Научная статья на тему 'Некоторые аспекты дорожно-транспортного травматизма в крупном промышленном городе'

Некоторые аспекты дорожно-транспортного травматизма в крупном промышленном городе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
274
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ ТРАВМЫ / ROAD TRAFFIC ACCIDENTS / ROAD TRAFFIC INJURIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Губайдуллин М. И., Зарков С. И.

На основании комплексного медико-социального исследования официальных данных из Управления ГИБДД ГУВД по Челябинской области, Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, первичных медицинских документов городских клинических больниц (ГКБ) № 3 и 9 города Челябинска по поводу дорожно-транспортных происшествий в г. Челябинске и транспортных травм за период с 2001 по 2009 годы выявлены особенности динамики числа дорожно-транспортных происшествий и условий причинения травм. Установлена тенденция к снижению числа погибших в ДТП и зависимость числа и тяжести последствий автомобильных происшествий от сезона, времени суток, человеческого и медицинского факторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Губайдуллин М. И., Зарков С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of road traffic injuries accidents in a large industrial city

Based on a comprehensive medical and social research of official data from the Office of Traffic Police Department of Internal Affairs of the Chelyabinsk region and the Federal State Statistics Service of the Chelyabinsk region and the primary medical records of City Clinical Hospital (CCH) № 3 and № 9 of Chelyabinsk on road accidents in Chelyabinsk and traffic injuries since 2001 and 2009 revealed features of the dynamics of road accidents causing injuries and conditions. The tendency to reduce the number of road deaths and the dependence of the number and severity of road accidents on the season, time of day, human and medical factors

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты дорожно-транспортного травматизма в крупном промышленном городе»

УДК 617-001+614.2:658+340.642

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В КРУПНОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ГОРОДЕ

М.И. Губайдуллин, С.И. Зарков

Челябинская государственная медицинская академия, г. Челябинск

На основании комплексного медико-социального исследования официальных данных из Управления ГИБДД ГУВД по Челябинской области, Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, первичных медицинских документов городских клинических больниц (ГКБ) № 3 и 9 города Челябинска по поводу дорожно-транспортных происшествий в г. Челябинске и транспортных травм за период с 2001 по 2009 годы выявлены особенности динамики числа дорожно-транспортных происшествий и условий причинения травм. Установлена тенденция к снижению числа погибших в ДТП и зависимость числа и тяжести последствий автомобильных происшествий от сезона, времени суток, человеческого и медицинского факторов.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, транспортные травмы.

Актуальность. По всему миру в дорожнотранспортных происшествиях ежедневно погибает более 3 тыс. человек. Россия по частоте смертности и инвалидности от ДТП прочно удерживает лидирующее положение в мире. Невосполнимые человеческие потери в нашей стране от ДТП намного больше, чем от всех онкологических заболеваний или от болезней системы кровообращения в целом [1]. Характеризуя состояние дорожнотранспортных происшествий, участники Третьей ежегодной конференции по вопросам транспорта, безопасности движения и здоровья, проходившей в Вашингтоне 2-3 декабря 1997 года, расценили данную проблему как «мировая ДТП-эпидемия с тяжёлыми медико-социальными последствиями» [2]. Министр внутренних дел РФ Р. Нургалиев в докладе на международном конгрессе по безопасности дорожного движения в Санкт-Петербурге, отметил, если не будут приняты эффективные меры в отношении профилактики, то уровень смертности и первичного выхода на инвалидность вырастут в мире к 2020 году на 67 % [3].

Цель исследования - выявить некоторые аспекты обстоятельств происхождения ДТП и транспортного травматизма в городе Челябинске.

Материал и методы. В настоящем исследовании были использованы медицинские карты стационарного больного (ф. № 003/у) ГКБ № 3 и 9 города Челябинска; официально представленные сведения из Управления ГИБДД ГУВД по Челябинской области и данные Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области за период с 2001-2009 годы. Все материалы эпидемиологического анализа обработаны статистическими методами и приемами эпидемиологической диагностики с расчетом темпа роста, темпа прироста, интенсивных показателей и их ошибок.

Сравнения групп производили путем расчета Манна-Уйтни и критерия х. Различия считали статистически значимым при значении р < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. По данным Управления ГИБДД ГУВД по Челябинской области в период с 2001 по 2009 годы в Челябинске произошло 17 130 дорожно-транспортных происшествий, в которых были ранены 19 979 человек и 1907 погибло. За указанный срок в городе ежегодно происходили в среднем 1903 ДТП, сопровождавшиеся гибелью 212 и ранением 2220 человек.

