Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
288
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВМЫ / ТРАВМАТИЗМ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФИЛАКТИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ибрагимова Эвелина Энверовна

Профилактика травматизма в образовательных учреждениях - неотъемлемая часть безопасности жизнедеятельности детей и подростков, что обуславливает актуальность данного вопроса. Статические данные свидетельствуют о высоком уровне травматизации обучающихся, причем существуют выраженные гендерные (наиболее часто травматизации подвергаются мальчики) и возрастные отличия (уровень травматизации детей младшего школьного возраста выше, чем в других возрастных группах). Данные факты необходимо учитывать при организации и проведении мероприятий по профилактике детского травматизма, являющихся комплексной работой родителей, педагогов, администрации школ. Ключевая роль в данном вопросе принадлежит учителю основ безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO DEVELOPING SAFE BEHAVIOUR SKILLS OF STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Prevention of injuries in educational institutions is an integral part of the safety of children and adolescents, which determines the relevance of this issue. Static data indicate a high level of traumatization of schoolchildren's, with pronounced gender (boys are the most frequently traumatized) and age differences (the level of traumatization of children of primary school age is higher than in other age groups). These facts should be taken into account in the organization and conduct of activities for the prevention of child injuries, which are a comprehensive work of parents, teachers, school administration. The key role in this issue belongs to the teacher of the basics of life safety.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Педагогика

УДК 371; 614.8

кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности Ибрагимова Эвелина Энверовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. Профилактика травматизма в образовательных учреждениях - неотъемлемая часть безопасности жизнедеятельности детей и подростков, что обуславливает актуальность данного вопроса. Статические данные свидетельствуют о высоком уровне травматизации обучающихся, причем существуют выраженные гендерные (наиболее часто травматизации подвергаются мальчики) и возрастные отличия (уровень травматизации детей младшего школьного возраста выше, чем в других возрастных группах). Данные факты необходимо учитывать при организации и проведении мероприятий по профилактике детского травматизма, являющихся комплексной работой родителей, педагогов, администрации школ. Ключевая роль в данном вопросе принадлежит учителю основ безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: травмы, травматизм, обучающиеся, профилактика, безопасность жизнедеятельности.

Annotation. Prevention of injuries in educational institutions is an integral part of the safety of children and adolescents, which determines the relevance of this issue. Static data indicate a high level of traumatization of schoolchildren's, with pronounced gender (boys are the most frequently traumatized) and age differences (the level of traumatization of children of primary school age is higher than in other age groups). These facts should be taken into account in the organization and conduct of activities for the prevention of child injuries, which are a comprehensive work of parents, teachers, school administration. The key role in this issue belongs to the teacher of the basics of life safety.

Keywords: traumas, traumatism, students, prevention, safety of vital activity.

Введение. Проблема безопасности и безопасной жизнедеятельности в настоящее время приобрела особую актуальность, так как опасные чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера приобретают глобальные масштабы. Риск нанесения ущерба здоровью и даже жизни людей, оказавшихся в зоне чрезвычайных ситуаций очень высок, что подтверждается высоким уровнем травматизации. В зависимости от вида травмирующего фактора, травмы могут быть механическими, термическими (ожоги, обморожения), химическими, также различают баротравмы, электротравмы и комбинированные повреждения [11. Следовательно, травматизм - это серьезная социально-экономическая и медико-биологическая проблема современного социума и государства в целом, так как приводит в большинстве случаев к инвалидности и смертности. Следует отметить, что наиболее уязвимой категорий являются дети и подростки, поэтому организация и проведение профилактических мероприятий по предотвращению травматизма в образовательных учреждениях является основной целью администрации, педагогов и медицинского персонала образовательных организаций.

Цель данной работы заключается в обосновании необходимости формирования навыков безопасного поведения учащихся образовательных учреждений как важной составляющей профилактики травматизма.

