 12% - опрокидывания; 6,9% - иные виды; 6,1% - наезды на препятствия; 3,8% - наезды на велосипедистов; 3,7% - наезды на стоящее транспортное средство. Наглядно эти сведения представлены на рис. 1 (в убывающем порядке).
Вп,% 40 -35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 -0 -
Рис. 1. Распределение количества дорожно-транспортных происшествий в Ленинградской области в 2006 г. по их видам (Вп - вид происшествия в % от общего их числа)
В указанных дорожно-транспортных происшествиях признаны виновными различные категории лиц: 80,2% от всех происшествий (2661 ДТП) произошло по вине водителей (в итоге погибли 569 человек - 79% от общего числа погибших в ДТП, получили ранения 3596 человек, или 86,9% от общего числа их). В числе указанных выше 80,2% от всех происшествий доля водителей - физических лиц - 66,2% (2196) от всех ДТП, в которых погибло 464 человека (64,4% от общего числа погибших в ДТП) и ранено 3095 человек (74,8%).
34,6
32,9
12
го £ -
-О о
X
СО Ф
0) з
£ 3
Ц
О
I—
О
6,9
6,1
X т
Ж &
со сЕ 0) с го Ф
3,8
л
СО
0)
го
X
3,7
П
го
5
^ ае
со ^
£ * ГО о X I-
о
До сих пор имеют место ДТП по вине нетрезвых водителей: в 2006 г. произошло 6,5% (216) от всех происшествий, в которых погибли 32 человека и ранены 301 человек.
Из-за нарушения правил дорожного движения водителями в 2006 г. в области погибло 569 человек и 3569 ранено. Основными из нарушений явились превышение скоростного режима (1165 ДТП), выезд на полосу встречного движения (331 происшествие), нарушение очередности проезда (293 происшествия), отсутствие прав на управление транспортными средствами (ТС) (290 происшествий), управление транспортным средствами в состоянии опьянения (216 происшествий), нарушение дистанции (183 происшествий). Наглядно эти сведения представлены на рис. 2.
Кп
1400
1200
1000
800
600
400
200
0
1165
Ф
3
_о
со
ф
т
331
2
>
х
т
ф
I—
о
со
293
290
216
£ ^
? й гс
^ О
^ I «О
3 ч ф
^ ф о
го ф с
1 5
Ф
Ф
х
Ь т ^
^ гс £
р & а
с
>
I—
о
ф к ^ р со I-
оз о
о
с о > т
183
3 *
3 го н
о. о го ^ X ч
Рис. 2. Число дорожно-транспортных происшествий в Ленинградской области
в 2006 г. по видам причин
Много случаев нарушения правил дорожного движения (ПДД) пешеходами, по вине которых произошло 17,3% вида происшествий (574 от общего числа их); при этом погибли 141 человек, 452 получили ранения. По вине нетрезвых пешеходов погибли 6 и ранено 70 человек. Основными нарушениями ПДД со стороны пешеходов являются переход проезжей части вне зоны пешеходного перехода (411 ДТП) и переход проезжей части в неустановленном месте (134 ДТП); нетрезвое состояние пешехода (74 происшествия).
Значительный рост дорожно-транспортных происшествий в 2006 г. допущен в 3-х районах Ленинградской области: Лужском, Всеволожском, Тосненском, причем каждое пятое происшествие в области зарегистрировано во Всеволожском районе, что сопоставимо со среднеобластным ростом дорожно-транспортных происшествий.
Существенный рост числа погибших в ДТП наблюдается в Гатчинском, Лужском, Подпорожском районах. Число раненых в дорожно-транспортных происшествиях увеличилось в Сланцевском, Лужском и Всеволожском районах.
Анализ показал, что наиболее аварийными днями остаются суббота (597 происшествий) и воскресенье (574 ДТП); наиболее аварийным временем является время с 16.00 до 24.00 часов (включительно).
Трагично, что на дорогах Ленинградской области продолжают получать ранения и гибнут дети. В 2006 г. Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД) зарегистрировано 360 ДТП с участием детей, в которых 374 получили ранения и 25 детей погибли. Среди погибших детей 13 школьников, 9 дошкольников, 3 ребенка из числа так называемых неорганизованных детей. Из названных 25 погибших детей 17 (на 7 больше, чем в 2005 г.) погибли в качестве пассажиров автомобилей (часто по причине несоблюдения родителями ПДД), 5 детей (на 9 меньше, чем в 2005 году) погибли в качестве пешеходов, 1 - водителя мопеда, 1 - пассажира велосипеда.
