Научная статья на тему 'Типы профессиональной мотивации и особенности агрессивности'

Типы профессиональной мотивации и особенности агрессивности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
858
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА / ФРУСТРАЦИЯ / АГРЕССИЯ / ТРЕНИНГ / НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / PROFESSIONAL MOTIVATION / MOTIVATIONAL COMPLEX / PROFESSIONAL ACTIVITY / LABOR EFFICIENCY / FRUSTRATION / AGGRESSION / TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваленок Татьяна Петровна, Козленкова Елена Николаевна

Профессиональная мотивация является одним из факторов эффективности трудовой деятельности, ее влияние может быть опосредованным и проявляться в формировании устойчивых неблагоприятных состояний и свойств работника. Существуют виды профессий, содержание которых предъявляет особые требования к эмоциональному состоянию профессионала и способности его контролировать. В статье приводится описание исследования, направленного на анализ особенностей проявления агрессии у работников с внешней и внутренней мотивацией профессиональной деятельности. Склонность к агрессивным реакциям рассматривается как фактор снижения производственной эффективности в определенных видах труда и критерий профессионального отбора. Проанализированы различия в преобладающих видах агрессии и личностных особенностях, сдерживающих ее, у испытуемых с разными типами мотивационных комплексов. Описаны направления психолого-педагогической работы с агрессией на этапе овладения профессией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF PROFESSIONAL MOTIVATION AND FEATURES OF AGGRESSIVENESS

Professional motivation is one of the factors of the effectiveness of labor activity, its infiuence can be indirect and manifest itself in the formation of stable unfavorable conditions and characteristics of the employee. There are types of professions whose content makes special demands on the emotional state of the professional and the ability to control it. The article describes a study aimed at analyzing the characteristics of the manifestation of aggression in workers with external and internal motivation of professional activity. Propensity to aggressive reactions is considered as a factor of decline in production efficiency in certain types of work and the criterion of professional selection. The differences in the prevailing types of aggression and personality characteristics that restrain it have been analyzed in subjects with different types of motivational complexes. The directions of psychological and pedagogical work with aggression are described at the stage of mastering the profession.

Текст научной работы на тему «Типы профессиональной мотивации и особенности агрессивности»

DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-3-48-54

УДК 378 ББК 74.480

Т.П. Коваленок, Е.Н. Козленкова

(Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва, Россия)

ТИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ

Профессиональная мотивация является одним из факторов эффективности трудовой деятельности, ее влияние может быть опосредованным и проявляться в формировании устойчивых неблагоприятных состояний и свойств работника. Существуют виды профессий, содержание которых предъявляет особые требования к эмоциональному состоянию профессионала и способности его контролировать. В статье приводится описание исследования, направленного на анализ особенностей проявления агрессии у работников с внешней и внутренней мотивацией профессиональной деятельности. Склонность к агрессивным реакциям рассматривается как фактор снижения производственной эффективности в определенных видах труда и критерий профессионального отбора. Проанализированы различия в преобладающих видах агрессии и личностных особенностях, сдерживающих ее, у испытуемых с разными типами мотивационных комплексов. Описаны направления психолого-педагогической работы с агрессией на этапе овладения профессией.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональная мотивация, моти-вационный комплекс, профессиональная деятельность, эффективность труда, фрустрация, агрессия, тренинг, направления психолого-педагогической работы.

T.P. Kovalenok, E.N. Kozlenkova

(Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russia)

TYPES OF PROFESSIONAL MOTIVATION AND FEATURES OF AGGRESSIVENESS

Professional motivation is one of the factors of the effectiveness of labor activity, its influence can be indirect and manifest itself in the formation of stable unfavorable conditions and characteristics of the employee. There are types of professions whose content makes special demands on the emotional state of the professional and the ability to control it. The g article describes a study aimed at analyzing the characteristics of the manifestation | of aggression in workers with external and internal motivation of professional activity. g Propensity to aggressive reactions is considered as a factor of decline in production efficiency in certain types of work and the criterion ofprofessional selection. The differences lu in the prevailing types of aggression and personality characteristics that restrain it have g been analyzed in subjects with different types of motivational complexes. The directions £ of psychological and pedagogical work with aggression are described at the stage of g mastering the profession.