Изложение основного материла статьи. Согласно статистическим данным, показатель травматизма у лиц мужского пола значительно выше, чем у женщин и превышает его в 1,5-1,8 раза. Отличительной особенностью травматизации мужчин является более выраженная степень тяжести (размозжения, травматические ампутации и травмы внутренних органов), почти в 2 раза чаще - внутричерепные травмы с переломами костей черепа, переломы позвоночного столба [2, 31. Аналогичная ситуация имеет место и среди детского населения, где показатели травматизма у мальчиков значительно выше (61,8% всех травм). В частности, показатель травматизма у мальчиков составляет 139,0%о, у девочек - 90,3%о соответственно. Отличительной особенностью травматизации мальчиков является большая степень тяжести, чем у девочек, так как они чаще получают открытые раны и повреждения кровеносных сосудов, переломы костей черепа, травмы глаза и глазницы, переломы костей верхних и нижних конечностей [2]. Анализ структуры травматизма выявляет значимое преобладание бытовых и уличных травм у детей и подростков, которые суммарно определяют более 80% всех случаев. На третьем месте, хотя и с большим отставанием, идут травмы, полученные в школе (9%). Четвертое и пятое места занимают спортивные (4%) и транспортные (3%) травмы [3].

Следовательно, травматизм детского населения - это актуальная проблема, требующая разработки и принятия профилактических мер, направленных на его снижение (или предотвращение). В данном контексте особое значение приобретают воспитательные подходы со стороны взрослых (родителей, педагогов), направленные на формирование у детей и подростков идеологии личной безопасной жизнедеятельности, ответственного отношения к своему здоровью, а также здоровью и безопасности окружающих. В этой связи важное профилактическое значение имеют меры по предупреждению несчастных случаев и травм детей и подростков. Следует отметить, что показатели травматизма среди детей разного возраста распределяются крайне неравномерно. Так, многочисленные данные свидетельствуют, что наиболее уязвимой возрастной группой являются дети младшего школьного возраста [2-4]. Этот факт вполне очевиден и предсказуем, так как дети младшего школьного возраста не в состоянии оценить реальную угрозу для жизни и здоровья многочисленных рисков, окружающих их. Кроме этого следует отметить «самостоятельность» детей, начинающих посещать школу и часто оказывающихся на улице без присмотра взрослых, что увеличивает возможность их травматизации. Поэтому уже в начальной школе необходимо проводить работу с детьми, направленную на формирование безопасного поведения, так как «...травма - это не только результат небезопасных условий быта, на улице, на производстве, это еще в очень большой степени - результат определенного поведения, которое может материализоваться в травме в любых условиях» [3]. В данный возрастной период есть высокий шанс переориентации личностных качеств обучающихся, так как в большинстве случаев при совершении опасных поступков у них практически отсутствуют представления о реальном уровне опасности в различных жизненных ситуациях. Этот факт обусловливает важность

проведения с детьми воспитательной и просветительной работы, отражающейся в проведении различных мероприятий, посвященных профилактике травматизма и формированию здорового образа жизни (викторины, соревнования, ролевые и интерактивные игры, оформление классных уголков по профилактике травматизма и т.д.) и способствующих формированию навыков безопасного поведения. Данные мероприятия должны проводиться не только в рамках просветительской и воспитательной работы, но и внеурочной деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.

Формирование навыков безопасного поведения учащихся осуществляется в рамках изучения школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», введенного в образовательный процесс с 1991 г., поэтому главной задачей учителей ОБЖ является обеспечение учащихся специальными знаниями, умениями и навыками выживания в экстремальных жизненных ситуациях, а так же правилами адекватного поведения и внутренней психологической готовности к оказанию первой помощи. Важной задачей общеобразовательных организаций является формирование личности безопасного типа, поэтому учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» включен в число обязательных для изучения . Освоение теоретических знаний по ОБЖ способствует формированию базового уровня культуры безопасной жизнедеятельности, обеспечивающей учащихся необходимыми практическими навыками распознания угроз и опасностей различного характера и правилами поведения при них.

У большинства родителей сформирован стойкий стереотип о том, что воспитательная и просветительская работа с детьми - прерогатива образовательной организации, однако такая работа окажется недостаточно эффективной, так как только во взаимодействии педагогов и родителей может быть достигнут наибольший результат по профилактике детского и подросткового травматизма [5]. Поэтому родители должны четко осознавать важность своей роли в первичной профилактике травматизма детей. Работа в данном направлении должна проводиться в формировании навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в образовательном учреждении путем обучения детей правилам дорожного движения и поведения на дороге, улице, правилам поведения в школе, а также правилам электрической и пожарной безопасности. Итогом данной работы может стать значительное снижение уровня травматизации детей.

