Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОЖНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОЖНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2418
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дистанционное обучение / дистанционное образование / психология дистанционного обучения / цифровое образование / психологическое благополучие учащихся / удалённое обучение / психологический комфорт дистанционного обучения / сложности дистанционного обучения / проблемы дистанционного обучения / distance learning / distance education / psychology of distance learning / digital education / psychological wellness of students / distance learning / psychological comfort of distance learning / the difficulties in distance learning / and problems of distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвиенко Софья Васильевна, Васильева Елена Владимировна, Полякова Надежда Юрьевна, Евдокиенко Виктория Вячеславовна

Актуальность статьи вызвана серьёзной необходимостью исследования вопроса в связи с быстрым распространением нового формата обучения. До 2020 г. дистанционное обучение рассматривалось в контексте единичных случаев. В период пандемии COVID-19 все учебные заведения страны вынуждены были в срочном порядке перейти на удалённое обучение, что повлекло за собой возникновение множества организационных и психологических сложностей. На основе анализа работ, посвящённых изучению различных аспектов дистанционного обучения, в статье представлены и описаны основные психологические трудности, возникающие в процессе удалённого взаимодействия преподавателей с учениками, а также вероятные причины их возникновения. В результате анализа выявлены способы преодоления психологических сложностей, возникающих в процессе дистанционного обучения, предложены адекватные меры, предупреждающие возникновение этих проблем в перспективе, обоснована необходимость психологической готовности к удалённому обучению. Важно отметить, что психологический дискомфорт, связанный с новым форматом обучения, при дистанционном взаимодействии испытывают не только ученики и педагоги, но и члены их семей. Поэтому так важно уделять достаточное внимание созданию психологически здоровых условий для удалённого обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвиенко Софья Васильевна, Васильева Елена Владимировна, Полякова Надежда Юрьевна, Евдокиенко Виктория Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL DIFFICULTIES THAT ARISE IN THE DISTANCE EDUCATION PROCESS AND THE MEANS OF OVERCOMING THEM

The relevance of the research is due to the serious need to study the issue as part of the rapid diffusion of the new teaching format. Up to 2020, distance education was considered in the context of individual cases. During the COVID-19 pandemic, all educational institutions across the country were forced to switch to distance learning urgently, resulting in numerous organizational and psychological challenges. Based on the analysis of works devoted to the study of various aspects of distance learning, the article presents and describes the main psychological difficulties arising in the process of remote interaction between teachers and students, as well as the most likely causes of their occurrence. The analysis identified ways of coping with psychological difficulties in the learning process, the appropriate measures proposed to prevent such problems in the future; the necessity for psychological readiness for distance learning is justified. It is important to note that not only students and teachers, but also their family members have the psychological discomfort associated with the new format of education during the distance interaction. Therefore, it is so important to pay enough attention to creating psychologically healthy conditions for distance learning.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОЖНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

DOI 10.24411/2076-1503-2021-10131 МАТВИЕНКО Софья Васильевна,

старший преподаватель, Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»,

Санкт-Петербург e-mail: karafizi.sofya@yandex.ru

ВАСИЛЬЕВА Елена Владимировна,

преподаватель, Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»,

Санкт-Петербург e-mail: evasilyeva1@hotmail.com

ПОЛЯКОВА Надежда Юрьевна,

преподаватель, Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»,

Санкт-Петербург e-mail: nadpol2@mail.ru

ЕВДОКИЕНКО Виктория Вячеславовна,

преподаватель, Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»,

Санкт-Петербург e-mail: v-evdokienko@yandex.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОЖНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация. Актуальность статьи вызвана серьёзной необходимостью исследования вопроса в связи с быстрым распространением нового формата обучения. До 2020 г. дистанционное обучение рассматривалось в контексте единичных случаев. В период пандемии COVID-19 все учебные заведения страны вынуждены были в срочном порядке перейти на удалённое обучение, что повлекло за собой возникновение множества организационных и психологических сложностей.

На основе анализа работ, посвящённых изучению различных аспектов дистанционного обучения, в статье представлены и описаны основные психологические трудности, возникающие в процессе удалённого взаимодействия преподавателей с учениками, а также вероятные причины их возникновения.

В результате анализа выявлены способы преодоления психологических сложностей, возникающих в процессе дистанционного обучения, предложены адекватные меры, предупреждающие возникновение этих проблем в перспективе, обоснована необходимость психологической готовности к удалённому обучению.

