Научная статья на тему 'Паттерны агрессивного поведения сотрудников органов внутренних дел'

Паттерны агрессивного поведения сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1601
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AGGRESSION / AGGRESSIVE BEHAVIOR / AGGRESSIVENESS / TYPES OF AGGRESSION / ADAPTIVE CAPACITY / NEURO-PSYCHICAL RESISTANCE / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИВНОСТЬ / ВИДЫ АГРЕССИИ / АДАПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / НЕРВНОПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернышева Елена Викторовна

В статье рассмотрены агрессия, агрессивное поведение и агрессивность как признаки профессионализации сотрудников полиции, развивающиеся под воздействием фактора службы в правоохранительных органах, в частности влияния агрессивной антисоциальной среды, выполнения оперативно-служебных задач, наличия властных полномочий. Представлены результаты проведенного исследования, показывающие различия в проявлении агрессии и агрессивного поведения у студентов гражданского вуза, обучающихся ведомственного вуза (курсантов), сотрудников полиции первого года службы и сотрудников, имеющих стаж работы в органах внутренних дел. У сотрудников полиции имеется высокий уровень нервно-психической устойчивости, проявление физической, косвенной, вербальной агрессии больше, чем у студентов и курсантов. Проанализированы корреляционные связи показателей агрессии с личностными особенностями. Выявлено, что проявление физической агрессии у сотрудников связано с недостаточным уровнем моральной нормативности поведения, а вербальная агрессия увеличивает адаптивные способности как у курсантов, так и у сотрудников полиции. Высказано мнение о потребности в высококвалифицированных кадрах в органах внутренних дел и разработке направлений работы, специальных программ для профилактики появления и формирования агрессивного поведения, а также снижению уровня агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернышева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATTERNS OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN STAFF OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article deals with aggressive behavior and aggressiveness as signs of professional deformation of police officers, developing under the influence of the factor of work in law enforcement agencies, in particular the influence of aggressive anti-social environment, performance of operational tasks, and the presence of authority. The article presents the results of the study showing differences in the manifestation of aggression and aggressive behavior among students of civil University, students of departmental University (cadets), police officers of the first year of service and employees with working experience in the internal affairs bodies. Police officers have a high level of neuropsychological stability, manifestation of physical, indirect, verbal aggression more than students and cadets. Correlations of indicators of aggression with personal features are analyzed. It is revealed that the manifestation of physical aggression among employees is associated with an insufficient level of moral normativity of behavior, and verbal aggression increases adaptive abilities of both cadets and police officers. The opinion is expressed about the need for highly qualified personnel in the internal affairs bodies and the development of areas of work, special programs to prevent the emergence and formation of aggressive behavior, as well as to reduce the level of aggression among police officers.

Текст научной работы на тему «Паттерны агрессивного поведения сотрудников органов внутренних дел»

DOI: 10.23888/humJ20192312-321

ПАТТЕРНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

PATTERNS OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN STAFF OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

ЧЕРНЫШЕВА Е.В.

Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации

Аннотация:

В статье рассмотрены агрессия, агрессивное поведение и агрессивность как признаки профессионализации сотрудников полиции, развивающиеся под воздействием фактора службы в правоохранительных органах, в частности - влияния агрессивной антисоциальной среды, выполнения оперативно-служебных задач, наличия властных полномочий.

Представлены результаты проведенного исследования, показывающие различия в проявлении агрессии и агрессивного поведения у студентов гражданского вуза, обучающихся ведомственного вуза (курсантов), сотрудников полиции первого года службы и сотрудников, имеющих стаж работы в органах внутренних дел. У сотрудников полиции имеется высокий уровень нервно-психической устойчивости, проявление физической, косвенной, вербальной агрессии больше, чем у студентов и курсантов. Проанализированы корреляционные связи показателей агрессии с личностными особенностями. Выявлено, что проявление физической агрессии у сотрудников связано с недостаточным уровнем моральной нормативности поведения, а вербальная

CHERNYSHEVA E.V.

Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation

Abstract:

The article deals with aggressive behavior and aggressiveness as signs of professional deformation of police officers, developing under the influence of the factor of work in law enforcement agencies, in particular - the influence of aggressive anti-social environment, performance of operational tasks, and the presence of authority.

