ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Сетко Н.П., Булычева Е.В.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 460000, г. Оренбург, Российская Федерация
В настоящее время в условиях массового распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции COVID-19 основной формой обучения в университетах стало дистанционное. Материал и методы. У 60 студентов медицинского университета в период дистанционного обучения в весеннем семестре 2020 г. проведена оценка уровня тревожности и связанных с ней негативных эмоциональных переживаний, стресса и стрессоустойчивости с последующим сравнением у этих же студентов данных, которые были получены в период традиционного обучения в университете, в осеннем семестре 2019 г.
Результаты. Проведенный сравнительный анализ данных анкетирования студентов медицинского университета в период дистанционного обучения (весна 2020 г.) и традиционного обучения (осень 2019 г.) показал, что в период пандемии увеличилось число студентов с высоким уровнем тревожности в 1,9 раза, с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний в 1,7 раза, а также отмечено увеличение в 2,1 раза студентов, имеющих высокий уровень стресса. Обсуждение. Полученные данные свидетельствуют о возможности формирования рисков снижения академической успеваемости обучающихся и требуют разработки системы мониторинга психического состояния студентов и его коррекции, а также совершенствования режима и форм учебного процесса в условиях новой цифровой среды.
Заключение. Полученный опыт реализации дистанционного обучения в медицинском образовании свидетельствует о некоторых негативных явлениях, которые характеризовались увеличением уровня стресса, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, что требует от учебного заведения высшего медицинского профессионального образования не только решать задачи учебного плана при таком формате обучения, но и создавать условия для профилактики формирования психоэмоционального дискомфорта у обучающихся.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Сетко Н.П., Булычева Е.В. Особенности психоэмоционального состояния у студентов медицинского университета в условиях дистанционного обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 1. С. 109-115. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-1-109-115 Статья поступила в редакцию 25.12.2020. Принята в печать 26.02.2021.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, студенты, тревожность, стресс, коронавирусная инфекция ^Ю-19
FEATURES OF PSYCHOEMOTIONAL STATE IN MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING
Setko N.P., Bulycheva E.V.
Orenburg State Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation, 460000, Orenburg, Russian Federation
Currently, in the context of the massive spread of the new coronavirus infection COVID-19 in the Russian Federation, distance learning has become the main form of education at universities.
Material and methods. During the period of distance learning in the spring semester of 2020, 60 students of a medical university assessed the level of anxiety and associated negative emotional experiences, stress and stress resistance, followed by a comparison of the data obtained by the same students during the period of traditional study at the university in the fall semester of 2019. Results. A comparative analysis of the survey data of medical university students during the period of distance learning (spring 2020) and traditional education (autumn 2019) showed that during the pandemic, the number of students with a high level of anxiety increased by 1.9 times, with a high level of negative emotional experiences by 1.7 times, as well as an increase by 2.1 times in students with a high level of stress. Discussion. The data obtained indicate the possibility of the formation of risks of reducing the academic performance of students and require the development of a monitoring system for the mental state of students and its correction, as well as the improvement of the regime and forms of the educational process in the new digital environment.
Conclusion. The experience gained in the implementation of distance learning in medical education testifies to some negative phenomena, which were characterized by an increase in the level of stress, anxiety and negative emotional experiences, which requires the educational institution of higher medical professional education to solve the problems of not only the curriculum with this training format, but also to create conditions for the prevention of the formation of psycho-emotional discomfort in students.
Funding. The study had no sponsor support.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.
Keywords:
distance learning, students, anxiety, stress, coronavirus infection COVID-19
For citation: Setko N.P., Bulycheva E.V. Features of a psychoemotional state in medical university students in the context of distance learning. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2021; 12 (1): 109-15. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-1-109-115 (in Russian) Received 25.1 2.2020. Accepted for publication 26.02.2021.