Важно отметить, что психологический дискомфорт, связанный с новым форматом обучения, при дистанционном взаимодействии испытывают не только ученики и педагоги, но и члены их семей. Поэтому так важно уделять достаточное внимание созданию психологически здоровых условий для удалённого обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, психология дистанционного обучения, цифровое образование, психологическое благополучие учащихся, удалённое обучение, психологический комфорт дистанционного обучения, сложности дистанционного обучения, проблемы дистанционного обучения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

MATVIENKO Sofya Vasilievna,

Senior lecturer,

The North-West Branch of the Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «The Russian State University of Justice»

Saint Petersburg

VASILYEVA Elena Vladimirovna,

Lecturer,

The North-West Branch of the Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «The Russian State University of Justice»,

Saint Petersburg

POLYAKOVA Nadezhda Yurievna,

Lecturer,

The North-West Branch of the Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «The Russian State University of Justice»,

Saint Petersburg

EVDOKIENKO Victoria Vyacheslavovna,

Lecturer,

The North-West Branch of the Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «The Russian State University of Justice»,

Saint Petersburg

THE PSYCHOLOGICAL DIFFICULTIES THAT ARISE IN THE DISTANCE EDUCATION PROCESS AND THE MEANS OF OVERCOMING THEM

Annotation. The relevance of the research is due to the serious need to study the issue as part of the rapid diffusion of the new teaching format. Up to 2020, distance education was considered in the context of individual cases. During the COVID-19 pandemic, all educational institutions across the country were forced to switch to distance learning urgently, resulting in numerous organizational and psychological challenges.

Based on the analysis of works devoted to the study of various aspects of distance learning, the article presents and describes the main psychological difficulties arising in the process of remote interaction between teachers and students, as well as the most likely causes of their occurrence.

The analysis identified ways of coping with psychological difficulties in the learning process, the appropriate measures proposed to prevent such problems in the future; the necessity for psychological readiness for distance learning is justified.

It is important to note that not only students and teachers, but also their family members have the psychological discomfort associated with the new format of education during the distance interaction. Therefore, it is so important to pay enough attention to creating psychologically healthy conditions for distance learning.

Key words: distance learning, distance education, psychology of distance learning, digital education, psychological wellness of students, distance learning, psychological comfort of distance learning, the difficulties in distance learning, and problems of distance learning.

Дистанционное обучение - сложный процесс, основанный на удалённом взаимодействии учащегося и преподавателя. До ситуации, сложившейся в 2020 г. в связи с пандемией COVID-19, удалённое обучение не было столь актуальным для большинства учащихся. Тема отражена в ряде публикаций последних лет [13], однако масштабность, которую она приобрела в течение одного календарного года, влечёт за собой необходимость в дальнейшем детальном изучении психологических

проблем, связанных с переходом на дистанционное обучение. Студенты, их родители и педагоги столкнулись с непредвиденными обстоятельствами, ввиду которых всем пришлось в короткие сроки перестраиваться на новый формат обучения. Это повлекло за собой возникновение психологических сложностей, которые требуют обязательной проработки и решения.

Сегодня суть дистанционного обучения сводится к необходимости обеспечить технологический доступ учащегося к источнику получения зна-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

ний в любой локации - дома, в дороге и т. д. [10, с. 308]. Таким образом, выполнение заданий, написание контрольных работ, прохождение тестирований и взаимодействие непосредственно с педагогом приобретают иной характер - на учащегося возлагается большая ответственность, связанная с необходимостью самостоятельно контролировать процесс своего обучения. В то же время преподаватель сталкивается с похожими трудностями, курируя процесс обучения посредством коммуникации с учениками через средства связи; это влечёт за собой большие временные и психологические затраты, что может негативно сказать на эффективности метода.

Анализируя работы предыдущих лет [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 9; 10; 12], посвящённые дистанционному обучению и его психологическим аспектам, можно отметить, что в период до пандемии COVID-19, когда образование преимущественно имело очный характер, психологические сложности, возникающие в процессе удалённого взаимодействия учеников и преподавателей, не были всесторонне рассмотрены. Интерес к проблеме носил скорее факультативный характер, в то время как в 2020 г., ввиду тотальной значимости, тема потребовала глубокого изучения [8; 11].