The article presents the results of the study showing differences in the manifestation of aggression and aggressive behavior among students of civil University, students of departmental University (cadets), police officers of the first year of service and employees with working experience in the internal affairs bodies. Police officers have a high level of neuropsychological stability, manifestation of physical, indirect, verbal aggression more than students and cadets. Correlations of indicators of aggression with personal features are analyzed. It is revealed that the manifestation of physical aggression among employees is associated with an insufficient level of moral normativity of behavior, and verbal aggression increases adaptive abilities of both cadets and police officers.

агрессия увеличивает адаптивные способности как у курсантов, так и у сотрудников полиции.

Высказано мнение о потребности в высококвалифицированных кадрах в органах внутренних дел и разработке направлений работы, специальных программ для профилактики появления и формирования агрессивного поведения, а также - снижению уровня агрессии.

Ключевые слова:

агрессия, агрессивное поведение, агрессивность, виды агрессии, адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость.

The opinion is expressed about the need for highly qualified personnel in the internal affairs bodies and the development of areas of work, special programs to prevent the emergence and formation of aggressive behavior, as well as to reduce the level of aggression among police officers.

Key words:

aggression, aggressive behavior, aggressiveness, types of aggression, adaptive capacity, neuro-psychical resistance.

Актуальность

В своей профессиональной деятельности сотрудники полиции при столкновении с проявлениями антиобщественного и преступного поведения обязаны применить к правонарушителям законные меры принудительного характера. Под воздействием агрессивной антисоциальной среды может искажаться восприятие окружающей действительности и деформироваться система межличностных отношений, нравственных норм, то есть специфика профессиональной деятельности может привести к появлению агрессии как ответной реакции и преувеличенному развитию свойства личности -агрессивности. В результате - не только в экстремальных ситуациях, но и в условиях выполнения ежедневных оперативно-служебных задач, сотрудники полиции могут проявлять грубость, враждебность, чрезмерно реализовывать властные полномочия, причинять физический и моральный вред людям.

Сегодня во всем мире наблюдается дестабилизация различных сфер жизни, многие средства массовой информации еще больше усугубляют положение вещей, пропагандируют насилие. Масс-медиа негативным образом воздействуя на психику человека, порождают напряжение, раздражительность, негативизм, тревожность, озлобленность, обиду, ненависть, жестокость, что находит свое проявление в поведении и поступках людей, формируя и развивая агрессивность.

Многие авторы, изучавшие профессиональные деформации (Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Н.И. Шаталова и др.), отмечают, что деформации

развиваются преимущественно под влиянием продолжительности и условий труда, а также возраста [1-3]. Проявления агрессии, как признака профессиональных деформаций в правоохранительной деятельности, отмечены в научных работах и публикациях А.В. Буданова, А.Ф. Караваева, Л.М. Колодкина, Д.П. Котова, Г.С. Човдыровой и др. [4-7].

Причины агрессии кроются как в особенностях самой личности, так и в воздействии окружающей действительности, агрессивность часто определяется как биполярный феномен - как негативное проявление человека и центральная функция личности, направленная на приспособление к условиям жизни [8,9]. Жестокие, агрессивные действия не расцениваются человеком как таковые, а считаются естественными, морально оправданными, но многие исследователи агрессии предпочитают давать негативную оценку [10-12].

Прямая провокация физическими действиями способна вызывать аналогичный ответ, являясь мощным стимулятором открытой агрессии. Большинство случаев физической провокации заканчивается ответом в физической форме, особенно если обе стороны не превосходят по силе друг друга, бывают случаи скрытого избегания конфликта или ответа в вербальной форме. Вербальная провокация тоже может актуализировать агрессивные действия: некоторые люди словами пользуются гораздо чаще, чем кулаками, ногами или оружием.

Очень часто агрессивное поведение проявляется в обстановке, где присутствуют другие люди, прямо в действии не участвующие. Сторонние наблюдатели своим присутствием могут влиять на ход агрессии: многие формы поведения опосредованы социальным давлением [13,14].

Цель исследования

Проведение сравнительного анализа показателей агрессии и агрессивности у обучающихся ведомственного вуза (курсантов), студентов гражданского вуза, а также сотрудников органов внутренних дел (на примере сотрудников патрульно-постовой службы).

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 140 человек: 40 обучающихся ведомственного вуза (курсанты 4 курса факультета подготовки следователей), 40 студентов гражданского вуза (четверокурсники, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция»), 60 сотрудников полиции патрульно-постовой службы с различным стажем работы в органах внутренних дел в возрасте 20-25 лет.