В условиях самоизоляции, связанной с коронавирусной инфекцией,удаленный формат взаимодействия активно стал использоваться и в образовательном секторе [1]. Необходимость соблюдения безопасности участников образовательного процесса медицинских университетов -преподавателей и студентов при их активном участии в борьбе с инфекцией определила актуальность организации учебного процесса в дистанционном формате [2]. Современные интернет-ресурсы стали технической основой обеспечения интерактивности и мультимедийности поддержки учебного процесса, контроля оценки познавательной деятельности обучающихся
[3]. В то же время, согласно данным недавно проведенных исследований,от 11,2 до 38,7% студентов-медиков категорически против дистанционной формы обучения, ведущими недостатками такой формы обучения от 13,5 до 38,6% студентов отметили невозможность получения практических навыков. Важной проблемой при переходе к дистанционному обучению стало формирование тревожности и стресса у обучающихся. Это связано с резкой сменой предметной образовательной среды на информационную как совокупности технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культур-
Медицинское образование и профессиональное развитие
110
ных условий реализации процессов информатизации [4]. Исследование степени повышения уровня тревожности и стресса в период дистанционного обучения является необходимым мероприятиям для разработки управленческих решений по их профилактике в связи с тем, что психоэмоциональное напряжение в условиях самоизоляции существенно может снижать работоспособность студента и, как следствие, качество и эффективность обучения.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
У 60 студентов медицинского университета в период проведения дистанционного обучения в весеннем семестре 2020 г. проведена оценка уровня тревожности и связанных с ней негативных эмоциональных переживаний с помощью опросника Ч.Д. Спилбергера (1972) в модификации Л.Д. Андреевой (1988) [5]; стресса и стрессоустойчивости - по опроснику «Прогноз-2» (В.Ю. Рыбникова) [6]. Полученные данные сравнивали с результатами анкетирования этих же студентов в период традиционного обучения в университете, проводимого в осеннем семестре 2019 г.
Исследование среди учащихся проведено с соблюдением принципов Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации в действующей редакции, в том числе от участников анкетирования получены информированные согласия, где были разъяснены цель и процедуры проведения исследования. Статистическую обработку результатов проводили с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0 и Microsoft Excel 2007. Оценка достоверности проводилась по f-критерию Стьюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Тревожность и негативные эмоциональные переживания являются факторами, формирующими интенсивность переживания стресса [6]. Показано, что в период дистанционного обучения у студентов достоверно увеличивался уровень негативных эмоциональных переживаний как в учебной деятельности (с 16,1±0,48 до 18,4±0,43 балла, р«0,05), так и в повседневной жизни (с 10,1±0,23 до 18,5±0,38 балла, р«0,05). Уровень тревожности у студентов также повышался во всех сферах жизнедеятельности с 15,8±0,37 до 18,6±0,44 балла (р«0,05) на учебных занятиях и с 11,2±0,44 до
Показатели выраженности негативных эмоциональных переживаний и тревожности у студентов (в баллах)
Период наблюдения Негативные эмоциональные переживания Тревожность
учебные занятия повседневная жизнь учебные занятия повседневная жизнь
Традиционное обучение 16,1±0,48 10,1±0,23** 15,8±0,37 11,2±0,44**
Дистанционное обучение 18,4±0,43* 18,5±0,38* 18,6±0,44* 19,2±0,24*
Примечание. * - р<0,05 при сравнении данных студентов в различные периоды обучения; **- р<0,05 при сравнении показателей на учебных занятиях и в повседневной жизни.
НЭП пждо НЭП пжто НЭП уздо НЭП узто Т пждо Т пжто Т уздо Т узто
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Низкий уровень Ц Средний уровень Ц Высокий уровень
Рис. 1. Распределение студентов в зависимости от уровня тревожности и негативных эмоциональных переживаний при традиционной системе обучения и в период дистанционного обучения
НЭП - негативные эмоциональные переживания; Т - тревожность; пждо - показатель в повседневной жизни при дистанционном обучении; пжто - показатель в повседневной жизни при традиционной системе обучения; уздо - показатель на учебных занятиях при дистанционном обучении; узто - показатель на учебных занятиях при традиционной системе обучения.
19,2±0,24 балла (р«0,05) в повседневной жизни (см. таблицу).
В этой связи в период дистанционного обучения отмечалось увеличение в 2,7 раза числа студентов с высоким уровнем тревожности и в 2,3 раза студентов с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний на учебных занятиях (рис. 1).
Аналогичная ситуация определена и при анализе данных распределения студентов в зависимости от уровня тревожности и негативных эмоциональных переживаний в повседневной жизни. Так, в период дистанционного обучения число студентов с высоким уровнем тревожности увеличилось в 1,9 раза, а с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний соответственно в 1,7 раза.