По сути, понятийный аппарат дистанционного обучения ещё проходит этап становления, вырабатывается методология процесса, имеется потребность в его стандартизации [10, 308].

Кроме того, стоит разделять форматы заочного обучения и дистанционного. Второе подразумевает регулярную коммуникацию учащегося и преподавателя через средства связи и является полноценным аналогом очной формы обучения, которая невозможна ввиду различных обстоятельств - состояния здоровья, удалённости ученика от места обучения, карантина в регионе и т. д.

Один из основополагающих факторов продуктивного обучения для большинства учащихся - возможность социализироваться. При удалённом изучении дисциплин студенты лишаются живого общения с преподавателями и одногрупп-никами, что влечёт за собой ряд психологических проблем, которые могут отрицательно сказываться на успеваемости. Отсутствие стимула в виде привычного диалога или полилога, как правило, негативно влияет на интерес к обучению в целом.

Следующим аспектом, создающим психологический барьер в процессе дистанционного обучения, становится увеличение самостоятельности студента [10, с. 308], который большую часть времени вынужден постигать серьёзные объёмы информации не в аудитории, под патронажем педагога-наставника, а посредством чтения литературы или просмотра видео-уроков. Это нала-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

гает на ученика большую ответственность, т.к. при несоблюдении ряда дисциплинарных условий велика вероятность возникновения академической задолженности.

Перманентное отсутствие обратной связи из-за возможных задержек в получении и отправке сообщений также провоцирует тревожные состояния у студентов. Зачастую в процессе дистанционного обучения не всё общение преподавателя с учениками происходит в режиме реального времени, и длительное ожидание консультации по выполнению задания или усвоению материала может создать психологический дискомфорт.

Частичное или полное отсутствие эмпатии и рефлексии в процессе переписки и обезличенной электронной коммуникации преподавателя со студентами - ещё один фактор, способствующий возникновению психологических трудностей [10, с. 309]. Многое зависит от личной интерпретации прочтённых сообщений, в то время как реальное общение имеет более понятную эмоциональную окраску за счёт использования вербальных и невербальных средств коммуникации - речи, жестов, мимики.

Проблема доверия - важнейший нравственный критерий оценки деятельности студентов в процессе дистанционного обучения. Преподаватель, не имеет возможности удостовериться в том, что его ученики выполняют задания самостоятельно, не прибегая к списыванию или подлогам. Кроме того, удалённое преподавание более трудоёмкое ввиду особой сложности организации процесса обучения [11, с. 28], это увеличивает трудозатраты в работе и влечёт за собой излишнее эмоциональное напряжение.

Сенсорная деградация в общении также наносит ущерб психике ввиду того, что при этом происходит обезличивание субъектов образовательного процесса [5, с. 80], студенты испытывают информационный дефицит. Для психологического комфорта человеку важно полноценное существование и общение в социуме, не ограниченное обстоятельствами, вынуждающими коммунициро-вать с педагогом и сверстниками посредством только электронной связи.

Учитывая особенности дистанционного обучения, а также его массовые результаты, полученные на практике в 2020 г., возникает необходимость в обязательном внедрении психологической поддержки и создания оптимальных психологических условий для удалённого взаимодействия учеников и педагогов на регулярной основе [12, с. 43].

Преподаватель в силах помочь ученикам справиться с проблемами, связанными с отсутствием социализации, посредством использования интерактивных методов дистанционного обучения - деловой игры, онлайн-дискуссии или

семинара, мозгового штурма и кейс-метода [1, с. 236 - 237].

Введение большего количества практических курсов, подкрепляющих усвоение теоретических знаний, поспособствует заинтересованности и вовлечённости в процесс дистанционного обучения [2, с. 43]. Именно теорию так сложно усваивать, оказавшись в условиях изоляции. Наглядность практических занятий поможет снять психологическое напряжение с ученика, стимулирует к активизации учебной активности.

Пробудить эмпатию при общении через средства электронной коммуникации поможет разработка группового проекта [1, с. 237]. Мероприятие стимулирует развитие эмоциональной связи как между учениками, так и с преподавателем, участие которого подразумевает интеллектуальную поддержку и разрешение возможных конфликтов на каждом этапе работы. Метод имеет ещё один положительный аспект - проект способствует развитию самостоятельности в процессе дистанционного обучения.