Для решения задачи изучения особенностей профессиональной подготовки сотрудников использовался многоуровневый личностный опросник

«Адаптивность» (МЛО - АМ, А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин; 1993), позволяющий оценить качества, являющиеся необходимым условием высокой стрессоустой-чивости человека (адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, коммуникативный потенциал); для диагностики агрессивных и враждебных реакций применялся опросник Басса-Дарки (BDHI, Б. Басс, А. Дарки) [15, С. 24-29].

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» позволяет оценить адаптивные возможности личности с учетом социально-психологических и психофизических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития. Нарушения адаптации ведут к проявлению агрессии, конфликтных взаимоотношений, понижению работоспособности и ухудшению состояния здоровья. Случаи серьезного нарушения адаптации могут приводить к неприемлемым и грубым нарушениям дисциплины, правопорядка, суицидальным поступкам, срыву профессиональной деятельности, проявлению и развитию агрессии.

Результаты и их обсуждение

У сотрудников правоохранительных органов, обучающихся ведомственного вуза и студентов показатели по шкалам «Адаптивные способности», «Моральная нормативность», «Нервно-психическая устойчивость» и «Коммуникативные способности» находятся на среднем уровне (рис. 1).

Рисунок 1.

Выраженность показателей опросника "МЛО-АМ»

10

9 8

7 6

г> 5 ■ АС

МП

н г , ■ НПУ

з

□ КС

2 1

и Обучающиеся Студенты Сотрудники

Примечание: АС - адаптивные способности; МН - моральная нормативность; НПУ - нервно-психическая устойчивость; КС - коммуникативные способности.

Все испытуемые обладают высоким уровнем нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, имеют адекватную самооценку и реально воспринимают действительность. Также обладают способностью грамотно оценивать свою роль и место в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения. Уровень развития коммуникативных способностей у испытуемых - средний.

Сотрудники органов внутренних дел в своей профессиональной деятельности встречаются с разными видами проявления агрессивного поведения: физическая агрессия (нападение), причинение физического ущерба. Не исключены и косвенные агрессивные реакции, выражающиеся в обиде, злобных шутках, сплетнях, взрывах ярости. В последнее время сотрудникам правоохранительных органов часто приходится сталкиваться с подозрительностью, недоверием, провокацией граждан по отношению к их действиям. Это связано с убеждением, что сотрудники приносят вред или планируют причинить его, что тоже может стать началом агрессии и со стороны граждан, и причиной для возникновения не только вербальной, но и физической агрессии у сотрудников. Раздражительность может приводить к проявлению негативных эмоций и агрессии. Сотрудники правоохранительных органов относятся к той категории людей, которые, в силу особенностей своей профессиональной деятельности, находятся в ситуации, которую можно охарактеризовать как хроническая стрессогенность.

Показатели видов агрессивного поведения (компоненты «вина» и «обида» снижены) у сотрудников полиции выше, чем у обучающихся ведомственного вуза и студентов гражданского вуза (рис. 2). Показатели шкал у студентов гражданского вуза ниже, чем у обучающихся и сотрудников полиции. То есть, можно предположить, что прохождение службы в органах внутренних дед влияет на проявление агрессии.

Рисунок 2.

Выраженность показателей агрессии

Причины агрессивного поведения должны анализироваться с учетом воздействия на человека физиологических, психологических, социальных ситуационных факторов. Проявление агрессивности является следствием недовольства человека окружающей действительностью, уровнем жизни, другими людьми или самим собой.

Для более глубокого и качественного анализа (с применением t-критерия Стьюдента) различий компонентов агрессивного поведения в зависимости от факта службы разделим испытуемых на подгруппы:

а) студенты гражданского вуза;

б) курсанты, обучающиеся в ведомственном вузе;

в) сотрудники полиции первого года службы;

г) сотрудники полиции со стажем службы более одного года.

У обучающихся ведомственного вуза (курсантов) существуют значимые различия с молодыми сотрудниками полиции в шкалах «физическая агрессия», «косвенная агрессия» и «вербальная агрессия», а с сотрудниками, имеющими стаж службы 1 год и более - в шкалах «физическая агрессия» и «вербальная агрессия» (табл. 1). Также существует разница между студентами гражданского вуза и курсантами в шкалах «вербальная агрессия» и «физическая агрессия». У сотрудников органов внутренних дел более высокие показатели агрессивного поведения - «физическая агрессия», «косвенная агрессия» и «вербальная агрессия».

