Научная статья на тему 'Психологические особенности противостояния агрессии у будущих сотрудников полиции'

Психологические особенности противостояния агрессии у будущих сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AGGRESSION / AGGRESSIVENESS / AGGRESSIVE BEHAVIOR / VERBAL AGGRESSION / DEFENSIVE AGGRESSION / PSYCHOLOGICAL READINESS / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL COMMUNICATION / INTERACTION / PROFESSIONAL TRAINING / VOCATIONAL TRAINING / CONFLICT / PROVOCATION / RISK / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / ЗАЩИТНАЯ АГРЕССИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНФЛИКТ / ПРОВОКАЦИЯ / РИСК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балашова Вера Алексеевна

Исследуется сихологическая готовность к противостоянию агрессии у будущих сотрудников полиции на этапе профессиональной подготовки. Учитываются психологические особенности профессиональной деятельности и профессионального общения сотрудника полиции. Расставляются акценты в выборе способа поведения сотрудником полиции при столкновении с проявлением агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of opposition to aggression in future police officers

The psychological readiness to resist aggression in future police officers at the stage of professional training is studier. Taked into account the psychological characteristics of professional activity and professional communication of the police officer. Emphasized the choice of the way of behavior of the police officer in a collision with the manifestation of aggression.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности противостояния агрессии у будущих сотрудников полиции»

© Балашова В.А. 2019

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF OPPOSITION TO AGGRESSION

IN FUTURE POLICE OFFICERS

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ У БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Vera Alekseevna Balashova,

senior lecturer, Department of legal psychology Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya, PhD in psychology E-mail: VeraKasatka2014@ya.ru

Вера Алексеевна Балашова,

старший преподаватель кафедры юридической психологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук E-mail: VeraKasatka2014@ya.ru

Для цитирования: Балашова В.А. Психологические особенности противостояния агрессии у будущих сотрудников полиции. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2019. С. 43-45.

Annotation. The psychological readiness to resist aggression in future police officers at the stage of professional training is studier. Taked into account the psychological characteristics of professional activity and professional communication of the police officer. Emphasized the choice of the way of behavior of the police officer in a collision with the manifestation of aggression.

Key words: aggression, aggressiveness, aggressive behavior, verbal aggression, defensive aggression, psychological readiness, professional activity, professional communication, interaction, professional training, vocational training, conflict, provocation, risk.

Для современного общества одной из основных проблем является проявление высокого уровня агрессии. Данная проблема имеет частный (для конкретного общества) и глобальный (для мирового общества) характер. В середине 20-го века А. Бандура в рамках социально-психологического эксперимента выявил, что проявление агрессии является результатом социального научения. Иными словами, чем больше проявлений агрессии видит человек, тем более высока вероятность ее проявления им самим. Такой «взаимный» характер.

Жизнь человека имеет в определенном смысле характер борьбы: ради чего-то, вопреки чему-то и т. д. То же самое характерно и для жизни общества с его внутренними и внешними проблемами. Однако, порой характер борьбы является разрушительным как для общества, так и для человека, и причиной этому становится агрессия. Речь в данном случае не идет о защитной агрессии, которая актуализируется в критической ситуации на основании инстинкта самосохранения. Речь идет о целенаправленном поведенческом акте, осознаваемом субъектом и направленном против другого. Конечно, будучи

Аннотация. Исследуется сихологическая готовность к противостоянию агрессии у будущих сотрудников полиции на этапе профессиональной подготовки. Учитываются психологические особенности профессиональной деятельности и профессионального общения сотрудника полиции. Расставляются акценты в выборе способа поведения сотрудником полиции при столкновении с проявлением агрессии.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, вербальная агрессия, защитная агрессия, психологическая готовность, профессиональная деятельность, профессиональное общение, взаимодействие, профессиональная подготовка, профессиональное обучение, конфликт, провокация, риск.

социально-психологическим феноменом, агрессия является неизбежной составляющей жизни общества. Однако, на сегодняшний день проблема агрессии «молодеет», и подтверждением тому является проявление жестокости и издевательства над животными (живодерства) в раннем подростковом возрасте, избиение группой младших школьников своего одноклассника или подростками - ребенка, младшего по возрасту. При этом, подобное фиксируется на видеокамеру и в дальнейшем получает распространение в средствах массовой коммуникации (в интернете). И здесь невольно вспоминается эксперимент А. Бандуры с его куклой Бобо и теми результатами, которые были получены: демонстрируемая агрессия порождает агрессию.