^ Keywords: professional motivation, motivational complex, professional activity, labor i- efficiency, frustration, aggression, training.

Одним из основных направлений в исследовании трудовой мотивации является анализ влияния характера профессиональной мотивации на производственную эффективность. При этом предметом исследовательского интереса чаще становится непосредственная связь различных видов мотивационных образований, их побудительной силы и продуктивности труда работников [10]. Однако такое влияние может быть и опосредованным. Особенности мотивации профессиональной деятельности могут стать фактором формирования устойчивых психических состояний, а затем и качеств личности, способствующих или препятствующих успешной реализации профессиональной деятельности. В этом случае «результатом действия мотивационного механизма является изменение мотивационных структур личности в процессе адаптации преодоления через рефлексию ситуационных изменений в познавательные мотивы, мотивы достижения успеха и самореализации» [8, с. 55].

Примерами таких состояний и качеств являются агрессия и агрессивность. Агрессивность как стремление к нанесению ущерба предметам или людям [13] является очевидным препятствием для эффективной реализации тех видов профессиональной деятельности, которые характеризуются высоким уровнем ответственности и необходимостью интенсивного взаимодействия с предметной и социальной средой. В рамках одного из направлений разработки проблемы агрессивности в психологической науке агрессия рассматривается как вариант возможных ответных реакций личности на фрустрацию. Фрустрация - состояние, возникающее в ситуации, когда личность не может удовлетворить какую-либо актуальную потребность, может провоцировать деструктивное поведение, разновидностью которого является и агрессия. Констатируемая связь между особенностями потребностно-мотивационной сферы и агрессивным поведением делает

актуальным анализ соотношения между особенностями профессиональной мотивации и характеристиками агрессивности профессионалов, чья деятельность предъявляет особые требования к таким качествам, как эмоциональная устойчивость, самообладание и выдержка [1; 6].

Серьезность последствий, вызываемых нарушениями в работе железнодорожного транспорта, делает актуальным всесторонний анализ агрессивных тенденций, возникновения состояния агрессии и его проявления у работников этой сферы [3]. Изучению агрессивности и профессиональной мотивации было посвящено исследование, в котором приняли участие 60 машинистов локомотивных депо разного возраста и стажа работы. Для проведения психологической диагностики использовались следующие методики: Опросник агрессивности Басса-Дарки [13]; Тест «руки» (Б. Бриклен, З. Пиотровски, Э. Вагнер) [4]; Методика изучения мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир, модификация А.А. Реана) [11].

Опросник Басса-Дарки позволяет дать количественную и качественную характеристику агрессивности. Согласно представлениям авторов опросника, агрессивность - это характеристика индивидуальности. Каждый человек должен обладать некоторым уровнем агрессивности: от практически полного отсутствия до максимальной выраженности. Почти полное отсутствие агрессивности характерно для пассивной и конформной личности. Высокий уровень агрессивности делает ее конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию. Сами агрессивные проявления могут быть двух типов - мотивационные, когда агрессивные действия связаны вызваны потребностями самого индивида, имеют для него самостоятельную ценность, и инструментальные, когда агрессия является средством достижения каких-либо других целей.

Опросник Басса-Дарки позволяет измерить выраженность следующих видов

о

0

1

ш

S

о

о ф

о

0

1

I

ф

ю о о о

го ш

_0 го

I

о

S

о

о ф

-& о

агрессии: физическая агрессия (нападение), косвенная агрессия, вербальная, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность.

Опросные методы измерения агрессивности имеют те же недостатки, что и опросники в целом. Испытуемый может вольно или невольно искажать информацию о себе, особенно если цель диагностики очевидна и выявляемое качество имеет асоциальный характер. Поэтому в рамках описываемого исследования дополнительно использовалась методика проективной техники - Тест «руки» Э. Вагнера. В основе лежит методический прием, который состоит в том, что задачей обследуемого является интерпретация содержания действия, которое приписывается изображению кисти руки. Предполагается, что выбор вида активности осуществляется по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.