Ранения получили 253 школьника, 73 дошкольника, 9 учащихся профессионально-технических училищ, 2 иностранца, 37 детей из так называемых неорганизованных. В числе получивших ранения: 166 детей-пешеходов (на 23 больше, чем в 2005 г.), 122 ребенка - пассажиры автомобилей (на 3 меньше, чем в 2005 году), 38 детей - велосипедистов (на 6 больше, чем в 2005 году), 21 - водители мопедов, 14 - пассажиры велосипедистов, 4 подростка - водители автомобилей, 9 - иных участников (на 7 больше, чем
в 2005 году). 117 дорожно-транспортных происшествий (на 10 больше предыдущего года) произошло по собственной неосторожности детей (это 32,5% от всех ДТП с детьми), в которых 3 ребенка погибли, а 123 (на 23 больше, чем в 2005 г.) получили ранения.
В качестве причин этих трагедий с детьми выступают незнание и нарушение правил безопасного поведения на дорогах. 76 ДТП (на 2 меньше, чем в 2005 году) произошло по неосторожности детей - пешеходов, 36 (на 8 больше, чем в 2005 году) происшествий из-за перехода через проезжую часть вне пешеходного перехода, 11 ДТП (на 2 больше, чем в 2005 году) из-за перехода через проезжую часть в неустановленном месте, 21 происшествие (на 2 меньше, чем в 2005 году) по причине неожиданного выхода из-за транспортных средств и сооружений на проезжую часть, 22 ДТП (на 8 больше, чем в 2005 году) по неосторожности подростков-водителей (мопеды, мотоциклы, автомобили), 19 происшествий (на 6 больше, чем в 2005 году) из-за неосторожности детей-велосипедистов.
Как следует из приведенных данных, положение с обеспечением транспортной безопасности неблагополучно, несмотря на меры по её улучшению [1-2]. Число происшествий и аварий транспортных агрегатов на дорогах Ленинградской области растет по всем показателям и практически ежегодно, что характерно в целом и для страны. Правомерна в такой ситуации постановка вопроса об изменении тенденций в закономерности дорожно-транспортных происшествий: речь идет на первом этапе о стабилизации положения с последующим переходом к динамичному снижению травм и аварий транспортных агрегатов на дорогах области.
Изложенное положение требует мер противодействия аварийности, в числе которых формирование культуры дорожно-транспортной безопасности. Это формирование осуществляется рядом мероприятий, целями которых является предотвращение аварийности, травмирования и гибели людей. В числе этих мероприятий факторы нормативно-правового, социального и комплексного обеспечения безопасности дорожного движения, включающего: активную и пассивную, поставарийную и экологическую безопасность, мероприятия по проектированию, строительству, уходу, обслуживанию дорог и по организации дорожного движения; организационно-массовые мероприятия с участниками дорожного движения (массовые мероприятия для водителей автомобилей, методы и средства усиления эмоционально-психологического воздействия на население); организацию и управление комплексными мероприятиями; инженерно-техническое и кадровое обеспечение безопасности дорожного движения и транспортных работ.
В целях профилактики транспортных происшествий надлежит много сделать по различным направлениям (кадровым, организационным, инженерно-техническим и др.). В частности, существенные резервы профилактики не реализованы по причине того, что многие участники дорожного движения не обладают основами дорожно-транспортной культуры, становясь причинами и источниками дорожно-транспортных происшествий и их жертвами. Речь идет о том, чтобы они не создавали помех движению транспорта своим неправильным (непрофессиональным) поведением, недисциплинированностью, психической неуравновешенностью, невыдержанностью, неумением адекватно оценивать дорожную обстановку, нарушением правил дорожного движения, непослушанием, недостойными примерами и т.п. Формирование культуры дорожнотранспортной безопасности неразрывно связано с уровнем воспитания и обучения.
Аспекты профилактики, как и сама проблема, многогранны. Остановимся кратко на некоторых из них.