Особое значение проблема проявления агрессии имеет в профессиональной деятельности сотрудников полиции, которые непосредственно с этим сталкиваются при восстановлении правопорядка при массовых беспорядках; при задержании преступника, оказывающего активное сопротивление; и даже при урегулировании ситуаций, связанных с бытовыми конфликтами и др. Следовательно,

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES

для сотрудника полиции, в том числе и для оперуполномоченного, важна психологическая готовность к противостоянию агрессии и ее нейтрализации. Для этого необходимо: во-первых, умение выявить истинного агрессора от лица, проявляющего защитную агрессию. Во-вторых, выбрать оптимальный способ нейтрализации истинного агрессора и урегулирования ситуации в целом на основании анализа ее условий. В-третьих, сохранять самоконтроль над собственным поведением, не поддаваясь психическому заражению участников агрессивного контакта и провокациям с их стороны.

С курсантами факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений полиции Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя были проведены методики, направленные на выработку навыков неагрессивного ответа на вербальную агрессию и умение противостоять открытой агрессии и возможным ее провокациям. Также с будущими оперативными сотрудниками полиции были смоделированы ситуации агрессивного контакта, свидетелями которых они явились. Данные ситуации требовали оптимального решения с точки зрения профессионально- и конспиративно-ролевого поведения. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.

1. Выработка навыков неагрессивного ответа на вербальную агрессию и умение противостоять открытой агрессии и возможным ее провокациям. Будущим оперативным сотрудникам полиции предъявлялись утверждения, содержащие признаки вербальной агрессии с элементами провокации. Например: «Вы много критикуете своих коллег, при этом не замечаете собственных ошибок!», «Вы очень не разборчивы в личных контактах. Хотя, это неудивительно!», «Не в ваших интересах состязаться со мной. Все равно проиграете!» и др.

Полученные со стороны испытуемых ответы анализировались в сопоставлении со следующими приемами ответа на агрессию: «Фиксация замешательства» (трансляция растерянности перед агрессором), «Сиреневый туман» (сложносочиненные, неопределенные, малопонятные по содержанию фразы,) «Я-высказывание» (фраза, содержащая эгоцентричный и активно-инициативный характер), «Вы-посыл» (акцент на ответственности оппонента), «Вам важно» (ориентир на интересы партнера по взаимодействию»), «Гадости на радости» (ироничный ответ агрессору, уводящий от открытого противоборства) и «Ширма» (руководство при ответе официальными характером взаимодействия). Среди ответов будущих оперативных сотрудников полиции преобладали такие приемы, как: «Сиреневый туман», «Гадости на радости»,

«Я-высказывание» и «Вы посыл». Таким образом, полученные ответы испытуемых обладали неопределенным и неконкретным характером, способствовали снижению конфронтации с сохранением контроля над ситуацией и воздействием на партнера по общению. Данные результаты могут быть обусловлены тем, что, нередко сталкиваясь с проявлением агрессии, оперативный сотрудник полиции развивает способность дифференцировать степень проявления агрессии и выбирает тот способ ответа, который оптимизирует сопротивление агрессии с сохранением собственных психических ресурсов.

2. Умение определить истинного агрессора.

Испытуемым были представлены задачи, отражающие агрессивный характер взаимодействия. При этом в условиях задач были представлены объект агрессии, субъект агрессии (истинный агрессор) и лицо, проявляющее защитную агрессию. Задание заключалось в том, чтобы правильно определить, кто есть кто среди участников взаимодействия на основании психологического анализа.

На основании полученных ответов было отмечено, что: будущие оперативные сотрудники полиции правильно выявляют истинного агрессора, но при этом зачастую ошибаются при оценке лица, демонстрирующего признаки защитной агрессии, причисляя его к истинному агрессору.

Такое видение агрессии может быть обусловлено тем, что в силу специфики своей профессиональной деятельности оперативный сотрудник полиции должен быть психологически готов к противодействию лицам, представляющим угрозу для безопасности личности и общества, с целью предотвращения противоправной деятельности. Иными словами, нельзя недооценить степень опасности, иначе это может привести к необратимым негативным последствиям. Поэтому, здесь оперативный сотрудник полиции должен сработать на опережение. Что и закреплено в превентивном характере оперативной деятельности.

3. Выбор способа нейтрализации истинного агрессора и урегулирования ситуации.