Для диагностики особенностей мо-тивационной сферы использовалась методика К. Замфир (модификация А.А. Ре-ана), позволяющая оценить соотношение внутренней и внешней мотивации профессиональной деятельности. Внутренне мотивированной считается деятельность, побуждаемая удовлетворением от самого процесса и результата работы и возможностью наиболее полной самореализации именно в данной деятельности. К внешним положительным мотивам относится денежный заработок, карьера и престижность профессии, к внешним отрицательным - стремление избежать критики и наказания. На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности -тип соотношения между собой трех видов мотивации: внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной мотивации (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ). Результаты диагностики по методике К. Замфир представлены в табл. 1.

Таблица 1. Результаты диагностики профессиональной мотивации

(методика К. Замфир)

Мотив 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Денежный заработок 7% 8% 18% 20% 47%

Продвижение по службе 18% 7% 13% 27% 35%

Избегание критики 33% 27% 15% 18% 7%

Избегание наказания 25% 15% 10% 17% 35%

Достижение престижа и уважения 13% 30% 20% 12% 25%

Удовлетворенность от работы и 5% 10% 15% 25% 45%

результата

Самореализация в деятельности 7% 5% 25% 28% 35%

Анализ результатов диагностики особенностей мотивации профессиональной деятельности машинистов электропоезда показал, что для большинства испытуемых наиболее значимыми мотивами профессиональной деятельности являются денежный заработок и удовлетворенность от работы и результата, то есть преобладают внешняя положительная и внутренняя мотивация. Наименее значимыми являются два внешних отрицательных мотива -избегание критики и избегание наказания.

В результате определения типа моти-вационного комплекса по усредненным данным в выборке в целом (рис. 1) выявлено оптимальное соотношение внутренних и внешних мотивов (ВМ (3,75) > ВПМ (3,33) > ВО (2,78)).

Для оценки соотношения между особенностями мотивации и агрессивности в дальнейшем анализе использовались данные испытуемых с четко определенными оптимальными и неоптимальным типами мотивационных комплексов.

Рис. 1. Распределение типов мотивационных комплексов в выборке

Вычислялись средние показатели по шкалам тестов, направленных на диагностику особенностей агрессивности в трех выборках испытуемых: с преобладанием внутренней мотивации, внешней положительной и внешней отрицательной. Для определения значимости различий в показателях агрессивности использовался статистический критерий Манна-Уитни.

Анализ усредненных данных по шкалам теста Басса-Дарки показал, что различий в индексах агрессивности и враждебности между выборками с оптимальным и неоптимальным мотива-ционными комплексами нет, однако существуют различия по количественной выраженности разных видов агрессии. Сравнение выраженности видов агрессивности показало, что в выделенных группах испытуемых значимо различаются оценки косвенной и вербальной агрессии. При этом наиболее выражена склонность к косвенной агрессии у испытуемых с мотивационным комплексом, в котором сила внутренних и внешних мотивов профессиональной деятельности равна и превышает действие внешних отрицательных мотивов. Это говорит о том, что для них характерна скрытая или замаскированная агрессия, в форме распространения слухов и интриг. Наименее выражена эта форма агрессии в выборке с преобладанием внутренней мотивации профессиональной деятельности, однако показатель вербальной агрессии в этой группе значительно больше, чем в остальных двух группах и по другим видам агрессии. Испытуемые, удовлет-

воренные своей профессией и реализующиеся в ней, склонны выражать негативные чувства открыто, через содержание и форму словесных ответов.

Помимо различий между всеми тремя выборками по показателям косвенной и вербальной агрессии, выявились и особенности отдельных групп. Так, оказалось, что внутренне мотивированные на профессиональную деятельность испытуемые отличаются значимо более низкой физической агрессией. В выборке с внешней отрицательной мотивацией -самый низкий, значимо отличающийся уровень негативизма. Это означает, что такие работники редко бывают в оппозиции к руководству. Испытуемые с внутренней мотивацией более обидчивы по сравнению с внешне мотивированными.

