Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ОПЕРАТИВНЫХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К СТОЛКНОВЕНИЮ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ОПЕРАТИВНЫХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К СТОЛКНОВЕНИЮ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оперативные сотрудники полиции / агрессивное поведение. / operational police officers / aggressive behavior

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вера Алексеевна Балашова

Объектом изучения в настоящей статье стала психологическая готовность будущих оперативных сотрудников полиции к столкновению с агрессивным поведением. В заключение отмечается, что будущие оперативные сотрудники полиции обладают адекватной когнитивной оценкой ситуации, связанной с проявлением агрессии; психологической устойчивостью и защитой при столкновении с агрессией; психологической готовностью к активным действиям, направленным на нейтрализацию агрессии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вера Алексеевна Балашова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS OF FUTURE OPERATIONAL POLICE OFFICERS TO FACE AGGRESSIVE BEHAVIOR

The object of study in this article was the psychological readiness of future operational police officers to face aggressive behavior. In conclusion, it is noted that future operational police officers have an adequate cognitive assessment of the situation associated with the manifestation of aggression; psychological stability and protection in the face of aggression; psychological readiness for active actions aimed at neutralizing aggression.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ОПЕРАТИВНЫХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К СТОЛКНОВЕНИЮ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

УДК 159; ББК 88

DOI 10.24411/2658-638Х-2020-10095

© Балашова В.А. 2020

PSYCHOLOGICAL READINESS OF FUTURE OPERATIONAL POLICE OFFICERS TO FACE AGGRESSIVE BEHAVIOR

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ОПЕРАТИВНЫХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К СТОЛКНОВЕНИЮ С АГРЕССИВНЫМ

ПОВЕДЕНИЕМ*

Vera A. Balashov,

Senior Lecturer of the Department of Legal pPsychology Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of psychological Sciences, Master of law

Вера Алексеевна Балашова,

старший преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, магистр юриспруденции

Для цитирования: Балашова В.А. Психологическая готовно сть будущих оперативных сотрудников полиции к столкновению с агрессивным поведением. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 25-27. Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психология.

*Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. The object of study in this article was the psychological readiness of future operational police officers to face aggressive behavior. In conclusion, it is noted that future operational police officers have an adequate cognitive assessment of the situation associated with the manifestation of aggression; psychological stability and protection in the face of aggression; psychological readiness for active actions aimed at neutralizing aggression.

Keywords: operational police officers, aggressive behavior.

Аннотация. Объектом изучения в настоящей статье стала психологическая готовность будущих оперативных сотрудников полиции к столкновению с агрессивным поведением. В заключение отмечается, что будущие оперативные сотрудники полиции обладают адекватной когнитивной оценкой ситуации, связанной с проявлением агрессии; психологической устойчивостью и защитой при столкновении с агрессией; психологической готовностью к активным действиям, направленным на нейтрализацию агрессии.

Ключевые слова: оперативные сотрудники полиции, агрессивное поведение.

Профессиональная деятельность оперативного сотрудника полиции характеризуется противоборством и противодействием лицам, нарушающим правовые, социальные и моральные нормы; конфликтным и экстремальным характером, наличием риска, психотравмирующими факторами, обусловленными специфик ой профессии, и, способствующие профессионально-нравственной деформации личности сотрудника.

Одним из специфических факторов, оказывающих психотравмирующий эффект, является негативное отношение к сотруднику полиции со стороны криминальных личностей. В условиях противоборства и противодействия сотруднику полиции приходится зачастую сталкиваться с проявлением

агрессии (физической, вербальной, психологической и т.д.), направленной непосредственно в его сторону или по отношению к другому лицу. Отсюда возникает актуальность в изучении психологической готовности будущего оперативного сотрудника к подобному столкновению с целью оценки его психологической защиты и снижению психотравмирующего воздействия на личность. Учитывая при этом, что «природа агрессии носит гетерогенный характер».

В связи с этим было проведено исследование, направленное на выявление когнитивной оценки ситуации проявления агрессии и ответных приемов при столкновении с вербальной агрессией у будущих оперативных сотрудников полиции.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

Выявление когнитивной оценки ситуации проявления агрессии обусловлено тем, что «у каждого индивида существует свой порог чувствительности к различным агрессогенным факторам». Эмпирическую базу исследования составили курсанты 4-го и слушатели 5-го курсов факультета подготовки сотрудников оперативных подразделений полиции Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Результаты проведенного исследования позволили отметить следующие особенности:

1. Все испытуемые правильно выявляют признаки агрессивного поведения.

2. В большинстве случаев (около 90 %) испытуемые адекватно выделяют истинного агрессора и лицо, проявляющего защитную агрессию. Однако, в отдельных случаях при выполнении данного задания происходит замешательство и допускаются ошибки.