Установлено, что уровень стресса у студентов в период дистанционного обучения был в 1,4 раза выше, чем в период традиционного обучения, и в среднем составил соответственно 113,5±15,2 и 182±11,8 балла
(р«0,05). Отмечено, что в период дистанционного обучения увеличилось в 2,1 раза число студентов, имеющих высокий уровень стресса, - с 18,2 до 38,5% обследованных и уменьшилось в 3,3 раза студентов с низким уровнем стресса - с 48,6 до 14,9% обследованных (рис. 2).
ОБСУЖДЕНИЕ
В данный момент дистанционные образовательные технологии (ДОТ) являются одним из актуальных нововведений в российском образовании, внедряются на всех его уровнях и стали особо востребованными в условиях сложившейся пандемии COVID-19 и необходимости соблюдения режима самоизоляции. Психологи отмечают, преобладающее большинство участников дистанционных учебных курсов оказываются неподготовленными к инновационной форме учебной деятельности [7]. Существенное влияние на психологическое здоровье студенческой молодежи в рамках электрон-
Традиционная система обучения
Дистанционное обучение
Рис. 2. Распределение студентов в зависимости от уровня стресса, % А - высокий уровень стресса, Б - средний уровень стресса, В - низкий уровень стресса.
ного образовательного пространства вуза оказывает интенсивность взаимодействия с информационно-компьютерными технологиями и средствами их реализации [8, 9]. В этой связи является актуальным и своевременным исследование особенностей формирования уровня стресса и факторов, его формирующих, у студентов, обучающихся в условиях электронного образовательного пространства вуза. Публикации исследований в последнее время на эту тему свидетельствуют о существенном изменении условий и образа жизни обучающихся, а также о формировании новых рисков здоровья в условиях цифрового образовательного пространства. Так, на примере школьников В.Р. Кучма и соавт. установили, что дистанционное обучение (ДО) детей и подростков в условиях самоизоляции в период эпидемии COVID-19 внесло существенные изменения в жизнедеятельность и повлияло на их самочувствие, указывающее на проблемы в состоянии здоровья [10]. В период 27 апреля - 26 мая 2020 г. проведенный анонимный опрос с использованием онлайн-конструктора Google Forms 29 779 обучаю-
щихся 5-11-х классов из 79 регионов России показал, что современная школа не располагает безопасными для здоровья технологиями онлайн-обучения, включая электронные устройства для доставки учебной информации с учетом возраста и состояния здоровья школьников. В период самоизоляции обучающиеся подвергаются таким неблагоприятным факторам, как значительно возросшая продолжительность «школьных учебных занятий» и выполнения домашних заданий (29,8 и 59,7% соответственно); у 46,7% увеличилось время работы с гаджетами; время работы с электронными устройствами, оборудованными экранами, в течение 4 ч и более отметили 77,2% респондентов; снижение продолжительности прогулок - 68,3% и физической активности -55,2% детей. Основным средством ежедневного использования детьми был смартфон; 73,1% указали, что смартфон использовался для ДО. У 30,7% опрошенных отмечены признаки компьютерного зрительного синдрома и у 4,2% - карпально-туннельного синдрома, характерных для лиц, использующих персональные компьютеры. Стрессовая ситуация
в условиях самоизоляции и ДО сказалась на психосоматическом состоянии школьников: у 83,8% отмечены неблагополучные психические реакции пограничного уровня, лишь 13,4% школьников адаптировались к условиям самоизоляции и ДО. Установлено, что в период эпидемии СОУЮ-19 отсутствовало должное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей, что указывает на необходимость гигиенического регламентирования ДО и разработки программы действий в подобных условиях с целью снижения риска нарушения здоровья всех участников образовательного процесса в условиях самоизоляции и ДО.