Кроме выявления истинного агрессора от других участников взаимодействия, испытуемым необходимо было предложить способ урегулирования или разрешения ситуации с целью нейтрализации проявления агрессии и избегания непосредственной конфронтации. В данном случае полученные ответы разделились на два варианта: в одном случае, некоторые из будущих оперативных сотрудников полиции демонстрировали вариант ответной агрессии (от вербальной до физической), отмечая, если истинный агрессор поступает подобным образом, ему необходимо оказать жесткое сопротив-

44

№ 3/2019

ление. В другом случае, испытуемые предпочитали вариант нестандартного решения ситуации, опираясь на конспиративность поведения (например, в ситуации, где взрослый мужчина заставляет мальчика младшего школьного возраста бить кулаками мальчика-подростка, подойти и назваться отцом (дядей, братом, соседом) этого подростка с целью заступиться за него). Однако потом этот вариант урегулирования ситуации также превращался в первый: оказание непосредственного противодействия агрессору.

Таким образом, получается, что для оперативных сотрудников полиции скрытый способ сопротивления истинному агрессору в рамках конспиративно-ролевого поведения является временной мерой. С их точки зрения, наиболее эффективный способ нейтрализации агрессора состоит в том, чтобы физически сломить его активное действие.

Подобная психологическая особенность может быть обусловлена тем, что профессиональная деятельность оперативного сотрудника полиции обладает конфликтным, экстремальным, принудительным характером, а также виктимным аспектом. В связи с этим, оперативный сотрудник полиции проявляет готовность к непосредственному столкновению с агрессором.

4. Самоконтроль поведения в ситуации столкновения с агрессором или провокатором.

Несмотря на ранее отмеченные результаты исследования, будущие оперативные сотрудники полиции не демонстрировали эффект психического заражения со стороны участников агрессивного контакта. Более того, при проявлении психологической готовности к непосредственному противоборству, испытуемые демонстрировали психическую уравновешенность к моментам провокации (лишь в отдельных случаях, принимая провокацию за агрессию, испытуемые прибегали к ранее отмеченному способу поведения). Подобный способ реагирования на провокацию согласуется с особенностями ответа испытуемых на вербальную агрессию: стремление оптимизировать психические ресурсы в соответствии со степенью негативного воздействия.

Таким образом, на основании проведенного исследования, направленного на выявление психологических особенностей противостояния агрессии у будущих оперативных сотрудников полиции, стоит отметить: испытуемые обладают умением оптимизировать затрату психических ресурсов по отношению к воздействующему негативному фактору; обладают психической устойчивостью и уравновешенностью, позволяющей уйти от прямой провокации и сохранить самоконтроль над поведением при столкновении с агрессором; на основании

когнитивной оценки факта агрессии испытуемые демонстрируют готовность к сопротивлению ей с целью сломить негативное воздействие со стороны агрессора; однако будущие оперативные сотрудники проявляют ошибочность при выявлении защитной агрессии, расценивая ее как истинную; при столкновении с проявлением вербальной агрессии будущие оперативные сотрудники полиции, достаточно легко ей противостоят, демонстрируя снижение конфронтации и контроль над ситуацией с элементами неопределенности.

Стоит отметить, что испытуемые при совместном психологическом анализе представленных ситуаций взаимодействия с проявлением агрессии, демонстрировали осмысление выявленных особенностей, что способствовало рефлексивному анализу представленного выбора поведения.

Таким образом, на этапе профессиональной подготовки у будущих оперативных сотрудников полиции представлена психологическая готовность к противостоянию агрессии. Для совершенствования данного профессионально важного качества оперативного сотрудника полиции в рамках учебно-образовательного процесса необходимо уделять внимание анализу уместности и целесообразности выбора того или иного способа поведения в соотнесении с контекстом ситуации взаимодействия и ее условий, с целью минимизации профессионального риска для сотрудника.

Литература

1. Гафиатулина Н.Х. Социальная коммуникация в профилактике конфликтов : учебно-методическое пособие / Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин. Электрон. текстовые данные. М.: Русайнс, 2016. - 162 с.

2. Милорадова Н.Г. Психология саморазвития и самоорганизации в условиях учебно-профессиональной деятельности: учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент / Н.Г. Милорадова, А.Д. Ишков. М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2016. 109 с.

3. Профайлинг в деятельности органов внутренних: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / В.Л. Цветков [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 255 с.

4. Психология в деятельности сотрудников ОВД : учебное пособие / под ред. И.А. Калиниченко. М.: ЮНИТИ-ДА-НА: Закон и право, 2017.

5. Шуванов И.Б. Готовность к безопасному поведению в условиях риска: диагностика и коррекция : учебно-методическое пособие / И.Б. Шуванов, В.И. Шаповалов, В.П. Шувалова. Саратов: Вузовское образование, 2017. 102 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.