Время нахождения детей в образовательном учреждении - период ответственности администрации и педагогов за их безопасность, так как образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (Закон РФ «Об образовании» (ст. 32, п. 22)), поэтому профилактические мероприятия по предотвращению травм приобретают первостепенное значение и все усилия должны быть направлены на формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся. Достигнуть этого можно путем организации и проведения различных мероприятий и форм взаимодействия с родителями, педагогами и обучающимися. Работа с педагогами заключается в неукоснительном соблюдении правил охраны труда и техники безопасности в образовательном учреждении, а также умении оказывать первую доврачебную помощь при чрезвычайном происшествии (в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2016), профессиональным стандартом «Социальный работник», утвержденным приказом Минтруда России от 18.11.2013 № 677Н).

В свою очередь, работа с родителями направлена на формирование информационного контента по профилактике травматизма детей, путем проведения родительских собраний, встреч со специалистами здравоохранения, сотрудниками ГИБДД, МЧС.

Работа с обучающимися направлена на:

1. проведение с ними инструктажа по технике безопасности во время занятий и на переменах,

2. организацию и проведение тематических классных часов,

3. организацию и проведение встреч с сотрудниками ГИБДД, МЧС, медиками,

4. подготовку и оформление стендов и стенгазет по профилактике травматизма,

5. проведение конкурсов и соревнований по знанию ПдД и правил поведения на дорогах,

6. демонстрацию видеофильмов по профилактике травматизма среди детей и подростков,

7. организацию и проведение мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях,

8. проведение внеурочных мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности (конкурсы, викторины, брейн-ринги).

Эффективность перечисленных мероприятий по профилактике травматизма среди детей и подростков напрямую связана с возрастом обучающихся, поэтому в каждой возрастной группе есть определенная специфика, пренебрегать которой нельзя. Младшая возрастная группа характеризуется повышенной активностью, являющейся одной из основных причин детского травматизма. В этой связи избыточную энергию детей необходимо «направлять» в сторону спорта, физической активности путем организации подвижных игр.

У обучающихся среднего и старшего школьного возраста как правило сформирован понятийный аппарат об элементарных мерах профилактики травматизма. В этой возрастной группе необходима организация спортивных, культурно-массовых мероприятий, на подготовку к которым подросток должен выделять время, свободное от занятий, а не тратить его бесцельно и впустую. Такой подход тоже будет способствовать снижению риска травматизации.

Важно привлекать старшеклассников к проведению мероприятий по профилактике травматизма [6], проводимым с младшими школьниками, что будет способствовать формированию чувства ответственности перед ними, а у младших школьников - стремлению быть похожими на старших товарищей и следовать их примеру.

В образовательном учреждении основным координатором всех перечисленных мероприятий должен выступать педагог-организатор основ безопасности жизнедеятельности. Именно от его организаторских способностей и профессиональных компетенций во многом будет зависеть профилактика травматизма. Если педагоги, родители, администрация проводят беседы или разного рода мероприятия в соответствии с определенными графиками или датами, то учитель ОБЖ осуществляет данную работу планово и систематически практически на каждом занятии. В этой связи подготовке специалистов данного профиля необходимо уделять особое внимание. Именно эта цель легла в основу подготовки бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности» и магистров «Управление в области безопасности жизнедеятельности» в

Крымском инженерно-педагогическом университете имени Февзи Якубова, так как зачастую преподавание этой важной и актуальной в настоящее время дисциплины осуществляется преподавателями других профилей подготовки или специалистами, не имеющими педагогического образования.