Учитывая изложенное выше, становится очевидным необходимость проведения таких же масштабных исследований и среди студенческой среды для уточнения всех рисков здоровью в условиях цифрового информа-
ционного пространства, отработки системы мониторинга состояния здоровья студентов, в том числе их уровня тревожности и стресса, связанных с дистанционным образованием, а также разработки эффективных мер по профилактике формирования отклонений в психическом здоровье, связанных с постоянным психоэмоциональным напряжением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период дистанционного обучения у студентов увеличивается уровень стресса, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, что может создавать риски снижения академической успеваемости обучающихся на фоне ухудшения общего самочувствия в результате чрезмерного и бесконтрольного использования технических средств обучения, применяемых при дистанционном обучении.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Сетко Нина Павловна (Nina P. Setko) - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой профилактической медицины ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, Оренбург, Российская Федерация Е-mail: nina.setko@gmail.com https://orcid.org/0000-0001-6698-2164
Булычева Екатерина Владимировна (Ekaterina V. Bulycheva)* - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры профилактической медицины ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, Оренбург, Российская Федерация E-mail: e-sosnina0mail.ru https://orcid.org/0000-0002-2915-2046
ЛИТЕРАТУРА
1. Цирюльник А.Ю. Использование дистанционного формата обучения студентов в образовательном процессе // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6 (96). С. 92-95.
2. Амлаев К.Р., Кошель В.И., Ходжаян А.Б. и др. Медицинский вуз в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы и выученные уроки // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 176-185.
*Автор для корреспонденции.
3. Воробьева Е.И. Информатизация иноязычного образования: основные направления и перспективы: монография. Архангельск: Поморский ун-т, 2011. 123 с.
4. Григорян Н.А., Колмакова Т.С., Галустян Л.К. Степень роста тревожности обучающихся дистанционно на первом курсе РостГМУ в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 31-37.
5. Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. Москва: АПН СССР, 1988. 166 с.
6. Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум / М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. Казань: КНИТУ, 2012. 212 с.
7. Леонова И.И. Влияние информационных технологий на психологическое здоровье студентов // Перспективы науки. 2013. № 9 (50). С. 45-58.
8. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Сетко А.Г., Пархета К.А. Гигиеническая характеристика факторов риска развития интернет-зависимости у студентов медицинского образовательного учреждения высшего образования // Оренбургский медицинский вестник. 2019. № 2 (26). С. 68-72.
9. Дружилов С.А. Гигиенические аспекты информационно-технологической зависимости человека в новой реальности // Гигиена и санитария. 2019. № 98 (7). С. 748-753.
10. Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И. и др. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 2. С. 4-23.
REFERENCES
1. Tsiryul'nik A. Yu. Use of distance education model of teaching students in the educational process. Mezhdunarodniy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [International Research Journal]. 2020; 6 (96): 92-5. (in Russian)
2. Amlaev K.R., Koshel' V.I., Khodzhayan A.B., et al. Medical schools in the context of the covid-19 pandemic: new challenges and lessons learned. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (3): 176-85. (in Russian)
3. Vorob'yova E.I. Informatization of foreign language education: main directions and prospects: Monograph. Arkhangelsk: Pomorskiy un-t, 2011: 123 p. (in Russian)
4. Grigoryan N.A., Kolmakova T.S., Galustyan L.K. Anxiety growth rate among first year students studying through the distance learning in Rostov state medical university due to the new coronavirus infection. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of Modern Education]. 2020; (5): 31-7. (in Russian)
5. Andreeva A.D. Diagnostics of the emotional attitude to learning in middle and senior school age. Scientific and methodological foundations for the use of specific psychodiagnostic techniques in the school psychological service. Moscow: APN SSSR, 1988: 166 p. (in Russian)
6. Kupriyanov R.V., Psychodiagnostics of stress: Workshop. Kazan': KNITU, 2012: 212 p. (in Russian)
7. Leonova I.I. The effect of information technologies on mental health of students. Perspektivy nauki [Prospects of Science]. 2013; 9 (50): 45-58. (in Russian)
8. Setko N.P., Bulycheva E.V., Setko A.G., Parkheta K.A. Hygienic characteristics of the risk factors of development of the internet dependence of students of the medical educational institution of higher education. Orenburgskiy meditsinskiy vestnik [Orenburg Medical Bulletin]. 2019; 2 (26): 68-72. (in Russian)
9. Druzhilov S.A. Hygienic aspects of the information and technological person's addiction in the new reality. Gigiena i sanitariya [Hygiene and Sanitation]. 2019; 98 (7): 748-53. (in Russian)
10. Kuchma V.R., Sedova A.S., Stepanova M.I., et al. Life and wellbeing of children and adolescents studying remotely during the epidemic of a new coronavirus infection (covid-19). Voprosy shkol'noy i universitetskoy mediciny i zdorov'ya [Problems of School and University Medicine and Health]. 2020; (2): 4-23. (in Russian)