Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЖИЗНЕННАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОНУС / СТУДЕНТЫ- ПЕДАГОГИ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина Светлана Алексеевна, Корнева Людмила Валентиновна

В статье представлены данные эмпирического исследования психологической готовности студентов первых-третьих курсов московского педагогического государственного университета к обучению в дистанционном формате в условиях пандемии. Авторами рассмотрены такие показатели психического состояния будущих педагогов, как эмоциональный тонус и психическое напряжение, а также определен индекс их жизненной удовлетворенности в новых условиях обучения. В настоящей статье представлен сравнительный анализ эмоционального состояния обучающихся, исследуемого на двух этапах: в апреле 2020 года, когда студенты впервые полностью перешли на дистанционный формат обучения, и в октябре 2020 года, когда к данному формату вернулись в условиях нарастания новой волны пандемии. Полученные результаты первого этапа исследования выявили, что резкие изменения условий образовательного процесса, а именно перевод его на дистанционное обучение, а также технические сложности с оборудованием и скоростью работы интернета, оказали негативное влияние на эмоциональное состояние многих студентов. Данные второго этапа исследования показали, что в большинстве своем будущие педагоги адаптировались к дистанционной форме обучения и не испытывают высокого психоэмоционального напряжения в учебном процессе. Об этом в частности свидетельствуют такие факты, как увеличение числа обучающихся, участвующих на занятиях с включенной камерой, в отличие от первого этапа дистанционного обучения, когда почти все студенты на лекциях и на практических занятиях испытывали проблемы, связанные с «эффектом камеры». В целом студенты-педагоги стали намного активнее в учебной деятельности, чем в первые месяцы перехода в онлайн-обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Володина Светлана Алексеевна, Корнева Людмила Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS FOR DISTANCE LEARNING IN A PANDEMIC OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article presents data from an empirical study of the psychological readiness of first-third-year students of the Moscow State Pedagogical University for distance learning in a pandemic. The authors considered such indicators of the mental state of future teachers as emotional tone and mental stress, and also determined the index of their life satisfaction in new learning conditions. This article presents a comparative analysis of the emotional state of students, studied at two stages: in April 2020, when students first completely switched to the distance learning format, and in October 2020, when they returned to this format amid the growing new wave of the pandemic. The results of the first stage of the study revealed that abrupt changes in the conditions of the educational process, namely, its transfer to distance learning, as well as technical difficulties with equipment and the speed of the Internet, had a negative impact on the emotional state of many students. The data of the second stage of the study showed that most of the future teachers have adapted to distance learning and do not experience high psycho-emotional stress in the educational process. This is in particular evidenced by such facts as an increase in the number of students participating in classes with the camera turned on, in contrast to the first stage of distance learning, when almost all students in lectures and practical classes experienced problems associated with the "camera effect". In general, student teachers have become much more active in learning activities than in the first months of transition to online learning.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com

2021, №1, Том 9 / 2021, No 1, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-1-2021.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN121.pdf

DOI: 10.15862/22PSMN121 (http://dx.doi.org/10.15862/22PSMN121)

Ссылка для цитирования этой статьи:

Володина С.А., Корнева Л.В. Психологическая готовность к обучению в дистанционном формате в условиях пандемии студентов педагогического вуза // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №1, https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN121.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/22PSMN121

For citation:

Volodina S.A., Korneva L.V. (2021). Psychological readiness for distance learning in a pandemic of pedagogical university students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN121 .pdf (in Russian) DOI: 10.15862/22PSMN121

Володина Светлана Алексеевна

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук E-mail: s-volodina@list.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=752984

Корнева Людмила Валентиновна

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия

доцент

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: Lvkorneva@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=351208

Психологическая готовность к обучению в дистанционном формате в условиях пандемии студентов педагогического вуза

Аннотация. В статье представлены данные эмпирического исследования психологической готовности студентов первых-третьих курсов московского педагогического государственного университета к обучению в дистанционном формате в условиях пандемии. Авторами рассмотрены такие показатели психического состояния будущих педагогов, как эмоциональный тонус и психическое напряжение, а также определен индекс их жизненной удовлетворенности в новых условиях обучения. В настоящей статье представлен сравнительный анализ эмоционального состояния обучающихся, исследуемого на двух этапах: в апреле 2020 года, когда студенты впервые полностью перешли на дистанционный формат обучения, и в октябре 2020 года, когда к данному формату вернулись в условиях нарастания новой волны пандемии. Полученные результаты первого этапа исследования выявили, что резкие изменения условий образовательного процесса, а именно перевод его на дистанционное обучение, а также технические сложности с оборудованием и скоростью работы интернета, оказали негативное влияние на эмоциональное состояние многих студентов. Данные второго этапа исследования показали, что в большинстве своем будущие педагоги адаптировались к дистанционной форме обучения и не испытывают высокого психоэмоционального напряжения в учебном процессе. Об этом в частности свидетельствуют такие факты, как увеличение числа обучающихся, участвующих на занятиях с включенной камерой, в отличие от первого этапа дистанционного обучения, когда почти все студенты на лекциях и на практических занятиях