Средний абсолютный прирост количества ДТП в городе Челябинске в перерасчете на 100 тыс. населения за период с 2001 по 2009 годы составил

298,4, относительный прирост - 14,54 %, что отражено на рис. 1.

Прирост количества пострадавших в ДТП за девятилетний период составил 414,88 в перерасчете на 100 тыс. населения (17,1 %) (рис. 2).

Несмотря на рост количества ДТП и раненых в городе Челябинске в отмеченное время отмечается тенденция к снижению количества погибших в ДТП. Как указано на рис. 3, среднегодовая абсолютная убыль погибших в перерасчете на 100 тыс. населения составила 32,13, относительная - 16,41 %.

В Челябинской области отмечено увеличение количества несчастных случаев в 2002 и 2003 годах, затем устойчивая тенденция к снижению в следующие шесть лет. К январю 2010 года по числу ДТП и погибших Челябинская область утвердилась на 10-м ранговом месте среди субъектов Российской Федерации, а по общему количеству раненых - на 12-м. В Челябинске пик ДТП наблюдался в 2003 году, в 2004 году произошло снижение их количества, а в дальнейшем после неболь-

2001 год 2002 год 2003 год 2004 гад 200Б гад 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год Рис. 1. Динамика количества ДТП по городу Челябинску за период с 2001 по 2009 гг.

2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год Рис. 2. Динамика количества раненых в ДТП по городу Челябинску за период с 2001 по 2009 гг.

шого увеличения этот показатель варьировал в пределах данных 2003 года.

Различия областных и городских показателей проявились, в основном, в количестве раненых. Так, число раненых в Челябинской области после прохождения своего критического уровня в 2003 году ежегодно уменьшалось, в городе данный показатель достиг своего максимального уровня в 2007 году с тенденцией к снижению в последующие годы. Удельный вес количества происшествий на дорогах областного центра в структуре региона составил 37,5 %, а количества пострадавших -35,2 %. Соотношение количества погибших к количеству ДТП и к числу пострадавших в городе составило 1:9 и 1:11,5, а в области - 1:7 и 1:9 соответственно (рис. 4, а, б).

Принято считать, что уровень ДТП и их по-

следствий определяется уровнем автомобилизации. По прогнозам быстро растущее количество автомобилей предполагает повышение вероятности роста числа дорожно-транспортных происшествий и создание проблем при организации оказания медицинской помощи пострадавшим на всех ее этапах. Резкое увеличение количества ДТП и их последствий происходит в период роста числа автомобилей со 100 до 300 единиц на 1 тыс. населения [4]. В Челябинском городском округе уровень автомобилизации изменился со 141,8 единиц на 1 тыс. жителей в 2001 году до 239,7 единиц на 1 тыс. жителей в 2009 году. Однако исследование предполагаемой зависимости количества дорожнотранспортных происшествий и погибших в них лиц от количества автомобилей позволило установить, что ежегодный, почти 12-тысячный прирост

Проблемы здравоохранения

2001 гад 2002 гад 2003 год 2004 год 2005 год 2006год 2007 год 2008 год 2009 год Рис. 3. Динамика количества погибших в ДТП по городу Челябинску за период с 2001 по 2009 гг.

1,20

1,19

1,18

1,17

1,16

1,15

1,14

1,13

1,12

1,11

0,1s

0,16

0,14

0,12

0,10

0,0s

0,06

0,04

0,02

0,00

Рис

□ Челябинская область

□ г. Челябинск

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 200S 2009

а)

□ Челябинская область

□ г. Челябинск

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

б)

4. Соотношение количества раненых (а) и погибших (б) людей к количеству совершенных ДТП

автопарка не сопровождался повышением числа несчастных случаев и их жертв на дорогах. Показатели аварийности и потенциальной опасности для городского жителя из расчета на 10 тыс. единиц транспорта имеют устойчивую направленность к снижению после 2003 года. Так число ДТП в период с 2003 по 2009 год сократилось с 95,7 до

66,4, а погибших - с 12,7 до 5,3 на 10 тыс. единиц транспорта.

Особо следует отметить, что показатели происшествий на дорогах города и травматизма, связанного с транспортом, имеют стойкую сезонную зависимость. Как правило, число ДТП и общее количество пострадавших ежегодно возрастает, начиная с мая месяца, и достигает своего максимального уровня в период с августа по октябрь, в то время как летальные исходы значительно чаще отмечаются в период с июля по октябрь (рис. 5).