3. При выборе способа урегулирования ситуации, связанной с проявлением агрессии по отношению к другому лицу, испытуемые предпочитают способ противоборства, конфронтации, упуская при этом из внимания возрастание степени психического напряжения и увеличение деструктивного характера данной ситуации.

Таким образом, будущие оперативные сотрудники демонстрируют готовность к действию при выявлении агрессивного поведения с целью его пресечения, предпочитая при этом способ подавления агрессора.

Из существующих приемов ответа на вербальную агрессию - «Фиксация замешательства, «Сиреневый туман», «Я-высказывание», «Вы-посыл», «Вам важно», «Гадости на радости» и «Ширма» испытуемые в большинстве случаев прибегали к следующим: «Я-высказывание», «Вы-посыл» и «Гадости на радости».

Обращение к данным приемам означает интерпретацию действий партнера (агрессора) с дальнейшим предложением урегулирования ситуации, усиление ответственности партнера (агрессора) и ироничную оценку действий партнера (агрессора).

Данный выбор испытуемых может быть обусловлен тем, что оперативные сотрудники должны уметь адекватно оценить ситуацию и найти наиболее эффективный способ ее разрешения. В профессиональной деятельности на оперативного сотрудника полиции возложена высокая степень персональной ответственности, связанная с закрепленными за ним властными полномочиями и конспиративным характером. Поэтому, руководствуясь законодательством, оперативный

сотрудник обращается не только к собственной ответственности, но и к ответственности других лиц, нарушивших закон. Кроме того, сталкиваясь с направленным в свою сторону психологическим воздействием, оперативному сотруднику полиции необходимо владеть методами и приемами противодействия ему, вплоть до контрманипулирования.

Также испытуемые в незначительной степени обращаются к таким приемам ответа на вербальную агрессию как: «Ширма» и «Сиреневый туман». Прием «Фиксация замешательства» не характерен для испытуемых. Данные приемы означают высказывание с позиции официального образа, имиджа и использование малопонятных фраз.

Полученные результаты обусловлены наличием в деятельности оперативного сотрудника полиции конспиративно-ролевого поведения, что исключает обращение к своему должностному статусу в процессе выполнения служебных целей и задач. Также в своей профессиональной деятельности оперативный сотрудник полиции сталкивается с ситуациями, требующими быстрых, конкретных и четких действий. Поэтому «туманность» в деятельности оперативного сотрудника уместна в рамках оказания им манипулятивного воздействия. Кроме того для оперативного сотрудника полиции недопустимо проявление замешательства, так как это может привести к необратимым негативным последствиям.

На основании результатов проведенного исследования следует отметить следующее: будущие оперативные сотрудники демонстрируют психологическую готовность к столкновению с ситуациями проявления агрессии. При этом они выбирают конфронтационный и авторитарный способы воздействия на агрессора, который позволяет, по их мнению, действовать наверняка, упуская при этом возможность увеличения критичности ситуации. Такое видение ситуации со стороны испытуемых может быть обусловлено возрастными особенностями и отсутствием опыта профессиональной деятельности.

В целом, будущие оперативные сотрудники полиции обладают адекватной когнитивной оценкой ситуации, связанной с проявлением агрессии; психологической устойчивостью и защитой при столкновении с агрессией; психологической готовностью к активным действиям, направленным на нейтрализацию агрессии.

Библиографический список

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2012. 512 с.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. : Питер, 2011. 352 с: ил. (Серия «Мастера психологии»).

3. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. -

2014. - № 1. - С. 95-102.

4. Ковш, Е., Скиртач, И., Буняева, М. Психологические особенности агрессивности и враждебности // Российский психологический журнал. -

2015. - № 12 (4). - С. 8-20.

5. Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии // Вопросы психологии. 2014. - №6. - С. 18-21.

6. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / сост. К.В. Сельчонок. - М., 2014. -752 с.

7. Социальная психология агрессии / Б. Крэй-хи. - СПб. : Питер, 2003. - 336 с.

8. Шестакова Е.Г., Дорфман Л.Я. Агрессивное поведение и агрессивность личности // Образование и наука. - 2009. -№ 7 (64). - С. 51-63.

Педагогика высшей школы : учебное пособие / М. Т. Громко-ва. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 447 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Рассматриваются инновационные модели современного образования, адаптированные к моделям деятельности, синергетическим принципам самоорганизации социальных систем. Методология образовательной деятельности представлена на основе системного подхода, модульных технологий, позволяющих обеспечить компетенции как результат образования.

Пособие состоит из четырех разделов: "Теоретические основы педагогики", "Педагогика профессионального образования", "Технология профессионально-ориентированного обучения" и "Инновационная парадигма профессиональной деятельности".

Для преподавателей системы дополнительного профессионального образования, вузов, колледжей, а также студентов, аспирантов и всех, кто интересуется проблемами педагогики профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.