Таблица 1.

Сравнение показателей агрессии студентов, курсантов и сотрудников с помощью t-критерия Стьюдента

Шкалы Средние значения t- критерий Уровень значимости (р)

Курсанты Сотрудники

Косвенная агрессия 4,5 5,45 -2,08 0,039781

Раздражение 4,43 7,2 -3,93 0,011086

Вербальная агрессия 6,3 8,38 -3,67 0,000390

Курсанты Сотрудники первого года службы

Физическая агрессия 5,475 6,853 -2,63362 0,010334

Косвенная агрессия 4,5 5,706 -2,30216 0,024220

Вербальная агрессия 6,3 9,147 -4,66596 0,000014

Курсанты Сотрудники со стажем службы более года

Физическая агрессия 5,475 7,853 -3,33362 0,007394

Вербальная агрессия 6,3 8,957 -2,66596 0,000011

Курсанты Студенты

Вербальная агрессия 6,3 4,9 3,76562 0,000032

Физическая агрессия 5,475 2,45 4,22398 0,000491

Примечание: выбраны шкалы, по которым имеются значимые различия.

сетевой научный журнал «личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие»

www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru

Проанализируем значимые корреляционные связи показателей агрессии и адаптивных возможностей личности сотрудников полиции (на примере патрульно-постовой службы) и обучающихся ведомственного вуза (курсантов). У обучающихся ведомственного вуза имеются положительные корреляционные связи между шкалами «раздражение» и «адаптивные способности» (г=0,4), «косвенная агрессия» и «коммуникативные способности» (г=0,44); отрицательные корреляционные связи между шкалами «вербальная агрессия» и «коммуникативные способности» (г=-0,35), «физическая агрессия» и «нервно-психическая устойчивость» (г=-0,38) (табл. 2).

Таблица 2.

Коэффициенты корреляции показателей агрессии и адаптивных возможностей

Шкалы Моральная нормативность Нервно-психическая устойчивость Kommi тив cnocof 'н и ка-ti ые ¡ности Адаптивные способности

обучаю щиеся Сотрудн ики обучаю щиеся сотрудн ики обучаю щиеся сотруд ники обучаю щиеся сотруд ники

Физическая агрессия 0,089 -0,67 0,384 -0,097 -0,129 -0,194 0,085 -0,030

Косвенная агрессия 0,092 0,149 0,231 -0,036 0,446 0,39 0,263 -0,004

Раздражение 0,144 -0,57 0,161 -0,140 0,087 0,041 0,436 -0,102

Вербальная агрессия -0,064 0,041 0,114 -0,5 -0,357 0,035 0,059 0,35

Примечание: значимые корреляционные связи выделены жирным шрифтом.

У курсантов склонность физически навредить другому человеку (например, ударить, толкнуть, поцарапать, чтобы сделать как можно больнее) связана с неподверженностью к депрессии и нервным срывам, с хорошим приспособлением к существующим нормам. Распространение сплетен, слухов связано с эффективностью взаимодействия между людьми в процессе общения при выполнении совместной деятельности. «Приподнять» себя, за счет принижения других - самый легкий способ повышения самооценки. Возможно, за счет этого человек пытается влиться в коллектив, который, также, любит обсуждать и додумывать различные факты об окружающих. Стремление к нанесению вреда через крик, оскорбительные слова связано с плохим управлением своего поведения в общении, плохим установлением и неумением поддерживать контакты, с затруднениями в построении своей речи.

У сотрудников полиции отрицательные корреляционные связи прослеживаются между шкалами «физическая агрессия» и «моральная нормативность» (г=-0,67), «вербальная агрессия» и «нервно-психическая устойчивость» (г=-0,5), «раздражение» и «моральная нормативность» (г=-0,57). Положительная

корреляционная связь имеется между шкалами «косвенная агрессия» и «коммуникативные способности» (г=0,39). Состояния недовольства, раздражения у сотрудников связаны с причинением физического вреда людям, способностью не в полной мере адекватно воспринимать выполняемую социальную роль, в ущерб себе сочетать морально-нравственные нормы, нормы социума и отношение к требованиям непосредственного социального окружения. Это приводит к повышению конфликтности, неуравновешенности, вспыльчивости и плохому приспособлению к существующим нормам.