Обработка результатов диагностики по тесту Вагнера и анализ различий показателей в выборках с разной мотивацией с помощью и-критерия Манна-Уитни свидетельствует об отсутствии различий между испытуемыми с разными моти-вационными комплексами в готовности реагировать открытой агрессией. При этом выявилось, что испытуемые с одинаковой выраженностью внутренней и внешней положительной мотивации профессиональной деятельности отличаются от других склонностью к доминированию, нежеланием приспосабливаться к окружению. Выявлены существенные различия между всеми подгруппами в частоте ответов, относимых к категориям «страх», «эмоциональность» и «коммуникация». Показатели по этим категориям отражают тенденцию к действию,

о

0

1

со ^

о

о ф

О

0

1

I

ф

ю о о о

го со

-0 го

I

о ^

о

о ф

-& о

го m

о ^

<u Ц

СО

0 bi

1 uJ

ф ^

го ш о

направленную на приспособление к социальной среде и снижающую вероятность агрессивного поведения. При этом в подгруппе с отрицательной мотивацией профессиональной деятельности чаще встречаются ответы, в которых проявляется потребность в теплых, дружеских отношениях, боязливость и зависимость (категории «эмоциональность», «страх», зависимость), а у испытуемых с внутренней мотивацией ярко выражена установка на партнерские равные отношения, готовность к сотрудничеству.

Таким образом, исследование показало, что существуют различия в видах агрессии и факторах ее сдерживания у работников с различными типами профессиональной мотивации. Очевидно, что наличие внутренней мотивации к профессиональной деятельности свидетельствует об эмоциональном благополучии работника, соответствии особенностей его потребностно-мотивационной сферы реализуемым функциям, снижением вероятности возникновения фрустрирую-щих ситуаций, а значит, и агрессивных реакций. Диагностика типа профессиональной мотивации может быть основанием для прогноза профессиональной успешности, рассматриваться как критерий профотбора.

Выявленные закономерности следует учитывать на этапе профессиональной подготовки работников [5; 7]. Диагностика профессиональной мотивации в ходе овладения профессией позволяет выявить обучающихся, с которыми необходимо работать в плане повышения мотивации к осуществлению профессиональной деятельности [12]. Для этого важно обеспечивать комплекс мер, направленных на повышение учебно-профессиональной мотивации, а также на формирование качеств, позволяющих будущему специалисту быть устойчивым к агрессивному поведению окружающих, уметь контролировать свои агрессивные реакции. Проведение учебно-профессиональных тренингов профилактики агрессивного поведения будет способствовать

развитию у обучающихся навыков коммуникации, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, овладению приемами управления агрессией [2; 9]. Подобная психолого-педагогическая работа обеспечит формирование необходимых будущему специалисту компетенций, обусловливающих его эффективное взаимодействие в профессиональной среде общения. Библиографический список:

1. Коваленок Т.П. Специальные способности как фактор профессионального самоопределения в рабочих профессиях // Доклады ТСХА: материалы международной научной конференции. - 2018. - С. 387-389.

2. Козленкова Е.Н., Ушатова И.В. Проблема применения тренинга в процессе подготовки специалистов // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им.

B.П. Горячкина. - 2009. - № 5 (36).

C. 121-123.

3. Кубрушко П.Ф., Девисилов В.А. Концептуально-дидактические основания национальной системы ноксо-логического образования // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им.

B.П. Горячкина. - 2010. - № 3 (42).

C. 11-15.

4. Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методика исследования личности «Hand-test»: метод. руководство. - СПб.: ГМНППП «ИМАТОН», 2001. - 64 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Леднев В.С., Кубрушко П.Ф. Методика профессионального обучения: производственное обучение: учебно-практ. пособие. - М.: МГУП, 2001. -100 с.

6. Лысенко Е.Е., Нестерова О.С. Анализ профессионально важных личност-

ных качеств у будущих педагогов // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им.

B.П. Горячкина. - 2011. - № 4 (49).

C. 77-79.

7. Львов Л.В. Роль умений в достижении профессиональной компетентности будущих специалистов // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2004. - № 5 (29). С. 94-107.

8. Львов Л.В. Моделирование мотива-ционного механизма // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. - № 3. С. 49-56.

9. Назарова Л.И., Комендантова Ю.С. Применение технологии контекстного обучения при организации тренингов // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - 2013. С. 28-31.

10. Носкова О.Г. Психология труда: учеб. пособие / под ред. Е.А. Климова. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.

11. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - С. 84-86.

12. Сиденко Е.А. От теоретических аспектов мотивации обучаемых в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке к практике ее изменения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2017. - № 3. С. 69-80.

13. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки // Психологическая диагностика. - 2008. - № 1. С. 35-58.