Для показателей количества ДТП и пострадавших также характерна суточная зависимость, аналогично выраженная в каждом изучаемом году. При почасовом распределении среднегодовой показатель аварийности и травматизма представляется следующим образом: в период с 00:00 до 06:00 часов приходится наименьшее (р < 0,05; ъ < 1,96) количество несчастных случаев (8,2 %); к 12:00 часам количество дорожных происшествий возрастает почти в три раза и достигает 24,1 %. Наибольшее количество ДТП (36,3 %) зафиксировано в период с 12:00 до 18:00 часов. В течение последующего шестичасового интервала (18:00-24:00 часов) установлено постепенное снижение частоты происшествий - до 31,5 % случаев. В общей сложности в первую половину суток происходит 32,3 % ДТП, соответственно во второй половине - 67,7 % случаев. В ночное время (0-6 часов) количество ДТП и раненых людей статистически значимо меньше (р < 0,05; ъ > 1,96), чем в дневное (12-18 часов) и вечернее (18-24 часа) время, также выявляются различия этих же показателей между утренними (6-12 часов) и дневными (12-18 часов) значениями. От травм, полученных в ДТП, погибает людей статистически значимо больше (р < 0,05; ъ > 1,96) в вечернее время, чем в остальные промежутки времени. В целом количественное соот-

ношение погибших к пострадавшим в первые 6 часов составило 1:6; с 7 до 12 часов - 1:11,5; в период с 13 до 18 часов - 1:16; в интервале 19-24 часов - 1:11.

В городе Челябинске основными видами дорожно-транспортных происшествий, сопровождавшимися причинением телесных повреждений участникам дорожного движения, являются: наезд на пешехода; столкновение с транспортным средством, с препятствием; опрокидывание транспортного средства. В период с 2001 по 2009 годы удельный вес наездов на пешеходов составил 65,6 % от всех ДТП (см. таблицу).

Для этого вида дорожного происшествия характерно причинение тяжелых множественных и сочетанных травм. Так, из 12 638 лиц, травмированных в результате наездов, 76,0 % погибло. Среди пострадавших в этом виде ДТП подавляющим большинством (91,3 % случаев) представлены пешеходы. На фоне относительной равномерности возникновения в течение года случаев наездов на пешеходов наибольшее количество их регистрировали в период с сентября по декабрь. В 67,0 % случаев наезды происходили в светлое время суток и в 24,2 % - на освещённых улицах в темное время суток. При этом дороги в 59,7 % были сухими, в 19,8 % - мокрыми и в 10,9 % случаев -

1 -ДТП

2-Погибло

3-Ранено

4-Пострадавшие

Рис. 5. Распределение по месяцам данных по ДТП, раненым, погибшим и пострадавшим за период с 2001 по 2009 годы

Показатели по основным видам дорожно-транспортных происшествий

Вид ДТП ДТП Погибло Ранено

Абс. Уд. вес Абс. Уд. вес Абс. Уд. вес

Наезд на пешехода 11 237 65,6 1449 76,0 11 189 56,0

Столкновение 5516 32,2 357 18,7 8251 41,3

Опрокидывание 302 1,8 49 2,6 456 2,3

Другой вид 75 0,4 52 2,7 83 0,4

Итого 17 130 100 1907 100 19 979 100

Проблемы здравоохранения

со снежным накатом. Следует отметить, что были признаны виновными в ДТП 62,3 % пешеходов.

На долю столкновений с транспортными средствами и неподвижными препятствиями приходится 32,2 % от общего количества несчастных случаев на дорогах города. Подавляющее большинство (р < 0,05; ъ < 1,96) дорожных происшествий такого вида произошло также в светлое время суток (70,2 %) и на освещенных в темное время улицах (25,1 %). Состояние проезжей части дорог, на которых отмечены столкновения, в основном признано сухим (63,3 %), существенно реже мокрым (17,5 %) или имевшим снежный накат (9,6 %). Среди травмированных участников дорожного движения с 53,0 % лидируют пассажиры, на втором ранговом месте водители - 45,4 % и на третьем пешеходы - 1,6 %. В столкновениях виновными признаны лица только в категории водителей, доля которых составила 61,7 % из числа пострадавших в столкновениях водителей.