Подготовка бакалавров и магистров в области безопасности нацелена на формирование культуры безопасной жизнедеятельности обучающихся, в которой одним из важных компонентов является ориентация детей и подростков на здоровый образ жизни, поддержание высокого уровня здоровья, а, следовательно, и профилактику травматизма. Охрана здоровья детей - одна из основных профессионально-специализированных компетенций бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности» и магистров программы «Управление в области безопасности жизнедеятельности», которая подразумевает не только ориентацию на здоровый образ жизни, но и умение в критической ситуации оказать первую доврачебную помощь пострадавшему. Оказание первой помощи направлено на спасение охраняемых законом интересов -жизни или здоровья пострадавшего человека, являющихся высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). В данном контексте подготовка бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности» подразумевает формирование теоретических знаний и практических навыков по оказанию первой помощи.

Выводы. Таким образом, резюмируя выше изложенное, можно прийти к следующим выводам:

Показатель травматизации детей и подростков достаточно высокий, причем тяжесть повреждения зависит от возраста и пола: наиболее уязвимой является группа младших школьников; мальчики травмируются чаще и тяжелее девочек.

Профилактика травматизма - серьезная комплексная работа, эффективность которой определяется взаимодействием родителей, педагогов, администрации школ, сотрудников здравоохранения, ГИБДД и МЧС. Именно такой подход будет способствовать формированию у обучающихся осознанного и ответственного отношения к личной безопасной жизнедеятельности и сохранению здоровья, а также бережного отношения к здоровью окружающих.

Учитель основ безопасности жизнедеятельности выполняет ключевую роль в профилактике детского травматизма, а также умении оказывать первую помощь в случае травмирования детей. Данный факт ставит перед вузами, выпускающими бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности» и магистров данного направления, важную задачу - осуществлять качественную подготовку педагогов от уровня которой будет зависеть здоровье и даже жизнь обучающихся.

Литература:

1. Популярная медицинская энциклопедия / В. Покровский. - 1991. - 688 с.

2. Андреева Т.М. Травматизм в Российской Федерации на основе данных статистики / Т.М. Андреева // Социальные аспекты здоровья населения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/234/30/lang,ru/.

3. Щетинин С.А. Анализ частоты и последствий травматизма в России / С.А. Щетинин, С.А. Щетинин // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17871.

4. Приешкина А.Н., Жукенов С.Р. Профилактика детского травматизма в школе / А.Н. Приешкина, С.Р. Жукенов // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - Том 10. - № 2. - 2016. -

С. 55-62.

5. Даниленко О.В. Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни в процессе подготовки бакалавров педагогического образования / О.В. Даниленко, И.Н. Корнева, Я.Г. Тихонова // Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия: сб. науч. трудов по материалам X Международной научно-практ. конференции (Россия, г. Новосибирск, 17-18.04.2015 г.) // Международный научный институт <^исайо» - Ежемесячный научный журнал. - 2015. - № 3 (10). - С. 147-149.

6. Цыганков С.Н. Охрана труда в школе. Система работы руководителя. / С.Н. Цыганков. -М.: Учитель, 2007. - 303 с.

Педагогика

УДК 811.111: [378.4:61]

кандидат педагогических наук, доцент Игнатьева Татьяна Станиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); старший преподаватель Мясникова Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-

МЕДИКОВ

Аннотация. Актуальность данного исследования заключается в том, что практическое владение иностранным языком выпускниками медицинских вузов в условиях расширения международных контактов становится одним из значимых факторов их профессионального и личностного саморазвития. В связи с этим целью данного исследования является выявление коммуникативных потребностей специалиста-медика при использовании иностранного языка, которые следует учитывать при разработке методики обучения иноязычному профессионально-деловому общению студентов медицинских вузов. Анализ результатов исследования позволил авторам сделать вывод, что весь процесс обучения иностранному языку в медицинском вузе должен быть профессионально ориентирован, подчиняться основной профессиональной деятельности будущего специалиста-медика, способствовать решению профессиональных задач.

Ключевые слова: английский язык, специалист-медик, студент-медик, коммуникативные потребности, профессионально-деловое общение, информационно-коммуникационные технологии.

Annotation. The relevance of the study lies in the fact that the practical knowledge of a foreign language by medical graduates in the context of the international contacts expansion is becoming one of the significant factors of their professional and personal self-development. In this regard, the purpose of this study is identifying the medical specialist's communication needs while using a foreign language, which should be taken into account when

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.