В условиях удалённого обучения возможно составление индивидуального учебного плана, в соответствии с которым учащийся самостоятельно сможет регулировать темпы изучения дисциплин и порядок их освоения. Это позволит ученику выбирать удобное для усвоения материала и выполнения заданий время [12, с. 41].

Введение режима дня также крайне важно для психологического комфорта при дистанционном обучении. Иллюзия, согласно которой «на удалёнке» можно заниматься в любое время, приводит к снижению продуктивности и успеваемости. Преподавателю и студентам важно иметь чёткое расписание не только занятий, но и подготовки к ним. Ученикам необходимо придерживаться распорядка дня - это касается утренних подъёмов и отхождения ко сну, времени выполнения домашних заданий и даже отдыха. С соблюдением режима дня всем участникам процесса дистанционного обучения удастся повысить его эффективность и тем самым преодолеть ряд психологических сложностей, связанных с первоначальным отсутствием чёткого регламента обучения и его формата.

Преодолеть психологический дискомфорт в условиях дистанционного обучения поможет «постоянная связь с сокурсниками и преподавателями» [2, с. 44]. Создание чата в мобильном приложении или группы в социальной сети, обеспечивающих непрерывное общение группы учеников и преподавателей, является обязательным условием для обеспечения психологически здоровых взаимоотношений всех участников обучения. Это позволит своевременно решать возникающие в процессе обучения организационные вопросы и получать поддержку в виде обратной связи. Груп-

повой чат хорош ещё и тем, что позволяет общаться всем его участникам в удобное для каждого время, особенно если на вопрос могут ответить сразу несколько адресатов.

Возникновение психологических сложностей в процессе дистанционного обучения зависит от ряда факторов: субъективного восприятия учащихся, взаимоотношений с преподавателем, социального окружения, обстановки в семье и состояния здоровья. Немаловажными также являются причины, по которым возникла необходимость в обучении дистанционно. Это может быть временная мера, как в период карантина, либо образование изначально предполагает удалённый характер ввиду отсутствия физической возможности посещать учебное заведение.

Серьёзным стрессом является резкое изменение привычного распорядка, когда очный формат обучения в одночасье перешёл в разряд «уда-лёнки». В таком случае ученики, более склонные к депрессивным или тревожным состояниям, проявляют низкие адаптивные способности [8, с. 51]. Поэтому педагогу так важно обеспечить своим подопечным эмоциональный комфорт и поддерживать в их группе благоприятный психологический климат [9, с. 298].

С психологическими проблемами сталкиваются все участники дистанционного обучения -учащиеся, их родители, педагоги. Каждому из них важно иметь квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение на период удалённого взаимодействия [6, с. 44]. Доброжелательность и терпимость участников дистанционного обучения друг к другу - важнейшие психологические условия для благоприятного развития всего процесса [9, с. 272].

Ученикам и преподавателям важно иметь возможность обеспечения приватности, предупредить возникновение стрессов, связанных со стиранием личных границ. Участники дистанционного обучения не обязаны всегда быть онлайн, и студенты, и педагоги имеют право на личное время, поэтому часть вопросов можно обсуждать оффлайн, в переписке, не требующей быстрого ответа.

Соблюдение режима дня поможет регламентировать часы, обязательные для взаимодействия студента или группы учащихся с преподавателем, и обеспечит участникам дистанционного обучения возможность в определённое время не выходить на связь, отдыхать, выполнять домашние задания или готовиться к новым лекциям и урокам в комфортной, приватной обстановке. Создание и согласование свода правил, регулирующих общение педагога и учеников [9, с. 261], поспособствует преодолению психологических сложностей, возникающих в процессе дистанционного обучения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

Список литературы:

[1] Бороненко Т.А. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения / Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова // Научный диалог. - 2017. № 1. - С. 227 - 243.

[2] Виндекер О.С., Голендухина Е.А., Кли-менских М.В. и др. К вопросу об эффективности дистанционного обучения: исследование представлений // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 10. - С. 41 - 47.

[3] Ибрагимова М.С. Применение информационных технологий в условиях дистанционной формы обучения // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 6 (73) - С. 357 - 358.

[4] Колесников В.Н., Мельник И.Ю. Особенности психологического благополучия учащихся среднего подросткового возраста // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2015. - С. 21 - 32.

[5] Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С. 78 - 85.

[6] Рахманкулова Е.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного обучения // Гаудеамус. - 2012. - № 2 (20). - С. 44 - 45.