Выводы

Согласно полученным данным, существуют значимые различия показателей агрессии, компонентов агрессивного поведения у студентов гражданского вуза, обучающихся ведомственного вуза (курсантов) и сотрудников полиции, что дает основание полагать влияние службы в органах внутренних дел. Уровень показателей агрессии у студентов гражданского вуза ниже, чем у обучающихся ведомственного вуза (курсантов) и сотрудников полиции.

Работа в правоохранительных органах отличается интеллектуальной, физической и эмоциональной напряженностью, и поэтому важно научиться сдерживать агрессию. Деятельность требует соблюдение строгой иерархии, особого организационного построения и межличностного общения, дисциплины, повышенной социальной и профессиональной ответственности. Контакт с криминальным контингентом, конфликтные ситуации увеличивают психоэмоциональные нагрузки сотрудников. Проявление агрессивного поведения как раз и является одним из главных признаков негативного влияния профессии на личность.

Для снижения уровня агрессивного поведения необходимо составление и проведение специальных программ. Центрам психодиагностики (ЦПД) при приеме лиц на службу в подразделения полиции, а также при обследовании сотрудников, перемещающихся на другую должность, необходимо соотносить индивидуальные личностные особенности с особенностями профессиональной деятельности.

При оказании психологической помощи сотрудникам полиции следует учитывать, что профессиональная деятельность способствует формированию агрессивного поведения.

В правоохранительных органах в настоящее время ощущается потребность в профессиональных и квалифицированных кадрах. Необходимо внести изменения в систему профессиональной подготовки, совершенствование профессионального отбора, повышение квалификации сотрудников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значительную роль в снижении уровня агрессивности сотрудников

правоохранительных органов может сыграть использование разнообразных методов, сравнение результатов и выбор оптимального и продуктивного метода, а также профилактическая работа с сотрудниками, начиная с периода адаптации к службе. Разработка направлений работы с агрессивным поведением должна быть компонентом психологического сопровождения сотрудников, теоретические положения и практические рекомендации необходимо использовать в образовательном процессе при обучении в ведомственных заведениях МВД России, а также кадровыми службами отделов органов внутренних дел.

Конфликт интересов отсутствует

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Грановская Р.М., Шингаев С.М. Социальная безопасность и защита человека: психологические аспекты профессионального здоровья управленцев // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2013. № 2. С. 76-79.

2. Зеер Э.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет; 2015.

3. Шаталова Н.И. Психофизиологические особенности трудового поведения работника // Вестник НГУЭУ. 2015. № 1. С. 178-189.

4. Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. М.: Академия МВД России; 1997.

5. Нечевин Д.К., Колодкин Л.М.; Мацкевич И.М., ред. Аттестация научных и научно-педагогических кадров в России: история и современность. М.: «Русайнс»; 2016.

6. Караваев А.Ф. Профессиональная деформация личности // Право и образование. 2005. № 3. С. 172-187.

7. Човдырова Г.С. Психологические проявления агрессивности и склонности личности к насильственным действиям // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1 (68). С. 37-40.

8. Диривянкина О.В. Агрессивность как составляющая поведенческих девиаций // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2016. № 25. С. 31-35.

REFERENCES:

1. Granovskaya RM., Shigaev SM. Social'naja bezopasnost' i zaschita cheloveka: psihologicheskie aspekty professional'nogo zdorov'ja upravlencev. Mediko-biologicheskie i social'no-psihologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychajnyh situacijah. 2013; 2: 76-79. (In Russ).

2. Zeer EF. Teoretiko-prikladnye osnovanija psihologii professional'nogo razvitija. Ekaterinburg: Russian state professional-pedagogical University Publishing; 2015. (In Russ).

3. Shatalova NI. Psihofiziologicheskie osobennosti trudovogo povedenija rabotnika. Vestnik NGUJE U. 2015; 1: 178-189. (In Russ).

4. Budanov AV. Pedagogika lichnoj professional'noj bezopasnosti sotrudnikov organov vnutrennih del. Moscow: Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 1997. (In Russ).

5. Nechevin DK., Kolodkin LM. Attestacija nauchnyh i nauchno-pedagogicheskih kadrov v Rossii: istorija i sovremennost'. Moscow: "Rusyns"; 2016. (In Russ).