Удельный вес случаев опрокидывания транспортных средств в общей структуре ДТП составил 1,8 %. Опрокидывания также происходили преимущественно в светлое время суток или при наличии освещения на сухих и мокрых дорогах. Признаны виновными 90,0 % пострадавших водителей.

Анализ зависимости частоты несчастных случаев от состояния проезжей части дорог на улицах города показал, что в подавляющем большинстве случаев (61,0 %) ДТП произошли на сухом дорожном покрытии, реже (19,0 %) - на мокром, а наименьшее число (10,4 %) - на дорогах со снежным накатом (р < 0,05; ъ < 1,96). Наименьшее количество происшествий (р < 0,05; ъ < 1,96) отмечено на дорогах, загрязненных и обработанных зимой противогололедным материалом (по 0,7 %), заснеженных (5,1 %) и в гололедицу (3,1 %).

При оценке степени влияния освещения дорог на частоту ДТП установлено, что наибольшее количество происшествий (р < 0,05; ъ < 1,96) наблюдалось в светлое время суток (в 67,7 %). Несчастные случаи, зафиксированные в темное время суток, происходили в основном (р < 0,05; ъ < 1,96) на освещённых дорогах (24,6 %) и реже (7,7 %) - на дорогах неосвещённых улиц.

Таким образом, при соответствии относительно постоянного дорожного фактора (местоположение и ширина дорожного полотна, характер и качество покрытия, наличие необходимых дорожных знаков) нормативным требованиям дорожные переменные факторы (метеорологические условия, гололед и грязь в осенне-зимневесеннее время года и прочие) в городе не оказывают значительного влияния на частоту дорожнотранспортных происшествий.

Анализ сводных данных УВД по городу Челябинску показал, что среди причин, способствовавших возникновению ДТП, роль объективных факторов (состояние дорог и техническое состояние

транспорта) не значительна в сравнении с субъективными, поведенческими факторами участников дорожного движения, а именно, пешеходов и водителей. Большинство ДТП (р < 0,05; ъ < 1,96) связано с нарушением Правил дорожного движения (ПДД) водителями легковых автомобилей (61,7 %) и пешеходами (33,2 %).

Установлено, что наиболее частыми видами нарушений ПДД водителями являются (р < 0,05; ъ < 1,96): несоблюдение очередности проезда перекрестков (26,8 %); несоответствие скорости конкретным условиям (17,6 %); выезд на полосу встречного движения (12,8 %); превышение установленного скоростного режима (12,3 %); несоблюдение дистанции до впереди идущего автотранспорта (10,2 %).

Нарушения ПДД пешеходами представлены в основном (р < 0,05; ъ < 1,96) в виде перехода проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода (85,9 %).

Выводы

1. Дорожно-транспортные происшествия и связанные с ними несчастные случаи за период с 2001 по 2009 годы имеют устойчивую тенденцию к росту: абсолютный прирост количества ДТП в Челябинске в перерасчете на 100 тыс. населения составил 298,4, относительный прирост - 14,54 %; прирост количества пострадавших в ДТП составил 414,88 на 100 тыс. населения (17,1 %).

2. Установлены сезонная и суточная зависимости колебаний частоты ДТП в городе Челябинске: наибольшее количество ДТП происходит в период с августа по октябрь, а по времени суток -в интервале с 12:00 до 18:00 часов. От травм, полученных в ДТП, погибает людей статистически значимо больше в вечернее время, чем в остальные промежутки времени.

3. Основными причинами ДТП являются нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств и пешеходами.

Литература

1. Кудрявцев, Б.П. Методика анализа и оценки качества оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных катастрофах: пособие для врачей / Б. П. Кудрявцев, Л.М. Яковенко, В.Е. Розанов // Прил. к журн. «Медицина катастроф». -М.: ВЦМК «Защита». - 1999. - № 5. - 28 с.

2. Нургалиев, Р. Программа-минимум по борьбе с аварийностью / Р. Нургалиев // Круиз контроль. - 2008. - № 10. - С. 4-5.

3. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма: Обзорная информация. - М.: НИЦ БДДМВД России, 2006. - Вып. 18. - 68 с.

4. Шипунов, Д.А. Дорожно-транспортный травматизм как проблема здоровья населения: пути решения / Д.А. Шипунов // Мед.-социал. аспекты здоровья и воспроизводства населения России в 90-е годы: сб. ст. - М.: Медицина, 1997. -Ч. 1. - С. 140-142.

Поступила в редакцию 16 июля 2011 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.