[7] Слепухин А.В. К вопросу о построении понятийного аппарата информационных образовательных сред // Вестник ЧПГУ им. И.Я. Яковлева. - 2016. - № 1 (89). - С. 153 - 161.

[8] Соколовская И.Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции // Цифровая социология. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 46 - 54.

[9] Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; под. ред. Е.С. Полат. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 416 с.

[10] Фадеев Е.В. Организационные и психологические проблемы дистанционного обучения // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 3 (64). - С. 308 - 310.

[11] Харламова Т.М. Специфика психического состояния и копинг-стратегий студентов при дистанционном обучении в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Пермского гос. гуманитарно-педагогического ун-та. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. - 2020. - С. 26 - 39.

[12] Яницкий М.С. Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 2 (34). С. 38 - 44.

[13] Stepanenko R.F., Ainoutdinova I.N., Krotkova N.V. Distance and Online Learning Solutions in the Context of Modern Legal Educational Policy // CUESTIONES POLÍTICAS. Vol. 38. N° Especial (2da parte 2020): 239-250. DOI: https://doi.org/10.46398/ cuestpol.382e.18

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

Spisok literatury:

[1] Boronenko T.A. Aktivnye i interaktivnye metody pedagogicheskogo vzaimodejstvija v sisteme distancionnogo obuchenija / T.A. Boronenko, A.V. Kajsina, V.S. Fedotova // Nauchnyj dialog. - 2017. -№ 1. - S. 227 - 243.

[2] Vindeker O.S., Golenduhina E.A., Klimen-skih M. V. I dr. K voprosu ob jeffektivnosti distancionnogo obuchenija: issledovanie predstavlenij // Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 10.

- S. 41 - 47.

[3] Ibragimova M.S. Primenenie informacion-nyh tehnologij v uslovijah distancionnoj formy obuchenija // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. - 2018. -№ 6 (73) - S. 357 - 358.

[4] Kolesnikov V.N. Mel'nik I. Ju. Osobennosti psihologicheskogo blagopoluchija uchashhihsja sred-nego podrostkovogo vozrasta // Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. - 2015. - S. 21 - 32.

[5] Marchuk N. Ju. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti distancionnogo obuchenija // Pedagog-icheskoe obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 4. - S. 78

- 85.

[6] Rahmankulova E.F. Psihologo-pedagogich-eskoe soprovozhdenie distancionnogo obuchenija // Gaudeamus. - 2012. - № 2 (20) - S. 44 - 45.

[7] Slepuhin A. V. K voprosu o postroenii pon-jatijnogo apparata informacionnyh obrazovatel'nyh sred // Vestnik ChPGU im. I. Ja. Jakovleva. - 2016. -№ 1 (89). - S. 153 - 161.

[8] Sokolovskaja I. Je. Social'no-psihologich-eskie faktory udovletvorennosti studentov v uslovijah cifrovizacii obuchenija v period pandemii COVID-19 i samoizoljacii // Cifrovaja sociologija. - 2020. -T. 3. - № 2. - S. 46 - 54.

[9] Teorija i praktika distancionnogo obuchenija: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zave-denij / E.S. Polat, M. Ju. Buharkina, M.V. Moiseeva; pod. red E.S. Polat. - M.: IC «Akademija», 2004. -416 s.

[10] Fadeev E.V. Organizacionnye i psiholog-icheskie problemy distancionnogo obuchenija // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. - 2017. - № 3 (64). - S. 308 - 310.

[11] Harlamova T.M. Specifika psihicheskogo sostojanija i koping-strategij studentov pri distancion-nom obuchenii v uslovijah pandemii COVID-19 // Vestnik Permskogo gos. gumanitarno-pedagogich-eskogo un-ta. Ser. № 1. Psihologicheskie i pedagog-icheskie nauki. - 2020. - S. 26 - 39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Janickij M.S. Psihologicheskie aspekty cifrovogo obrazovanija // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2019. - № 2 (34).

- S. 38 - 44.

[13] Stepanenko R.F., Ainoutdinova I.N., Krotk-ova N.V. Distance and Online Learning Solutions in the Context of Modern Legal Educational Policy // CUESTIONES POLÍTICAS. Vol. 38. N° Especial (2da parte 2020): 239-250. DOI: https://doi.org/10.46398/ cuestpol.382e.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.