6. Karavaev AF. Professional'naja deformacija lichnosti. Pravo i obrazovanie. 2005; 3: 172-187. (In Russ).

7. Chovdyrova GS. Psihologicheskie projavlenija agressivnosti i sklonnosti lichnosti k nasil'stvennym dejstvijam. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2017; 1 (68): 37-40. (In Russ).

8. Dirivyankina OV. Agressivnost' kak sostavljajuschaja povedencheskih deviacij. Novoe slovo v nauke i praktike: gipotezy i aprobacija rezul'tatov issledovanij. 2016; 25: 31-35. (In Russ).

9. Ениколопов С.Н., Чудова Н.В. Агрессивность и имплицитная теория насилия // Прикладная юридическая психология. 2017. № 2. С. 18-26.

10. Большакова Н.Е. Детерминанты агрессивного поведения у сотрудников полиции // Актуальные проблемы с преступлениями и иными правонарушениями. 2017. № 15-2. С. 112-113.

11. Корытченкова Н.И., Ахвердова О.А., Смагина С.С. Интегральные характеристики агрессивности личности // Вестник Кемеровского государственного универси-тета. 2016. № 4 (68). С. 152156.

12. Круподер Н.А. Понятие агрессивности и подходы к ее изучению. В сб.: В мире научных открытий: материалы международной студенческой научной конференции. 2017. С. 90-92.

13. Михайлова О.Б., Сафи С.М., Шептура А.В. Агрессивность личности: основные подходы и перспективы в изучении // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 83.

14. Расулова Ф.Ф. Агрессивное поведение и агрессивность личности // Путь науки. 2016. № 7 (29). С. 84-85.

15. Чернышева Е.В. Практикум по психологии общения. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России; 2013.

16. Борискин МЛ., Улесикова И.В., Шатыр Ю.А., и др. Возрастные и гендерные особенности предрасположенности человека к рискованному поведению // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018. Т.6, № 4 (23).

Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=352. Ссылка активна на 19 июня 2019.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Чернышева Елена Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры, психологии служебной деятельности и педагогики Уральского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации»; 620057, Екатеринбург, Россия, ул. Корепина, д. 66. email: evchern2010@gmail.com.

дата поступления: 12.03.2019 дата принятия в печать: 06.06.2019

ссылка для цитирования:

Чернышева Е.В. Паттерны агрессивного поведения сотрудников органов внутренних дел // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 2 (25). Доступно по ссылке: http://humjoumal.rzgmu.m/art&id=373 Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20192312-321

9. Enikolopov SN., Chudova NV. Agressivnost' i implicitnaja teorija nasilija. Prikladnaja juridicheskaja psihologija. 2017; 2: 18-26. (In Russ).

10. Bolshakova NE. Determinanty agressivnogo povedenija u sotrudnikov policii. Aktual'nye problemy s prestuplenijami i inymi pravonarushenijami. 2017; 15-2: 112-113. (In Russ).

11. Korytchenkova NI. Akhverdova OA., Smagina SS. Integral'nye harakteristiki agressivnosti lichnosti. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; 4 (68): 152-156. (In Russ).

12. Krupoder NA. Ponjatie agressivnosti i podhody k ee izucheniju. In: V mire nauchnyh otkrytij: materialy mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii. 2017: 90-92. (In Russ).

13. Mihajlova OB., Safi SM., Sheptura AV. Agressivnost' lichnosti: osnovnye podhody i perspektivy v izuchenii. Mir nauki. 2017; (5) 6: 83. (In Russ).

14. Rasulova FF. Agressivnoe povedenie i agressivnost' lichnosti. Put' nauki. 2016; 7 (29): 8485. (In Russ).

15. Chernysheva EV. Praktikum po psihologii obwenija. Ekaterinburg: Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2013. (In Russ).

16. Boriskin ML., Ulesikova IV., Shatyr YuA., et al. Age and gender peculiarities of human predisposition to risk behavior. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2018; 6 (4). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=352. Accessed 19 June 2019.

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Chernysheva Elena Viktorovna - Ph.D. (Psychology), Associate Professor, Department of psychology and pedagogics of the "Ural Law Institute of the Ministry of Interior of Russian Federation"; 620057, Yekaterinburg, Russia, 66 Korepina str.. email: evchern2010@gmail.com.

paper received: 12.03.2019 paper accepted: 06.06.2019

reference for citing:

Chernysheva E V. Patterns of aggressive behavior in staff of internal affairs bodies. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (2). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=373 Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20192312-321

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.