https:// mir-nauki. com

испытывали проблемы, связанные с «эффектом камеры». В целом студенты-педагоги стали намного активнее в учебной деятельности, чем в первые месяцы перехода в онлайн-обучение.

Ключевые слова: дистанционное обучение; психологическая готовность; жизненная удовлетворенность; психическая активация; эмоциональный тонус; студенты- педагоги; пандемия

Современная система образования в условиях пандемии столкнулась с задачей перевода на дистанционную форму обучения всех образовательных учреждений и принятием наиболее адекватных мер в данном процессе. В сложившихся условиях все очные занятия, включая лекционные и практические, а также проведение практики по получению первичных умений и навыков, перенесены в онлайн-режим, что имеет существенные отличия от привычного для студентов формата обучения.

Дистанционное обучение как важная составляющая учебного процесса применяется в московском педагогическом государственном университете в течение многих лет. Использование современных информационных технологий в образовательной практике высших учебных заведений способствует эффективному обучению за счет повышения уровня информативности, интерактивности использования информационных электронных ресурсов, учебных электронных комплексов, электронных библиотек и автоматизированных систем управления образовательной деятельностью. Данная форма обучения позволяет систематизировать дополнительную информацию: можно предложить ссылки на современные ресурсы и источники, которые будут крайне полезны в изучении тех или иных дисциплин. Именно в этом контексте большая часть преподавателей рассматривала дистанционные системы обучения [1; 2].

Кроме того, становятся актуальными выбор, научное обоснование и успешная практическая реализация технологических платформ электронного обучения, обеспечивающих, с одной стороны, возможность эффективной трансформации традиционных дидактических процедур учебного процесса, с другой - развитие самостоятельно и критически мыслящих, мобильных, творчески активных личностей [3]. Вместе с тем, преподавателю высшей школы при проектировании и проведении занятий необходимо учитывать существенные изменения интеллектуальных способностей современных студентов как представителей цифрового поколения [4].

Кроме того, сокращение очного общения между обучающимися и преподавателем негативно сказывается на индивидуальном подходе к каждому участнику образовательного процессе. Студенты, как правило, испытывают недостаток групповых практических занятий и т. п. [5]. В одном из исследований студенты отметили такие проблемы дистанционного обучения, как недостаточное общение с одногруппниками (43 %), сложность обучения дома (39 %) и проблемы с концентрацией при самостоятельном изучении материала (36 %). Еще 34 % столкнулись со сложностью при ответах преподавателю в онлайн-формате1.

В объективных условиях пандемии все участники образовательного процесса вынужденно полностью перешли на данный формат, что вызвало определенные трудности как у преподавателей, так и у студентов. Несмотря на имеющиеся умения и навыки работы в электронных системах, требование моментального, длительного и всеобщего перехода на

1 Студенты назвали основные проблемы онлайн-обучения URL: https://www.rbc.m/society/19/08/2020/5f3bbdae9a7947d167deia4^K.

Введение

дистанционное обучение оказалось неожиданным и проблемным для многих субъектов образовательного пространства как высшей школы, так и среднего звена. В первую очередь большинство проблем были вызваны технической и технологической неподготовленностью, поскольку не все высшие учебные заведения имели централизованные платформы, на которых возможно проведение систематических занятий и регулярной проверки самостоятельной работы студентов [6].

Так, анализ технических условий, необходимых для реализации образовательного процесса в дистанционном режиме с использованием информационных технологий, выявил различия в доступе к качественным телекоммуникационным услугам у обучающихся и педагогов [7]. В этой связи для соблюдения интересов всех участников образовательного процесса педагогам необходимо ориентироваться на всех обучающихся, в том числе и на тех, у кого наихудшие технические возможности в цифровых технологиях, что возможно приведет к ограничению спектра используемых на практике инструментов и информационных ресурсов [8].

В связи с экстренной мерой перехода на «дистант», не все вузы были готовы к этой кардинальной перестройке учебного процесса исходя из объективно разного уровня развитости информационной инфраструктуры, обеспеченности дисциплин электронными образовательными ресурсами и готовности преподавателей к использованию цифровых платформ и сервисов в образовательном процессе [9].