Поступила 18.09.2018

Об авторах:

Коваленок Татьяна Петровна, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный аграрный универси- о тет - МСХА имени К.А. Тимирязева» (Россия, г. Москва), кандидат психологических | наук, доцент, tkovalenok@yandex.ru ф

Козленкова Елена Николаевна, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева» (Россия, г. Москва), кандидат педагогических наук, доцент, kozlenkova28@mail.ru

Для цитирования: Коваленок Т.П., Козленкова Е.Н. Типы профессиональной мотивации и особенности агрессивности // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 3. С. 48-54. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-3-48-54

References:

1. Kovalenok T.P. Special abilities as a factor of professional identity in blue-collar jobs. Doklady TSKhA: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. - 2018. - P. 387-389. [in Russian]

2. Kozlenkova E.N., Ushatova I.V. Problem of using training it preparation of specialists // Vestnik Federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo uchrezhdenia vysshego

го ш

_0 го

I

о

S

о

о ф

-&

о ср

professionalnogo obrazovania Moskovskii gosudarstvennyi agroinzhenernyi universitet im. V.P. Gogiachkina. - 2009. - No. 5 (36). P. 121-123. [in Russian]

3. Kubrushko P.F., Devisilov V.A. Conceptual didactic foundations of the national system of noxological education // Vestnik Federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo uchrezhdenia vysshego professionalnogo obrazovania Moskovskii gosudarstvennyi agroinzhenernyi universitet im. V.P. Gogiachkina. - 2010. - No. 3 (42). P. 11-15. [in Russian]

4. Kurbatova T.N., Muliar O.I. Projective method of personality study «Handtest». - SPb.: GMNPPP "IMATON", 2001. - 64 p. [in Russian]

5. Lednev V.S., Kubrushko P.F. Methodology of professional education: vocational education. M.: MGUP, 2001. - 100 p. [in Russian]

6. Lysenko E.E., Nesterova O.S. Analysis of professionally relevant personality features of future teachers // Vestnik Federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo uchrezhdenia vysshego professionalnogo obrazovania Moskovskii gosudarstvennyi agroinzhenernyi universitet im. V.P. Gogiachkina. - 2011. - No. 4 (49). P. 77-79. [in Russian]

7. Lvov L.V. Role of skills in achieving professional competency of future specialists. Obrazovanie i nauka. Izvestia UrO RAO. - 2004. - No. 5 (29). P. 94-107. [in Russian]

8. Lvov L.V. Modeling the motivation mechanism // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2015. - No. 3. P. 49-56. [in Russian]

9. Nazarova L.I., Komendantova Yu.S. Application of context teaching technology to the organization of trainings. Innovatsionnyie protsessy v obrazovanii: strategia, teoria i praktika razvitia. 2013. - P. 28-31. [in Russian]

10. Noskova O.G. Psychology of work. Ed. E.A. Klimov. - M.: Akademia, 2004. - 282 p. [in Russian]

11. Rean A.A. Psychology and psycho-diagnostics of personality: Theory, research methods, practicum. - SPb.: Praim-EVROZNAK, 2006. - P. 84-86. [in Russian]

12. Sidenko E.A. From theoretical aspects of learners' motivation in Russian and foreign pedagogy and psychology to practical changes // Innovatsionnyie proekty i programmy v obrazovanii. - 2017. - No. 3. P. 69-84. [in Russian]

13. Khvan A.A., Zaitsev Yu.A., Kuznetsova Yu.A. Standardization of A. Buss and A. Durkey inventory // Psikhologicheskaia diagnostika. - 2008. - No. 1. - P. 35-58. [in Russian]

About the authors:

Kovalenok Tatyana Petrovna, Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Russian Timiryazev State Agrarian University (Moscow, Russia), PhD in Psychology, assistant professor, tkovalenok@yandex.ru

Kozlenkova Elena Nikolaevna, Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Russian Timiryazev State Agrarian University (Moscow, Russia), PhD in Pedagogy, professor, kozlenkova28@mail.ru

For citation: Kovalenok T.P., Kozlenkova E.N. Types of professional motivation and features of aggressiveness // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. -Vol. 10. - No. 3. P. 48-54. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-3-48-54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.