Есть ряд организационных вопросов, которые могут коренным образом повлиять на снижение дорожно-транспортных происшествий. Речь идет об объединении усилий ГИБДД, производственных и образовательных учреждений, общественности, средств массовой информации, родителей школьников и студентов в вопросах воспитания законопослушных участников дорожного движения и формирования культуры поведения на дорогах. Этому способствовало бы создание и реализация программы практических действий всех заинтересованных организаций и родителей в вопросах профилактики дорожно-транспортного травматизма (особенно детского). Очевидно, что приемлемым является поэтапное решение проблемы, а именно, добиться в 2007 г. стабилизации (вместо роста) рассматриваемого травматизма, перейти в 2008 г. к его динамическому снижению в Ленинградской области и перейти с 2009 г. к стратегии и тактике его постепенной ликвидации к 2012-2015 гг. (в первую очередь детского травматизма). Путями решения этой задачи являются: усиление требований в обществе, производственных и учебных заведениях в части освоения основных положений правил дорожного движения (через обучение, средства массовой информации (печать, телевидение, месячники безопасности и др.) и обязанности выполнения их; разработка и внедрение в практику инженерно-технических методов и средств автоматического дублирования и корректирования действий операторов транспортных средств в травмоопасных ситуациях с целью предотвращения аварий; постоянное информирование специалистов, органов управления и населения о затратах на профилактические мероприятия по обеспечению безопасности транспортных средств в сравнении с ущербом от дорожно-транспортных происшествий; укомплектование мобильных патрульных служб ГИБДД врачом или обучение работников этих
служб основам медицинских знаний, методам и средствам оказания доврачебной помощи и вменение в обязанности оказывать эту помощь (учитывая, что около 50% погибших в дорожно-транспортных происшествиях умирают по причине отсутствия своевременной медицинской помощи); широкое внедрение в практику эксплуатации транспортных средств обоснованных и разработанных трудоохранной наукой методов и средств инженерно-технического обеспечения безопасности [4]; дальнейшие исследования отдельных аспектов проблемы с выходом на практические результаты. Возможность профилактики дорожно-транспортных происшествий подтверждена результатами исследований проблемы трудоохранной научной школой СПбГАУ [1-5]. В настоящее время исследования проблем рассматриваемого плана в указанном направлении интенсивно продолжаются на факультете безопасности жизнедеятельности СПбГАУ.
Литература
1. Шкрабак, B.C. Прогнозирование травматизма в АПК и путей его профилактики / B.C. Шкрабак,
В.В. Шкрабак, Р.В. Шкрабак [и др.]. - СПб.: Изд-во СПбГАУ, 2002. - 112 с.
2. Шкрабак, В.В. Модель прогноза производственного травматизма в АПК / В.В. Шкрабак // Тракторы и с.-х.
машины. - 2005. - № 10. - С. 49-51.
3. Инженерно-технические методы и средства профилактики травматизма в АПК / B.C. Шкрабак, А.А. Попов, Р.В. Шкрабак [и др.]. - СПб., 2003. - С. 490.
4. Шкрабак, В.В. Инженерно-техническое обеспечение безопасности транспортных работ / В.В. Шкрабак, Р.В. Шкрабак // Механизация и электрификация сельского хозяйства. - 2007. - № 3. - С. 32-33.
5. Шкрабак, Р.В. Инженерно-технические средства для предотвращения аварий автотракторных поездов /
Р.В. Шкрабак// Тракторы и с.-х. машины. - 2007. - № 3. - С. 47-49.
----------♦'------------
УДК 658.382.2 В.В. Шкрабак, Р.В. Шкрабак
МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА И СРЕДНЕСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТРАВМАТИЗМА И ПУТЕЙ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ТРАНСПОРТНЫМ АВТОТРАКТОРНЫМ АГРЕГАТАМ
В статье рассматриваются проблемы прогнозирования и ликвидации производственного травматизма. Для удачной их реализации, по мнению авторов, необходимо знание тенденций его развития. Именно это позволит определить пути профилактики, противодействия негативным факторам, ведущим к травмам, авариям и другим нежелательным явлениям.
Как известно, производственный травматизм стабильно является постоянным спутником производства практически во всех отраслях хозяйства страны и мира. В некоторых из них с годами налицо тенденции к снижению числа травм, в других положение стабилизировалось на постоянном уровне, а в некоторых имеет место стабильная динамика роста. Общим практически для всех из них является рост травматизма на транспортных работах, выполняемых автотракторным парком. Причинами тому является ряд обстоятельств, характерных для условий современного производства, уровня автомобилизации населения в целом и роста грузоперевозок автотракторными поездами. Определяющими здесь являются: человеческий фактор в системе «человек - среда - транспортное средство», природно-климатические условия, состояние дорожной сети и организации работы по обеспечению безопасности на ней различными службами, оперативность и качество оказания первой и медицинской помощи пострадавшим, профессионализм и дисциплинированность водительского состава, а также пешеходов в части соблюдения требований правил дорожного движения, культура поведения на дорогах водителей транспортных средств и граждан, нормативно-правовое, кадровое и инженерно-техническое обеспечение безопасности и др. Как показывает практика и анализ проблемы в течение ряда десятилетий, без научного подхода цель снижения числа транспортных происшествий, раненых и погибших при этом людей недостижима.
Для обстоятельного научного решения проблем снижения и ликвидации производственного травматизма необходимо знать тенденции его развития (причины, источники, динамику, уровень и др.). Знание этих