Несмотря на то, что переход на дистанционную форму обучения у ряда студентов вызывает повышение уровня напряженности, тем не менее необходимо отметить очевидные преимущества и достоинства:

• Приобретение компетенций работы в дистанционном формате.

• Расширение спектра индивидуальных и творческих заданий у студентов.

• Более удобна для лиц с ограниченными возможностями здоровья и тем, кто занят на работе или воспитанием собственных детей.

• Больше возможности для саморазвития личности студентов и др. [10].

При этом акцентируется внимание на том, что для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от высокой мотивации, самостоятельности и сознательности студентов.

В рамках возникшей объективной ситуации при ограниченности как внутренних, так и внешних ресурсов человека, важным представляется психологическая готовность студентов к единственному способу проведения всех занятий в условиях пандемии - дистанционному.

Актуальность данного эмпирического исследования обусловлена жизненными условиями, в которых вся система образования вынуждена была перестраиваться в кратчайшие сроки. Перед нами поставлена задача проанализировать готовность будущих педагогов к обучению в дистанционном формате. Целью настоящего исследования являлось выявление влияния дистанционного обучения на эмоциональное состояние студентов. Мы предполагаем, что при данной форме обучения сложности наблюдаются у студентов, которые имеют трудности в самоорганизации, с неустойчивым эмоциональным фоном, с низким уровнем социально-психической адаптации.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели были проанализированы такие показатели психического состояния студентов, как общий функциональный уровень психической активности, а именно:

• мотивационный (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);

• эмоциональный (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация);

• волевой - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Для проведения исследования были использованы следующие методики:

1. Опросник «Индекс жизненной удовлетворенности» (Life Satisfaction Index A, LSIA), разработанный Б. Ньюгартен.

2. «Оценка психической активации и эмоционального тонуса», авторы Н.А. Курганский и Т.А. Немчин.

Респондентами выступили студенты 1-3-х курсов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» в количестве 205 человек, из них: 78 человек - первокурсники, 65 человек - второкурсники и 62 человека - студенты третьего курса. Мы считаем важным учитывать курс обучения респондентов, т. к. уровень развития их личностных характеристик отличаются в силу опыта и сформированности умений и навыков, а также мотивации обучения.

Исследования проводилось в два этапа:

• На первом этапе - в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции, когда образовательный процесс первый раз неожиданно и полностью перевели в дистанционный формат (апрель 2020 года).

• На втором этапе рассматривались показатели психического состояния студентов, когда дистанционное обучение было продолжено в следующем семестре (октябрь 2020 года).

Результаты исследования и их обсуждение

Полученные результаты двух этапов представлены на гистограммах на рисунках 1-3.

При анализе данных, полученных при проведении опросника «Индекс жизненной удовлетворенности», использовались общие результаты, включающие показатели всех пяти шкал, представленные на рисунке 1.

Необходимо отметить, что для обладателей высокого значения индекса характерны низкий уровень эмоциональной напряженности, высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, психологический комфорт, высокий уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней.

Апрель 2020

Октябрь 2020

so

40

30

20

10

□ до 20

□ до 30

□ до 40

Ж

1 курс 23,1 32,1 44,9

2 курс 26,1 43,1 30,8

3 курс 14,5 41,9 43,5

Рисунок 1. Сводные данные методики «Индекс жизненной удовлетворенности» (составлено авторами)

Как видно из гистограмм, представленных на рисунке 1, сравнительный анализ полученных данных показал, что на первом этапе адаптации к дистанционному обучению показатели индекса жизненной удовлетворенности находились на низком уровне у 48,7 % студентов первого курса, 46,2 % - студентов второго курса и 56,5 % - у третьекурсников. Высокая жизненная удовлетворенность выявлена только у 12,8 %, 16,9 % и 11,2 % соответственно. Общий низкий эмоциональный фон оказал негативное влияние на результаты учебной деятельности студентов.

Исследование индекса жизненной удовлетворенности на втором этапе выявило существенное повышение данного показателя в сравнении с результатами первого этапа: у первокурсников 44,9 % против 12,8 %, у второкурсников - 30,8 % против 16,9 % и у студентов третьего курса 43,5 % против 11,2 %. Полученные показатели говорят о том, что многие студенты педагогического вуза достаточно успешно прошли адаптационный процесс к новым условиям обучения.

Также было проведено исследование эмоционального состояния студентов будущих педагогов, обучающихся в дистанционной форме в условиях пандемии, с использованием методики «Оценка психической активации и эмоционального тонуса». Данные результатов исследования представлены по двум шкалам «Эмоциональный тонус» и «Психическое напряжение». Полученные данные показали, что изменение социальной ситуации студентов, связанной с ограничением в условиях дистанционного учебного процесса, оказывает непосредственное влияние на их психоэмоциональное состояние (рисунки 2-3).

Необходимо учесть, что степени выраженности каждого психического состояния обозначаются как «высокая», «средняя» и «низкая». При этом высокая степень психического напряжения, интереса, эмоционального тонуса и комфортности располагается в пределах от 3 до 8 баллов, средняя - от 9 до 15 баллов, низкая - от 16 до 21 балла. В целом при подсчете баллов учитывалось, что чем хуже психическое состояние испытуемого, тем большее количество баллов по каждой из характеристик он набирает.

Результаты по шкале «Эмоциональный тонус», представлены на рисунке 2.

Данные гистограмм, представленных на рисунке 2, показывают уровень эмоционального тонуса студентов в апреле, при переходе на дистанционное обучение, и в октябре, при повторном возвращении к данному формату занятий. Анализируя полученные данные, нужно отметить разницу показателей шкалы эмоционального тонуса на первом и втором этапах исследования: количество студентов с низким эмоциональным тонусом

снизилось с 41 % до 21,8 % - у студентов первого курса и с 49,2 % до 24,6 - у студентов второго курса.

Апрель

Октябрь

Рисунок 2. Сводные данные методики по шкале «Эмоциональный тонус» (составлено авторами)

В тоже время количество студентов с высоким уровнем эмоционального тонуса на втором этапе (октябрь 2020 года) повысилось, по сравнению с первым этапом (апрель 2020 года): с 23,1 % до 47,2 у студентов первого курса и с 16,9 % до 42,2 % у студентов второго курса. У третьекурсников значимых изменений в эмоциональном состоянии не выявлено. Такие показатели можно объяснить большим жизненным опытом и опытом учебной деятельности в дистанционном формате.

Результаты, полученные по шкале «Психическое напряжение», представлены на рисунке 3.

Апрель

Октябрь

Рисунок 3. Данные по шкале «Психическое напряжение» (составлено авторами)

Как можно видеть из данных гистограмм, представленных на рисунке 3, психическое напряжение в условиях дистанционного образования у студентов снижается по мере их адаптации к новым условиям обучения. Об этом свидетельствуют результаты второго этапа исследования (октябрь 2020 года). Так, низкий уровень психического напряжения показали 47,3 % первокурсников, 36,9 % - второкурсников и 40,3 % третьекурсников, в то время как на первом этапе низкий уровень напряжения был только у 16,7 %, 18,5 % и 22,6 % соответственно. В тоже время стоит отметить, что несмотря на улучшение эмоционального состояния студентов, в целом по выборке уровень данного показателя остается не достаточно высоким,

https:// mir-nauki. com

что актуализирует необходимость осуществления психологической поддержки студентов педагогами.

Таким образом, данные второго этапа исследования выявили положительную тенденцию изменения эмоционального состояния студентов на всех курсах. Полученные результаты показали, что ограничения в условиях учебного процесса, а именно переход на дистанционное обучение, оказывают непосредственное влияние на эмоциональное состояние студентов. Значимая положительная динамика выявлена у студентов первого и второго курсов, а минимальные изменения - у студентов-третьекурсников. Данные факты говорят о большей эмоциональной устойчивости студентов старшего курса, поскольку их жизненный опыт, уровень самоконтроля и самоорганизации [11], а также сформированность мотивации учебной деятельности помогли пройти адаптационный период более спокойно.

О снижении психического напряжения и повышении эмоционального тонуса студентов-педагогов свидетельствуют, например, такие факты, как увеличение числа обучающихся, участвующих в занятиях с включенной камерой, в отличие от первого этапа дистанционного обучения, когда почти все студенты на лекциях и на практических занятиях «прятались за шторками», испытывая проблемы, связанные с «эффектом камеры». В целом обучающиеся стали намного активнее в учебной деятельности, чем в первые месяцы перехода в онлайн-обучение.

Таким образом, на основе полученных результатов исследования возможно сделать вывод о том, что студенты педагогического вуза в большинстве своем полностью или частично адаптировались к дистанционной форме обучения и не испытывают психоэмоционального напряжения.

Тем не менее, задача оказания психологической поддержки и помощи при организации данного обучения остается актуальной. Педагогам необходимо учитывать психологические аспекты, способствующие достижению высоких результатов профессиональной подготовки будущих педагогов. При организации процесса дистанционного обучения важно обратить внимание на групповую работу студентов, например, подготовку проектов, анализ кейсов и т. п.

С целью повышения психологического благополучия студентов, испытывающих эмоциональные проблемы и трудности в самоорганизации при адаптации к дистанционному формату обучения, возможно рекомендовать проведение тренингов или мастер-классов по формированию позитивной жизненной установки, а также планирование индивидуального комплекса заданий и упражнений для мобилизации личностных ресурсов в новых условиях. Важным условием является активизация деятельности психологической службы в высших учебных заведениях.

Выводы

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьева И.А. Дистанционное обучение как одно из средств повышения качества образования студентов в вузе / И.А. Леонтьева // Вестник ЮУрГГПУ. -2017. - №6. - С. 84-88 - URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/distantsionnoe-obuchenie-kak-odno-iz-sredstv-povysheniya-kachestva-obrazovaniya-studentov-v-vuze (дата обращения: 20.01.2021).

2. Никуличева Н. Дистанционное обучение в образовании: организация и реализация / Н. Никуличева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 220 c.

3. Prezhdo L.N. Distancionnye tehnologii v strukture predstavlenija znanij. Novij kolegium / L.N. Prezhdo. - 2002. - № 45. - S. 17-18.

4. Дронова Е.Н. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования / Е.Н. Дронова // Преподаватель XXI век. - 2018. - №31. - С. 26-34 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-distantsionnogo-obucheniya-v-vysshey-shkole-opyt-i-trudnosti-ispolzovaniya (дата обращения: 26.01.2021).

5. Водолад С.Н. Дистанционное обучение в вузе / С.Н. Водолад, М.П. Зайковская, Т.В. Ковалева, Г.В. Савельева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2010. - №1 (13). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7distantsionnoe-obuchenie-v-vuze (дата обращения:

23.12.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Антонова Н.Н. Некоторые аспекты организации дистанционного обучения студентов в период пандемии / Н.Н. Антонова // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5. - С. 8-10.

7. Жапарова С. Внедрение системы дистанционного обучения Moodle в высшем образовании / С. Жапарова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 112 c.

8. Мендель А.В. Переход общеобразовательных школ на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса: организационно-педагогический аспект / А.В. Мендель. - URL: https://ioe.hse.ru/school_distant (дата обращения:

09.01.2021).

9. Киясов Н. Дистанционное обучение в экстремальных условиях / Н. Киясов, В. Ларионова - URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/ (дата обращения 12.01.2021).

10. Антонова Н.Н. Психолого-педагогические аспекты организации дистанционного образования в педагогическом вузе / Н.Н. Антонова, С.А. Володина // «Мир науки, культуры, образования». - 2017. - 5 (66). - С. 60-62.

11. Корнева Л.В. Формирование самоконтроля и самоорганизации в рамках дистанционного обучения в вузе / Л.В. Корнева // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. - 2020. - № 1. - С. 24-28.

Volodina Svetlana Alekseevna

Moscow pedagogical state university, Moscow, Russia

E-mail: s-volodina@list.ru PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=752984

Korneva Lyudmila Valentinovna

Moscow pedagogical state university, Moscow, Russia E-mail: Lvkorneva@yandex.ru PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=351208

Psychological readiness for distance learning in a pandemic of pedagogical university students

Abstract. The article presents data from an empirical study of the psychological readiness of first-third-year students of the Moscow State Pedagogical University for distance learning in a pandemic. The authors considered such indicators of the mental state of future teachers as emotional tone and mental stress, and also determined the index of their life satisfaction in new learning conditions. This article presents a comparative analysis of the emotional state of students, studied at two stages: in April 2020, when students first completely switched to the distance learning format, and in October 2020, when they returned to this format amid the growing new wave of the pandemic. The results of the first stage of the study revealed that abrupt changes in the conditions of the educational process, namely, its transfer to distance learning, as well as technical difficulties with equipment and the speed of the Internet, had a negative impact on the emotional state of many students. The data of the second stage of the study showed that most of the future teachers have adapted to distance learning and do not experience high psycho-emotional stress in the educational process. This is in particular evidenced by such facts as an increase in the number of students participating in classes with the camera turned on, in contrast to the first stage of distance learning, when almost all students in lectures and practical classes experienced problems associated with the "camera effect". In general, student teachers have become much more active in learning activities than in the first months of transition to online learning.

Keywords: distance learning; psychological readiness; life satisfaction; mental activation; emotional tone; student teachers; pandemic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.